Какую тактику использовала народническая организация черный передел. Народническая организация «Черный передел. Распространение марксизма в России

Черный передел

Кто такие народники?

Основная идея народников - это возвращение связи с народом, которая некогда была утрачена. Воплощением правды и мудрости представители данного течения видели простых русских людей. В народничестве господствовали два течения - революционное и либеральное.

Первые считали, что власть можно свергнуть только насильственным путём, а вторые поддерживали проведение реформ сверху. Но в 1870-е годы среди народников начали образовываться террористические группировки. Крупнейшим движением было "Земля и воля", выступающие в поддержку терроризма.

Меньшинство в лице "Чёрного передела" остались реформаторами и откололись от своих бывших союзников.

Идеи и методы борьбы "Чёрного передела"

Произошло это название от возможного передела земли между крестьянами уже после падения крепостного права. В отличие от своих больших братьев, сторонники "Чёрного передела" верили в мирные способы достижения связи с народом. Основой социалистического общества должна была стать крестьянская община, так как в ней социалистические порядки уже существуют. Имущество крупных собственников они предлагали принудительно отчуждать. Формируются в среде "Чёрного передела" и идеи о классовой борьбе, хотя выглядели они довольно абстрактно.

"Землю и волю" группировка решительно осуждала за теракты и считала такие методы борьбы неприемлемыми. Во многом она тяготела к идеям Бакунина. Идеологический кризис заметно разделил "Чёрный передел". Наиболее влиятельными членами "Чёрного передела" были Вера Засулич, Георгий Плеханов, Василий Игнатов.

В Женеве была создана группа "Освобождение труда", которая больше тяготела к марксизму. Бакунинцев народники теперь не поддерживали. Женевская группировка слонялась к поддержке буржуазно-демократической революции. Движущая её сила - горожане из буржуазии и пролетариат. А крестьянство здесь считали реакционной силой. Народники из социалистов-федералистов постепенно кренились к социал-демократам. Просуществовал "Чёрный передел" 4 года (1879-1883), пока не было создано "Освобождение труда".

Известные деятели

Лидером "Земли и воли" был Георгий Валентинович Плеханов. Вступив в организацию и руководя ею, он проникся идеями народников. Он же стал основателем "Освобождения труда". После убийства Александра II он осудил методы борьбы наиболее радикальных народовольцев. Так было создано объединение, которое пропагандировало классическое народничество с его хождением в народ, просвещением крестьян.

В 1880-х Плеханов эмигрировал в Женеву, где и создал "Освобождение труда". В Женеве Плеханов становится марксистом, а в Россию возвращается лишь в 1917 году. Через год он умер в Финляндии. Октябрьскую революцию Георгий Валентинович раскритиковал, считая Россию не готовой к социалистической революции. Более того, методы большевиков для прихода к власти не сильно отличались от радикальных народников. Изначально умеренные народники выбрали не самые актуальные цели, поэтому истинное народничество кануло в лету, о чём свидетельствуют и распад "Чёрного предела" и трансформация его преемников в марксизм.

народническая организация в Петербурге, появилась в результате раскола "Земли и воли" и избрала методы политической борьбы, стремилась выразить интересы крестьянства. Лидер организации - Г.В. Плеханов. Организация сохранила программу "Земли и воли", отрицала тактику террора, вела пропаганду среди рабочих. С 1880 г. руководители находились в эмиграции.

Отличное определение

Неполное определение ↓

"ЧЕРНЫЙ ПЕРЕДЕЛ"

