Проблемы технологизации образования. Понятие технологизации Перспективы развития с.Р. В России и за рубежом

Проблемы технологизации образовательного процесса и пути их решения

Технологизация образовательного процесса на сегодняшний день обусловлена множеством проблем, которые напрямую связаны с содержанием образовательного процесса и могут быть решены за счёт реализации новых дидактических подходов.

Одна из острейших школьных проблем – отчуждение содержания обучения от ребёнка. У школьников постоянно возникают закономерные вопросы: «Зачем мне это учить? Понадобиться ли это мне в жизни? Почему так много задают?!» Учащиеся часто не видят актуальности, важности для себя многих изучаемых дисциплин. Объём учебного материала превышает возможности восприятия большинства обучающихся. Школьные знания по отдельным предметам представляются для них фрагментарными и разрозненными. Проявляет себя мотивационный кризис. Многие дети не хотят учиться. Заставить их выполнять домашние задания и быть активными на занятиях никак не удаётся. Остаётся надежда на внутреннюю мотивацию учащихся, на познавательную активность. Именно внутренние мотивы являются устойчивыми и обеспечивают учебную активность обучающихся.

Решение обозначенной проблемы видится не только в оптимизации содержания, определяемого учебными программами, но и в ином понимании источника образования. Помимо освоенного человечеством социального опыта, который в адаптированном виде представлен в школьных учебниках, это сам ребёнок с его развивающимися ценностями, потребностями и способностями. Содержанием образования становятся способы мышления и деятельности ребёнка и те интеллектуальные продукты, которые он конструирует в изучаемых областях знания. Это содержание не может быть освоено на основе традиционных способов передачи знаний. Оно осваивается в процессе учебной деятельности учащихся.

Следующая проблема – недостаточно эффективная работа учреждения образования по обеспечению необходимого уровня социализации выпускников. Анализ нынешней социокультурной ситуации в стране свидетельствует, в частности, о:

    большой динамике социально-экономических и политических изменений;

    больших возможностях выпускников учреждений образования для их взаимодействия с различными социальными институтами не только в нашей стране, но и за рубежом;

    существенно выросших возможностях людей для проявления инициативы, выбора жизненной стратегии, принятия ответственности за свой выбор.

Перечисленные факторы обуславливают необходимость владения выпускниками школ рядом компетенций: организационных, дея тельностных, интеллектуальных, коммуникативных и информационных, которые обеспечивают социализацию человека в современном мире.

Но традиционное обучение ориентируется, в основном, на усвоение обучающимися требований учебных программ, знаний из учебников. Ученик при этом является ведомым, работает по заданию учителя, часто выполняет действия, которые опережают выполнение у него понимания цели этих действий. При этом в классе редко создаются условия для «выращивания» умений ребёнка оценивать ситуацию, ставить цели, планировать деятельность, вести диалог, согласовывать позиции с другими, принимать решения, рефлексивно оценивать результаты деятельности и сам процесс.

Ещё одна проблема – это «недополучение» многими выпускниками школ тех знаний и умений, которые нормируются учебными программами и требуются от абитуриентов вузов. Действительно, многие школьники учатся ниже уровня их возможностей. Тут необходимо повышение результативности образовательного процесса за счёт изменения подходов к его организации, введения инновационных образовательных технологий.

Нельзя обойти вниманием и проблему здоровья детей. По мнению врачей, многие болезни школьников имеют дидактогенный характер. Так у 55% учащихся проявляется страх получить плохую отметку, неудачно ответить у доски, не решить задачу, получить плохую отметку за контрольную работу… Страх препятствует проявлению творчества ребёнка. Часто инициатива гасится боязнью нарушить требования учителя. Сильно сказывается на самочувствии детей учебная перегрузка, психологический дискомфорт на уроках.

Многие дети имеют хронические заболевания:

    снижение зрения;

    нарушение речи;

    нарушение осанки, сколиоз;

    заболевание;

    ВСД;

    дерматит;

    заболевание ЦНС.

Многие причины страха, психологического давления исчезают при применении личностно-ориентированных технологий.

Для значительной части педагогов актуальна проблема профессионального дискомфорта. Она связана с неудовлетворённостью как самим образовательным процессом, который они организуют на уроках и во внеурочной деятельности, так и его результатами. Как уже отмечалось, ответы учащихся, результаты контрольных работ, ЕГЭ очень часто не радуют педагогов. Учитель старается, прилагает большие усилия, тратит много личного времени, а коэффициент полезного действия не высок. Педагог понимает, что, усваивая новые знания, учащийся учиться быть потребителем, становиться, в лучшем случае, хорошо информированным человеком. Учитель осознаёт необходимость учить как-то по-иному, пытается применять те или иные приёмы, но не всегда достигает желаемого результата.

Также существует проблема преодоления консерватизма в мышлении педагога. Зачем нужно менять систему преподавания решать должен каждый учитель индивидуально, так как учитель может находиться как на этапе практической готовности к применению нового на своих уроках, так и на контрольно-оценочном этапе – достижения согласования между желаемым и реальным уровнем, а также на организационном этапе – этапе теоретической готовности.

При включении в учебный процесс образовательных технологий следует обратить внимание на мотивационную готовность педагогического коллектива к освоению новшеств. Это может быть:

Самореализация личности при достаточно высоком уровне владения инновационным материалом;

Недостаточность достигнутых результатов и желание их улучшить;

Потребность в новизне и обновлении;

Необходимость испытать свои знания на практике;

Потребность в контактах с интересными и творческими людьми.

