Этнографический обзор - Россия второй половины XIX века (28). Значение слова самоеды Самоеды народ почему такое название

Географическое распространение самодийских языков (красный) в XVII веке (приблизительно; штриховка) и в конце XX века (сплошной фон) на современной карте России. Внизу справа виден ареал саянских самодийцев

Самоди́йцы , самое́ды - общее название коренных малочисленных народов России: ненцев , энцев , нганасан , селькупов и ныне исчезнувших саянских самодийцев (камасинцев , койбал , моторов , тайгийцев, карагасов и сойотов), говорящих (или говоривших) на языках самодийской группы , образующих вместе с языками финно-угорской группы уральскую языковую семью . Большинство самодийских народов (ненцы, энцы, нганасаны, селькупы) проживает в Ненецком автономном округе Архангельской области , Ямало-Ненецком автономном округе Тюменской области и в Таймырском Долгано-Ненецком районе Красноярского края .

История

Самоедка. Конец XVIII века.

Название

Самоедка в летнем платье. Конец XVIII века.

Поначалу самоедами (также «самоядь» , «самоедины» ) называли только ненцев - самый крупный самодийский народ, но впоследствии это название стало использоваться и в качестве собирательного названия всех самодийских народов.

Название самодийцы образовано от русской диалектной формы самодин (единственное число), самоди (множественное число), использовавшейся в особенности в русской речи нганасан и энцев в качестве самоназвания этих групп. В 1930-х годах повсеместно заменяли старые русские названия народов России на новые, образованные от их самоназваний. Название самодийские народы , или самодийцы , было предложено в году советским лингвистом Г. Н. Прокофьевым вместо прозрачного по значению с точки зрения русского языка и потому обидного слова самоеды . В советской научной литературе название самодийцы стало общепринятым и окончательно утвердилось в

Самоеды или самоедские лайки известны издревле. Именно эта порода сопровождала кочевые племена древних северян, охраняя оленьи стада и охотясь на медведей и моржей. Также животные использовались и как ездовые собаки. В этой породе все казалось бы понятно, кроме самого названия - «самоеды». Почему так называются любимцы, объяснят исторические факты.

История породы

Порода собак «лайка самоед» принадлежит к разряду шпицев. Это древняя аборигенная человечеству на протяжении трех тысяч лет. Первые самоеды встречались еще на северных землях Российской Империи, между берегами реки Дунай и Белым морем. Кочевые племена использовали верных питомцев в качестве надежных сторожей, ловких охотников, выносливых извозчиков.Лайки самоеды - универсальные компаньоны человека во всех поприщах.

После большого переселения кочевников в Заполярье, самоеды стали популярными среди широкого круга владельцев. Множество северных племен покорила выносливость породы. Собаки стали использоваться в повседневной жизни.

Как самостоятельная порода лайка самоед возникла в начале XIX века. Английский кинолог и зоолог Эрнст Килбурн-Скотт, прожив среди ненцев 3 месяца, был покорен самоотверженностью бельков (так владельцы называли своих четвероногих компаньонов). Вернувшись в 1889 году на родину, Эрнст вместе с женой основал первый в Европе питомник самоедских собак «Фармингем». Родоначальником европейской версии породы стал белоснежный красавец Масти, привезенный Килбурном в Англию.

Первые покорения Европы

Первый клуб любителей породы, организовал все тот же Эрнст Килбурн-Скотт, в 1909 году, у себя на родине. В клубе собирались самые отчаянные любители самоедов, желающие заниматься разведением потомства и узнать самые интересные факты про четвероногих любимцев. Самый частый вопрос касался самого названия породы - самоед. Почему так называются собаки, было одной из тайн, которая открывалась постепенно.

К слову сказать, что именно в первом английском клубе была разработана система стандартов породы самоед, которой пользуются и поныне.

Эстафету по созданию клубов любителей самоедов перехватила Франция. Здесь, в 1932 году, появилось сообщество почитателей питомцев, которые тоже задавались вопросом о том,почему лайка самоед так называется. Во французском клубе собрались истинные фанаты породы, занимающиеся продвижением самоедов по всей Европе.

Первую экспедицию на Северный полюс, при помощи упряжки самоедских лаек, совершил норвежский полярный путешественник Руаль Амундсен. В процессе покорения Севера проявился недюжинный интеллект и выносливость породы. Самоеды оказались даже смышленее лаек, маламутов и хаски, которых использовали раньше в качестве извозчиков. Псы, казалось бы, понимали хозяина с полуслова, беспрекословно выполняя все его команды.

Порода собак самоед: почему так называется

Вокруг названия породы самоед долго точились споры и выдвигались различные версии. Вследствие этого, появилось несколько вариантов объяснения происхождения термина «порода самоед». Почему так называется данный излагает исторический факт. Дело в том, что собаки на протяжении нескольких тысячелетий были верными спутниками кочевых племен «самоядей» (современных ненцев), которые назывались так в результате своей обособленности и закрытости от других народностей. Собственно говоря, порода фактически зародилась в данных племенах. Отсюда и пошло название вида лаек - самоеды.

По другой версии, термин «самоед» произошел от «saam jedna» - «земля само». Саамы - древнее племя, населявшее просторы современной Финляндии.

Еще один вариант пояснения, почему так называются самоеды, связан с их непосредственной деятельностью. Белоснежные собаки, впряженные в сани, буквально сливались со снежными просторами. Издали казалось, что сани едут сами. Может быть, поэтому животных и назвали «само-едами».

Экстерьер породы самоед

Сегодня существует 7 официальных стандартных критериев породы самоедской лайки. Международная Кинологическая Федерация и Кинологический Союз Америки в оценке выставочных особей пользуются английской системой, разработанной еще Эрнстом Килборн-Скоттом.

Различают два вида породы самоед:

  • Медвежий тип. Основными характеристиками таких собак являются короткая спина, крепкое телосложение и широкая голова.
  • Волчий тип. Такие собаки отличаются поджарым телосложением, неширокой грудной клеткой и клинообразной вытянутой головой.

Общие критерии нормы для обоих видов - гармоничность телосложения. Согласно стандарту, рост девочек-самоедов не должен превышать 51 см, мальчиков - 56-58 см. вес тоже обусловлен рамками: суки должны весить не больше 25, а кобели - 30 кг.

Стандарты внешнего вида

Первые особи породы самоед были трех окрасов: белого, черного и коричневого. Но сегодня известны только белоснежные или кремовые представители самоедских лаек.