1 . революционная народническая организация в России нач. 80-х гг. 19 в. Возникла в августе - сентябре 1879 в результате раскола "Земли и воли". Первоначально в "Ч. п." входили: Г. В. Плеханов, П. Б. Аксельрод, О. В. Аптекман, Л. Г. Дейч, В. И. Засулич, М. Р. Попов, Я. В. Стефанович и др., всего св. 30 чел., выступавшие против внесения в программу политич. требований. Центр. кружок в Петербурге организовал выпуск тайного печатного органа, наладил работу типографии и др. Чл. "Ч. п." имели связи в студенческой среде, начали вести пропаганду среди рабочих, но значит. народнич. поселений в деревне создать не смогли. После эмиграции в 1880 Плеханова, Дейча, Засулич и др. руководство в "Ч. п." в столице перешло к А. П. Буланову, М. К. Решко, К. Я. Загорскому, М. И. Шефтелю и др. Они вместе с минскими чернопередельцами основали новую типографию, расширили связи с рабочими. Фактич. центрами были кружки в Москве, Харькове и Казани. Периферийные кружки существовали в Перми, Саратове, Самаре, Белгороде, Ромнах, Новочеркасске, Полтаве и др. городах. Взгляды чернопередельцев претерпели сложную эволюцию, к-рая отразилась в статьях журнала "Черный передел" и в газ. "Зерно", в программных док-тах организации. Вначале чл. "Ч. п." разделяли в основном программу "Земли и воли", не принимали террористич. тактику "Народной воли", были близки к сторонникам бакунизма, что выразилось в офиц. названии организации - социалисты-федералисты. Признав развитие капитализма в России, чл. "Ч. п." создали значит. организацию гор. рабочих, но в целом оставались утопистами. После событий 1 марта 1881 часть чернопередельцев слилась с орг-циями "Народной воли". Многие в течение 80-х гг. продолжали революц. деятельность с позиции "Земли и воли" и первоначального периода "Ч. п.". Нек-рые стали разделять взгляды политич. радикалов, др. отошли от революц. движения. Решительно порвали с народничеством и перешли к марксизму Плеханов, Дейч, Засулич и др., создавшие в 1883 в Женеве первую рус. марксистскую орг-цию - группа "Освобождения труда". Лит.: Дейч Л. Г., Черный передел, в кн.: Историко-революционный сборник, т. 2, Л., 1924; Теодорович И. A., Социально-политическая мысль чернопередельчества и ее значение в нашем прошлом, "КиС", 1933, No 4-5; Левин Ш. М., "Черный передел" и проблема политической борьбы, в кн.: Вопросы истории сельского хозяйства, крестьянства и революционного движения в России, М., 1961; Ольховский E. Р., К истории "Черного передела" (1879-1881 гг.), в кн.: Общественное движение в пореформенной России, М., 1965; его же, К историографии "Черного передела", "ИСССР", 1967, No 2; Жуйков Г. С., Из истории взаимоотношений К. Маркса с лидерами чернопередельчества в 1880-1881 гг., в кн.: Карл Маркс и современность, (Л.), 1970. Е. Р. Ольховский. Ленинград. 2 . журнал революционной народнической организации "Черный передел". В 1880-81 вышло 5 номеров. No 1 подготовлен первоначальной редакцией: Г. В. Плеханов, П. Б. Аксельрод, Я. В. Стефанович, Л. Г. Дейч, О. В. Аптекман. Из-за ареста петерб. типографии в январе 1880 издание 1-го и 2-го номеров перенесено в Швейцарию. No 3-5 напечатаны в Минске. Последние номера редактировали А. П. Буланов, К. Я. Загорский, М. И. Шефтель. В "Ч. п." публиковались программные док-ты орг-ции "Черный передел", статьи о тактике, крест. движении, хроника социалистич. движения на Западе. К. Маркс отмечал "анархистски-коммунистические" элементы в статьях "Ч. п.". Публ.: "Черный передел", Орган социалистов-федералистов. 1880-1881, М.-П., 1923 (Памятники агитационной лит-ры, т. 1).

Общество «Чёрный Передел».

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    ✪ Россия в первой половине XIX в. «Народная воля». "Черный передел". Урок 132

    ✪ Народовольцы (рассказывает историк Андрей Левандовский)

    ✪ Земля - крестьянам! Как большевики обманули русский народ и разрушили сельское хозяйство в России.

