1) Способность эмоционального переживания.
2) Способность к активному усвоению художественного опыта (эстетической апперцепции), к самостоятельной творческой деятельности, к саморазвитию и экспериментированию (поисковым действиям).
3) Специфические художественные и творческие способности (восприятие, исполнительство и творчество).
Методы эстетического воспитания:
1) Метод пробуждения ярких эстетических эмоций и переживаний с целью овладения даром сопереживания.
2) Метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на прекрасное в окружающем мире.
3) Метод эстетического убеждения (По мысли А.В. Бакушинского «Форма, колорит, линия, масса и пространство, фактура должны убеждать собою непосредственно, должны быть самоценны, как чистый эстетический факт».).
4) Метод сенсорного насыщения (без сенсорной основы немыслимо приобщение детей к художественной культуре).
5) Метод эстетического выбора («убеждения красотой»), направленный на формирование эстетического вкуса; » метод разнообразной художественной практики.
6) Метод сотворчества (с педагогом, народным мастером, художником, сверстниками).
7) Метод нетривиальных (необыденных) творческих ситуаций, пробуждающих интерес к художественной деятельности.
8) Метод эвристических и поисковых ситуаций.
Принципы интегрированного подхода :
1) В основе лежит понятие полихудожественного развития. Все искусства выступают как явления жизни вцелом. Каждый ребенок может успешно продвигаться в каждом из видов художественной деятельности и творчества.
2) Искусство взаимодействует даже в том случае, если педагог об этом не знает или не хочет с этим считаться. Цвет, звук, пространство, движение, форма тесно связаны, взаимозаменяемы. Они являются разным выражением тех же духовных явлений и качеств мира. В интегрированном подходе важно учитывать внутренние, образные, духовные связи искусств- на уровне творческого процесса. Это нужно отличать от привычных межпредметных связей или взаимного иллюстрирования одного искусства примерами другого - по их сюжету и содержанию.
3) Интегрированный подход предполагает учет географических, исторических, культурогенных факторов сознания произведений искусства в едином потоке культуры. Искусства развивались неравномерно, причем у некоторых народов в определенные исторические периоды некоторые искусства либо преобладали, либо просто отсутствовали.
4) Учет региональных, национально-исторических художественных традиций, связанных с местностью, материальными объектами, духовной устремленностью народа. Связи региональной и мировой художественных культур.
5) Связи искусства с науками в едином поле творческих проявлений человечества там, где они питаются достижениями друг друга, нередко совмещаясь в одном лице.
Таблица - продуктивная деятельность
Ведущая позиция, определяющая принципы и содержание авторской программы, - методологическая уста-новка, отстаивающая самоценность изоб-разительного искусства как процесса и результата художественного творчества, посредством которого ребенок познает окружающий мир и себя в этом мире. Содержание художественного образова-ния в дошкольном учреждении - это запечатленный в изобразительном искус-стве духовный опыт всего человечества, раскрывающий вопросы бытия человека и смысла жизни с эстетических позиций.
Цель занятий изобразительным искусством - направленное и последо-вательное воспитание у детей эстетиче-ской культуры в целях формирования эстетического отношения к окружающе-му миру.
Основные задачи занятий изобрази-тельным искусством в ДОУ:
- Раскрыть природу изобразительно-го искусства как результат творческой деятельности человека.
- Формировать эстетическое отношение к изобразительному искусству как отражению жизни во всем ее многообразии, к окружающей действительности в целом и к самому себе как части мироздания.
- Развивать эстетическое восприятие как эмоционально-интеллектуальный процесс «эстетического переживания пережитого».
- Знакомить с деятельностью художника (и народного мастера) на всех его уровнях: восприятие - исполнительство - творчество.
- Формировать многоаспектный опыт художественной деятельности на основе освоения «языка искусства» и общей ручной умелости.
Основополагающая идея програм-мы состоит в том, что художественная деятельность на всех ее уровнях - вос-приятие, исполнительство, творче-ство - организуется как вхождение ребенка в общечеловеческую культуру. Эту идею раскрывает ряд принципиаль-ных положений.
Первое, Изобразительная деятель-ность предстает перед детьми как искус-ство.
