Пушкин. Высшее военно-морское гидрографическое училище г. Пушкин Высшее военно морское гидрографическое училище им орджоникидзе

Военно-морское училище им. М. В. Фрунзе

Санкт-Петербургский военно-морской институт - одно из старейших учебных заведений Санкт-Петербурга . В своём нынешнем виде существует с 1998 года, когда были объединены между собой ВВМУ им. М. В. Фрунзе и ВВМУПП им. Ленинского Комсомола . С 2001 года носит название Морского Корпуса Петра Великого. В институте осуществляется подготовка офицеров военно-морского флота на 5 факультетах: штурманском, гидрографическом, минно-трального и противолодочного вооружения, крылатых и баллистических ракет подводных лодок, а также специальных вооружений.

Навигацкая школа (1701 год)

14 января 1701 года (по старому стилю) Указом Петра I была основана Школа математических и навигацких наук. Целью создания этого учебного заведения было обеспечение комплектования создающегося российского флота отечественными кадрами. С июня 1701 года Школа располагалась в Москве в Сухаревой башне Кремля. Готовила она специалистов не только для флота, но и для армии и гражданской службы. Школа делилась на классы - в первых двух обучали неграмотных русскому языкуи началу счёта. После этого большинство выходцев из бедных слоёв населения отправляли служить писарями или учиться на мастеров адмиралтейства. Наиболее способные из них, а также юноши дворянского происхождения, переводились в следующие классы, высшими из которых являлись мореходные (плоской и меркаторской навигации), морской астрономии). Кроме того, ученики изучали ведение шканечного журнала, счисление пути корабля, фехтование. Изучение велось последовательно и завершалось сдачей экзамена. Наиболее способные и старательные могли закончить полный курс школы за 4 года, а нерадивые учились и до 13 лет. Первоначально школа находилась в ведении Оружейной палаты, с 1706 года она была передана в Воинский морской приказ, а с 1712 года - в Воинскую морского флота канцелярию. Преподаватели школы были независимы друг от друга и подчинялись только генерал-адмиралу Ф. М. Апраксину. Первый выпуск Школы состоялся в 1705 году. Её окончили 64 человека. Выпускники Школы получали право на производство в офицеры после длительного плавания на кораблях и соответствующего экзамена. Многие стажировались на английском и голландском флотах.

Морская Академия (1715 год)

В 1715 году в Санкт-Петербурге на базе старших мореходных классов Навигацкой школы создаётся Морская академия (Академия морской гвардии). Навигацкая школа лишилась своего прежнего статуса и стала подготовительным училищем при Академии. Морская академия была рассчитана на 300 учеников и организационно делилась на 6 отделений по 50 человек. Во главе академии стоял директор, отделениями командовали офицеры из гвардейских полков. Помимо отделений в Академии имелся отдельный класс геодезистов численностью 30 человек. В 1716 году было учреждено воинское звание «гардемарин». Это звание заменило звание «навигатор», в качестве переходного от ученика Морской академии к чину мичмана (учреждён в 1713 г.). По экзамену мичманы производились в первый офицерский чин унтер-лейтенанта. В 1732 году первым офицерским чином на флоте стал чин мичмана, сохранивший это значение до 1917 года с перерывом в 1751-1758 гг. С 1723 года в гардемаринскую роту (200 чел.) зачисляли прошедших теоретический курс. Летом гардемарины распределялись по кораблям и уходили в практическое плавание, а зимой продолжали теоретическое обучение. Срок пребывания в чине гардемарина зависел от способностей и наличия свободных офицерских должностей, а также старшинства в списке роты. Вместо положенных семи лет, некоторые становились офицерами через три-четыре года, а другие служили в чине гардемарина до двадцати лет. В 1744 году в отставку «по болезни и старости» был отправлен 54-летний гардемарин, прослуживший в этом чине тридцать лет. В 1717-1752 гг. из Академии было выпущено более 750 человек.

