Понятие педагогического условия и средства развития ребенка. Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка Как фактор развития одарённых детей

Как фактор развития одарённых детей

Как уже говорилось выше, педагогические условия, относящиеся к социально – психологическим факторам, имеют огромное, если не решающее значение, для развития детской одарённости. Но принципы и методы стандартной школы для этого не подходят, т.к. направлены на обучение «средних» школьников. В школе для работы с одарёнными детьми нужно менять всё, начиная от содержания обучения, заканчивая структурой учебной деятельности.

Дидактическое условие - это обстоятельство процесса обучения, которое представляет собой результат организационных форм обучения для достижения определённых дидактических целей, результат отбора, конструирования и применения содержания и методов.

Очень важно применять общедидактические пути совершенствования обучения:

Рациональный отбор учебного материала (базовое, второстепенное, дополнительное);

Обеспечение логической преемственности нового и старого материала.

Важнейшим звеном в образовательном процессе является программное обеспечение. Как уже говорилось ранее, программы для одарённых детей должны по всем характеристикам отличаться от обычных программ. Здесь подразумевается увеличенный объём осваиваемого материала и более высокий темп учебно-познавательной деятельности. По словам К.Мейкера, программа для одарённых детей должна:

Быть ускоренной, усовершенствованной и усложнённой;

Качественно превосходить обычный курс обучения;

Корректироваться самими учениками;

Способствовать развитию мышления.

В мировой педагогической науке и практике сложилось несколько стратегических линий разработки содержания учебной деятельности одарённых детей. В условиях, когда за точку отсчета принимается содержание образования их «ординарных» сверстников, можно вычленить два основных подхода к решению этой проблемы – один базируется на измерении количественных, другой - качественных характеристик. К количественным характеристикам содержания образования относятся в первую очередь объём и темп; к качественным - соотношение различных направлений моделирования содержания, характер его подачи и т.д.

1.3 Педагогические условия развития детей раннего возраста

Условие - это то, от чего зависит нечто другое (обусловливаемое); существенный компонент комплекса объектов (вещей, их состояний, взаимодействий), из наличия которого с необходимостью следует существование данного явления. Педагогические условия - это одна из сторон закономерности воспитательного (образовательного, учебного и т.п.) процесса.

В отечественной педагогике выделено несколько уровней педагогических условий развития детей раннего возраста. Рассмотрим их подробно.

Первый уровень условий - характеристики ребенка (детей) детерминирующие успешность воспитательного процесса.

Возникла схема, центр которой занимает ребенок как цель всего воспитательного процесса (см. Приложение 5).

Следующий уровень условий - непосредственные обстоятельства воспитания - собственно классические педагогические условия - характеристики:

межличностных отношений, общения в группе, быта детского объединения,

отношений педагогов с детьми (педагога с ребенком),

вхождения ребенка в объединение,

взаимодействия детского объединения (образовательного учреждения) с окружающей средой.

Деятельность ребенка (детей) в качестве педагогического условия может представлять собой как организационную, так и содержательную характеристику. Например, по А.В. Мудрику: познание, общение, предметно-практическая, духовно-практическая, спорт, игра (представленность видов деятельности или их взаимосвязь).

Определяющими являются также такие свойства детской деятельности как креативность - репродуктивность, направленность на себя или во вне, соответствие деятельности возможностям ребенка (сложность - простота), общественная значимость и т.п. К организационным особенностям деятельности ребенка относятся также состав участников, способы организации: уровень и взаимосвязь совместности и индивидуальности детских (детско-взрослых) занятий.

Характеристики внутренней среды детского объединения (образовательного учреждения) " касается состояния межличностных отношений участников воспитательного процесса (педагог-ребенок, ребенок - ребенок), определяет характер предметно-эстетической среды детско-взрослого сообщества, знаково-символической составляющей быта воспитателей и воспитанников. Этот компонент обладает такими признаками: степень гуманистичности, свободы, творчества, наличие "ниш для самореализации", состав участников воспитывающей общности (возраст, пол, социальный статус и проч.). В ряде диссертационных работ указывается на открытость внутренней среды для изменения самим воспитанником.

Свойства взаимодействия с окружающей средой могут быть рассмотрены как степень открытости или автономности образовательного учреждения (детского объединения) для внешних воздействий. Примером автономности учреждения и объединения могут быть летний детский лагерь, психологический тренинг и т.д.

Обозначим место второго и четвертого уровней педагогических условий. Второй уровень представляет собой своего рода проекцию обстоятельств воспитательного процесса на субъективный мир воспитанника. Другими словами в качестве педагогических условий может рассматриваться субъективное восприятие ребенком деятельности, отношений, взаимодействий и других обстоятельств воспитательного процесса. Так как без указания объекта отношения, эти самые отношения раскрыть достаточно сложно, мы и пропустили третий уровень вперед второго.

Здесь принципиальна субъективная картина собственных занятий: наличие личностного смысла, осознание общественной значимости результатов созидания, удовольствие от процесса, восприятие собственных действий как проб, роли и функции во взаимодействии, обеспечивающем эту деятельность. Определяющим становится подготовленность ребенка к решению задач. В исследованиях костромской научной школы большое внимание уделяется идее включенности личности в деятельность (принадлежит В.В. Рогачеву, затем стала широко эксплуатироваться в научных исследованиях костромских исследователей). Понятие "включенность" - трактуется как личностное состояние по отношению к деятельности, несущее в себе объективный и субъективный компоненты. Объективным компонентом является собственно деятельность личности, субъективным - отношение личности к данной деятельности. Включенность в социальную деятельность понимается как фактор формирования субъективно-личностных отношений, из которых складывается "субъективно-личностное пространство", не всегда совпадающее с "пространством" общественных отношений, в которое личность включена объективно.

Состояние включенности характеризуется интериоризацией цели деятельности; непосредственным участием в ней; выполнением определенных действий, приносящих личности удовлетворение собственных интересов и потребностей; удовлетворенностью межличностными отношениями, возникающими в процессе деятельности (В.В. Рогачев).

Четвертый уровень условий - "педагогическая деятельность как управление жизнедеятельностью детского объединения". Анализ гипотез в кандидатских диссертациях по педагогике позволяет выделить следующие варианты формулировки педагогического условий:

педагогическая деятельность по осуществлению отбора и селекции воспитанников;

педагогическая деятельность по управлению деятельностью воспитанников (отбор содержания, форм, организация и т.д.);

педагогическая деятельность, предусматривающая управление межличностными отношениями, предметно-эстетической средой, бытом детско-взрослого воспитательного сообщества;

педагогическая деятельность - управление взаимодействием воспитательной организации (детского коллектива) с внешней средой;

педагогическая деятельность представляющая собой непосредственное взаимодействие воспитатель - воспитанник;

педагогическая деятельность создающая целостный образ педагога;

педагогическая деятельность, способствующая повышению субъективной значимости для воспитанника деятельности, отношений, общения.

В качестве примера яркого проявления педагогического условия "4-1" может быть названа диссертационная работа Т.А. Пояровой, где среди педагогических условий имеется такая формулировка: "процедура отбора будет иметь комплексный характер и опираться на научные критерии одаренности" Здесь педагогическая деятельность только непосредственно воздействует на характеристики ребенка: селекция (отбор) определенных категорий детей, в данном случае, одаренных. В то же время, непосредственное взаимодействие это и индивидуальная педагогическая помощь, поддержка и проч. В четырех случаях педагогическая деятельность воздействует на ребенка опосредованно - через деятельность, его отношения к этой деятельности, организацию внутренней среды или взаимодействия с внешней. Можно говорить о таких элементах педагогической (управленческой) деятельности как диагностика (мониторинг), планирование, организация, анализ. Значит четвертый уровень воспитательного процесса это и методы воспитания и педагогическая технология (как минимум совокупность идей и инструментов). Не очень прозрачной выглядит формула "педагогическая деятельность создающая целостный образ педагога". Попробуем проиллюстрировать следующим примером: "педагог осознает и реализует себя в качестве носителя культурного образца". Оговоримся, что одно и то же явление можно описать через действующий в рамках воспитательного процесса фактор (особых отношений в детских коллективах), а можно через педагогическую деятельность, направленную на корректировку действия фактора, обуславливающего возникновение этого фактора и т.п.

Пятый уровень педагогических условий может быть обозначен как - ресурсное обеспечение воспитания - это характеристики:

кадрового обеспечения (свойства субъекта педагогической деятельности),

материального обеспечения деятельности детей (оборудование и проч),

пространственно-временных параметров воспитательного процесса,

сознательно измененных свойств среды, окружающей образовательное учреждение,

нормативно-правового обеспечения воспитательного процесса,

программно-методического обеспечения воспитания,

PR - обеспечения воспитательного процесса.