    Субтитры

Этимология

«Чёрным Переделом» назвалась система перераспределения земли в крестьянских общинах, другое название - коренной передел . В данном контексте само слово передел восходит не к глаголу переделывать , а к переделять , делить заново . Принцип чёрного передела заключался в разделе всей общинной земли на участки приблизительно сходного качества и в определении числа земельно-раздаточных единиц (в разных общинах они определялись по-разному: либо по числу мужчин-пахарей, либо по едокам, то есть всем членам семьи и т. д.). В результате передела каждая семья получала некоторое количество полос земли разного качества, возникала чересполосица. Чёрный передел совершался, как правило, далеко не ежегодно . (Сравни у В. Даля : Если крестьяне не сладят наделом земли, меряют шестом, чёрным делом (разделом) узкие полосы и раздают их по жребию. ).

В устах народников принцип чёрного передела распространялся на все сельскохозяйственные земли, то есть подразумевал и уничтожение помещичьего землевладения. Таким образом, механизм крестьянского хозяйствования стал революционным лозунгом .

Состав и история

После раскола в 1879 году «Земли и воли» члены «Чёрного передела» составляли меньшинство от общего числа бывших землевольцев, большая часть которых влилась в «Народную волю». Центральная группа организации располагалась в Петербурге и насчитывала 22 человека. Всего в организации состояло не более 100 человек К «Чёрному переделу» принадлежали Плеханов , Аксельрод , Вера Засулич , Стефанович , Дейч , Буланов . Первый номер журнала был напечатан под редакцией Плеханова в Петербурге в январе 1880 года, но до выхода из типографии арестован:

Правительственное сообщение . В ночь с 27 на 28 сего января петербургской полицией произведен был обыск в одном из домов на Васильевском острове. При обыске найдены: типографский станок с набором шрифта, большое количество оттиснутых экземпляров революционной газеты «Черный передел» несколько пудов шрифта, различные бланки для паспортов, поддельные виды на жительство и три револьера, из которых два оказались заряженными. Находящиеся в квартире лица арестованы. По выше изложенному преступлено к производству дознания .

и переиздан за границей, второй - за границей, третий - в России, четвёртый (последний) - за границей. Чёрнопередельцы издали также несколько прокламаций и несколько номеров газеты для рабочих «Зерно». В часть чёрнопередельцев судили в Санкт-Петербурге , многих выслали в административном порядке в Сибирь . Организация фактически прекратила своё существование к концу 1881 года .

Впоследствии большинство чёрнопередельцев перешло на позиции социал-демократов (см. РСДРП) .

Идеи

Чёрнопередельцы были народниками в старом смысле слова: они почти сохранили миросозерцание первой половины 1870-х годов, эпохи хождения в народ, в главных его основах, не видоизменив его (как это сделали народовольцы) под влиянием арестов, ссылок, процесса 193 , безуспешности пропаганды; их до некоторой степени можно было бы назвать «экономистами » в том смысле, в каком это слово употреблялось в конце 1890-х годов, то есть они довольно пренебрежительно относились к политике и особенно дорожили экономической борьбой.

Чёрнопередельцы, как рабочие волы, пошли упорной, но тихой поступью, вздирая новь для массовых посевов цельного и понятного крестьянам революционного мировоззрения.

- Анзимиров В. А. Крамольники: (Хроника из радикальных кружков семидесятых годов) . - Москва: тип. т-ва И. Д. Сытина, 1907. - с 124.

Как и старые народники, они придавали громадное положительное значение русской общине и видели в ней исходную точку социалистического развития; они верили, что «экспроприация крупных поземельных собственников» поведёт в России, благодаря общине, «к замене индивидуального владения коллективным, то есть обусловит торжество высшего принципа имущественных отношений. Такой именно смысл имеют живущие в русском народе ожидания чёрного передела» («Чёрный передел», № 1). Конституция у нас, по их мнению, могла бы обеспечить только торжество буржуазии; однако, они восставали против политической борьбы не безусловно, а ставили её «в зависимость от предварительной революционной работы в народе» (следовательно, отодвигали её на многие годы); к террору чёрнопередельцы относились с решительным осуждением. В самом журнале «Чёрный передел» в разных статьях звучали разные ноты; так, в передовой статье, написанной Плехановым, значение политических форм признавалось. В той же статье можно найти в зачаточном виде идею классовой борьбы. В следующих номерах Плеханов не участвовал.

