Позиционные фонетические изменения. Позиционные изменения звуков. Позиционные изменения согласных. Можно ли глухие согласные произнести громко

Позиционные чередования - это такие чередования, которые происходят в какой-либо позиции и не знают исключений в данной языковой системе.

Историческое чередование (нефонетическое) - это чередование фонем. Оно отражается на письме: бума г а - бума ж ный (г\\ж); ру к а - ру ч ка (к\\ч); то п ить - то пл ёный (п’\\пл’); гру б ить - гру бл ю (б^бл’); да в ить - да вл ение (в’\\вл’); экономить - экономлю (м’\\мл’); графа - графлю (ф’Цфл’); све т - све ч у - осве щ ение (т\\ч\\щ); ро д - ро ж ать - ро жд ать (д\\ж\\жд), д е нь - дня (е\\нуль звука); с о н - сна (о\\нуль звука); горо д - градостроитель (оро\\ра); берег - прибрежный (ере\\ре; г\\ж); м оло ко - м ле чный (оло\\ле; к\\ч); стра х - стра ш ный (х\\ш); во з ить - во ж у (з//ж); тре ск - тре щ ать (ск//щ);сбр о сить - сбр а сывать (о//а), к а саться - к о снуться (а//о), з а ря - з о рька (а//о) и т.п.

Фонетическое чередование (живое) - это чередование звуков, относящихся к одной фонеме. Оно не отражается на письме: во да [вада] - во ды о ды], зу б [зу п ]- зу б ы [зу б ы].

Выполнение фонемами своих функций зависит от позиции.

В сильной позиции фонемы наилучшим образом выполняют функции различения и отождествления значимых единиц: ро ]овой и ро[ г ]а; в[ о и в[ а ]л.

В слабой позиции может происходить их нейтрализация, неразличение. Например: рок [рок] и рог [ рок]; волы [валы] и валы [валы].

Для гласных сильной является позиция под ударением, слабой - в безударном слоге.

Для согласных существует две позиции: по звонкости - глухости и по твёрдости - мягкости.

По звонкости - глухости:

сильная - перед гласными; перед сонорными и «в»; перед шумными согласными непротивоположного качества;

слабая - на конце слова; перед шумными согласными про противоположного качества.

По твёрдости - мягкости:

сильная - в конце слова; перед гласными непереднего ряда; перед согласными непротивоположного качества;

слабая - перед гласными переднего ряда; перед согласными противоположного качества.

В слабой позиции происходят изменения фонем, определяемые позицией в слове и влиянием соседних звуков.

Позиционные изменения гласных

Качественная редукция - ослабление и изменение звучения гласных в безударном слоге: г[ о ]ры - г[ а ]ра - с[ о ]рняки; н[э]бо - н[и э ]бёсный - н[ь]беса; п[а]тъ - п[и 3 ]так - п/ь/тачок. Качественной редукции подвергаются фонемы <о>, <а>, <э>.

Количественная редукция - уменьшение долготы и

силы звучания гласного в безударном слоге: р[ы ]ба - р[ы ]бак - Р[ы ]баки; м[и]р - м[и ]ры - м[и ]ровой; м[у ]зыка - м[у] зпед - м[у] зыкант. Количественной редукции подвергаются фонемы <и>,<<ы>,<у>.

Аккомодация гласных - приспособление гласных к согласным: с[ ы ]грать, кот [ ы ] повар (гласная переднего ряда <и> после твердого согласного получает более заднее образование); [мат], [м’ атъ], [м , а*т’], [ма*т’] (гласная непереднего ряда получает более переднее образование под воздействием мягких согласных).

Позиционные изменения согласных

Редукция - оглушение парных звонких согласных в слабой позиции конца слова: дуб -> ду[п ], заказ -> зака[с ], мираж ->мира[ш] , сапог ->сапо[к ], остров -> остро[ф ].

Аккомодация - приспособление согласных звуков к гласным, проявляющееся в смягчении твёрдых согласных перед гласными переднего ряда на стыке морфем (во[ д ]а, но: во[ д ’]тка, в во[ д ’]е); в огублении (лабиализации) согласных перед ударной гласной <о> и ударной/безударной гласной <у> (сад [ c am ], но: суд [с° ут ], любовь / л уб°оф’] , сон [с°он]).

Ассимиляция - уподобление одного согласного другому.

Полная ассимиляция(взаимодействующие звуки становятся совершенно одинаковыми): сшить -> [ш]ить, безжизненный -> бе[ж]изненный, отдать -> о[д]ать.

Частичная ассимиляция (взаимодействующие звуки остаются разными, но приобретают общий признак):

    по звонкости: ко[з’]ба, [г] дому;

    по глухости: но[ш]ка, по[т]писъ;

    по твёрдости: сте[п]ной (ср.: сте[п’]);

    по мягкости: ба[н’]тик, ра[з’]ница, [з’]веръ.

