Бальная система каи. Балльно-рейтинговая система — что это и с чем её «едят»? Балльно-рейтинговая система обеспечивает повышение мотивации студентов к усвоению фундаментальных и профессиональных знаний, стимулирует повседневную систематическую учебную раб

А ты готов перейти на новый формат? Ведь это система, в которой отсутствует традиционное оценивание студентов по пятибалльной шкале. Вместо этого в процессе учебы студент получает баллы за работу на семинарах, за посещение, за ведение конспектов и т.д

Продолжим знакомиться с понятиями, с которыми вам придется столкнуться, когда вы станете студентами.

Сегодня хочу рассказать о БРС – балльно-рейтинговой системе.
Что это? В чём её суть? В каких университетах применяется? Какие плюсы и минусы имеет эта система? Ответы на данные вопросы вы узнаете в этой статье.

Что такое балльно-рейтинговая система?

Другими словами, это система, в которой отсутствует традиционное оценивание студентов по пятибалльной шкале.

Вместо этого в процессе учебы студент получает баллы за работу на семинарах, за посещение, за ведение конспектов и т.д (в сумме не более 40 баллов*). В конце каждого семестра все баллы суммируются между собой и прибавляются к баллам, полученным студентом на экзамене (максимально можно получить 60 баллов) и уже после этого переводятся в оценку по следующей схеме*:
86 – 100 баллов – «5»
70 – 85 баллов – «4»
51 – 69 баллов – «3»
Если по итогу студент набирает меньше 51 балла, то считается, что он не освоил дисциплину.

*- данная схема, так же как и деление 100 баллов на «40 – за семестр, 60 за экзамен» может незначительно отличаться в зависимости от вуза.

В каких университетах применяется?

Балльно-рейтинговая система применяется в таких вузах, как ВШЭ, РУДН, РЭУ, Финансовый Университет, МФЮА, МПГУ, СПБГЭУ, УРФУ, КФУ, ЮФУ и др. Точную информацию о том, применяется ли балльно-рейтинговая система в выбранном вами учебном заведении, вы всегда можете найти на сайте самого вуза.

Какие плюсы и минусы имеет балльно-рейтинговая система?

Плюсы:

  • Повышается объективность оценки студенческих достижений в учебе.
    Объективность – главное требование, предъявляемое к оценке, — в традиционной системе реализуется не очень хорошо. В балльно-рейтинговой системе экзамен перестает быть «последним приговором», потому что он только добавит баллы к тем, которые набраны за семестр. Если же наоборот, на экзамене студент перенервничает и напишет его не так хорошо, оценка будет снижена не так сильно за счет баллов, набранных за семестр.
  • Усиливается мотивация к постоянной активной работе на протяжении всего семестра (хотя для кого-то, наверное, это минус).
    Как известно, раньше многие студенты руководствовались правилом «от сессии до сессии живут студенты весело», то есть почти совсем ничего не делали на протяжении семестра, а за пару-тройку дней зубрили весь материал и успешно (или не очень) сдавали экзамен. При БРС же сделать так будет труднее.
  • По окончании каждого семестра формируется общий рейтинг курса, который делает более доступными различные возможности университета, например, поездка на семестр или год в иностранный университет на обучение. Все просто, хочешь получать крутые возможности – учись хорошо.
  • «Гонка» за баллами.
    При балльно-рейтинговой системе обучения некоторые студенты (особенно в не особо дружных группах) испытывают чувство постоянной конкуренции. Чаще всего это проявляется, когда преподаватель, например, дает 2-3 темы для презентаций или доклада и студенты должны сами между собой распределить, кто их будет делать и кто, соответственно, получит баллы. И бывает так, что студенты, у которых и так уже достаточно баллов, не дают сделать подобные работы тем, кому эти баллы нужнее, у кого их очень мало. Вот в таких ситуациях и проявляется человечность и умение уступать.
  • Иногда не совсем понятное распределение баллов между различными видами работ.
    Согласитесь, странно слышать от преподавателя, что он, например, ставит одинаковое количество баллов за ответ на семинаре и за написание эссе или реферата. Ведь на два этих вида работ тратится совершенно разное количество времени. Тем не менее, иногда попадаются преподаватели, которые распределяют баллы не совсем понятным и логичным образом.
  • Субъективность при отсутствии чётких критериев.

