Образ и характер характеристика Элен Курагиной по роману эпопее Война и мир (Толстой Лев Н.). Семья курагиных в романе война и мир характеристика членов семьи сочинение Сколько лет элен курагиной

Элен Курагина - один из женских образов романа-эпопеи Л.Н.Толстого. По внешней характеристике героини, данной автором, мы понимаем, что Элен не относится к его любимым героиням. Да, Элен Курагина является душой общества, вызывает восхищение среди светской знати, в нее влюбляются. Этого ей вполне достаточно. Она следит за выражением своего лица, ведь никто не должен застать ее врасплох, каждый должен восхититься ее красотой. Элен не нужна кропотливая душевная работа, в ней нет ни одной мысли, она представляет собой только красивую обертку пустой сущности: “Елена Васильевна, никогда ничего не любившая, кроме своего тела, и одна из самых глупых женщин в мире, представляется людям верхом ума и утонченности, и перед ней преклоняются”.

Лицо и улыбка Элен статичны, они будто неподвижны. У нее нет эмоций, поэтому и на лице ее ничего не отражается.

Элен понимает, что она красива, и пользуется этим. Автор отмечает, что его героиня хочет оставаться прекрасной внешне как можно дольше. Внешняя красота для Элен – это способ скрыть душевное уродство. Это понимает Пьер, но, к сожалению, лишь после того, как она стала его женой. Брак с Пьером – это одна из главных интриг Курагиной. Как только он стал богатым, она решила во что бы то ни стало женить его на себе. И она добивается успеха, хладнокровно двигаясь к своей цели. Став женой Пьера Безухова, Элен изменяет ему. После дуэли Пьера с Долоховым, после разрыва с мужем, Элен понимает, что произошло в ее жизни, и что она сделала все это своими руками. Но и при этом она ни в чем не раскаивается, принимает происшедшее как неизбежное. Она не винит себя, во всем виноваты, по ее мнению, законы жизни и обстоятельства. И самым главным оправданием перед собой являются оставшиеся у нее деньги Пьера. Элен лишилась мужа, но не состояния.

Элен воспользовалась самым простым способом, чтобы разбогатеть – выгодным замужеством. Когда же она решила, что пришла пора стать свободной, она просто вызвала ревность мужа, довела Пьера до того, что он был готов на что угодно, только бы быть вдали от нее. Оставшись одна, Элен даже не потеряла своего положения в обществе, она продолжала блистать и влюблять в себя такие же пустые сердца, как и она сама.

Элен – объект влюбленности, но истинной любви она не заслуживает. Она подобна белой статуе из мрамора - прекрасной, холодной, но совершенно бездушной, поскольку сделана она из камня и вместо сердца у нее тоже камень. Курагина устраивает встречи Анатоля и Наташи, зная, что ее брат женат, и что эти встречи принесут Наташе только страдания. Пьер абсолютно прав, заявляя: «Где вы - там разврат, зло».

Когда Элен Курагина перестает быть женой Пьера, Толстой теряет к ней всякий интерес. Это было единственное обстоятельство, которое еще могло спасти ее, но она им не воспользовалась. Позже автор вскользь сообщает о том, что Элен умерла от какой-то неизвестной болезни.

Лев Николаевич Толстой требовательно относился к женским образам своих героинь. Автор пренебрежительно указывал на неправильные черты лица, но настойчиво акцентировал внимание на внутренних достоинствах. Наоборот, на фоне прекрасного облика писатель часто показывал низменность инстинктов. Образ и характеристика Элен Курагиной в романе «Война и мир» является карикатурным портретом красавицы, не обременяющей себя материнскими хлопотами и правилами приличия.

Как выглядела героиня

Дочь Василия Курагина была красивой девушкой. Ее черные глаза жгли сердца мужчин. Силуэт княжны напоминал линии античной скульптуры, привлекая взгляды кавалеров. Тугой корсет подчеркивал соблазнительный изгиб талии. Мраморного цвета выпуклый лоб прекрасно сочетался с выбранной прической. Ухоженные волосы девушки отличались ярким блеском, подчеркивая блики драгоценностей, обильно украшающих ее шею, грудь и голову.