Диссимиляция - расподобление согласных звуков:

лёгкий -> лё[х] кий(по способу образования: взрывной [г] + взрывной [к"] -> щелевой [х] + взрывной [к]); трамвай тра[н]вай(по месту образования: губной [м] + губной [в] -> зубной [н] + губной [в]).

Диереза - выпадение звуков: а) упрощение групп согласных: грустный ->грус[...]ный, устно ->ус[...]но.

б) слияние двух звуков в один (замена их аффрикатами): смеяться -> смея[цъ], городской -> горо[ц]кой ([т] +[с] ->[ц]).

Эпентеза - вставка согласного между двумя гласными (шпи [j]он, кака[в]о), согласного между согласными (с[т]рам, н[д]рав), гласного между согласными (огнь ог[о]нь). Это явление характерно для детской речи и просторечия.

Протеза - приставка звука в начале слова: [в]острый, [в]умный, [в]осемъ. Встречается, в основном, в просторечии.

Метатеза - перестановка звуков (или слогов): молоток - мотолок, компот - помкот , гольфы - гофли , сап оги - басоги , долонъ - ладонь . Это явление также в основном характерно для детской речи и просторечия.

Позиционные изменения фонем и обозначение в большинстве случаев на письме основного варианта фонемы (звук в сильной позиции) создают многочисленные расхождения между написанием и произношением, которые регулируются орфографическими правилами.

В потоке речи звуки взаимодействуют между собой, влияя друг на друга определенные фонетические изменения. Подвергаться влиянию могут согласные со стороны других согласных или гласные со стороны гласных, т.е. взаимодействуют артикуляционно однотипные звуки. Но возможно также и взаимодействие между разнотипными звуками, когда согласные влияют на гласные или, наоборот, гласные влияют на согласные.

Среди изменений выделяют комбинаторны е и позиционные изменения.

Комбинаторными называются изменения фонем под влиянием соседних (или несоседних) фонем. Большинство таких изменений можно объяснить удобством произношения. В одних случаях легче произнести два одинаковых или два похожих звука, например, два глухих или два звонких согласных. В других случаях, наоборот, труднее произнести два одинаковых соседних звука, например, два смычных или две аффрикаты. Поэтому в зависимости от свойств взаимодействующих звуков между ними может происходить или сближение в произношении или расхождение.

Другой тип фонетических изменений – позиционные изменения . В этом случае изменение фонем обусловлены их отношением к ударению, а также их позицией в абсолютном начале или в абсолютном конце слова, т.е. исключительно их позицией и не зависит от влияния других звуков.

К наиболее распространенным комбинаторным изменениям относятся: ассимиляция, диссимиляция, аккомодация .

Рассмотрим их более подробно.

Ассимиляция – фонетический процесс, в результате которого взаимодействующие звуки сближаются полностью или частично. Другими словами – эти звуки становятся более похожими или одинаковыми. Ассимиляция характеризуется следующими признаками:

1. Контактная (от лат. contactus «соприкосновение») – взаимодействие двух рядом стоящих звуков и дистактная (от лат. dis «раз» и tangere, tactum «касаться») – взаимодействие несоседних звуков, разделенных другими звуками. Пример контактной ассимиляции ножк а [шк ], пример дистактной ба да .

2. Прогрессивная (от лат. progressus «движение вперед») – влияние предыдущего звука на последующий (ванькя ) и регрессивная (латинская приставка указывает на противоположность действия) – влияние последующего звука на предыдущий, например, косьб а [зьб].

Разновидностью прогрессивной ассимиляции является сингармонизм (от греч. syn «вместе» и harmonia «связь», «созвучие»), гармония гласных в тюркских языках, когда гласным корня обусловливается соответствующий же гласный в последующей морфеме: турецк. oda – комната, odalar – комнаты; ev – дом, evler – дома .

3. Полная – два разных звука превращаются в два одинаковых, которые обычно сливаются и произносятся как один долгий звук (например, отд ать [дд]. При полной ассимиляции уподобление происходит по всем признакам, свойственным взаимодействующим звукам (по глухости – звонкости, твердости – мягкости, по типу артикуляции и т.д.).

Неполная ассимиляция – два разных звука остаются разными, но сближаются между собой по какому-либо признаку, например, слово сд оба [зд ]. При неполной ассимиляции уподобление происходит по части названных признаков. В слове сдоба происходит уподобление согласных по звонкости, в остальном эти звуки остаются различными.

Диссимиляция – фонетическое изменение, когда из двух одинаковых или двух похожих звуков образуются или разные или менее похожие звуки. По своим результатам это процесс, обратный ассимиляции. Поэтому диссимиляция характеризуется теми же понятиями, что и ассимиляция. Прогрессивная (февраль из феврарь ), регрессивная (секлетарь из секретарь ), контактная (хто, дохтор ), дистактная (февраль из феврарь ).