Когда мы слышим «технология обучения», «образовательная технология», «личностно-ориентированная технология» и т. д., у нас возникает множество вопросов: «Не является ли технологизация обучения очередной педагогической модой?», «Не заменили ли привычное понятие «методика» на новое слово «технология»?», «Какие бывают технологии?», «В чём отличие традиционного урока от урока, построенного технологично?», «Какие технологии выбрать для освоения?».

С понятием «технология» естественно связаны такие слова, как производство, процесс, стандарт и др. Совсем не обязательно со словом «технология» будут ассоциироваться ученики, урок, школа, так как привычно это понятие связывать с производством. Действительно «технология» (от греческих слов techne – искусство, мастерство, умение; logos учение, наука) – совокупность методов и приёмов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве. Хоть «технология» термин производственный, тем не менее, технологии активно проникают в гуманитарные сферы деятельности людей: политику, культуру, медицину, образование. Это связано с важнейшей чертой любой технологии: чёткое планирование ожидаемого результата деятельности и ориентация на его достижение.

Если ранее пользовались терминами «педагогическая технология» или «технология обучения» - «строго научное проектирование и точное воспроизведение педагогических действий, которые обеспечивают достижение запланированных результатов». На сегодняшний день используется термин «образовательная технология». Она является личностно-ориентированной и не разделяет обучение, воспитание и развитие, направлена на формирование ценностных ориентаций у обучающихся». Целями образовательной технологии является не только полное усвоение совокупности знаний и способов деятельности по учебному предмету, овладение которыми требует учебная программа, но и формирование универсальных способностей учащихся.

Как различить понятия «методика» и «образовательная технология»?

Методика - это педагогическая наука, которая исследует закономерности обучения определённому учебному предмету. Методы обучения - способы работы учителя и учащихся, с помощью которых достигается овладение знаниями, умениями и навыками, формируется мировоззрение учащихся, развиваются способности. Понятие «методика» выражает механизм использования комплекса методов, приёмов, средств и условий обучения и воспитания.

Если в методиках прописывается деятельность учителя на уроке (что и в какой последовательности излагать, какие средства использовать, какие задачи решить, как организовать обобщение материала и т. д.), то в образовательных технологиях, как правило, описана деятельность самих учащихся.

Если методики имеют мягкий, рекомендательный характер (учитель вправе в большей или меньшей степени следовать советам методических пособий для учителя), то технологии предписывают определённую последовательность деятельности обучаемых и управляющих действий педагога, отступление от которых разрушает целостность образовательного процесса, что может препятствовать достижению запланированного результата.

Практическим воплощением методики является план урока учителя, где прописывается, в частности, определённая последовательность этапов, действий педагога, а иной раз – и учащихся.

Технология же будет содержать:

    диагностическое целеполагание: планирование результатов обучения через действия учащихся, которыми они овладевают на протяжении определённого отрезка учебного процесса; эти действия записываются глаголами: узнают, дают определение, называют, приводят примеры, сравнивают, применяют и т. д.; цели могут быть определены также с помощью системы разноуровневых задач.

    наличие определённой технологической цепочки педагогических и учебных действий, которые приводят к запланированному результату;

    наличие в основе каждой технологии одной или нескольких педагогических или психологических теорий;

    возможность воспроизведения технологии любым учителем, поскольку технология строится на объективных научных основаниях, которые не зависят от личности педагога;

    наличие диагностических процедур, которые содержат показатели, инструментарий измерения результатов; эти процедуры представляют собой входной, текущий, итоговый контроль, который необходим для коррекции знаний, умений обучающихся и самого образовательного процесса.

1

В статье рассматривается проблемы реформирования российского образования. Отмечается, что принятые планы реформы направлены лишь на решение современных тактических задач. Главное внимание уделены системе управления образованием. Стратегические задачи, связанные с ускорением научно-технического прогресса практически не учтены. Предлагается признать педагогику технологической наукой. Соответственно этому структуру, содержание, методологию и другие необходимые элементы построить на примере стандартного технологического регламента. Это позволит обоснованно регламентировать объем необходимых знаний, методику их освоения, материальные и временные затраты, способы контроля качества и многое другое, что успешно используется в материальном производстве. В целом, предполагается перевод обучения от разового-возрастного к пожизненному и непрерывному на основе дистанционного самообучения.

образование

увеличение информации

технология

регламент

пожизненное самообучение.

1. Дементьев М.С. Проект ноотехнология: педагогико-технологические особенности создания электронных учебников для дистанционного обучения // Вузовская наука – Северо-Кавказскому региону: материалы ХI научно-технической конференции СевКавГТУ. – Ставрополь, 2007. – С. 231-232.

2. Дементьев М.С. Проект ноотехнология – проблема образования // Международный журнал экспериментального образования. – 2012. – № 6. – С. 63-65.

3. Дементьев М.С., Мищенко И.В., Дементьева М.С. Проект ноотехнология – непрерывное самообучение как основное направление реорганизации образования // Альма-матер (Вестник высшей школы). – 2015. – № 9. – С. 27-30.

4. Диденко Е.С., Дементьев М.С. Пожизненное образование – главное направление перестройки естествознания // Успехи современного естествознания. – 2013. – № 5. – С. 63-65.

5. Затеева Т.Г., Тоискин В.С., Цвирко Н.И. Оптимизация учебного плана специальности в ВУЗе // Вестник Ставропольского государственного педагогического института. – 2009. – Вып. 12. – С. 16-22.

