Компетентностный подход как условие реализации фгос ноо. Презентация "компетентностный подход в обучении на уроках в начальной школе в условиях фгос ноо". Компетентностный подход в образовании

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Лицей №8 города-курорта Кисловодска

Выступление на городском семинаре

«КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД

В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС НОО»

Подготовила:

Дементьева Вера Илларионовна,

учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории

г-к Кисловодск, 2014

ГОРОДСКОЙ СЕМИНАР

«КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД

В НАЧАЛЬНОМ ОБЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ

В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС НОО»

к -креативность

о -организованность

м -модернизация

п -планирование

е -единство

т -толерантность

е -единомышленники

н -новизна

т -творчество

н -научность

о -осведомленность

с -сотрудничество

т -терпимость

Глоссарий

Компетенция

Круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен.

Круг чьих-нибудь полномочий, прав.

Компетентный

Обладающий компетенцией

Компетентность – это способ существования знаний, умений, образованности, способствующий личностной самореализации, нахождению обучающимся своего места в мире.

Компетентность = желание + понимание ЗУН + личностно значимые смыслы + система ценностей + готовность решать проблемы + социальный опыт + деятельность.

Компетентность = знаю + умею + хочу + делаю.

ВВЕДЕНИЕ

Современная начальная школа не может оставаться в стороне от процессов модернизации образования, происходящих сегодня во всем мире, в том числе и в России. Начального звена школы, как важного и неотъемлемого этапа образования личности, касаются все мировые тенденции и инновации: личностно ориентированный подход, информатизация, интеграция и др.

К числу таких тенденций относится и компетентностный подход.

В эпоху Интернета и электронных средств хранения информации формальные знания человека перестают быть значимым капиталом. Современное информационное общество формирует новую систему ценностей, в которой обладание знаниями, умениями и навыками является необходимым, но далеко не достаточным результатом образования.

От человека требуются умения ориентироваться в информационных потоках, осваивать новые технологии, самообучаться, искать и использовать недостающие знания, обладать такими качествами, как универсальность мышления, динамизм, мобильность.

Идея компетентностного подхода – один из ответов на вопрос, какой результат образования необходим личности и востребован современным обществом.

Формирование компетентности учащихся является на сегодняшний день одной из наиболее актуальных проблем образования, а компетентностный подход может рассматриваться как выход из проблемной ситуации, возникшей из-за противоречия между необходимостью обеспечивать качество образования и невозможностью решить эту задачу традиционным путем.

Cлайд 1

Cлайд 2

Компетентностный подход в обучении предполагает(в противоположность концепции «усвоения знаний») освоение учащимися умений, позволяющих действовать в новых, неопределенных, проблемных ситуациях, для которых заранее нельзя наработать соответствующих средств. Компетентностный подход - четкая ориентация на будущее, которая проявляется в возможности построения своего образования с учетом успешности в личностной и профессиональной деятельности. Company Logo

Cлайд 3

Компетенция- это готовность человека к мобилизации знаний, умений и внешних ресурсов для эффективной деятельности в конкретной жизненной ситуации. Компетенция- готовность действия в системе неопределенностей. Компетентность – совокупность личностных качеств ученика (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно-значимой сфере. Компетентность = желание + понимание ЗУН + личностно значимые смыслы + система ценностей + готовность решать проблемы + социальный опыт + деятельность. Company Logo

Cлайд 4

Концепция модернизации российского образования Формирование ключевых компетенций в: интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникативной, информационной сферах, определяющих успешность функционирования выпускника в будущих условиях жизнедеятельности.

Cлайд 5

Компетенция – совокупность качеств, которые требуются для функционирования в конкретной области деятельности 4 Знания Умения Навыки Компетентности Самоуправление Субъектность

Cлайд 6

Ключевые образовательные компетенции Социально-трудовая Коммуникативная Информационная Учебно-познавательная Личностного самосовершенствования Ценностно-смысловая Общекультурная

Cлайд 7

Компетентностный подход направлен на развитие деятельности учащихся и подразумевает: Стратегическая деятельность (мотив, цель, план, средства, организация, действия, результат, анализ); Исследование (факт, проблема, гипотеза, проверка-сбор новых фактов, вывод) Проектирование (замысел, реализация, рефлексия) Сценирование (выстраивание вариантов сценария разворачивания событий) Моделирование … Конструирование… Прогнозирование… Company Logo