Возможны случаи, когда один и тот же звук подвергается влиянию нескольких факторов, в результате чего происходят и разные фонетические изменения. Так, в слове легко (лехко) отмечается регрессивная ассимиляция по глухости и диссимиляция по способу образования.

Аккомодация – фонетический процесс, при котором взаимодействуют разнотипные звуки – гласные и согласные. Влияние согласных на гласные определяется двумя направлениями:

1. после мягких согласных гласные а, о, у становятся более передними: мал – мял, вол – вёл, лук – люк . В этом случае мы наблюдаем прогрессивную аккомодацию.

2. перед мягкими согласными те же гласные а, о, у становятся более узкими, закрытыми: дал – даль, год – голь, струн – струй . Здесь налицо регрессивная аккомодация.

Гласные влияют на согласные только в одном направлении – регрессивно: перед гласными и, э согласные становятся тоже более передними – мягкими: книга – книге, книги .

Кроме фонетических изменений в словах могут происходить и другие фонетические процессы.

Позиционные изменения согласных связаны главным образом с положением согласного в начале или конце слов. В конце слова может, например, происходить о глуше (см. § 16) или отпадение конечных согласных. Так, в которых русских говорах произносят эс"], [шэс"] вм , (шэс"т"], реже встречается произношение [мое], [ вместо [мост], [л"ист].

В начале слова возможно появление особого приставоч­ного (он называется протетическим - от греческого prothesis - приложение, прибавление) звука. Такого проис­хождения произношение вострый, воспа, встречающееся в русских говорах. Протетическое в закрепилось в некоторых словах литературного языка. Русское восемь из старого оемь, вотчина, из отчина, т. е. «имение, перешедшее от отца».

Более сложный характер имеют позиционные изменения гласных звуков.

Уже говорилось, что в языках с силовым типом ударения ударный слог значительно сильнее безударных. В русском литературном языке, например, ударный слог почти в полто­ра раза сильнее первого предударного слога и в три раза сильнее остальных безударных слогов. Так, в слове голова ударный слог -ва в полтора раза сильнее слога -ло- и в 3 раза сильнее слога го-, в слове выдача слог вы- в 3 раза сильнее всех остальных слогов. В других языках отношения между ударными и безударными слогами могут быть иными.

В английском языке наиболее слабыми являются первый предударный и первый заударный слоги. Например, в слове understand (понимать) слог слабее, чем [лп]; в слове maritime ["mæritaim] (морской) слог [п] слабее, чем слог . В немецком языке есть резкая разница между ударными и безударными слогами, но нет такого различия в безударных слогах, как в русском. Во французском языке разница между ударными и безударными слогами очень слабая.

Положение гласного в ударном слоге называется силь­ной позицией, а в безударном - слабой позицией звука. В сильной позиции гласные устойчивы, а в слабой - могут подвергаться значительным изменениям, связанным с их ослаблением, редукцией (от латинского reductio - отведение назад).

В русском литературном языке принято различать две слабых позиции: I позиция - первый предударный слог и II позиция - все остальные безударные слоги. Например, в словах голубой, выходить и т. п. в первой позиции оказы­вается слоги [лу], [хо], во второй - слоги [го], [вы]; в словах выбрали, городом, громко и подобных, имеющих ударение на первом слоге, заударные слоги [бра], [ли], [ро], [дом], [мко] стоят во II позиции. Редукция гласных во второй позиции сильнее, чем в первой.

Редукция бывает двух типов: количественная и качествен­ная. При количественной редукции гласные ослаб­ляются, теряют часть долготы (долгие становятся краткими, краткие - более краткими), но не меняют своего основного характера (качества). Например, звук [у] в словах дуб - ду­бок - дубовик в I и II позициях становится более слабым, кратким, но остается звуком лабиализованным, заднего ряда и верхнего подъема. Такое же изменение и в гласных [ы], [и]. Гласные верхнего подъема [и], [ы], [у] в русском языке подвер­гаются количественной редукции (ср.: рыба - рыбак - ры­баки, мир - мирить - мировой). Такой тип редукции харак­терен для всех гласных немецкого языка, за исключением гласного [е].


При качественной редукции происходит не только ослабление звука, но и изменение его характерных призна­ков, его качества. Например, гласный (о], оказавшись в пер­вой позиции, в русских словах теряет свой лабиализованный характер и сдвигается в своей артикуляции несколько вперед по сравнению с заднерядным [о] (этот новый звук принято обозначать знаком [л]); во II позиции гласный [о] ослабляет­ся еще сильнее и становится нейтральным ослабленным гласным среднего ряда и среднего подъема (обозначается э или ъ). Так меняется произношение гласного (о] в словах: [дом] - [дома] - [дъмовотствъ], [гот] - [года] -[гъдовой], [горы] - [гора] - [на гъру] и т. д.