6. Овчинников А.В. Реформирование школы в царствование Александра II // Педагогика. – 2005. – № 5. – С. 79.

7. Постановление Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № 61 г. Москва «О Федеральной целевой программе развития образования на 2011 – 2015 годы». – URL: http://www.rg.ru/2011/03/09/obrazovanie-site-dok.html (дата обращения 5.12.2015).

8. Пресс-релиз: Мировой объем данных увеличивается более чем в два раза каждые два года, большие объемы данных открывают новые возможности и изменяют роль ИТ: [Сайт]. . – URL:http://russia.emc.com/about/news/press/ 2011/20110628-01.htm (дата обращения 5.12.2015).

9. Тинькова Е.Л., Цвирко Н.И. Проблемы адаптации студентов к учебному процессу в ВУЗе // Вестник Ставропольского государственного педагогического института. – 2009. – Вып. 12. – С. 23-28.

PROBLEM TECHNOLOGIZING EDUCATIONAL PROCESS

Tsvirko N.I. 1

1 Stavropol State Pedagogical Institute

Abstract:

The article discusses the problems of reforming of the Russian education. It is noted that the adopted reform plans aimed only at solving tactical problems today. The main attention is paid to the system of education management. Strategic objectives related to the acceleration of scientific and technological progress is practically exempt. It is proposed to recognize the pedagogy of Technological Sciences. Accordingly, the structure, content, methodology and other necessary elements to build on the example of the standard of production schedules. This allows you to regulate the amount reasonably necessary knowledge, methodology of their development, material and time costs, methods of quality control and a lot more that has been successfully used in material production.In general, it is assumed transfer of training from a single-age to life and continuing on the basis of self-learning remote.

Keywords:

an increase in information

life-long self-study.

В Федеральной целевой программе развития образования признается, что важным фактором, влияющим на развитие российского образования, продолжает оставаться демографическая ситуация. Также признается, что для современного российского образования характерно несогласование номенклатуры предоставляемых образовательных услуг и требований к качеству и содержанию образования со стороны рынка труда. Наиболее явно это выражено в профессиональном и непрерывном образовании. Характерными чертами дополнительного образования взрослых являются отраслевая разрозненность, отсутствие эффективных устойчивых прямых и обратных связей с производственной сферой и сферой потребления. При этом стратегической целью государственной политики в области образования является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. В качестве одной из значимых задач для выполнения этой цели признается создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров .

Между тем в этой и других подобных программах совершенно не учитывается факт непрерывного экспоненциального возрастания объема информации, чаще всего опирающейся на совершенно новые качественные основы. По некоторым данным , в целом объем мировой информации ежегодно удваивается. Это означает, что на самом деле обучение превращается не только в постоянный процесс, но и обязательную составляющую пожизненной трудовой деятельности , особенно для людей, связанных с образованием и воспитанием подрастающего поколения и занятых интеллектуальным трудом. Принципиальным является тот факт, что подобное обучение возможно лишь дистанционно, на базе самообразования . Но именно об этом в российских реформаторских документах ничего не говорится. Поэтому необходимо определить главные составляющие для разработки системы «пожизненного» непрерывного самообразования. Для этого предлагаем принять следующий тезис: «образование является не столько искусством, сколько технологией со всеми присущими этому принципами» . В первую очередь - это стандартный технологический регламент, включающий:

1. общую характеристику производства (образовательный процесс), продукции (выпускник образовательной системы) и исходного сырья (возрастные и другие групповые и индивидуальные особенности восприятия знаний абитуриентов);

2. описание технологического процесса по стадиям с указанием основных параметров и норм технологического режима (от детского сада до высокопрофессионального уровня);

3. перечень возможных неполадок, их причины и способы устранения (индивидуальная и групповая непрерывная коррекция процесса образования);

4. способы контроля производства и основные правила безопасности ведения процесса (объективизация оценки качества образования на основе минимизации субъективного подхода и влияния административных показателей);

5. характеристику отходов производства (система индивидуальной и групповой коррекции образования);

6. перечень обязательных инструкций, в том числе по вопросам охраны труда и техники безопасности (гигиена труда учителей и учащихся);

7. материальный баланс (объективная стоимость обучения по различным образовательным уровням и профилям);

8. технологическую схему производства (федеральные государственные образовательные стандарты, методология и методика обучения и т.д.);

9. спецификацию основного технологического оборудования (стандартна для любых технологий).

Вышесказанное не противоречит требованиям международных и российских стандартов серии ISO 901-2011, которые позволяют руководствоваться при проектировании и реализации образовательной программы любого уровня базовыми принципами. Поскольку образование представляет собой вид социальной услуги, предоставляемой населению, то использование технологичного подхода позволит снизить риски, программировать прохождение обучаемым тех или иных стадий по определенным алгоритмам, повысить качество предоставляемой услуги вследствие более жесткой ориентации на потребителя.

Кроме того возникает возможность разработки технологии «заучивания», в частности на основе «ключей»: буквенная последовательность, цветовые особенности, музыкальное сопровождение, запоминающиеся игрой и т.д. Общеизвестный пример для запоминания спектра видимого света: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан».

Вторая составляющая - переход на качественное понимание заученной информации (базовой и постоянно добавляющейся, новой). Эта составляющая может быть определена как комбинаторика для получения качественно различного общего из отдельных элементов. Простейший пример подобных действий - детская игра в кубики. Для внедрения этой составляющей необходимо, как минимум, возвращение в образование логики (обыденная, общенаучная, предметная, экономическая и т.д.), которая была обязательной при обучении даже в царское время .