Щенка самоеда отличают чуть раскосые глаза и лукавый взгляд. Шерсть характеризуется густым подшерстком и жестким остевым верхом. Роскошный пушистый хвост лежит закрученным бубликом на спине самоеда. Это пышное опахало, кажется, никогда не находится в статическом состоянии, а является индикатором настроения питомца. Клинообразная голова венчается стоячими треугольными ушками. У самоедов крепкий костяк и мощные лапы. Отличительная черта породы - непревзойденная «улыбка»: самоеды - чуть ли не единственные собаки, умеющие «улыбаться».

Характер самоеда

Несмотря на свою независимость и самостоятельность, самоед является собакой, легкой в общении. Ласковый, преданный, чрезвычайно трудолюбивый пес станет не только верным другом, но и полноценным компаньоном. Заводя собаку данной породы, следует помнить, что ей чужды охранные и сторожевые качества: уж очень неконфликтны самоеды. Почему так называются собаки - неагрессивными? Да потому, что они издавна привыкли работать в стае. А слаженный коллектив полностью исключает конфликтность и агрессию.

Самоедская лайка способна приспособиться к любому климату. Густая шерсть спасает собаку не только от холода, но и от палящих солнечных лучей.

Помимо ездовых качеств самоеду присущи и охотничьи повадки. Живя в семье, он стремится быть в центре всех семейных дел.

Порода отличается безграничным терпением. Поэтому его охотно заводят семьи с маленькими детьми.

Особенности дрессуры самоедской лайки

Заводя самоедскую лайку, следует помнить, что к дрессировке животного нужно приступать не позднее 3-месячного возраста щенка.

Самоед является стайной собакой. А в стае все ее члены подчиняются вожаку. Вследствие этого, хозяину нужно показать свое преимущество. Несколько ключевых моментов помогут упростить задачу:

  • Кормить животное нужно только после того как поели сами хозяева - ведь в стае первым ест ее лидер.
  • Собака должна всегда идти позади владельца, тем более заходить в помещение.
  • Самоед должен иметь свое место в доме и не путаться под ногами хозяев.

При работе с самоедом не следует допускать физического насилия. Самоедская лайка - гордая и независимая порода, обладающая чувством собственного достоинства. Однако, если щенок провинился, его следует наказать. В большинстве случаев достаточно встряхнуть питомца за холку и прижать к полу. Смышленое животное поймет свою ошибку и постарается впредь обходить острые углы.

После удачно освоенной команды собаку необходимо поощрять лакомством и добрым словом. В случае неудач хозяину следует набраться терпения - со временем сложная команда закрепится в сознании питомца и будет выполняться автоматически. К слову сказать, самоеды - смышленые собаки, они хорошо и с удовольствием обучаются.

При желании можно отдать собаку в специальную школу, где опытный кинолог покажет основы дрессировки. Особенно если в планы владельца входит оформление животного на службу в МЧС, полицию, ездовой спорт.

Как ухаживать за самоедами

Как и любая другая порода, самоедская лайка нуждается в тщательном уходе. Опытные владельцы понимают, какой труд нужно приложить, чтобы в итоге питомец был роскошным и здоровым.

Самоедская лайка - одна из немногих, у кого отсутствует характерный «собачий» запах. Вследствие этого необходимость купать питомца слишком часто отпадает. Мыть самоеда следует не чаще 4-5 раз в год или по необходимости, когда пес испачкался. Каждый день достаточно после прогулки вытирать лапы, чтобы не оставались грязные следы в доме.

Самоед будет обладать густой и блестящей шерстью в результате каждодневного вычесывания. Особенно тщательно необходимо обрабатывать участки за ушами и под лапами. Именно там шерсть сваливается и сбивается в колтуны. Мех между подушечками пальцев нужно выстригать.

Особенного внимания требуют уши и глаза животного. На внутренней стороне ушной раковины образуется лишняя шерсть, которую следует удалять. Уголки глаз в случае загрязнения обрабатывают ватным тампоном, смоченным в теплой воде.

На фото - самоеды собаки. Почему так называются эти животные, точно сказать сложно, так как существует много версий, которые были рассмотрены в начале статьи.

Белоснежные животные буквально сливаются со снежными просторами, и только черные глаза и нос выдают питомцев, затаившихся в поле. Самоедская лайка очень любит гулять при любой погоде. Две-три полуторачасовые прогулки в день принесут не только радость питомцу, но и значительно улучшат его самочувствие и настроение. Во время променада стоит заняться дрессировкой собаки. Воспринимая тренировку как игру, самоед лучше усвоит команды и с удовольствием будет их выполнять. Во время прогулки контакт человека с собакой укрепляется, а дружба становится крепкой и долговечной.

Чем кормить любимца

Собаки самоеды - почему так называется порода? Ну, конечно, не потому, что питомцы едят сами себя! Животные предпочитают более существенную и разнообразную еду. Сухие сбалансированные корма или натуральная пища будет в рационе домашнего любимца, зависит от хозяина. И все-таки стоит помнить о некоторых правилах кормления собаки, которые помогут избежать возможных проблем с пищеварением.

  • Все готовые корма сбалансированы и богаты витаминами, минералами и клетчаткой.
  • Кормление питомца сухим кормом не составляет особенного труда: достаточно насыпать порцию в миску - и блюдо готово.
  • Использование сухих кормов существенно экономит время - не нужно долго варить кашу, мясо, готовить овощи.
  • Собака, питающаяся готовыми кормами, практически не нуждается в добавках - витаминах и других полезных веществах. Все элементы органично включены в состав пищи.

Однако при выборе сухого корма следует ориентироваться на качество продукта.

Отдавая предпочтение натуральной пище, следует помнить, что еда должна быть всегда свежей, а дополнительные витамины следует приобретать отдельно. В основе рациона самоеда, как и другой породы собак, должно входить мясо нежирных сортов - говядина, баранина, птица. Давать мясо необходимо, предварительно отварив или ошпарив кипятком. Для наполнения блюда углеводами и клетчаткой к мясу следует подмешивать каши и овощи. Источником кальция служит творог, молоко, ряженка, кефир. Следует помнить, что белоснежная шерсть самоеда, после употребления моркови или свеклы, может окраситься в соответствующий цвет. Она приобретет рыжий или розоватый оттенок. Поэтому эти овощи следует давать в малых количествах или вовсе исключить из рациона.

