Психоаналитическая школа М. Кляйн. Психоаналитическая школа Школа структурной антропологии

Зигмунд Фрейд (1856-1939) как ученый начинал с работ в области физиологии и анатомии головного мозга. Приобрел известность благодаря работам о детском церебральном параличе и афазии. Затем он вместе с P. Брейером разрабатывает метод терапии неврозов («катарсический метод»). Далее Фрейд выдвигает гипо­тезу об исключительной роли сексуальности в этиологии неврозов, использует гипноз, заменяет его методом свободных ассоциаций толкований сновидений, раз­рабатывает учение о бессознательном. В 1902 г. в доме Фрейда собирался неболь­шой кружок единомышленников, затем образовалось Венское психоаналитиче­ское общество. Психоаналитическое движение распространяется в ряде стран. Первая половина XX в. характеризовалась всеобщим увлечением психоанализом. В 60-70-е гг. престиж его несколько падает. Но до настоящего времени идеи Фрей­да продолжают быть популярными во всем мире.

Фрейд развил не только оригинальную психологическую, но и философскую концепцию (хотя сам он неоднократно говорил, что его учение не философское, а научное). Взгляды Фрейда относятся не только к психологии, их ареал значи­тельно шире - это представления о структуре человеческой психики, движущих мотивах деятельности людей, нравственных основаниях личности, культурных и социальных факторах бытия человека. Все это дает основание считать Фрейда ав­тором своеобразного философского учения, которое иногда называют метапсихо-логической философией.

Фрейд в принципе исходит из реальности внешнего мира. «Загадки мира толь­ко медленно раскрываются перед нашим исследованием, наука в настоящее время еще не может ответить на множество вопросов. Но для нас научная работа являет­ся единственным путем, который может привести к пониманию реальности внеш­него мира» («Будущность одной иллюзии»). Фрейд скептически относится к ме­тафизике, к любым философским построениям, не опирающимся на науку.

В отличие от тех философов, которые ставят своей задачей изучение внешнего мира, Фрейд смещает акцент исследования на «малый» мир, на человека.

Принимая положение, что жизненное поведение личности объясняется взаи­модействием организации и «судьбы», «внутренних и внешних сил», Фрейд счи­тает необходимым осмыслить прежде всего внутренний мир человека, выявить те движущие силы, которые изнутри задают человеческое развитие. Этими движу­щими силами являются влечения человека.

Структура психики. Фрейд считает, что «влечения, а не внешние раздражения яв­ляются настоящим двигателем прогресса», что «раздражение влечения исходит не из внешнего мира, а изнутри организма». Существует бессознательная область че­ловеческой психики, в которой происходит особая жизнь, еще недостаточно изу­ченная и осмысленная, но реально значимая и отличающаяся от сферы сознания. И Фрейд стремится раскрыть характеристики бессознательного, выявить его про­цессы. Восприятие бессознательного требует особых процедур и навыков, особого умения истолковывать воспринимаемые явления.

При разработке психоанализа Фрейд основывался на двух идеях.

1. Все наиболее существенные психические процессы являются бессознательными. Нужно отметить, что идеи о бессознательном высказывались до Фрейда рядом философов, психологов, физиологов. Поэтому было бы неверно считать его первооткрывателем бессознательного. Но его заслуга - в оценке роли бессо­знательного в психике человека.

2. Первостепенную роль в жизнедеятельности человека играют сексуальные вле­чения. С психоаналитической трактовкой роли сексуальных влечений в жизни человека тесно связан постулат об извечно присущем ему «эдиповом комплек­се», согласно которому мальчик постоянно испытывает влечение к матери и видит в отце своего соперника. (Для девочек характерен «комплекс Электры», согласно которому девочка испытывает влечение к отцу и в матери видит со­перницу.)

Фрейд выдвинул оригинальную идею о структуре человеческой психики. «По нашему мнению, в душевном аппарате человека имеется две мыслеобразующие инстанции, из которых вторая обладает тем преимуществом, что ее продукты на­ходят доступ в сферу сознания открытым; деятельность же первой инстанции бес­сознательна и достигает сознания только через посредство второй. На границе обеих инстанций, на месте перехода от первой ко второй, находится цензура, кото­раяпропускает лишь угодное ей, а остальное задерживает».