Третья составляющая заключается в том, что в технологической практике максимально минимизируются лишние действия. Отсюда необходимо признать, что как в школе, так и в ВУЗах сегодня, наоборот, актуальна задача - нагрузить студентов более объемными знаниями . Вопрос о степени «нужности» знаний до сих пор не определен, что особенно очевидно на примере изучения современных ФГОС разного уровня. Совершенно непонятно, зачем, например, в школе все учащиеся изучают детали химии, физики и т. д. Опросы высококвалифицированных специалистов показывают, что не менее 50% (в среднем около 70%) знаний полученных за весь период обучения никогда ими не использовался для осуществления своей жизнедеятельности или профессиональной деятельности. И это на фоне экспоненциального увеличения объема информации!

В целом технологический вариант решения данной проблемы позволяет выявить следующие преимущества:

Процесс обучения можно дифференцировать на отдельные составляющие, требующие обязательного специфического подхода;

Составляющие технологии можно оценивать как количественно, так и качественно, что позволит направленно контролировать процесс обучения с последующей коррекцией усилий обучающего в соответствии с его индивидуальными способностями, в том числе с объективизацией последующей профориентации;

Подобный подход позволяет оптимизировать объем предметных и специальных знаний, и существенно увеличит мотивацию обучаемых к продолжению обучения (пожизненному самообучению).

Библиографическая ссылка

Цвирко Н.И. ПРОБЛЕМА ТЕХНОЛОГИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2016. – № 2. – С. 116-118;
URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1491 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

С.р. предполагает предоставление неких услуг людям, попавшим в трудную жизн. сит-цию - сит-ция, к-ая субъективно восприним-ся ч-ком как трудная лично д/него или явл. объективно нарушающей его жизнед-ть (инвалидность, сиротство и т. д.). Эти услуги необходимо предоставлять с профессионализмом и компетенцией, что в св. очередь обязывает с/р-ту быть технологичной. Вообще, про технол. с.р. стали говорить только с 40хгодов 20 века. На сегодня не вызывает сомнений, что техн. с.р. является ее неотъемлемой частью, поскольку позволяет более эффективно и оптимально работать с клиентами. У профессионала нет времени, возможностей и разрешения в использовании каких-либо моделей с помощью проб и ошибок. Должны быть закреплены определенные технологии кот. д. носить комплексный характер, исходя из практики р-ты с клиентом, а сам соц. р-ник-профессионал д. б. адекватен в любое время и любой ситуации. Достоинством техн. с.р. является их экономичность, т.е. возможность достичь цели кратчайшим путем, надежность, как правило, они апробированы, закреплены в каких –либо документах. Безусловно, есть и издержки. Основной минус в том, что техн-гии претендуют на видение типичной ситуации, а не на ее уникальность. Хотя чаще всего проблемы можно преодолеть за счет инд-го подхода, приема «конкретной ситуации». Индивид. подход достигается за счет комплексности и гибкости в использовании технологий, за счет личностной готовности профессионала увидеть уникальность клиента, профессионализма. В с.р. используется много техн. и существует несколько классификаций техн. По объекту: применимые к группе, индивиду; По направлению работы, специфике: технол. работы с пожилыми, семьями, инвалидами; в зав-ти от сферы подготовки: соц-педагогич. и социально-психологические техн., медико-социальной реабил-ции; В зав-ти от квалификации специалиста: спец., реализующий простые техн.; сложные (наукоемкие)техн., комплексн. техн. На практике техн. с. р. представляют собой сов-ть способов, средств, приемов предоставл. соц. услуг и вообще оказания соц. помощи. Техн. с. р. разнообразны, это связано с разнообразностью и сложностью проблем, с динамичностью соц. сферы. На мой взгляд, техн. с.р. не могут быть застывшими и неизменными, они должны развиваться и отвечать запросам современной практики, также техн. д. б. прежде всего на проф-ку проблемной сит-ции, т. к. проблему легче предотвратить, чем решать ее.

49. Перспективы развития с.Р. В России и за рубежом

С.р. как профессия, возникла на рубеже 19-20 века и явл. очень динамичной сферой, кот. чутко реагирует на все изменения, происходящие в социуме. Международной Ассоциацией школ с. р. утверждено новое. определение соц. р-ты – способствует реализации соц-х изменений в общ-ве, решению пр-м человеческих взаимоотнош-ий и укреплению свободы ч-ка и его права на достойную жизнь. Принципы соблюдения прав ч-ка и соц. справедливости явл-ся фундаментальными для соц. р-ты. Сегодня соц.мир изменчив, как никогда. Современные поколения стали свидетелями смены нескольких больших соц.проблем. Завтра могут появиться такие проблемы, о которых вчера еще никто не слышал (игромания, Интернет-зависимость). Но существуют в соц. сфере и «вечные проблемы»(ухудшение сит-ции с окр. средой, голод, тревожно высок. ур-нь бедности, неравенство).

