Конспект всех парных звуков подготовительная группа. Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе "путешествие в сказочную страну звуков". Дети рассаживают животных в вагоны

Наталия Чернышова
Конспект занятия по обучению грамоте «Гласные и согласные звуки» (подготовительная группа)

ЗАНЯТИЕ №10 .

Тема. Гласные и согласные звуки .

Цель : дать понятие о гласных и согласных звуках , учить различать их, познакомить с условным обозначением гласных и согласных звуков ;

развивать фонематический слух.

Работать над артикуляцией звуков .

Развивать умение слышать и слушать произносимые слова.

Оборудование : предметные картинки, игрушки, карточки – схемы.

Ход занятия:

1. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

Игра «Назови одним словом» .

Из чего состоит наша речь? А предложения?

Кого вы видите на картинке? (ужа.)

Составьте предложение с этим словом.

О ком вы составили предложение? Что обозначает это слово?

Из чего состоит это слово?

Посмотрите в зеркальца. Произнесите слово уж. Понаблюдайте при помощи чего вы его произнесли?

(Все слова мы произносим при помощи органов речи : губ, языка, зубов, нёба.)

3. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЗАДАЧ ЗАНЯТИЯ

Сегодня мы узнаем, что звуки речи бывают разные . Разделим их на группы , дадим названия, будем учиться их различать. Продолжим работу со звуковыми моделями .

4. ПЕРВИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Практическая работа.

О ком мы составили предложение? А теперь предлагаю составить звуковую модель этого слова .

Что для этого нужно?

Произнесите первый звук . При помощи чего вы его произнесли?

Что заметили?

Обратите внимание на лёгкость прохождения воздуха во рту при произнесении звука [ у] .

Обозначим его на модели.

Продолжаем произносить слово (ужжжж) . Что вы заметили? Что служило препятствием на пути прохождения воздуха? Обозначим схематически звук [ ж] .

Мы закончили звуковой анализ ? Сколько звуков в слове уж ?

При произнесении какого звука воздух свободно проходи через рот?

А какое препятствие встретил звук [ ж ] ?

2. СООБЩЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЯ

Звуки речи бывают разные . Одни свободно и легко вырываются наружу, не встречая на своё пути никаких преград. Эти звуки называются г л а с н ы м и. при произнесении других звуков воздуху приходится прорываться через препятствия, которые ставят ему губы, зубы, нёбо, язык. Но эти звуки не «огорчаются» , они согласны преодолевать преграды, поэтому получили название с о г л а с н ы х.

3. ЗАУЧИВАНИЕ ЧЕТВЕРОСТИШИЙ.

ВОЗДУХ СВОБОДНО ИДЁТ ЧЕРЕЗ РОТ,

ЗВУК ПОЛУЧАЕТСЯ ГЛАСНЫЙ .

А СОГЛАСНЫЕ… СОГЛАСНЫ

ШЕЛЕСТЕТЬ, ШЕПТАТЬ, СКРИПЕТЬ,

ДАЖЕ ФЫРКАТЬ И ШИПЕТЬ,

НО НЕ ХОЧЕТСЯ ИМ ПЕТЬ.

Физкультминутка. Игра «Сова» .

По команде «день» дети приседают –совы днём спят, по команде «ночь» дети встают и машут руками –совы вылетают на охоту.

5. Знакомство с условными знаками.

Чтобы различать гласные и согласные звуки , будем обозначать гласные чёрным кружком . Согласные – чёрной чёрточкой .

Тогда какой вид будет иметь модель слова уж?

5. ЗАКРЕПЛЕНИЕ И ОСМЫСЛЕНИЕ ЗНАНИЙ ДЕТЬМИ

1. Работа с наглядностью.

Кто изображён на каждой картинке? Назовите первый звук каждого слова . Какой он : гласный или согласный ? Докажите.

2. Игра «Учитель» .

Каждый из вас выступит в роли учителя. Вы получите картинки с изображением предметов. Я обозначу первый звук каждой картинки условным значком. Ваша задача – проверить правильность выполнения этого задания. Как вы будете это делать?

3. Проверка выполнения работы.

6 .ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ М е д в е ж о н о к помогает.

РАБОТА У ДОСКИ

Я буду называть слова, а вы –выкладывать карточки- схемы. Один человек выполняет задание у доски –выкладывает схематически слова.

Игра «Подбери действие» .

Листья осенью (что делают) - желтеют, опадают и т. д.

Дождь осенью - моросит, идет и т. д.

Урожай осенью - убирают.

Птицы осенью - улетают.

Деревья осенью - роняют листья.

Звери осенью - готовятся к зиме, меняют шубки.

Игра «Подбери признак» .

Листья осенью (какие) - желтые, красные, багряные, золотые.

Как можно сказать об этом одним словом? (Разноцветные.)

Дождь осенью (какой) - холодный, моросящий.

Погода осенью (какая) - пасмурная, дождливая, хмурая, морозная (поздней осенью) .