Остановимся поподробнее на характеристике субъекта педагогической деятельности. Необходимо различать индивидуальный и групповой (коллективный) варианты субъекта. Основное состояние субъекта педагогической деятельности - готовность (подготовленность) к решению определенного рода профессиональных задач, наличие у него смыслов осуществления деятельности, способность продемонстрировать образцы (показать пример), референтность педагогов для детей. Здесь возникает проблема очевидности гипотезы, действительно, кто будет возражать, что какой-либо педагогический процесс будет эффективным (успешным, результативным), если педагог будет подготовлен и прочее. Более оригинальным выглядит следующее положение "педагог владеет значимым для воспитанников видом деятельности, организует ее в формах, адекватных их восприятию".

Рассматривая групповой (коллективный субъект педагогической деятельности) следует отметить такие его характеристики как интегративность - внутреннее ценностно-методологическое деятельностное единство, способность к взаимодополнению, взаимозаменяемости и т.п. (Н.М. Борытко, И.А. Колесникова, В.В. Рогачев и др.).

Матрица педагогических условий развития детей раннего возраста представлена в приложении 6.

прогнозирования, проектирования и конструирования педагогического процесса;

осуществления преемственных связей между наукой и практикой;

создания вокруг себя атмосферы радости, оптимизма, веры;

объективной диагностики его результата;

выстраивания перспективы развития каждого ребенка на основе диагностики его достижений.

Проектирование педагогического процесса осуществляется посредством циклограмм по видам деятельности - познавательной, игровой, трудовой, продуктивно-творческой, речевой, оздоровительной и календарного плана воспитательно-образовательной деятельности.

При организации педагогического процесса должна обеспечиваться обратная связь для получения информации об уровне развития и актуальном состоянии каждого ребенка.

Особенности организации педагогического процесса раннего детства.

Создает разумный двигательный режим (игры, танцевальные движения, физические упражнения).

Поддерживает у детей стремление к самостоятельности. Расширяет область самостоятельных действий ребенка с учетом его растущих возможностей.

Помогает ребенку освоить новые способы и приемы действий, показывает пример поведения и отношений.

Поощряет познавательную деятельность каждого ребенка, развивает стремление к наблюдению, сравнению свойств и качеств предметов. Вместе с детьми воспитатель переживает чувство удивления, радость познания мира, своими вопросами побуждает к новым открытиям.

Наблюдает, как развивается общение со сверстниками у каждого ребенка и соответственно обогащается детский опыт.

Поддерживает стремление ребенка к положительным поступкам, способствуя тем самым становлению положительной самооценки.

Делает игру содержанием детской жизни, раскрывает малышам многообразие мира игры, посредством совместной игры, создания игровой среды, побуждающей к самостоятельному игровому творчеству в свободном взаимодействии малышей с игрушками, предметами, предметами-заместителями.

Обеспечивает правильное восприятие ребенком простейших трудовых процессов.

Обязательным условием организации педагогического процесса является ежедневное общение с каждым ребенком индивидуально или в маленькой подгруппе детей.

Организует игровое построение образа жизни детей через соответствующую предметно-игровую среду, игрушки, предметы-заместители, материалы для игрового творчества.

Организация педагогического процесса построена на принципе "сквозного" развития ребенка, т.е. комплексного развития его способностей во всех областях и во всех видах деятельности, в процессе движения и активного исследования предметного и окружающего мира.

Педагогический процесс выстраивается на основе баланса свободной самостоятельной деятельности детей и совместной деятельности со взрослым (воспитателем, психологом, родителем и т.д.). День жизни малыша строится, как взаимосвязь разных видов деятельности .

Педагогический процесс обеспечивает интеграцию эмоциональной, волевой и познавательной сторон развития ребенка. Ребенок в педагогическом процессе воспринимается как личность, имеющая право на сохранение своей автономности, самобытности, уникальности.

Таким образом, педагогические условия в развитии детей заключается в поддержке внутренней чувствительности (сенситивности) ребенка от 0 до 3 лет, развитии умения ориентироваться в своем окружении и владеть своей моторной системой; характер взаимодействия взрослого с ребенком, в совместной деятельности, предметно-развивающая среда, побуждающая детей к исследованию, проявлению инициативы, помогающая формировать первичный социальный опыт на основе личного опыта и непосредственного взаимодействия с предметами, вещами и явлениями окружающего мира .

В процессе развития детей раннего возраста необходимо:

использование инновационных подходов к организации педагогического процесса;

регламентацию требований к отбору содержания, его уровню и качеству;

ориентацию медико-педагогической работы на сохранение здоровья ребенка;

обеспечение условий для реализации социальной ситуации развития.

Педагогические условия развития детей данного возраста предусматривают взаимосвязь сенситивных периодов развития детей от рождения до семи лет и их влияние на цели воспитания, обучения.

В следующей главе мы рассмотрим опытно-экспериментальное исследование развития детей раннего возраста.

Какие бывают педагогические условия?

А вы не знаете... Как?)

Семь вариантов формулировок педагогических условий, которые были условно названы:
«характеристики ребенка» (студент, школьник, воспитанник и т. п.) ,
«характеристики субъекта педагогической деятельности» (педагог, педагогический коллектив, руководитель образовательного учреждения и т. п.) ,
«деятельность детей (ребенка)» ,
«отношение детей (ребенка) к деятельности» ,
«внутренняя среда детского объединения (образовательного учреждения)» ,
«внешняя по отношению к данному образовательному учреждению среда и взаимодействие с ней» (иное образовательное учреждение, семья, общественные организации и проч.) .

Первоначально полагалось, что выделенные шесть конструктов являются рядоположными. Однако внимательное рассмотрение гипотез убедило, что можно выделить своего рода уровни:

Первый уровень условий - характеристики ребенка (детей) детерминирующие успешность воспитательного процесса. Условием успешности воспитательного процесса может быть наличие у ребенка определенного опыта деятельности, отношений. Например: «успешность реализации лидерского потенциала старших подростков обусловливается… участием социально активных подростков, имеющих опыт социальной деятельности в детских объединениях, в программе смены…» 2

Третий уровень условий - непосредственные обстоятельства воспитания - собственно классические педагогические условия - характеристики:
- содержания и организации деятельности детей (ребенка) ,
- межличностных отношений, общения в группе, быта детского объединения,
- отношений педагогов с детьми (педагога с ребенком) ,
- вхождения ребенка в объединение,
- взаимодействия детского объединения (образовательного учреждения) с окружающей средой.

Обозначим место второго и четвертого уровней педагогических условий. Второй уровень представляет собой своего рода проекцию обстоятельств воспитательного процесса на субъективный мир воспитанника. Другими словами в качестве педагогических условий может рассматриваться субъективное восприятие ребенком деятельности, отношений, взаимодействий и других обстоятельств воспитательного процесса. Так как без указания объекта отношения, эти самые отношения раскрыть достаточно сложно, мы и пропустили третий уровень вперед второго.

Четвертый уровень условий - «педагогическая деятельность как управление жизнедеятельностью детского объединения» . Анализ гипотез в кандидатских диссертациях по педагогике позволяет выделить следующие варианты формулировки педагогического условий:
- педагогическая деятельность по осуществлению отбора и селекции воспитанников;
- педагогическая деятельность по управлению деятельностью воспитанников (отбор содержания, форм, организация и т. д.) ;
- педагогическая деятельность, предусматривающая управление межличностными отношениями, предметно-эстетической средой, бытом детско-взрослого воспитательного сообщества;
- педагогическая деятельность - управление взаимодействием воспитательной организации (детского коллектива) с внешней средой;
- педагогическая деятельность представляющая собой непосредственное взаимодействие воспитатель - воспитанник;
- педагогическая деятельность создающая целостный образ педагога;
- педагогическая деятельность, способствующая повышению субъективной значимости для воспитанника деятельности, отношений, общения.

Пятый уровень педагогических условий может быть обозначен как - ресурсное обеспечение воспитания - это характеристики:
- кадрового обеспечения (свойства субъекта педагогической деятельности) ,
- материального обеспечения деятельности детей (оборудование и проч.) ,
- пространственно-временных параметров воспитательного процесса,
- сознательно измененных свойств среды, окружающей образовательное учреждение,
- нормативно-правового обеспечения воспитательного процесса,
- программно-методического обеспечения воспитания,
- PR -обеспечения воспитательного процесса.

(данный материал относится к формулировке гипотезы)

Что же можно отнести к условиям, способствующим развитию детского изобразительного творчества?творчества, обучению дошкольников?

В философском энциклопедическом словаре понятие условие трактуется следующим образом:

1) как среда, в которой пребывают и без которой не могут существовать;

2) как обстановка, в которой что-либо происходит.