И чем бы ни питалась собака, она должна иметь свободный доступ к миске с водой. Особенно это касается животных, которые едят готовые корма.

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Значение слова самоеды

самоеды в словаре кроссвордиста

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

самоеды

самоедов, ед. самоед, самоеда, м.

    Прежнее, ныне не применяющееся Название ненцев.

    Название группы северных народностей, в к-рую входят ненцы, тавгийцы и др. (лингв.).

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

самоеды

Ов, ед. -ед, -а, м. Прежнее название ненцев и нек-рых других северных народов.

ж. самоедка, -и.

прил. самоедский, -ая,-ое.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

самоеды

мн. устар.

    Общее название ряда родственных северных народностей (ненцев, селькупов и т.п.); самодийцы.

    Представители этих народностей.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

самоеды

САМОЕДЫ (летописное - самоядь) (от самэемне, на саамском языке - земля саамов)

    старое русское название саамов и др. народов севера России и Сибири.

    Устаревшее название самодийских народов.

Самоеды

(в русских источниках также самоядь , самоедины), старое название народов, говорящих на самодийских языках, ≈ ненцев (самоеды, самоеды-юраки), энцев (енисейские самоеды), нганасан (самоеды-тавгийцы), селькупов (остяко-самоеды). О происхождении названия «С. « единого мнения нет. Наиболее распространённая версия возводит его к словосочетанию самэ-еднэ, т. е. «земля саамов». Предполагается, что в ходе освоения Европейского Севера русские перенесли это название, первоначально употреблявшееся применительно к саамам (лопарям), на ненцев и другие родственные им народы. В советской исторической и этнографической литературе ныне вместо название «С.» употребляется название самодийцы (см. Самодийские народы).

Лит.: Народы Сибири, М. ≈ Л., 1956.


28. Северные народы: лопари, самоеды, остяки и вогулы.

Народов, относящихся к северным, довольно много, и рассмотреть их в одной части обзора не получится. Поэтому мы будем постепенно перемещаться вдоль северных пределов России, с запада на восток. Начнем с Финляндии и Кольского полуострова, где обитали лопари. На просторах тундры от Архангельска до самого Енисея проживал народ, называемый в XIX веке самоедами. В Западной Сибири жили остяки (ханты) и вогулы (манси), последние обитали и на Северном Урале. Встречались в тундре и остяки-самоеды, и еще кое-кто. Все эти народы не слишком велики, но очень самобытны.

В этой части обзора использовались следующие текстовые источники:

- "Народы России. Этнографические очерки" (издание журнала "Природа и люди"), 1879-1880;
- Н.И.Харузин. Русские лопари, 1890;
- Ж.-Ж. Элизе Реклю, "Россия европейская и азиатская", т.1, 1883;
- Н.Ю.Зограф, "Поездка к самоедам", 1877;
- А.Миддендорф, "Коренные жителм Сибири", 1878;
- В.И.Немирович-Данченко,"Страна Холода", 1877;
- К.Носилов, "У вогулов", 1900;
- Н.М.Малиев, "Отчет о вогульской экспедиции", 1873.

Использованы иллюстрации как из перечисленных, так и из других изданий, фотографии и рисунки XIX века.

Итак, лопари, они же лапландцы, они же лопляне, они же саамы . Их принято относить к финно-угорским народам, хотя происхождение их туманно. Антропологически они относятся не к балтийскому, как финны и эстонцы, а к уральскому типу, занимающему промежуточное положение между европеоидной и монголоидной расами. Генетики находят у саамов общие черты с басками и берберами. Языки, на которых говорят саамы (а таких языков более десятка), относятся к финно-волжской группе и родственны финскому, эстонскому и карельскому языкам. В настоящее время саамы обитают в Норвегии (37 тыс.), в Швеции (15 тыс.), в Финляндии (ок. 6000). В России их примерно 1800 человек.

Инари - община в Финляндии, у одноименного озера.

В разных селениях встречаются самые разнообразные типы, вероятно, это следствие вхождения разных чуждых элементов в лопарскую кровь. Но среди этих разнообразных лиц и фигур, как среди мужского, так и женского населения, можно выделить две главные группы, к которым почти все лопари относятся с большим или меньшим приближением.

Первым типом будет лопарь роста чрезвычайно низкого, с плоским лицом, вогнутым носом, широкими ноздрями, со светло-серыми широкими глазами; волосы обыкновенно либо русые, либо рыжеватые; рыжеватая борода растет либо эспаньолкой, либо бывает окладистая и короткая. На щеках либо растительности совсем нет, либо скудная. Лицо чаще круглое, реже заостренное. Представитель второй группы - лопарь роста выше среднего, с правильным овальным лицом, прямым носом, с глазами либо карими, либо темно-серыми; волосы либо очень темно-русые, либо совершенно черные; борода длинная, окладистая, ровная, черная. У обеих групп общими признаками являются длинное туловище, короткие, несколько согнутые ноги и круглая голова.

Среди женского населения одна группа представляет светловолосых со светло-серыми глазами лопарок; у них весьма часто длинные, густые волосы и коса часто доходит до талии. Цвет лица, свежий у девушек, портится у женщин от непосильной работы; роста они среднего. Другая группа лопарок реже высокого, чаще малого роста, со светло-, или чаще темно-русыми, довольно редкими и короткими волосами, с темным цветом лица, с карими, чаще серыми глазами; женщину с черными волосами мне пришлось встретить лишь однажды.

"Русские лопари"


Лопари, живущие в холодном климате и проводящие жизнь в беспрерывном труде, принуждены употреблять большое количество пищи, но они не могут быть разборчивы в этом отношении.

Рыба и оленина - главные продукты, доставляемые им природою в этих почти лишенных растительности местностях. Впрочем, лопари привыкли нынче к хлебу, который покупают у поморов. Сами же не пекут его, так как это невозможно при устройстве их очагов. Рыбу едят они свежую и вяленую. Любимое их кушанье - «рокка», похлебка из вяленой рыбы, с мучною подболткою. Также приготовляют они род кашицы на рыбьем отваре из ржаной муки, пополам с сосновою корою. Эта кора употребляется бедными лопарями и отчасти предохраняет их от цинготной болезни. Также пекут пироги из ржаной муки. Но самыми лакомыми кушаньями считается медвежатина и простокваша из ланьего молока, в которую кладут траву василек.