Cлайд 8

Компетентностный подход направлен на развитие различных видов мышления: Теоретическое мышление (обобщение, систематизация, определение понятий, классификация, доказательство и т.п.); Навыки переработки информации (анализ, синтез, интерпретация, экстраполяция, оценка, аргументация, умение сворачивать информацию); Критическое мышление (умения отличать факты от мнений, определять соответствие заявления фактам, достоверность источника, видеть двусмысленность утверждения, невысказанные позиции, предвзятость, логические несоответствия и т.п.); Творческое мышление (перенос, видение новой функции, видение проблемы в стандартной ситуации, видение структуры объекта, альтернативное решение, комбинирование известных способов деятельности с новыми) Качества мышления (гибкость, антиконфоризм, диалектичность, способность к широкому переносу и т.п.) Company Logo

Cлайд 9

Company Logo Проектная технология как средство формирования ключевых компетентностей Company Logo

Cлайд 10

Company Logo Лобовые атаки в обучении приносят еще большие потери, чем на войне Джон Дьюи "…С точки зрения ребенка самый большой недостаток школы -это невозможность для него свободно, в полной мере использовать опыт, приобретенный вне школы, в самой школе. И, наоборот, с другой стороны он оказывается неспособным применить в повседневной жизни то, чему научился в школе." Company Logo

Cлайд 11

Метод проектов Совокупность приемов, действий учащихся в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи - решения определенной проблемы, значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.

Cлайд 12

ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ и его цели: 1) привлечь внимание ученика к вопросу, задаче, учебному материалу, возбудить у него познавательный интерес и другие мотивы деятельности; 2)поставить его перед таким познавательным затруднением, продолжение которого активизировало бы мыслительную деятельность; помочь ему определить в познавательной задаче, вопросе, задании основную проблему и наметить план поиска путей выхода из возникшего затруднения; побудить ученика к активной поисковой деятельности; помочь ему определить границы актуализируемых ранее усвоенных заданий и указать направление поиска наиболее рационального пути выхода из ситуации затруднения. Company Logo

Cлайд 13

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ и их функции облегчать учебный процесс, оживлять его «театрализация» учебного процесса соревновательная. Company Logo

Cлайд 14

ИНФОРМАЦИОННО – КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ На уроках можно использовать тесты, кроссворды, схемы, таблицы, с которыми учащиеся работают непосредственно на компьютере, самостоятельно изучая материал урока и по очереди работая на компьютере по определенному алгоритму. ИКТ помогает быстро оценить знания учащихся и выявить недоработки учителя по той или иной теме, при использовании компьютерных тестовых заданий Company Logo

Cлайд 15

три уровня математической компетентности уровень воспроизведения (это прямое применение в знакомой ситуации известных фактов, стандартных приемов, распознавание математических объектов и свойств), уровень установления связей (строится на репродуктивной деятельности по решению задач, которые, хотя и не являются типичными, но все же знакомы учащимся или выходят за рамки известного лишь в очень малой степени), уровень рассуждений (Для решения задач этого уровня требуются определенная интуиция, размышления и творчество в выборе математического инструментария, интегрирование знаний из разных разделов курса математики, самостоятельная разработка алгоритма действий). Company Logo Руководство учителю для реализации компетентностного подхода Необходимо чаще показывать ученикам перспективы иx обучения. Используйте схемы, планы, чтобы обеспечить усвоение системы знаний. Учитывайте индивидуальные особенности каждого ученика. Учитывайте индивидуальные особенности каждого ученика. Учите так, чтобы ученик понимал, что знание является для него жизненной необходимостью. Объясняйте ученикам, что каждый человек найдет свое место в жизни, если научится всему, что необходимо для реализации жизненных планов. Company Logo

Cлайд 18

«Скажи мне – и я забуду, подскажи мне – и я запомню, дай мне действовать самому –и я научусь.» Китайская мудрость.

Современная школа не может оставаться в стороне от процессов модернизации образования, происходящих сегодня во всем мире, в том числе и в России. В образовательной деятельности нашли свое отражение все мировые тенденции и инновации: личностно-ориентированный подход, информатизация, интеграция, в том числе и компетентностный подход. Данная работа посвящена одному из аспектов организации образовательного процесса с учетом ФГОС, поэтому представляется необходимым четко обозначить те инновации, которые уже удалось внедрить и оценить результаты их внедрения в образовательный процесс, и те инновации, которые работают на перспективу. В век Интернета и электронных носителей хранения информации формальные знания человека перестают быть значимым капиталом. Современное информационное общество формирует новую систему ценностей, в которой обладание знаниями, умениями и навыками является необходимым, но далеко не достаточным результатом образования. От человека требуются умения ориентироваться в информационных потоках, осваивать новые технологии, самообучаться, искать и использовать недостающие знания, обладать такими качествами, как универсальность мышления, динамизм, мобильность.