Минусы:

Хотя одной из целей БРС и является ликвидация субъективности при оценивании студентов, все равно, если нет чётких критериев того, как должен оцениваться тот или иной вид работы, преподаватель устанавливает их так, как считает нужным. Более того, нередко преподаватели учитывают баллы студентов лишь формально, ставя оценку в конце семестра «на глазок».

Я, как человек, который совсем недавно ушел от привычной школьной системы и стал учиться по балльно-рейтинговой, могу сказать, что мне гораздо труднее было написать о минусах БРС, чем о плюсах.

А это значит, что все-таки учиться, получая баллы, а не оценки, немного проще. Ведь ты всегда знаешь: всё зависит только от тебя, ты можешь немного «похалявить» в течение семестра, но тогда на экзамене станет сложнее, потому что будешь знать, что до желаемой оценки тебе не хватает немало баллов, а это добавляет волнения (я лично была свидетелем несчастной сцены,к когда одногруппникам не хватило 3-5 баллов до четверки и они «слетели» со стипендии»). Так что в этой системе уж точно всё в ваших руках!

Теперь, увидев на сайте понравившегося вам вуза информацию о том, что в нем применяется балльно-рейтинговая система, вы будете знать о ней чуточку больше и будете предполагать, что вас ждет!

Введение балльной системы является первым этапом на пути к полномасштабному переходу на обучение системе зачетных единиц. Кроме того, обязательным условием аттестации и аккредитации абсолютно всех вузов будет предоставление результатов по данному эксперименту.

Переход на новую систему обучения качественно не изменит содержание учебных дисциплин: количество часов, лекционных и семинарских занятий остается прежним.

Данная система должна использоваться в учебном процессе по всем дисциплинам учебного плана, включая дисциплины федерального и вузовского компонентов, а также дисциплины по выбору студентов. Апанасенко Г.А Бально - рейтинговая система: имеет ли она право на самостоятельное существование? // Современная школа, 2008. - № 2. - с. 9

1. Бально-рейтинговая технология оценки знаний используется с целью личностно - ориентированного обучения, стимулирования систематической работы студентов, раскрытия их творческих способностей, дифференциации оценки знаний.

2. Бально-рейтинговая технология оценки знаний предназначена для повышения объективности и достоверности оценки уровня подготовки студентов и используется в качестве одного из элементов управления учебным процессом в вузе.

Понимать систему формирования оценок по дисциплинам и другим видам занятости с целью получения итоговых оценок;

Осознать необходимость систематической работы по выполнению учебного плана на основании знания своей текущей рейтинговой оценки по каждой дисциплине и ее изменение из-за несвоевременного освоение материала;

Своевременно оценить состояние своей работы по изучению дисциплины, выполнению всех видов учебной нагрузки до начала экзаменационной сессии;

В течении семестра вносить коррективы по организации текущей самостоятельной работы.

Планировать (подробно) учебный процесс по конкретной дисциплине и стимулировать работу студентов за систематическую работу;

Своевременно вносить коррективы в организацию учебного процесса по результатам текущего рейтингового контроля;

Объективно определять итоговую оценку по дисциплине с учетом систематической работы;

Обеспечить градацию оценки уровня знаний по сравнению с традиционной системой.

6. Бально-рейтинговая технология позволяет обеспечить непрерывность контроля и оценки качества знаний, как по отдельной дисциплине, так и на протяжении семестра, на текущий этап обучения (все прошедшие семестры) и период обучения на данной ступени высшего профессионального образования (ВПО).

При разработке балльной системы оценки успеваемости кафедры и отдельные преподаватели учитывают следующие моменты:

Кафедры в зависимости от специфики преподаваемых дисциплин устанавливают виды текущего контроля и их стоимость в баллах;

Стоимость посещения каждого занятия рассчитывается как частное от деления установленной за посещение занятий суммы баллов на количество планируемых учебных занятий;

По каждому виду учебной работы максимальное количество баллов выставляется при условии выполнения его на «отлично»;

При неудовлетворительной оценке за выполнение какого-либо вида текущего контроля баллы не начисляются;

Кафедра вправе объявить выполнение каких-либо заданий обязательными. В случае невыполнения или получении неудовлетворительной оценки за выполнение таких обязательных заданий итоговая оценка будет неудовлетворительной независимо от суммы баллов, набранных на других видах текущего контроля.

Набранная сумма баллов используется для определения итоговой оценки. В качестве шкалы итоговых оценок предлагается использовать принятую в России пятибалльную шкалу и несколько модифицированную систему ECTS, принятую в большинстве стран Европы.