Второе. Центральными в новом содержании становятся не конкретные темы, образы или настроения, а пробле-мы как способ постижения ребенком окружающего мира и своего бытия в этом мире. В соответствии со специфи-кой предметного содержания, проблемы изобразительного искусства выражены в форме бинарных оппозиций; красиво/некраси-во, добро/зло, правда/ложь, живое/ неживое, реальность/фантазия и многие др. Эти понятия предстают как проблем-ное поле культуры, которое дети осваи-вают в активном творческом процессе на основе эмпатии, мышления и вообра-жения. В результате не искусство «опус-кается» до ребенка, а ребенок «возвышается» до искусства, что возможно лишь в культуросообразном образова-нии на всех его ступенях.
Третье. Проблемное поле культуры персонифицируется в образе человека (художника, мастера, педагога), который передает обобщенный опыт человечества и учит смотреть на мир «глазами человека». Человек - носитель культуры - формирует у ребенка разно-плановый опыт общения с искусством: восприятие, исполнительство, творче-ство (по принципу эстетического пере-живания пережитого, по вектору «от жизни - к искусству»).
Четвертое. Проектирование инва-риантного содержания изобразительной деятельности как идеального в условиях интеграции изобразительной и познава-тельной деятельности возможно при соблюдении ряда условий:
- необходима трансформация материала, которая открывает в нем внутренние, скрытые, существенные связи и отношения, в результате чего дети само-стоятельно проходят путь «открытия» знания или способа действия;
- в качестве знания выступает не «застывшая» информация, а процесс ее выведения (принцип моделирования художественного процесса, Л.В. Школяр);
- выведение, «порождение» знания протекает как творческий процесс мысленного экспериментирования с материалом с целью постижения сущности эстетического явления на уровне культурных и личностных смыслов.
Изобразительное искусство является особым способом поиска человеческого смысла и его передачи другим людям. Основная линия развития ребенка в про-цессе занятий изобразительным искус-ством - его творческое самоопределение в историческом пространстве и времени культуры. Специфика изобразительной деятельности обусловлена тем, что ребе-нок осваивает общекультурные способы создания образов и свободно переносит их в разные содержательные контексты, наделяя личностными смыслами.
Рассмотрим это положение на примере умения завязывать узелок и бантик. Сначала ребенок учится завязывать узелок и бантик в сфере самообслуживания (повязывает шарф, завязывает шнурки на обуви, тесемки на куртке и шапке и т.д.). Затем это умение переносится в более широкий смысловой аспект: ребенок завязывает узелок и бантик когда надувает воздушный шарик, когда помогает маме красиво украсить шторы или упаковать подарок. На занятиях художественным трудом он использует это умение для оформления открыток, праздничных гирлянд, новогодних игрушек и т.д. в процессе познавательной деятельности идея «узла» помогает ребенку осмыслить понятие о взаимосвязях в окружающем мире. А педагог, проектируя варианты интеграции познавательной и художественной деятельности детей, вкладывает в «узел» и «бантик» универсальный смысл, понимая, что «бант» в своей основе имеет бесконечник, воплощающий всеобщую идею взаимосвязи и развития.
Модель эстетического отношения к миру предполагает развитие следующих универсальных способностей:
- способность эстетического переживания, которое возникает на основе эмпатии и воображения, проявляется в меру возрастных и индивидуальных возможностей детей, проходя путь становления от ориентировочного действия к появлению эстетических интересов и предпочтений до формирования нравственно-эстетической направленности как позиции личности;
- способность к активному освоению разноаспектного художественного опыта (эстетической апперцепции), к самостоятельной, активной, творческой деятельности, а на этой основе - к личностному росту и саморазвитию;
- специфические художественные и творческие способности (восприятие, исполнительство, творчество), поскольку в эстетическом воспитании детей веду-щая деятельность - художественная, развивающий характер которой обусловлен овладением детьми обобщенными и самостоятельными способами художественной деятельности, необходимыми и достаточными во всех видах детского
художественного творчества.
Специфика занятий изобразительным искусством в дошкольном учреждении состоит в обеспечении культурных и пси-холого-педагогических условий для овладения общими способами постиже-ния изобразительного искусства, позволяющими как можно раньше создать в эстетическом сознании каждого ребенка целостный образ изобразительного искусства и выйти в проблемное поле художественной культуры. Это индивиду-альное творчество и сотворчество, в котором ребенок распредмечивает содержание и постигает смысл своей деятельности. Именно эта невидимая внутренняя работа ребенка - скрытый от внешнего наблюдения процесс порожде-ния гармоничной формы как носителя смыслов - культурных и личностных, а также процесс экспериментирования с художественными материалами, изобра-зительно-выразительными средствами, способами создания образа - становится важнее законченного результата.