«Чёрный Передел» не перепечатан в сборнике революционной журналистики Базилевского и является библиографической редкостью; отрывки из № 1 приведены в книге В. Л. Бурцева «За сто лет» (Лондон, 1896).

Чёрнопередельцы были народниками в старом смысле слова: они почти сохранили миросозерцание первой половины 1870-х годов, эпохи хождения в народ, в главных его основах, не видоизменив его (как это сделали народовольцы) под влиянием арестов, ссылок, процесса 193, безуспешности пропаганды; их до некоторой степени можно было бы назвать «экономистами» в том смысле, в каком это слово употреблялось в конце 1890-х годов, то есть они довольно пренебрежительно относились к политике и особенно дорожили экономической борьбой.

Как и старые народники, они придавали громадное положительное значение русской общине и видели в ней исходную точку социалистического развития; они верили, что «экспроприация крупных поземельных собственников» поведёт в России, благодаря общине, «к замене индивидуального владения коллективным, то есть обусловит торжество высшего принципа имущественных отношений. Такой именно смысл имеют живущие в русском народе ожидания чёрного передела».


Вера Засулич

Чернопередельцы считали, что конституция в России могла бы обеспечить только торжество буржуазии. Впрочем, они не отрицали политическую борьбу полностью, а лишь ставили её «в зависимость от предварительной революционной работы в народе» (следовательно, отодвигали её на многие годы). К террору чёрнопередельцы относились с решительным осуждением. В самом журнале «Чёрный передел» в разных статьях звучали разные ноты; так, в передовой статье, написанной Плехановым, значение политических форм признавалось. В той же статье можно найти в зачаточном виде идею классовой борьбы. В следующих номерах Плеханов не участвовал.


Георгий Валентинович Плеханов

После раскола в 1879 году «Земли и воли» члены «Чёрного передела» составляли меньшинство от общего числа бывших землевольцев, большая часть которых влилась в «Народную волю». Центральная группа организации располагалась в Петербурге и насчитывала 22 человека. Всего в организации состояло не более 100 человек. К «Чёрному переделу» принадлежали такие известные в революционной среде личности как Плеханов, Аксельрод, Вера Засулич, Стефанович, Дейч, Буланов.


Появление и либерального народничества и начало распространения марксизма в России группой «Освобождение труда» Плеханова Г.

Либеральное народничество - направление, разделяя основные теоретические взгляды революционных народников, отличалось от них неприятием насильственных методов борьбы.

Народники-либералы не играли заметной роли в общественном движении 70-х годов. Их влияние возросло в 80-90-е годы - это было связано с потерей авторитета революционных народников в радикальных кругах из-за разочарования в террористических методах борьбы.

Либеральные народники выражали интересы крестьян, требовали уничтожения остатков крепостничества и ликвидации помещичьего землевладения. Они призывали к проведению реформ для постепенного улучшения жизни народа. Основным направлением своей деятельности они избрали культурно-просветительскую работу среди населения. С этой целью они использовали печатные органы (журнал «Русское богатство»), земства и различные общественные организации. Идеологами либеральных народников были Н. К. Михайловский, Н. Ф. Даниельсон, В. П. Воронцов.

В 80-90-е годы XIX в. в радикальном движении произошли коренные изменения. Революционные народники потеряли свою роль главной оппозиционной силы. На них обрушились мощные репрессии, от которых они не смогли оправиться. Многие активные участники движения 70-х годов разочаровались в революционном потенциале крестьянства. В связи с этим радикальное движение раскололось на два противостоящих и даже враждебных друг другу лагеря. В августе 1879 «Земля и воля» окончательно раскололась на две самостоятельные организации:

«Чёрный передел», сохранивший исключительно пропагандистский характер;

«Народную волю», объединившую сторонников новой тактики политической борьбы.

Первый сохранил приверженность идее крестьянского социализма, второй увидел в пролетариате главную силу общественного прогресса.