Идея компетентностного подхода – один из ответов на вопрос, какой результат образования необходим личности и востребован современным обществом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Валяева Светлана Николаевна,

заместитель директора по учебно-методической работе,

МБОУ СОШ № 51, г. Улан-Удэ

Компетентностный подход как основа реализации ФГОС

Современная школа не может оставаться в стороне от процессов модернизации образования, происходящих сегодня во всем мире, в том числе и в России. В образовательной деятельности нашли свое отражение все мировые тенденции и инновации: личностно-ориентированный подход, информатизация, интеграция, в том числе и компетентностный подход. Данная работа посвящена одному из аспектов организации образовательного процесса с учетом ФГОС, поэтому представляется необходимым четко обозначить те инновации, которые уже удалось внедрить и оценить результаты их внедрения в образовательный процесс, и те инновации, которые работают на перспективу. В век Интернета и электронных носителей хранения информации формальные знания человека перестают быть значимым капиталом. Современное информационное общество формирует новую систему ценностей, в которой обладание знаниями, умениями и навыками является необходимым, но далеко не достаточным результатом образования. От человека требуются умения ориентироваться в информационных потоках, осваивать новые технологии, самообучаться, искать и использовать недостающие знания, обладать такими качествами, как универсальность мышления, динамизм, мобильность.

Идея компетентностного подхода – один из ответов на вопрос, какой результат образования необходим личности и востребован современным обществом.

Формирование компетентности обучающихся является на сегодняшний день одной из наиболее актуальных проблем образования, а компетентностный подход может рассматриваться как выход из проблемной ситуации, возникшей из-за противоречия между необходимостью обеспечивать качество образования и невозможностью решить эту задачу традиционным путем. Речь идет о компетентности как о новой единице измерения образованности человека, при этом внимание акцентируется на результатах обучения, в качестве которых рассматривается не сумма заученных знаний, умений, навыков, а способность действовать в различных проблемных ситуациях. Компетентностный подход получил распространение относительно недавно в результате поиска новых путей по модернизации российского образования. Обращение к этому понятию связано с желанием определить изменения в образовании (и в школьном в том числе), необходимость в которых возникает из-за перемен, происходящих в обществе.

На сегодняшний день в России уже появились крупные научно-теоретические и научно-методические работы, в которых анализируются сущность компетентностного подхода и проблемы формирования ключевых компетенций (Л.Ф. Иванова, А.Г. Каспржак, А.В. Хуторской). Разработкой данной проблемы занимаются российские исследователи: П.П. Борисов, Н.С. Веселовская, А.Н. Дахин, И.А. Зимняя, Н.А. Переломова, Т.Б. Табарданова, И.Д. Фрумин, Г.А. Цукерман и др., и зарубежные ученые: Р. Барнетт, Дж. Равен (Великобритания), В. Вестера (Голландия). С внедрением ФГОС отмечается, что ключевые компетенции должны закладываться у школьников уже на начальном этапе образования. Однако, как показывает проведенный анализ педагогических исследований и образовательной практики, существует противоречие между современными требованиями к подготовке выпускников начальной, основной и старшей школы, и сложившейся системой обучения. Традиционное обучение постепенно отходит на второй план, в приоритете современный урок с использованием современных образовательных технологий, различных видов деятельности, смене роли учителя от «урокодателя» к «руководителю урока».

Определение, который характеризует компетентностный подход в образовании, еще не до конца устоялся. Но, тем не менее, уже есть возможность для того, чтобы выделить некоторые характерные его черты. Компетентностный подход – это комплекс общих принципов, которые необходимы для того чтобы определить цели образования, организовать образовательный процесс и оценить его результаты. Об- ратимся к определениям, применяемым в компетентностном подходе к образованию: «компетенция» и «компетентность». Анализ работ по проблеме компетент-ностного подхода позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время отсутствует однозначное понимание понятий «компетенция» и «компетентность», часто используемых в одном контексте. Ниже приводятся выдержки из определений, сформулированных дидактами, психологами. По мнению А.Г. Бермуса:

«Компетентность представляет собой системное единство, интегрирующее личностные, предметные и инструментальные особенности и компоненты». М.А. Чошанов считает, что компетентность - это «не просто обладание знаниями, а постоянное стремление к их обновлению и использованию в конкретных условиях». А.М. Ароновым компетентность определяется, как «готовность специалиста включиться в определенную деятельность», а П.Г. Щедровицким – как атрибут подготовки к будущей профессиональной деятельности. О.Е. Лебедев определяет компетентность как «способность действовать в ситуации неопределенности». А.В. Хуторской, различая понятия «компетенция» и «компетентность», предлагает следующие определения. Компетенция – включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.

Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Весь смысл образования состоит в том, чтобы развить у обучаемых способности к самостоятельному решению проблем в разных видах и сферах деятельности, используя социальный опыт, в который включен и собственный опыт учеников. Содержанием образования является адаптированный дидактически социальный опыт решения мировоззренческих, познавательных, политических, нравственных и других проблем.

Смысл организации процесса обучения состоит в создании необходимых условий для формирования у обучающихся опыта, необходимого для самостоятельного решения коммуникативных, познавательных, нравственных, организационных и прочих проблем, которые и составляют содержание образования. При оценке образовательных результатов нужен анализ уровней образованности, которые достигнуты учениками на определенном этапе обучения. Смещение конечной цели образования со знаний на «компетентность» позволяет решать проблему, типичную для российской школы, когда ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных задач или проблемных ситуаций. Таким образом, восстанавливается нарушенное равновесие между образованием и жизнью.

С точки зрения требований к уровню подготовки выпускников образовательные компетентности «представляют собой интегральные характеристики качества подготовки учащихся, связанные с их способностью целевого осмысленного применения комплекса знаний, умений и способов деятельности в отношении определенного междисциплинарного круга вопросов» (А.В. Хуторской). Но школа не может сформировать достаточный уровень компетентности учеников для того, чтобы решать проблемы во всех конкретных ситуациях и сферах деятельности, учитывая то, что общество очень быстро меняется, в нем появляются новые ситуации и новые сферы деятельности. Целью школы становится необходимость формирования ключевых компетентностей. Для обновления содержания образования проблема отбора ключевых (базовых, универсальных) компетентностей является одной из центральных.

Формулировки ключевых компетенций представляет наибольший разброс мнений; при этом используются и европейская система ключевых компетенций, так и собственно российские классификации. А.В. Хуторским определен перечень ключевых образовательных компетенций на основе главных целей общего образования, структурного представления социального опыта и опыта личности, а также основных видов деятельности ученика, позволяющих ему овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в современном обществе. По мнению автора, ключевыми образовательными компетенциями являются следующие:

1. Ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.

2. Общекультурные компетенции. Ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности в вопросах национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственных основ жизни человека и человечества, культурологических основ семейных, социальных, общественных явлений и традиций, бытовой и культурно-досуговой сфере. Сюда же относится опыт освоения учеником научной картины мира.

3. Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности.

4. Информационные компетенции. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудиовидеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет) формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.

5. Коммуникативные компетенции. Включают знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе.

6. Социально-трудовые компетенции означают владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения.

7. Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности. Компетентностный подход в обучении появился при изучении ситуации на рынке труда: были рассмотрены требования, которые предъявляются по отношению к работнику. Поэтому современное образование должно формировать профессиональный универсализм – способность чело- века менять способы и сферы своей деятельности. Хороший сотрудник должен быть профессионально подготовлен, а также от него сейчас требуется умение работать в команде, принимать самостоятельные решения, он должен проявлять инициативу и быть способным к инновациям. Готовность к перегрузкам, психологическая устойчивость, устойчивость к стрессовым ситуациям – вот к чему должен быть готов со- временный работник, который стремится построить карьеру.

Традиционный подход в образовании стремится к тому, чтобы ученик получил как можно больше знаний. Однако уровень образованности, а тем более в современных условиях, нельзя определить через объем знаний. Компетентностный подход в образовании требует от учеников умения решать проблемы разной сложности, основываясь на имеющихся знаниях. Этот подход ценит не сами знания, а способность использовать их. Традиционный подход стремится к результату, который показывает, что нового узнает учащийся в школе. А компетентностный подход дает понять, чему научился учащийся за период обучения в школе.

Оба подхода стремятся развить у ученика определенные качества личности, сформировать систему ценностей. Различия связаны с разными представлениями о способах достижения желаемого. При традиционном подходе считается, что всего этого можно достичь путем приобретения новых знаний. Компетентностный подход в обучении рассматривает получение опыта при самостоятельном решении проблем.

Таким образом, решение проблем в первом случае выступает как способ закрепления знаний, а во втором – это смысл всей образовательной деятельности. Компетентностный подход в школе помогает научиться ученикам самостоятельно действовать в ситуациях неопределенности в решении актуальных проблем. Таким образом, отсюда вытекают новые цели школьного образования: Научить учиться. Необходимо научить детей решать проблемы в учебной деятельности, то есть выбирать нужные источники информации, ставить цели познавательной деятельности, искать и находить лучшие способы достижения поставленных целей, организовывать деятельность, уметь оценивать полученные результаты, сотрудничать с другими учащимися.