В постные дни питаются, кроме рыбы, ягодами; некоторые едят и в постные дни куропаток, которых там изобилие и которых они называют летучими рыбами. Оленье и птичье мясо жарят у огня, нанизав на железный прутик, и так же варят из мяса щи. В некоторых местах лопари едят не только всякую рыбу, но и хищных зверей и птиц.

Мужчины, женщины и даже дети пьют много водки. Чай же употребляют больше так называемый лопарский, т.е. какую-то траву, имеющую довольно приятный вкус. Впрочем, те, которые позажиточнее, пьют и настоящий чай.

"Народы России"


Селения лопарей, или погосты состоят из нескольких шалашей, называемых вежами. Так как летом лопари перекочевывают к берегам моря для ловли рыбы, то у них есть зимние и летние погосты. Кpоме того, лопарь строит иногда вежу на берегу какого-нибудь озера, куда заезжает ловить рыбу после летнего промысла.

Вежа похожа на самоедский чум, с той только разницей, что не перевозится с места на место, а потому и устройство ее прочнее. Обыкновенно лопарь строит вежу подле какой-нибудь скалы или большого камня для защиты от ветра. В землю вколачивают два столба, которые соединяют перекладиной. Это основание вежи. Стены ее состоят из вколоченных в землю жердей. Образуемое ими круглое пространство сужается кверху и заканчивается острием для выхода дыма. Жерди обкладывают сверху хворостом, ветками, дерном. В стороне вежи, выходящей на юг, проделывают отверстие, в которое вставляют сколоченную кое-как из досок опускную дверь, так, что вход в вежу похож на вход в ловушку и притом устроен так неискусно, что при малейшей неосторожности опускная дверь может пришибить входящего. Земляной пол покрыт хворостом, поверх которого расстилают оленьи меxa, служащие постелями.

Кроме вежи, лопари живут также в тупах. Так называют небольшие, очень низенькие хижины, построенные из тонких бревен, с земляною крышею. В тупе два-три маленьких окошечка, в которые вставлены стекольные рамы. Пол выстлан расколотыми пополам тонкими бревнами. Тупа отапливается очагом вроде камина, сложенным из камней, смазанных глиною. Дым выходит в дощатую трубу, возвышающуюся над кровлею.

"Народы России"


В некоторых погостах есть курные и даже белые избы. Последние посреди веж и туп кажутся настоящими дворцами, но их очень немного. Постройка избы тяжелая и трудная работа для лопарей, так как у них нет пил, а только топоры, притом же роскошь эта доступна для них только в тех местах, где много леса. При белой избе есть также вежа, но уже служащая кухнею.

Около каждого лопарского жилья непременно есть небольшая клетушка, род амбара, в котором лопарь хранит главное свое богатство, а именно: шкуры убитых им пушных зверей и рыбу. Большею частью клетушки эти строят на высоких столбах, чтобы в них не могли забраться ни лисица, ни волк.

Общий вид лопарского погоста наводит тоску. Иногда он так занесен снегом; что если бы не дым, выходящий из веж, и не собачий лай, то можно бы подумать, что вовсе нет жилья.

"Народы России"


Главным занятием лопарей было оленеводство. В XIX веке русские лопари постепенно приобщались к цивилизации и переходили от кочевого к полукочевому, а то и оседлому образу жизни. Оседлые лопари промышляли рыболовством и охотой. С XVIII века лопари считались государственными крестьянами.

Робость, редкость воровства и крупных преступлений, плутоватость в торговле, веселость, подозрительность и наклонность к вину - эти черты являются характерными для лопаря, они общие без различия местностей и для скандинавских, и для русских лопарей. Чем же объяснить противоречия в самом народном характере? Как примирить веселость и связанное с нею добродушие с подозрительностью, отсутствие воровства с обманом в торговле? Мне кажется, что тут придется отличать черты основные лопарского характера и черты наносные, выработанные веками, вследствие столкновений с соседями.

Так, например, лопарь добродушен и весел в отношении к своим единоплеменникам и тем людям, с которыми ему не приходится иметь дело, как проситель, или продавец, или покупатель. Но он становится подозрительным, сталкиваясь по делу с представителем чуждого ему племени. Разве он не привык, что его обманывали и в торговле, и в других отношениях, что к нему относятся с презрением, награждают его обидными эпитетами, смеются над ним, нередко зло. Как не выработать себе при таких условиях подозрительности! Воровством он не занимается; не обкрадывает своего, но как же ему не обмануть человека, который неоднократно его уже обманывал в торговле, продавая ему плохой товар за хороший, ставя безбожные цены на самые простые предметы производства....

"Русские лопари"


Наклонность к пьянству объясняется также влиянием соседей. Спаивание лопарей во время торговли, с целью выманить у добродушного лопаря дорогой товар за баснословно дешевую цену - факты нередко встречающиеся, породившие массу рассказов и анекдотов. Разве удивительно, что многовековые старания соседей пристрастить лопарей к крепким напиткам увенчались успехом, и что, действительно, лопарь пьет при всяком удобном случае и пьет, пока не свалится, подчас по нескольку дней. Однако, лопари пьют чрезвычайно много, но зато пьют сравнительно редко: лишь в самых торжественных случаях семейной жизни.

"Русские лопари"


Вдоль побережья Ледовитого океана, от Белого моря до моря Лаптевых, обитало племя со странным названием - "самоеды". По современной классификации к ним относятся ненцы (самоназвание "неца"), совсем малочисленные нганасаны (самоназвание "ня"), энцы ("эньчо"), которых называли "енисейскими самоедами" и селькупы , ранее именовавшиеся "остяки-самоеды". В советское время для этих народов появилось объединительное название "самодийцы" - звучит все же не так брутально, как "самоеды".

На востоке от Белого моря самоеды представляют, как лопари на западе, древнее финское племя, поставленное лицом к лицу с постепенно распространяющимися славянами; но во многих отношениях они резко отличаются от своих соплеменников. По наружности самоеды ближе подходят к монгольскому типу: лицо у них более широкое и более плоское, лоб менее высокий. Антрополог Зограф помещает их между короткоголовыми монголами, тогда как Кастрен видит в них народ, происшедший от смешения финнов и монголов. Сами себя они называют „ненец" (в множественном числе „неца"), что значит „люди". Русское наименование их „самоядь", или „самоеды", подало повод к многочисленным басням; во многих старинных письменных памятниках их называют, как и лопарей, „сыроедами" или „сыроядцами",- без сомнения, потому, что они едят сырое мясо.


