Научные открытия древней индии. Какие были изобретения в средневековой индии Достижение изобретения которые пришли из древней индии

Индийская философия является одной из самых древних в мире. Её зарождение принято относить к Х-IX вв. до н. э. Древняя индийская философия отличается оригинальностью в толковании духовности, миробытия и понимании божественного. Её возникновению предшествовало длительное развитие культуры. Главная идея философии Древней Индии заключается в том, что мировые процессы могут циклически возобновляться. Все живое - едино, тесно переплетено между собой и способно перетекать из одной формы в другую, переселяясь в оболочку согласно «уровню» благочестия в предыдущей жизни.

Основные исторические периоды древней индийской философии

Познавательный акт в древнеиндийской философии - это ритуальное действие, которое базируется на строгом аскетизме и подвижничестве. Практически все философские тексты написаны на языке учёных и знатоков искусства - санскрите. Древние индийцы верили в гармоничную связь между санскритскими звуками и космическими вибрациями. Санскрит - язык, на котором говорят обитатели райских миров и боги.

В историческом развитии древней индийской философии выделяются три основных периода:

Ведический (XV - VI вв. до н. э.).

Брахмано-Буддийский (с V-го векадо н.э по X век н.э).

Индуистский (с X века по настоящее время).

Становление философских позиций древнеиндийской мысли произошло в конце второго тысячелетия до нашей эры. Ведический период - эпоха, в которую воззрения философии еще не были отделены от мифологических и религиозных взглядов.

Веды (в переводе с санскрита «знание») представляют собой религиозно-философские трактаты, духовные памятники, в которых зафиксированы знания древних индийцев о человеке и богах, представления о социальном устройстве и этических ценностях, о ритуалах и космосе. Некоторые понятия, которые используются в этих священных текстах позже переходят в мировоззрение и философию брахманизма. Веды подразделяются на четыре части:

Самхиты, включающие в себя четыре сборника:

Ригведа - веда гимнов

Яджурведа - сборник жертвенных формул

Самаведа - веда напевов

Атхарваведа - сборник заклинаний

Брахманы («толкования наивысшей сути»)

Араньяки (тексты для скитальцев, размышляющих об истине)

Упанишады («Сокровенное знание»)

В «Ведах» впервые предпринята попытка осмысления действительности, на основе которой появились умозаключения касательно окружающего мира и выделения из него человека.

В Брахмано-Буддийский период происходило формирование главных ортодоксальных и неортодоксальных философских школ или классических даршанов. Процесс протекал в атмосфере острых религиозных споров. Неортодоксальные системы (джайнизм,буддизм, локаята) отрицали единственность авторитета ведических писаний. Вайшешика и ньяйя, йога и санкхья, миманса и веданта - это шесть особо влиятельных ортодоксальных школ, образующие три пары товарищеских учений, которые признают и дополняют важнейшие положения друг друга.

К началу индуистского периода влияние буддийской веры стало намного слабее. Философская деятельность начинает развиваться по большей части в русле индуизма. Ведущими направлениями стали ньяйя и веданта.

Онтология древнеиндийской философии

Для древней философии Индии характерна идея безличного единого начала - Брахмана, который воспринимался как вечная сущность Универсума и подлинный духовный абсолют. Он стоит превыше всяких различий. Для древнеиндийских мыслителей весь материально-чувственный космос вместе с людьми и окружающей природой был проявлениями Брахмана во времени и пространстве с разных сторон. Человек имеет телесную оболочку и сознание, в которое включено несколько разных «Я». Малое «Я» - это физическая материальная составляющая, Абсолютному «Я» дано имя Атман. Древнеиндийскому философскому направлению свойственен принцип равенства между Атманом и Брахманом. Человеческое тело рассматривалось как индивидуализированное субстанциальное воплощение высшего Бога-творца. Подлинная душа человека и его истинное «Я» - это сам Брахман. Однако, люди настолько срослись со своим телесным, земным существованием, что даже не догадываются о тождестве с мировым духом. Цель и смысл жизни каждого человека - совершенствование малого «Я» и восстановление единства с Абсолютом. Это стремление невозможно реализовать в течение одной короткой человеческой жизни. Именно поэтому одной из основ философского учения Индии является теория реинкарнации или переселения душ.