Фрейд считает, что всякий душевный процесс существует сначала в бессозна­тельном и только потом может оказаться в сфере сознания. Переход в сознание вовсе не обязателен. Он сравнивает сферу бессознательного с большой передней, в которой находятся все душевные движения, а сознание - с примыкающим к ней салоном. На пороге между передней и салоном стоит «страж» («цензура»), «который тщательно разглядывает каждое душевное движение в отдельности» и решает во­прос о том, пропускать ли его из одной комнаты в другую или нет. Но даже это еще не означает, что оно тем самым становится сознательным. Душевное движение становит­ся сознательным только тогда, когда привлекает к себе внимание сознания, находящегося в конце салона. Таким образом, передняя комната - обитель бессознательного, салон - вместилище предсознательного и лишь в конце салона находится сознание. Таково одно из пространст­венных («топических») представлений Фрейда о бессо­знательном и сознании.

Позднее, в 20-е гг., Фрейд дает следующее описание структуры человеческой психики. Эта структура трехчленна, в нее входят:

· бессознательное Оно, унаследованный человеком глубинный слой, в котором находятся скрытые душевные движения, безотчетные влечения человека;

· сознательное Я, посредник между Оно и внешним миром;

· Сверх-Я, некая инстанция, включающая императивы долженствования, запре­ты морального, социокультурного и семейного происхождения.

Оно руководствуется принципом удовлетворения, Я - принципом реально­сти, Сверх-Я - принципом долженствования.

Для понимания отношений этих компонентов Фрейд прибегает к образным сравнениям. Оно и Я - это лошадь и всадник. Я пытается подчинить себе Оно, по­добно тому как всадник предпринимает усилия по обузданию лошади. Если всад­ник идет на поводу у неукрощенной лошади, то Я фактически подчиняется воле Оно, лишь по видимости будучи его руководителем. В общем, говорит Фрейд, «Я олицетворяет то, что можно назвать разумом и рассудительностью, в противо­положность Оно, содержащему страсти».

Сверх-Я - двойственно по своей сути; одно его лицо - долженствование, дру­гое - запреты. Сверх-Я может властвовать над Я, выступая в роли совести или бессознательного чувства вины. В итоге «Я является несчастным существом, ко­торое служит трем господам и вследствие этого подвержено троякой угрозе: со стороны внешнего мира, со стороны вожделений Оно и со стороны строгости Сверх-Я» («Я и Оно»). Я зависит и от бессознательных влечений человека, и от тре­бований культуры с ее нравственными предписаниями и социальными запретами.

Основоположником психоаналитической школы стал Зигмунд Фрейд (1856–1939), австрийский психиатр и психолог.

Наиболее известные работы : «О психоанализе» (1911), «Толкование сновидений» (1913), «Психология обыденной жизни» (1926) и др.

Главная идея – гипотеза о существовании бессознательного как особого уровня человеческой психики. Движущая сила в развитии человечества – стихийные влечения, основное из которых – инстинкт продолжения рода, т.е. «либидо ». Переключение энергии либидо (сублимация ) на творчество Фрейд рассматривал как единственно здоровую и конструктивную стратегию обуздания нежелательных импульсов. Именно сублимация сексуальных инстинктов, по его мнению, послужила главной посылкой для великих достижений в науке и культуре.

Так, сильные и неосознанно агрессивные влечения могут быть сублимированы в общественно полезном направлении. С точки зрения классического психоанализа превращение либидо в творческое вдохновение наиболее наглядно проявляется в искусстве. Великое и общеизвестное «Я помню чудное мгновенье…» А.С. Пушкин посвятил А. Керн потому, что она оказалась недоступной для него. Три месяца вынужденной изоляции, проведенные им в Болдино, дали 50 вдохновенных произведений, а счастливый «медовый» месяц – только пять небольших стихотворений.