Деревья осенью (какие) - ранней - с разноцветными листьями, поздней - голые.

7. Итог занятия

Что нового вы узнали о звуках ?

Почему гласные и согласные так называются ?

Чему научились?

Расскажите домашним, чему вы научились в школе. Сыграйте с родителями в игры, в которые играли мы на занятии .

Конспект НОД по обучению грамоте

в подготовительной группе

Тема: Обобщающее занятие: «Гласные звуки [а], [о], [и], [у], [э], [ы]. Буквы А, О, И, У, Э, Ы»

Обобщение пройденного материала по гласным звукам [а], [о], [и], [у], [э], [ы].

Образовательные:

Закреплять знания детей о гласных звуках.

Закреплять умения детей определять наличие заданного звука в слове.

Познакомить детей с новым словом «артикуляция».

Продолжать учить определять количество слогов в слове.

Закреплять графические образы букв А, О, И, У, Э, Ы.

Обучать звуко-буквенному анализу слова АУ.

Учить составлять предложение.

Развивающие:

Развивать речь, внимание, мышление.

Развивать зрительное восприятие, фонематический слух.

Воспитательные:

Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, желание говорить красиво, правильно.

Формировать навыки сотрудничества, самостоятельность, инициативность.

Методические приёмы:

Музыкальное сопровождение.

Словесный (вопросы, объяснение).

Наглядный (картинки, показ артикуляции).

Игровой (Д/и «Найди пару», «Узнай звук», «Найди звук», «Чудесный мешочек»).

Практический (упражнения).

Наблюдение за работой детей, советы.

Оборудование:

Демонстрационный материал: музыка из м/ф «Маша и медведь»: «Про следы», Три желания», знаки-символы звуков(звуковички), кленовые листья с предметными картинками, буквы, корзина, запечатанные конверты с буквами, цветные карандаши, большая картинка с изображением игрушек, схема с фишками, картинки Маши и Медведя, нарисованная корзина с грибами, большие буквы для составления предложения, смайлики с разным эмоциональным настроением: радость, задумчивость, грусть.

Раздаточный материал: карточки (осенние листья) с картинкой и схемой, касса букв и слогов, фишки для звуко-буквенного анализа, природный и бросовый материал для выкладывания букв.

Ход деятельности:

I. Организационный момент.

Ребята, у нас сегодня гости, поздороваемся с гостями. (дети здороваются) Вы рады их видеть? Покажите, как вы рады приходу гостей. (улыбаются гостям)

Молодцы! Здесь они оказались не случайно! Гости хотят посмотреть, чему мы научились с вами на занятиях по обучению грамоте.

Посмотрите на меня, повторим с вами правило речи:

Каждый день всегда, везде

На занятиях, в игре

Верно, чётко говорим

Никуда мы не спешим!

II. Мотивационная игра.

Ребята, какое сейчас время года? (осень)

Назовите приметы осени? (желтеют листья...)

Закройте глаза и представьте, что мы с вами оказались в осеннем лесу. (фон - звуки осеннего леса)

Осень в лесу!

Заходим в осенний лес!

Много здесь вокруг чудес!

Вот берёзки золотые шумят

Под берёзками грибочки стоят

В корзинку прыгнуть хотят!

(в этот момент появляется корзинка)

Откройте глаза, посмотрите, кто-то забыл корзинку в лесу!

Как вы думаете, кто же мог её здесь оставить? (ответы детей, звучит музыка из м/ф «Маша и медведь»: песенка «Про следы»)

Узнали кто этот герой? Ну, конечно же, это Маша!

Как вы думаете, куда же Маша так спешила, что оставила корзинку? (ответы детей)

Да, искать Мишку. А направлялась Маша к нам, вот и оставила корзинку.

Посмотрим, что же Маша нам несла. (дети подходят к корзинке и находят в ней звуковичков с разной артикуляцией)

Звуковички так дружно сидят в корзинке, помогите узнать их. (воспитатель вместе с детьми рассматривают звуковичков и по артикуляции губ определяют, какой звук)

Что нам помогло узнать звуковичков?

Правильно, по положению губ. А по другому, ребята, это называется АРТИКУЛЯЦИЯ. Новое для вас слово, вместе повторим это слово.

Это, ребята, работа органов речи при произнесении звуков. Вспомним, какие органы речи помогают нам произносить звуки?

Какие это звуки? (гласные) Почему? (их можно пропеть, протянуть, и при произнесении звуков воздух не встречает преграды)

Каким цветом обозначаются гласные? (красным) Поэтому звуковички всегда в красных башмачках!

Молодцы! (звуковички выставляются на мольберт)

Ребята, Маша оставила в корзине «Волшебные конверты». Возьмите каждый по конверту и определите на ощупь, что находится в них. (если дети не угадывают, им можно предложить посмотреть через конверт на свет)

Расставьте буквы к соответствующим звуковичкам. Будьте внимательны!