Разные гласные в слабых позициях подвергаются разным изменениям, притом характер этих изменений зависит не только от особенностей гласного и характера позиции, но и от положения гласного после твердого или после мягкого со­гласного. Так, гласный [а] после твердых согласных в I пози­ции ослабляется и становится звуком более узким и задним [л], а после мягких согласных на месте [а] произносится гласный верхне-среднего подъема переднего ряда [э и ] или [и 3 ], т. е. произносится - [слды], [плхал], но [п"и"тнб], [п"и э так]. Во второй позиции после твердых согласных произносится нелабиализованный редуцированный гласный среднего ряда и среднего подъема [ъ], а после мягких согласных - редуци­рованный гласный переднего ряда, верхнего или верхне-среднего подъема [ь], т. е. [стър"ика], [рлббтъл], [упалъ], но [п"ьта-ч"бк] [л"ьгушатн"ик]. Однако возможно произношение [ъ] и после мягких согласных [йм"ъ], [капл"ъх]. После йота (об особенностях этого звука см. § 12, а о способах его передачи на письме, т. е. е звуковом значении букв я, к>, ё, е, см. § 23) произносится тот же гласный, что и после любого мягкого согласного (ср.: [вУзал] и Ци"зык], [в"и"сну] и [)*и"му], [м"ьсн"ика] и иьдлв"йтыЯ, [в"ьл"икан] in Цьздл boj], [пбл"ь] и [в"и э с"эл"]ь], [б*и э л"э]ьт]) и т. д.

Для русского языка изменение гласных звуков в слабых позициях показано в табл. 4.

Таблица 4

Изменение русских гласных в слабых позициях

1. Фонетический закон конца слова. Шумный звонкий согласный на конце слова оглушается, т.е. произносится как соответствующий ему парный глухой. Такое произношение приводит к образованию омофонов: порог [к] порок [к] , молод [т] молот [т] , коз [с] , — кос [с] и т.п. В словах с двумя согласными на конце слова оба согласные оглушаются: грузд ь — груст ь [грус"т" ], подъезд — подъест [пΛдјэ ст ] и т.п.

Оглушение конечного звонкого происходит в следующих условиях:

1) перед паузой: [пр"ишо л по јэст] (пришел поезд );

2) перед следующим словом (без паузы) с начальным не только глухим, но и гласным, сонорным, а также [ј] и [в]: [праф он], [сат наш], [слап ја], [рот ваш] (прав он, сад наш, слабя, род ваш ). Сонорные согласные не подвергаются оглушению: сор, мол, ком, он .

2. Ассимиляция согласных по звонкости и глухости. Сочетания согласных, из которых один глухой, а другой звонкий, не свойственны русскому языку. Поэтому, если в слове оказываются рядом два разных по звонкости согласных, происходит уподобление первого согласного второму. Такое изменение согласных звуков называется регрессивной ассимиляцией.

В силу этого закона звонкие согласные перед глухими переходят в парные глухие, а глухие в том же положении — в звонкие. Озвончение глухих согласных встречается реже, чем оглушение звонких; переход звонких в глухие создает омофоны: [душкъ — душкъ ] (дужка — душка ), [в"и с"т"и — в"и с"т"и ] (везти — вести ), [фп"ьр"и м"эшку — фп"ьр"и м"эшку] (вперемежку — вперемешку ).

Перед сонорными, а также перед [ј] и [в] глухие остаются без изменения: трут, плут , [Λт јэст] (отъезд), свой, твой.

Звонкие и глухие согласные ассимилируются при наличии следующих условий:

1) на стыке морфем: [пΛхоткъ] (походка), [збор] (сбор);

2) на стыке предлогов со словом: [гд"элу] (к делу), [зд"элъм] (с делом);

3) на стыке слова с частицей: [гот-ть] (го д-то), [до д"ж"бы] (до чь бы);

4) на стыке знаменательных слов, произносимых без паузы: [рок-кΛзы] (рог козы), [рас-п"ат"] (раз пять).

3. Ассимиляция согласных по мягкости.

Ассимиляция по мягкости имеет регрессивный характер: согласный смягчается, уподобляясь последующему мягкому согласному. В указанном положении не все согласные, парные по твердости-мягкости, смягчаются и не все мягкие согласные вызывают смягчение предыдущего звука.

Все согласные, парные по твердости-мягкости, смягчаются в следующих слабых позициях:

1) перед гласным звуком [э] ; [б"эл], [в"эс], [м"эл], [с"эл] (бел, вес, мел, сел ) и т.п.;

2) перед [и] : [м"ил], [п"ил"и] (мил, пили ).

Перед непарными [ж], [ш], [ц] мягкие согласные невозможны за исключением [л], [л"] (ср. конце — кольце ).