Светская львица одевалась согласно парижской моде, носила платья с глубоким декольте, полностью открывая полные белые плечи.

«Она была, как и всегда на вечерах, в весьма открытом по тогдашней моде спереди и сзади платье. Ее бюст, казавшийся всегда мраморным Пьеру…».

Женщина умела двигаться величественной спокойной походкой, шумя тканями одежды так, что каждому воспитанному молодому человеку хотелось подать ей руку, чтобы помочь присесть или подняться.

Элен прекрасно понимала, что женская улыбка является сильным инструментом в деле соблазнения мужчин, она обворожительно улыбалась умело и часто. Белизна зубов оттеняла белизну тела.

Характер и поведение

Элен росла с детства избалованной, с возрастом приобретая черты эгоцентризма. Смыслом жизни княжны стали разные увеселительные мероприятия, где можно было находиться в центре внимания мужчин. О высоком статусе девушки свидетельствует вензель, которым она владеет в подтверждение того, что является выпускницей Смольного института для фрейлин ее величества.

После замужества графиня Безухова стала элегантной дамой, о ней говорят, как об умной собеседнице, способной поддержать разговор высшего общества. Женщину всегда выделяет холодное спокойствие, подтверждающее, что она всегда контролирует ситуацию. Круг дружеских знакомств Элен очень широкий:

У ней бывали господа французского посольства и большое количество людей, известных своим умом и любезностью.

Графиня Безухова знает, как вести хозяйство в самом богатом петербургском доме. Бывать у нее на вечере считается весьма престижно,

быть принятым в салоне графини Безуховой считалось дипломом ума.

Знакомства женщины достигают уровня высоких государственных деятелей, через которых она улучшает карьеру мужа:

Элен, которую сам Румянцев удостаивал своим посещением и считал замечательно умной женщиной.

Брак

Как только Пьер Безухов получил титул графа и стал самым богатым женихом России, семья Курагиных окружила его тесным кольцом заботы. Элен пустила в ход свои чары, пытаясь привязать к себе обеспеченного жениха. Наивный молодой граф не успел опомниться, как оказался женатым человеком:

он был обвенчан и поселился, как говорили, счастливым обладателем красавицы жены.

Выходя замуж, героиня руководствуется выгодой и жадностью. Лев Толстой осуждающе относится к женщинам, не желающим рожать и воспитывать детей, поэтому в глазах автора графиня Безухова является бездушным образом прозябающей в веселье и излишествах кокеткой. Семья для Элен – это только способ устроить личное материальное положение. Шикарный образ жизни требует много денег.

Граф Безухов, униженный бесчисленными изменами жены, разочаровывается в их браке. Для него Элен раскрылась, как глупая женщина, играющая своим статусом и богатством. Ничто не интересует ее, кроме удовольствия плотских утех.

Мужчины в жизни Курагиной

Героиня воспринимает измену не как предательство, а способ жизни. Личность, наделенная эгоизмом, никому не изменяет, потому что никого не любит, кроме себя.

Елена Васильевна, никогда ничего не любившая, кроме своего тела

Видит в Пьере Безухове источник собственных доходов.

Когда в доме Безуховых появился Долохов, между ним и хозяйкой сразу возникла взаимная симпатия. Обоих объединяло безнравственное отношение к жизни, страсть к удовольствиям и праздные привычки. Элен нужны были эмоциональные волнения вокруг своей персоны, она мастерски устраивала интриги, доводя мужчин до гнева, ревности, отчаяния. Последовавший за этой связью скандал закончился дуэлью между Безуховым и Долоховым, и ранением любовника.

Пьер шокирован своей способностью убить человека, разрывает отношения с женой, подписывая ей все доверенности на имущество, которые она требует. Получив относительную свободу действий, Элен возвращается в Петербург, надев маску оскорбленной несчастной женщины. Графиня Безухова делает своим фаворитом Бориса Друбецкого. Однако присутствие молодого любовника не мешает ей развить серьезный роман с принцем соседнего государства.