Ребята, чем отличается буква от звука? (звуки мы слышим и произносим, а буквы - пишем и видим)

III. Введение в тему занятия.

1. Игра «Найди пару»

Посмотрите, сколько разноцветных листьев в лесу. Давайте их соберём в один букет. Возьмите по одному листочку.

А листики необычные, с картинками на обратной стороне.

Внимательно посмотрите, что нарисовано на вашей картинке и картинке соседа, и подумайте с какого звука начинается данное слово.

А сейчас мы потанцуем с листочками под музыку, но как только музыка закончится, вы должны найти себе ту пару, у которой название картики начинается с того же звука, что и у вас.

Держите картинки так, чтобы их было видно. (дети под музыку танцуют с листочками; пары: арбуз-апельсин, улитка-утюг, овощи-облако; индюк, эскимо))

Алина и Кирилл, какой звук объединяет вашу пару? Почему? (Воспитатель отмечает детей, которые первые и правильно выполнили задание)

Вероника и Настя, почему вы не нашли себе пару? (названия картинок начинаются с разных звуков)

Ребята, почему нам не повстречалась картинка, название которой бы начиналось со звука [ы]?

(звук [ы] встречается только в середине и в конце слова)

2. Игра «Найди звук»

Ветерок принёс нам ещё листочки. (на столах)

А как называется явление природы, когда листья опадают, летят, летят и кружатся?

Правильно! Это листопад.

Звуковички заскучали и хотят с вами поиграть, проходите за столы.

(дети парами садятся за столы)

С ребятами этого стола будет играть звуковичок [о], с другим - [э], ... [и], ... [ы] .

На ваших листочках изображены картинки и схемы к ним. Что же мы будем делать? (ответы детей)

Каким цветом?

(Следить за осанкой детей. Одного ребёнка воспитатель вызывает к доске: в слове «игрушки» найти звук [и], обозначить фишками на схеме место звука в слове)

Определим с вами, слово «игрушки» длинное или короткое слово?

Докажите! Что нужно сделать?

Правильно! Разделить слово на части, или слоги. Сколько слогов?

(дети хлопками определяют количество слогов в слове)

Ребята, как ещё узнать сколько слогов в слове?

Раскрою вам секрет: сколько в слове гласных звуков - столько и слогов.

Какие же звуки и сколько мы слышим в слове «игрушки»?

Молодцы!

3. Игра на развитие мелкой моторики рук «Выложи букву»

Ребята, переверните листья, какие они на ощупь?

Предлагаю вам выложить любую букву на бархатистых листочках для Звуковичков из природного и бросового материала, который вы видите на столе. (на тарелочке лежат пуговицы, шерстяные нитки, арбузные семечки, скорлупа от фисташек, шляпки от желудей и т. д.)

IV. Физкультминутка «Дождик».

Ребята, вернёмся с вами в лес, может встретим Машу и Мишу. (дети выходят на ковёр)

Ой, смотрите, закапал дождь.

Капля раз, капля два

(ладошки в стороны, поочерёдно прыгая с ноги на ногу)

Очень медленно сперва

(тоже самое)

А потом, потом, потом

(руки сгибаются в локтях)

Всё бегом, бегом, бегом

(бес с ускорением на месте)

Мы зонты свои раскроем

(остановиться, руки в разные стороны)

От дождя себя укроем.

(изображается над головой вид «зонтика»)

V. Звукобуквенный анализ слова АУ.

Ребята, Маша уже давно гуляет по лесу, возможно она заблудилась.

Ой, ребята, у нас здесь загрустили 2 звуковичка. Какие? (звуки [а] и [у])

Какое маленькое слово можно составить из этих звуков, которое пригодится Маше, чтобы её нашли? (слово АУ)

Правильно! Это слово АУ.

Произнесём это слово тихо..., а теперь громко...

Никто не откликается.

В таком случае, выложим это слово с помощью фишек и букв. (дети садятся за столы)

Слово обозначим длинной полоской, вы выкладываете у себя на столе, а я - на доске.

Сколько слогов в слове АУ? (2)

Из скольких звуков состоит это слово?

Какой первый звук?

Обозначим звук [а] фишкой. Какого цвета? Почему?

Какой второй звук в слове АУ?

Кирилл пойдёт к доске и поставит фишку.

Прочитаем слово. Я веду указкой, а вы - протяжно поёте каждый звук в слове.

А теперь обозначим звуки буквами. (воспитатель вызывает ребёнка)

Открываем кассу букв. Какой буквой обозначим первый звук?

Находим нужную букву и кладём на соответствующую фишку.

Прочитаем слово хором. (Появляются картинки Маши и Миши.)

Вот и откликнулись Маша и Миша, оказывается они грибы собирали, вот и набрали целую корзину.

Они так рады встрече и хотят поиграть с вами, предлагают разгадать ребус.

Что это? (картинки: кукла, мяч, корзинка с грибами)

Кто это? (Маша, Медведь)

А сейчас я добавлю буквы, посмотрим что же получится?

Что у нас получилось? (Предложения: У Маши мяч и кукла. А у Миши корзина с грибами.)