Концепция Фрейда содержит утверждение, что именно конфликты психики индивида, имеющие биологическую основу, выступают в качестве побуждающей причины развития культуры и ее содержания, куда входят нормы морали, искусство, государство, право и т.д. Религия, согласно его воззрениям, является фантастической проекцией во внешний мир неудовлетворенных влечений. У наиболее культурных людей, отмечал З. Фрейд, природное начало подавляется с особой силой, что делает их особенно подверженными психическим заболеваниям, сексуальным расстройствам, инфарктам. Самоубийства, являющиеся характерной чертой развитых цивилизаций, практически отсутствуют у примитивных народов. Таким образом, Фрейд, исследуя человеческую культуру с позиций психоанализа, в работе «Недовольство культурой» (1930) высказывает предостережение обществу от излишних ограничений и запретов, считая их угрозой психофизическому благополучию человечества.

Современные исследователи усматривают в концепции З. Фрейда существенные недостатки. Тем не менее отмечают и несомненные достоинства, которые состоят в выделении значительной роли бессознательного в жизни человека и функционировании культуры, исследование психотерапевтической функции культуры, формирование научного интереса, направленного на изучение соотношения нормы и патологии в различных культурах и др.

Психоанализ - психологическая система, предложенная Зигмундом Фрейдом (1856-1939). Возникший вначале как способ лечения неврозов, психоанализ постепенно стал общей теорией психологии. Открытия, сделанные на основании лечения отдельных пациентов, привели к более глубокому пониманию психологических составляющих религии, искусства, мифологии, социальной организации, детского развития и педагогики.

Более того, раскрывая влияние бессознательных желаний на физиологию, психоанализ внес значительный вклад в понимание природы психосоматических болезней.

Психоанализ рассматривает человеческую природу с точки зрения конфликта: функционирование человеческой психики отражает борьбу противоположных сил и тенденций. При этом особо подчеркивается влияние бессознательных конфликтов, взаимодействие в психике сил, которые сам индивид не осознает. Психоанализ показывает, как бессознательный конфликт действует на эмоциональную жизнь и самооценку индивида, на его взаимоотношения с другими людьми и социальными институтами.

Источник конфликта кроется в самих условиях человеческого опыта. Человек одновременно и биологическое, и социальное существо. В соответствии со своими биологическими наклонностями он стремится к поиску удовольствия и избегает боль. Это очевидное наблюдение известно как "принцип удовольствия", характеризующий фундаментальную тенденцию человеческой психологии. В организме поддерживается состояние психического возбуждения, заставляющее функционировать таким образом, чтобы получить желаемое удовольствие. Возбуждение, которое побуждает к действию, носит название влечения.

У младенца влечения властные и категорические; ребенок хочет делать то, что доставляет удовольствие, брать то, что хочется, и устранять все, что препятствует достижению цели. Фрустрация, разочарование, гнев и конфликт возникают немедленно, особенно когда человеческая среда пытается за несколько коротких лет цивилизовать и окультурить нового члена общества. Ребенок должен принять запреты, нравы, идеалы и табу того особого мира, в котором он родился. Он должен выучить, что разрешено, а что запрещено, что одобряется, а что наказывается. Импульсы детства уступают давлению взрослого мира неохотно и в лучшем случае неполно. Хотя большая часть подобных ранних конфликтов "забывается" (в действительности - вытесняется), многие из этих импульсов и связанных с ними страхов остаются в бессознательной части психики и продолжают оказывать значительное влияние на жизнь человека. Многочисленные психоаналитические наблюдения показали, что детский опыт удовлетворения и фрустрации играет важную роль в формировании личности.

Основные принципы психоанализа .

Психоанализ основан на нескольких фундаментальных принципах. Первый из них - принцип детерминизма. Психоанализ предполагает, что ни одно событие в психической жизни не является случайным, произвольным, ни с чем не связанным феноменом. Мысли, чувства и импульсы, которые осознаются, рассматриваются как события в цепи причинно-следственных отношений, определяемых ранним детским опытом индивида. С помощью специальных методов исследования, в основном через свободные ассоциации и анализ сновидений, можно выявить связь между текущим психическим опытом и событиями прошлого.

Второй принцип носит название топографического подхода. Каждый психический элемент оценивается по критерию его доступности для сознания. Процесс вытеснения, при котором определенные психические элементы удаляются из сознания, свидетельствует о постоянных усилиях той части психики, которая не позволяет их осознать.