Автор приведенной цитаты, Жан-Жак Элизе Реклю, относит самоедов к финскому племени. Однако, в настоящее время относительно этногенеза самодийцев преобладает гипотеза о том, что древние самодийские скотоводческие племена сформировались на территории Южной Сибири.
Как настоящие азиатские номады, самоеды ведут еще более бродячую жизнь, чем оленные лопари, и охотно перекочевывают с места на место при малейшей оказии. Их часто можно встретить даже в русских городах и селах. Но они с трудом выучиваются языку господствующей народности. Оставаясь еще азиатами по нравам, они гораздо менее, нежели лопари, приспособились к среде, создаваемой вокруг них торговыми сношениями. Русские давно уже крестят самоедов, начав с самых богатых, и строят им церкви - постоянные там, где эти инородцы сидят попрочнее (например, в устье Печоры, на о. Колгуеве), и вывозят в тундру походные церкви; на их язык даже переведен Новый Завет. Самоеды называют себя христианами и очень любят звонить на колокольне; но старый фетшизм с примесью обрядов шаманства еще далеко не исчез между ними.

"Россия Европейская и Азиатская"


Местные самоеды очень добродушны и послушны. Некоторые из них уверены, что я желаю их описать и взять в солдаты. Они с радостью выражают мне эти мнения и просят, чтобы похлопотал о дозволении служить в армии. Один из них, Максим Шаньгин, с большим пафосом доказывал, что „мы не хуже русских можем драться, ходим один на один на медведя, сумеем срубить голову татарину; позволь, барин, служить Богу и Великому Государю ". Старый Федотка просился, чтобы я его взял в Москву и показывал за деньги, так как он может перед публикой есть сырое мясо и только что зарезанную птицу. Из женщин только две согласились обмеряться, да и то не раздеваясь. Одна из них, старуха Анна Ардеева, пресерьезно объявила мне, что „настали последние времена, стали самоедов мерить ". Когда я, смеясь, спросил ее, уж не считает ли она меня за антихриста, старуха, нисколько не стесняясь, отвечала: „шут тебя знает, может и в самом деле антихрист, вишь, черный какой! "

К себе самоеды относятся с некоторым юмором. Рассказы старого Федотки и Максима Шаньгина имели предметом более всего курьёзный вид самоедского костюма и впечатления, производимые им, на другие народы. Федотка рассказывал самоедское предание о том, что Петр I обратил в бегство войско какого-то короля, выпустив на него войско самоедов на оленях, но что потом и сами русские сильно потерпели от самоедов, так как лошади царского войска, испугавшись оленей, понесли и разбили многих солдат. С тех пор император Петр указом запретил брать самоедов в военную службу...

"Поездка к самоедам"


В котле у самоедов почти всегда варится мясо оленя, которое часто вынимается полусырым. Навар остается в котле, который вместе с тем служит чашей и тарелкой. Смотря по надобности, этот навар употребляют как питье. Столь же просто устроено дело с ложкой: для черпания употребляется большой железный ковшик, из которого непосредственно хлебают суп. Мясо хватают пальцами, запускают в него зубы и ножом отрезают кусок снизу кверху, перед самым кончиком носа. Кто хочет вытереть запачканные пальцы, тому, вместо полотенца, подают перья белых куропаток.

Если охота неудачна. то являются на сцену запасы последнего сезона: мороженые или слегка копченые рыбы, либо вяленые, рубленые, сохраненные в сале и рыбьем жире и высушенные ветром гуси, зашитые в мешки из шкур. В виде лакомств являются также колбасообразные рыбьи шкуры, начиненные надбрюшным и кишечным жиром оленей, или гусиным жиром.

Когда наступают тяжкие времена - а редко проходит весна, которая за беззаботную небережливость не наказывала бы нуждою, - то съедают волков, лисиц и песцов. Один самоед выпросил у нас выброшенные нами кишки оленей, которые уже целую неделю гнили возле нашего чума под лучами незаходившего солнца.

Вообще, котлу приходится работать меньше, чем бы можно было думать, потому что рыбы большей частью поедаются в сыром, свежем или замороженном виде. Голову убитого дикого оленя нужно съедать в сыром виде, если не хочешь совершить греха. Уши, спинной жир, вымя, печень и кишечный жир убитого оленя, составляющие чрезвычайно лакомые кусочки, охотники любят съедать сырыми. Глотают даже часть пищи, содержащейся в кишечном канале, считая ее средством против цинги. На ушах, которые были отданы мне, как счастливому стрелку, убившему оленя, я чуть было не выломал себе зубов, но все-таки не смог справиться с ними. Растительная пища, даже мука, по-видимому, не пользуется почетом. Только во время голода весною я встретил самоеда, который откапывал и съедал в сыром виде какие-то корни. Ои уверял меня, что иногда они и варят их.

"Коренные жители Сибири"



Профессор Московского университета Н.Ю.Зограф, проводивший в 1877 году антропологические исследования среди самоедов, в книге "Поездка к самоедам" рассказал о довольно неприятной ситуации, в которую ему довелось попасть на дальнем самоедском кочевье...
На одном из кочевьев в северной части Канинского полуострова, на предложение мое обмериться, самоеды отвечали решительным отказом. Когда я стал уговаривать старшего из кочевников показать другим благой пример и начать мерить, то из соседнего чума выскочил молодой самоед с самыми отвратительными русскими ругательствами и приказывал мне поскорее убраться из их кочевья, но только пешком и без багажа.

На мой ответ, что я готов удалиться, но только с багажом и на оленях, самоед удвоил свои ругательства и призвал товарищей, числом человек 6 или 7, чтобы привести свое требование в исполнение. На просьбы доставить меня к старшине, отвечали решительным отказом. Когда я, выйдя из терпения, стал грозить наказанием мирового посредника, мне было заявлено, что мне не видать более «ни руси, ни посредника ». Увидев подъезжавшего самоеда, я приказал ему помочь мне связать наиболее буйного, уже не раз замахнувшегося на меня, но самоед принял сторону сотоварищей, а буян отвечал тем, что, засучив рукава, с камнями направился на меня с целями, для меня далеко не приятными.