Морской шляхетный кадетский корпус (1752 год)

15 декабря 1752 года Навигацкая школа и гардемаринская рота были упразднены, а Морская академия преобразована в Морской шляхетный кадетский корпус. Название подчёркивало комплектование его исключительно лицами дворянского происхождения. Штат корпуса предусматривал обучение 360 человек, которые в строевом отношении делились на три роты по 120 человек, а в учебном - на три класса. Гардемаринами стали называть учеников старшего класса корпуса. Состав роты был смешанный - в каждую входили три учебные группы - гардемаринская (1 класса) и кадетские (2 и 3 класса). В 1762 году для кадетов ввели единую форму одежды, однотипное вооружение и снаряжение. Новым штатом в помощь директору назначался капитан 1 ранга, фактически - его заместитель по строевой части, которому подчинялись старшие офицеры - командиры рот. В каждой роте было по 4 офицера. Деятельностью преподавателей руководил профессор. В Корпусе изучалось 28 наук, в том числе: арифметика, геометрия, тригонометрия, алгебра, механика, навигация, география, артиллерия, фортификация, история, политика, риторика, на выбор - французский, английский или немецкий языки, тактическое маневрирование (морские эволюции), морская практика, такелажное дело, фехтование, танцы. Перевод из класса в класс, а также производство гардемаринов в офицеры, осуществлялись только на вакантные места. До 1762 года выпускники Корпуса были обязаны служить пожизненно. 18 февраля 1762 года манифестом Петра III «О вольности дворянской» каждый дворянин получил право служить по своему усмотрению и выйти в отставку. Этот порядок сохранялся до 1917 года. В 1762-1802 гг. Корпус возглавлял И. Л. Голенищев-Кутузов. По его инициативе в 1764 году ввели должность старшего инспектора классов, который отвечал за организацию учебного процесса. В 1769 году была основана библиотека Морского корпуса, которая пополнялась оригинальными и переводными книгами и учебниками. Быстрый рост флота вызвал расширение Морского корпуса, штат которого в 1783 году расширили до 600 человек, а в 1791 году в нём фактически обучалось около тысячи человек. С 1753 по 1802 гг. Корпусом было выпущено 3036 офицеров.

Морской кадетский корпус (1802 год)

В 1802 году из названия исключили слово «шляхетный», но принцип комплектования Корпуса не изменился. Директором Корпуса стал контр-адмирал П. К. Карцев, ветерана войн с Турцией и Швецией. Наиболее способные гардемарины отправлялись волонтёрами на английский и французский флоты. В 1812 году Морской корпус произвёл два выпуска, флот пополнился 134 мичманами, многие из которых приняли участие в войне с наполеоновской Францией. В 1817 году штат корпуса предусматривал обучение 700 кадетов и гардемаринов, расходы на его содержание составляли более 460 тыс. руб. в год. В 1826 году Корпус под воздействием Николая I приравняли к экипажу, аналогичному армейскому батальону. Капитан 1 ранга стал именоваться командиром экипажа. Батальон включал гардемаринскую, три кадетские и резервную роты. В кадетских обучались мальчики от 10 до 16 лет, в гардемаринской - юноши 16-18 лет. Роту возглавлял капитан-лейтенант, отделения - лейтенанты и мичмана. В обучении на первый план, как и в армии того времени, вышла строевая подготовка. Дисциплина поддерживалась строгими наказаниями. В таких сложных условиях положительную роль сыграла деятельность адмирала И. Ф. Крузенштерна, бывшего сначала инспектором классов, а затем и директором Корпуса (1827-1842 гг.). При нём в Корпусе были созданы музей и обсерватория. 28 января 1827 года при Корпусе был открыт офицерский класс для совершенствования образования офицеров. Тем не менее, уровень обучения офицеров неуклонно падал, что стало одной из причин поражения в Крымской войне. В 1855 году преобразования на флоте возглавил генерал-адмирал великий князь Константин Николаевич. В 1861 году при его участии были установлены новые правила приёма в Морской корпус. Впервые были введены конкурсные экзамены и «пробные» плавания. В Корпус принимались юноши от 14 до 17 лет, кроме дворян право на поступление имели также дети «почётных граждан», заслуженных армейских и флотских офицеров, гражданских чиновников. Телесные наказания были отменены, основной упор сделали на стремление выработать дисциплину, основанную на сознательном отношении к делу.