Предложение - это совокупность слов, которые связаны между собой по смыслу. А в конце предложения всегда стоит точка.

Попробуем поменять слова в предложении. (дети сами меняют слова и читают предложения)

Молодцы, ребята!

VI. Итог занятия.

Какие звуки мы вспомнили?

Какие это звуки? Почему?

С каким новым словом познакомились?

Чем звуки обозначаются на письме?

Чем звуки отличаются от букв?

Какие задания были интересными, и понравились вам больше?

Что вызвало трудности?

VII. Рефлексия.

Ребята, в корзине у Медведя лежат смайлики, но они разные. Посмотрим.

Чем они отличаются? (настроением: радость, задумчивость, грусть)

Если вам сегодня было легко на занятии, справились со всеми заданиями - возьмите радостного смайлика, если встречались трудности, но вы их старались преодолеть - задумчивого смайлика, а если совсем трудно - грустного.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 4 ст. Должанская муниципального образования Ейский район

Конспект занятия

по формированию звукопроизношения в подготовительной группе компенсирующей направленности

Тема: «Путешествие в страну гласных и согласных звуков»

Учитель – логопед: Лукьянова Л.А.

2015 год

Цель: Повторение пройденного материала на обобщающем занятии по гласным и согласным звукам.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

Закреплять знания о гласных и согласных звуках, воспроизводить на слух звуковую цепочку.

Закрепить умение четко артикулировать гласные звуки [А], [У], [И], [О];

Совершенствовать навык фонематического анализа и синтеза;

Учить определять звук в начале, середине, конце слова;

Коррекционно-развивающие:

Развивать фонематическое восприятие и фонематический слух на материале звуков

Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику.

Развивать зрительное восприятие и узнавание на основе гласных букв.

Развивать логическое мышление, при выполнение заданий.

Коррекционно-воспитательные:

Воспитывать умение взаимодействовать друг с другом;

Воспитывать умение работать в течение всего занятия.

Методы и приемы: сюрпризный момент, психогимнастика, дыхательная, артикуляционная, пальчиковая гимнастика, беседа, дидактическая игра, физминутка.

Оборудование: Демонстрационный материал - картинки отгадки, карточки с большими нарисованными гласными согласными буквами, символы обозначения гласных и согласных звуков, схема «птичка» для определения места заданного звука, большая карточка с нарисованными буквами способом наложения, совмещения «замаскированные буквы.

Раздаточный материал - на каждого ребёнка схема «птичка», пеналы с цветными кружками, тетради для выполнения заданий, карандаши, зеленый и красный кружок.

Предварительная работа: чтение сказки «Буратино» разучивание физминутки «Сенокос»

Ход занятия:

1.Организационный момент: Психогимнастика

Ребята, у нас сегодня гости, давайте их поприветствуем. К солнышку потянулись, лучики собрали, к сердцу прижали и гостям отдали. Молодцы! Здесь наши гости оказались не случайно! Гости хотят посмотреть, чему мы научились на логопедических занятиях. Посмотрите на меня, повторим правило речи:

Каждый день всегда, везде

На занятиях в игре

Верно, четко говорить

Не вертеться, не шалить.

Основная часть:

Ребята к нам в гости пришел Незнайка. Он очень расстроен, потому что

хочет в школу, но многого не знает и не умеет. Вы согласны ему помочь?

Чтобы Незнайка мог красиво отвечать на уроке, мы с вами научим его правильно дышать. Давайте повторим правила выполнения дыхательных

упражнений: вдох через нос, выдох длительный через рот, плечи не поднимать, голову назад не запрокидывать.

2.Дыхательное упражнение «Ветерок»

А теперь садитесь за столы, возьмите зеркала. Я буду рассказывать историю, а вы мне помогайте.

3.Артикуляционная гимнастика «В гости к дедушке и бабушке»

В гости к дедушке и бабушке приехали внуки. Они были толстые и худые (надуть и втянуть щеки). Бабушка и дедушка очень обрадовались и поцеловали внуков (улыбочка – трубочка). Бабушка стала печь блины (пошлепать язычок – лопаточка). Блины очень горячие (подуть на язык). Блины остыли, и внуки их с аппетитом ели (кусать язычок). Потом бабушка угостила внуков клубничным вареньем (вкусное варенье).

Ну, вот мы и готовы отправиться в путешествие в страну гласных и согласных звуков: «И ты, Незнайка пойдешь с нами, мы научим тебя различать звуки». А за каждое выполненное задание, ты Незнайка будешь получать фрагменты картинки (пазлы), которые тебе помогут найти путь к знаниям. Закрываем глазки, и вот мы уже в «Звукограде» (1слайд)

А вот и первое задание:

4. «Гласные и согласные» Картинки и буквы выставляются на доску.

(2 слайд)

А, О, У, Э, И, Ы - Какие это буквы? Почему они называются гласными? Каким цветом мы их обозначаем

Б, В, Г, Д, К, Т - Какие это буквы? Почему они называются согласными? Каким цветом мы их обозначаем?