Перспективы: Спец-ты признают, что в совр. РФ с.р. сложилась и работает. Но необходимы законодательные и другие изменения, т.к. многие законы – это уже «вчерашний день». Тенденция такова, что сейчас постепенно наращивается потенциал профилактических программ. Это решается в виде различных фед. и регион. прог. , а также нац. проектов. Проект «Здоровье» (поднять з/п медицинских работников и улучшить качество медобслуживания), проект «Образование» (повыш. ур-ня образованности и поддержка творческой молодежи), проект « -Доступное и комфортное жилье – каждому гражданину России» (увеличить масштабы строительства) , проект «Развитие аграрно – промышленного комплекса» (ускоренное развитие животноводства, обеспечение доступным жильем молодых специалистов на селе). Видимо, в ближайш. буд. эта тенденция сохраниться и это очень позитивная тенденция, т.к. любую болезнь легче предупредить, чем лечить. В РФ постоянно появляются новые проблемы, кот. требуют применения инновационных технологий, новых подходов (н-р, пр-ма борьбы с бедностью в малоимущих С. на ур-не М. О. требует усиления адресной направленности соц. под-ки, совершенствования мет-дов оц-ки нуждаемости, внедрения новых технологий в р-ту с малоимущими. С эт. целью на тер. МО был разработан Соц. паспорт малоимущей семьи. Заполнение «Социальных паспортов» показало, что назрела необходимость перехода от пассивных методов борьбы с бедностью к новым формам, дающим возможность реально развивать социально-экономический потенциал семьи. Главным рез-том нов. модели р-ты с малоимущими с. должно стать снижение ур-ня бедности малоимущих семей за счет трудоустройства трудоспособных членов семьи, а в идеале - выход участников из категории малоимущих).

Сейчас в РФ активная тенденция соц. поддержки семей (разл. пособия, «материнский капитал»). Также наблюдается тенденция к расширению учреждений, оказывающих психосоц. услуги населению. Т.е. с.р. в России начала заниматься не только соц. выплатами и соц. обслуживанием, но и той деятельностью, которая характерна для развитых стран. Также работа по усилению самомотивации клиента к решению своих пр-м самост-но. Также позитивной тенденцией становится введение в штатное расписание различных учреждений (школы, ЛПУ) ставок соц. работников. За рубежом с.р. также активно развивается. Можно отметить такую тенденцию – в условиях глобализации экономики, образования ЕС очень остро стоит проблема миграции населения (люди переезжают из одной страны в другую). Следовательно, применяются активно технологии адаптации к новым условиям жизни. Вообще, в заруб. странах наблюдается некая интеграция с.р. с другими проф. сферами (н-р, в Германии с.р. практически идентифицируется с соц.пед., в Швеции – практически приравнена к психосоц. работе). Т.о., тенденции очень разнообразны, они определяются спецификой соц. ситуации в каждой конкретной стране, запросами общества и т.д. НО: с.р. будет востребована всегда, т.к. скорее всего все равно будут оставаться нерешенные соц. проблемы и возникать новые. Важнейшие тенденции- переориентация с.р. на профилактику и работапо самоусилению клиента.

Valentina Dolgova, доктор психологических наук, кандидат педагогических наук, профессор

Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, Россия

Участник первенства: Национальное первенство по научной аналитике - "Россия " ;

Открытое Европейско-Азиатское первенство по научной аналитике ;

УДК 152

В работе раскрыты особенности технологизации профессиональной деятельности психолога, инновационные технологии; проведен анализ функциональных характеристик инновационных технологий; показаны признаки проявления инновационности образовательного процесса; названы основные направления технологизации профессиональной деятельности психолога.

Ключевые слова: инновационные технологии, инновационность образовательного процесса, социальная технология, технологизация, освоение, интериоризация, экстериоризация, профессиональное развитие личности.

The work reveals the characteristics of the technologization of professional activity of a psychologist, innovative technologies; the analysis of the functional characteristics of innovative technologies; shows signs of innovation in the educational process; identified the main directions of the technologizing of professional activity of the psychologist.

Keywords: technology innovation, innovation of the educational process, social technology, technology, development, interiorization, exteriorization, professional personal development.

Эти и другие проблемы тревожности были в центре внимания многих дискуссий отраслевых конгрессов МАНВО (Международной Академии Науки и Высшего Образования, Лондон, Великобритания)) в решение обсуждаемой проблемы : дискуссии I сессии Международного научно-аналитического Конгресса МАНВО "Психологические, биологические, медицинские, социальные проблемы старения человека, его причины и преодоление" (25.02-25.03.2013); дискуссии II сессии Международного научно-аналитического Конгресса МАНВО "Психологический портрет поколения "Next" в поликультурном пространстве" (20.06.2013-20.07.2013); дискуссии III сессии Международного научно-аналитического Конгресса МАНВО "Проблемы формирования и развития инновационной культуры личности и группы" (20.11.2013-20.12.2013); дискуссии IV сессии Международного аналитического Конгресса МАНВО "Психофизиологические, психологические и педагогические проблемы безопасности современного человека" (01.02.2014-28.02.2014); дискуссии V сессии Международного научно-аналитического Конгресса МАНВО "Психофизиологические, психологические и педагогические проблемы детско-родительских отношений на этапе дошкольного взаимодействия" (01.04.2014-30.04.2014); дискуссии VI сессии Международного научно-аналитического Конгресса МАНВО "Системный подход как метод познания психофизиологических, психологических и педагогических процессов" (01.06.2014-30.06.2014); дискуссии VII сессии Международного аналитического Конгресса МАНВО "Психофизиологические, психологические и педагогические проблемы управления" (01.10.2014 - 31.10.2014); дискуссии VIII сессии Международного аналитического Конгресса МАНВО "Психофизиологические, психологические и педагогические проблемы освоения инновационных технологий" (09.02.2015 - 09.03.2015); дискуссии IX сессии Международного аналитического Конгресса МАНВО "Психофизиологические, психологические и педагогические проблемы инклюзивного образования" (01.04.2015 - 01.05.2015). Участниками этих дискуссий поддержан вывод о том, что инновационные технологии профессиональной деятельности психолога основаны на идее качественного, продуктивного и оптимального по затратам пути формирования и развития субъекта образовательного процесса и в общем понимании представляют собой совокупность приемов.