Наиболее подвержены смягчению зубные [з], [с], [н], [р], [д], [т] и губные [б], [п], [м], [в], [ф] . Не смягчаются перед мягкими согласными [г], [к], [х] , а также [л] : глюкоза, ключ, хлеб, наполню, молчу и т.п. Смягчение происходит внутри слова, но отсутствует перед мягким согласным следующего слова ([вот — л"ёс]; ср. [лт"бр]) и перед частицей ([рбс — л"и]; ср. [рлсл"и]) (вот лес, оттёр, рос ш, росли).

Согласные [з] и [с] смягчаются перед мягкими [т"], [д"], [с"], [н"], [л"]: [м"ёс"т"], [в"иез"д"е], [ф-ка"с"ь], [каз"н"] (месть, везде, в кассе, казнь)^ Смягчение [з], [с] происходит также на конце приставок и созвучных с ними предлогов перед мягкими губными: [ръз"д"иел"ит"], [ръс"т"иенут"], [б"ьз"-н"иевб), [б"иес"-с"ил] (разделитъ, растянуть, без не-го, без сил). Перед мягкими губными смягчение [з], [с], [д], [т] возмож-но внутри корня и на конце приставок на -з, а также в приставке с-и в созвучном с ней предлоге: [с"м"ех], [з"в"ёр"], [д"в"ёр"], [т"в"ёр"], [с"п"ёт"], [с"-н"им], [ис"-п"ёч"], [рлз"д"ёт"] (смех, зверь, дверь, Тверь, спеть, с ним, испечь, раздеть).

Губные перед мягкими зубными не смягчаются: [пт"ён"ч"ьк], [н"ефт"], [вз"ат"] (птенчик, нефть, взять).

Указанные случаи ассимилятивной мягкости согласных показывают, что действие ассимиляции в современном русском литературном языке не всегда отличается строгой последовательностью.

4. Ассимиляция согласных по твердости. Ассимиляция согласных по твердости осуществляется на стыке корня и суффикса, начинающегося твердым согласным: слесарь — слесарный, секретарь — секретарский и т.п. Перед губным [б] ассимиляция по твердости не происходит: [прлс"ит"] — [проз"бъ], [мъллт"ит"] — [мъллд"ба] (просить — просьба, молотить— молотьба) и т.д. Ассимиляции не подвергается [л"]: [пол"ь] — [злпбл"ньц] (поле, запольный).

5. Ассимиляция зубных перед шипящими. Этот вид ассимиляции распространяется на зубные [з], [с] в положении перед шипящими (передненёбными) [ш], [ж], [ч], [ш"] и заключается в полном уподоблении зубных [з], [с] последующему шипящему.

Полная ассимиляция [з], [с] происходит:

1) на стыке морфем: [жат"], [рлжат"] (сжать,разжать); [тыт"], [рлтыт"] (сшить,расшитъ); [т"от], [рлт"бт] (счет,расчет);[р\зн6т"ик], [извбт"ик] (разносчик, извозчик);

2) на стыке предлога и слова: [жаръм], [таръм] (с жаром, с шаром); [б"иежаръ], [биппаръ] (без жара, бвз шара).

Сочетание зж внутри корня, а также сочетанре жж (всегда внутри корня) обращаются в долгий мягкий [ж"]: [пож"ъ] (позже), Цёж"у] (езжу); [вбж"и], [дрбж"и] (вожжи, дрожжи). Факультативно в этих случаях может произноситься долгий твердый [ж].

Разновидностью этой ассимиляции является ассимиляция зубных [д], [т] следующими за ними [ч], [ц], в результате чего получаются долгие [ч"], [ц]: [лч"бт] (отчет), [фкра"цъ] (вкратце),

6. Упрощение сочетаний согласных. Согласные [д], [т] в сочетаниях из нескольких согласных между гласными не произносятся. Такое упрощение групп согласных последовательно наблюдается в сочетаниях: стн, здн, стл, нтск, стск, вств, рдц, лнц: [у"сныд], [пбзнъ], [т"иесл"йвыд], [г"иганск"ид"], [ч"уствъ], [с"ёрдцъ], [сбнцъ] (устный, поздно, счастливый, гигантский, чувство, сердце, солнце).

7. Сокращение групп одинаковых согласных. При стечении трех одинаковых согласных на стыке предлога или при-ставки со следующим словом, а также на стыке корня и суффикса со-гласные сокращаются до двух: [расор"ит"] (раз+ссорить), [сылкъд] (сссылкой), [кллбныд] (колонна+н+ый); [лд"ёскш] (Одесса+ск+ий).

Позиционным изменениям подвержены гласные и согласные звуки. Позиционные изменения согласных связаны, как правило, с положением согласного в начале или конце слова. Например, в начале слова возможно появление особого протетического звука: русск. восемь (ср. разг. осьмушка хлеба), диал. воспа (ср. лит . оспа), белорусск. яна (ср. русск. она)); в конце слова может происходить оглушение звонкого согласного (русск. лоб, луг, год, рог [лоп, лук, гот, рок], нем. der Sand ).