Я вынул револьвер и объявил, что буду стрелять по каждому, кто осмелится напасть на меня. Самоед не смутился и достал откуда-то кремневую пищаль, и Бог знает, чем кончилась бы эта курьезная дуэль, если бы мне не пришло в голову указать на 5 отверстий в револьвере и заявить, что «моя пищаль стреляет пять человек сразу». Это заявление было поддержано сопровождавшим меня писарем, который в продолжение всей сцены был лишен возможности помочь мне, так как около него стояли три самоеда, бившие его при первой попытке открыть рот. Самоеды разошлись и отправились куда-то на совещание.

Ночью самоеды вздумали перекочевать. Меня мой хозяин хотел оставить, но я, зная святость правил гостеприимства старых самоедов, пристыдил его за отступление от этих правил, и, таким образом, был перемещен в такое место тундры, откуда даже не было видно моря. Здесь я должен был прожить три дня в самом неприятном положении. Хозяин мой скрылся, не оставив мне ни дров, ни пищи, ни подстилки для спанья. Пришлось обратиться к водке, которой я старался умилостивить самоедов; но самоеды, бывшие в пьяном виде гораздо более мягкими и доходившими до такого благодушия, что с нежностью трепали меня за бороду, приговаривая: «сват, черная борода, сват собака » и т.д., отрезвившись, становились еще пасмурнее прежнего. Я начал было расхварываться, и только благодаря какой-то старушке самоедке, поившей и кормившей меня, был наконец увезен старым самоедом Ардеевым, которого известила о моих приключениях старуха.

"Поездка к самоедам"


Как видим, самоеды обитали даже на Новой Земле, островах крайне малоприветливых. Промышляли здесь в основном моржей, тюленей, белух. Охотились и на "ошкуя" - белого медведя. В 1950 году все ненцы былы переселены с Новой Земли на материк, в связи с созданием здесь ядерного полигона.

Сейчас этноним "юрак " считают синонимичным названию "ненец". Однако, по мнению путешественника Василия Немировича-Данченко, юраки представляли собой отдельное самоедское племя.

Тип юраков, несмотря на то, что они составляют только часть самоедов, не так уродлив, как у остяков и других инородцев Сибири. Довольно рослые, стройные и ловкие дикари поражают постороннего наблюдателя приятным окладом лица, круглого, обрамленного черными волосами. Черные, узкие глаза смотрят открыто и бойко. Движения не связаны, не неуклюжи. Женщин-юрачек трудно отличить от ближайших русских крестьянок Енисейской губернии. Вообще нужно заметить, что в настоящем типе этих инородцев заметно сильное влияние русских, что весьма понятно, когда вспомнишь обычай первых казаков брать себе наложниц из среды этого племени, обычай не прекращавшийся до двадцатых годов нашего века. Их одежда отличается от самоедской большею простотою и удобством.

"Страна холода"



Енисейские самоеды, или, как их стали называть с 1930-х годов, энцы , - очень малочисленный, говорящий на своем языке родственный ненцам народ.

В бассейне рек Нарыма и Томи обитает еще одна родственная ненцам и энцам народность - селькупы . Считается, что южные селькупы являются прямыми потомками носителей Кулайской культуры V века, с которой связывают происхождение всех самодийских народов. В XIX веке селькупов называли остяками-самоедами.

В конце XVI века селькупы и проживавшие в тех же краях кеты создали межплеменное объединение, известное в русских источниках как "Пегая Орда". Возглавлял Орду нарымский князёк Воня, который упорно отстаивал свою независимость от Москвы и уклонялся от уплаты ясака. После основания в 1596 году Нарымского острога, "Пегая Орда" была покорена.

Кеты , которых в XIX веке называли енисейскими остяками, к остякам (хантам), равно как и к самоедам, не имеют отношения. Это народ, принадлежащий енисейскому типу. Собственно, к этому типу, кроме кетов, уже никто и не относится. В XIX веке еще были котты, еще раньше - арины, ассаны и пумпоколы, но сейчас эти народы исчезли, как исчезли и их языки. Был еще родственный кетам народ юги, или юганы, или сымские кеты, но к 2010 году остался только 1 (один) человек, считающий себя югом и знающий югский язык...

От псевдо-остяков енисейских и остяков-самоедов перейдем к остякам истинным, то есть, хантам. Ханты , как и родственные им манси, относятся к угорским народам. То есть, как это ни странно, близкие их родственники - дунайские венгры.

Остяки - не особенно рослый народ. Между ними мало найдется индивидуумов выше среднего роста. Смуглое, бескровное, скуластое лицо, острые черные глаза, словно высматривающее из щелей, широкий и короткий нос - вот что кинется в глаза случайному наблюдателю. Затем он заметит, что большая часть этих лиц почти совершенно лишены бороды (остяки выщипывают и бреют бороду); что даже сравнительно молодые номады этого племени кажутся стариками, по обилию морщин и вялому их характеру; что движения их неповоротливы, тяжелы, неуклюжи... Весьма часто остяки обезображены оспой или сифилисом, двумя бичами полярных пустынь, вырождающими их племена, борьба против коих почти невозможна при настоящих условиях кочевой жизни.

"Страна холода"



Между собою остяки удивительно кротки и миролюбивы. О ссорах и распрях между ними слышать почти не приходится в тундре. Они честны, гостеприимны и относятся дружелюбно ко всем. Ни один остяк не скажет вам, сколько ему лет. Времена года он делит по промыслам, свойственным каждому из них, и постоянно сбивается в определении периода, в течение которого случилось то или другое событие.

Язык, которым говорят остяки, мало имеет сходства с наречием самоедов. Остяки приняли немало самоедских и зырянских слов, остальные же выражения и часто конструкции - русского языка. Они почти вовсе не поют песен, в том смысле, в каком последние существуют у нас. Остяк просто напевает название встречающихся ему предметов, или вещей, которые он когда-то видел и сохранил в своей памяти. Часто эти предметы соединяются с именами милых людей - и только. Так же бедны и немногосложны их предания. Даже и суеверие их весьма бедно и бледно. Да то и понятно. Мертвая пустыня севера, скудная красками и линиями, не разовьет фантазии убогого дикаря, вся жизнь которого - неустанная борьба из-за куска хлеба, из-за возможности не умереть сегодня, а что будет завтра - Господь ведает.