Согласно динамическому принципу, психика побуждается к действию сексуальными и агрессивными импульсами, которые являются частью общего биологического наследия. Эти влечения отличаются от инстинктивного поведения животных. Инстинкт у животных - стереотипный ответ, обычно явно направленный на выживание и вызываемый особыми стимулами в особых ситуациях. В психоанализе влечение рассматривается как состояние нервного возбуждения в ответ на стимулы, побуждающие психику к действию, направленному на снятие напряжения.

Четвертый принцип был назван генетическим подходом. Характеризующие взрослых конфликты, черты личности, невротические симптомы и психологические структуры в целом восходят к критическим событиям, желаниям и фантазиям детства. По контрасту с более ранними концепциями детерминизма и топографическим и динамическим подходами, генетический подход - не теория, а эмпирическое открытие, постоянно подтверждающееся во всех психоаналитических ситуациях. Суть его можно выразить просто: какие бы пути ни открывались индивиду, он не может уйти от своего детства.

Хотя психоаналитическая теория не отрицает возможного влияния наследственных биологических факторов, упор в ней делается на "критические события", особенно на последствия того, что происходило в раннем детстве. Что бы ни испытывал ребенок - болезнь, несчастный случай, утрату, наслаждение, жестокое обращение, совращение, покинутость, - в дальнейшем это каким-то образом скажется на его природных способностях и личностной структуре.

Влияние каждой конкретной жизненной ситуации зависит от стадии развития индивида. Самый ранний психологический опыт младенца - глобальное сенсорное воздействие. В этой фазе еще нет дифференциации Я и остального мира, младенец не понимает, где его тело, а где все остальное. Представление о себе самом как о чем-то независимом, развивается в два-три года. Отдельные предметы внешнего мира, такие как одеяло или мягкая игрушка, в одно время могут восприниматься как часть самого себя, а в другое - как часть внешнего мира.

На начальной стадии развития индивид находится в состоянии т.н. "первичного нарциссизма". Вскоре, однако, другие люди начинают восприниматься как источники пищи, ласки и защиты. В самой сердцевине человеческой личности остается значительный компонент детской сосредоточенности на самом себе, но потребность в других - желание любить, доставлять удовольствие, становиться похожим на тех, кого любишь и кем восхищаешься, - содействует переходу от детского нарциссизма к зрелости взрослого. При благоприятных условиях к шести-семи годам ребенок постепенно преодолевает большинство враждебных и эротических импульсов эдиповой фазы и начинает идентифицировать себя с родителем своего пола. Наступает относительно спокойная фаза процесса развития, т.н. латентный период. Теперь ребенок социализируется, и в этот же период обычно начинается формальное обучение. Данная стадия длится вплоть до полового созревания в подростковом возрасте - периода быстрых физиологических и психологических изменений. Трансформации, происходящие в этом возрасте, во многом определяют, как взрослый воспринимает самого себя. Снова пробуждаются детские конфликты, и делается вторая попытка их преодолеть. Если она оказывается успешной, у индивида формируется взрослая идентификация, соответствующая его половой роли, моральной ответственности и тому делу или той профессии, которые он выбрал; в противном случае он будет предрасположен к развитию психических расстройств. В зависимости от конституциональных факторов и индивидуального опыта психопатология может принимать форму задержек развития, патологических черт характера, психоневрозов, извращений или более серьезных нарушений вплоть до тяжелых психических заболеваний.

Психоаналитическая терапия - это и метод исследования, и метод лечения. Она проводится в определенных стандартных условиях, получивших название "психоаналитической ситуации". Пациента просят лечь на кушетку, отвернуться от психотерапевта и подробно и честно рассказывать ему обо всех мыслях, образах и чувствах, которые приходят в голову. Психоаналитик выслушивает пациента, не критикуя и не высказывая собственных суждений. Соответственно принципу психического детерминизма, каждый элемент мышления или поведения наблюдается и оценивается в контексте рассказываемого. Личность самого психоаналитика, его ценности и суждения полностью исключаются из терапевтического взаимодействия. Такая организация психоаналитической ситуации создает условия, при которых мысли и образы пациента могут всплывать из очень глубоких слоев психики. Они возникают вследствие постоянного внутреннего динамического давления влечений, которые порождают бессознательные фантазии (сны, свободные ассоциации и т.п.). В результате то, что ранее вытеснялось, вербализуется и может быть изучено. Поскольку психоаналитическая ситуация не осложнена влиянием обычных межличностных отношений, взаимодействие трех компонентов психики - Я, Оно и Сверх-Я - изучается более объективно; это дает возможность показать пациенту, что именно в его поведении определяется бессознательными желаниями, конфликтами и фантазиями, а что - более зрелыми способами реагирования.