Онтология древней индийской философии опирается на закон Риты. Это так называемая космическая эволюция, порядок, взаимосвязанность и цикличность. Существовала четкая ассоциация между бытием и небытием, выдохом и вдохом Брахмы соответственно. Для жизни Бога-творца отведено сто космических лет. После его смерти наступает абсолютное небытие, которое длится столько же времени до нового рождения Брахмы. Периодическая смена жизни Космоса Абсолютным Небытием - это бесконечный цикл. Заново рождающийся Брахма ничто иное как усовершенствованная форма Бытия. Взаимосвязь мира обусловлена влиянием любого события на жизнь Космоса. Главная цель эволюции - преодолеть страстную природу и приблизиться к Брахману через постоянную смену материальной оболочки.

Древняя индийская философия - это глубина и богатство культурной традиции Индии, история которой охватила более двух с половиной тысячелетий. Своеобразное учение великих мудрецов по сей день оказывает мощное воздействие на духовную жизнь различных цивилизаций.

Скачать данный материал:

(Пока оценок нету)

Чем в Европе. Предыдущий период к древности, хотя в нем уже появляются черты раннего средневековья, поэтому некоторые историки считают, что древний этап уже к V веку нашей эры.

В XII веке часть страны была захвачена Делийским султанатом, а позже почти весь полуостров стал частью Империи Великих Моголов, и только некоторые южные территории относились к другим царствам. Империя просуществовала вплоть до XVIII века – к тому времени большая часть государства была поделена между европейскими колонистами.

Раннее средневековье

В период раннего средневековья в Индии продолжали развиваться такие науки, как астрономия, медицина и математика. Вплоть до европейской колонизации индийцы были очень сильны в этих областях знаний. Одно из важнейших открытий этого периода – более точное по сравнению с древнегреческим вычисление числа пи, которое сделал индийский математик Арьбхата. Он же первым предположил, что небесная сфера не вращается – иллюзия достигается на счет вращения Земли.

Считается, что тот же Арьбхата изобрел число 0, в котором до этого не было надобности.

Индийский астроном Брашарачария сумел высчитать время, за которое наша планета делает оборот вокруг солнца.

В медицине были изобретены способы лечения водными процедурами и некоторые сложные хирургические операции. Так, известно о том, что средневековые индийские врачи уже могли удалять катаракту, накладывать швы на внутренние органы и делать трепанацию черепа.

Другие средневековые индийские изобретения

Математика в IX-XII веках продолжала развиваться очень быстрыми темпами – исследователи полагают, что это объясняется тем фактом, что средневековые индийцы уже понимали концепцию абстрактного числа.

В отличие от европейцев того времени, они могли отличить его от количества предметов в числовом виде или пространственных измерений.

Известные математики Бхаскара и Махавира умели оперировать как положительными, так и отрицательными величинами, изобрели несколько способов решения квадратных и неопределенных уравнений, могли извлекать кубические корни. Несколько открытий было сделано в области сферической геометрии и тригонометрии.

В IX-XII веках в Индии была изобретена технология мелкого бронзового литья. Индийцы первыми в средние века нашли отличный способ шлифовки алмазов с помощью металлических дисков, на которые они наносили алмазный порошок.

Одно из важнейших достижений Древней Индии — создание позиционной десятичной системы счисления с применением нуля — той самой, которой пользуемся в настоящее время и мы. В хараппские времена (цивилизация долины Инда, III—II тысячелетия до н. э., или цивилизация Хараппы и Мохенджо–Даро, — по названию одного из городов, близ которого начались раскопки) индийцы, как полагают учёные, уже считали десятками.

Сначала, свидетельствуют древнейшие санскритские тексты, для записи чисел использовались слова: единица — «луна», «земля»; двойка — «глаза», «губы»... И лишь потом появились обозначения цифр. Но самое важное состояло в том, что числа записывались позиционно, от низших разрядов к высшим, так что одна и та же цифра, например «3», в зависимости от занимаемого места, могла обозначать и 3, и 30, и 300, и 3000.

Отсутствующие разряды обозначались маленьким кружочком и назывались «шунья» — «пустота». Чтобы оценить удобство этой системы, читателю достаточно написать римскими цифрами, например, число 4888 — MMMMDCCCLXXXVIII. Становится ясно, почему сирийский епископ и учёный Север Себохт считал, что для оценки десятичной системы не хватает хвалебных слов. Внешний мир, и прежде всего Запад, обошёлся с индийским открытием несправедливо: цифры, которые мы привыкли называть арабскими, сами арабы называли индийскими.