Морское училище (1867 год)

В 1867 году Морской корпус переименовали в Морское училище. Согласно Уставу в него принимались юноши с 16 лет, срок обучения составлял 4 года, штат сокращался до 240 человек с расчётом на ежегодный выпуск 60 гардемаринов. Звание «гардемарин» стало присваиваться выпускникам училища, которые отправлялись в годичное плавание, после чего производились в чин мичмана. Курс училища подразделялся на две части - общую (1 год) и специально-морскую (3 года). Ежегодно в мае проводились переводные экзамены, а с 25 мая по 25 августа кадеты проходили практику на кораблях учебного отряда. 7 августа 1862 года офицерский класс реорганизовали в Академический курс морских наук, который в 1877 году был преобразован в Морскую академию, которая с 1907 года стала самостоятельным учебным заведением. В 1861-1871 гг. училище возглавлял контр-адмирал В. А. Римский-Корсаков. При нём были отменены некоторые обязательные занятия, сокращено число строевых занятий, повысилась роль самостоятельной подготовки кадетов. Кадетам было разрешено ежедневно после занятий уходить в город до 23 часов. В дисциплинарную практику ввели «штрафные отметки», которые влияли на старшинство в выпуске, которое влияло не только на распределение по окончании училища, но и на получение очередных офицерских званий. Многие из этих преобразований оказались временными. Преемник Римского-Корсакова, контр-адмирал А. П. Епанчин отменил часть его начинаний. В 1872 году кадетам запретили выход в город по будним дням, стали практиковать обыски личных вещей. С 1875 года срок обучения увеличили до 5 лет, а возраст поступающих в подготовительный класс снизили до 12 лет. В 1882 году звание «гардемарин» на флоте упразднили, а в училище ввели гардемаринскую роту. При выпуске вновь стали присваивать чин мичмана.

Морской кадетский корпус (1891 год)

Морской корпус (1906 год)

С 1906 года в Корпусе был проведён ряд преобразований, основанных на реализации опыта русско-японской войны. Увеличили число воспитанников, а гардемаринов специальных классов приравняли к юнкерам военных училищ. Выпускники Корпуса производились в корабельные гардемарины, а после годичного плавания получали чин мичмана. Главным предметом в специальных классах стала тактика. Курс военно-морской истории преобразовали в историю военно-морского искусства. Совершенствовалась материальная база. В 1912 году были проведены первые соревнования между кадетами - они включали в себя гимнастику, фехтование, стрельбу из винтовки и револьвера, плавание, гонки под парусом.

Морской его Императорского Величества Наследника Цесаревича Корпус (1914 год)

6 ноября 1914 года Николай II назначил шефом корпуса своего сына Алексея Николаевича. Во время Первой мировой войны сроки обучения были сокращены при сохранении объёма основных учебных программ. Тем не менее, Морской корпус в силу сословных ограничений не мог избавить растущий флот от недостатка кадров. В 1916 году Корпус переименовали в Училище. В марте 1918 года училище прекратило свою деятельность.

Курсы командного состава флота (1918 год)

15 сентября 1918 года специальным приказом было объявлено о создании в Петрограде Курсов командного состава флота на 300 слушателей. Открытие курсов состоялось 10 октября в здании бывшего Морского училища. Слушателей набирали из матросов-специалистов, которых планировалось подготовить к исполнению офицерских обязанностей всего за 4 месяца. В 1919 году Курсы реорганизовали в Училище командного состава флота со сроком обучения три с половиной года. Училище включало военно-морской и технический отделы. Военно-морской отдел готовил штурманов, артиллеристов и минёров, технический отдел - механиков, электромехаников и радиотелеграфистов. Таким образом, впервые был реализован принцип подготовки специалистов на первичные офицерские должности. Правилами поступления разрешалось зачислять в училище не только матросов, но и гражданскую молодёжь. В октябре 1919 года отряд слушателей впервые выступил на фронт. За проявленный отрядом героизм, училищу было вручено Красное знамя, которое и сейчас хранится в его музее. 8 июля 1920 года было утверждено Положение о приёме в училище, которое установило возраст поступающих из числа гражданской молодёжи - 18 лет, из числа военных моряков - 26 лет. Для поступления требовалось среднее образование и сдача вступительных экзаменов. 18 июня 1922 года состоялся первый выпуск училища - его окончило 82 человека. В том же году подготовка по специальностям «инженер-механик» и «инженер-электрик» была переведена в создаваемое Военно-морское инженерное училище (ныне - Военно-морской инженерный институт). Осенью того же года Училище командного состава флота преобразовали в Военно-морское училище. Установка предусматривала подготовку командира для военно-морской службы без разделения по специальностям. Полученные знания могли обеспечить продвижение по службе до командира корабля 2 ранга. В дальнейшем офицер мог совершенствовать свои знания на курсах совершенствования командного состава (ныне 6-е ВСОК), а также в военно-морской академии. В 1922 году состоялось первое полноценное плавание слушателей на боевых кораблях. В 1924 году учебный корабль «Комсомолец» и крейсер «Аврора» со слушателями на борту совершили первый дальний поход по маршруту Кронштадт - Берген - Мурманск - Архангельск - Тронхейм - Кронштадт, общей продолжительностью 47 суток.

