Психологическая характеристика темпераментов. Понятие темперамента. Физиологические и психологические теории темперамента. Понятие индивидуального стиля деятельности (в.С. Мерлин, е.А. Климов) Под темпераментом понимают характеристики психической деятельн

Занятие 2. Темперамент. Характер.

Задания и упражнения

I. Заполните пробелы

1. Под темпераментом понимают динамические характеристики психической деятельности.

2. Физиологическая ветвь учения о темпераменте начинается с Гиппократа , который выделил четыре типа темперамента: Сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик.

3. Свойства темперамента и есть те природные свойства, которые определяют динамику протекания психической деятельности.

4. В основе темперамента лежит характер.

II. Выберите правильный ответ

1. Динамику психической жизни человека определяет:

а) направленность личности;

б) эмоциональность;

в) темперамент;

г) способности.

2. Понятие «способности» находится в том же отношении к понятию

«задатки», что и «темперамент» (по И.П. Павлову) к понятию:

а) активность;

б) талант;

в) тип нервной системы;

г) индивидуальность.

II. Ответ:

1- В(темперамент)

2- Б(талант)

III. Терминологический диктант

1. Назовите теорию, устанавливающую связь между телосложением и типом

темперамента.

1. Ответ: Теория темперамента Э. Кречмера.(Конституционная)

2. Назовите свойство темперамента, характеризующее быстрое и легкое

приспособление к новым условиям.

2. Ответ: пластичность.

3. Назовите свойство темперамента, характеризующее сопротивляемость

неблагоприятным условиям.

3. Ответ: Резистентность.

4. Назовите свойство темперамента, характеризующее спонтанность, непроизвольность действий.

4. Ответ: Реактивность

5. Назовите тип темперамента, характеризующийся высокой

работоспособностью, быстрым темпом деятельности, резкостью,

раздражительностью, вспыльчивостью.

5. Ответ: Холерик

6. Назовите тип темперамента, характеризующийся низким уровнем

поведенческой активности, медлительностью, невыразительностью мимики,

высокой устойчивостью, стабильностью привычек и поведения.

6. Ответ: Флегматик

7. Назовите тип темперамента, характеризующийся высокой психической

активностью, доминирующими положительными эмоциями, общительностью, относительной легкостью в переживании неудач.

7. Ответ: Сангвиник

8. Назовите тип темперамента, характеризующийся низким уровнем

психической активности, быстрой утомляемостью, высокой сензитивностью.

8. Ответ: Меланхолик

IV. Кейс

Рассмотрите реальные проблемные ситуации.

Цель: найти решение ситуации или прийти к выводу о его невозможности.

Решение разрабатывается группой (подгруппой или индивидуально).

Необходимо защитить разработанные варианты решения ситуаций.

В соответствии с типами акцентуации, с тем, на каких чертах поставлен акцент, можно выделить несколько типов трудных подростков. У каждого из

них есть свои сильные и слабые стороны. Если жизненные обстоятельства

оказывают воздействие на слабые черты характера, то их формирование может быть деформировано. Познакомьтесь с ситуациями, описанными в работе профессора А.Е. Личко «Эти трудные подростки». Определите тип акцентуации каждого из них, предложите пути и средства педагогического воздействия в целях психокоррекции.

А. Гриша был неугомонным с раннего детства, шумный, всюду лез и всем

интересовался. «Живой ребенок», - говорила бабушка. Школьный путь у него

был тоже беспокойным. Усидеть за партой ему было трудно, особенно без

активной работы. Учительница младших классов предоставляла ему возможность больше действовать: он все время что-то собирал, раздавал,

приносил, уносил. В четвертом классе у Гриши начались осложнения: слишком неровные отношения сложились со школьными учителями. С некоторыми учителями с первой встречи установилась глухая вражда, других учителей Гриша искренне уважал. Ребята его любили за веселый нрав, за смелость, находчивость и остроумие, называли «заводила- парень». В лагере труда и отдыха ребята сначала потянулись к Грише, но постепенно ситуация изменилась. Гриша стал вызывать у ребят глухое раздражение: «Чего командуешь, чего везде лезешь!». Чем только Гриша не увлекался! Собирал марки, значки, ходил в секцию бокса, потом вольной борьбы, пробовал собирать радиоприемники, фотографировать… Все его увлекало, всем он интересовался, за все брался, но вскоре остывал.

Осложнения в семье начались лет с 12-13. Почему бабушка и мама смотрят

на него как на маленького, суются в его дела, за всем следят? В ответ на

требование взрослых быть дома к 9 часам, он нарочно стал гулять на улице до 10-11, хотя все приятели к этому времени уже расходились, а одному ему было скучно. Это и привело его в компанию ребят постарше. В выборе знакомств Гриша никогда не отличался щепетильностью. Итог получился плачевный – невыученные уроки, прогулы, двойки, конфликты. Новые знакомства втянули мальчика в карточную игру. Азартный, горячий,

он сразу проиграл большую сумму денег. Гриша унес из дома дорогую книгу – отдал ее в счет карточного долга.

В восьмом классе все пошло кувырком с самого начала. На групповом

собрании за двойки и прогулы ему устроили жесткую проработку. Он вспылил, наговорил много дерзостей и грубостей. Тогда Гриша решил больше в школу не ходить, дома тоже ничего не сказал. С парой приятелей, у которых тоже были нелады в школе, поехали на пустующую дачу. Прихватив из дома денег, еды, по дороге купили вина. Вечером навеселе отправились в местный клуб, с кем-то подрались. На следующий день его, грязного, побитого и ободранного передали с рук на руки в милиции отцу и матери.

Б. Игорь сразу обращал на себя внимание особой манерой держаться словно все время выставлял себя напоказ.

Его детство было безоблачным и безмятежным. Мать воспитывала его одна

и любила беспредельно – для нее он был кумиром. В школу его отвели особую– «английскую». Учился он шутя, играя, хватал все буквально на лету. В 13 лет у Игоря появился отчим. Мысль о том, что у матери может

появиться кто-то другой, кроме него самого, вызвала в душе Игоря гневный

протест. Учиться Игорь стал хуже. Объяснял это тем, что дома у него теперь

нет условий, а на самом деле с годами учиться становилось труднее, не

удавалось все хватать на лету, как раньше. Привычки же работать не было, он подолгу сидеть за уроками не мог. Чтобы как-то выделиться среди ребят, он стал придумывать про себя разные невероятные истории.

Случилось так, что в ответ на требование матери в первом часу ночи идти и

ложиться спать, разбросал тетради и учебники по полу и убежал из дома.

Надеялся, что мать бросится ему вслед, но она из дома не вышла. Тогда Игорь в центре большого проспекта, на глазах у постового милиционера, стал укладываться спать прямо на скамейке. Расчет оказался верным – хмурого, молчаливого мальчика отвели в милицию. Там он рассказал, что бежал из дома, от «невыносимой жизни» с отчимом. Из милиции позвонили домой, и мать вместе с отчимом примчались за ним.

(По О.В. Турусовой)

IV. Ответ:

А. Я считаю у него темперамент был холерический, для такого темперамента ему надо было найти друга, противоположенного темперамента, что бы если вдруг он захотел поиграть в азартные игры, другой остановил его. Рассудительно и тактично объяснил, что лучше не играть в это.

Б. Сильный характер, мальчик не мог смириться с отчимом. Это раздражало его, а когда что-то раздражает, то человек не может подойти к делу с полной ответственностью, и настроем, концентрацией. Проблему можно было решить поговорив серьёзно с ним. Или же он должен был сам для себя сделать вывод, о том, что жизнь продолжается, и надо идти дальше, несмотря на то, что тебе не нравится.

Задача 1

Как известно, психические свойства личности подразделяют на три основные

группы: свойства темперамента, свойства характера и способности. Ниже

приведен перечень понятий, обозначающих психические свойства личности.

Классифицируйте приведенные слова по трем группам:

Услужливый, медлительный, инициативный, честный, эгоистичный, живой,

энергичный, чуткий, возбудимый, самоуверенный, осторожный,

предприимчивый, хороший организатор, доброжелательный, небрежный, с

чувством юмора, последовательный, недотепа, с золотыми руками, краснобай, с горячим сердцем, находчивый, неряшливый, ленивый, необузданный, ловкий, решительный, непоседа, спокойный, глупый, суетливый, послушный, красноречивый, пылкий, отходчивый, умный, деловой, черствый, горячий, трудолюбивый, остроумный, смелый, справедливый, нежный, вспыльчивый.