Научная новизна программы заключена в требованиях Федеральных Государственных Образовательных Стандартов:
Художественно - эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно - смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы: становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно - модельной, музыкальной и т.д.).
В целях реализации новой стратегии спроектировано инвариантное содержа-ние художественного образования как проблемное поле культуры, которое дети творчески осваивают в условиях интегра-ции изобразительной и познавательной деятельности, приобретая в результате идеальное знание (внеконтекстное, осмысленное, пережитое).
В результате найдены и системно выстроены методологические основания научной концепции стратегии формиро-вания у детей 2-7 лет эстетического отношения к миру.
Теоретическая значимость програм-мы состоит в том, что автором разработа-на теоретическая концепция формирова-ния у детей 2-7 лет эстетического отно-шения к миру в условиях амплификации изобразительной деятельности. Кон-цепция отвечает на запросы современной дошкольной дидактики и раскрывает эффективный путь обновления художе-ственного образования дошкольников, представленный в форме теоретико-методической системы, включающей цели, задачи, принципы, психолого-педа-гогические и культурные условия, инно-вационные технологии, формы, методы, критерии, перспективы.
Теоретическая модель формирования у дошкольников эстетического отноше-ния к миру открывает более широкую область применения в педагогической науке и практике. Конкретизированы следующие понятия: «эстетическое отношение», «амплификация», «интег-рация изобразительной и познаватель-ной деятельности», «картина мира». Введены в педагогический оборот новые понятия: «экопластика», «биокерамика», «бумажный фольклор», «прорезной декор»; расширен ряд теоретических представлении дошкольной дидактики и педагогики искусства.
Практическая значимость программы определяется тем, что она используется в широкой практике работы дошкольных учреждений России и ближнего зару-бежья, существенным образом изменяя целевые установки педагогов и вооружая их педагогической стратегией формиро-вания у детей эстетического отношения к миру в изобразительном творчестве.
Изобразительная деятельность рас-сматривается как специфическая дет-ская активность, в которой ребенок обретает «господство» над материалами, овладевает орудиями (художественными инструментами), создает эстетический продукт, реализует и познает свое «Я» и тем самым выражает эстетическое отношение к миру.
Эстетическое отношение к окружаю-щему миру может быть не только выявлено, но и сформировано в творче-ской художественно-продуктивной деятельности дошкольников. Изобразитель-ная деятельность, направленная на практическое освоение, творческое осмысление, самостоятельное создание детьми гармоничной и личностно значи-мой картины мира доступными изобра-зительно-выразительными средствами. Обладает высоким педагогическим и творческим потенциалом для формиро-вания эстетического отношения к миру.
Процесс формирования эстетического отношения носит динамический характер, определяемый соотношением искусствоведческого материала со спецификой детского эстетического универсума, а также эмоционально-ценностными ориентациями на основе мировоззрен-ческих категорий: привлекательное - непривлекательное, волшебно - доброе, волшебно - злое, реальное - фан-тазийное, красивое - некрасивое. Объект эстетического восприятия для дошколь-ников должен воплощать целостный и гармоничный образ мира.
Научно-методическая программа как общий план организации художествен-ного образования дошкольников, вклю-чающий цель, область применения, принципы и тактику реализации, психо-лого-педагогические и культурные ресурсы, опирается на педагогическую модель формирования у дошкольников эстетического отношения к окружающе-му миру средствами изобразительной деятельности в соответствии с целост-ной структурой социокультурного опыта, включающего эмоциональный, познава-тельный, аксиологический и деятельностный компоненты в их единстве и взаимосвязи.
Изучение любой науки начинается с выяснения объекта ее исследования и места в познании окружающего мира. Начало эстетического отношения к окружающему миру невозможно датировать не только годом, но и столетием. Его формирование проходило и проходит вместе с развитием цивилизации. Несмотря на многовековую историю развития эстетического отношения к предметам и явлениям, свое название эстетика получила в 1735 г. Термин "эстетика" ввел немецкий философ Александр Готлиб Баумгартен, назвав этим термином науку о чувственном восприятии человеком окружающего мира. В своем трактате он как вывод определяет, что конечной целью данной науки должно быть познание красоты, являющейся "совершенством чувственного восприятия", а также искусства как высшей формы ее выражения.