В педагогике условия чаще всего понимают:

· как факторы, обстоятельства, совокупность мер, от которых зависит эффективность функционирования педагогической системы;

· как то, что способствует успешному протеканию чего-либо;

· как педагогически комфортную среду, которая способствует успешности процесса;

· как совокупность педагогических средств, способов, содержания, методов и форм организации образовательного процесса, обеспечивающую возможность целенаправленного педагогического воздействия на учащихся.

Педагогические условия детского изобразительного творчества

по исследованиям Т.С.Комаровой :

· обученность детей технике рисования для свободного и полного выражения в рисунке своих впечатлений;

· свобода выбора изобразительных материалов и их новизна;

· овладение детьми способами изображения (обобщенный способ действия);

· обогащение детского воображения через игры, атрибуты персонажей, применение игровых приемов;

· разнообразие и вариативность при проведении занятий;

· творческое руководство детской деятельностью, применение соответствующих методов и приемов;

· проведение комбинированных занятий;

· создание благоприятной для творчества атмосферы, способствующей появлению положительного эмоционального настроения, вызывающего творческую активность;

· собственная эмоциональность педагога;

· осуществление взаимосвязи изобразительной деятельности с другими видами деятельности;

· создание положительного эмоционального отношения ребенка к изображаемому, интереса к изобразительной деятельности;

· разнообразная организация и проведение просмотров детских работ, выставок рисунков (вариативность);

· отношение окружающих к продуктам детского творчества (социальная значимость работы);

· индивидуальный подход к детям, который осуществляется на основе индивидуальных особенностей детей.

Педагогические условия могут быть сформулированы несколько иначе:

2. Эстетическая организация предметно-пространственной среды детского учреждения:

1) Архитектура помещений,

2) Художественные, изобразительно-выразительные средства оформления интерьера:

o цветовая отделка помещения и освещение;



o мебель и технические приспособления.

o искусство в интерьере.

o использование природы и озеленения в оформлении ДОУ.

3) Эмоционально-образный строй оформления:

o - национальный характер, оригинальность оформления каждого ДОУ.

o - облик воспитателей и детей (зеркала в интерьере); манеры поведения, культура речи.

3. Технические условия для развития ДИТ.

1) Наличие специального помещения для проведения занятий (изостудия, «музей», «выставочный зал» и т.д.).

2) наличие необходимого оборудования (мольберты, специальные столики для рисования, фризы для рисования мелом, фланелеграфы, и т.д.).

3) наличие и доступность разнообразного изобразительного материала.

4) наличие в штате ДОУ специалиста по развитию детского изобразительного творчества.

5) наличие программы, планирования занятий.

6) заинтересованность педагогического коллектива и, прежде всего, руководства ДОУ.

7) соблюдение взаимосвязи между различными видами деятельности детей.

Ещё один вариант классификации педагогических условий:

1. «Материальная среда»:

o обустроенное помещение, специальная мебель;

o наличие различных изобразительных материалов;

o наличие методических пособий (образцы, репродукции, декоративное искусство и т.д.);

o технические средства (магнитофон, диапроектор, фото т др.).

2. Методическое обоснование:

o доступная, адаптированная программа;

o продуманная и тщательная подготовка к каждому занятию;

o умелое использование разнообразных методов и приёмов до, в процессе и по окончании занятия.

3. «Эмоциональная среда»:

o Собственная эмоциональная активность педагога;

o Создание положительной эмоциональной атмосферы до, в процессе и после занятия;

o Создание мотивации на будущую деятельность.

4. «Реализация» продуктов детского творчества:

o Проведение выставок, досугов, тематических праздников и т.п.;

o Подготовка на занятиях атрибутов к играм, театрализованным представлениям и т.д.;

o Изготовление «подарков».


Приложение 3 а

«Московский Педагогический Государственный Университет»

КУРСОВАЯ РАБОТА

Формирование выразительных образов животных в рисунках детей старшего дошкольного возраста под влиянием театрализованных игр

Студентки __ курса __ группы

заочной формы обучения

Шеберг Юлии Валерьевны

Научный руководитель:

к.п.н., доцент кафедры эстетического воспитания детей дошкольного возраста

Буянова Т. А.

Москва 2007 г.


Приложение 3 б

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Московский Педагогический Государственный Университет

Факультет дошкольной педагогики и психологии

Кафедра эстетического воспитания детей дошкольного возраста

ГОРДЕЕВА ТАТЬЯНА ВАЛЕНТИНОВНА

ФОРМИРОВАНИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВ ПРИРОДЫ В РИСУНКАХ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Специальная выпускная работа студентки 5 курса вечернего отделения

Научный руководитель: Доцент кафедры эстетического воспитания детей дошкольного возраста, к.п.н. Буянова Татьяна Анатольевна

Рецензент:

Москва 2006

Приложение 3 в

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Московский педагогический государственный университет»

Факультет дошкольной педагогики и психологии

Кафедра эстетического воспитания детей дошкольного возраста.

Выпускная квалификационная работа

«Развитие творчества у детей старшего дошкольного возраста в рисовании образов природы (Времена года)»

Выполнила студентка 6-го курса

очно-заочной формы обучения

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 General and Professional Education 1/2012 pp ISSN АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ»: СУЩНОСТЬ, КЛАССИФИКАЦИЯ ANALYSIS OF THE NOTION PEDAGOGICAL CONDITIONS: ESSENCE AND CLASSIFICATION Наталья Ипполитова Шадринский государственный педагогический институт, Курганская область, г. Шадринск, ул. К. Либкнехта, 3 Наталья Стерхова Шадринский государственный педагогический институт, Курганская область, г. Шадринск, ул. К. Либкнехта, 3 Abstract: The analysis of the notion pedagogical conditions is represented in the article. On the basis of the comparative multi aspect analysis of the notion conditions, the notion pedagogical conditions is defined and the main characteristic features are revealed. Pedagogical conditions are analyzed in the paper as a component of a pedagogical system; they reflect the environmental opportunities effecting personality- and process-based aspects of the system, enhancing its successful functioning. Different groups of conditions guaranteeing the effective functioning of pedagogical system are considered. The peculiar properties of three groups of pedagogical conditions (organizational-pedagogical, psychological-pedagogical, didactic) are disclosed. Keywords: conditions, pedagogical conditions, organizational-pedagogical conditions, psychologicalpedagogical conditions, didactic conditions. Введение В современных педагогических исследованиях, связанных с проблемами совершенствования функционирования педагогических систем, повышения эффективности образовательного процесса, одним из аспектов, вызывающих наибольший интерес, является выявление, обоснование и проверка педагогических условий, обеспечивающих успешность осуществляемой деятельности. Решение данной задачи нередко вызывает затруднения у исследователей, что может быть обусловлено следующими причинами: 1) одностороннее представление исследователя о феномене ключевого понятия «условия»; 2) подбор педагогических условий, принадлежащих к разным классификационным группам; 3) нечеткое понимание направленности выявленных условий (на что направлены выявленные условия в рамках конкретного исследования); 4) слабая обоснованность выбора именно данных условий и т.д. Предупреждение возникновения подобных затруднений становится возможным при реализации исследования по нескольким направлениям: анализ и конкретизация содержания понятий «условия» и «педагогические условия», уточнение классификационных групп педагогических условий в соответствии с их ориентацией на характер и природу проблем, которые призваны решить эти условия. 8 General and Professional Education 1/2012