Высшее военно-морское училище им. М. В. Фрунзе (1926 год)

7 января 1926 года по ходатайству личного состава училища, ему было присвоено имя Михаила Васильевича Фрунзе. Тогда же было введено звание «курсант». Новым штатом предусматривалось обучение 825 курсантов. Программа обучения делилась на 4 курса. 22 сентября 1935 года в СССР были введены персональные воинские звания для командного состава РККА и РККФ. В июне 1936 года в училище состоялся первый выпуск лейтенантов. 13 октября 1936 года училище было награжено Почётным революционным красным знаменем и получило наименование Краснознамённого. Было сформировано четыре отдела: штурманский, артиллерийский, минно-торпедный и гидрографический. В 1937-1939 гг. создавались военно-морские училища в Баку, Севастополе и Владивостоке. Туда уехали многие курсанты, преподаватели и командиры училища им. Фрунзе. 10 июня 1939 года училище было награждено орденом Ленина. Авторитет училища постоянно рос. В 1940 году на 300 вакантных мест было получено 3900 заявлений от желающих поступить. В 1939 году училище закончило 625 лейтенантов, в 1940-404. Начало Великой отечественной войны совпало с периодом практики у курсантов. 25 июня 1941 года состоялся досрочный выпуск офицеров. Лейтенантами стали 198 курсантов. Второй в 1941 году досрочный выпуск состоялся 31 октября. Курсанты 1 и 2 курсов в июле-августе 1941 года принимали участие в боях в составе 1-ой отдельной бригады морской пехоты. В конце июля 1941 года также было принято решение об эвакуации училища в Астрахань, где оно должно было разместиться на базе Астраханского института рыбной промышленности. Эвакуация завершилась 10 января 1942 года. Последний выпуск военного времени состоялся 7 мая 1944 года. Летом того же года училище вернулось в Ленинград. По окончании войны курсанты ВВМУ им. Фрунзе участвовали в Параде победы на Красной площади. 52 питомца училища в ходе войны удостоились звания Героя Советского Союза. Первый послевоенный выпуск состоялся в апреле 1947 года. 29 января 1951 года ВВМУ им. Фрунзе Указом Президиума Верховного Совета СССР было награждено орденом Ушакова I степени. В 1955 году совету училища предоставили право принимать к защите диссертационные работы. Позднее были созданы специализированные советы по присуждению учёных степеней доктора и кандидата наук. В 1959-1962 гг. училище перешло на командно-инженерный профиль подготовки кадров. Была внедрена факультетская система, срок обучения увеличен до 5 лет. Летом 1962 года состоялся первый выпуск специалистов командно-инженерного профиля. Также впервые вместо 6 государственных экзаменов, выпускники защищали дипломные работы. В 1959-1971 гг. в училище работал политический факультет, готовивший офицеров с высшим военно-политическим образованием и квалификацией корабельного штурмана. В 1969 году на базе этого факультета было создано Киевское высшее военно-морское политическое училище. В 1998 году в связи с реорганизацией военных учебных заведений ВВМУ им. Фрунзе было объединено с ВВМУПП им. Ленинского Комсомола и переименовано в Санкт-Петербургский Военно-морской институт.

Личности - преподаватели и выпускники корпуса и училища

  • Андрей Данилович Фарварсон
  • Николай Гаврилович Курганов
  • Андрей Павлович Белобров
  • Анатолий Васильевич Лаврентьев
  • Дмитрий Николаевич Синявин
  • Сергей Адамович Колбасьев
  • Леонид Сергеевич Соболев