Теоретического материала - посещение лекций;

Практические навыки - выполнение и защита лабораторных работ, семинарские занятия;

Выполнение самостоятельных работ (рефераты, творческие задания, расчетно-графические работы, курсовые работы и проекты) и их защита;

Учебная, производственная и др. практики.

2. Бально - рейтинговая технология должна быть четко расписана по каждой дисциплине и доведена до сведения каждого студента в начале занятий, как составляющая программы изучения дисциплины, которая входит в учебно-методический комплекс (УМК).

3. При изучении одной дисциплины студент может получить не более 100 баллов. При этом большую часть баллов студент получает в течение семестра, около 1/3 - итоговая аттестация.

Занятия, пропущенные по уважительной причине, отрабатываются по инициативе студента по направлению деканата; Баллы, полученные на отработке, идут в рейтинг.

5. По решению кафедры студенты, имеющие высокий рейтинг по дисциплине (от 90%) могут быть (с их согласия) освобождены от сдачи экзамена. Для получения оценки «отлично» требуется сдача экзамена.

7. Трудоемкость изучения дисциплины (количество часов или зачетных единиц согласно учебного плана) учитывается коэффициентом в оценке по среднему показателю успеваемости (ОСПУ):

Где О1, О 2, Оn - числовые эквиваленты оценок по дисциплине;

К1, К2, Кn - учетные зачетные единицы соответствующей дисциплины.

Балльная система оценки контроля успеваемости предусматривает не только дифференцированную оценку различных видов учебной работы, но и соблюдение сроков их выполнения. Устанавливаются следующие сроки представлений кафедрами (преподавателями) отчетов по текущей успеваемости студентов:

К этим срокам каждый преподаватель представляет в деканаты отчеты о текущей успеваемости студентов в группах, где он проводит учебные занятия. Колбанов В.В. Педагогика: Учебник. - СПб.: ДЕАМ, 2008. - 32с.

При наличии у студента, не набравшего, или набравшего мало баллов к моменту представления отчета, документально подтвержденной уважительной причины (болезнь, отъезд на сборы, соревнования) деканат продлевает ему сроки сдачи контрольных распоряжений по деканату с обязательным оповещением об этом студента и соответствующего преподавателя (кафедру).

Студент, без уважительной причины не выполнивший контрольные задания и не набравший минимальное количество баллов, требуемых для получения зачета или экзаменационной оценки по окончании изучения дисциплины, только на компенсационной основе может быть допущен к повторному ее изучению. При его отказе от этого или при повторном получении неудовлетворительной оценки его отчисляют из университета. Васильева О.С. Бально - рейтинговая система // Психологический вестник РГУ, 2008. - № 3. - с. 45

Таким образом, использование рейтингового контроля и оценки можно повысить уровень мотивации к изучению предмета. Результаты могут быть засчитаны в качестве итоговой оценки по семестровому зачету и как следствие - в качестве итоговой экзаменационной оценки. И при использовании бально-рейтинговой системы можно следить за динамикой успеваемости и группы в целом и каждого студента, озвучивание результатов рейтинга позволит повысить активность студентов и внести в процесс обучения момент соревнования, выявляя лучших и отстающих студентов.

Контент страницы

Согласно «Положению о проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по программам бакалавриата и магистратуры в Финансовом университете» Приказ от 23.03.2017 №0557/о и пункту 2.4 Приложения №1 к данному Положению кафедрой «Системный анализ в экономике» утвержден единый стандарт балльно-рейтинговой системы оценки знаний обучающегося:

«…Критерии балльной оценки включают качество подготовки обучающихся к семинарским занятиям, выполнения различных видов самостоятельной работы (при этом результаты регулярно проводимого экспресс- ­контроля успеваемости обучающихся должны составляют не менее 50% балльной оценки), а также посещение аудиторных занятий (не более 15% балльной оценки).

Для обязательных дисциплин:

Текущий контроль успеваемости по всем изучаемым дисциплинам программ бакалавриата очной формы обучения с подведением итогов в период с 01 по 10 ноября и с 01 по 10 апреля учебного года и на конец каждого семестра.