2 АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ»: СУЩНОСТЬ Сущность и содержания понятия «условие», виды условий Проанализируем основные черты и признаки понятия «условие» феномена в различных аспектах. В справочной литературе «условие» понимается как: 1) обстоятельство, от которого что-нибудь зависит; 2) правила, установленные в какой-нибудь области жизни, деятельности; 3) обстановка, в которой что-нибудь происходит . Философская трактовка данного понятия связывается с отношением предмета к окружающим его явлениям, без которых он существовать не может: «то, от чего зависит нечто другое (обусловливаемое); существенный компонент комплекса объектов (вещей, их состояний, взаимодействий), из наличия которого с необходимостью следует существование данного явления» . Т.е. совокупность конкретных условий данного явления образует среду его протекания, возникновения, существования и развития. В психологии исследуемое понятие, как правило, представлено в контексте психического развития и раскрывается через совокупность внутренних и внешних причин, определяющих психологическое развитие человека, ускоряющих или замедляющих его, оказывающих влияние на процесс развития, его динамику и конечные результаты . Педагоги занимают схожую с психологами позицию, рассматривая условие как совокупность переменных природных, социальных, внешних и внутренних воздействий, влияющих на физическое, нравственное, психическое развитие человека, его поведение, воспитание и обучение, формирование личности (В.М. Полонский) . Таким образом, результаты комплексного анализа позволяют заключить, что понятие «условие» является общенаучным, а его сущность в педагогическом аспекте может быть охарактеризована несколькими положениями: 1. условие есть совокупность причин, обстоятельств, каких-либо объектов и т.д.; 2. обозначенная совокупность влияет на развитие, воспитание и обучение человека; 3. влияние условий может ускорять или замедлять процессы развития, воспитания и обучения, а также воздействовать на их динамику и конечные результаты. В современных исследованиях понятие «условие» используется достаточно широко при характеристике педагогической системы. При этом ученые, опираясь на разные признаки, выделяют различные группы условий. Так, Ю.К. Бабанский по сфере воздействия выделяет две группы условий функционирования педагогической системы: внешние (природно-географические, общественные, производственные, культурные, среды микрорайона) и внутренние (учебно-материальные, школьногигиенические, морально-психологические, эстетические) . По характеру воздействия выделяют объективные и субъективные условия. Объективные условия, обеспечивающие функционирование педагогической системы, включают нормативно-правовую базу сферы образования, средства информации и пр. и выступают в качестве одной из причин, побуждающих участников образования к адекватным проявлениям себя в нем. Эти условия могут изменяться. Субъективные условия, влияющие на функционирование и развитие педагогической системы, отражают потенциалы субъектов педагогической деятельности, уровень согласованности их действий, степень личностной значимости целевых приоритетов и ведущих замыслов образования для обучаемых и пр. По специфике объекта воздействия выделяют общие и специфические условия, содействующие функционированию и развитию педагогической системы. К общим условиям относятся социальные, экономические, культурные, национальные, географические и др. условия; к специфическим - особенности социальнодемографического состава обучаемых; местонахождение образовательного учреждения; материальные возможности образовательного учреждения, оборудование учебновоспитательного процесса; воспитательные возможности окружающей среды и пр. Важную роль в обеспечении функционирования и развития педагогической системы играют также такие специфические условия, как: характер морально-психологической 9 General and Professional Education 1/2012


3 атмосферы в педагогическом и ученическом коллективах, уровень педагогической культуры педагогов и др. Важную роль при определении направлений развития педагогической системы играет учет пространственных условий, в которых существует педагогическая система, т.к. ее функционирование обусловливается особенностями региональных, местных условий, спецификой учебного заведения, конкретной педагогической среды, уровнем квалификации необходимых педагогических кадров, степенью оснащенности образовательного процесса (кабинеты, учебные пособия, оборудование и пр.). Необходимость учета пространственных условий, составляющих среду функционирования педагогической системы, обусловлена реализацией принципа единства общего, единичного и особенного в научных исследованиях. Выделение различных групп условий, обеспечивающих функционирование и развитие педагогической системы является вполне обоснованным, но при этом необходимо отметить, что при осуществлении научного анализа какойлибо педагогической системы или конкретного аспекта целостного педагогического процесса исследователь должен использовать рядоположенные группы условий, которые выделяются по какому-либо определенному признаку. Сущность и содержание понятия «педагогические условия» Условия, о которых пойдет речь далее, направлены на решение проблем, возникающих при осуществлении целостного педагогического процесса, в связи с чем, перейдем к анализу понятия «педагогические условия». Проблема условий приобретает «педагогическую» окраску в исследованиях В.И. Андреева, А.Я. Найна, Н.М. Яковлевой, Н.В. Ипполитовой, М.В. Зверевой, Б.В. Куприянова, С.А. Дыниной и др., найдя свое отражение в многочисленных трактовках термина «педагогические условия». Рассматривая данное понятие, ученые придерживаются нескольких позиций. Первой позиции придерживаются ученые, для которых педагогические условия есть совокупность каких либо мер педагогического воздействия и возможностей материально-пространственной среды (В.И. Андреев, А.Я. Найн, Н.М. Яковлева): - (комплекс) мер, содержание, методы (приемы) и организационные формы обучения и воспитания (В.И. Андреев) ; - совокупность объективных возможностей содержания, форм, методов, средств и материально-пространственной среды, направленных на решение поставленных задач (А.Я. Найн) ; - совокупность мер (объективных возможностей) педагогического процесса (Н.М. Яковлева) . Вторую позицию занимают исследователи, связывающие педагогические условия с конструированием педагогической системы, в которой они выступают одним из компонентов (Н.В. Ипполитова, М.В. Зверева и др.): - компонент педагогической системы, отражающий совокупность внутренних (обеспечивающих развитие личностного аспекта субъектов образовательного процесса) и внешних (содействующий реализации процессуального аспекта системы) элементов, обеспечивающих её эффективное функционирование и дальнейшее развитие ; - содержательная характеристика одного из компонентов педагогической системы, в качестве которого выступают содержание, организационные формы, средства обучения и характер взаимоотношений между учителем и учениками (Зверева М.В.) . Для ученых, занимающих третью позицию, педагогические условия - планомерная работа по уточнению закономерностей как устойчивых связей образовательного процесса, обеспечивающая возможность проверяемости результатов научнопедагогического исследования (Б.В. Куприянов, С.А. Дынина и др.). При этом ученые данной группы указывают на необходимость рядоположности педагогических условий, проверяемых в рамках гипотезы одного исследования . Анализ позиций различных исследователей относительно определения понятия «педагогические условия» позволяет выделить ряд положений, важных для нашего понимания данного феномена: 1) условия выступают как составной элемент педагогической системы (в том 10 General and Professional Education 1/2012


4 АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ»: СУЩНОСТЬ числе и целостного педагогического процесса); 2) педагогические условия отражают совокупность возможностей образовательной (целенаправленно конструируемые меры воздействия и взаимодействия субъектов образования: содержание, методы, приемы и формы обучения и воспитания, программнометодическое оснащение образовательного процесса) и материально-пространственной (учебное и техническое оборудование, природно-пространственное окружение образовательного учреждения и т.д.) среды, влияющих положительно или отрицательно на ее функционирование; 3) в структуре педагогических условий присутствуют как внутренние (обеспечивающие воздействие на развитие личностной сферы субъектов образовательного процесса), так и внешние (содействующие формированию процессуальной составляющей системы) элементы; 4) реализация правильно выбранных педагогических условий обеспечивает развитие и эффективность функционирования педагогической системы. Таким образом, мы рассматриваем педагогические условия как один из компонентов педагогической системы, отражающий совокупность возможностей образовательной и материальнопространственной среды, воздействующих на личностный и процессуальный аспекты данной системы и обеспечивающих её эффективное функционирование и развитие. Классификационные группы педагогических условий Обобщение результатов многочисленных научно-педагогических исследований показывает, что в теории и практике педагогики можно встретить такие разновидности педагогических условий как организационно-педагогические (В.А. Беликов, Е.И. Козырева, С.Н. Павлов, А.В. Сверчков и др.), психологопедагогические (Н.В. Журавская, А.В. Круглий, А.В. Лысенко, А.О. Малыхин и др.), дидактические условия (М.В. Рутковская и др.) и т.д. Обратимся к более подробной характеристике каждой группы условий. Первую группу выделенных условий составляют организационно-педагогические условия. Данный вид педагогических условий рассматривается учеными, вопервых, как совокупность каких-либо возможностей, обеспечивающая успешное решение образовательных задач: - совокупность объективных возможностей, обеспечивающая успешное решение поставленных задач (Е.И. Козырева) ; - совокупность возможностей содержания, форм, методов целостного педагогического процесса, направленных на достижение целей педагогической деятельности (В.А.Беликов) . Другая группа ученых, развивая и конкретизируя представления об организационно-педагогических условиях развития и функционирования образовательного процесса, представляет их не только как совокупность каких-либо возможностей, способствующая эффективности решения образовательных задач, но и указывает на их направленность и непосредственное отношение к развитию и функционированию процессуального аспекта педагогического процесса с позиции управления: - совокупность объективных возможностей обучения и воспитания населения, организационных форм и материальных возможностей, а также такие обстоятельства взаимодействия субъектов педагогического взаимодействия, которые являются результатом целенаправленного, планируемого отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов (приемов) для достижения цели педагогической деятельности (С.Н. Павлов) ; - принципиальные основания для связывания процессов деятельности по управлению процессом формирования профессиональнопедагогической культуры личности (А.В. Сверчков) . Итак, изучение представленных определений понятия «организационно-педагогические условия», позволяет выделить ряд признаков, характерных для данного понятия: 1) данный вид условий рассматривается учеными как совокупность целенаправленно сконструированных возможностей содержания, форм, методов целостного педагогического процесса (мер 11 General and Professional Education 1/2012