1. Ответ:

Свойства темперамента- недотепа, краснобай, непоседа.

Свойства характера- Услужливый, медлительный, инициативный, честный, эгоистичный, энергичный, возбудимый, самоуверенный, осторожный, предприимчивый, доброжелательный, небрежный, последовательный, находчивый, неряшливый, ленивый, необузданный, решительный, спокойный, глупый, суетливый, послушный, красноречивый, отходчивый, умный, черствый, трудолюбивый, остроумный, смелый, справедливый, нежный, вспыльчивый, ловкий, пылкий, деловой, горячий, живой, чуткий.

Способности- хороший организатор, с чувством юмора, с золотыми руками, с горячим сердцем.

Задача 2

Какие прилагательные служат для описания двигательной сферы

темперамента, а какие - для характеристики эмоциональной сферы?

Быстрый, подвижный, живой, резкий, вспыльчивый, вялый, импульсивный,

чувственный, жизнерадостный, энергичный, заторможенный, стремительный, впечатлительный.

2. Ответ:

Двигательная сфера- Быстрый, подвижный, живой, резкий.

Эмоциональная сфера- вспыльчивый, вялый, импульсивный, чувственный, жизнерадостный, энергичный, заторможенный, стремительный, впечатлительный.

Задача 3

Определите тип темперамента (в соответствии с учением о типах нервной

системы И.П. Павлова).

1.Тыниссон . «Вот там, медленно переминаясь с ноги на ногу, стоял какой-то

толстощекий крепыш и ел... Кто-то, проходя мимо, наступил ему на ногу. Но

мальчуган и бровью не повел, только буркнул: “Ну и слепая курица! ” - и

продолжал жевать... Нет, этот Тыниссон совсем не такой, как другие мальчики.

Во-первых, хотя бы то, что он вечно ест и никогда не шалит, а во-вторых,

гляди-ка, он и сейчас не рассмеялся...

Тыниссон был тот, кто в трудном деле сначала думал, прежде чем что-либо

сказать».

2.Тоотс. «Мимо него с грохотом промчался сначала один мальчик, потом

другой, и началась бешеная гонка: впереди бежал перепуганный Петерсон, за

ним по пятам с кровожадной гримасой Тоотс. Сжав кулаки и угрожая беглецу, он то и дело выкрикивал на ходу: “Я тебе задам! Я тебе покажу! Будешь знать ябедничать!” Прошло несколько минут, ярость Тоотса все остывала и остывала. Еще секунда - и недавние враги уже торговались не на жизнь, а на смерть из-за ножика со штопором».

3.Арне . «Если бы вдруг в реке закипела вода, Арне, наверное, не так

испугался, как сейчас, услышав эти слова. В первую минуту он застыл на месте, глаза его широко раскрылись, руки беспомощно повисли. Потом он чуть было не заплакал... Потом повернулся и, грустный, поплелся домой.

Будь сейчас май, Арне знал бы что ему делать. Он пошел бы к реке и

просидел бы там до зари, слушая, как просыпаются птицы и приветствуют

новый день; как с восходом солнца первый ветерок играет листвой деревьев,

покрывая речку серебристой рябью».

4.Имелик. «... И прежде чем Имелик успел заметить его жест, он схватил с кровати конфеты, вытряс одну из них, застрявшую внутри, тронул несколько

раз струны и снова тихо заиграл...

Он махнул рукой и усмехнулся...

О, Ясан Имелик пробьется, главное - никогда не унывать».

(Оскар Лутс)

3. Ответ:

Флегматик

Холерик

Меланхолик

Сангвиник

Задача 4

На основании характеристик определите тип темперамента.

А. Виктор Г. III класс. Медлителен. Походка неторопливая, вразвалку.

Говорит медленно, но обстоятельно, последовательно. На уроках сидит с

довольно добродушным лицом; сам руки не поднимает, но на вопрос учителя

обычно отвечает правильно. Когда учитель спрашивает, почему он не поднял руку, отвечает односложно: «Да так …». Его трудно рассмешить или

рассердить. Сам обычно не обижает товарищей, к ссорам других относится

равнодушно. Незлобив, но для товарища ленится что-либо сделать. В разговор вступает редко, больше молчит. Понимает материал не быстро. Требуется несколько раз повторить ему новый материал, но задание выполняет правильно и аккуратно. Любит порядок. Придя в класс из другой школы, с трудом сдружился с ребятами. По словам матери, часто вспоминает старую учительницу. Видимо, привязчив.

Б. Борис Р. III класс . Безгранично увлекающийся. Часто берется за работу не по силам. До крайности подвижный. В любую минуту готов сорваться с места и «лететь» в любом направлении. Руки не находят покоя. Бысто и часто

поворачивает голову во все стороны. Крайне вспыльчив. Усваивает материал

быстро и правильно, но часто от торопливости дает сбивчивые ответы.

Приходится все время говорить ему: «Не отвечай сразу, подумай сначала, не

торопись». Резко переходит от смеха к гневу, и наоборот. Обожает военные

игры. Очень инициативен. Учителя буквально засыпает вопросами. Отзывчив на хорошее, и на дурное (на последнее теперь реже, так как с ним ведется

большая педагогическая работа). Когда рассердится, еще не умеет себя

сдержать, хотя и старается. Очень любит получать хорошие отметки. Говорит: «Изумрудная пятерочка». Хоть сто раз может сбегать куда угодно, но по дороге часто забывает поручение, так как от желания его выполнить не дослушивает до конца.

В. Саша Д. II класс . Очень впечатлительный. Малейшая неприятность

выводит из равновесия, он плачет по каждому пустяку. Однажды Саша

заплакал только из-за того, что сразу не нашел в портфеле дневник. Очень

обидчив. Долго помнит обиды и болезненно их переживает. Мечтательный.

Нередко задумчиво смотрит в окно вместо того, чтобы играть с товарищами.

Покорно подчиняется всем правилам. Пассивен в детском коллективе. Часто

обнаруживает неверие в свои силы. Если в работе встречаются трудности, он легко опускает руки, теряется и не доводит дела до конца. Но если настоять на выполнении задания, в большинстве случаев выполнит не хуже других.

(По Я.Л. Коломинскому).

4. Ответ:

А. Флегматик

Б. Холерик

В. Меланхолик

Задача 5

Как влияет темперамент на стиль общения (характер активности в

налаживании контактов, чувствительности)?

Какие примеры классических типов темперамента приведены ниже?

А. Он почти всегда инициатор в общении, немедленно откликается на

желание пообщаться со стороны другого человека, но его отношения к людям

могут быть изменчивы и непостоянны. Он чувствует себя в компании

незнакомых людей как рыба в воде, и новая необычная обстановка его только

возбуждает. Любовь чаще дебютирует с взрыва, с первого взгляда.

Б. Он не таков: социальные контакты он устанавливает медленно, свои

чувства проявляет мало и долго не замечает, что кто-то ищет повода

познакомиться с ним, зато он устойчив и постоянен в своем отношении к

человеку, поэтому любит находится в узком кругу старых знакомых, в обычной привычной обстановке. Он склонен и любовные отношения начинать с дружбы и, в конце концов, влюбляется, но без молниеносных метаморфоз. Его скептическая натура требует большого количества доказательств дружеских чувств.

(По Р.М. Грановской)

В каких межличностных ситуациях, по вашему мнению, будет более

успешным представитель первого типа темперамента, а в каких - второго?

Представьте, что вы - руководитель научно-исследовательской группы.

Какие коммуникативные задачи вы бы поставили перед сотрудником с типом

темперамента А, а какие - с типом темперамента Б. Почему?

5. Ответ:

А. Сангвиник.

Б. Флегматик.

Темперамент влияет на людей по разному. Кто-то уживается с ним, а кому-то хочется поменять его. Влияет темперамент на людей как и с хорошей, так и с плохой стороны. Если ты к примеру холерик, вспыльчивый, то у тебя могут быть неприятности. А если к примеру сангвиник, который весёлый, общительный, то наоборот, это поможет тебе к примеру устроится на подходящую работу, без проблем, ибо ты коммуникабельный и можешь расположить к себе внимание.