Народническая организация «Народная воля»

Учредителями «Народной воли» были профессиональные революционеры - сторонники политической борьбы с самодержавием. Они создали централизованную, хорошо законспирированную организацию, самую значительную для разночинского периода освободительного движения в России. Её возглавил Исполнительный комитет: А. Д. Михайлов, А. А. Квятковский, А. И. Желябов, С. Л. Перовская, В. Н. Фигнер, Н. А. Морозов, М. Ф. Фроленко, Л. А. Тихомиров, А. И. Баранников, А. В. Якимова, М. Н. Ошанина и др. Ему подчинялась сеть местных и специальных (рабочих, студенческих, военных) групп.

В 1879-83 гг. народовольческие группы имелись почти в 50 городах, особенно много их было на Украине и в Поволжье. Число членов организации не превышало 500, в движении участвовало несколько тысяч.

Программа «Народной воли» содержала требования созыва Учредительного собрания, введения всеобщего избирательного права и постоянного народного представительства, свободы слова, совести, печати, сходок; общинного самоуправления, замены постоянной армии народным ополчением, передачи земли народу, предоставления угнетённым народам права самоопределения.

Как и предшествующие народнические программы, она смешивала задачи демократические и социалистические, но её выгодно отличало развёрнутое определение именно демократических задач. Признав необходимость политической борьбы с самодержавием, народовольцы сделали по сравнению с народниками 70-х гг. шаг вперёд.

Однако они оставались социалистами-утопистами, разделявшими основные положения народнической идеологии и, прежде всего веру в возможность для России, минуя капитализм, прийти к социализму через крестьянскую революцию. Большинство их верило в возможность непосредственно слить политические и социалистические перевороты, уповая на социалистические инстинкты крестьянства. Другие разделяли политический и социальный переворот во времени, полагая, что после свержения самодержавия и установления демократических свобод революционеры сумеют развернуть подготовку к социалистической революции. Либеральное крыло (не пользовавшееся существенным влиянием) предполагало удовлетвориться получением от царского правительства конституции.

«Народная воля» проводила революционную агитацию и пропаганду во всех слоях населения. Газеты «Народная воля», «Рабочая газета» стремились популяризировать идею политической борьбы с самодержавием. Борьбу за захват власти революционеры развернули под девизом «Теперь или никогда!». В подготовке восстания, а также в его осуществлении «Народная воля» главная роль отводила революционному меньшинству, т. е. своей организации. Народные массы должны были играть вспомогательную роль. В этом сказался бланкистский характер программы «Народной воли», понимавшей политическую борьбу как заговор.

С развитием и обострением политической борьбы всё большее значение приобретал террор. «Народная воля» подготовила 7 покушений на Александра II. Народовольческий террор устрашил правительство, заставил его пойти на некоторые уступки. Однако увидев, что революционеров не поддерживают массы, самодержавие перешло в наступление. В террористической борьбе народовольцы растратили лучшие силы, обескровили организацию. В 1879-83 прошло свыше 70 политических народовольческих процессов, по которым привлекалось около 2 тыс. человек. После убийства 1 марта 1881 Александра II «Народная воля» переживала идейный и организационный кризис.

Особое место в народовольческом движении занимает «Террористическая фракция «Народной воли» А. И. Ульянова, стремившаяся внести в программу «Народной воли» отдельные марксистские положения.

Деятельность «Народной воли» стала одним из самых важных элементов революционной ситуации 1879-80 гг. Однако несостоятельность её программных предпосылок, ошибочность тактики политического заговора, преобладание террористического метода борьбы над др. формами неизбежно должны были кончиться крахом.

Народническая организация «Черный передел»

«Чёрный передел» возникла в августе - сентябре 1879, ее название связано с распространённым среди крестьян слухом о близком всеобщем («чёрном») переделе земли.

Первоначально члены организации разделяли программу «Земли и воли», отрицали необходимость политической борьбы, не принимали террористическую и заговорщическую тактику «Народной воли», считали, что революцию может совершить только народ. Организация не была построена на принципе централизма и единой внутренней дисциплины, а конспирации не придавалось особого значения. В области тактики чернопередельцы были сторонниками широкой агитации и пропаганды в массах. Кружок устроил типографию, организовал издание журнала «Чёрный передел» и газеты «Зерно», издававшиеся в России и за границей, куда в 1880 г. эмигрировали Г. В. Плеханов, В. Засулич, Л. Дейч и др. В этих изданиях публиковались программные документы организации, статьи Г. В. Плеханова и др., сообщения о рабочем движении на Западе; установил связи со студентами и рабочими.