Цель психоаналитической терапии - замена объективным разумным суждением стереотипных, автоматизированных способов реагирования на тревогу и страхи. Важнейшая часть терапии связана с интерпретацией реакций пациента на самого психотерапевта. Во время лечения восприятие больным психоаналитика и предъявляемых им требований часто становится неадекватным и нереалистичным. Этот феномен известен как "перенос", или "трансфер". Он представляет собой бессознательное восстановление пациентом новой версии забытых детских воспоминаний и вытесненных бессознательных фантазий. Пациент переносит на психоаналитика свои неосознаваемые детские желания. Перенос понимается как форма памяти, в которой повторение в действии замещает воспоминание прошлого и в которой реальность настоящего неправильно интерпретируется в терминах забытого прошлого. В этом отношении перенос - повторение в миниатюре невротического процесса. а.

1 Фрейд 3. Анализ фобии пятилетнего мальчика//Фрейд 3. Психология бес­
сознательного. СПб., 2002.

2 Ференци Ш. Маленький петушатник//Психоанализ детской сексуальности.
СПб., 1997.

3 Фрейд 3. Проблема дилетантского анализа//Фрейд 3. Избранное. Рос­
тов-на-Дону, 1998.

4 Фрейд А. Введение в технику детского психоанализа//Фрейд А. Теория
и практика детского психоанализа. Т. 1. М., 1999.

5 Кляйн М. Некоторые теоретические выводы, касающиеся эмоциональной жизни
ребенка//Психоанализ в развитии. Сборник переводов. Екатеринбург, 1998.

6 Фрейд А. Введение в технику детского психоанализа//Фрейд А. Теория
и практика детского психоанализа. Т. 1.

8 Кляйн М. Некоторые теоретические выводы, касающиеся эмоциональной
в психоанализе. М., 2001.

9 Кляйн М. О наблюдении за поведением младенцев//Кляйн М., Айзеке С,

10 Кляйн М. Заметки о некоторых шизоидных механизмах//Кляйн М.,

11 Кляйн М. О наблюдении за поведением младенцев//Кляйн М., Айзеке С,
Райвери Дж.,

13 Кляйн М. Некоторые теоретические выводы, касающиеся эмоциональной
жизни младенца//Кляйн М., Айзеке С, Райвери Дж., Хайманн П. Развитие
в психоанализе.

14 Кляйн М. О теории вины и тревоги//Кляйн М., Айзеке С, Райвери Дж.
Хайманн П. Развитие в психоанализе.

16 Кляйн М. Некоторые теоретические выводы, касающиеся эмоциональной
жизни младенца//Кляйн М., Айзеке С, Райвери Дж., Хайманн П. Развитие
в психоанализе.

17 Кляйн М. Заметки о некоторых шизоидных механизмах//Кляйн М.,
Айзеке С, Райвери Дж., Хайманн П. Развитие в психоанализе.


ПРИМЕЧАНИЯ

18 Кляйн М. О теории вины и тревоги//Кляйн М., Айзеке С, Райвери Дж.,
Хайманн П. Развитие в психоанализе.

19 Кляйн М. Некоторые теоретические выводы, касающиеся эмоциональной
жизни младенца//Кляйн М., Айзеке С, Райвери Дж., Хайманн П. Развитие
в психоанализе.

20 Кляйн М. О наблюдении за поведением младенцев//Кляйн М., Айзеке С,
Райвери Дж., Хайманн П. Развитие в психоанализе.

21 Кляйн М. Скорбь и ее отношение к маниакально-депрессивным состояни-
ям//Вестник психоанализа. 2002. № 1.