Задача 6

Познакомьтесь с примером из книги Круга «Торопись не спеша».

Четыре усталых странника добрались к полуночи до городских ворот. Ворота

заперты и стража спит. Первый сел на землю: «Вот не везет, стоило в кои веки раз выбраться из дому, и такое невезение! Что же делать - до утра далеко, помяните меня, еще дождь пойдет», - приговаривал он сквозь слезы. «Что тут ворчать, вышибем ворота, и все дела!», - горячился второй, дубася кулаком в ворота. «Друзья, сохраняйте спокойствие, что вы мечетесь, сядем и подождем, летняя ночь коротка», - успокаивал попутчиков третий. «Зачем сидеть и смотреть? Рассмотрим-ка ворота поближе. Глядите, под ними большая щель. Ну-ка, посмотрим, вдруг в нее пролезем», - взял в свои руки инициативу четвертый. Какие эмоциональные реакции проявили странники? Чем они вызваны? Можно ли данную ситуацию охарактеризовать как ту, в которой проявляется индивидуальный порог эмоционального реагирования? Почему?

6. Ответ:

Данная история мне напомнила ещё одну историю, суть такова, стая лошадей оказались в пустыне, одна часть говорила: давайте останемся и подождём пока за нами придёт хозяин, тем более не знаем куда идти, другие сомневались, говорили лучше посидеть проанализировать, а третье сразу побежали в одну сторону, и сказали, куда-нибудь то прибежим, и побежали, которые остались, сомневались, но в скорее побежали тоже, так как хотели пить, есть, которые бежали первые, они на своём пути встречали еду, которые бежали за ними меньше еды, и третьи ничего не ели, первые прибежали сытые, вторые прибежали но не все, третьи нет. Суть такова, что надо принимать решения.

Данная ситуация тоже рассматривает эмоциональные реакции. Такие как:страх, неизвестность, нерешительность, и так далее.

Задача 7

Как обладатели разных темпераментов относятся к одному и тому же

представьте себе отношение обладателей различных типов темпераментов к

одному и тому же происшествию. Какие компоненты темперамента акцентируются в данном описании?

«Трамвай наехал на переходившую рельсы женщину и причинил ей тяжкие

повреждения или, быть может, самую смерть вследствие того, что она не

обратила внимания на предупредительный звонок или что таковой раздался

слишком поздно.

А., волнуясь, скажет: “Это была ужасная картина - раздался раздирающий

крик, хлынула кровь. Мне послышался даже треск ломаемых костей, эта

картина стоит перед моими глазами, преследует меня, волнуя и тревожа”. Б. скажет: “При мне вагон раздавил несчастную женщину; и вот людская

судьба: быть может, она спешила к любящему мужу, к любимым детям, под

семейный кров. И все разбито, уничтожено, остались слезы и скорбь о

невозвратимой потере, и картина осиротелой семьи с болью возникает в

В., волнуясь, скажет: “Раздавили женщину! Я давно говорил, что городское

управление небрежно в исполнении своих обязанностей: можно ли поручать

управление трамваем таким вагоновожатым, которые не умеют своевременно

звонить и предупредить рассеянного или тугого на ухо прохожего. И вот

результат. Судить надо за эти упущения и строго судить”.

Г. скажет: “Ехал я на извозчике и вижу: стоит трамвай, около него толпа, что- то смотрят; я привстал на пролетке и вижу: лежит какая-то женщина поперек рельсов, вероятно, наехали и раздавили. Я сел на свое место и сказал извозчику: пошел скорее”».

Какова взаимосвязь способа реагирования с темпераментом? Представители

каких типов темперамента участвовали в обсуждении происшествия? Какие

теоретические представления и каких именно концепций о темпераменте подтверждает приведенное описание?

7. Ответ:

В зависимости от темперамента, эмоциональной устойчивости люди отвечают на одно и тоже событие по разному. Для кого-то это ужасное происшествие, для кого-то ничего не обычного. Я думаю в обсуждении участвовали темпераменты такие как: Флегматик,Сангвиник,возможно, Меланхолик.

Задача 8

Какие качества характеризуют экстравертированный психологический тип,

а какие - интровертированный?

Инициативность, необщительность, склонность к самоанализу,

импульсивность, беззаботность, мечтательность, социальная адаптированность, аутизм, вдумчивость, подвижность, расчетливость, заразительность поведения.

8. Ответ:

Экстраверт - Инициативность, импульсивность, беззаботность, социальная адаптированность, подвижность, заразительность поведения.

Интроверт - необщительность, склонность к самоанализу, мечтательность, вдумчивость, расчетливость, аутизм.

Задача 9

Укажите те особенности поведения, которые обусловлены темпераментом, и

те, которые обусловлены мотивацией. По каким признакам это можно

установить?

У детей дошкольного возраста холерического темперамента при выполнении

различных трудовых заданий могут проявляться следующие особенности поведения:

а) они невнимательны при объяснении задания, даже тогда, когда интересно;

б) часто не выслушивают объяснения до конца и приступают к работе;

в) при неудачах бывают срывы: дети рвут тетради, бросают работу, когда

что-нибудь не получается;

г) в новых заданиях с красочным материалом при объяснении внимательно

следят за каждым движением воспитателя;

д) в работах соревновательного характера проявляют терпение и

настойчивость при неудачах;

е) в однообразной работе проявляют торопливость, неряшливость,

неаккуратность;

ж) в процессе выполнения задания часто переключаются на другие виды деятельности – игру, соревнование со сверстником, общение или просто

мешают другим детям;

з) часто не доделывают трудную работу до конца, «забывая» о ней.

Темперамент – одно из проявлений индивидуально-психологических особенностей личности. Под темпераментом понимают индивидуально-своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, которые одинаково проявляются в разнообразной деятельности, независимо от ее содержания, целей, мотивов, остаются постоянными в зрелом возрасте и в своей взаимной связи характеризуют тип темперамента.

Темперамент человека проявляется в разных сферах психической деятельности. Особенно ярко он выступает в эмоциональной сфере, в быстроте и силе эмоциональной возбудимости. Встречаются люди эмоционально отзывчивые, впечатлительные. Даже незначительные события находят у них эмоциональный отклик. Они горячо отзываются на события общественной жизни, работают с увлечением и страстью. С другой стороны, существуют люди с пониженной возбудимостью, маловпечатлительные. Только особенно важные события общественной и личной жизни вызывают у них радость, гнев, страх и т. п. К повседневным же событиям они относятся без волнения; работают энергично, спокойно.

Одни быстро устанавливают свое внимание, быстро думают, говорят, запоминают. И наоборот, есть люди, характерной особенностью которых является медленное, спокойное протекание психических процессов. Они медленно думают, медленно говорят. Речь у них монотонная, маловыразительная. Медлительность обнаруживается у них и в других психических процессах, а также во внимании. Темпераментные различия проявляются и в особенностях моторики: в движениях тела, жестах, мимике. У одних людей движения быстрые, энергичные, жесты обильные, резкие, мимика выразительная. У других движения медленные, плавные, жесты скупые, мимика маловыразительная. Первым свойственна живость, подвижность, вторым – двигательная сдержанность. Темперамент сказывается в особенностях настроения и характере его смены. Одни люди чаще всего бывают жизнерадостными, веселыми; настроение у них сменяется часто и легко, другие же склонны к лирическим устойчивым, смена их плавная. Есть люди, у которых настроение сменяется резко, неожиданно.

От темперамента зависит характер протекания психической деятельности:

1. Скорость возникновения психических процессов и их устойчивость например, быстрота ума, скорость восприятия, длительность сосредоточения внимания.

2. Психический темп и ритм.

3. Интенсивность психических процессов – активность воли, сила эмоций и т. д.

4. Направленность психической деятельности, т. е. направленность на определенные объекты, например, стремление к новым впечатлениям или обращенность к самому себе, к своим идеям и т. д.

Темпераментом называется индивидуально-психологическая особенность личности, которая проявляется в степени эмоциональной возбудимости, в скорости и энергии протекания психических процессов, в скорости и выразительности движений, мимики и жестов и в особенностях смены настроений. Темперамент – это своеобразие динамики психической деятельности человека.


Можно дать и такое определение темперамента:характеристика индивида со стороны его динамических особенностей, т. е. скорости, темпа и ритма психических процессов и психических состояний.