Самым знаменитым математиком Древней Индии был живший в гуптскую эпоху (IV—VI века) Арьябхата. Он систематизировал десятичную позиционную систему счисления, сформулировал правила извлечения квадратного и кубического корней, решения линейных, квадратных и неопределённых уравнений, задач на сложные проценты, наконец, создал простое и сложное тройное правило. Значение числа «пи» Арьябхата считал равным 3,1416.

Арьябхата был и выдающимся астрономом. Он утверждал, что Земля движется вокруг своей оси, верно объяснял причины солнечных и лунных затмений, чем вызвал резкую критику со стороны индусских жрецов и многих собратьев по науке. От гуптской эпохи до нас дошло несколько астрономических трактатов, обнаруживающих помимо оригинальных разработок знакомство индийских учёных с греческой астрономией, в том числе с трудами Птолемея. Древнеиндийская астрономия и математика оказали большое влияние на арабскую науку: заслуги индийских учёных признавал великий аль-Бируни.

Значительны достижения индийцев и в химии. Они были сведущи в рудах, металлах и сплавах, умели изготовлять прочные красители — растительные и минеральные, — стекло и искусственные драгоценные камни, ароматические эссенции и яды. В философских и научных трактатах учёные разрабатывали идеи о том, что все вещества в природе состоят из «ану» — атомов. Высокого уровня развития достигла медицина, прежде всего медицинская школа, известная как «аюрведа» — буквально «наука о долголетии» (она пользуется популярностью и в наши дни). В трактатах знаменитых врачей Чараки (I—II века) и Сушруты (IV век) описано лечение с помощью растительных и минеральных лекарств, диеты и гигиенических процедур множества заболеваний, включая и те, которые на протяжении многих последующих столетий в Европе лечили лишь «изгнанием бесов».

Знания анатомии и физиологии человека были в Древней Индии на довольно высоком уровне: индийские врачи правильно объясняли назначение многих органов. При постановке диагноза и назначении курса лечения врач должен был учитывать не только физическое состояние больного, которое определялось по совокупности самых различных показателей (пульс, температура тела, состояние кожных покровов, волос и ногтей, мочи и так далее), но и психологический настрой пациента.

Хирурги с помощью 120 видов инструментов производили сложнейшие для своего времени операции: трепанацию черепа, кесарево сечение, ампутацию конечностей.

Операция по восстановлению деформированных ушей и носа вошла в историю современной медицины как «индийская» — эту технику европейские врачи позаимствовали у своих индийских коллег лишь в XVIII веке. Существовали в Индии и представления о врачебной этике: так, Чарака призывал своих учеников «всей душой стремиться к исцелению больных» и «не предавать их даже ценою собственной жизни». Речь врача, поучал он, всегда должна быть вежливой и приятной, он обязан быть сдержан, рассудителен и всегда стремиться совершенствовать свои познания. Идя в дом больного, врач, указывал Чарака, должен «направлять свои мысли, разум и чувства ни к чему иному, кроме как к своему больному и его лечению». При этом строго соблюдать врачебную тайну, не рассказывать никому ни о состоянии больного, ни об увиденном в его доме. Во многих индийских городах существовали больницы (главным образом, для бедных и путников), открытые на средства царя или богатых горожан.

Помимо медицины своя «аюрведа» существовала для растений и животных.

Самые известные открытия Индии относятся к основным сферам жизни людей – к развлечениям, духовному совершенствованию и к медицине.

В древние времена индийские ученые достигли высокого уровня в математических знаниях . В первом тысячелетии античная математика перешла на новый уровень и заняла более высокую ступень.

Ученые изобрели десятичную систему записи чисел со своими символами, которые впоследствии были видоизменены и сейчас известны как обычные арифметические числа. Также ими были заложены основы тригонометрических расчетов, десятичной арифметики и разновидности методов исчисления.