22 Кляйн М. Зависть и благодарность. Исследование бессознательных источни­
ков. СПб., 1997.

23 Кляйн М. Некоторые теоретические выводы, касающиеся эмоциональной
жизни младенца//Кляйн М., Айзеке С, Райвери Дж., Хайманн П. Развитие
в психоанализе.

24 Кляйн М. Эдипов комплекс в свете ранних детских тревог//Эдипов ком­
плекс и эротические сны. Клиническое применение. М., 2002.



25 Кляйн М. Некоторые теоретические выводы, касающиеся эмоциональной
жизни младенца//Кляйн М., Айзеке С, Райвери Дж., Хайманн П. Развитие
в психоанализе.

26 Райвери Дж. Общее введение//Кляйн М., Айзеке С, Райвери Дж., Хай­
манн П. Развитие в психоанализе.

Психоаналитическая психология объектных отношений (М. Балинт, Д. Винникотт, Р. Фейрбейрн)

1 Балинт М. Базисный дефект. Терапевтические аспекты регрессии. М., 2002.

2 Балинт М. Изменение терапевтических целей и техник в психоанали-
зе//Антология современного психоанализа. Т. 1. М., 2000.

3 Балинт М. Базисный дефект. Терапевтические аспекты регрессии.

7 Винникотт Д. Переходные объекты и переходные явления: исследование пер­
вого «не-я»-предмета//Антология современного психоанализа. Т. 1. М., 2000.

9 Боулби Дж. Привязанность. М., 2003.

10 Винникотт Д. Судьба переходного объекта//Психоаналитическая хрестома­
тия. Классические труды. М., 2005.

11 Винникотт Д. Игра и реальность. М., 2002.

12 Винникотт Д. Использование объекта//Антология современного психоана-

лиза. Т. 1.


ПОСТКЛАССИЧЕСКИЙ ПСИХОАНАЛИЗ

13 Винникотт Д. Игра и реальность.

15 Винникотт Д. Способность к одиночеству//Антология современного психо­
анализа. Т. 1.

16 Винникотт Д. Игра и реальность.

23 Винникотт Д. Ненависть в контрпереносе//Эра контрпереноса: Антология
психоаналитических исследований (1949-1999гг.). М., 2005.

24 Винникотт Д. Контрперенос//Эра контрпереноса: Антология психоанали­
тических исследований (1949-1999гг.).

25 Балинт М. Базисный дефект. Терапевтические аспекты регрессии.

27 Фрейд 3. Воспоминание Леонардо да Винчи о раннем детстве//Фрейд 3.
Художник и фантазирование. М., 1995.

28 Винникотт Д. Игра и реальность.

Структурный психоанализ Ж. Лакана

1 Русская нить. Беседа о Жаке Лакане//Психоаналитический вестник. 1999.
№1(7). С. 21.

2 Schneiderman S.Jacques Lacan: The Death of an Intellectual Hero. Cambridg
(Mass.), London, 1983.

3 Леви-Строс К. Структурная антропология. М., 1983.

7 Dean S., Thong D. Transcultural Aspects of Metapsychiatry: Focus on Shamanism
in Bali//Psychiatry and Misticism/Ed. by S. Dean. Chicago, 1975.

8 Леви-Строс К. Структурная антропология.

9 Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. М., 1976.

10 Foucault M. Power/Knowledge. Selected Interviews and Other Writings, 1972-
1977/Ed. by G.Colin. Brighton, 1980.

11 Фуко М. Слова и вещи.


ПРИМЕЧАНИЯ

14 Фрейд 3. Психопатология обыденной жизни//Фрейд 3. Психология бессоз­
нательного. СПб., 2002.

15 Фуко М. Слова и вещи.

16 Foucault M. Power/ Knowledge. Selected Interviews and Other Writings, 1972-
1977.

17 Фуко. Слова и вещи.

20 Lacan J. Ecrits: A Selection. London, 1980.

21 Лакан Ж. Функция и поле речи и языка в психоанализе. М., 1995.

25 Lacan J. The Four Fundamental Conceptions of Psycho-Analysis. Harmondsworth, 1979.

27 Лакан Ж. Семинары. Кн. 1. Работы Фрейда по технике психоанализа
(1953/1954). М., 1998.