Директора Морского корпуса

  • 1701-1715 - Ф. М. Апраксин, Ф. Ф. Головин
  • 1715-1716 - генерал-лейтенант Сент-Илер
  • 1716-1719 - граф А. А. Матвеев
  • 1719-1722 - Г. Г. Скорняков-Писарев
  • 1722-1727 - капитан А. Л. Нарышкин
  • 1727-1728 - вице-адмирал Д. Вильстер
  • 1728-1730 - капитан П. К. Пушкин
  • 1730-1732 - капитан В. А. Мятлев
  • 1732-1733 - капитан-лейтенант В. М. Арсеньев
  • 1733-1739 - генерал-лейтенант В. А. Урусов
  • 1739-1744 - капитан П. К. Пушкин
  • 1744-1760 - капитан 1 ранга А. И. Нагаев
  • 1760-1762 - капитан 1 ранга Ф. Ф. Милославский
  • 1762 - граф И. И. Шувалов
  • 1762-1802 - адмирал И. Л. Голенищев-Кутузов
  • 1802-1825 - контр-адмирал П. К. Карцов
  • 1825-1826 - вице-адмирал П. М. Рожнов
  • 1826-1842 - адмирал И. Ф. Крузенштерн
  • 1842-1848 - вице-адмирал Н. П. Римский-Корсаков
  • 1848-1851 - вице-адмирал Н. Г. Казин
  • 1851-1856 - контр-адмирал В. А. Глазенап
  • 1855-1857 - вице-адмирал А. К. Давыдов
  • 1857-1861 - контр-адмирал С. С. Нахимов
  • 1861-1871 - контр-адмирал В. А. Римский-Корсаков
  • 1871-1882 - контр-адмирал А. П. Епанчин
  • 1882-1896 - вице-адмирал Д. С. Арсеньев
  • 1896-1901 - контр-адмирал А. Х. Кригер
  • 1901-1902 - контр-адмирал А. И. Даможиров
  • 1902-1905 - контр-адмирал Г. П. Чухнин
  • 1905-1906 - контр-адмирал В. А. Римский-Корсаков
  • 1906-1908 - капитан 1 ранга С. А. Воеводский
  • 1908-1913 - контр-адмирал А. И. Русин
  • 1913-1917 - контр-адмирал В. А. Карцев

Начальники училища

  • 1917-1919 - генерал-лейтенант А. М. Бригер
  • 1919 - А. А. Костин
  • 1919-1920 - Б.Б Жерве
  • 1920-1922 - Н. И. Паттон
  • 1922 - В. П. Римский-Корсаков
  • 1922-1924 - Е. Ф. Винтер
  • 1924-1926 - Н. А. Бологов
  • 1926-1930 - Ю. Ф. Ралль
  • 1930-1934 - командир РККФ А. Н. Татаринов
  • 1934-1939 - комдив Г. А. Буриченков
  • 1939 - флагман 2 ранга П. С. Броненицкий
  • 1939-1941 - контр-адмирал С. С. Рамишвили
  • 1941-1942 - капитан 1 ранга Б. М. Жуков
  • 1942 - капитан 1 ранга Б. Н. Апостоли
  • 1942-1944 - капитан 1 ранга К. Д. Сухиашвили
  • 1944-1947 - контр-адмирал В. Ю. Рыбалтовский
  • 1947-1951 - контр-адмирал К. М. Кузнецов
  • 1951-1952 - контр-адмирал А. Г. Ванифатьев
  • 1952-1954 - контр-адмирал Г. А. Коновалов
  • 1954-1959 - вице-адмирал В. Л. Богденко
  • 1959-1967 - вице-адмирал А. Г. Ванифатьев
  • 1967-1974 - вице-адмирал В. А. Хренов
  • 1974-1979 - вице-адмирал В. В. Платанов
  • 1976-1988 - вице-адмирал Н. К. Фёдоров
  • 1988-1993 - контр-адмирал А. С. Ковальчук
  • 1993-1999 - контр-адмирал Б. А. Попов
  • 1999-2002 - контр-адмирал Н. А. Скок
  • 2002-2006 - контр-адмирал О. Д. Демьянченко
  • 2006 - н.в. - контр-адмирал Ю. Е. Ерёмин

Совершенно секретно.

Государственный Комитет Обороны
Постановление № ГКО-375сс от 2 августа 1941 г.
Москва Кремль.