Взгляды чернопередельцев претерпели значительную эволюцию. Так, в начале ими отрицалась необходимость завоевания политической свободы, придерживались принципов свободного общинного самоуправления и возлагали основную задачу революционных действий на крестьянство. Отрицая принципиально террористические акты, чернопередельцы иногда признавали необходимость применения террора. Постепенно их мировоззрение менялось.

Г. В. Плеханов допускал возможность развития капитализма и формирования рабочего класса в России из разорившегося крестьянства. Одновременно признавалась необходимость политической борьбы и конституционного переустройства общества.

Практическая деятельность «Чёрного передела», вопреки программным установкам, протекала в основном среди рабочих. Члены организации придавали большое значение армии и начали искать пути пропаганды в солдатской среде, но создать свою организацию в армии им не удалось.

Аресты 1880-81 гг. ослабили организацию. После событий 1 марта 1881 г. многие члены «Черного передела» перешли на народовольческие позиции, часть вошла впоследствии в социал-демократическую партию. К концу 1881 «Черный передел» как организация перестал существовать, однако отдельные чернопередельческие кружки действовали вплоть до 2-й половины 1880-х гг.

Наиболее известные деятели «Черного передела» - В. Плеханов, В. Засулич, Л. Г. Дейч, В. Н. Игнатов и другие - порвали с народничеством и в 1883 г. создали в Женеве первую русскую марксистскую организацию - Группу «Освобождение труда», сыгравшую огромную роль в распространении марксизма в России.

Группа «Освобождение труда» действовала за границей и не была связана с возникавшим в России рабочим движением. Однако, деятельность группы «Освобождение труда» за рубежом, марксистских кружков в России подготавливали почву для возникновения российской социал-демократической партии.

Важнейшим условием социального прогресса в России они считали буржуазно-демократическую революцию, движущей силой которой будут городская буржуазия и пролетариат. Крестьянство они рассматривали как реакционную силу общества. В этом проявилась узость и односторонность их взглядов.

Число сторонников марксистской теории в стране все больше возрастало, что привело к организации первых социал-демократических кружков: в столице Д. Н. Благоевым была создана «Партия русской социал-демократии» (1884-1885), П. В. Точисским – «Товарищество Санкт-Петербургских мастеровых» (1885-1888).

Рабочее движение

В начале 80-х гг. на историческую арену России выступил рабочий класс, положение которого оставалось очень тяжёлым. Рабочее движение в 70-80-х годах развивалось стихийно и неорганизованно. По сравнению с предыдущим десятилетием рабочее движение 80-90 гг. значительно выросло.

В отличие от Западной Европы русские рабочие не имели ни собственных политических организаций, ни профессиональных союзов. «Южно-российский рабочий союз» (1875) и «Северный союз русских рабочих» (1878-1880) не сумели возглавить борьбу пролетариата и придать ей политический характер. Рабочие выдвигали лишь экономические требования повышение заработной платы, сокращение рабочего дня, отмена штрафов.

Наиболее крупным событием стала забастовка на Никольской мануфактуре фабриканта Т. С. Морозова в Орехово-Зуеве в 1885 г. Рабочие впервые потребовали государственного вмешательства в их отношения с фабрикантами. В результате был издан закон 1886 г. о порядке найма и увольнения, упорядочении штрафов и выплаты заработной платы. Был введен институт фабричных инспекторов, обязанных следить за выполнением закона. Закон усилил уголовную ответственность за участие в стачках.

Морозовская стачка показала, что требования рабочих вышли за пределы одного предприятия, она заставила российское правительство считаться с рабочим движением. В рабочее движение втягивались новые слои пролетариата.