28 Lacan J. The Four Fundamental Conceptions of Psycho-Analysis.

29 Лакан Ж. Семинары. Кн. 2. «Я» в теории Фрейда и в технике психоанализа
(1954/1955). М., 1999.

30 Лакан Ж. Семинары. Кн. 5. Образование бессознательного (1957/1958). М.,
2002.

31 Балинт М. Изменение терапевтических целей и техник в психоанализе//
Антология современного психоанализа. М., 2000.

32 Лакан Ж. Семинары. Кн. 1. Работы Фрейда по технике психоанализа
(1953/1954).

33 Лакан Ж. Семинары. Кн. 2. «Я» в теории Фрейда и в технике психоанализа
(1954/1955).

34 Лакан Ж. Семинары. Кн. 1. Работы Фрейда по технике психоанализа
(1953/1954).

35 Лакан Ж. Семинары. Кн. 2. «Я» в теории Фрейда и в технике психоанализа
(1954/1955).

36 Лакан Ж. Семинары. Кн. 11. Четыре основные понятия психоанализа (1964).
М., 2004.

37 Лакан Ж. Семинары. Кн. 2. «Я» в теории Фрейда и в технике психоанализа
(1954/1955).

39 Лакан Ж. Семинары. Кн. 1. Работы Фрейда по технике психоанализа
(1953/1954).

40 Лакан Ж. Семинары. Кн. 2. «Я» в теории Фрейда и в технике психоанализа
(1954/55).

ПОСТКЛАССИЧЕСКИЙ ПСИХОАНАЛИЗ


ПРИМЕЧАНИЯ

41 Лакан Ж. Семинары. Кн. 1. Работы Фрейда по технике психоанализа
(1953/1954).