Основоположником учения о темпераменте считают древнегреческого врача Гиппократа, жившего в V в. до н. э. Гиппократ утверждал, что в теле человека имеются четыре жидкости: желчь желтая и желчь черная, кровь и слизь. Эти жидкости смешаны между собой в определенной пропорции. Пропорцию или отношение четырех жидкостей в смешении Гиппократ назвал древнегреческим словом «кразис». Это слово впоследствии было переведено на латинский язык, словом temperamentum. Общеупотребительное слово «темперамент» произошло от указанного латинского термина. Гиппократ считал, что в смешении четырех жидкостей одна из них может преобладать. От преобладания в смешении определенной жидкости возникает тип темперамента. По Гиппократу, существует четыре основных типа темперамента – холерический, меланхолический, флегматический и сангвинический.

Гиппократ к проблеме темпераментов подходил с медицинской точки зрения. Он считал, что тот или иной темперамент создает предрасположение к определенного рода заболеваниям. Учение Гиппократа по своему содержанию соответствовало уровню развития наук его времени и давно устарело. Однако имя Гиппократа будет всегда жить в истории науки о темпераменте. Его заслуга в том, что он первым выдвинул идею темперамента, которая существует свыше двух с половиной тысяч лет.

Живучими оказались термины, введенные Гиппократом для обозначения отдельных видов темперамента: холерический, меланхолический, флегматический. Такие слова, как «темперамент», «сангвинический», хотя и не принадлежат самому Гиппократу, но появление их в науке связано с его учением.

Учение Гиппократа о темпераменте вызвало большой интерес к этой проблеме у древних ученых – философов, врачей. Уже в древности появилось много различных учений о темпераменте (Аристотеля, Галена и др.). Некоторые из них утверждали, что от темперамента зависят и психические качества человека.

Основоположником психологических учений о темпераменте является немецкий философ И. Кант. Ярко написанные им характеристики четырех темпераментов (сангвинического, меланхолического, холерического и флегматического) долгое время считались классическими и оказали большое влияние на развитие учений о темпераменте в эмпирической психологии. Учение Канта о темпераменте и многочисленные теории темперамента, созданные психологами-эмпириками, основаны на идеалистической философии и не могут считаться научными.

Кроме психологических теорий темперамента, было создано множество других – химических, физических, физиологических. Одни ученые искали основы темперамента в химическом составе тела и крови. Другие – в движении молекул тканей; третьи – в характере обмена веществ в организме, в скорости и силе движения крови в сосудах, в деятельности желез внутренней секреции и т. п.

Э. Кречмер в 1921 г. предложил рассматривать зависимость психики от типа телосложения. Это конституционная типология. Выделено четыре конституционных типа:

1. Лептосоматик – характеризуется хрупким телосложением, высоким ростом, плоской грудной клеткой. Плечи узкие, нижние конечности длинные и худые.

2. Пикник – человек с ярко выраженной жировой тканью, чрезмерно тучный и неповоротливый, характеризуется малым или средним ростом, расплывшимся туловищем с большим животом и круглой головой на короткой шее.

3. Атлетик – человек с развитой мускулатурой, крепким телосложением, широкими плечами, узкими бедрами.

4. Диспластик – человек с бесформенным, неправильным строением (непропорциональным телосложением и др.).

С названными типами строения тела Кречмер соотносит три выделенных им типа темперамента: шизотимик (замкнут, упрям, малоподвижен); иксотимик (спокойный, маловпечатлительный, с невысокой гибкостью мышления); циклотимик (его эмоции колеблются между радостью и печалью, он легко контактирует с людьми и реалистичен во взглядах).

В 40-х гг. XX в. У. Шелдон также разработал свою конституциональную концепцию темперамента. Надо отметить, что в психологической науке большинство конституционных концепций стали объектом острой критики.

Известный психолог X. Айзенк считает, что личность человека включает четыре уровня: I – уровень отдельных реакций; II – уровень привычных реакций; III – уровень отдельных черт личности; IV – уровень типичных черт: интро-экстраверсия, эмоциональная нестабильность (нейротизм), психопатические черты, интеллект.

Нейротизм это эмоционально-психологическая неустойчивость, подверженность психотравмам. У лиц с повышенным нейротизмом из-за излишней впечатлительности и обидчивости даже по пустякам может возникать эмоциональный стресс. Они долго переживают конфликты, «не могут взять себя в руки», часто подавлены, огорчены, раздражительны, тревожны, круг их друзей обычно сужается. Эти черты довольно стойкие и могут быть сглажены в процессе упорного самовоспитания.

Экстраверсия в сочетании с повышенным нейротизмом обусловливает проявление темперамента холерика; «интроверсия плюс невротизм» определяет темперамент меланхолика; противоположность нейротизма – эмоциональная устойчивость, уравновешенность в сочетании с экстраверсией проявляется как сангвинистический тип.

Научное решение проблемы темпераментов стало возможным только благодаря учению И. П. Павлова о типах высшей нервной деятельности. Темперамент – это те врожденные особенности человека, которые обусловливают динамические характеристики интенсивности и скорости реагирования, степени эмоциональной возбудимости и уравновешенности, особенности приспособления к окружающей среде.

Нет хороших или плохих темпераментов – каждый из них имеет свои положительные стороны, поэтому главные усилия должны быть направлены не на переделку темперамента (что невозможно вследствие его врожденности), а на разумное использование достоинств и нивелирование отрицательных граней.

Человечество издавна пыталось выделить типичные особенности психического склада различных людей, свести их к малому числу обобщенных портретов – типов темперамента. Такого рода типологии были практически полезными, так как с их помощью можно было предсказать поведение людей определенного темперамента в конкретных жизненных ситуациях.

Возбуждение – это свойство живых организмов, активный ответ возбудимой ткани на раздражение. Для нервной системы возбуждение – основная функция. Клетки, образующие нервную систему, обладают свойством проведения возбуждения из того участка, где оно возникло, в другие участки и на соседние клетки. Благодаря этому нервные клетки приобрели способность передавать сигналы от одних структур организма к другим. Возбуждение стало носителем информации о свойствах поступавших извне раздражений и вместе с торможением – регулятором активности всех органов и систем организма. Процесс возбуждения возникает лишь в при определенной интенсивности внешнего стимула, превышающего абсолютный порог возбуждения, свойственный данному органу.

В ходе эволюции наряду с усложнением нервной системы совершенствовались и способы передачи возбуждения, при которых этот процесс распространяется до конца пути без какого-либо ослабления, что и позволяет возбуждению осуществлять регулирующую функцию в целостном организме. Процесс возбуждения вместе с торможением образует основу высшей нервной деятельности. Их динамика накладывает печать на все акты поведения, вплоть до самых сложных, а их индивидуальные особенности определяют тип высшей нервной деятельности.

Торможение – это активный, непрерывно связанный с возбуждением процесс, приводящий к задержке деятельности нервных процессов или рабочих органов. В первом случае торможение называется центральным, во втором – периферическим. Перифирическое торможение было обнаружено в 1840 г. братьями Вебер, получившими задержку сердечных сокращений при ритмическом раздражении блуждающего нерва. Центральное торможение открыто И.М. Сеченовым 1863 г. Это открытие оказало глубокое влияние на изучение не только нейродинамики, но и регуляции психических процессов.

В настоящее время выявлено два различных способа торможения клеточной активности: оно может быть либо результатом активации особых тормозных структур, либо возникать как следствие предварительного возбуждения клетки.

Подвижность нервных процессов животного в лабораторных условиях определяется путем переделки положительного рефлекса в тормозной и обратно. Если в ряде опытов звуковой раздражитель подкреплять действием безусловного (пищей), а световой – не подкреплять, то у животного выработается положительный условный рефлекс на звук и тормозной – на свет. Если в последующих опытах поступать наоборот: световой раздражитель подкреплять действием безусловного (пищей), а звуковой – не подкреплять, то должна произойти переделка положительного условного рефлекса в тормозной и тормозного – в положительный. У животных с подвижной нервной системой такая переделка осуществляется относительно быстро и безболезненно; животным с малоподвижной нервной системой такая переделка дается с большим трудом. Скорость и легкость переделки положительных условных рефлексов в тормозные и тормозных в положительные является показателем подвижности нервных процессов. По признаку подвижности нервная система может быть подвижной или инертной.