"Страна холода"


Остяки занимаются главным образом звериными и рыбными промыслами или оленеводством. Первые живут почти оседло. Они устроили в посещаемых ими урочищах по берегам рыболовных рек или в лесах избушки, называемый ими юрта. Это - бревенчатые срубы, где крыша заменяется бревнами, заваленными землею. В ней делается отверстие для выхода дыма. В стене прорубается окно, стекло в котором заменено или ледяною полосой, или же склеенными рыбьими шкурами. Сквозь маленькую и низенькую дверь входя внутрь этой промысловой избушки, вы прежде всего почувствуете дурноту от переполненной миазмами ее атмосферы, потом вы заметите повсюду грязь, нечистоту, копоть, покрывающую и очаг, и нары, и циновки, и оленьи шкуры, и самих обитателей этого непривлекательного угла. Кроме этих избушек, остяки устраивают еще и амбары или клетушки, куда складывают свои съестные припасы и пожитки. У дверей обыкновенно настораживают стрелы с железными наконечниками, так что всякий отворяющий дверь будет чуть не насмерть поражен ими. Летом эти остяки живут в деревянных чумах.

"Страна холода"


Остяки, занимающееся оленеводством, постоянно живут в чумах, общее устройство которых мало чем отличается от самоедского. Поразительная картина такого чумовья. Посреди снежной глади, раскинутые на значительное пространство одни от других, поднимаются конусы, покрытые летом берестою, зимою - оленьими шкурами. Дым подымается высоко из отверстий, проделанных на верху чумов, от очага располагаемого обыкновенно по самой середине этого незатейливого жилища. Несколько нарт чернеют вокруг кочевья, стада оленей и мелкорослые остяцкие собаки оживляют унылую картину кочевья. Внутри чумов почти всегда можно встретить в одной куче: собак, голых детей, грязных женщин, с всклоченными волосами, и невозмутимо-важных их властелинов - мужей, отдыхающих близ огня, в ожидании, когда в котелке, подвешенном над очагом, закипит незатейливое варево.

"Страна холода"



Ближайшие родственники остяков-хантов - манси , в XIX веке назывались вогулами или вогуличами. Манси делились на две группы родов (фратрии) - "пор" и "мось". Браки заключались только между представителями разных фратрий: мужчины-мось женились на женщинах-пор и наоборот. Главными занятиями вогулов были охота и рыболовство. Поэтому они вели, в основном, оседлый образ жизни и были более склонны к ассимиляции, нежели остяки.
Вогулы живут под восточным склоном северного Урала, там, где с запада им граничат низовья Оби.

Еще недавно воинственный, бодрый, знавший, как топить, добывать из руд Урала железо, медь, серебро, имевший торговые сношения с соседями, войны, - народ этот теперь совсем упал, совсем превратился в первобытного дикаря и так далеко ушел от цивилизации в свои непроходимые леса, так забился в глушь своей тайги, так изолировался, что, кажется, уже больше не покажется на мировой сцене, а, тихо вымирая, сойдет вовсе с лица нашей планеты. Откуда он пришел в эту тайгу, какие великие передвижения народов его вдвинули сюда, он не говорит, он забыл даже свое недавнее прошлое; но его типичные черты, - хотя вогулы уже слились давно с монгольскими племенами, заимствовали от них обычаи, верования,- еще до сих пор напоминают юг, другое солнце: кудрявые, черные волосы, римский профиль лица, тонкий, выдающийся нос, благородное, открытое лицо, осанка, смуглый цвет лица, горячий, смелый взгляд - ясно говорят, что не здесь их родина, что они только втиснуты сюда необходимостью, историческими событиями, передвижениями народов.

Такие лица скорее напоминают венгерца, цыгана, болгарина, чем остяка, тип которого все более и более начинает преобладать, благодаря кровосмешению.

"У вогулов"


У вогулов нет ни пашен, ни огородов, и только немногие из них занимаются скотоводством. Звериною же ловлею они занимаются со страстью, употребляя для охоты ружья, луки, стрелы и рогатины.

Вогулы, живущие по р. Конде в Сибири, ведут совершенно оседлую жизнь и до того обрусели, что их нельзя отличить от русских крестьян: те же дома, та же одежда и речь, и вся разница замечается только в том, что, умея говорить по-русски, эти вогулы не забыли и свой родной язык. В Пермской губернии тоже приучают вогулов к оседлой жизни и земледелию, но не имеют успеха: дремучие леса и охота привлекают вогула гораздо более, чем хлебопашество.

"Народы России"


Вогул молчалив, и на лице его редко можно подметить знаки удовольствия. Даже во время танцев и возбуждения табаком и водкою его физиономия сохраняет свое обычное спокойствие и угрюмость. В то же время вогул, в противоположность остяку и самоеду, почти никогда не жалуется ни на что. Его сжатые губы, глубокий и мрачный взгляд резко выражают непреклонный характер.

Одежда вогулов почти не отличается от платья русского крестьянина, а пища крайне невзыскательна. Некоторые из вогулов и ныне еще едят конину. Приготовляется же пища чрезвычайно неопрятно. Рыбу, например, варят вместе с внутренностями и чешуей в котлах, которые никогда не моют. Сначала едят навар, а потом грязными руками и рыбу. Жилища также крайне неопрятны.

"Народы России"


Леность вогулов составляет главную причину их бедности, а равнодушие к своему положению поразительно. Часто случается, что к семействе нечего есть, а вогул курит себе трубку и играет в карты.

При всех недостатках у вогула есть и хорошие черты: сострадание и гостеприимство. Перед начальством вогулы боязливы, между собою тихи, а с промышленниками, приезжающими к ним за мехами и рыбою, даже хитры. Так, вогул сразу не покажет всего своего товара, а сделает это постепенно, чтобы подзадорить покупателя. Но зато, как только отведает он водки, то вся хитрость его тотчас же исчезает, твердость пропадает, он делается мягким и сговорчивым.

"Народы России"

И в заключение сегодняшнего обзора - пара народных вогульских песен. Итак - споёмте, друзья!

На крайнем севере России, на стыке тундры и сурового Северного Ледовитого океана, испокон веков живут ненцы. Сами себя представители самого многочисленного из малочисленных народов Севера именуют «хасова», что значит человек, а в русской этнографической литературе встречается другое название - «самоеды».

С церковно-славянского языка это переводится как «людоеды».

Добровольное людоедство

Такого шокирующего этнонима ненцы удостоились после того, как антропологи познакомились с жестокими порядками, царившими в их обществе. Согласно записям учёных, сделанных из уст самих самоедов у них с древности существовал обычай людоедства, однако он носил добровольный характер.