5 воздействия), способствующих успешному решению задач педагогического процесса; 2) совокупность мер воздействия, отражающая рассматриваемые условия, лежит в основе управления педагогической системой (образовательным процессом или его составляющими) в той или иной ситуации; 3) указанные меры характеризуются взаимосвязанностью и взаимообусловленностью, обеспечивая в своем единстве эффективность решения поставленных образовательных задач; 4) основной функцией организационнопедагогических условий является организация таких мер воздействия, которые обеспечивают целенаправленное, планируемое управление развитием целостного педагогического процесса, то есть управление процессуальным аспектом педагогической системы; 5) совокупность организационно-педагогических условий подбирается с учетом структуры реализуемого процесса. Второй разновидностью педагогических условий являются психологопедагогические условия (Н.В. Журавская, А.В. Круглий, А.В. Лысенко, А.О. Малыхин и др.). Обобщив материалы ряда исследований , мы выявили, что психологопедагогические условия рассматриваются учеными как такие условия, которые призваны обеспечить определенные педагогические меры воздействия на развитие личности субъектов или объектов педагогического процесса (педагогов или воспитанников), влекущее в свою очередь повышение эффективности образовательного процесса. Анализ исследований, затрагивающих решение вопросов реализации психологопедагогических условий, показал, что данный вид педагогических условий обладает следующими характерными признаками: 1) психолого-педагогические условия также рассматриваются учеными как совокупность возможностей образовательной и материально-пространственной среды, использование которых способствует повышению эффективности целостного педагогического процесса; 2) совокупность мер оказываемого воздействия, характеризуемых как психологопедагогические условия, направлена, в первую очередь, на развитие личности субъектов педагогической системы (педагогов или воспитанников), что обеспечивает успешное решение задач целостного педагогического процесса; 3) основной функцией психологопедагогических условий является организация таких мер педагогического взаимодействия, которые обеспечивают преобразование конкретных характеристик развития, воспитания и обучения личности, то есть воздействуют на личностный аспект педагогической системы; 4) совокупность психолого-педагогических условий подбирается с учетом структуры преобразуемой личностной характеристики субъекта педагогического процесса. В исследованиях по проблемам современной педагогики особо рассматриваются дидактические условия, которые определяются как «наличие таких обстоятельств, предпосылок, в которых, во-первых, учтены имеющиеся условия обучения, во-вторых, предусмотрены способы преобразования этих условий в направлении целей обучения, в-третьих, определенным образом отобраны, выстроены и использованы элементы содержания, методы (приемы) и организационные формы обучения с учетом принципов оптимизации» , т.е. дидактические условия выступают как результат целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов (приемов), а также организационных форм обучения для достижения дидактических целей. Основной функцией дидактических условий является выбор и реализация возможностей содержания, форм, методов, средств педагогического взаимодействия в процессе обучения, обеспечивающих эффективное решение образовательных задач. Заключение Для подведения итогов остановимся на положениях, важных для нашего исследования: - обобщение результатов комплексного анализа позволяет нам считать, что понятие «условие» является общенаучным и представляет совокупность причин, обстоятельств, каких-либо объектов, влияющих на функционирование и развитие 12 General and Professional Education 1/2012


6 АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ»: СУЩНОСТЬ какого - либо объекта (в том числе и педагогической системы, целостного педагогического процесса); - педагогические условия, выступая как один из компонентов педагогической системы, отражают совокупность возможностей образовательной и материально-пространственной среды, воздействующих на личностный и процессуальный аспекты данной системы, и обеспечивают её эффективное функционирование и развитие; - опираясь на анализ многочисленных научно-педагогических исследований, мы выявили, что исследователи выделяют различные виды педагогических условий, обеспечивающих функционирование и эффективное развитие педагогической системы, среди которых наиболее часто встречаются организационнопедагогические, психолого-педагогические, дидактические условия; - организационно-педагогические условия представляют собой совокупность целенаправленно сконструированных возможностей содержания, форм, методов целостного педагогического процесса (мер воздействия), лежащих в основе управления функционированием и развитием процессуального аспекта педагогической системы (целостного педагогического процесса); - психолого-педагогические условия - совокупность целенаправленно сконструированных взаимосвязанных и взаимообусловленных возможностей образовательной и материальнопространственной среды (мер воздействия) направлены на развитие личностного аспекта педагогической системы (преобразование конкретных характеристик личности); - дидактические условия выступают как результат целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов (приемов), а также организационных форм обучения для достижения дидактических целей. Выявление условий, обеспечивающих функционирование и развитие педагогической системы, целостного педагогического процесса является одной из важных задач педагогических исследований, успешное решение которой, как правило, составляет научную новизну исследования и обусловливает его практическую ценность. Библиографический список 1. Андреев, В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности / В.И. Андреев. - Казань: Изд-во КГУ, с. 2. Беликов, В.А. Философия образования личности: деятельностный аспект: монография / В.А. Беликов.- М.: Владос, с. 3. Журавская, Н.В. Профессиональная подготовка специалистов пожарной безопасности в вузах нефтегазовой отрасли с использованием индивидуально-дифференцированного подхода: автореф. дис.... канд. пед. наук / Н.В. Журавская. Спб., с. 4. Зверева, М.В. О понятии «дидактические условия» / М.В. Зверева // Новые исследования в педагогических науках. - М.: Педагогика С Ипполитова, Н.В. Теория и практика подготовки будущих учителей к патриотическому воспитанию учащихся: дис. д-ра пед. наук / Н.В. Ипполитова. Челябинск, с. 6. Козырева, Е.И. Школа педагога-исследователя как условие развития педагогической культуры / Е.И. Козырева // Козырева, Е.И. Методология и методика естественных наук. - Вып Сб. науч. тр. Омск: Изд-во ОмГПУ, с. 7. Куприянов, Б.В. Современные подходы к определению сущности категории «педагогические условия» / Б.В. Куприянов, С.А. Дынина // Вестник Костромского гос. ун-та им. Н.А. Некрасова С Лысенко, А.В. Психолого-педагогические условия формирования профессиональноценностных ориентаций будущего учителя музыки: дис.... канд. пед. наук / А.В. Лысенко. - Майкоп, c. 9. Малыхин, А.О. Воспитание морального сознания учеников 5-7 классов на уроках трудового обучения: автореф. дис... канд. пед. наук / А.О. Малихін / Нац. пед. ун-т им. М.П. Драгоманова. - Киев., с. 13 General and Professional Education 1/2012


7 10. Найн, А.Я. О методологическом аппарате диссертационных исследований /А.Я. Найн // Педагогика С Немов, Р.С. Психология: словарь-справочник: в 2 ч. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, Ч с. 12. Ожегов, С.И. Словарь русского языка: ок слов / С.И. Ожегов; под общ. ред проф. Л.И. Скворцова. 24-е изд., испр. М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство Мир и образование», с. 13. Павлов, С.Н. Организационно-педагогические условия формирования общественного мнения органами местного самоуправления: автореф. дис. канд. пед. наук / С.Н. Павлов. Магнитогорск, с. 14. Педагогика / под ред. Ю.К. Бабанского. М.: Педагогика, с. 15. Полонский, В.М. Словарь по образованию и педагогике / В.М. Полонский. М.: Высш. шк с. 16. Рутковская, М.В. Формирование мотивов выбора педагогической профессии у старшеклассников: автореф. дис...канд. пед. наук. Л., с. 17. Сверчков, А.В. Организационно-педагогические условия формирования профессиональнопедагогической культуры будущих спортивных педагогов / Сверчков А.В. // Молодой ученый С Философский энциклопедический словарь / гл. редакция: Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов. - М.: Сов. энциклопедия, с. 19. Яковлева, Н.М. Теория и практика подготовки будущего учителя к творческому решению воспитательных задач: дис д-ра пед. наук. Челябинск, с. 14 General and Professional Education 1/2012



А.Ш. Шаргаве ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ СТРУКТУРНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНОЙ МОДЕЛИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ СРЕДСТВАМИ ОСНОВНОЙ ГИМНАСТИКИ. Аннотация. В статье проводится анализ

О. А. Болденко (Великий Новгород), Г. В. Палаткина (Астрахань) ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ СТАРШЕГО ПОДРОСТКА В ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ В статье рассматриваются различные научные

ISSN 2079-8490 Электронное научное издание «Ученые заметки ТОГУ» 2016, Том 7, 4(2), С. 235 239 Свидетельство Эл ФС 77-39676 от 05.05.2010 http://pnu.edu.ru/ru/ejournal/about/ [email protected] УДК 378

УДК 428 Ющина Ю. А., магистрант кафедры педагогики, ФГБОУ «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева» Россия, г. Саранск ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ

УДК 37.012 ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ Бессонова Анна Владимировна Восточный округ войск национальной гвардии Российской

Ипполитова Н. В. Доктор педагогических наук, профессор, Шадринский государственный педагогический институт, г. Шадринск ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОГО

УДК 378 Н.В. Ипполитова, г. Шадринск Структура и содержание системы профессиональной подготовки будущих учителей В статье раскрывается структура и содержание профессиональной подготовки студентов педагогического

УДК 378 Попова Н.В., кандидат педагогических наук, доцент доцент кафедры «Теоретических основ физического воспитания» Алтайский государственный педагогический университет Россия, г. Барнаул ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ

Библиографический список 1. Зеер Э. Ф. Психология профессий: учебное пособие для студентов вузов / Э. Ф. Зеер. Москва, 2005. 2. Новиков А. М. Методология учебной деятельности / А. М. Новиков. Москва, 2005.