Научить находить выход из ключевых проблем современной жизни: политических, экологических, межкультурных, то есть разрешать аналитические проблемы. Научить объяснять существующие явления действительности, их причины, сущность, взаимосвязи, при этом используя необходимый научный аппарат, то есть раз- решать познавательные проблемы.

Научить разрешать аксиологические проблемы, то есть ориентироваться в мире духовных ценностей, которые отражают разные мировоззрения и культуры. Научить искать выход из проблем, которые связаны с осуществлением определенных социальных ролей (гражданина, избирателя, пациента, потребителя, члена семьи, организатора и других). Научить решать проблемы, являющиеся общими для разных видов профессиональной и другой деятельности (поиск и анализ информации, принятие решений, организация совместной деятельности и т.д.) Научить решать проблемы, касающиеся профессионального выбора, а также подготовки к последующему обучению в учебных заведениях. Ключевые компетентности – это универсальные способы деятельности, при освоении которых человек понимает ситуацию и достигает желаемых результатов в профессиональной и личной жизни в условиях конкретного общества. Применяя компетентностный подход на уроке, преподаватель подготавливает ученика к дальнейшей взрослой жизни, способствует его успеху в дальнейшем.

Большое внимание при компетентностном подходе уделяют самостоятельной работе школьников. Это может быть выполнение домашних заданий, опираясь на рекомендованные источники по теме, подготовка рефератов и сообщений, выполнение проектов с помощью дополнительной литературы. Компетентностный подход подразумевает изменение и других компонентов, включенных в образовательный процесс. Это педагогические технологии, содержание, средства оценки и контроля. Огромную роль играют такие активные методы обучения, как решение ситуационных задач, общение, диспуты, дискуссии, выполнение проектов. ФГОС (федеральный государственный образовательный стандарт) определяет основу обучения. Это уже не предметные, а ценностные ориентиры.

Сутью образовательного процесса становится создание различных ситуаций и поддержка действий, приводящих к формированию какой-либо компетенции. В итоге можно сказать, что повысить эффективность качества знаний в школьном образовании помогает реализация компетентностного подхода. Ориентация образовательных стандартов, программ и учебников по отдельным предметам на формирование общих ключевых компетенций позволит обеспечить не только разрозненное предметное, но и целостное компетентностное образование.

Образовательные компетентности ученика будут играть многофункциональную метапредметную роль, проявляющуюся не только в школе, но и в семье, в кругу друзей, в будущих производственных отношениях. При внедрении компетентностного подхода в образование произойдет изменение всей педагогической системы, осуществится переход к новому типу воспитания и обучения. Образование и общество еще не готовы к подобному кардинальному сдвигу. Переход к компетентностному образованию подразумевает под собой долгий процесс исследований, осмысления, принятия и разработок административно взвешенных и научно обоснованных решений. Для удачной реализации этого процесса необходима опора на психолого-педагогическую теорию или даже комплекс теорий. Нужны серьезные государственные инвестиции в образование для перехода к новой модели и повышения качества образования обучения.

Список литературы:

1. Андреев А. Знания или компетенции? // Высшее образование в России. – 2005. – № 2. – с. 3-11

2. Зимняя И.А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблеме образования? - М., 2009.

3. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. - М., 2004.

4. Планируемые результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования. – М., 2012.

5. Система оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования. М., 2012.

6. ФГОС. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. – М., 2011.

7. ФГОС. Фундаментальное ядро содержания общего образования. – М., 2011.

8. Л.О. Филатова. Компетентностный подход к построению содержания обучения как фактор развития преемственности школьного и вузовского образования//Дополнительное образование, 2005. – № 7. – с. 9-11.

9. ФГОС. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. – М., 2011.

10. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://standart.edu.ru/


Компетентностный подход в обучении на уроках в начальной школе в условиях ФГОС НОО

  • Прокофьева С.Н.
  • учитель начальных классов МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5» г.Бежецка
«Настоящий учитель
          • показывает своему ученику не готовое задание, над которым положены тысячелетия труда, но ведет его к разрабатыванию строительного материала, возводит здание с ним вместе, учит его строительству».
  • А.Дистервег.
Компетентность -
  • это готовность и способность человека действовать в какой-либо области.
  • «Компетентный человек» - человек, способный брать на себя ответственность при решении возникающих проблем, обучаться на протяжении всей жизни, проявлять самостоятельность в постановке задач и их решении.
  • Тип человека современности и ближайшего будущего – самостоятельный, коммуникабельный, умеющий работать в группе, готовый и способный постоянно учиться новому, самостоятельно добывать и применять нужную информацию.
Компетентностный подход
  • выдвигает на первое место не информированность учащихся, а умение решать проблемы, возникающие в практической деятельности, и овладение способами деятельности;
  • не отрицает накопление знаний, но в то же время сами по себе знания не являются целью обучения, они – лишь основа для адекватной и осмысленной деятельности школьника.
Обрести компетентность можно
  • лишь при самостоятельной постановке проблем, поиске необходимых для решения знаний и определения их путем исследования.
Классификация базовых компетенций:
  • Информационная
  • Коммуникативная
  • Кооперативная
  • Проблемная
  • Рефлексивная
Китайская мудрость: «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю».
  • Эффективен не тот, кто просто знает, а тот, у кого сформированы механизмы приобретения, организации и применения знаний.
Качество усвоения материала
  • При обучении ученик усваивает:
  • - 10% прочитанного
  • - 20% услышанного
  • -30% увиденного
  • -90% того, что он сделал сам
Формирование ключевых компетенций
  • Исследовательская деятельность, проектная деятельность на уроке и внеурочное время, участие во внеклассных мероприятиях, интеллектуальных конкурсах, олимпиадах, проектах, концертах - все это способствует формированию ключевых компетенций. Предметная компетенция является ведущей при определении качества учебной деятельности обучающегося.
Стать компетентным
  • ребёнок может только сам, найдя и апробировав различные модели поведения в данной предметной области, выбрав из них те, которые в наилучшей степени соответствуют его стилю, притязаниям, эстетическому вкусу и нравственным ориентациям.
Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет». Уильям Артур Уорд, американский писатель
  • Именно учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм – главный ресурс, без которого невозможно воплощение новых стандартов школьного образования.
Учитель должен помнить правила:
  • 1 .Главным есть не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета.
  • 2 .На воспитание активности не жалейте ни времени, ни усилий. Сегодняшний активный ученик – завтрашний активный член общества.
  • 3. Помогайте ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите их учиться.
  • 4. Необходимо чаще использовать вопрос «почему?», чтобы научить мыслить причинно: понимание причинно-следственных связей является обязательным условием развивающего обучения.
  • 5. Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике.
  • 6. Приучайте учеников думать и действовать самостоятельно.
  • 7. Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем; познавательные задачи решайте несколькими способами, чаще практикуйте творческие задачи.
  • 8.Необходимо чаще показывать ученикам перспективы их обучения.
  • 9.Используйте схемы, планы, чтобы обеспечить усвоение знаний.
  • 10.В процессе обучения обязательно учитывайте индивидуальные особенности каждого ученика, объединяйте в дифференцированные подгруппы учеников с одинаковым уровнем знаний.
  • 11.Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития.
  • 12.Поощряйте исследовательскую работу учеников.
  • 13.Учите так, чтобы ученик понимал, что знание является для него жизненной необходимостью.
  • 14.Объясняйте ученикам, что каждый человек найдет свое место в жизни, если научится всему, что необходимо для реализации жизненных планов.
Компетенции, которыми должны обладать ученики.
  • 1. Способность к анализу и синтезу.
  • 2. Способность применить знания на практике.
  • 3. Способность к организации и планированию.
  • 4. Базовые общие знания в области изучаемых наук.
  • 5. Способность применить базовые знания на практике.
  • 6. Способность общаться устно и письменно. 7.Элементарные компьютерные навыки.
  • 8.Исследовательские навыки.
  • 9.Способность учиться.
  • 10.Информационная компетенция
  • (способность извлекать информацию из различных источников и анализировать ее).
  • 11.Способность к критике и самокритике.
  • 12.Способность адаптироваться к новым ситуациям.
  • 13.Способность к генерированию новых идей(творчеству).
  • 14.Способность решать проблемы.
  • 15.Способность принимать решение.
  • 16. Способность работать в коллективе.
  • 17.Межличностная компетенция.
  • 18.Способность к лидерству.
  • 19.Способность разрабатывать
  • и реализовать проекты.
  • 20.Желание добиться успеха
  • «Не школа и образование есть основа и источник самовоспитания и самообразования, а самообразование - та необходимая почва, на которой школа может существовать»
  • П.Ф.Каптерев,
  • российский педагог и психолог
  • СПАСИБО ЗА
  • ВНИМАНИЕ!