Слово "эстетика" - одно из широкоупотребительных в нашей повседневной жизни. Говорят об эстетике быта, эстетике труда, эстетике живописи, эстетике костюма, технической эстетике и т.д. Столь широкая распространенность термина говорит о высокой значимости эстетики в жизни современного человека.
Очевидно, что эстетическое отношение как чувственное восприятие предметов и явлений рассматривается во взаимосвязи с человеческой деятельностью, которая формировала его как особую сущность в процессе труда. Именно труд является основным условием и основной формой жизнедеятельности и утверждения человека. Он существенно изменил биологическую природу, стал источником духовной, в том числе и художественной, деятельности. Появление и формирование эстетических чувств происходят в процессе трудовой деятельности. Производя необходимые предметы, люди формируют условия своего существования, собственную жизнедеятельность, следовательно, и самих себя.
Возникновению эстетического предшествовал длительный период освоения человеком окружающей действительности. На протяжении тысячелетий в смене поколений ценой огромного напряжения человек овладевал тайнами природы. В процессе трудовой деятельности и всей социальной практики он познает и осваивает окружающий мир. Находясь в постоянном контакте с природой и являясь ее частью, человек познает ее особенности, черпает в ней нужные для его жизни сведения и знания. Его взаимосвязи с естественной природой, землей и водой, солнцем и луной, светом и мраком, растениями и животными, теплом и холодом постепенно вырабатывали способность их оценки с позиций значимости для самой жизни.
В процессе взаимодействий человека с предметами и явлениями познается их сущность, они оцениваются с позиций их значимости в жизни человека. Создавая различные изделия, человек осваивает природные материалы, методы и способы их обработки, познает их свойства, находит необходимые конструктивные решения и средства выразительности. Одновременно с изготовлением изделий повышается мастерство человека, развивается способность проявить творчество в процессе производства. При этом человек приобретает ловкость, наблюдательность, способность сделать предметы быстрее и лучше. Гик постепенно и неуклонно развивался человек, его мыслительный аппарат, органы чувств. Их развитие явилось важнейшим условием формирования эстетического восприятия окружающего мира и эстетической деятельности.
Желание сделать предметы быта и труда полезными, удобными, эффективными, совершенными пробудилось у человека и мирных шагов его созидательной деятельности.
Вместе с тем на ранних ступенях своей эволюции человек относился к миру утилитарно-практически, используя природу для удовлетворения своих насущных потребностей. И только многократное повторение процесса использования и создания изделий человек в образах постигал их смысл и значение. Образы предметов, а также явления природы в чувственном восприятии вызывают определенную эмоциональную реакции», становятся небезразличными, вызывают интерес и предпочтения. Они осознаются как полезное или вредное, хорошее или плохое, нужное или ненужное, а стало быть, приносящее добро или зло, ценное для человека, или бесполезное. В этих представлениях отражались самые существенные характеристики предметов и явлений с точки зрения их значения для человека, его жизни.
Ограниченность познаний первобытного человека об окружающем мире, стремление познать невидимые причинные связи и как-то влиять на результаты природных явлений вызвали рождение веры в возможность, употребляя особые средства и особые тайные способы, призвать желаемое. Так родились различные обряды, заклинания, средства магии, с помощью которых человек стремился вызвать то или иное явление - обеспечить удачную охоту, избавление от болезни, выражение силы и могущества, удачную загробную жизнь и т.п. Появляются различные ритуалы, символы, амулеты, талисманы и т.д., в которых человек видел не просто украшения, а волшебные знаки, символы, оберегающие его и покровительствующие ему во всех делах.
Эстетическое отношение зарождалось как сложное, многозначное и многофункциональное общественное явление, в котором синкретически сливались все особенности человеческой жизни. Одновременно с процессом труда особое значение приобретали средства общения, порожденные совместной жизнью и деятельностью. Именно общение выступает как первейшая жизненная потребность, настоятельная необходимость формирующегося духовного мира людей. Общение посредством взаимодействия и единения было необходимо в различных трудовых процессах: поддержании очага, охоте на крупного зверя, обустройстве жилища и т.д. Важное значение в становлении эстетического отношения имело подражание как средство распространения познаний и опыта, игровые моменты как средство выражения определенных умений, религиозно-магические представления. Лишь позже были выделены и своей самостоятельности различные стороны общественных отношений творческой деятельности человека.