В современном образовании широко внедряются технологии программированного, модульного, проблемного, проектного обучения, что создает необходимую научную базу для решения проблемы управления качеством образования и предпосылки для проектирования технологий профессиональной деятельности психолога. Внедрение нетрадиционных образовательных технологий, таких как технология естественного обучения, модульно-рейтинговая технология обучения, технология интегрированного обучения, парацентрическая технология обучения, технология полного усвоения знаний, индивидуальная технология обучения, технология кооперативного обучения, существенно изменило образовательно-развивающий процесс и позволило решать многие проблемы развивающего, личностно-ориентированного обучения, дифференциации, гуманизации, формирования индивидуальной образовательной перспективы .

В использовании технологий существенную роль играют и субъективные предпосылки, которые отражают потребности субъектов образовательного процесса в технологизации, поскольку она предполагает надежность, гарантированность результата, а, следовательно, и уверенность в успешности решения образовательных задач. Интерес в разработке и внедрении технологий проявляется в создании такой образовательной среды, которая бы способствовала не только передаче знаний, умений и навыков, но и воспитывала и развивала будущего профессионала, что отвечает и интересам государства (см. Закон РФ «Об образовании»).

Инновационность образовательного процесса складывается из:

  • ·открытости культуре, среде и профессиональным новшествам;
  • ·систематического анализа профессиональной деятельности, рефлексии и построения системы смыслов субъектов образовательного процесса, субъективирования элементов содержания психологической помощи;
  • ·критического отношения к нормативам и стандартам;
  • ·творчески преобразующего отношения к миру, выхода за пределы нормативной заданности, сверхнормативной активности;
  • ·стремления к самореализации субъектов образовательного процесса, воплощения ими в учебной и профессиональной деятельности своих намерений и образа жизни.

Теоретико-методологическое обоснование инновационных технологий деятельности психолога составляют современные идеи, теории, концепции философии и социальных наук о сущности социальных и психологических технологий.

В социальной технологии реализуется «перевод» абстрактного языка науки, отражающего объективные законы развития общества, на конкретный язык решений, нормативов, предписаний, регламентирующих и стимулирующих людей на наилучшее достижение поставленных целей.

Современная философия видит перспективу человечества в становлении нового гуманитарного мышления и практики на основе принципов целостности бытия, культуры и личности. Образование - та область социокультурной жизнедеятельности, где совершается становление духовно зрелой, нравственно свободной личности, способной нести груз ответственности за судьбу земной цивилизации и культуры, защищать и отстаивать общечеловеческие ценности, творить целостный гуманный мир.

Новая парадигма образования разрабатывается и реализуется в русле логики научно-технического прогресса и осознания значимости личности. Современное российское образование решает непростую задачу - опережать расширенное воспроизводство культуры: его роль проявляется в производстве знаний и их передачи от одного поколения к другому, от одного социального слоя к другому. В этой связи сегодняшняя цель образования не ограничивается общеобразовательной подготовкой человека, а, прежде всего, ориентирует на становление его личности, приобщение человека к учению как неотъемлемой части его жизни.

Сказанное предопределяет и существенную функциональную характеристику технологий : приближенность к точному позитивному результату, управляемость и высокую степень организации деятельности.

Объясняется это, во-первых , тем, что посредством технологии сводятся к минимуму экспромты, в приоритете становятся предварительное проектирование образовательного процесса и последующее его воспроизведение.

Во-вторых ,технология предполагает проект образовательного процесса, определяющий структуру и содержание учебно-познавательной деятельности не только преподавателя, но и обучающегося.

В-третьих , целеобразование проводится с позиции двух аспектов:

  • 1) целеобразования через психодиагностику и объективного контроля качества усвоения учебного материала;
  • 2) развития личности в целом.

Технологизация - объективный процесс, подготовивший этап эволюции образования для решения качественно иных задач. Технология является важным элементом человеческой деятельности, однако никакая деятельность не исчерпывается ее технологической составляющей (Касьян А.А.). Любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология - на науке. С искусства все начинается, технологией - заканчивается, чтобы все началось сначала (Беспалько В.П.).

Основными направлениями технологизации профессиональной деятельности психолога будут следующие аспекты:

  • ·кибернетический - совершенствование управления овладением знаниями, умениями, навыками;
  • ·коммуникативный - совершенствование путей и направлений обмена информацией между субъектами образовательного процесса;
  • ·информационный - совершенствование содержания образования;
  • ·деятельностный - активизация деятельности обучающихся;
  • ·личностный - развитие личностных качеств обучающихся;
  • ·индивидуальный - создание оптимальных условий для развития и реализации индивидуальных способностей.

Итак, под инновационной технологией профессиональной деятельности психолога нами подразумевается новая устойчивая последовательность действий, выполнение которых гарантирует получение запланированного, заранее желаемого, результата.