Психоаналитическая концепция культуры возникла на базе психологического изучения культуры в начале XX в. Психологи XIX в. пытались выяснить причины «духа народов», их самосознания, проблемы ментальности, групповой психологии и т. д. Среди классиков психологического направления З. Фрейд (1856 - 1939), К. Юнг (1876 - 1961), Э. Фромм (1900 - 1980), рассматривавших культуру с психологических позиций. Психоанализ изучает глубинные силы личности, ее влечения и тенденции, которые часто даже не осознаются человеком (так называемая бессознательная мотивация). С этих позиций объясняются различные явления культуры, процессы творчества, религия и развитие общества в целом.
Зигмунд Фрейд - австрийский невропатолог, психиатр и психолог, основоположник психоанализа - считал, что культура является результатом компромисса между стихийными влечениями людей и требованиями реальности. Культура выступает как своеобразный механизм социального подавления свободного внутреннего мира индивидов, как сознательный отказ людей от удовлетворения их природных страстей. По Фрейду, культура охватывает все накопленные людьми знания и умения, позволяющие им овладеть силами природы для удовлетворения своих потребностей, а также включает в себя институты для упорядочения человеческих взаимоотношений и, особенно - для дележа добываемых благ. Фрейд исследовал так называемое подсознательное: иррациональную и «темную» часть человеческой психики. Среди стихийных влечений, основным и объединяющим всех людей, он выделял инстинкт продолжения рода, половой инстинкт (так называемое либидо), а позже включил сюда и стремление к смерти (танатос). Энергия аффективных влечений, не находя выхода, трансформируется, переключается на цели общественной деятельности и культурного творчества (так называемая сублимация). Таким образом, главной предпосылкой культуры является неудовлетворенность, отказ от влечений. Эта энергия, не находя прямого выхода, так как блокирована культурой и ее нормами, окольными путями проявляется в патологиях или бессознательных формах, о чем можно судить по неврозам, выполняющим защитные функции, по сновидениям - «воротам в бессознательное», истериям, немотивированной жесткости, склонности к насилию и другим формам девиантного поведения человека. Разработанная Фрейдом система общепсихологических принципов (соотношение сознательного и бессознательного, приоритет сексуального влечения, Эдипов комплекс как теория вхождения личности в культуру, культурные явления как сублимация либидо), позволила по-новому подойти к изучению культуры. К достижениям Фрейда относятся расширение предмета исследований культурологов, понимание роли бессознательного в деятельности человека и функционировании культуры, анализ взаимоотношений личности и культуры, лучшее понимание компенсаторной (психотерапевтической) функции культуры и причин отклоняющегося (девиантного) поведения.
В то же время, в концепции Фрейда есть масса недостатков: недопустимо сведение всего многообразия культуры к чисто биологическим основам, к патологии, преувеличение роли сексуальности, расхождение с данными антропологической науки. Поэтому не случайно, что его идеи подверглись критике, в том числе и со стороны учеников и последователей, среди которых особое место занимает К. Юнг.
Карл-Густав Юнг - швейцарский психолог, сотрудник З. Фрейда - отошел от классического фрейдизма. Изучая психозы, фольклор, мифы он пришел к выводу, что в психике человека, помимо индивидуального бессознательного, существует более глубокий слой - коллективное бессознательное. Его содержание составляют архетипы - общечеловеческие первообразы, в которых заключен опыт прежних поколений (мать-земля, герой, мудрый старец, демон и т.п.). Динамика архетипов лежит в основе мифов, символики художественного творчества. Юнг считал, что мифы не остались в прошлом, а продолжают жить в качестве коллективного бессознательного и играть определяющую роль в культуре сегодняшнего дня. История культуры - не уход от мифов, а их сублимация, т.е. преобразование и существование в виде кажущихся вполне современными явлений науки, искусства, общественной психологии и идеологии. Кажущиеся различия между культурами являются результатом непонимания людьми своего единства: внешнего и внутреннего. Юнг разработал типологию характеров, разделив людей на экстравертов (т.е. обращенных вовне) и интровертов (т.е. обращенных к своему внутреннему миру). Эта теория позволила Юнгу создать работы, посвященные основному различию между цивилизациями Запада и Востока, их религиями, философскими системами и мироощущениями. Юнг разрабатывал проблемы соотношения мышления и культуры, роль биологически унаследованного и культурно-исторического в жизни народов, анализировал мистические явления в культуре, выясняя значение мифов, сказок, преданий, сновидений. Он рассматривал не только логику, но и интуицию. Изучение интеллекта, как культурного феномена, дополняется стремлением понять глубинные чувства человека и человечества.
Эрик Фромм - немецко-американский психолог и социолог, представитель неофрейдизма, опиравшийся на неомарксизм и социальную психологию. Он отошел от биологизма Фрейда. В центре внимания у Фромма - разработка проблем личности, как результата взаимодействия социальных и психологических факторов, социального характера, отчуждения. Он критиковал капитализм, как больное, иррациональное общество, разрабатывал методы «социальной терапии». Фромм выделял в человеке в качестве существенных потребностей: потребность в общении, наиболее полно реализуемую в любви; потребность в творчестве; потребность в ощущении своих корней, незыблемости бытия; потребность в уподоблении, идентификации; потребность в познании. Но в современной культуре эти потребности часто подменяются другими. Человек предпочитает не думать о творчестве, о познании, о любви, он как бы сознательно убегает от самого себя и от свободы, превращаясь в некрофила, т.е. стремится превратить все живое в механическое и омертвелое.
Фромм принадлежал к Франкфуртской школе, сложившейся в 30-е гг. и распавшейся в 70-е гг. ХХ в. К ней относились такие видные теоретики, как М. Хоркхаймер, Т. Адорно, Г. Маркузе, Ю. Хабермас и др., опиравшиеся на марксизм и реформированный фрейдизм при анализе современной культуры. Они раскрыли проблему отчуждения в современном обществе, показали главную тенденцию западной модели - к тотальному управлению обществом и исчезновение свободной инициативы. На Западе сформировался тип массового «одномерного человека», у которого отсутствует критическое отношение к обществу, в результате чего предотвращаются социальные изменения. Современная культура, по их мнению, - это навязывание человеку ложных потребностей и подавление истинных. Философы критиковали технократизм, убивающий высокую культуру, массовую культуру, опускающуюся до варварства, «индустриализацию культуры», губящую творчество. Они активно выступили против фашизма. Философия культуры Франкфуртской школы получила мировую известность и оказала существенное влияние на науку.