Десятичная система чисел была изобретена индийский учёным Ариабхата. Им так же была изобретена цифра «Ноль» .
В Индии появились такие науки, как алгебра и тригонометрия.
Число пи
было впервые вычислено Будхайяна. Он также дал расширенные варианты действий того, что сейчас известно как Теорема Пифагора. Он сделал это в 6 веке, задолго до арабских и европейских математиков
Квадратные уравнения были созданы Щридхарачария в 11 веке. Самым большим числом, используемым греками и римлянами, было 10 в 6-ой степени, в то время как в Индии это было 10 в 53-ей степени.
Существовали весовые гири, измерительные линейки из раковин с очень точно нанесёнными делениями. Основной единицей веса были 0,86 грамм, основной единицей длины - 6,7 мм.

Индийские астрономы еще во 2 веке до н.э. установили фазы луны, сделали прототип современного календаря, поделили сутки на часы. Индусы писали астрономические трактаты, выдвинули теорию вращения нашей планеты вокруг оси, вычислили отражение Луной солнечного цвета.

В 5 веке нашей эры, за сотни лет до астронома Смарта, Ц. Е. Брашарачария рассчитал время, за которое земля проходит вокруг солнца. Это время было равно 365.258756484 дням
В Индии была изобретена самая большая единица времени , калпа – время от рождения вселенной до её полного уничтожения. Эта единица очень близка по значению периоду жизни и, согласно пульсирующей теории вселенной, равна 25 миллиардам лет

Искусство кораблевождения было основано на реке Синд 6000 лет назад. Само слово навигация является производной санскритского слова “нав гатих”. Там же была изобретена тригонометрия — основа навигации в открытом море.

Богата достижениями Индия и в медицине . Еще в глубокой древности зародилась в Индии наука о долголетии (аюрведа), на которой сегодня основана тибетская медицина. Индийские врачи изучали свойства трав, влияние климата на человека, значительное внимание уделялось гигиене, диете, различным психотехникам.

Аюрведа, медицинская школа — древнейшая в мире, если не самая древняя, она была основана более 2500 лет назад. Индийцы правильно понимали назначение каждого органа, успешно лечили многие болезни. Важной чертой индийского лечения было то, что врачи, при постановке диагноза, не только оценивали физическое состояние пациента, но также и его психологический настрой. Хирурги владели более 120-ю инструментами, и делали достаточно сложные операции.

Многие хирургические инструменты, используемые при проведении хирургических операций, используются и до сих пор.

Это крючки, зонды, скальпели, шприцы, расширители. Впервые упоминание о проведении операций на теле человека с помощью подобного инструментария обнаружены в рукописях, датированных одной тысячей лет до н.э.

Древнеиндийская медицинская рукопись «Сушрута Самхита» описывает технику некоторых операций, приводит описания инструментов и хирургических практик. Для излечения болезней используются лекарства, созданные на основе трав и других растений. Аювердические принципы при изготовлении препаратов и косметики применяются и в современной продукции.

Не меньшей известностью среди людей, стремящихся к совершенству, пользуется йога – культура, позволяющая достичь совершенства тела и помыслов. Фигурки людей, сидящих в известных позах йоги, были найдены в поселения древних народов, и их возраст по оценкам экспертов достигает 6 тысяч лет. Йогу в наше время рассматривают как два основных направления – духовной практики, и системы физических и дыхательных упражнений.

В медицине были изобретены способы лечения водными процедурами и некоторые сложные хирургические операции. Так, известно о том, что средневековые индийские врачи уже могли удалять катаракту, накладывать швы на внутренние органы и делать трепанацию черепа.

Появление стремени в индийской конной армии стало одним из важных открытий, что изобрели в Индии во II веке. Это дало возможность военным наносить сабельные удары и точные поражения из лука. В то время к седлу приделывали два прочных ремня с кольцами на концах и всадник, залезая на лошадь, вставлял большой палец ноги в одно из них.

Изобретение индийцами шахмат в V-VI веке стало частью человеческой культуры во всем мире. Изначально игра выглядела иначе и называлась «чатуранга», что переводится как «четыре рода войск», включавшая в себя привычное сегодня игровое поле из 64 клеток и 32 фигурок. Но в отличие от привычной игры, количество игроков было 4, а ходы фигурок задавали игральные кости. Современное название на фарси звучит как «шах мат», что переводится «шах умер». Историки полагают, что с первых игр прошло больше полутора тысяч лет.