Подвижная нервная система характеризуется быстрым протеканием нервных процессов, быстрой и легкой сменой процесса возбуждения процессом торможения и наоборот. Характерной особенностью инертной нервной системы является относительно медленное протекание основных нервных процессов – возбуждения и торможения и затрудненность их взаимной смены.

В зависимости от своеобразия сочетания указанных трех основных свойств нервных процессов – силы, равновесия и подвижности, возникают своеобразные типы нервной системы.

Подчеркивая возможность самых разнообразных комбинаций основных свойств нервных процессов силы, равновесия и подвижности, И.П. Павлов утверждал, что в жизни чаще всего встречается четыре варианта этих свойств. Они обусловливают четыре основных типа высшей нервной деятельности.

Научное объяснение природы темперамента дал И.П. Павлов в учении об основных свойствах нервной системы. Изучая высшую нервную деятельность животных, он установил, что собаки, отличающиеся по характеру образования и протекания условных рефлексов, отличаются и по темпераменту. На этом основании он пришел к выводу, что в основе темперамента лежат те же причины, что и в основе индивидуальных особенностей условно-рефлекторной деятельности, а именно свойства нервной системы – первичные признаки.

Тип высшей нервной деятельности, по Павлову, – это сочетание основных свойств нервной системы (силы, уравновешенности и подвижности), которое определяет и индивидуальные особенности нервной условно-рефлекторной деятельности и темперамента.

Под силой нервных процессов И.П. Павлов понимал работоспособность нервных клеток, их способность выносить длительное напряжение, не впадая в тормозное состояние (запредельное торможение).

Сила процесса возбуждения и торможения определяется работоспособностью нервных клеток.

Сильная нервная система характеризуется высокими показателями силы возбуждения или торможения. Высокие показатели силы по возбуждению определяют выносливость, работоспособность нервной системы относительно процесса возбуждения. Выносливость, работоспособность относительно процесса торможения обеспечивают высокие показатели силы по торможению. Сильная нервная система способна вынести большое напряжение, слабая такого напряжения вынести не может, переходя в состояние запредельного торможения.

Производным свойством, положенным И. П. Павловым в определение типа высшей нервной деятельности, является уравновешенность нервных процессов возбуждения и торможения, степень соотношения показателей силы возбуждения и силы торможения, или их баланс.

Равновесие вытекает из равенства показателей процессов возбуждения и торможения по силе, и такая нервная система является уравновешенной. Если же один из нервных процессов по силе преобладает над другим, то такая нервная система будет неуравновешенной.

Свойством, определяющим тип высшей нервной деятельности, является подвижность основных нервных процессов возбуждения и торможения, т. е. скорость смены возбуждения торможением, и наоборот.

Нервная система человека и животного постоянно подвергается воздействиям окружающей среды, для которой характерны непостоянство и изменчивость. Уравновешенность организма со средой достигается только при условии, если оба нервных процесса – возбуждение и торможение – по скорости протекания и быстроте смены поспевают за колебаниями среды. И.П. Павлов определяет подвижность нервных процессов как способность «быстро, по требованию внешних условий, уступать место, давать преимущество одному раздражению перед другим, раздражению перед торможением и обратно».

Физиологическая характеристика может быть представлена в следующем виде: I тип сильный, уравновешенный, подвижный; II тип сильный, неуравновешенный; III тип сильный, уравновешенный, инертный; IV тип слабый.

И. П. Павлов всегда осторожно подходил к вопросу о возможности перенесения на человека данных, полученных путем экспериментов над животными. Однако учение о типах высшей нервной деятельности он считал возможным распространить на человека. И. П. Павлов считал, что тип высшей нервной деятельности проявляется в поведении и деятельности животного и человека. Тот отпечаток, который накладывает тип высшей нервной деятельности на поведение и деятельность человека, И. П. Павлов называл темпераментом и проводил параллель между четырьмя основными типами высшей нервной деятельности и темпераментами, существование которых было впервые подмечено Гиппократом.

Кроме этих основных темпераментов, существует множество других индивидуальных, или смешанных. Наиболее изучены в психологии – четыре основных темперамента; индивидуальные, или смешанные, темпераменты исследованы недостаточно.

Свойства темперамента:

1. Сензитивность определяется тем, какова наименьшая сила внешних воздействий, необходимая для возникновения какой-либо психической реакции человека, и какова скорость возникновения этой реакции.

2. Реактивность характеризуется степенью непроизвольности реакций на внешние или внутренние воздействия одинаковой силы (критическое замечание, обидное слово, резкий тон, даже звук).

3. Активность свидетельствует о том, насколько интенсивно (энергично) человек воздействует на внешний мир и преодолевает препятствия в достижении целей (настойчивость, целенаправленность, сосредоточение внимания).

4. Соотношение реактивности и активности определяет, от чего в большей степени зависит деятельность человека; от случайных внешних или внутренних обстоятельств (настроение, случайные события) или от целей, намерений, убеждений. Пластичность и фригидность свидетельствуют, насколько легко и гибко приспосабливается человек к внешним воздействиям (пластичность) или насколько инертно и косно его поведение. Темп реакции, характерная скорость протекания различных психических реакций и процессов, темп речи, динамика жестов, быстрота ума.

5. Темп реакций. Об этом свойстве мы судим по скорости протекания различных психических реакций и процессов, т. е. скорости движений, темпу речи, скорости запоминания, быстроте ума, находчивости.

6. Пластичность ригидность. Легкость и гибкость приспособления человека к внешним воздействиям – пластичность. Ригидность – инертность, косность поведения, привычек, суждений.

7. Экстраверсия, интроверсия определяют, от чего преимущественно зависят реакции и деятельность человека – от внешних впечатлений, возникающих в данный момент (экстраверт), или от образов, представлений и мыслей, связанных с прошлым и будущим (интроверт).

8. Эмоциональная возбудимость. Насколько слабое воздействие необходимо для возникновения эмоциональной реакции и с какой скоростью она возникает.

Психологические характеристики основных типов темперамента вытекают из его психологической сущности и тесно связаны с его определением. Они раскрывают особенности эмоциональной возбудимости, скорости и энергии протекания психических процессов, особенности моторики, характер преобладающих настроений и особенности их смены. Характеристики раскрывают своеобразие динамики психической деятельности личности, обусловленное соответствующим типом высшей нервной деятельности.

Учитывая сказанное, психологические характеристики основных типов темпераментов можно представить в следующем виде:

1. Сангвинический темперамент, в основе которого лежит сильный, уравновешенный, подвижный тип высшей нервной деятельности, характеризуется легкой эмоциональной возбудимостью, быстрым протеканием психических процессов, быстрыми, многочисленными, разнообразными движениями, обилием легких, изящных жестов, богатой мимикой, преобладанием веселого, жизнерадостного настроения, быстрой, безболезненной сменой настроений.

2. Холерический темперамент, в основе которого лежит сильный, неуравновешенный (с преобладанием по силе процесса возбуждения), подвижный тип высшей нервной деятельности, со стороны психологической характеризуется повышенной эмоциональной возбудимостью, стремительным, энергичным протеканием психических процессов, быстрыми, энергичными движениями, резкими жестами, выразительной мимикой, устойчивым бодрым настроением и резким переходом от одного настроения к другому.

3. Флегматический темперамент, в основе которого лежит сильный, уравновешенный, инертный тип высшей нервной деятельности. Характеризуется следующими особенностями: пониженной эмоциональной возбудимостью; медленным, спокойным протеканием психических процессов; медленными, немногочисленными движениями, редкими, невыразительными жестами, маловыразительной мимикой; ровными, устойчивыми настроениями и медленной и плавной их сменой.

4. Меланхолический темперамент, в основе которого лежит слабый тип нервной системы, характеризуется высокой эмоциональной возбудимостью (впечатлительностью), астеничностью чувств, медленным протеканием психических процессов, относительно быстрой утомляемостью, медленными движениями, слабой мимикой, немногочисленными, малоэнергичными со слабой выраженностью жестами, склонностью к грустным лирическим настроениям, медленной сменой настроений.

Исследования Б. М. Теплова и В. Д. Небылицина показали, что структура основных свойств нервной системы много сложнее, а число комбинаций гораздо больше, чем представлялось ранее. Однако указанные четыре типа темперамента, как наиболее обобщенные могут быть использованы для изучения индивидуальности. По В. Д. Небылицину, выделяют так называемый тормозный тип, характеризующийся силой, подвижностью, неуравновешенностью, с преобладанием по силе процесса торможения.