Освоение инновационных технологий психологом опирается на возможность воспроизвести ранее приобретенные в процессе обучения или накопленные жизненным опытом посредством общения (взаимодействия) знания, умения, навыки, способности и формы поведения и преобразовать их в виде индивидуальной субъективной деятельности (профессиональной).

Механизм освоения инновационных технологий психологами раскрывается содержанием принципа «интериоризации - экстериоризации» (Л.С. Выготский). Первая сторона этого принципа отражена в генетическом законе культурного развития: от интерпсихического, социальной коллективной деятельности субъекта к индивидуальному, интрапсихическому, собственно психологическим формам его деятельности. Вторая сторона этого принципа отражает переход от «я» к «мы», а третья раскрывает производство внутреннего плана сознания (Г.А. Суворова).

Освоение инновационных технологий в целом понимается как сложный, неоднозначный, многовариантный процесс, безусловно, неотделимый от общего развития личности специалиста. Опыт использования инновационных технологий формируется на фоне профессионального развития личности, начинается по времени позже начала самого процесса профессионализации с момента принятия и включения в процесс освоения профессии. Принятие профессии создает ситуацию включения человека в систему требований и ценностей профессии. Это порождает направленность на освоение профессиональной деятельности, в ходе которого происходит снятие противоречий между требованиями и возможностями, между ценностями, связанными с профессией, и содержанием мотивационной сферы. Освоение связано со смысловой регуляцией жизнедеятельности психолога, осуществляемой ценностно-смысловой сферой его личности. При этом профессиональный опыт личности носит самостоятельный, творческий характер, взаимосвязано с активностью личности, с выбором собственной стратегии жизни, построением своего профессионального и жизненного пути.

В освоении инновационных технологий реализуются два взаимоопределяющих слоя (Андерсон, 2002, Бергер, Лукман, 1995):

  • 1) непосредственный базис, структуры предметно-чувственного окружения
  • 2) теоретическое знание.

В первый слой входят как вещные, так и мыслительные, ментальные образования - обыденные знания, неотрефлексированные причинно-следственные связи, то есть индивидуальный, жизненный опыт.

Во второй - функционирующее на основе этих нерефлексивных концептуальных структур теоретическое знание - интерсубъектное, упорядоченное, отрефлексированное, рациональное. Оба слоя диалектически взаимосвязаны: упорядоченный, рациональный опыт в форме теоретических знаний внедряется в индивидуальный жизненный опыт, проходя верификацию на практике, преобразуется в устойчивую динамическую структуру профессионального опыта. Верификация выступает как результат определения субъектом ценности теоретических знаний эмпирическим способом в процессе включения в профессиональные взаимодействия.

К специфическим чертам профессиональных взаимодействий психолога, позволяющим закрепить теоретические знания и на их основе выработать профессиональные умения, относятся нацеленность на передачу знаний, опыта, создание условий для самоактуализации личности в социуме; детерминированность социокультурной ситуацией; ассимитричность взаимодействий в учебном процессе с ведущей ролью педагога; равновесность позиций субъектов во взаимодействии (субъект-субъектные отношения); последовательность и относительную непрерывность учебных и воспитательных взаимодействий; постоянную коррекцию педагогических взаимодействий с учетом ответных реакций субъектов образовательного процесса. Осуществление профессиональных взаимодействий обеспечивает освоение каждого компонента профессионального опыта.

Освоение инновационных технологий характеризуется уровневым динамизмом. Путь в освоении инновационных технологий - это движение от локальных и стандартных контекстов опыта к более разнообразным и универсальным, причем чувственные (эмпирические) и рассудочные (теоретические и научные) присутствуют на каждом этапе. Гармоничное освоение новшеств в целом предполагает увеличение разнообразия всех типов содержаний и прогрессивную дифференциацию типов профессиональной деятельности.

В центре освоения находится проблема взаимоотношения значения, смысла и деятельности.

Значение в философском понимании проявляется как сущность информации, запечатление субъектом опыта посредством систем знаковой идентификации в форме норм, моральных ценностей, профессиональной роли. Эти системы являются определяющими для границ поведения субъекта. Личное понимание значения какого-либо явления становится смыслом, на который опирается мотив деятельности. Деятельность в этом ключе понимается как форма активности (А.Н. Леонтьев), направленная на решение профессиональной задачи.

Акценты расставлены на различение значения и смысла в механизме освоения новшеств. Некоторые люди способны запомнить большой объем информации, но не могут выделить смысл ее, в то время как освоение новшества не есть копирование некоторой внешней познаваемой реальности, но внесение смысла в реальность, создание идеальных моделей, позволяющих направлять деятельность и общение и приводить в систему состояния сознания. Рационализация и конструктивная перестройка познавательных структур и процедур позволяют не только выстраивать профессиональную деятельность в соответствии с нормами, стандартами, но и осуществлять произвольный переход от одних образцов, стандартов к другим. Движение внутри триады «значение-смысл-действие» придает динамичность процессу освоения новой технологии, обеспечивает его творческий характер, приводит к расширению горизонта профессионального сознания, что является предпосылкой порождения инновационной культуры.

Итак, освоить инновационную технологию - значит понять ее предназначение, необходимость в решении задачи, осмыслить ее применение, создать мысленно модель, продумать воплощение в деятельности.