20 баллов максимум за каждый период

3 балла (15% от максимальных 20 баллов)
предусмотренные профилем РУП обучающегося) 10 баллов (не менее 50% балльной оценки)
7 баллов
Всего 20 баллов за каждую аттестацию (20*2=40)
Зачёт/экзамен 60 баллов
Итого 100 баллов

Для дисциплин по выбору и дисциплин университетского блока:

40 баллов максимум за период освоения дисциплины
посещение аудиторных занятий (лекций/семинаров) 6 баллов (15% от максимальных 40 баллов)
результаты регулярно проводимого экспресс- ­контроля успеваемости (контрольные или другие виды работ, предусмотренные профилем РУП обучающегося) 20 баллов (не менее 50% балльной оценки)
Различные виды учебной деятельности на семинарском занятии предусмотренные Положением (Раздел 2.) 13 баллов
Всего 40 баллов за период освоения дисциплины
Зачёт 60 баллов
Итого 100 баллов

Приложение № 1 к «Положению о проведении текущего контроля…» Приказ от 23.03.2017 №0557/о

Оценка качества работы обучающегося в балльно-рейтинговой системе используется для эффективного управления образовательным процессом, при решении вопросов назначения государственных академических и именных стипендий, выдачи дипломов с отличием и т.д.

  • повышение мотивации обучающихся к освоению образовательных программ;
  • получение детальной и разносторонней информации о качестве и результативности обучения, а также о персональных учебных достижениях обучающихся для их мо​рального и материального поощрения;
  • стимулирование систематической работы обучающихся в течение семестра (модуля);
  • снижение роли случайных факторов при текущей и промежуточной аттестации;
  • информационное обеспечение подготовки приложения к диплому Финансового университета, сопоставимого с общеевропейским (Diploma Supplement).
  • единство требований, предъявляемых к работе обучающихся;
  • регулярность и объективность оценки результатов работы обучающихся;
  • открытость и гласность результатов успеваемости обучающихся для всех участников образовательного процесса.

1.4. В основу балльно-рейтинговой системы положена 100-балльная система оценки знаний обучающихся, используемая в качестве дополнения к официальной пятибалльной системе (семестровой, модульной) оценки знаний обучающихся, принятой в Российской Федерации.

2. БАЛЛЬНАЯ ОЦЕНКА ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ


  1. Критерии балльной оценки включают качество подготовки обучающихся к семинарским занятиям, выполнения различных видов самостоятельной работы (при этом результаты регулярно проводимого экспресс-­контроля успеваемости обучающихся должны составлять не менее 50% балльной оценки), а также посещение аудиторных занятий (не более 15% балльной оценки).
  2. При подведении итогов текущего контроля успеваемости в середине семестра его результаты в 20-балльной оценке вносятся в ведомости текущего контроля успеваемости с использованием ТЭКУ и на соответствующей странице предметно-­группового журнала преподавателями, ведущими аудиторные занятия.
  3. Обучающийся, получивший от 7 до 20 баллов, считается аттестованным, получивший от 0 до 6 баллов - не аттестованным.
  4. Результаты текущего контроля успеваемости за вторую половину семестра/в модуле преподаватели, ведущие аудиторные занятия, сообщают обучающимся на последнем занятии и вносят в ведомости (в колонку «баллы, работа в семестре») в день проведения зачета/экзамена.
  5. Итоговая сумма баллов, полученная обучающимся по результатам текущего контроля успеваемости в семестре/модуле и промежуточной аттестации, преобразуется в пятибалльную систему оценок в соответствии с таблицей 2.

Таблица 2

Порядок перевода 100-балльной оценки в пятибалльную

Предназначена для преподавателей, использующих балльно-рейтинговую систему стимулирования и оценивания учения студентов по курсам. Программное обеспечение разработано Отделом ОиТ Управления информатизации ЯГПУ им К.Д. Ушинского для поддержки деятельности ППС 2.1 в соответствии с университета в последней редакции (февраль 2015 г.).

Базовым педагогическим подходом использования БРС 2.2 в вузе является реализация субъектно-ориентированного типа педагогического процесса с приоритетом ответственного отношения студента к результатам своего обучения, постановки собственных учебных задач и индивидуальных образовательных траекторий изучения курса. Развитие ответственности и преодоление школярства обучающегося рассматриваются как ключевое средство повышения качества образования и роста профессионализма выпускника.

Расчёт трудоёмкости выполненных заданий ведётся на основе стандарта нового поколения и европейской системы ECTS – European Credit Test System .