Принц требует разрыва со всеми кавалерами женщины, что озадачивает Элен. Разорвать старую любовную связь с придворным всемогущим чиновником намного сложнее, чем кажется. На фоне пережитого стресса героиня заболевает и умирает, впервые не достигнув своей цели.

Вместо знаменитых петербургских докторов, обыкновенно лечивших её, она вверилась какому-то итальянскому доктору, лечившему её каким-то новым и необыкновенным способом.

Все очень хорошо знали, что болезнь прелестной графини происходила от неудобства выходить замуж сразу за двух мужей и что лечение итальянца состояло в устранении этого неудобства.

Произведения Льва Николаевича Толстого безустанно твердят о социальной значимости женщины как воплощения чего-то исключительно великого и благотворного. И всемирно известный роман-эпопея «Война и мир» является ярким тому доказательством. Естественное выражение женщин проявляется в их умении беречь домашний очаг, сохранении семейной идиллии, заботе о детях и, непременно, обязанностях супруги.

В произведении «Война и мир», основываясь на таких положительных образах, как Наташа Ростова и княжна Марья, автор стремился показать дам, непривычных для светского общества того времени. Обе эти героини, посвятив всю свою жизнь созданию и укреплению семейных отношений, накануне 1812 года ощущали прочный духовный контакт со своими же семьями вплоть до окончания военных действий.

Характеристика героини

("Элен" из "Войны и мир", художник Константин Рудаков, 1947 )

Все больше значимости обретают положительные образы героинь дворянского происхождения на фоне психологически безнравственной глубины сущности Курагиной Элен.

Л.Н. Толстой писал портрет её, не жалея разнообразия мрачных красок для максимально отчётливого отображения всех непривлекательных сторон образа Элен. Невзирая на то, что первое впечатление об Элен заставляет думать о ней, как о мудрой, образованной женщине, ведь выглядит она весьма тактичной и сдержанной, в дальнейшем мнение о ней кардинально меняется. И к тому же, невольно складывается впечатление, что никто не знает толк в правилах этикета в светском обществе так, как их знает она. Однако это всего лишь умело брошенная пыль в глаза - ложь и притворство, поскольку душа Элен безобразна. Насколько она безумно красива снаружи, ровно на столько же уродлива внутри: эгоистична и черства, меркантильна и тщеславна. Светская львица берёт в мужья Пеьра исключительно из корыстных побуждений, ведь после того, как погиб его отец, Безухов становится владельцем огромного состояния и, как следствие, самым желанным женихом.

(Ирина Скобцева в роли Элен Курагиной в фильме Сергея Бондарчука "Война и мир", СССР 1967 )

Элен Курагину с лёгкостью можно назвать типичной представительницей того класса великосветского салона, к которому она принадлежала. Манерами и поведением в целом двигало её положение, укоренившиеся в рядах дворян, среди которых роль женщин незамысловата и определяется лишь игрою, где они красивые куклы, обязанные предельно выгодно вступить в брак. Но желания женщин правила этой игры не подразумевают. Все, что они должны делать - являться на светские приёмы и блистать там.

Автор романа пишет, что не всегда приятная внешность скрывает за собою духовную глубину и подлинную благородность. Описание Элен Курагиной складывается из зловещих черт, словно восхитительное лицо и идеальная фигура обречены на грех. Её психологический портрет олицетворяет хищницу, которая захватывает свою жертву, но и находит этому собственное оправдание

Образ героини в произведении

(Вия Артмане в образе Элен, постановка "Война и мир" на сцене Государственного художественного театра им. Я. Райниса, 1960 )

Отец Элен, который поспешно выдал дочь замуж за недавно овладевшего невиданными богатствами Пьера Безухова, тем самым предначертал Элен не только судьбу ужасной хозяйки, но не сбывшегося материнства. Элен Безухова не прекращает разменивать свою жизнь на пустые светские приёмы, такой расклад для неё наиболее приемлем.