Жизненные ситуации ставили пород человеком нее новые и новые требования к созданию орудий труди, предметов потребления, познанию природы и окружающего мири в целом. На этой основе вследствие расширяющейся практики и углубления познания постепенно формировалось осмысление ценности предметов и явлений при чувственном восприятии их формы, рассматриваемых как совершенные, красивые или безобразно. Таким образом, человек различает предметы и явления по их ценности, и у него формируется эстетическое чувство как способность эмоционально воспринимать образы этих предметом и явлений с познанием их сущности. Возникают чувства, отличные от удовлетворения чисто физиологических или утилитарных потребностей. Чувства приобретают новый одухотворенный бескорыстный смысл, эстетические чувства. Человек научился воспринимать, а затем и осмысливать чувственно-конкретные формы предметов своего труда и окружающего природного мира.
По мере того, как познается суть вещей, они начинают говорить с человеком особым языком как полные смысла знаки, ним полы, открывающие человеку нечто важное, касающееся иго собственного бытия, и несут ему впечатления и переживания, связанные с этим бытием - бытием вещей, человеческим бытием, общественным бытием.
В созданных и используемых предметах по-разному могут проявляться особенности пространственного строения формы: фактуры материала, конфигурации и линий, состояния поверхности, организации частей, обработки и отделки, цветового решения и т.п. Помимо утилитарно-практической ценности, в образе предмета человек воспринимает полноту выражения особенностей рода и вида предмета, логичность проявления его внешних признаков, согласованность частей и т.д.
С возникновением эстетического отношения к предмету формируется и желание человека создать его совершенным через стремление к творчеству, развиваются и его эстетические потребности. Для создания совершенных, красивых предметов необходимо было выяснить и усвоить, какие свойства делают их такими, какие законы лежат в основе их создания. Так формируются в его сознании идеальные образы предметов и явлений.
Реализуя в процессе труда свои цели и замыслы, человек на основе приобретенного собственного опыта и опыта общения с другими людьми применяет к сделанным вещам критерий совершенства и испытывает чувство удовольствия не только оттого, что изделия удовлетворяют его материальные потребности, по и оттого, что в этих вещах воплощены его познания, его мастерство, его способность к творчеству.
Эстетические потребности людей становятся одним из духовных стимулов познания и утверждения красоты, постижения ценности предметов и явлений окружающего мира. В ходе исторического развития связь между полезным, добрым, магическим и красивым становилась все более опосредованной. Эстетическая ценность предметов и явлений стала восприниматься как независимая от их практической или магической ценности. Процессу становления эстетического как самостоятельной ценности способствовало установление контактов между племенами и обмен продуктами, ознакомление с обычаями.
С возникновением эстетического восприятия окружающего мира в процессе трудовой деятельности происходит развитие сущностных сил самого человека, он формируется не только физически, но и духовно. Воспринимая зафиксированные в созданных предметах плоды упорства, творчества и созидательных сил своих предшественников, следующие поколения создают более совершенное предметное окружение.
Образовавшаяся способность человека эстетически относиться к окружающему миру вызвала потребность как-то выразить и закрепить эти отношения. Так в процессе исторического развития сложилась особая форма общественного сознания - искусство, которое фиксирует, развивает и воспитывает эстетическое отношение человека к действительности. В нем наиболее ярко и всесторонне раскрывается эстетическое отношение к окружающему миру. Искусство служит не только средством познания, но и средством преобразования действительности. В произведениях искусства человек выражает не только свое понимание мира, но и свое отношение к нему. Подводя итог сказанному, можно определить, что природа и сущность эстетического с его многообразием в окружающем мире, принципы и закономерности отношения человека к ценностям при чувственном восприятии предметом и явлений окружающего мира, искусства выступают как основные положения предмета эстетики. Сама эстетика - наука о сущности чувственно-воспринимаемых общечеловеческих, ценностей, их созидании, восприятии, оценке и освоении. Они выражают систему эстетических взглядов общества на весь облик материальной и духовной деятельности людей.