Согласно преданиям почувствовавший упадок сил мужчина-ненец, понимая, что больше не может ходить на охоту и приносить пользу коллективу и семье, наказывал убить его и съесть ради счастливой жизни потомков.

Ослушаться старшего дети не могли, и в присутствии шамана совершался страшный ритуал отцеубийства, после которого все члены рода с трепетом и благоговением ели тело предка.

Сырое мясо

По сравнению с людоедством, пристрастие ненцев к поеданию сырого мяса и рыбы не кажется столь ужасающим, но, тем не менее, это нетипичный способ употребления пищи.

В календарный период с мая до середины августа, когда в местах обитания ненцев суровая зима сменяется относительно мягким межсезоньем, наступает пора забивания выращенных для нужд пропитания оленей.

В это же время ненцы, от мала до велика, могут полакомиться излюбленным национальным блюдом - сырой олениной. Убитый умелым ударом ножа в сердце олень выставляется на импровизированный стол, и каждый участник трапезы отрезает себе кусок мяса, макает его в тёплую кровь и с аппетитом лакомится любимым кушаньем.

Помимо мяса сохатого ненцы с удовольствием едят его сырую печень и почки, костный мозг и дыхательное горло, нижнюю губу и язык, сычуг и сердце, которые считаются деликатесами и при наличии в общине гостя эти части хлебосольно преподносятся ему.

Особым угощеньем являются оладьи, замешанные на оленьей крови, которую ненцы активно используют в свежем и замороженном виде.

Кстати, любовь ненцев к сырому окровавленному мясу объясняется не только культурными традициями, но и элементарной потребностью организма в питательных веществах и витаминах С и В2, в большом количестве содержащихся в оленине.

Это лакомство позволяет северянам не болеть цингой и заряжает организм энергией, необходимой, чтобы выжить в крайне сложных природных условиях.

Зимой место парного мяса занимает замороженная оленина, которая подаётся к столу в виде тонко нарезанных стружек, известных под названием строганина. Аналогично именуется блюдо из сильно замороженной рыбы, которое ненцы готовят по праздникам. В будни строганине они предпочитают «колотушку» - экстремально заледенелую рыбу, которая при ударе о твердый предмет разбивается на съедобные осколки.

Кроме того, ненцы едят вымоченное в воде мясо нерпы и медвежатину, но не употребляют в пищу чаек, считающихся у них священными птицами, и не питаются грибами, поскольку они служат пропитанием для оленей.

Оленьи рога

В рационе ненцев присутствует еще один эпатажный деликатес – молодые покрытые мехом оленьи рога. Ещё не ороговевшие, наполненные кровеносными сосудами хрящи, называемые пантами, опаливают над огнем, очищают и съедают.

Кроме того, панты идут на изготовление лечебных снадобий, которые помогают бороться с упадком сил.

Птичьи клювы-игрушки

Сброшенные оленями рога и клювы убитых птиц являются единственными игрушками ненецких малышей, даже и не подозревающих о существовании плюшевых мишек, роботов - трансформеров и всевозможных барби.

С самого раннего возраста приобщаемые к традиционному образу жизни ненецкие мальчишки носятся с оленьими рогами, изображая гонки, а к 7 годам уже умеют подготавливать упряжь, ездить на нартах и ловить арканом смирных сохатых.

Девочки в этом возрасте допускаются к исключительно женским делам, то есть разведению огня, заготовке воды и хвороста, а также к шитью. В перерывах между работой они играют с традиционной ненецкой куклой «нухуко», голова которой сделана из клюва гуся или утки, а туловище представляет собой лоскуты цветного сукна.

Для того чтобы можно было создать кукольную семью девчатам дарят «нухуко» обеих полов: игрушка с клювом гуся изображает мужчину, а утки - женщину.

Женщина – строитель

Кочующие с места на место ненцы живут в переносных жилищах - чумах, «строительство» которых входит в список привычных обязанностей местных женщин. Приученные с детства к тяжёлым работам ненки буквально за час могут возвести «стены» нового дома, состоящего из наклонных шестов, обтягиваемых шкурами оленей.

В основе любого чума лежит очажный круг, после поднятия которого на земле остаются его очертания, считающиеся входом в подземный мир, и каждая женщина-строитель знает, что ни при каких условиях второй раз ставить там чум нельзя.

Зачастую чум достается женщине в качестве приданого, и является эквивалентом зажиточности семьи, где выросла невеста. Несмотря на то, что по факту именно девушка считается хозяйкой чума, внутри него есть особая зона «си», куда вход ей воспрещен.

Всё дело в том, что там хранится священный ларец с амулетами покровителей рода, семейные реликвии, оружие и сбережения, прикасаться к которым может только мужчина.

Специально для женщины предусмотрено место «не», где она может предаваться нехитрым, но очень трудоёмким домашним делам, главным из которых является розжиг и поддержание очага. Поскольку мужчинам нельзя прикасаться к очажному шесту и крюку, чумохозяйка считается повелительницей огня, умеющей разговаривать с пламенем и делать пророчества по треску дров и цвету дыма.

Жертвоприношения язычников

Верящие в одушевленность всей природы традиционные ненцы задабривают силы природы жертвоприношениями: добрым духам отдается мясо белого оленя, злым – содержание его желудка или убитую собаку, а водным божествам достается упавший при рыбалке соплеменник, спасать которого запрещено. Однако если боги не исполняют просьб ненцев, они карают духов, переставая давать им пищу.

Суеверия

Согласно ненецким суевериям, детям ни в коем случае нельзя рыть землю, играть с водой и огнём, а мужчинам - заходить в чум в верхней одежде. Кроме того в ненецкой культуре запрещается петь за столом, доедать еду за стариками, помогать хозяйке убирать посуду и оставлять неперевернутыми пустые чашки.

День рождения ненцы празднуют только один раз, получая в подарок оленя, среди которых особо почитается тот, что белой масти: его не впрягают в нарты, а украшают лентами и защитными оберегами.

Загробная жизнь

Согласно ненецким поверьям, загробная жизнь является зеркальным отражением реальности, в которой усопший живет столько же лет, сколько до смерти. А поскольку в зазеркалье все наоборот, то в гроб с покойником кладут сломанное оружие, порванные вещи и перевернутые нарты, чтобы в новой жизни они приняли полезный вид.