УДК 378 Е.П. Турбина, г.шадринск Структурные компоненты развития интереса к педагогической деятельности у студентов вуза на основе педагогической импровизации В статье рассмотрены структурные компоненты

2.9. ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ В СРЕДНИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ Г.Н. Жуков ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ МАСТЕРА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ Педагогические условия

ПРИМЕР ОФОРМЛЕНИЯ СТАТЬИ УДК 373.5. 033 Общепедагогические условия социально-педагогического воспитания будущего учителя в системе высшего профессионального образования * General pedagogical conditions

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В ПРОЕКТИРОВАНИИ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ КОМПЛЕКСОВ Подковырова Валентина Николаевна Барнаульский государственный педагогический университет [email protected] Образование определяет практически

УДК 37 С.М. МАРКОВА, доктор педагогических наук, профессор, НГПУ им. К.Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, e-mail.ru: [email protected] С.А. ЦЫПЛАКОВА, преподаватель, НГПУ им. К.Минина (Мининский

УДК 37.013 Наумов Петр Юрьевич Адъюнкт адъюнктуры очного и заочного обучения, Новосибирский военный институт внутренних войск имени генерала армии И.К. Яковлева МВД России, [email protected], Новосибирск

ЭЛЕКТРОННЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «APRIORI. CЕРИЯ: ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» WWW.APRIORI-JOURNAL.RU 1 2017 ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОСНОВНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ СПО Таюрская Наталья

Введение Сегодня общество переживает сложный период социальноэкономического реформирования. Этот процесс сложен, противоречив, многообусловлен. Он не может быть осуществлен директивой. Он зависит от каждого

УДК 378:001.891 Н.В. Ипполитова, г. Шадринск Роль научного центра в совершенствовании подготовки студентов к педагогической деятельности В cтатье раскрываются методологические и теоретические основания

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА Веденьева Н.В. Абстракт. В статье раскрываются понятия «педагогические условия», «компетентность»,

Формирование информационных умений будущего учителя* А.А. Шамшурина В статье рассматривается комплекс информационных умений будущего педагога, которые играют наиболее важную роль в процессе формирования

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ. Педагогика 15 УДК 378.147:004.9 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА: НАУЧНЫЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ О.Г. ШАРАБАЙКО (Белорусский государственный

Мозгова А.А. Педагогические условия эффективного управления персоналом образовательной организации // Академия педагогических идей «Новация». Серия: Студенческий научный вестник. 2018. 11 (ноябрь). АРТ

Научный диалог. 2014 Выпуск 2 (26) / ПЕДАГОГИКА Плешакова А. Ю. Социально-педагогические условия интернационализации образования: к определению понятия / А. Ю. Плешакова // Научный диалог. 2014. 2 (26)

Педагогический процесс как целостная система План: 1. Понятие целостного педагогического процесса. 2. Функции педагогического процесса. 1. Понятие целостного педагогического процесса. Педагогический процесс

Center for Scientific Cooperation "Interactive plus" Сучкова Анастасия Евгеньевна магистрант, старший преподаватель ФГБОУ ВПО «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого» г.

NovaInfo.Ru - 12, 2013 г. Педагогические науки 1 ДИДАКТИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ КАК ОСНОВНОЙ КОМПОНЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ Шиткина Элеонора В настоящее время, в связи с

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ Дурманенко Евгения Аристарховна, доцент кафедры социальной

Социальная психология и жизнь Социальная психология это наука о психологических явлениях, возникающих в процессе общения и взаимодействия людей друг с другом. Изучаемые ею феномены относятся или к личности

Сущность и структурно-содержательный анализ профессиональной творческой компетенции педагога профессионального обучения Список литературы 1. Осипова И. В. Моделирование процесса подготовки студентов по

Н.А. Черникова Омский танковый инженерный институт Электронный научный журнал «Вестник Омского государственного педагогического университета» Выпуск 2006 www.omsk.edu Система форм организации в контексте

5. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Основания синергетики. Синергетическое мировидение. М.: КомКнига, 2005. 240 с. 6. Зеер Э.Ф. Компетентностный подход к образованию. // Образование и наука. Известия Уральского

УДК 37.0 Т.Г. Егорова, г. Шадринск Образовательная среда как педагогический феномен В статье раскрывается сущность и содержание понятия «иноязычная образовательная среда». Среда, образовательная среда.

Содержательная характеристика исследования Основные характеристики исследования Основные характеристики исследования актуальность; объект и предмет исследования; цель; гипотеза; задачи исследования; методологические

С. И. Морозова СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ Работа представлена кафедрой общей и профессиональной педагогики Брянского государственного

Профессиональная компетентность педагога Профессионально значимые качества педагогов рассматривались учеными на протяжении длительного времени и определяли содержание профессиональной компетентности, выявляя

NovaInfo.Ru - 54, 2016 г. Педагогические науки 1 ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА Чурикова Ирина Эдуардовна Профессионально значимые качества педагогов рассматривались

В В. Г. Горб МЕТОДОЛОГИЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА РАЗРАБОТКИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: методология практической; индивидуальные педагогические

Беспаль Г.С. ПОЛИАСПЕКТНЫЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ГОТОВНОСТИ БАКАЛАВРОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический

1 Цели и задачи дисциплины Курс «Методология музыкального образования» имеет важное значение для профессиональной подготовки будущего специалиста. 1.1 Целью дисциплины является целенаправленная профессиональноориентированная

УДК 378 Алеева Ю. В., кандидат педагогических наук, доцент доцент кафедры «Педагогики» Алтайский государственный педагогический университет Россия, г. Барнаул СРЕДСТВА СТИМУЛИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ

ФУНКЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Киселева Ю.В. Барнаульский государственный педагогический университет, Барнаул [email protected] Перестройка общественного строя от каждого человека требует

Лебедев М.В. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ УЧЕБНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Происходящие социокультурные изменения актуализируют решение задач совершенствования и гуманизации

2. Яруллин, И.Ф. Формирование гражданской ответственности студентов педагогических вузов / И.Ф. Яруллин. - Казань: Татарское Республиканское издательство «Хэтер», 2011. - 183 с. УДК 378 ПОКАЗАТЕЛИ И КРИТЕРИИ

УДК 378 Попова Н.В., кандидат педагогических наук, доцент доцент кафедры «Теоретических основ физического воспитания» Алтайский государственный педагогический университет Россия, г. Барнаул СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ

УДК 373 Коновалова Ю.С., магистрант факультета искусств, социальных и гуманитарных наук ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л.Н. Толстого» Россия, г. Тула ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ

О Е. А. Куликова ОБУЧЕНИЕ КАК СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: обучение; организация обучения; учебно-познавательная деятельность студентов. АННОТАЦИЯ. Обучение

Педагогические технологии формирования коммуникативной культуры учащихся Абзаидов Джамалудин Бйгишиевич - магистрант 1 года обучения ФГБОУ ВПО «ДГПУ» Формирование у учащихся способностей к успешной социализации

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ ПЕДАГОГА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ А.Р. Бикмуллина Казанский государственный финансово-экономический институт, г. Казань, Россия [email protected] Профессиональный

Педагогические условия формирования инновационной направленности воспитательного процесса общеобразовательной школы Pedagogical conditions of innovative direction formation of the educational process in

УДК 796.011.3 + 37.037 КОНЦЕПЦИЯ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ Д.В. Викторов В настоящее время решение проблемы здоровья молодежи является приоритетом образовательной

Методологические основы психолого-педагогического исследования План: 1. Сущность методологии и методики. 2. Три уровня методологии. 3. Методы организации исследований. 4. Методологические основы выявления

УДК 37.02 Психолого педагогические науки Назарова Светлана Юрьевна, магистрант ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет» e-mail: [email protected] СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ:

Галацкова И.А. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО- ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА Аннотация. В статье рассмотрены аспекты профессиональноличностного развития педагогов как показателя их профессионализма;

СЛОВО УЧЕНОМУ УДК 377 Н.В. Ипполитова, г. Шадринск Непрерывное профессиональное образование: методологический аспект Cтатья посвящена анализу методологических оснований исследования и реализации непрерывного

УДК 378 ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ УЧИТЕЛЯ К РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ИСПЫТЫВАЮЩИМИ ТРУДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ 2012 Л. И. Мищенко докт. пед. наук, профессор, зав. каф. педагогики и психологии развития e-mail: [email protected]

ВКЛЮЧЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВУЗА В СОТВОРЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ СИТУАЦИЯХ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ Ковчина Н.В. В процессе профессиональной деятельности бакалавра как специалиста

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СИСТЕМ В ВУЗЕ А.А.Володин В статье раскрываются методологические основы, концептуальные основы и принципы проектирования педагогических систем в вузе.