(Ребята, какое время года наступило? (Весна) Правильно, погода на улице становиться теплее, и из теплых стран возвращаются…. Кто? (птицы), и вот она такая птичка прилетела к нам, и принесла задание:

5. Ребята определите «Где стоит нужный звук?» в слове. (3 слайд)

«А» - Автобус, рукА

«О» - мОст, ОкнО

«И» - Ира, ИрИс (используются схема-птичка)

«У» - Утка, рУка

«С»- Стол, ноС, наСоС.

Перед нами заколдованная полянка, чтобы пройти через нее нужно скосить высокую сухую траву, вы готовы: (4 слайд)

6.Физминутка: «Сенокос»

Мы сено косили, косили, косили.

Мы сено носили, носили, носили.

Мы сено собрали, собрали, собрали.

Мы сильно устали, устали, устали.

На сено упали, всю ночь мы проспали.

Но солнце взошло - мы косить снова стали.

И снова косили, и снова носили,

И снова устали, но сено собрали!

И спали, и спали, и спали на сене

От воскресенья до воскресенья!

Вот мы с вами поработали, наши ручки устали, теперь пусть поработают глазки:

7. Следующее задание «внимательные глазки». (5 слайд)

«Зачеркните лишние буквы» - (детям предлагаются карточки, на которых нарисованы знакомые гласные и согласные буквы).

7. «Найдите каждой букве пару и соедините их линией» (можно работать у доски и индивидуально) - задание на внимание. (6 слайд)

Наше путешествие продолжается, что бы достать следующий пазл, нам нужно разгадать заколдованную цепочку:

8. «Расшифровать цепочку из гласных букв» - используя буквы – подсказки, впишите нужные буквы в свои геометрические формы и прочитайте цепочку из букв. (7 слайд)

9. Д\и «Замаскированные буквы» Пока мы с вами выполняли задания, Незнайка складывал слова и соединил буквы, давайте отгадаем, какие буквы соединились? (8 слайд)

Вот мы и собрали все пазлы, давайте поможем незнайке сложить картину (складываем картинку алфавит) и дарим Незнайке книгу, это поможет ему в дальнейшем в школе хорошо учиться. (9 слайд)

10.Итог занятия:

Но вот наше путешествие подошло к концу, и пора возвращаться в наш детский сад. Ребята, я надеюсь что не только Незнайка но и мы узнали много нового, а теперь давайте, и вы сейчас оцените свою работу на занятии: поднимите веселый смайлик если вы считаете, что со всеми заданиями справились хорошо, грустный если иногда ошибались. (10 слайд)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 25

Конспект занятия по обучению грамоте
в подготовительной группе ДОУ

«Гласные звуки»

подготовила учитель -логопед

Бондаренко Лилия Владимировна

Старотитаровская

Темрюкский Район

Краснодарский край

Россия

2013

Гласные звуки

Цель: дать детям понятие о гласных звуках и их обозначении на письме.

Задачи: уточнять и закреплять артикуляцию гласных звуков; учить выделять гласный звук в начале, середине, конце слова; закрепить понятие о слогообразующей роли гласных; показать смыслоразличительную роль гласных; учить анализу и синтезу слов III класса; развивать фонематическое восприятие, внимание, память; воспитывать наблюдательность к языковым явлениям.

Оборудование: предметные картинки (дом, рак, лук, мышь, пар, сом, суп, сыр), плакат «Гласные звуки», раздаточный материал для составления схем слов, индивидуальные зеркала.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Логопед. Первыми сядут те дети, в чьих именах есть звук [А] (и далее по очереди) , [С], [Т]…

Дети: Алина, Алеша…

Саша, Света…

Таня... и т. д.

II. Беседа по пройденному материалу.

Что можно составить из звуков? (слоги, слова)

Что можно составить из слогов?(слова) из слов? (предложения)

из предложений? (текст)

III. Объяснение нового материала.

1. Сообщение темы занятия.

Логопед. Давайте с вами произнесём звук «а» перед зеркалом. Посмотрите как он произносится: воздух во рту не встречает преграды, звук поётся голосом.

Этот звук всегда поется,

Этот звук, как песня, льется.

Звук, свободно ты лети,

Нет преграды на пути!

Итак, ребята, сегодня мы будем работать с гласными звуками.

2. Уточнение артикуляции гласных звуков.

а) Логопед. Какие звуки можно пропеть голосом, чтобы воздух выходил свободно, без преграды?

Перед зеркалом дети разбирают артикуляции звуков:

О, У, Ы, А, И.

Звук А :горлышко гудит(проверяем,прикладывая руку). Воздух легко проходит через рот. Воздуху ничего не мешает. Губы даже сделали воротца для Воздуха, их форма напоминает большой круг. Звук можно петь, тянуть, его легко говорить.

Звук О : горлышко гудит(проверяем,прикладывая руку). Воздух легко проходит через рот. Воздуху ничего не мешает. Губы даже сделали воротца для Воздуха, их форма напоминает овал, вытянутый по вертикали(огурчик). Звук можно петь, тянуть, его легко говорить.