Примером позиционных изменений гласных является редукция (от лат. reduction – «уменьшение, сокращение»).

Редукция – это изменение звуковых характеристик гласных, вызванное их слабой фонетической позицией в слове. Слабой фонетической позицией гласного звука является его положение в безударном слоге.

Редукция может быть количественной и качественной.

При количественной редукции гласные ослабляются, теряют часть долготы, но не меняют своих качественных характеристик. Количественной редукции в русском языке подвергаются гласные верхнего подъема (и, ы, у ): ми¢р -мири¢ть -миро¢вой.

При качественной редукции происходит изменение характерных качественных признаков звука.

Качественная редукция гласных после твердых согласных

Качественная редукция гласных после мягких согласных

Упражнения

1. В приведенном ниже тексте найдите случаи ассимиляции и диэрезы. В каком слове наблюдается сочетание ассимиляции и диссимиляции?

Теплым солнцем весенним согрета,

Пробудившись от долгого сна,

Молодою листвою одета,

Как легка и нарядна она!

(Н. Белоусов)

2. Определите ассимиляцию в приведенных словах, указав: а) прогрессивную и регрессивную, б) полную или частичную (по глухости – звонкости, твердости – мягкости), в) контактную или дистактную: резко, редко, подход, с жалостью, отбросил, как будто, вставать, езжу, уставший, сделать, отдать, свадьба, бесстрашный, косьба, ложка, иссякший, отбить, сбруя, изжога, сшитый, без жира, вторник.

3. Определите, какие звуковые изменения наблюдаются в словах : плести, мести, вести, горсть (ср. гъртть), флюгер (нем. Flügel), футляр (нем. Futeral), мольберт (нем. Malbrett), диал. ведьмедь, укр капость (ср. пакость), укр. бгати - «комкать, мять» (из гьбати), укр. жеврети - «тлеть» (ср. старосл. жервие), марганец (нем. Marganerz), февраль (феврарь), верблюд (др.-рус. вельблюд), вотчина, Румыния.

4. Объясните, в результате какого фонетического явления видоизменились следующие слова: дикообраз > дикобраз, близозоркий > близорукий, минералология > минералогия, корненосый > курносый.

5. Благодаря какому фонетическому закону возможно просторечное произношение следующих слов:

а) омман, посленний, шашнадцать, консомолец (ср. лит. обман, последний, шестнадцать, комсомолец); б) асвальт, пролубь, лаболатория, транвай (ср. лит. асфальт, прорубь, бомба, лаборатория, трамвай).

6. Выделите все комбинаторные изменения в тексте. Затранскрибируйте текст. Найдите слово, в котором имеет место позиционное изменение согласного.

Нет ребят на свете

Доблестней, чем вы,

Юноши и дети

С берегов Невы.

Я встречал вас в школах,

В цирках и садах,

На катках веселых,

В дачных поездах.

(С. Маршак)

7. В данных пословицах, поговорках и загадках выделите все случаи изменений согласных звуков.

Свой глаз – алмаз. Всему свое время. Где снег, там и след. Хороши в дорожку пирожки с горошком. Лучше поздно, чем никогда. Сердце сердцу весть подает. Гора с горою не сходится. Учиться всегда пригодится. Старый друг лучше новых двух. Не было бы счастья, да несчастье помогло. Для милого дружка и сережка из ушка.

8. Чем объясняется одинаковое восприятие на слух вне контекста следующих слов:

частота - чистота; леса - лиса; милок - мелок; дров - дроф; кот - код; столб - столп.

9. Пользуясь таблицей позиционных изменений гласных, найдите в тексте все случаи позиционных изменений гласных. Затранскрибируйте текст.

Летят перелетные птицы,

Ушедшие лето искать,

Летят они в жаркие страны,

А я не хочу улетать.

А я остаюся с тобою,

Родная моя сторона!

Не нужно мне солнце чужое,

Чужая земля не нужна.

(Исаковский)

10. Найдите в тексте все случаи редукции, распределите их на две группы: а) количественная редукция; б) качественная редукция:

Первое, что бросилось мне в глаза, это извозчичья лошадь, раскормленная, как носорог, и сухой старичок на козлах. И, неизвестно почему, я понял мгновенно, что это Дрыкин. От этого я взволновался еще больше. Внутри театра меня поразило некоторое возбуждение, которое сказывалось во всем. У Фили в конторе никого не было, а все его посетители, то есть, вернее, наиболее упрямые из них, томились во дворе, ежась от холода и изредка поглядывая в окно. Некоторые даже постукивали в окошко, но безрезультатно. Я постучал в дверь, она приоткрылась, мелькнул в щели глаз Баквалина, я услышал голос Фили:

Немедленно впустить! (М. Булгаков)

11. Затранскрибируйте приведенные ниже немецкие слова и укажите, какое позиционное изменение согласных наблю­дается в них: Das Tand, lag, das Lob, der Tag, sind, das Land.