Всестороннее развитие личности — цель всего коммунистического воспитания. В социально-педагогическом аспекте такое развитие предполагает возможность обеспечить одинаково активное участие человека во всех общественных отношениях, приобщить его ко всем сферам (практическая деятельность, познание, нравственные, политические, эстетические отношения), в которых проявляется жизнедеятельность людей. В психолого-педагогическом плане это требует формирования таких качеств, которые были бы основой активности, творческого труда в любой сфере человеческой деятельности. Речь идет, следовательно, об общем развитии личности как условии всестороннего ее формирования. Поэтому, чтобы понять, как взаимодействует формируемое эстетическое отношение с другими отношениями личности, как влияет на них, необходимо прежде всего рассмотреть, какой вклад вносит эстетическое воспитание, имеющее своими задачами развитие эстетических способностей, в общее развитие человека.
Эстетические способности и общее развитие личности.
Анализ общей эстетической способности, проявляющейся в духовной созерцательно-оценочной деятельности и практической деятельности по законам красоты, показывает, что она в высшей степени обобщенная, комплексная, включает в себя ряд более простых способностей, которые обеспечивают отдельные процессы эстетического взаимодействия субъекта с объектом. Но компоненты этих способностей не могут рассматриваться как «чисто эстетические»: они в какой-то мере необходимы и в других видах отношений человека с миром.
Нет такой профессии, где эстетическое чувство было бы излишним. А воображение, фантазия? «Эта способность чрезвычайно ценна,— говорил В. И. Ленин.— Напрасно думают, что она нужна только поэту... Даже в математике она нужна, даже открытие дифференциального и интегрального исчислений невозможно было бы без фантазии. Фантазия есть качество величайшей ценности...». С этой точки зрения эстетические способности, в отличие от специальных, следует отнести к общим, или генерализованным, способностям.
Следовательно, и формирование их осуществляется во всех видах деятельности человека, во всей учебно-воспитательной работе, в интеллектуальном, моральном, трудовом и других видах воспитания. Например, наблюдательность развивается в процессе познавательной деятельности и труда, а не только целенаправленным эстетическим воспитанием. А развитию эстетически-творческих способностей благоприятствует в какой-то мере всякая творческая деятельность, так как создание нового с любой целью, а не только эстетической, тренирует умение образно мыслить. И все же в формировании общих способностей особая роль принадлежит целенаправленному эстетическому воспитанию. Это не случайно.
Во-первых, эстетическое отношение человека к миру по своему характеру более широкое и универсальное, чем другие отношения, оно опирается на них, поэтому связано с развитием и более полного, более широкого комплекса способностей.
Когда школьники идут на лоно природы с познавательной целью, им предлагают определить состояние природы, охарактеризовать погоду, поведение животных, виды деятельности и заботы человека. Чтобы сделать это, обращают внимание на основные цвета и формы предметов, на звуки. Это развивает наблюдательность, обогащает память представлениями. Дети устанавливают связи и зависимости между различными явлениями природы, раскрывают их сущность, что учит их логически мыслить, рассуждать, воспитывает интерес к родной природе.
Экскурсия же с эстетической целью предполагает, кроме всего упомянутого, активную работу воображения, поэтическое видение, что немыслимо без создания образов отдельных явлений, пейзажа. Происходит активное оживление ассоциаций («На что похож зимний лес?», «О чем мечтала, засыпая на зиму, молодая елочка?»), сопоставление увиденного с бывшим в опыте, ранее известным, чтобы оценить красоту. Это порождает эмоциональное отношение, желание выразить его, «материализовать» в деятельности: «Смотрите: деревья в инее, как кружева! Давайте нарисуем их».
Во-вторых, известно, что способности, соединяясь в процессе той или иной деятельности, влияют друг на друга, обогащаясь новыми свойствами, «шлифуя», «подтягивая» друг друга по уровню развития. Поэтому, включая в работу больше способностей, эстетическое отношение имеет и сравнительно больше возможностей для их совершенствования в процессе взаимодействия.
Так, если деятельность предполагает, кроме фиксации явления, и его оценку, то это делает более точным и глубоким восприятие, оживляет прошлый опыт, тем самым тренирует память, ассоциативную способность. Если человек не безразличен, эстетически переживает — все чувства его обострены, «он видит и мыслит острее. Увеличивается емкость и качество его восприятия: во взволнованную душу впечатления проникают легче, глубже, укладываются прочнее»
Воображение развивается в любой деятельности, но, как заметил еще великий Гёте, «ничего не может быть страшнее воображения без художественного вкуса». В процессе эстетического отношения к миру воображение развивается «под контролем» эстетического вкуса, элементом которого является столь важное для воображения «чувство меры».