Звук У легко проходит через рот. Воздуху ничего не мешает. Губы даже сделали воротца для Воздуха, их форма напоминает маленький круг. Звук можно петь, тянуть, его легко говорить.

Звук Ы : горлышко гудит(проверяем,прикладывая руку). Воздух легко проходит через рот. Воздуху ничего не мешает. Губы даже сделали воротца для Воздуха, их форма напоминает нижнюю половинку круга. Звук можно петь, тянуть, его легко говорить.

Звук И : горлышко гудит(проверяем,прикладывая руку). Воздух легко проходит через рот. Воздуху ничего не мешает. Губы даже сделали воротца для Воздуха, их форма напоминает горизонтальную полоску..

Как называются эти звуки? (гласные)

б) Определить, какой звук логопед произносит по беззвучной артикуляции.

А - О - У - Ы - И.

Как вы догадались ?

Звук А

Губы сделали воротца для Воздуха, их форма напоминает

большой круг.

Звук О : воздух легко проходит через рот. Воздуху ничего не мешает.

Напоминает овал, вытянутый по вертикали(огурчик ).

Звук У : воздух легко проходит через рот. Воздуху ничего не мешает.

Губы даже сделали воротца для Воздуха, их форма

Напоминает маленький круг.

Звук Ы : воздух легко проходит через рот. Воздуху ничего не мешает.

Губы даже сделали воротца для Воздуха, их форма

Напоминает нижнюю половинку круга .

Звук И : воздух легко проходит через рот. Воздуху ничего не мешает.

Губы даже сделали воротца для Воздуха, их форма

Напоминает горизонтальную полоску .

Физкультминутка

Медвежонок - топ-топ,

А ежонок - хлоп-хлоп,

А волчонок - щелк-щелк,

А зайчонок - скок-скок,

А лисенок - шмыг-шмыг,

А бельчонок - прыг-прыг.

(имитация движений)

3. Определение начального и конечного гласного звука.

Логопед. Назовите гласный:

а) с которого начинается слово

Аист (А ), ухо(У ), ослик(О), астра(А), иней(И), эхо(Э).

б) которым заканчивается слово…

Игла(А), шары(Ы), сова(А), кино(О), огни(И).

4. Выделение гласного звука из середины слова.

а) Логопед называет слово, воспитанники определяют гласный звук и поднимают соответствующую букву.

Сын(Ы), мак (А), ком(О), дуб(У), мэр(Э).

б) Логопед показывает картинку, дети произносят гласный звук, выделяя его из названия картинки, и поднимают соответствующую букву.

Дом (О), рак (А), лук (У), мышь (Ы), пар (А), сом (О), суп (У), сыр (Ы).

Логопед. Что вы называли? (Звук.)

Что показывали? (Букву.)

5. Смыслоразличительная роль гласных.

Логопед. Перед вами слово, из которого убежала гласная. Помогите вернуть её на место. Какая буква убежала?

Какое слово получилось?

Что оно обозначает?

Б…К (А, бак) Б…К (О, бок)

Б…К (Ы, бык) Б…К (У, бук)

Что вставляли? (Букву.)

Вывод: одна буква может изменить значение слова.

Физкультминутка

6. Деление слов на слоги. (закрепить понятие о слогообразующей роли гласных)

Дети делят на слоги предложенные логопедом слова

Логопед. Кубики (3), лапа (2), духи (2) , нога(2), машина (3) , улица (3), дыня (2) , молоко (3) , сапоги (3) , дорога (3).

Сколько гласных звуков в этих словах?

Это знает каждый из учеников -

Сколько в слове гласных, столько и слогов.

6. Разбор слова «бак».

Логопед. Сколько слогов в слове «бак»? (1)

Сколько в этом слове звуков? (3)

Сколько гласных? (1)

Начертите схему слова, выделите гласный звук красным цветом.

IV. Итог.

Какие звуки называются гласными? (Поются, нет преграды .) Назовите их.(а, о, у, и, ы,э)

Что произойдёт, если в слове изменить одну букву?(изменится значение слова)

Как с помощью гласных можно определить количество слогов в слове? (сколько в слове гласных, столько и слогов).

Список используемой литературы:

  1. Ткаченко Т.А. «Специальные символы в подготовке детей 4 лет к

обучению грамоте» -М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2004.

2.Курицына Э. М., Тараева Л. А. «Игры на развитие речи» - М., РОСМЭН, 2007.

3.Хамидулина Р.М. «Обучение грамоте. Подготовка к школе. Сценарии занятий.»- М., «ЭКЗАМЕН», 2009. Перова О. «Обучение грамоте» , М, РОСМЭН,2008

4. Светлова И. «Развиваем мелкую моторику и координацию

движений рук», М, ЭКСМО, 2007

5. Марцинкевич Г. Ф. «Обучение грамоте детей дошкольного возраста.