Познание в человеке все-таки первично. Именно на основе получаемой об окружающем информации человек строит свои волевые действия, волевые акты, каждый из которых был бы невозможен без достаточного знания об окружающем его мире.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ТЕМА: «ЛИЧНОСТЬ»

Из перечисленных характерис­тик относятся к личности:

Способности, убеждения, характер, направленность, мотивы , самосознание, навыки, талант, темперамент, знания, социальная установка, воля, идеалы, самостоятельность, чувства, индивидуальность, авторитетность.

Не относятся: моральные свойства, мировоззрение, отношения, активность, мышление, уровень личной культуры, инстинкты, возрастные особенности, память, желания, потребности.

1. а) человек - б) образ «Я» -3

2. а) самооценка - б) притязания-5

3. а) субъект - б) личность-2

4. а) «Эго» - б) «Я»-1

5. а) личность - б) человек-4

Прокомментируйте следующие высказывания. С ка­кими вы согласны (не согласны) и почему?

1. Человек в той мере субъект, в какой он - личность; организм - не субъект.

2. Личностью является лишь тот, кто обладает яркой индивидуальностью.

3. Личность - это человек, выделивший в процессе общественных отношений свое «Я» из «не-Я»..., активно воздействующий на «не-Я» в процессе своей сознательной целенаправленной деятельности.

4. Человек становится личностью благодаря самосознанию, которое позволяет ему свободно подчинять свое «Я» нравственному закону.

5. Личность - субъект и объект общественных отношений.

6. Человек, взятый в его социальном качестве, есть личность.

Какие из перечисленных характеристик относятся к человеку как к личности, а какие - как к индивиду?

Целеустремленность, упрямство, вдумчивость, высокая эмоциональ­ность, старательность, цельность, приятный голос, общественная актив­ность, критичность ума, прекрасная дикция, средний рост, музыкаль­ность, вспыльчивость, моральная воспитанность , низкая адаптация к тем­ноте, ригидность, трудолюбие , плохая пространственная координация, голубые глаза, хороший слух, идейная убежденность, внимательность , подвижность, честность, вера, страх, благородство, леность, стресс, ме­ланхолия, авторитет, речь, темперамент , инстинкты, убеждения, зна­ния , задатки, идеалы, возрастные особенности чувств, механическая па­мять, мышление, язык, музыкальный слух, гуманность.

Выберите правильный ответ из предложенных ва­риантов.

1. Человека как индивида характеризуют... рост; цвет глаз и во­лос; тип высшей нервной деятельности; принадлежность к расе.



2. Свойства человека, обусловленные биологическими факторами, - это задатки.

3. Личностные свойства, обусловленные социально, - это ценностные отношения.

4. Важнейшими элементами психологической структуры личности яв­ляются... способности; направленность; темперамент; харак­тер.

5. Подструктуры психологической структуры личности образуют: социальные установки; эмоции; воля.

6. Личность - это совокупность относительно устойчивых свойств и склонностей индивида, которые отличают его от других.

8. Процесс социализации состоит в следующем: привитии ребенку нравственных норм; усвоении ребенком общекультурного опыта; воспроизводстве ребенком социальных норм и правил; познании действи­тельности (особенно социальной).

9. Источниками социализации выступаютпередача культуры че­рез семейный и другие социальные институты, прежде всего через систе­му образования, обучения и воспитания ; взаимное влияние людей в процессе общения и совместной деятельности.

10. В становлении личности участвуют механизмы: идентификации; освоения социальных ролей.

Вставьте пропущенные слова в следующих выска­зываниях.

1. Личность - это человек в совокупности его психологических качеств , формирую­щихся в различных видах общественных связей и отношений.

2. Личность - это не только продукт, но и активный субъект общественных отноше­ний.

3. Понятие индивид выражает неделимость, целостность и генотипические особенности человека как представителя рода.

4. Особенности индивида образуют индивидуально обусловленную подструктуру....

5. Вступая в сложную многоуровневую систему отношений, субъект обретает системные каче­ства, которые образуют устойчивую структуру личности.

1) Личность - субъект общественных отношений

2) Человек – индивид .

3) Личность- индивидуаль­ность.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ТЕМА: «ТЕМПЕРАМЕНТ»

Слова, относящиеся к темпераменту :

Неуравновешенность, Сензитивность, Реактивность, Экстраверсия, Вспыльчивость, Эмоциональность, Быстрое переключение внимания. Медлительность, Сила эмоциональной реакции, Богатство мимики, Глубина чувств.

1) Под темпераментом понимают динамические характеристики психических процессов и поведения человека.

2) Физиологическая ветвь учения о темпераменте начинается с И.П.Павлова, который выделил 4 типа темперамента: живой, спокойный, безудержный, слабый.

3) В результате исследований Теплова и Небылицына к трем основным свойствам нервной системы- сила, подвижность и уравновешенность были добавлены еще два – лабильность и динамичность.

4) Физиологическая концепция И.П.Павлова, получившая название учения о нервной системе и ВНД , трансформировалась в учение о темпераменте.

5) Свойства НС трактуются как базовые характеристики функциональных систем , обеспечивающих интегративную, аналитическую, синтетическую деятельность мозга и всей НС в целом.

6) Темперамент – особая психобиологическая категория, охватывающая обобщенные формально-динамические(психобиологические) аспекты всего поведения человека.

1) Свойства темперамента:

Горячий, суетливый, спокойный, непоседа, «несмеяна», необузданный, недотепа, плакса, ранимый, возбудимый, энергичный, медлительный, растяпа.

2) Свойства характера:

нежный, смелый, трудолюбивый, честный, вежливый, воспитанный, черствый, «крутой», пылкий, отходчивый, послушный, решительный, ленивый, неряшливый, благородный, щедрый, «тряпка», доброжелательный, осторожный, самоуверенный, чуткий, «живой такой, веселый», эгоистичный, инициативный, услужливый, верный.

3) Способности:

Остроумный, деловой, умный, красноречивый, глупый, ловкий, находчивый, предприимчивый.

Наиболее верные высказывания :

1) Особенности темперамента зависят от химизма крови и гормонов.

2) В основе темперамента лежит тип нервной системы.

3) Темперамент не существует до деятельности или вне деятельности в широком смысле этого слова.

4) Темперамент определяется конституцией человека.

1) Двигательная сфера темперамента:

Быстрый, подвижный, живой, резкий, вялый, импульсивный, медлительный, энергичный, стремительный, заторможенный.

2) Эмоциональная сфера темперамента:

Вспыльчивый, чувствительный, жизнерадостный, впечатлительный.

Каждый сангвиник всегда весельчак и шутник по натуре. Склонностью он обладает к наукам и способен, Чтоб не случилось, но он не легко распаляется гневом. Влюбчивый, щедрый, веселый, смеющийся, румянолицый. Любящий песни, мясистый, поистине смелый и добрый.

Желчь существует. Она необузданным свойственна людям. Всех и во всем превзойти человек подобный стремится; Много он ест, превосходно растет и легко восприимчив, Великодушен и щедр, неизменно стремится к вершинам; холерик

Вечно взъерошен, лукав, раздражителен, смел и несдержан, Строен и хитрости полон, сухой он и с ликом шафранным. Флегма лишь скудные силы дает, ширину, малорослость, Жир порождает она и ленивое крови движенье. Сну - не занятьям-свои посвящает флегматик досуги; флегматик

Только про черную желчь мы еще ничего не сказали. Странных людей порождает она, молчаливых и мрачных. Бодрствует вечно в трудах, и не предан их разум дремоте. Тверды в намерениях, но лишь опасности ждут отовсюду. меланхолик

1) Холерик узнается по горячности, вспыльчивости, честолюбию.

2) Сангвиник , темперамент, свойствен «людям веселого нрава».

3) Флегматика трудно вывести из равновесия, они постоянны в своих симпатиях и антипатиях, интересах и занятиях.

4) Флегматик, темперамент связан с принципиальностью, глубоким обдумыванием своих слов и действий.

5) Меланхолик , темперамент, связан с беспокойством, тревожностью, пессимизмом.