Впечатление о поведении и поступках этой героини, складывающееся у читателя в начале романа, - восторг и восхищение от её бескрайней красоты. Ею восхищены и Пьер, любующийся ее молодостью издалека, и сам Андрей Болконский, и все те, кто находился в её окружении. Красота княжны Элен так умело скрывала бездушие, безнадёжность и глупость. «Мраморные плечи» придавали её силуэту очертания великолепной статуи, словно она произведение самого талантливого архитектора. Однако недаром Лев Николаевич скрывает от читателя глаза светской львицы, поскольку они не способны отражать какие-либо эмоции и чувства. В течение глав, где Элен была задействована, за ней не наблюдались такие эмоциональные проявления и реакции как испуг, радость, сожаление, сочувствие, грусть и мучение. Влюблённая в себя, Элен прежде всего думает о собственной выгоде и личном благообеспечении. Именно таким образом воспринимают её в отчем доме, где никому также неизвестны понятия совести и порядочности. Пьер, бесповоротно разочарованный в жене, твердит: где она и её семья - там и зло, и разврат. Более того, такое обвинение он распространяет на всех представителей светского мира.

Шестичасовую экранизацию романа Льва Толстого «Война и мир», снятую для канала BBC One, наконец смотрят и в России . Журнал «Телепрограмма» выяснил, как снимали сериал и почему британские актеры остались в таком шоке от Санкт-Петербурга .

Обошлись без порно

Работа над масштабной экранизацией «Войны и мира» заняла 2,5 года. Проект стал одним из самых дорогих сериалов Би-би-си - бюджет составил $15,5 млн. Более 90 ролей, дорогие костюмы, съемки в Санкт-Петербурге, под Новгородом и в Вильнюсе . В Великобритании , где сериал шел в январе - феврале, рейтинги были сумасшедшие - первый эпизод посмотрели 7 млн. человек. Британская пресса назвала проект жемчужиной воскресного эфира (сериал показывали по серии в неделю).

Мастер костюмированной драмы молодой режиссер Том Харпер («Острые козырьки», «Отбросы») роман Толстого до съемок в руках не держал: «Если бы мне раньше предложили снять «Войну и мир», я бы точно сказал нет. Страшно! Ведь столько людей обожают эту книгу. Которую, я, кстати, прочитал только после того, как увидел сценарий. И мне открылся целый мир».

А вот сценарист проекта Эндрю Дэвис , напротив, читал роман крайне внимательно и разглядел в нем множество эротических подтекстов. «Я включил в сценарий совершенно новые сцены, которых не было в романе. Они, разумеется, связаны с сексуальной стороной произведения. Толстой лишь намекал на эти отношения, но мы расскажем о них без обиняков. В сериале будет сцена, в которой брат и сестра покажут свои настоящие чувства друг к другу». Такая подача проекта спровоцировала волну негодования: мол, из величайшего романа порнуху решили сделать. Громкое заявление осталось рекламным трюком: Элен и Анатоль Курагины в сериале так и не переспали. Томные многозначительные взгляды, вздохи и вожделение, которое можно додумать при желании, - вот и все, что осталось. Намеки на инцест, к счастью, так и остались намеками.

Похмелье от России

Новое прочтение романа Толстого открыло британцам, привыкшим к компактности городов Туманного Альбиона, свежий взгляд на Россию . Магнетизм северной столицы и величие Царского Села, где проходили съемки, буквально ввели в транс британских актеров «Войны и мира». Вот что они вспоминали после работы.

Я не осознавал этого, пока находился в России. Но как только уехал - понял, что у меня после России наступило похмелье. Впечатляющее место! - не скрывает восторга Пол Дано (Пьер Безухов ).

Санкт-Петербург - это что-то невероятное, в этом городе меня не покидало тяжелое чувство меланхолии, - признается Джеймс Нортон (Андрей Болконский). - Нельзя не почувствовать могущество России, находясь в этом городе. У нас была сцена длинной прогулки с Джимом Бродбентом (сыграл Николая Болконского. - Авт.). Мы шли по мосту между двумя замерзшими озерами , а вокруг была огромная белая безжизненная пустыня. Такое возможно только в России! У нас были кадры, которые снимались с вертолета, чтобы захватить все пространство. Такое можно снять только здесь.