Следует отметить связь между использованием инновационных технологий в профессиональной деятельности и уровнем инновационной культуры психолога в целом. Инновационная культура, с одной стороны, является продуктом деятельности самого психолога и обеспечивается его работой над собой, с другой стороны, она сама формирует субъекта деятельности. Такая взаимозависимость предполагает, прежде всего, целенаправленную активность субъекта по «возделыванию» собственной инновационной культуры посредством внедрений новых технологий в свою работу, которая, в свою очередь, будет служить фактором личностного и профессионального развития. В этом ключе самосовершенствование следует понимать как сознательное развитие в себе искомых качеств, способностей, умений.

Литература:

  • 1. Formation and development of innovative culture of a personality and a group: resolution of the 3rd session of the sectoral Congress of the IASHE in the field of Psychology (London, November, 20 - December, 20, 2013) / International Academy of Science and Higher Education; the Curator: Chelyabinsk State Pedagogical University (CSPU; Chelyabinsk, Russia) - London: IASHE, 2014. - 90 p.)
  • 2. Psychological portrait of the ≪NEXT≫ generation in polycultural environment: resolution of the 2nd session of the sectoral psychological Congress of the IASHE in the field of psychological, sciences (London, June 20, 2013 - July 20, 2013) / International Academy of Science and Higher Education; the Curator: the Chelyabinsk State Pedagogical University (CSPU; Chelyabinsk, Russia). - London: IASHE, 2013. - 160 p.)
  • 3. Psychophysiological, psychological and pedagogical problems of safety of a modern person: resolution of the 4th session of the sectoral Congress of the IASHE in the field of Psychology (London, February, 01 - February, 28, 2014) / International Academy of Science and Higher Education; the Curator: Chelyabinsk State Pedagogical University (CSPU; Chelyabinsk, Russia). - London: IASHE, 2014. - 68 p.)
  • 4. Анохин М.Г., Бочанов М.А., Ваховский А.М., Гришин О.Е., Давыдов В.Н., Глебов В.А., Матвеенков Д.О., Молодчая Е.Н. Политика. XXIвек. Инновационные технологии / Под общей редакцией М.Г. Анохина, В.М. Платонова, О.Е. Гришина. Москва, 2013.
  • 5. Бурцева И.В. Т

В последние годы проблема технологизации социального пространства становится все актуальнее. Социальные технологии представляют собой важней­ший компонент, особый тип общетехнологической систе­мы общества. Наряду с социальными технологиями в эту систему по меньшей мере входят биологические или есте­ственные и индустриальные.

В научной литературе выделяют различные виды или типы социальных технологий. Так, по степени новизны различают принципиально новые (инновационные) и тра­диционные (технологии прошлого опыта) технологии. Раз­нообразные типы социальных технологий можно выделить и в зависимости от характера объекта технологического воздействия. Когда он определяется управленческо-организационными аспектами, то выделяют технологии по­иска стратегии управления, персонального менеджмента, социального прогнозирования и др. Отдельные исследо­ватели наряду с организационно-деятельными и средовыми технологиями выделяют субъектные. В данном случае в роли предмета воздействия выступает сам социальный субъект, осуществляющий познание или деятельность.

Специфика социального воздействия на объект может определяться и уровнем общественных отношений. В этой связи довольно удачной является типология, предложен­ная профессором Л.Я. Дятченко. Он подразделяет соци­альные технологии на три группы: технологии макросис­тем, или макротехнологищ включающие в себя регио­нальные подсистемы общества, классы, партии, большиесоциальные группы; мезотехнологии - технологии уровня города, населенного пункта, крупного трудового коллек­тива; микротехнологии, которые рассчитаны на неболь­шое объединение людей, общественные процессы на мик­роуровне, включая технологические процедуры самоор­ганизации, обеспечивающие рациональное использование личностного потенциала.

Стержневым компонентом технологизации обеспечения социального функционирования общества являются социономические технологии. Они призваны повысить эф­фективность социальной работы, которая являет собой деятельность не только по оказанию социальной помощи нуждающимся с целью восстановления, сохранения или улучшения их способности к социальному функциониро­ванию, но и по обеспечению социальных прав граждан, по регулированию отношений человека в коллективе, с государственными структурами, по разрешению соци­альных конфликтов.

Недостаточно пока методик и технологий социальной работы, ориентированных на индивидуальную работу с клиентом, все еще преобладают групповые технологии. Российские специалисты оказались не подготовленными к практической работе с такими социальными объекта­ми, как безработные, беженцы, бомжи. Поэтому весьма актуальны: адаптация ранее используемых технологий к современным социальным условиям, к потребностям орга­низации социальной работы с учетом специфики различ­ных групп населения; разработка новых технологий; ори­ентация технологий социальной работы на новые приоритеты социальной жизни: обеспечение адресности, интересов се­мьи, максимальное использование местных ресурсов и воз­можностей для решения социальных проблем человека.



Речь идет о стандар­тизированных тестах, систематических наблюдениях, используемых в работе с конкретным человеком, семьей, группой людей и т. д. Такие исследования помогают при­нимать верные решения, быстрее осваивать новые техноло­гии, добиваться желаемого изменения в объекте исследо­вания.

Повышается значение междисциплинарного подхода к разработке и внедрению технологий, сочетания соци­альных, социально-технологических, социально-медицин­ских приемов, способов действия, процедур. Только уси­лиями специалистов различных отраслей знания могут быть разработаны высокоэффективные научно обо­снованные технологические стандарты социальной рабо­ты с различными категориями клиентов, включающие результативные приемы и способы действий и позволяю­щие выделить конкретного человека с его потребностями и интересами, нуждами и проблемами, настроениями и заботами.