Планы занятий» - Волгоград, «УЧИТЕЛЬ», 2006 г.

6.Дурова Н.В. «Фонетика. Как научить детей слышать и произносить

Звуки», Москва «МОЗАЙКА - СИНТЕЗ» , 2000.

7.Земцова О.Н. «Грамотейка»- М., «МАХАОН»,2009.

8.Ковалько В.И. «Азбука физкультминуток для дошкольников: Средняя,

Старшая, подготовительная группы. - М.: ВАКО, 2010.


Конспект группового досугового занятия "Гласные и согласные звуки и буквы", подготовительная к школе группа.

Крылова Мария Васильевна ,
учитель-логопед
МО, г. Химки, МБДОУ №7

Цели:

  1. Развитие умения выделять гласные звуки в словах и обозначать их соответствующими буквами.
  2. Совершенствование навыков звукового анализа в процессе выделения гласных звуков в словах.
  3. Воспитание доброго отношения к окружающим.
  4. Развитие познавательных процессов (внимание, память, мышление, воображение).

Форма занятия: занятие – путешествие.

Оборудование: макет моря звуков и букв и острова “Веселая грамота”; индивидуальные тетради в крупную; цветовые символы звуков (фишки красного, синего и зеленого цвета); карточки с печатными гласными буквами из наждачной бумаги (А, О, У, И, Ы); очки из темной плотной ткани; гласные буквы (А, О, У, И, Ы) на каждого ученика; картинки с изображением животных (волк, рысь, кит, морж, слон, кот, сыр, рак); фонарик, магнитофон, аудиозаписи.

  1. Ход занятия

1. Организационный момент. Сообщение темы.

Логопед

Ребята, вы любите приключения?

Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по морю звуков и букв. (Вывешивается карта). - Какие звуки и буквы есть в русском языке? (Гласные и согласные) - Чем отличаются гласные звуки от согласных? (Гласные звуки тянутся, поются и не встречают во рту преграды)

Во время путешествия мы закрепим с вами тему: “Гласные и согласные звуки и буквы”. - На чём можно отправиться в путешествие? (можно отправиться на поезде или пешком)

На каком транспорте ещё можно путешествовать? (на корабле, самолёте)

2. Графический диктант. Цель : Закреплять умение располагать рисунок на листе бумаги, ориентироваться в пространстве, развивать мелкую мускулатуру кистей рук. - А на каком транспорте будем путешествовать мы, вы узнаете, если правильно выполните следующее задание. (Детям раздаются тетради в клетку)

Открыли тетради, нашли точку и выполняем следующее задание: 1 клетку вверх, 1 клетку вправо, 1 клетку вверх, 1 клетку вправо, 1 клетку вверх, 1 клетку вправо, 1 клетку вверх, 1 клетку вправо, 1 клетку вверх, 2 клетки вправо, 1клетку вверх, 1 клетку влево, 6 клеток вниз, 2 клетки вправо, 1 клетку вниз, 1 клетку влево, 1 клетку вниз, 1 клетку влево, 1 клетку вниз, 5 клеток влево, 1 клетку вверх, 1 клетку влево,1 клетку вверх, 1 клетку влево, 1 клетку вверх,7 клеток вправо.

Я думаю, что вы догадались, на чём мы с вами отправимся искать приключения. (на лодке с парусами, на яхте с парусами)

3. Дыхательная гимнастика. Цель: Развивать речевое дыхание. - Но парус наш повис, и мы стоим на месте. Как вы думаете, почему? (наш парус повис, потому что нет ветра) - Чтобы появился ветер необходимо выполнить артикуляционно-дыхательное упражнение «Парус»:

На счет «один» улыбнуться, открыть рот, поднять язык за верхние передние зубы и упереть в альвеолы. Удерживать язык в таком положении и сильным выдохом «надувать парус» (чтобы язык выгибался от напора воздуха) под счет от 1 до 10. Вместо счета можно использовать стихотворные строки:

Ветер парус раздувает,

Нашу лодку подгоняет.

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем парус мы держать.

вдох через нос, выдох через рот.

Дети выполняют упражнение 4 – 5 раз.

Наша яхта поплыла, и помог нам ветер.

Логопед

4. Звуковой анализ слова “ВЕТЕР”. Цель: Развивать фонематический слух, закреплять навык выполнения анализа слова. - Возьмите, пожалуйста, знакомые вам цветовые символы звуков (фишки красного, зеленого и синего цвета) и выложите на парте слово “ветер”.

Дети выполняют задание самостоятельно. Затем один ребено, который справился с заданием раньше других, выкладывает это слово у доски и объясняет, почему он выбрал именно такие символы. Все дети проверяют.

Сколько слогов в слове “ветер”? Как узнал? (2 слога. Сколько в слове гласных столько и слогов)

Назовите первый звук в слове “ветер”, охарактеризуйте его. (Первый звук [в’], он согласный, мягкий, звонкий)

А какой последний звук в этом слове, охарактеризуйте его. (Последний звук [р], он согласный, твердый, звонкий)

Скажите, а какой третий звук в слове “ветер”. (Третий звук [т’], он согласный, мягкий, глухой)

Молодцы.