ОБ ЭВАКУАЦИИ ИЗ г. ЛЕНИНГРАДА ВОЕННО-МОРСКИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ НКВМФ

Государственный Комитет Обороны разрешает:

1. Народному Комиссариату Военно-Морского Флота перевести из г. Ленинграда в 10-дневный срок следующие военно-морские учебные заведения:

а) военно-морскую академию им. К.Е. Ворошилова и высшие специальные курсы командного состава военно-морского флота в г. Астрахань с размещением на базе педагогического учительского института;

б) военно-морскую медицинскую академию и военно-морское медицинское училище в г. Астрахань с размещением на базе медицинского института;

в) высшее военно-морское инженерное училище им. Дзержинского и высшее военно-морское инженерно-строительное училище в г. Горький с размещением на базе Горьковского университета;

г) Краснознаменный учебный отряд подводного плавания им. С.М. Кирова в г. Махач-Кала с размещением на базе Дагестанского сельскохозяйственного института;

д) высшее военно-морское училище им. М.В. Фрунзе и высшее военно-морское гидрографическое училище им. Орджоникидзе в г. Астрахань с размещением на базе технологического института рыбной промышленности и рыбного техникума;

е) училище противовоздушной обороны военно-морского флота в г. Энгельс с размещением на базе педагогического института.

2. Обязать Наркомат Речного Флота (т. Шашкова) обеспечить перевозку оборудования и личного состава переводимых военно-морских учебных заведений из г. Ленинграда в места нового расположения, согласно приложению.

3. Обязать НКПС обеспечить подачу подвижного состава для перевозки оборудования и личного состава Краснознаменного учебного отряда подводного плавания им. С.М. Кирова из г. Ленинграда в г. Махач-Кала в количестве 46 вагонов.

4. Обязать Сталинградский, Горьковский областные исполнительные комитеты трудящихся и обкомы ВКП(б), СНК Дагестанской АССР и СНК АССР Немцев-Поволжья оказать содействие в размещении переводимых военно-морских учебных заведений и расквартировании личного состава.

ЗАМ. ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОМИТЕТА ОБОРОНЫ В.МОЛОТОВ.

Выписки посланы: т.т. Швернику, Кузнецову (НКВМФ);
Наркомам и обкомам ВКП(б) - соотв.

Совершенно секретно

ПРИЛОЖЕНИЕ
к постановлению Государственного Комитета Обороны № 375сс от 2 августа 1941 г.

№№ п.п. Наименование военно-учебных заведений Пункты Количество личного состава Количество груза в тоннах
отгрузки назначения
1. Военно-морская академия г. Ленинград пристань Астрахань 900 260
2. Высшие специальные курсы военно-морского флота -"- -"- 500 293
3. Военно-морская медицинская академия -"- -"- 1500 700
4. Военно-морское медицинское училище -"- -"- 600 160
5. Высшее военно-морское инженерное училище -"- пристань г. Горького 2000 570
6. Высшее военно-морское инженерно-строительное училище -"- -"- 650 217
7. Высшее военно-морское училище им. М.В. Фрунзе -"- пристань Астрахань 1900 480
8. Высшее военно-морское гидрографическое училище -"- -"- 720 380
9. Училище противовоздушной обороны военно-морского флота -"- пристань г. Энгельс 980 280

Верно: Реокрисцова

Основание: РГАСПИ, фонд 644, опись 1, д.5, лл.171-172.

В 1951 г. по постановлению правительства здание было передано Министерству Обороны, и . В том числе и Высшее военно-морское гидрографическое училище, просуществовавшее в стенах дворца два учебных года - с 1954 по 1956 гг.

В 1954 году гидрографический факультет ВВМУ им. М. В. Фрунзе преобразовали в отдельное Высшее военно-морское гидрографическое училище и перебазировали вместе с курсантами в город Пушкин.

Описание жизни училища приводим по книге . Годы юности в городе Пушкине, 1945-1956 гг

После получения аттестата зрелости 21 июня 1955 г. и недолгих размышлений подал документы в Высшее военно-морское гидрографическое училище (в /ч 10427). Училище было организовано только в 1954 году на базе гидрографического факультета училища им. М. В. Фрунзе и

Начальником Высшего военно-морского гидрографического училища в 1955 году был контр-адмирал .

В училище было два факультета - командный - гидрографический и инженерный.

Начальником инженерного факультета был капитан 1 ранга Лукин - Лебедев, очень культурный и обаятельный офицер. Я подал документы на инженерный факультет.

Для поступления в училище надо было сдавать 5 экзаменов:

  • математика устно,
  • математика письменно,
  • литература (сочинение),
  • физика,
  • химия.