12. Определите характер звуковых изменений в следую­щих немецких словах : Lamm (старое lamb), Zimmer (старое zimber), krumm (старое krumb).

13. В приведенных ниже немецких словах выделите слу­чаи фонетического чередования согласных : Schreiben - schrieb, loben - Lob, lesen - las, bringen - brachte.

14. Затранскрибируйте приведенные ниже предложения и установите, какое характерное для русского языка явление произношения согласных на стыке слов отсутствует в немец­ком языке.

1) Was fragt der Lehrer? 2) Stellt der Lehrer Fragen? 3) Aufs Land fährt er mit dem Auto. 4) Brauchst du disses Buch?

15. Сравните произношение английских слов: cap и cab, set и said, leaf и leave, white и wide. Какая характерная для русского языка закономерность произношения конечных со­гласных отсутствует в английском языке?

16. От существительных back (спина), bag (сумка), belt (пояс), bed (кровать), cat (кошка), card (билет), egg (яйцо) образуйте множественное число. В каких случаях происходит ассимиляция? Какой характер она имеет?

17. Отсутствие какого характерного для русского языка изменения согласных определяет произношение следующих английских слов и сочетаний слов? Какие ошибки допускают русские учащиеся в произношении этих слов и почему возни­кают эти ошибки?

Absent, blackboard, good time, red tie, that dog, that book, this bag, white door.

18. Сравните русское произношение заимствованных из английского и немецкого языков слов с произношением соответствующих английских и немецких слов. В чем проявилось действие субституции? Найдите примеры звуковых изменений, характерных для рус­ского языка и чуждых английскому.

а) аврал (over all), аут (out), блокада (blockade), бульдозер (bulldozer), во­лейбол (Volleyball), джемпер (jumper), комбайн (kom-bine), кроссворд (cross-word), матч (match), пудинг (pudding);

б) абзац (Absatz), вахтер (Wächter), вексель (Wechsel), вундеркинд (Wunderkind), гардина (Gardi­ne), гастроль (Gastrolle), гауптвахта (Hauptwache), глазурь (Glasur), ландшафт (Landschaft), колба (Kolben), плацкарта (Platzkarte), пудель (Pudel);

в) десант (descente), ансамбль (ensemble), монтаж (montage), монтер (monteur).

Понятие фонемы

Фонема (от греч . phōnēma – «звук») - это единица звукового строя языка, представленная рядом позиционно чередующихся звуков, служащая для опознавания и различения значимых единиц языка (слов, морфем). Фонемы характеризуются определенными фонологическими признаками, с помощью которых противопоставляются друг другу. Подобные признаки называются дифференциальными . Например, фонема <б> обладает следующими дифференциальными признаками: твердость (был-бил), звонкость (бар-пар), огубленность (бар-дар), отсутствие назальности (носового призвука) (боль-ноль).

Дифференциальные признаки фонем в разных языках различны. Например, в русском языке важным дифференциальным признаком является твердость / мягкость (угол-уголь, стал-сталь, ток-тёк), в немецком, английском языках - долгота / краткость гласных (нем. Staat (государство) – Stadt (город); англ . be (быть) – bee (пчела)), во французском языке – открытость / закрытость звука (le sol (почва) – le saule (ива)).

Фонемы, отличающиеся только одним дифференциальным признаком, получили название коррелятивных : з / з`, з / с, г / к.

Количество фонем и их состав в разных языках различны. . В русском языке выделяют 5 гласных фонем и 34 согласные фонемы; в немецком языке – 18 согласных фонем и 15 гласных, в английском – 24 согласных и 13 гласных, во французском – 17 согласных и 18 гласных.

Дифференциальные признаки фонем определяются по сильной позиции фонемы в слове.

Позиция – это условие реализации фонемы в речи, ее положение в слове по отношению к ударению, другой фонеме, структуре слова в целом. Фонема может находиться в сильной и слабой позициях.

Сильная позиция – это позиция различения фонем. Для гласных фонем такой позицией является позиция под ударением. Для глухих / звонких согласных – позиция перед гласными (ср . [т]ом – [д]ом), сонорными согласными (ср. [п]леск – [б]леск). Для твердых / мягких согласных - позиция конца слова (ср. бра[т] – бра[т¢]) и перед всеми гласными, кроме е (ср. [н]ос – [н¢]ос). Для переднеязычных согласных сильной является позици перед заднеязычными (ср . го[р]ка – го[р¢]ко) и губными (ср . ко[рм¢]е - тю[р¢м¢]е). Состав фонем того или иного языка определяется по сильным позициям, т.е. по таким положениям, в которых фонемы наиболее устойчивы

Слабая позиция – это позиция неразличения фонем: сома – сама (в слабой позиции не различаются гласные фонемы <а> и <о>). В русском и немецком языках слабой позицией для звонких и глухих согласных является конец слова (стог [сток] – сток [сток]; нем. Rad – Rat ). Ср . в английском языке: bed – bet – конец слова является сильной позицией, в которой противопоставлены звонкие и глухие согласные.