6) Эмоции сангвиника быстры, но поверхностны, деятельность бурная, но непродолжительная.

7) У меланхолика сильно развито чувство долга.

8) Сангвиник – шутник, хороший собеседник, легко завязывает дружбу.

9) Меланхолик , темперамент, присущ людям «мрачного типа».

10) Сангвиники очень уживчивы, с виду мягки и покорны, но постепенно захватывают власть над людьми и обстановкой, так как обладают непреклонной, но благоразумн6ой волей.

11) Меланхолики вдумчивы, но постоянно сомневаются в правильности и успешности своей деятельности, недоверчивы, озабочены, безрадостны.

12) Флегматик избегает ответственности и труда, но обладает организаторскими способностями и готов быть начальником.

13) Сангвиника можно узнать по следующим проявлениям: это человек беззлобный, полный надежд, мысли и настроения легко меняются.

14) ? Холерик часто корыстен, но пасует перед препятствиями: достаточно едкого остроумия, чтобы исчез ореол его важности.

15) Сангвиники необязательны, недостаточно рассудительны, забывчивы, ничему не придают большого значения.

16) Холерик любит церемонии, общественную деятельность, натянут и напыщен, охотно протежирует (часто на словах) и любит иметь при себе льстеца, служащего мишенью для его остроумия.

17) Сангвиник не способен долго расстраиваться, печали его не глубоки.

18) У флегматика низкая работоспособность, он предпочитает легкие, игровые занятия.

19) Флегматики долго раскачиваются, приступая к деятельности, но выполняют ее качественно и ответственно.

1) Динамику психической жизни определяют темперамент, процессы возбуждения и торможения.

2) По параметру общей активности человек может быть инертным, пассивным , стремительным.

3) Проявления темперамента в моторной сфере- это темп, ритм, интенсивность.

4) Основные свойство НС – чувствительность, ритмичность, интенсивность.

Качества, характеризующие экстравертированный тип:

Инициативность, импульсивность, беззаботность, безрассудство, социальная адаптированность, открытость, подвижность, смешливость, бесцеремонность.

Качества, характеризующие интровертированный тип:

Необщительность, склонность к самоанализу, рефлексия, мечтательность, расчетливость, аутизм, вдумчивость, застенчивость, стеснительность.

Задача 10.

Пары понятий находятся в следующих отношениях:

1) Психика – темперамент – 3

2) Темперамент – характер -3

3) Темперамент – эмоции -3

4) Моторная сфера - темперамент – 4

5) Темперамент – Экстраверсия -3

6) Темперамент – сила НС -4

7) Сангвиник – холерик -2

Задача 11.

1) Темперамент – тип нервной системы

2) Темперамент – тип нервной системы

3) Темперамент – лобные доли

Задача 12.

Задача 13.

Каждый из 4 типов темперамента (сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик) более адекватен в той или иной ситуации, поэтому нельзя судить людей с точки зрения « плохой - хороший».

Задача 14.

1) У Гиппократа был чисто физиологический подход к исследованию темперамента. Утверждение верное.

3) Дальнейшее развитие физиологической линии состояло в последовательной смене представлений о психофизиологических основах темперамента. Утверждение верное.

4) Психологический подход к изучению темперамента начался с выявления «формально-динамических свойств поведения». Утверждение верное.

5) В физиологической концепции И.П.Павлова утверждалось, что каждому типу ВНД соответствует своя картина поведения. Утверждение верное.

6) Слово «темперамент» И.П.Павлов предложил заменить на «генотип», а «характер» на «фенотип». Утверждение верное.

7) Б.М Теплов и В.Д.Небылицын доказали фундаментальную роль подкорковых структур и лобных долей мозга в активации поведения и его эмоциональной регуляции. Утверждение верное.

8) Концепция И.П.Павлова и его школы стала рассматриваться как частный случай функционально-системной организации работы мозга П.К.Анохина. Утверждение верное.

9) Темперамент – это прямое проявление биологических свойств человека. Утверждение верное.

10) В рамках целостной теории индивидуальности, разрабатываемой В.С.Мерлиным, П.К.Анохиным, В.М.Русаловым, индивидуально-биологические свойства человека, организованные в специальные программы, являются причинами индивидуального поведения. Верное.

Задача 15.

1) Здоровье и болезнь человека зависят от ненарушимых гуморесс - соков организма……Кровь, слизь, светлая желчь и темная желчь. Надлежащее соотношение частей - темперамент (Гиппократ).

2) Разновидности темперамента связаны с определенным типом строения тела: цикломитики - пикнический тип, шизотимики - астенический.(Э.Кречмер).

3) Эндоморфному, мезоморфному и эктоморфному соматипам соответствуют висцеротонический, соматонический и церебротонический типытемперамента. (У.Шелдон).

4) Типам НС (ВНД) соответствуют 4 картины поведения или 4гиппократовых типа темперамента. (И.П.Павлов).

5) Любое свойство темперамента находится в линейной зависимости от свойств НС. (В.Д.Небылицын).

6) Темперамент есть объем областей свойств личности, ее природная основа.(Б.Г.Ананьев).

7) Темперамент = тин НС+отношения личности+ситуационныемотивы.(В.Н.Мясищев).

8) Темперамент – четырехуровневая система формальных поведенческих измерений. Отражающих различные блоки функциональных систем.(В.М.Русалов).

Задача 16.

Задача 17.

1) Интроверты:

Анна Каренина, Родион Раскольников, Пьер Безухов, Джульетта, Дон Кихот, Плюшкин, Санчо Панса, Золушка, Снежная Королева, Белоснежка, Мцыри, Обломов, Ноздрев, Коробочка, Киса Воробьянинов, Лужин, Наташа Ростова.

2)Экстраверты:

Чипполино, Буратино, братец Кролик и братец Лис, Колобок, д,Артаньян, Отелло, Чацкий, Онегин, Емеля, Сонечка Мармеладова, кот Матроскин, Красная Шапочка, Павел Корчагин, Чеширский Кот, Манилов, Собакевич, Остап Бендер, Людоедочка Эллочка, Паниковский, Шура Балаганов, кот Бегемот, кот Базилио и лиса

ТЕМА: « ХАРАКТЕР »


Под темпераментом понимают характеристики психической деятельности:
а) статические;
б) содержательные;
в) динамические;
г) приобретенные.
В темпераменте личность проявляется со стороны ее:
а) содержания;
б) динамических свойств;
в) личностно-смысловых аспектов;
г) неизменных свойств.
Критерием темперамента является:
а) раннее проявление в детстве;
б) приобретенность;
в) изменчивость в течение длительного периода жизни человека;
г) зависимость от черт характера.
Основным блоком личности в рамках диспозиционного подхода являет- ся(ются):
а) темперамент;
б) направленность;
в) характер;
г) способности.
К темпераменту не следует относить только динамические характеристики психики, которые выражаются в «импульсивности» и «впечатлительности», по мнению:
а) СЛ. Рубинштейна;
б) Б.М.Теплова;
в) В.Н. Небылицына;
г) И.П. Павлова.
Темперамент не является компонентом личности, по мнению:
а) B.C. Мерлина;
б) Г. Айзенка;
в) Дж. Гилфорда;
г) J1. Тёрстона.
Психологическое описание «портретов» различных темпераментов впервые дал:
а) Гиппократ;
б) Гален;
в) И. Кант;
г) Платон.
Физиологическая ветвь учения о темпераменте начинается:
а) с Демокрита;
б) с Платона;
в) с Гиппократа;
г) с Галена.
У Гиппократа был подход к темпераменту:
а) физиологический;
б) психологический;
в) психофизиологический;
г) психофизический.
Теория У. Шелдона относится к теориям темперамента:
а) гуморальным;
б) конституциональным;
в) нейродинамическим;
г) поведенческим.
Одним из авторов конституциональной теории темперамента является:
а) И.П. Павлов;
б) Э. Кречмер;
в) Дж. Гилфорд;
г) JI. Тёрстон.
Одним из подходов к пониманию факторов, обусловливающих тип темперамента, является подход:
а) френологический;
б) конституциональный;
в) физиогномический;
г) нейродинамический.
Происхождение названий четырех наиболее известных типов темперамента связано с теорией темперамента:
а) гуморальной;
б) конституциональной;
в) нейродинамической;
г) физиологической.
Считалось, что в детерминации темперамента особую роль играют телесные жидкости:
а) до конца XVIII в.;
б) до середины XIX в.;
в) до конца XIX в.;
г) до середины XX в.
Слово «темперамент» И.П. Павлов заменил:
а) на генотип;
б) на фенотип;
в) на социотип;
г) на биотип.
Э. Кречмер к темпераменту относил:


в) соотношение устойчивости эмоций и сопротивления воли;

Н. Ах к темпераменту относил:
а) общительность и замкнутость, «жизненную установку»;
б) любовь к господству и наслаждение властью;
в) соотношение между собой и устойчивостью эмоций и сопротивлением воли;
г) индивидуальные особенности детерминирующих тенденций.
В структуре темперамента Э. Шелдон не выделил как его компонент:
а) висцеротонию;
б) соматонию;
в) церебротонию;
г) мезоморфию.
Темперамент как любовь к господству и наслаждению рассматривал:
а) Э. Кречмер:
б) У. Шелдон:
в) Э. Мейман;
г) Н. Ах.
Темперамент как аффективные предрасположения анализировал:
а) Э. Кречмер;
б) У. Шелдон;
в) Э. Мейман;
г) Н. Ах.
Возникновение темперамента как интегрального психического явления обусловливает (ют):
а) воспитание;
б) факторы социальной среды;
в) конституциональные факторы;
г) обучение.
Висцеротонический, соматотонический, церебротонический компоненты в структуре темперамента выделил:
а) Э. Кречмер;
б) У. Шелдон;
в) И.П. Павлов;
г) Дж. Гилфорд.
К темпераменту следует относить только динамические характеристики психики, которые выражаются в импульсивности и «впечатлительности», согласно:
а) С.Л. Рубинштейну;
б) Б.М. Теплову;
в) В.Д. Небылицыну;
г) Л.С. Выготскому.
Три таких ведущих компонента темперамента, как общая психическая активность, его моторика и эмоциональность, предложил выделить:
а) С.Л. Рубинштейн;
б) Б.М. Теплов;
в) В.Д. Небылицын;
г) А.Н.Леонтьев.
По Э. Кречмеру, замкнутость, эмоциональная ранимость, быстрая утом-ляемость характерны для:
а) пикников;
б) астеников;
в) атлетов;
г) диспластиков.
По Э. Кречмеру, агрессивность и властолюбие характеризуют:
а) пикников;
б) астеников;
в) атлетов;
г) диспластиков.
Физиологические основы темперамента изучал:
а) У. Шелдон;
б) Э. Кречмер;
в) И.П. Павлов;
г) Дж. Гилфорд.
По И.П. Павлову, классификация типов нервной системы должна быть основана на учете параметров:
а) силы;
б) активности;
в) соотношения жидкостей в организме;
г) особенностей строения тела.
Высокая степень работоспособности, умение спокойно находить выход в трудных ситуациях выявляют такие показатели нервной системы, как:
а) сила;
б) уравновешенность;
в) подвижность;
г) динамичность. Стабильность настроения, устойчивость впечатлений являются такими показателями нервной системы, как:
а) сила;
б) уравновешенность;
в) подвижность; ¦
г) динамичность.
Реакция на наименьшую силу внешнего воздействия является показателем:
а) сензитивности;
б) реактивности;
в) активности;
г) пластичности и ригидности.
По И.П. Павлову, сильный, уравновешенный и подвижный тип нервной системы характерен для:
^чд) сангвиников;
б) флегматиков;
в) холериков;
г) меланхоликов.
По И.П. Павлову, сильный, неуравновешенный и подвижный тип нервной системы характерен для:
а) сангвиников;
б) флегматиков;
в) холериков;
г) меланхоликов.
Низким уровнем психической активности, замедленностью движений, быстрой утомляемостью, высокой эмоциональной сензитивностью, преобладанием отрицательных эмоций над положительными характеризуется:
а) сангвиник;
б) холерик;
в) флегматик;
г) меланхолик.
ч
Тип темперамента, характеризующийся легкой ранимостью и склонностью к глубоким переживаниям, присущ:
а) холерику;
б) сангвинику;
в) флегматику;
г) меланхолику.
Тип темперамента, отличающийся подвижностью, склонностью к частой смене впечатлений, отзывчивостью и общительностью, характерен для:
а) холерика;
б) сангвиника;
в) флегматика;
г) меланхолика.
Изменчивость свойств темперамента по сравнению с изменчивостью физиологических процессов колеблется в диапазоне:
а) гораздо более широком;
б) гораздо менее широком;
в) незначительно более широком;
г) незначительно менее широком.

Результатах действий, с учетом которой исполнительным органом формируются последующие

команды, осуществляет:

А) эффектор

В) анализатор

Б) акцептор действия

Г) обратная связь

24. К основным методам психологии не относится:

а) анкетирование б) измерение в) эксперимент г) наблюдение

25. Приведите в соответствие:

1 восприятие

а. психические состояния

2 темперамент

4 мышление

б. психические процессы

5 утомление

6 восторг

7 характер

в. психические свойства

8 внимание

9 способности

Тестовый контроль знаний (Тема: темперамент, характер, способности)

1.В темпераменте личность проявляется со стороны ее:

В) динамических свойств Г) неизменных свойств

2.Психологическое описание портретов различных темпераментов впервые дал:

А) Гиппократ Б) И.Кант В) Гален Г) Платон

3. Физиологическая ветвь учения о темпераменте начинается с:

А) Демокрита Б) Гиппократа В) Платона Г) Галена

4. Теория У.Шелдона относится к теориям темперамента:

А) гуморальным Б) нейродинамическим В) конституциональным Г) поведенческим

А) И.П.Павлов Б) Дж.Гилфорд В) Э.Кречмер Г) Л.Терстон

6.Слово темперамент И.П.Павлов заменил на:

А) генотип Б) социотип В) фенотип Г) биотип

7. У.Шелдон не выделял такой тип темперамента как:

А) висцеротонический Б) церебротонический В) соматотонический Г) мезоморфный

К темпераменту следует относить только динамические характеристики психики, которые

выражаются в «импульсивности» и «впечатлительности», согласно:

А) С.Л.Рубинштейн Б) В.Д.Небылицын В) Б.М.Теплов Г) Л.С.Выготский

Три таких ведущих компонента темперамента, как общая психическая активность,

моторика и эмоциональность, предложил выделить:

А) С.Л.Рубинштейн Б) В.Д.Небылицын В) Б.М.Теплов Г) А.Н.Леонтьев

10.Физиологические основы темперамента изучал:

А) У.Шелдон Б) И.П.Павлов В) Э.Кречмер Г) Дж.Гилфорд

По И.П.Павлову, классификация типов нервной системы должна быть основана на учете

параметров:

А) силы НС Б) соотношения жидкостей в организме

В) активности Г) особенностей строения тела

Высокая степень работоспособности, умение спокойно находить выход в трудных ситуациях

выявляют такие показатели нервной системы, как:

А) сила НС

Б) подвижность нервных процессов

В) уравновешенность нервных процессов

Г) динамичность нервных процессов

13.Реакция на наименьшую силу внешнего воздействия является показателем:

А) сензитивности Б) активности В) реактивности Г) пластичности и ригидности

Низким уровнем психической активности, замедленностью движений, быстрой

Утомляемостью, высокой эмоциональной сензитивностью, преобладанием отрицательных

эмоций над положительными характеризуется:

А) сангвиник Б) флегматик В) холерик Г) меланхолик

15.Темперамент это:

А) индивидная характеристика человека

Б) совокупность динамических характеристик психической деятельности

В) генотип

Г) все ответы верны

Определите тип темперамента по следующим свойствам нервной системы - сильный,

уравновешенный, инертный:

А) сангвиник Б) флегматик В) холерик Г) меланхолик

17.К сферам проявления темперамента относятся:

А) общая активность человека Б) моторная сфера

В) эмоциональность Г) все ответы верны

Совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и

проявляющаяся в деятельности и общении, - это:

А) темперамент Б) способности В) характер Г) задатки

19.В характере личность проявляется в большей степени со стороны:

20.Аккуратность, бережливость, щедрость – это:

А) черты, характеризующие отношение к вещам

Б) система отношений человека к самому себе

В) черты, проявляющиеся по отношению к другим

Г) черты, проявляющиеся в деятельности