В Индии впервые появились домино, карты,

Первые резервуары и дамбы для орошения были построены в Саураштра, Западная Индия. Под руководством короля Рудрадаман I в 150 году нашей эры была создана искусственная река под названием Сударшана (красивая)
Первый в мире Университет был основан в Такшашила в 700 году до нашей эры. Более 10,500 студентов со всего мира изучали более 60 предметов. Университет Наланды был построен в 4 веке нашей эры
Индийцы умели изготавливать красители, стекло, яды и благовония . Они прекрасно разбирались в руде, сплавах и других ископаемых.

Кроме земледелия широкое развитие получили ремесла и торговля. На это указывает большое число гирь, найденных при раскопках. Индия, вероятно, была первой страной, освоившей хлопкоткачество. Хлопковые ткани были для Индии предметом экспорта на протяжении нескольких тысячелетий.

Они создали чудеснейший язык в мире — санскрит — породивший большую часть идиом Востока и ИндоЕвропейских стран.
Ими изобретены рукопашный бой,а также чайное вино, конфеты, чайный бисквит.

Науки Математика. Чтобы заниматься грандиозным строительством, нужны точные знания. Древняя Индия, достижения которой в этой области очень велики, разработала десятичный счет, цифры, которые по недоразумению называются арабскими и которыми мы пользуемся, придуманы в Индии. В ней же разработана концепция нуля. Учеными из Индии было доказано, что если любое число разделить на ноль, то результатом будет бесконечность. За шесть веков до нашей эры им было известно число πи. Индийские ученые занимались развитием алгебры, решали линейные уравнения, умели извлекать квадратные и кубические корни из чисел, вычислять синус угла. В этой области далеко вперед всех ушла Древняя Индия. Достижения и изобретения в сфере математики – гордость этой цивилизации. Астрономия. Несмотря на то, что у них не было телескопов, астрономия занимала в Древней Индии почетное место.Наблюдая за Луной, астрономы умели определять ее фазы. Раньше, чем греки, индийские ученые пришли к выводу, что Земля вращается вокруг своей оси. Индийские астрономы разделили сутки на часы. Медицина. Аюрведа, в которой содержатся основные медицинские постулаты, первоначально использовалась для ритуального очищения жрецов, которые имели дело с неприкасаемыми. Оттуда пошли всевозможные чистки организма, которыми в наше время широко пользуются, поскольку очень загрязнена окружающая среда.

Принято считать, что вклад древней Индии ограничивается сферой гуманитарных наук, в особенности религии и философии. В самом деле, никакая другая цивилизация, пожалуй, не превзошла Индию в этих областях. Научное знание, представленное мудрецами древности, охватывает широкий спектр таких наук, как физика, химия, математика, астрономия, металлургия, биотехнология, геология, ботаника, метеорология, геммология, медицина и т. д.

Индийским мыслителям принадлежит пальма первенства открытий во многих областях знаний. Изобретение нуля, измерение числа π, формулировка теоремы Пифагора, теория вращения Земли вокруг Солнца, закон гравитации, знание медицины и хирургии явственно свидетельствуют о богатстве научного наследия Индии.

Именно в древней Индии возникла игра в шахматы, которая была основана на математической базе того, что знали индийцы в древности. Господствующее положение занимала астрономия.

Великий астроном Арья Бхата (иногда пишется Арьябхата) доказал, что Земля вращается вокруг своей оси, задолго до того, как это открытие потрясло Средневековую Европу. Древние индийцы знали, что Земля вращается вокруг Солнца, а не наоборот, о чем утверждали так называемые ученые Европы средних веков.

С Ведическим периодом индийской истории связана уникальная медицинская система Аюрведа (наука о жизни) , методы и лечение которой до сих пор признаются и являются эффективными. В древней Индии возникли этика и философия.

Все это интеллектуальное преимущество в области науки и культуры формировалось в течение многих лет, следуя в русле непрерывной культурной преемственности на протяжении веков.

Индия. Ворота в ограде культового сооружения (называемого ступа) в Санчи украшены резьбой по камню и фигурами животных. II век до н.э.

Образец непрочитанного до сих пор письма Индской цивилизации и стеатитовая печать (стеатит - мягкий камень). Мохенджо-Даро. Середина III тысячелетия до н. э.

Наука и жизнь // Иллюстрации

Одно из важнейших достижений Древней Индии - создание позиционной десятичной системы счисления с применением нуля - той самой, которой пользуемся в настоящее время и мы. В хараппские времена (цивилизация долины Инда, III-II тысячелетия до н. э., или цивилизация Хараппы и Мохенджо–Даро, - по названию одного из городов, близ которого начались раскопки) индийцы, как полагают учёные, уже считали десятками.