Упражнения

1. Укажите, какие фонемы служат для различения следующих пар слов: ос – ось, сад - сядь, нить – ныть, шест – шесть, лез – лезь, жар – жарь, мол – мёл, крыт – крыть, трус – (не) трусь.

2. Какие из приведенных ниже слов начинаются с одной фонемы, а какие с разных: а) там, том, три, тюк, тень; б) сам, сыт, снова, срыв, сито, сом; в) шум, горох, щавель; г) яма, юг, елка, утро, это.

3. Сколько различных фонем в данных парах слов? С помощью каких дифференциальных признаков эти фонемы противопоставлены одна другой: а) род – рад, шелк - толк, пил - пыл, дом - кум, щель – шел; б) счет – кот, щель – шел, плащ – плющ, зуб – суп, шелк – толк, щетка – тетка; в) bed - bad; piece - cheese; kill - meat.

4. Приведенные слова сгруппируйте попарно; а) отличающиеся друг от друга одной фонемой; б) двумя фонемами; в) более чем двумя фонемами:

Русск. спор, трава, дом, век, дрова, факт, сбор, лом, такт, сон, торт, клен, заря, вода, плен, черт, блеск, беда, гора, сени, клеть, плеск, вчера, пуля, риск, крот.

Англ. bad, fat, thin, luck, mean, sing, scene, take, dark, road, broad, time, brick, praise, look, mine, crook.

Нем. Liebe, Traum, Band, Btihne, braun, Last, grau, Meer, Schild, Wand, Frau, Mast, Sinn, Erde, Auge, Bild.

Франц. étape, méche, date, mode, femme, pére, pain, pomme, trappe, messe, dame, tache, pont, mére, fumer, méchant, fond, faim, rame.

5. Какие признаки гласных звуков, безразличные для носителей русского языка, используются для дифференциации звучаний слов немецкого языка, т.е. включены в состав его гласных фонем?

Kamm (kam) гребень - Kam (ka:m) пришел; Kann (kan) могу - Kahn (ka:n) лодка; Bahnen (ba:nen) пролагать путь - Bannen (banen) изгонять; Wir (vi:r) мы - Wirк (vir) спутанный; In (in) в – Ihn (i:n) его; Riff (rif) риф– Rief (ri:f) звал; Bett (bet) кровать – beet (be:t) грядка; Mitte (mite) середина – Miete (mi:te) квартплата.

6. Какие фонемы различаются в следующих немецких словах: а) der Wolf – die Wölfe, der Hof – die Höfe, der Hut – die Hüte, die Maus – Maüse; б) der Band – die Bank, finden – der Finger.

7. Назовите фонемы в следующих английских словах: man, ten, tea, time, six, five, city, she, hat, page.

8. Какими фонемами различаются следующие английские слова: pen – pan, lead – lid, seat – sit, lake – leak, bag – beg, man- men, steel – still, date – late, cap – cat, call - cord, colour – cover, March – much.

9. Какие фонемы различаются в следующих французских словах: а) fou – vous, chat – jean; б) lit – les – lait – la, du – nu – tu?

10. Какие противопоставления в системе гласных фонем характерны для французского языка и чужды русскому?

ЛЕКСИКОЛОГИЯ

Лексикология (от греч. lexikos «относящийся к слову» и logos «учение») – это наука, изучающая слово и словарный состав языка.

Слово – единица, работающая на всех языковых уровнях. Разносторонность, многоаспектность слова, большое разнообразие слов и в пределах одного языка, и при сравнении разных языков объясняют сложность научного истолкования этого понятия. Единого определения слова не существует.

Выступая на разных уровнях как фонетическая, грамматическая или лексическая единица, слово проявляет следующие признаки, характеризующие его как особую языковую единицу.

В фонетическом аспекте для слова характерны: а) фонетическая оформленность (признаки начала и конца слова); б) одноударность (наличие в большинстве самостоятельных слов одного основного ударения); в) непроницаемость (невозможность вставить в середину слова другое слово).

С грамматической точки зрения - а) целостность и единооформленность (слова изменяются как единая единица); б) лексико-грамматическая отнесенность слова (принадлежность к какой-нибудь части речи);

С точки зрения семантики: а) наличие лексического значения; б) номинативность (способность называть предметы, признаки, действия); в) воспроизводимость (слова постоянно существуют в языке и только воспроизводятся в момент речи, а не создаются заново, как словосочетание).