Симан Ирина Викторовна

Учитель химии высшей категории

МКОУ «Школа №16» с. Верхняя Кабанка

Аннотация: Основное внимание в статье автор уделяет проблеме перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя. В статье рассматривается ряд условий для организации эффективного образовательного пространства урока, трактуется понятие «компетентностный подход», описываются критерии оценки деятельности учителя, реализующего ФГОС.

Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (далее - ФГОС) - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего ФГОС.

В докладе ЮНЕСКО « В новое тысячелетие» цели современного образования сформулированы так: Школа должна «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать». Для успешного существования в современном обществе человек должен уметь ставить себе конкретную цель, планировать свою деятельность, прогнозировать ситуацию.

Считаю важным не только умение решать сложные задачи и уравнения, но и не менее важно каждому ученику освоить способы преодоления проблем, уметь применять полученные знания на практике.

Я убеждена, если ребенок перестает задавать вопросы, то теряется смысл образования, теряется желание учиться. Убеждена, что урок-это сотрудничество ученика с учителем, объединенные деятельностью, направленной на развитие целостной личности школьника.

ФГОС в 8 классе, где начинают изучать химию, будет внедряться только в следующем году. Тем не менее, опыт который наработан мною, будет значимым в работе по новым стандартам.

Новое качество обучения требует наполнения деятельности учителя новым содержанием. Компетентность современного ученика дополняется знаниями методологического характера и навыками организационной, конструктивной, коммуникативной деятельности.

Итак, концептуальным направлением моей деятельности является реализация компетентностного подхода в образовательном процессе.

Ключевые компетентности многофункциональны, межпредметны и надпредметны поэтому технология их формирования достаточно сложна, однако ряд позиций компетентностного подхода можно реализовывать в образовательном процессе любого урока, в том числе урока химии. Это формирование у детей способов организации собственной деятельности, усиление практической направленности обучения, формирование информационных и коммуникативных способностей, то есть развитие компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанной на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации. ФГОС позволяет коренным образом изменить мою деятельность на уроке, и изменить деятельность моего ученика и, следовательно, качество его обучения.

Цель моей профессиональной деятельности – средствами своего предмета научить учащихся думать, самостоятельно принимать решение, делать открытия, самостоятельно добывать знания, решать возникающие проблемы, нести ответственность за принятое решение.

Для достижения цели определены задачи по реализация компетентностного подхода.

Освоение структуры деятельности с позиции компетентностного подхода.

Дифференциация предметного содержания, обеспечивающая освоение базового и повышенного уровня обучения.

Разработка и отбор средств, методов, приемов, использование технологий, обеспечивающих деятельностный подход в обучении.

Создание объективной системы мониторинга.

Дифференцированный и индивидуализированный процесс обучения, при котором учитываются интересы, склонности, способности детей, создаются условия для максимального развития учащихся в соответствии с их познавательными и профессиональными намерениями.

Умения формируются через деятельностный подход (это эффективный путь, потому что ученик учится сам понимать, что он делает, как и насколько успешно), но можно формировать умения не развёртывая всю цепочку деятельности – это можно, но эффективность меньше, потому что в этом случае ученик меньше понимает, чему он научился». Исходя из этого, придерживаюсь следующей логике педагогической деятельности учителя:

Логика реализации компетентностного подхода в педагогической деятельности учителя: Компетентностный подход в образовательной деятельности направлен на формирование компетенций учащихся.

Формирование компетенций реализуется через организацию деятельности учащихся. (Деятельностный подход) Деятельность учащихся наиболее эффективна, если есть интерес (мотивация) у детей. Интерес у детей можно вызвать через проблемную ситуацию. Решение проблемных ситуаций способствует развитию навыков исследовательской деятельности.

Выстраиваемая таким образом работа на уроке формирует у учащихся умение планировать свою деятельность и достигать поставленные цели. Мониторинг учебно-организационных умений, осуществляемый мной на уроках химии, показывает, что в среднем 32 % учащихся владеют организационным умениями планировать свою деятельность и достигать поставленной цели («стратеги»), 46% - умеют планировать свою деятельность, но испытывают некоторые трудности в достижении поставленной цели («мыслители»), 21% - ведомые «исполнители».

В ходе реализации компетентностного подхода в обучении химии применяю активные методы обучения, которые способствуют развитию познавательной активности учащихся. Имеется копилка АМО в которую входит порядка 100 методов, которые опробируются, отбираются мною при проведении уроков и в воспитательной работе. Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные учебные задачи.

Так АМО, в сочетании с технологией модераторства, были применены в мероприятии для учащихся школы « Маршрут безопасности», модераторами выступили одиннадцатиклассники, что способствовало формированию социально-коммуникативных компетенций.