В-третьих, следует отметить также, что эстетическое отношение требует каждую из способностей на более высоком уровне развития, чем в других отношениях. Скажем, в практическом обиходе, в познавательной деятельности нас вполне удовлетворяет знание только основных цветов, умение различать их. Но для постижения красивого необходимо тонкое цветоразличение, улавливание всех оттенков и переходов в цвете. Ведь речь идет о совершенстве. Организуя эстетическую деятельность школьников, учитель ставит перед ними максимальные задачи: опишите увиденное не только точно, но и красиво, художественно; изготовьте изделие, удовлетворяющее не только техническими данными, но и современной отделкой и т. п. А это требует более развитых способностей восприятия, оценки, воображения.
В-четвертых, формирование потребности и привычки все подвергать оценке с точки зрения совершенства, доводить всякую деятельность до ее «эстетического увенчания», до оптимального результата, связанного, бесспорно, с более высоким уровнем трудностей, способствует выявлению и развитию индивидуальных склонностей личности, то есть раскрытию ее потенциальных возможностей, одаренности, талантов. В задачи коммунистического воспитания именно и входит формирование человека не только как носителя общечеловеческого содержания, но и как неповторимой индивидуальности.
Таким образом, развивая в процессе эстетического воспитания те способности, которые обеспечивают непосредственно эстетическое отношение с миром, мы максимально содействуем общему развитию человека. По широте, полноте, степени влияния на общее развитие с эстетическим воспитанием едва ли может сравниться другой вид воспитания.
Как же может сказаться эстетическое воспитание, ориентирующее на повышенный уровень общих способностей и обеспечивающее их совершенствование, на других сферах деятельности, на других, не эстетических, отношениях человека к миру? Обратимся к накопленным наукой и практикой фактам.
Основным понятием, определившим и ограничившим предметное поле эстетики как научного знания, стало понятие «эстетического отношения» (М. С. Каган).
Отношение - взаимосвязь различных величин, предметов, действий, определяемая и проявляющая себя через сопоставление или сравнение.
Отношение может характеризоваться как связь объекта и субъекта. Отношение рассматривается как однонаправленное взаимодействие: от субъекта на объект. Субъектом отношения может быть, например, конкретный человек, группа людей или человечество в целом. Объектом отношения может выступать природное явление, конкретная вещь, другой человек, ipyima людей и т. д.
Эстетическое восприятие мира носит универсальный характер: все, что окружает человека, может быть предметом его эстетического отношения. Эстетическое восприятие мира как бы растворено в самой повседневности. Причем эстетические ориентации и предпочтения, возникающие в результате отношений человека с миром, проявляются в основном неявно. Человек не может на каждом шагу задумываться и анализировать, почему ему что-то нравится или нет. Поэтому эстетическое отношение в некотором смысле - трудно постигаемое разумом явление. Но с другой стороны, эстетическое отношение - это начало структурирования и упо-
рядочивания мира, так как именно эстетическое переживание для любого человека является наиболее очевидным критерием в условиях выбора.
Эстетическое отношение является проявлением и формой бытия культуры, так как эстетические предпочтения каждого человека обусловлены не только его индивидуальностью, но и той культурной средой, к которой он принадлежит. Отношение раскрывает и проявляет характер связи, существующей или возникающей между субъектом и объектом. Поэтому само отношение можно рассматривать как соотношение свойств субъекта и объекта в процессе их взаимодействия.
Объект эстетического отношения обладает рядом формальных признаков: цвет, запах, пропорции, симметричность, геометрическая форма, и т. д. Эти признаки могут восприниматься и оцениваться субъектом на разных уровнях: теоретическом, утилитарном и эстетическом. Утилитарный уровень восприятия связан с физиологическим реагированием и биологическими проявлениями человека как живого организма. Теоретический уровень характеризует сознательные процессы и обусловлен рациональной деятельностью человека. Утилитарный и теоретический уровни -это крайние полюса разных проявлений отношений, возникающих между субъектом и объектом. Между теоретическим и утилитарным уровнями отношения человека и мира возникает уровень эстетического отношения, который соединяет в себе чувственное и разумное начало человека, как субъекта восприятия.