Санкт-Петербург - просто потрясающий город, - вторит Том Берк (Федор Долохов). - Выхожу из самолета, а вокруг пейзаж, которого я не встречал нигде в мире. Все горизонтальное! Противоположность небоскребам Нью-Йорка или Японии . Необъятное пространство: широкие улицы, реки, мосты. Чувствуешь себя карликом!

Когда оказываешься в таких местах, невольно думаешь: почему революцию не устроили раньше? - задается вопросом Эдриен Эдмондсон (граф Илья Ростов ). - Наверняка любой крестьянин, работавший рядом с этими дворцами, думал: «Подождите, у них есть все это, а у меня даже на ботинки не хватает?!»

Война и мир (сериал, 2016) Трейлер.

Счастливый финал

Одно из ключевых отличий от первоисточника - финал. Видимо, предвкушая запрос западной аудитории на хеппи-энд, сценаристы не стали показывать героев Толстого такими, какими они показаны в романе после изгнания Наполеона. В заключительных сериях мы не увидим дикого помещика Николая Ростова, его обезумевшую мать, неврастеника Николеньку Болконского - сына Андрея и даже Наташу Ростову, которая в 28 лет превратилась в растолстевшую бабу, занятую исключительно воспроизводством потомства. Авторы британской «Войны и мира» оставляют зрителя с красивой Наташей и ее близкими на фоне залитого солнцем русского пейзажа. Наверное, это слишком по-голливудски, но многим именно такой финал кажется наиболее логичным.

Два месяца на озвучку

На русскую озвучку шести серий ушло два месяца. Режиссер дубляжа Ольга Гаспарова рассказывает, что создатели проекта «попытались найти золотую середину между современным языком новой экранизации и текстом романа». Проще говоря, пришлось не просто перевести речь героев, но и не слишком далеко уйти от оригинального текста писателя. Та еще задачка. В дубляже были заняты 45 актеров, в том числе двое детей. Особенно кропотливой была работа над дубляжом батальных и массовых сцен. Сначала озвучивали главных героев, затем «эпизодников», затем массовку - и в заключение соединяли все с оригинальной звуковой дорожкой.

1. Федор Долохов (Том Берк). 2. Анатоль Курагин (Каллум Тернер). 3. Анна Павловна Шерер (Джиллиан Андерсон ). 4. Князь Василий Курагин (Стивен Ри). 5. Элен Курагина (Таппенс Мидлтон). 6. Пьер Безухов (Пол Дано). 7. Наташа Ростова (Лили Джеймс). 8. Андрей Болконский (Джеймс Нортон). 9. Николай Ростов (Джек Лауден). 10. Соня Ростова (Эшлин Лофтус). 11. Мария Ростова (Джесси Бакли). 12. Князь Николай Болконский (Джим Бродбент). 13. Граф Илья Ростов (Эдриен Эдмондсон). 14. Графиня Наталья Ростова (Грета Скакки).

КСТАТИ

Не оставил без внимания британскую экранизацию и Президент России Владимир Путин . На форуме Общероссийского народного фронта признался: «Мне понравилось. Хорошая режиссерская работа. Создатели смогли почувствовать русскую душу и эпоху».

ПАРАЛЛЕЛИ

Пьер - хипстерам* - пример

В британской версии «Войны и мира» Пьер Безухов, как и в первоисточнике, - ключевая фигура.

Как мы помним еще со времен школы, он проходит тернистый путь эволюции: получает образование за рубежом, затем огромное состояние в наследство, женится на Элен Курагиной, которая изменяет ему, уходит в масонство, пытается облегчить участь крестьян, увлекается культом Наполеона, а потом, разочаровавшись, хочет убить его, попадает на войне в плен, встречает солдата Платона Каратаева - воплощение смирения и простоты, «всего русского, доброго и круглого», перерождается и приходит к любви и браку с духовно богатой Наташей Ростовой. Философия характера Пьера в британском сериале чуть упрощена: меньше метаний, и как раз это дает возможность подсветить цельность героя.

Роман остается бессмертным из-за его абсолютной человечности, - считает Пол Дано, исполнитель роли Пьера. - Это не только история - это произведение о людях. Книга так же актуальна сейчас, как и раньше.