Сначала, свидетельствуют древнейшие санскритские тексты, для записи чисел использовались слова: единица - «луна», «земля»; двойка - «глаза», «губы»... И лишь потом появились обозначения цифр. Но самое важное состояло в том, что числа записывались позиционно, от низших разрядов к высшим, так что одна и та же цифра, например «3», в зависимости от занимаемого места, могла обозначать и 3, и 30, и 300, и 3000.

Отсутствующие разряды обозначались маленьким кружочком и назывались «шунья» - «пустота». Чтобы оценить удобство этой системы, читателю достаточно написать римскими цифрами, например, число 4888 - MMMMDCCCLXXXVIII. Становится ясно, почему сирийский епископ и учёный Север Себохт считал, что для оценки десятичной системы не хватает хвалебных слов. Внешний мир, и прежде всего Запад, обошёлся с индийским открытием несправедливо: цифры, которые мы привыкли называть арабскими, сами арабы называли индийскими.

Самым знаменитым математиком Древней Индии был живший в гуптскую эпоху (IV-VI века) Арьябхата. Он систематизировал десятичную позиционную систему счисления, сформулировал правила извлечения квадратного и кубического корней, решения линейных, квадратных и неопределённых уравнений, задач на сложные проценты, наконец, создал простое и сложное тройное правило. Значение числа «пи» Арьябхата считал равным 3,1416.

Арьябхата был и выдающимся астрономом. Он утверждал, что Земля движется вокруг своей оси, верно объяснял причины солнечных и лунных затмений, чем вызвал резкую критику со стороны индусских жрецов и многих собратьев по науке. От гуптской эпохи до нас дошло несколько астрономических трактатов, обнаруживающих помимо оригинальных разработок знакомство индийских учёных с греческой астрономией, в том числе с трудами Птолемея. Древнеиндийская астрономия и математика оказали большое влияние на арабскую науку: заслуги индийских учёных признавал великий аль-Бируни.

Значительны достижения индийцев и в химии. Они были сведущи в рудах, металлах и сплавах, умели изготовлять прочные красители - растительные и минеральные, - стекло и искусственные драгоценные камни, ароматические эссенции и яды. В философских и научных трактатах учёные разрабатывали идеи о том, что все вещества в природе состоят из «ану» - атомов. Высокого уровня развития достигла медицина, прежде всего медицинская школа, известная как «аюрведа» - буквально «наука о долголетии» (она пользуется популярностью и в наши дни). В трактатах знаменитых врачей Чараки (I-II века) и Сушруты (IV век) описано лечение с помощью растительных и минеральных лекарств, диеты и гигиенических процедур множества заболеваний, включая и те, которые на протяжении многих последующих столетий в Европе лечили лишь «изгнанием бесов».

Знания анатомии и физиологии человека были в Древней Индии на довольно высоком уровне: индийские врачи правильно объясняли назначение многих органов. При постановке диагноза и назначении курса лечения врач должен был учитывать не только физическое состояние больного, которое определялось по совокупности самых различных показателей (пульс, температура тела, состояние кожных покровов, волос и ногтей, мочи и так далее), но и психологический настрой пациента.

Хирурги с помощью 120 видов инструментов производили сложнейшие для своего времени операции: трепанацию черепа, кесарево сечение, ампутацию конечностей.

Операция по восстановлению деформированных ушей и носа вошла в историю современной медицины как «индийская» - эту технику европейские врачи позаимствовали у своих индийских коллег лишь в XVIII веке. Существовали в Индии и представления о врачебной этике: так, Чарака призывал своих учеников «всей душой стремиться к исцелению больных» и «не предавать их даже ценою собственной жизни». Речь врача, поучал он, всегда должна быть вежливой и приятной, он обязан быть сдержан, рассудителен и всегда стремиться совершенствовать свои познания. Идя в дом больного, врач, указывал Чарака, должен «направлять свои мысли, разум и чувства ни к чему иному, кроме как к своему больному и его лечению». При этом строго соблюдать врачебную тайну, не рассказывать никому ни о состоянии больного, ни об увиденном в его доме. Во многих индийских городах существовали больницы (главным образом, для бедных и путников), открытые на средства царя или богатых горожан.