Спецификой настоящего программного обеспечения является предоставление широких возможностей (свобод) преподавателю в выборе суммы заданий, их значимости, установления требований к ИОМ 2.3 , норм получения зачетов, параметров промежуточной и итоговой аттестации студентов при вписывании их в существующую кредитно-модульную структуру основной образовательной программы (учебного плана).

Балльно-рейтинговая сопоставительная система

4
Кредит Оценка Неуд 3 5
Оценка ECTS F FX E D C B A
Сумма баллов 2 2+ 3 3+ 4 5 5+
1 36 менее 13 13 19 22 25 31 34
2 72 менее 25 25 37 43 49 61 67
3 108 менее 37 37 55 64 73 91 100
4 144 менее 49 49 73 85 97 121 133
5 180 менее 61 61 91 106 121 151 166
6 216 менее 73 73 109 127 145 181 199
7 252 менее 85 85 127 148 169 211 232
8 288 менее 97 97 145 169 193 241 265

2.2. Назначение БРС

  • Организационное средство создания и регулирования индивидуальных образовательных траекторий студентов.
  • Средство распределения трудозатрат студентов по освоению заданных компетенций и оценивания их (трудозатрат) в баллах.
  • Средство стимулирования самоорганизации деятельности студентов по изучению курса.
  • Средство оценки успешности студентов (рейтинговая оценка).

2.3. Этапы разработки БРС по дисциплине (курсу)

  1. Уточнение трудоёмкости курса Т в кредитах, ресурса времени студента на изучение курса в часах и рекомендуемого количества баллов оценки реальных учебных усилий студентов из расчёта 1 кредит = 36 баллов ECTS = 36 часов .
  2. Уточнение компетентностей, являющихся результатом изучения курса и деятельности обучающихся, в ходе которой они должны быть сформированы.
  3. Разработка перечня заданий по курсу, которые должен выполнить студент и назначение суммы баллов за их выполнение.
  4. Заполнение формы БРС-1 (количество и название заданий, их статус).
  5. Оформление Рекомендаций студентам по БРС-оцениванию их успехов и требованиям к минимуму баллов для получения зачета (допуска к экзаменам). Желательно не только представить студентам е-версию таблицы оценок БРС, рекомендуется разместить её в сетевом УМК 2.4 .
  6. Работа с БРС-1: текущее заполнение формы и размещение её в доступе студентов.

2.5. Открытость сведений по БРС

БРС-оценивание успеваемости студентов по дисциплине может достичь своих целей только при условии открытости её сведений. Идеология БРС-оценивания предполагает постоянный доступ обучающихся к текущим оценкам, рейтинговому списку группы (групп по дисциплине), однако используемая версия web-интерфейса обеспечивает открытость фиксированных данных самому преподавателю и возможность их обработки в АСУ университета. Информирование студентов, желательно постоянное, должно производиться через размещение PDF-версии 2.6 таблицы БРС в среде электронного обучения http://Moodle.yspu.org или рассылки её студентам по установленным адресам электронной почты.

2.6. Пример описания БРС для студентов

Самостоятельная работа студента оценивается в баллах. Ниже приведены виды работ и вес их в баллах

Кол-во (до)
Вид работы Баллы Обязательные задания (по уровням)
О С П
Формулировка вопросов 5-10 2
Итоговый тест 20 + + + 1
Разработка аналитической записки (анализ образовательной среды, программы развития ОУ) 30 + 1
Подготовка Проекта 60 + 1
Собеседование (зачетное занятие) 10-15 + + + 1
Реферат / РРР 15 – 40 / 20 + 1
Ответы на семинаре (практикуме) 10-20 + + + *
Письменные ответы 5-20 + + + 3
Контрольная работа 20 1
Дополнительные задания До 30 1
Вопросы на вопросы зачёта 10 2
Бонус 5
Всего баллов: 170-240 70 120
Примечание: БРС: Мин. количество баллов для зачета – 74 («3»). «5» - от 122 балла. По окончании курса составляется рейтинговый лист магистрантов. Обязательные для выполнения задания соответствуют выбранному студентом уровню изучения курса. В ходе самостоятельной работы студентов ведется учет набранных ими баллов и подсчитывается текущий рейтинг студента в группе. По суммарным результатам зачетов оформляется и опубликовывается итоговый рейтинг студентов.

В соответствии с решением Ученого совета исторического факультета МГУ (протокол № 1 от 20.02.2015 г.) , начиная с осеннего семестра 2015/2016 учебного года на факультете вводится балльно-рейтинговая система контроля знаний студентов бакалавриата на годовых семинарских занятиях по отечественной и всеобщей истории I-III курсов всех форм обучения.