Забавно, но, если конвертировать роман в сегодняшние дни, в Пьере мы увидим типичного антагониста современному поколению хипстеров - молодых людей, живущих в свое удовольствие, без идей и сверхзадач. Поколение десятых - люди, живущие в гаджетах и существующие в формате селфи, - в отличие от Безухова сконцентрировано на внешней атрибутике. Когда смысл и идея упразднены. Даже в самом начале пути Пьер, который соткан из противоречий, выглядит на фоне хипстеров абсолютом и глыбой. Он не понимает, что такое быть мужем, но очень стремится быть им. И становится в итоге лучшим из мужей - верным Наташе Ростовой, отцом семейства. Он ни разу не держал в руках оружие и не понимает, что такое война, но отправляется туда, интуитивно чувствуя «скрытую теплоту патриотизма». Он толком не знает, как дружить, но становится лучшим другом холодному и надменному Андрею Болконскому...

*Хипстер - появившийся в США в 1940-х годах термин, образованный от жаргонного to be hip, что переводится приблизительно как «быть в теме» (отсюда же и «хиппи»). Hipster дословно можно перевести как «модник, прикольный чувак». Грубо говоря, хипстеры - это современные стиляги.

Первый канал. «Война и мир». Среда - пятница/21.30.

BBC "Война и мир" - Трейлер.

Лев Толстой был настоящим знатоком русской души, и как никто другой, умел это подчеркнуть незаметными простому глазу обывателя деталями. Например, Элен Курагина в замужестве Безухова, – одна из самых знаменитых светских львиц столицы.

Писателю удалось описать эту даму, буквально вытравив из нее все русское. Это видно даже по «французистому» обращению к ней, хотя она – русская дворянка, чье имя звучит как Елена Васильевна Курагина. На протяжении всех эпизодов, где Элен отведена роль, показаны лишь ее негативные стороны.

Впервые появившись в салоне Анны Павловны Шерер, она производит, впрочем, как и всегда фурор – все на нее смотрят, как на очень дорогой и ценный товар. Описывая ее белые мраморные плечи, осанку, неизменную равнодушную улыбку Толстой подчеркивает, что за этой внешней красотой внутри ничего нет. Элен сама привыкла к тому, что является хорошей картиной, которой нужна дорогая рама.

Между ней и Анной Павловной состоялась своеобразная сделка. Для салона Шерер Элен – отличная приманка, где можно свободно «прясть» пустую болтовню, и придавать тем самым солидности обществу. А для Элен гостиная Анны Павловны является отличным местом для выбора подходящего жениха. Воспитаная похожими на нее людьми, в атмосфере лжи и порочности, Элен не ведает о том, что можно жить по-другому. Она искренне недоумевает, когда Пьер, став ее мужем, сравнивал ее с «настоящим злом». Для Элен нормальна такая жизнь, где все фальшиво улыбаются друг другу, думают одно и говорят другое. Она сознательно выходит замуж за Пьера, продавая свою красоту за состояние. Более того, она считает это правильным и мудрым. Даже отец ее одобрил!

К любви Пьера Элен относится как к глупой шутке. Это даже закономерно – сама она в нее не верит, никогда не любила, ее окружение состоит сплошь из таких же «застывших» в своем обличии людей. В этом плане очень показательна одна сцена – когда она посвящает Наташу Ростову в то, что ею увлечен Анатолий Курагин, брат Элен. Причем делает это графиня Безухова с таким бесстыдством и равнодушием, что Наташа себя чувствует раздетой под откровенными взглядами и улыбками Элен.

Для самой Элен такие увлечения не представляются порочными, они обыденны и примитивны, как все ее улыбки. Об этом же свидетельствует и то, как она использовала Пьера, поставив условием при расставании пользование всеми его имениями. И это при том, что практически весь свет знал о существовании любовника у графини!

Однако, кончина у Элен не завидная. Чтобы подчеркнуть серость и узость ее мышления, пустоту и низость души этой светской львицы, Толстой умышленно «стер» причину ее смерти, указав лишь на то, что «говорят, у графини произошла болезнь из-за неудобства быть замужем одновременно за двумя».