5. Работа по теме. Игра “Эхо”.

Цель: Развивать слуховую память и внимание. - Ребята, вы слышите, ветер доносит какие-то звуки? Повторите, что вы слышите. АУИ УАО АИЫ УАЫ ОУИ АУИЫ - Какие звуки вы слышали и произносили? (Гласные звуки)

Докажите.

Дети, кто-то зовет нас на помощь. Вы видите кого-нибудь? (Нет)

На море сильный туман и придется спасать на ощупь. Ребята, а спасать кого-нибудь или прийти на помощь – это благородное дело.

Игра “Узнай букву на ощупь”. Цель: Развивать память, внимание и тактильное восприятие. Дети надевают поочередно очки из темной плотной ткани. Им дается карточка, на которой приклеена печатная буква из наждачной бумаги: А, О, У, И, Ы. - Кого ты спас? (Я спас гласную букву А)

Кому ты пришел на помощь? (Я пришел на помощь букве О)

Кому помог ты? (Я помог гласной У)

Кому оказал ты помощь? (Я оказал помощь букве Ы)

и т.д.

Дети кого вы спасли? (Гласные буквы)

Гласные буквы попали в беду и просят помочь им добраться домой на остров “Веселая грамота”. Поможем? (Да)

Но чтобы дорога показалась короче, я предлагаю вам поиграть с гласными буквами. Детям раздаются гласные буквы: А, У, О, И, Ы.

Игра “Разведчики”. Цель: Упражнять в соотнесении звука с буквой, развивать слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику.

Если мы вернем на остров гласные звуки, то вернем и животных, в названиях которых они есть. Но теперь задание усложним: я показываю вам картинку, а вы показываете мне жестом ладони тот гласный звук, который есть в названии этой картинки.

Детям показываются картинки: ВОЛК, КИТ, МОРЖ, РЫСЬ, СЛОН. Они выкладывают перед собой гласные буквы.

Проверим, правильно ли вы выполнили задание.

Ребята, вспомните и назовите по порядку названия картинок, которые я вам показывала. А помогут вам гласные звуки, которые я вам буду прикреплять на доску.

Дети называют названия животных, а учитель-логопед вывешивает эти картинки. - Как можно назвать одним словом тех, кто изображен на этих картинках? (Животные)

Игра “Кто лишний?” (Картинки: волк, кит, морж, рысь, слон.) Цель: Развивать логическое и образное мышление, связную речь, составление сложноподчиненных предложений. - Посмотрите на картинки, которые находятся на доске. Подумайте и скажите кто лишний и почему. (Я думаю, что лишний слон, потому что он живет в Африке. Мне кажется, что лишний кит, потому что это самое большое животное. Здесь лишняя рысь, потому что только рысь охотится на добычу, прыгая с деревьев.)

Убрать картинки с доски.

6. Деление слов на слоги.

Дети, вы слышите веселую музыку? Мы приближаемся к острову “Веселая грамота”.

Но, для того, чтобы сойти с яхты на берег нам нужно выстроить понтонный мостик. Вы поочередно будете называть по одному названию предметов, которые видны на острове, делить слово на слоги. Сколько будет в слове слогов – столько деталей моста вы получите.

7. Физминутка / Дети выполняют ее, стоя./ Гимнастика для глаз.

Цель: Укреплять глазодвигательные мышцы. - На этом острове есть маяк, который покажет нам дорогу. Следим глазами за маяком.

На доску наводится фонарик, дети следят глазами за перемещающейся светящейся точкой: влево – вправо, вверх – вниз, горизонтальная восьмерка и т д.

8. Игра «Волшебные деревья». Логопед:

Посмотрите, ребята, мы, наконец-то попали на остров. Что вы видите здесь необычного?

Дети: - деревья синего, зеленого и красного цвета.

Логопед: - Это же остров «Веселая грамота», а значит, здесь главные буквы и звуки. Ребята, что растет на деревьях – овощи или фрукты? (ответы детей ) Конечно, фрукты. В названии каждого фрукта, конечно же есть первый звук. Если мы правильно дадим ему характеристику (гласный, согласный мягкий или твердый) и вспомним каким цветом он обозначается – то узнаем, на каком дереве он растет. Но сначала вспомним, чем согласные звуки отличаются от гласных. Дети поочередно берут из корзины картинки с изображением фруктов, выполняют задание и вешают их на соответствующие деревья.

9. Итог занятия.

Звучит спокойная музыка.

Ребята, мы помогли гласным буквам добраться до острова “Веселая грамота”, но нам пора отправляться в обратный путь. Глаза закрыли.

Раз, два, три, четыре, пять,
В класс вернулись мы опять.

Как называлась тема нашего занятия?

На чем мы путешествовали?

Что вам понравилось на занятии больше всего?

С чем вам было трудно справиться в путешествии?