Норматив расчета баллов

Виды работ Количество баллов
Посещение и текущая работа в семинаре
(Количество баллов, получаемых за каждый семинар, определяется исходя из фактического числа семинаров в данном учебном году)
60 (30 + 30)
Написание рефератов, устные выступления по источникам и другие формы самостоятельной работы студентов по заранее полученным от преподавателя заданиям 20
Оппонирование докладов 5 + 5
Коллоквиум, тесты 10 - 20
Доклад 45 - 60 - 70
Обсуждение доклада
(Чтобы быть поставленной на обсуждение, работа должна быть сдана вовремя; в противном случае студент теряет баллы за обсуждение. Дается оценка устного выступления, ответов на вопросы и замечания выступавших в дискуссии)
10 - 15 - 20
Максимальная итоговая сумма баллов за год 200

Предусматривается, что каждый преподаватель в течение учебного года в рамках семинарских занятий обязан обеспечить проведение всех видов работ, позволяющих студенту набрать максимально возможное количество баллов.

Результирующая оценка "Зачет" ставится при получении не ниже 120 баллов . Обязательное условие получение зачета – балл за доклад не должен быть ниже 45, и балл за коллоквиум не должен быть ниже 10. Балльно-рейтинговая система является ключевым основанием для получения зачета. Если студент набирает менее 120 баллов, преподаватель обязан, в соответствии с действующим "Законом об образовании" три раза провести формальную процедуру принятия зачета, имея право не ставить зачет, основываясь на результатах рейтинга.

Пример расчета баллов

Посещение и текущая работа в семинаре :

Учебный год содержит обычно 30 недель; если студент посетил все 30 семинаров, он получает 30 баллов (1 балл за каждое занятие). Если на каждом семинаре он активно участвовал в текущей работе, то ему добавляется по одному баллу за каждый семинар. Всего по этой позиции можно получить максимум 60 баллов.

Написание рефератов, устные выступления по источникам и другие формы самостоятельной работы студентов по заданиям преподавателя :

В этом случае преподаватель исходит из того набора форм контроля знаний, который он использует в своей педагогической практике. Студенты имеют возможность максимально набрать по этому показателю 20 баллов за год. Каждая из работ оценивается по пятибалльной шкале, учитывая, что студенту предлагается выполнение максимум четырех работ данного вида.

Оппонирование докладов :

Одно оппонирование в течение семестра, за год - два. Максимальное количество баллов за одно оппонирование – 5 (исходя из пятибалльной шкалы).

Коллоквиум, тесты :

Коллоквиум может проводиться как в устной, так и в письменной форме по выбору преподавателя. В течение учебного года обязательно проведение минимум одного коллоквиума по предмету. Cтуденты имеют возможность набрать по этому показателю максимально 20 баллов за год. По усмотрению преподавателя он может выбирать те виды контроля успеваемости студентов, которые представляются ему наиболее целесообразными, исходя из того, что максимальный балл за тестирование может составлять 5, а за сдачу коллоквиума – 10.

Доклад :

Доклад - это обязательная письменная работа, представляющая собой самостоятельное исследование по заданной теме, выполненная на основе анализа источников и научной литературы. Оценки 3, 4, 5 за текст доклада соответствуют 45, 60 и 70 баллам. Промежуточные баллы не допускаются.

Обсуждение доклада :

Обсуждение доклада на семинарском занятии является обязательным. Оценки 3, 4, 5 за устное представление доклада и его защиту соответствуют 10, 15, 20 баллам. Промежуточные баллы не допускаются.

В итоге студент, который успешно прошел все этапы контроля знаний, может получить за год работы в семинаре максимум 200 баллов. Если предположить, что студент прошел все этапы контроля, кроме доклада, успешно, но по обеим позициям оценки доклада получил «удовлетворительно» (45+10), то в сумме у него будет 165 баллов. Если при этом студент пропустил больше половины занятий, не проявляя активности на посещенных занятиях (что влечет за собой потерю более 45 баллов), то он наберет в итоге меньше 120 баллов, а это недостаточно для получения зачета. Если студент прошел все этапы контроля отлично, но доклад не сдал, он теряет 90 баллов, в сумме у него будет всего 110 баллов (недостаточно для зачета)..

Результаты всех этапов контроля знаний студентов заносятся преподавателем в журнал.