Е.Н. Сухоленцева Детские общественные объединения как институт воспитания: социально-контекстный подход 29 В статье рассматриваются общественные детские объединения как социальный институт воспитания.

УДК 796.011.3 + 378.037.1 ЯДРО КОНЦЕПЦИИ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И.А. Комкова, О.В. Мельникова, С.В. Корнеева Проблема содержания физкультурного образования, занимая одно из важных мест в педагогических

ОТЗЫВ ОФИЦИАЛЬНОГО ОППОНЕНТА кандидата психологических наук, доцента, доцента кафедры психологии образования и педагогики факультета психологии Федерального государственного бюджетного образовательного

Яценко / Психология и педагогика на современном этапе: сборник материалов V «Логос», 2014. 121 с. с. 92-96. Яценко / Психология и педагогика на современном этапе: сборник материалов V «Логос», 2014. 121

Всесоюзный научно-исследовательский институт профессионально-технического образования О ПОДХОДАХ К ИЗУЧЕНИЮ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ ИНЖЕНЕРА-ПЕДАГОГА В качестве общеметодологической

106 ЗНАНИЕ. ПОНИМАНИЕ. УМЕНИЕ 2008 1 ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ А. В. ПОНОМАРЕВ Воспитательный потенциал студенческого самоуправления Понятие «потенциал» в последние годы получило широкое распространение в различных

С. В. Рослякова (Челябинск) ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У УЧАЩИХСЯ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА В статье обосновываются общие положения концепции у учащихся подросткового

Современные подходы к развитию ценностных ориентаций у студентов вуза средствами музыкального искусства. Камалова И.Ф. Реализация воспитательного потенциала музыкального искусства как фактора развития

В современных педагогических исследованиях, связанных с проблемами совершенствования функционирования педагогических систем, повышения эффективности образовательного процесса, одним из аспектов, вызывающих наибольший интерес, является выявление, обоснование и проверка педагогических условий, обеспечивающих качество осуществляемой деятельности. Решение данной задачи нередко вызывает затруднения у исследователей, что может быть обусловлено следующими причинами: одностороннее представление исследователя о феномене ключевого понятия «условия»; подбор педагогических условий, принадлежащих к разным классификационным группам; нечеткое понимание направленности выявленных условий (на что направлены выявленные условия в рамках конкретного исследования); слабая обоснованность выбора именно данных условий и т.д.

В справочной литературе «условие» понимается как: обстоятельство, от которого что-нибудь зависит; правила, установленные в какой-нибудь области жизни, деятельности; обстановка, в которой что-нибудь происходит . педагогический обучение элективный школьник

В психологии исследуемое понятие, как правило, представлено в контексте психического развития и раскрывается через слияние внутренних и внешних причин, определяющих психологическое развитие человека, ускоряющих или замедляющих его, оказывающих влияние на процесс развития, его динамику и конечные результаты .

Педагоги наряду с психологами схожи в данной позиции и рассматривают условие как совокупность переменных природных, социальных, внешних и внутренних воздействий, влияющих на физическое, нравственное, психическое развитие человека, его поведение, воспитание и обучение, формирование личности .

Таким образом, понятие «условие» является общенаучным, а его сущность в педагогическом аспекте может быть охарактеризована несколькими положениями:

1. условие есть совокупность причин, обстоятельств, каких-либо объектов и т.д.;

2. обозначенная совокупность влияет на развитие, воспитание и обучение человека;

3. влияние условий может ускорять или замедлять процессы развития, обучения и воспитания, а также воздействовать на их динамику и конечные результаты.

В современных исследованиях понятие «условие» используется достаточно широко при характеристике педагогической системы. При этом ученые, опираясь на разные признаки, выделяют различные группы условий. По сфере воздействия выделяет две группы условий функционирования педагогической системы: внешние и внутренние .

По характеру воздействия выделяют субъективные и объективные условия. Объективные условия, обеспечивающие функционирование педагогической системы, включают нормативно-правовую базу сферы образования, средства информации и выступают в качестве одной из причин, побуждающих участников образования к адекватным проявлениям себя в нем. Эти условия могут меняться. Субъективные условия, влияющие на функционирование и развитие педагогической системы, отражают потенциалы субъектов педагогической деятельности, уровень согласованности их действий, степень личностной значимости целевых приоритетов и ведущих целей образования для обучаемых и пр.

Проблема условий приобретает «педагогическую» окраску в исследованиях В.И. Андреева, А.Я. Найна, Н.М. Яковлевой, Н.В. Ипполитовой, М.В. Зверевой, и др., найдя свое отражение в многочисленных трактовках термина «педагогические условия».

Ученые придерживаются нескольких позиций, рассматривая данное понятие:

Первой позиции придерживаются ученые, для которых педагогические условия есть совокупность каких-либо мер педагогического воздействия и возможностей материально-пространственной среды (В.И. Андреев, А.Я. Найн, Н.М. Яковлева):

Комплекс мер, содержание, методы (приемы) и организационные формы обучения и воспитания (В.И. Андреев) ;

Совокупность объективных возможностей содержания, форм, методов, средств и материально-пространственной среды, направленных на решение поставленных задач (А.Я. Найн) ;

Совокупность мер (объективных возможностей) педагогического процесса (Н.М. Яковлева) .

Вторую позицию занимают исследователи, связывающие педагогические условия с конструированием педагогической системы, в которой они выступают одним из компонентов (Н.В. Ипполитова, М.В. Зверева и др.):

Компонент педагогической системы, отражающий совокупность внутренних (обеспечивающих развитие личностного аспекта субъектов образовательного процесса) и внешних (содействующий реализации процессуального аспекта системы) элементов, обеспечивающих её эффективное функционирование и дальнейшее развитие;

Для ученых, занимающих третью позицию, педагогические условия - планомерная работа по уточнению закономерностей как устойчивых связей образовательного процесса, обеспечивающая возможность проверяемости результатов научно - педагогического исследования. При этом ученые данной группы указывают на необходимость последовательности педагогических условий, проверяемых в рамках гипотезы одного исследования.

Анализ позиций различных исследователей относительно определения понятия «педагогические условия» позволяет выделить ряд положений:

1) условия выступают как составной элемент педагогической системы (в том числе и целостного педагогического процесса);

2) педагогические условия отражают совокупность возможностей образовательной (целенаправленно конструируемые меры воздействия и взаимодействия субъектов образования: содержание, методы, приемы и формы обучения и воспитания, программно-методическое оснащение образовательного процесса) и материально-пространственной (учебное и техническое оборудование, природно-пространственное окружение образовательного учреждения и т.д.) среды, влияющих положительно или отрицательно на ее функционирование;

Таким образом, мы рассматриваем педагогические условия как один из компонентов педагогической системы, отражающий совокупность возможностей образовательной и материально-пространственной среды, воздействующих на личностный и процессуальный аспекты данной системы и обеспечивающих её эффективное функционирование и развитие.

Моя статья посвящена вопросу создания педагогических условий для формирования профессиональных компетенций обучающихся среднего профессионального образования в том числе и нашего колледжа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Реализация на учебном занятии условий для формирования профессиональных и общих компетенций у обучающихся

среднего профессионального образования».

Моя статья посвящена вопросу создания педагогических условий для формирования профессиональных компетенций обучающихся среднего профессионального образования в том числе и нашего колледжа.

Перед выступлением я должен скажу следующее:

  1. Во-первых, у меня к сожалению, нет такого большого опыта педагогической работы как у Вас.
  2. Во-вторых, я не работал в то время, когда существовали прежние федеральные образовательные стандарты и мой взгляд на некоторые вопросы носит чисто личный субъективный характер. С моим мнением Вы можете не согласится и очень просто его опровергнуть, со всей Вашей критикой я заранее соглашаюсь.

Как Вы все прекрасно понимаете педагогический процесс явление целостное, все его компоненты тесно взаимосвязаны, и их реализация влияет на конечный результат: подготовку высокопрофессиональных специалистов для предприятий морского и речного транспорта.