В 90-е годы в России наметился промышленный подъем. Это способствовало увеличению численности рабочего класса и созданию более благоприятных условий для развития его борьбы. Упорные стачки в Петербурге, Москве, на Урале и в других районах страны приобрели массовый характер. Бастовали текстильщики, горняки, литейщики и железнодорожники.

Стачки имели экономический и слабо организованный характер. Все это создавало важную предпосылку для его соединения с марксизмом.

Распространение марксизма в России

Исторически марксизм, идеологами которого, были Карл Маркс и Фридрих Энгельс, зародился и в основном сформировался в 40-е гг.XIX в. в Германии как отражение процессов социальной борьбы с активным участием в ней новой силы - пролетариата (промышленных рабочих).

Появление в России марксизма как самостоятельного течения было связано с именем Г. В. Плеханова и деятельностью его группы «Освобождение труда», созданной в 1883 году. Его группа поставила перед собой две задачи: организовать пропаганду в России теории социализма путём перевода на русский язык и распространения произведений К. Маркса и Ф. Энгельса; дать критику народнической идеологии и разработать основные вопросы общественной жизни страны с новых позиций. Ее программа:

Полный разрыв с народничеством и народнической идеологией;

Пропаганда социализма;

Борьба с самодержавием;

Опора на рабочий класс;

Создание рабочей партии.

Группа «Освобождение труда» проделала большую работу по распространению марксизма в России. Она перевела на русский язык работы Маркса и Энгельса: «Манифест коммунистической партии», «Наемный труд и капитал», «Развитие социализма от утопии к науке» и другие, напечатала их за границей и стала тайно распространять в России.

Плеханов, Засулич, Аксельрод и другие участники этой группы также написали ряд произведений, в которых они разъясняли учение Маркса и Энгельса, разъясняли идеи научного социализма. Главные идеи, которыми руководствовалась группа, были изложены Плехановым в его работе «Социализм и политическая борьба».

Особо выделялась идея роли пролетариата в революционном движении, подчёркивалось, что задачами революционеров являются организация рабочих, их сплочение и борьба за создание пролетарской партии в России. Группа «Освобождение труда» разработала проект программы марксистской партии. Члены группы поддерживали контакты с видными деятелями рабочего движения Запада, а с конца 80-х гг. стали принимать участие в деятельности II Интернационала.

В 1883 г. в Петербурге образовалась марксистская группа, которой руководил Д. Благоев. Она объединяла 15 социал-демократических кружков столицы и стала именовать себя «Партией русских социал-демократов», развернув активную работу по пропаганде марксизма среди рабочих петербургских окраин. В кружках занимались около 150 заводских рабочих. Группа располагала собственной типографией и начала издавать социал-демократическую газету «Рабочий» (вышло всего два номера). Она поддерживала тесные контакты с группой «Освобождение труда».

Благоевцы способствовали распространению первых марксистских работ Г. Плеханова.

С середины 80-х гг. многие передовые рабочие стремились познакомиться с марксизмом. В крупных промышленных городах появлялись кружки и воскресные школы. Организации рабочих в условиях конспирации иногда возникали параллельно, независимо друг от друга. Строгая конспирация организации позволила сохранить рабочие кружки и после ареста руководителей группы в 1889 г.

Большую роль в распространении марксизма в России сыграли кружки, организованные в Казани в 1888 г. Центральный кружок имел свою библиотеку, кассу, печатал марксистские работы и готовили свою программу. Вокруг центральной группы сложилось несколько низовых кружков, в один из которых вступил В. И. Ульянов.

В конце 1895 г. в Петербурге разрозненные марксистские кружки объединились в новую организацию «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». Его создателями были В. И. Ульянов, Ю. Ю. Цедербаум и др.

Таким образом, общественное движение во второй половине XIX в., в отличие от предшествующего времени, стало важным фактором политической жизни страны.

Многообразие направлений и течений, взглядов по идейно-теоретическим и тактическим вопросам отразило сложность общественной структуры и остроту социальных противоречий, характерных для переходного времени пореформенной России.

В общественном движении второй половины XIX в. еще не сложилось направление, способное осуществить эволюционную модернизацию страны, но были заложены основы для формирования в будущем политических партий.