Последним элементом методической структуры компетентностного урока является рефлексия.

Таким образом, у учащихся формируются навыки самоконтроля и самооценки. Возникает мотивация на дальнейшую учебную работу, на самореализацию через творческую и практическую деятельность, удовлетворение собственных познавательных интересов.

В своей практической деятельности я применяю различные формы организации познавательной деятельности: индивидуальную, групповую, коллективную. В работе опираюсь на принцип индивидуализации обучения. Знаю и учитываю различия в уровне развития способностей и возможностей детей, их познавательных интересов. Моя задача обеспечить развитие каждого ребенка, предоставив ему право выбора своего образовательного уровня, способа деятельности, объема заданий (не ниже обязательного минимума содержания образования).

Результатом учета образовательных потребностей учащихся, считаю:

участие учащихся в предметных олимпиадах на уровне района, области:

повышение интереса к предмету у большей части (58 %)

наличие у детей положительной внутренней учебной мотивации.

Основными средствами реализации компетентностного подхода в обучении химии являются использование современных образовательных технологий и компетентностно- ориентированные задания.

Применение данных технологий оправданно тем, что проблемного, дифференцированного обучения, информационно-коммуникационные технологии, технологии проектного обучения, заложенная в технологиях структура деятельности совпадает со структурой деятельности компетентностного подхода и позволяет включать каждого ученика в самостоятельные виды деятельности.

Наиболее часто использую технологию проблемного обучения на этапах мотивации и самостоятельной продуктивной деятельности учащихся. Создаю проблемную ситуацию на основе демонстрационного или фронтального эксперимента.

Элементы технологии уровневой дифференциации применяю на этапе мотивации когда учащиеся имеют возможность в соответствии с уровнем содержания (базовый, повышенный,) и собственными способностями поставить свою цель. Соответственно присутствует уровневый контроль усвоения знаний и способов действий и разноуровневое домашнее задание.

Формируя и развивая общие учебные умения учащихся, обучаю их проектированию собственной деятельности, направленной на получение конкретного результата. Обучение учащихся основам исследовательских методов осуществляется при выполнении лабораторных работ в 8 - 9 классах.

Считаю, что определяющую роль в формировании учебной мотивации играет оценка результатов работы ребенка. Оценка - фактор, стимулирующий обучающихся к саморазвитию и самосовершенствованию. В практике часто использую прием самооценки и коллективной оценки (с необходимым педагогическим комментарием при подведении итогов урока).

Отношения с учащимися строю на принципах доверия, взаимного уважения, сознательности, на основе согласованных правил. При формировании групп учащихся учитываю их взаимные симпатии и пожелания с одновременным соблюдением условия равенства их уровня подготовки и возможностей.

Все свои уроки я провожу в форме доброжелательной, творческой, непринуждённой беседы. Считаю, что атмосфера такого духовного общения на уроках поднимает сам процесс обучения на высокий уровень творчества. Серьёзно изучать личность каждого учащегося, его возрастные и психологические особенности, профессиональные склонности и интересы помогает мне общение с родителями учащихся.

Работая по реализации компетентностного подхода, я утвердилась в понимании не только особой методической структуры урока, но и пришла к необходимости проработки содержания школьного курса химии, направленного на формирование компетентности ученика. Завершающей задачей в реализации компетентностного подхода является для меня создание целостной системы мониторинга знаний и способов действий.

Итак, анализируя работу по реализации компетентностного подхода в образовательном процессе, отмечаю, что мною отработаны элементы структуры деятельности на уроке: этапы целеполагания, самостоятельной продуктивной деятельности и рефлексии, 70 % уроков изучения нового строятся именно с этих позиций. О результативности данного подхода свидетельствует мониторинг общеучебных умений и навыков учащихся, осуществляемый в течение учебного года.

В своей профессиональной деятельности сталкиваюсь с такими трудностями, как:

Неоднородный состав учащихся в классе, необходимость развить каждого, приводит к некоторому перекосу в сторону учащихся, имеющих низкие учебные способности и низкий уровень мотивации. Им порой уделяю больше времени в ущерб способным детям.

Таким образом, успешность инноваций в образовании сегодня во многом зависит от личности учителя и его готовности реализовать требования федерального государственного образовательного стандарта. Современный учитель должен проектировать свою педагогическую деятельность таким образом, чтобы наряду с формированием предметных результатов, обеспечить развитие у обучающихся ценных личностных качеств и универсальных учебных действий.

Литература

Якушина Е. В. “Подготовка к уроку в соответствии с ФГОС” //