Признаки объекта можно представить также в виде системы, расположив их по принципу существенности, важности для проявления его сущности. Наше восприятие начинается с реагирования на проявление отдельных признаков объекта (явление). Например, в сумерках вначале человек видит лишь цветовое пятно, потом форму предмета, признаки принадлежности данного предмета или явления к какому-либо виду или классу, физические характеристики и, наконец, целостное узнавание объекта. Таким образом, процесс познания начинается с восприятия явления, а потом сущности, а не наоборот.
В произведении искусства соответствующей парой понятиям сущность и явление будет пара содержание и форма. Поэтому, воспринимая произведение искусства, мы вначале воспринимаем составляющие его формы, которые, объединяясь в систему, позволяют судить уже о содержании данного произведения искусства.
Иногда конкретный признак эстетически воспринимаемого объекта может восприниматься отдельно. Слушая музыку, исполняемую на каком-то инструменте, нас может захватить особая теплота тембра, оставив в стороне нашего восприятия все другие характеристики воспринимаемой музыки.
Однако характер взаимодействия может быть разным и представляться в разных формах: от теоретического до практического (утилитарного).
Утилитарное отношение является первым признаком возникшего контакта субъекта с объектом - внутреннего и внешнего. Оно представлено чувственной реакцией субъекта на биологическом уровне. Далее происходит осознание субъектом своих ощущений. Это более сложный процесс, включающий в себя уже не только чувственно-биологическую, но и рациональную реакцию. В данном случае отношение в основном носит еще утилитарный характер.
На следующем этапе осуществляется то, что было названо гениальным Аристотелем катарсисом (переход одного в другое, качественное изменение переживаемого). Это качественное изменение и определяет переход утилитарного в эстетическое. Чувство биологического характера становится духовным. Воспринимаемое не просто рационально-теоретически оценивается, но приобретает новое качество. Признаком этого может быть возникновение реагирования субъекта на личностном уровне. Человек воспринимающий получает возможность реагирования на воспринимаемое с позиции проявления в себе Человеческого, высшего духовного начала. Поэтому эстетическое отношение связано с приобщением индивида к духовным ценностям и возможностью реализовать в мире свой личностный потенциал. Это такое отношение человека к воспринимаемому объекту, когда чувственная реакция соотнесена с критерием эстетической оценки. Эстетическое отношение - это результат соотнесения желаемого и реально воспринимаемого. При этом в эстетическом нет конкретно утилитарного, так как эстетическое отличается незаитересо-ванностью (И. Кант) или бескорыстием (Н. Чернышевский), в то время как утилитарное - проявление высшей практической заинтересованности субъекта в объекте.
С другой стороны, эстетическое не содержит в себе конкретно теоретического, так как эстетическое отношение отличается переживаемостью, а не осмысляемостью. Поэтому выделять в эстетическом отношении отдельно теоретическое и утилитарное бессмысленно, так как оба уровня синтезированы в нем в новое качество, характеризуемое как осознанное наслаждение.
Субъект эстетического отношения выступает как единство рационального и эмоционального, разума и чувства. У субъекта, как и у объекта, можно выделить наиболее существенные характеристики эстетического восприятия, которые также можно выстроить в определенной иерархии: ощущение, восприятие, представление, понятие.
Когда говорят о субъекте эстетического отношения, то имеют в виду его духовную и физическую стороны. Эстетическое отношение включает в себя сплав чувственного, интуитивного и рационального. Своеобразие этого комплекса определяет особенность человеческой личности и является основанием его эстетического реагирования на объект восприятия.
Рациональное в человеке во многом обусловлено спецификой его духовного своеобразия (идеальное). Чувственное же в человеке в большей мере представлено его физиологическими возможностями (реальное). Интуитивное обусловлено способностью человека предугадывать, образно моделировать желаемое. Человеку, как субъекту эстетического отношения, свойственно переживать разные состояния, иногда тяготеющие к рационально-духовному полюсу, а иногда - к физиологическому.
Поэтому можно считать, что эстетическое отношение имеет одно важное отличительное условие своего осуществления - оно носит незаинтересованный характер. Эстетическое отношение обеспечивает и реализует переход чувственно-биологического переживания в духовную область. Восприятие объекта связано с процессами перехода реагирования на его отдельные характеристики к рациональному осознанию объекта как целостности или чувственного реагирования на конкретный признак к сознательно-смысловому (рациональному) их осмыслению.