С вступлением в силу нового «Закона об образовании в Российской Федерации» ФЗ-273 и новых федеральных государственных образовательных стандартов педагогический процесс в системе профессионального образования, в основу которого положен компетентностный подход, претерпевает серьёзные изменения и преобразования.

Для формирования профессиональных компетенций, обучающихся на качественно новом высоком уровне необходимо определиться, какие педагогические условия необходимо создать в образовательной организации для того, чтобы обеспечивать профессиональную подготовку курсантов, соответствующую требованиям федеральных государственных стандартов и, что еще важнее самих работодателей.

И здесь самым важным является заблаговременное (и именно заблаговременное) «создание условий, необходимых для развития соответствующих качеств, несмотря на то что они ещё «не созрели» у многих курсантов для самостоятельного функционирования».

Таким образом, условия выступают в качестве факторов или обстоятельств, от которых зависит получение качественных результатов и эффективность функционирования всей педагогической системы.

В современном образовательном процессе (и наш колледж не является исключением) условия выступают в качестве совокупности факторов и компонентов педагогического процесса, которые формируют успешность обучения. А педагогический процесс в целом представляет собой совокупность последовательных и взаимосвязанных действий педагогов, мастеров и курсантов, а во время прохождения ими производственной практики и работодателей, направленных на сознательное освоение обучающимися системы знаний, умений и формирование у них практического опыта.

В основе эффективного формирования профессиональной компетентности конкретного специалиста морского и речного транспорта лежит целый комплекс педагогических условий.

Уже имеющийся опыт практической деятельности по реализации федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения позволяет выделить оптимальные педагогические условия, направленные на формирование профессиональных компетенций у будущих специалистов. К ним относятся:

  1. Условие. При определении содержания образования, относящегося к вариативной составляющей необходимо отдать приоритет интересам работодателей;
  2. Условие. Необходимо повысить уровень мотивации курсантов к будущей профессиональной деятельности, сформировать у них устойчивую мотивацию к постоянному самосовершенствованию через реализацию расширенных, в особенности дополнительных профессиональных компетенций;
  3. Условие. Может быть это условие должно быть на первом месте? Хорошее материальное и учебно-методическое обеспечение образовательной программы с учётом требований работодателей;
  4. Условие. Моделирование будущей профессиональной деятельности выпускников, предусматривающей, что содержание профессиональной подготовки должно совершенствоваться и адаптироваться с учётом инноваций в технике, технологии и организации труда;
  5. Условие. Формирование у курсантов профессионального образования общих компетенций, освоение ими именно тех навыков и практических умений которые обеспечат им психологическую устойчивость в бедующем профессиональном коллективе, формирование навыков планирования и развития карьеры, активность в поиске места работы, готовность к конкурентной борьбе за рабочее место.

Первое педагогическое условие – содержание образования – является самым важным компонентом педагогического процесса. Содержание образования зафиксировано в федеральном государственном образовательном стандарте и образовательной программе. Через содержание образования реализуются цели, определённые заказчиками системы профессионального образования – государством, работодателями и обществом.

Определение содержания основных профессиональных образовательных программ предполагает наличие постоянной обратной связи разработчиков программ с работодателями, анализ требований работодателей к трудовым функциям современных работников. Информация об этих требованиях может

быть получена при анализе двух составляющих: рынка труда в целом и потребностей конкретных компаний в недостающих компетенциях своих работников. Такой анализ является основой для определения вариативной составляющей программы. Таким образом, качество содержания образовательных программ зависит от того, насколько тесно образовательное

учреждение сотрудничает с рынком труда (привести пример ).

Здесь по-хорошему нужно бы было привести много примеров того насколько тесно работают преподаватели с работодателями и рынком труда в целом, что между ними налажено тесное взаимодействие и существует обратная связь...Но к сожалению, я могу привести только один пример. Единственный раз, когда я как преподаватель тесно сотрудничал с работодателем был период итоговой государственной аттестации во время защиты дипломных проектов курсантами 367 группы в июне 2014 года. Тогда между работодателем в лице Зинченко Виктории Александровны - директора по управлению персоналом ОАО «Морской порт Санкт-Петербург» и преподавателями действительно проходила активная дискуссия по многим вопросам, связанным с обучением курсантов и подготовкой специалистов для работы на транспорте. Другого примера тесного сотрудничества я привести не могу.

Модульно-компетентностный подход к построению содержания образования позволяет оптимизировать теоретическую и практическую составляющие профессионального обучения.

При этом переосмысливается место и роль теоретических знаний в процессе освоения профессиональных компетенций, что в конечном итоге приводит к повышению интереса к обучению и обеспечивает второе педагогическое условие – повышение уровня мотивации курсантов к профессиональной деятельности с акцентом на формирование мотивации к профессиональному росту .

Принцип модульного построения лежит в основе третьего необходимого педагогического условия – материального и учебно-методического обеспечения образовательной программы .

Модуль понимается как совокупность теоретических и практических требований, выраженных в форме знаний, умений, практического опыта, которыми должны овладеть обучающиеся по завершению обучения. Но при разработке модулей возникают некоторые затруднения и позвольте остановиться на этом немного подробнее:

  1. Во-первых, между дисциплинами, входящими в состав модуля должно существовать правильное пропорциональное соотношение. Например, модуль ПМ-03 включает в себя дисциплину «Перевозка грузов на особых условиях», по объему 92 часа. В КВВТ этому вопросу посвящена всего 1 статья – 83, состоящая из трех пунктов. На основании нормативной базы проблематично создать рабочую программу на 92 часа в которой ровно половина –практические занятия.
  2. Не знаю, как было раньше, но соотношение между теорией и практикой в рабочей программе 50% на 50% требует хорошего оборудования учебных аудиторий.

Модуль является значимым для сферы труда, так как соответствует определенному виду трудовой деятельности.

Реализация модульно-компетентностного обучения в процессе проектирования образовательной программы предполагает разработку:

  1. Структуры модульной программы, отражающей основные требования образовательного стандарта по дисциплинам учебного плана и одновременно планируемую профессиональную деятельность по специальности, определяемую работодателем;
  2. Учебных и методических материалов для курсантов, преподавателей и мастеров производственного обучения на основе структуры модуля и предполагаемого уровня компетентности;
  3. Системы внутреннего и внешнего контроля оценки качества модульного обучения, применяемого с учётом соответствующих принципов и механизмов (пока все-же нет тесной между преподавателем и работодателем ).

В результате подобного проектирования образовательной программы в структуре модуля легко выделить этапы освоения профессиональной компетенции и спланировать оценку результатов обучения. Учебное занятие должно при этом будет носить практический характер, что позволит смоделировать профессиональную деятельность будущих специалистов в соответствии с особенностями их будущей специальности. Это отвечает другому педагогическому условию – моделированию профессиональной деятельности выпускников.

Важным является и то, что создание обозначенных педагогических условий способствует развитию самостоятельности, выражающейся в умении

осуществлять самооценку и само регуляцию. Это в свою очередь обеспечивает

реализацию ещё одного выше обозначенного педагогического условия – формирование у обучающихся СПО общих компетенций .

Обучение в рамках модульного подхода, имеющее целью формирование компетенций, значительно отличается от традиционной системы образования, в основе которой лежит репродуктивная методика, для которой ценным компонентом является знание. Программы, разработанные на основе модульно-компетентностной технологии обучения, предполагают значительные изменения и в методике обучения и общих подходах к организации учебного процесса в образовательной организации.

Во-первых , важное значение приобретает чёткое распределение ответственности всех задействованных в учебном процессе за реализацию модульных программ междисциплинарных курсов и видов практики – учебной и производственной. Принцип целостности данного подхода в обучении требует выстраивания строгой стратегии реализации образовательной программы.

Во-вторых , ориентация на конечный результат ставит перед преподавателем и мастером производственного обучения задачу по стимулированию активной позиции обучающегося. Самостоятельность и ответственность за результаты своего труда становятся важными элементами учения для самих обучающихся и для педагогов, активная позиция которых заключается в смене методов обучения. Преподаватель в настоящее время должен выступить в роли организатора учебного процесса, который работает на основе проблемного подхода, действуя, скорее, как руководитель или помощник, чем как источник готовых знаний для курсанта. Знания должен «достать» сам обучающийся.

И в заключении в качестве вывода скажу - только учитывая все условия, влияющие на формирование профессиональных компетенций обучающихся, возможно создать оптимальную модель организационно-педагогического сопровождения процесса обучения, который обеспечит качество профессиональной подготовки будущих специалистов, соответствующее требованиям ФГОС и работодателей.

Спасибо за внимание.

Преподаватель специальных дисциплин

А.В. Прокопенко