Я решил на время сдачи экзаменов прибыть в училище и поселиться в кубрике (так называется жилое помещение на флоте), как и все другие кандидаты. Собрал необходимые туалетные принадлежности, взял несколько учебников, попрощался с мамой и отправился в Александровский дворец, где находилось училище. При подходе к училищу увидел, что дверь левого крыла здания открыта и там стоит у входа дежурный мичман и несколько поступающих. Я подошел к мичману и сказал, что тоже поступающий и хочу жить в училище. Он проверил по спискам, я, действительно, был кандидатом в курсанты, как тогда нас называли. Сказал мне, чтобы я ехал в г. Ленинград в район Витебского вокзала и прошел дезинсекцию, пропарил свое белье. Я отправился в г. Ленинград, все сделал, мне дали справку и я опять прибыл в училище.

Тот же мичман взял у меня справку и сказал дневальному, чтобы он показал мне мою койку (кровать). Дневальный повел меня, но не в помещения бывшей Английской половины, а в бывшую приемную. Только это помещение и следующее - бывшая биллиардная имели выход в общий коридор. В бывшей приемной, как и во всем западном крыле (да и во всех помещениях Дворца) пол был паркетный. В помещении стояли двухъярусные панцирные койки, причем койки первого этажа стояли на деревянных башмаках, подбитых снизу войлоком. Такая конструкция предохраняла паркетный пол от порчи.

Дневальный показал мне мою койку и тумбочку, куда я положит принесенные с собой туалетные принадлежности. А потом все пошло по распорядку дня:

  • подъем,
  • приборка спального помещения, натирание паркета щетками, протирка пыли,
  • личная гигиена,
  • проверка наличия кандидатов,
  • завтрак,
  • самоподготовка к экзаменам в большом помещении 3-го этажа левого крыла.
  • Обед,
  • 1 час послеобеденного сна,
  • снова самоподготовка,
  • ужин,
  • самоподготовка,
  • вечерняя приборка,
  • вечерняя проверка,
  • личная гигиена,
  • отбой.

Сейчас уже не помню подробности сдачи всех экзаменов. Помню, что первым экзаменом было сочинение. Из нескольких предложенных тем я выбрал, как мне и сейчас кажется, самую трудную — «Маяковский о В. И. Ленине». Контролирующие преподаватели, а их было трое, несколько раз подходили ко мне, но убедились, что все цитаты я помню и ничего не списываю. Я уложился в отведенное время.

Сдал сочинение. На следующий день уже вывесили списки оценок - я получил «хорошо».

Одним из последних был экзамен по химии. Очень трудно мне давалось запоминание формул по химии. Написал несколько шпаргалок по особо, как мне тогда казалось, сложным вопросам. Закрепил их резиночкой на левой руке. Подошла моя очередь, взял билет. Из 3-х вопросов один знаю, два других мы в школе не изучали. На доске изложил знакомый вопрос. Потом, выбрал момент, когда преподаватели отвлеклись на другого кандидата, стал рыться у себя в шпаргалках. Нашел нужную, а две другие шпаргалки упали на пол. Я наступил на них ногами, а потом, уловив момент, поднял и сунул в карман. По шпаргалке что-то написал на доске. Но глубокого смысла этих вопросов так и не понял. Подошла моя очередь отвечать. Ответил на 1-й вопрос и на дополнительные вопросы. А по двум другим признался, что в школе эти вопросы мы не изучали, но что я знаю по ним — изложил на доске. Преподаватели посовещались между собой, задали мне еще несколько вопросов по различным темам этого предмета и объявили оценку - "хорошо". Общий балл у меня был - 22.

Кто получал двойки по любому экзамену, сразу же отчислялись и уезжали из училища. А таких было много, особенно с Украины и Молдавии. О результате сдачи каждого экзамена я старался сообщать домой: или сам уходил после экзамена, или ко мне на тропинку перед училищем у пруда приходил вечером отец.

После сдачи экзаменов через 3-4 дня должна была состояться мандатная комиссия, после которой и должен быть объявлен приказ о зачислении. Отец почему-то очень тревожился по этому вопросу. Просил, чтобы я был очень внимателен к задаваемым вопросам и отвечал четко только на заданный вопрос. Упомянул о своих братьях, в том числе моряке-подводнике Черноморского флота, прошедшего там войну,

Настал день мандатной комиссии. Комиссия заседала в кабинете начальника училища. Нам — кандидатам была установлена очередь, и мы по одному заходили в кабинет. Наконец вызвали меня. За столом напротив находилась вся комиссия — человек 10-15 офицеров во главе с начальником училища. Это меня очень смутило, я даже растерялся. Меня спросили, почему я поступаю в Военно-морское училище? Я, заикаясь, ответил, что хочу продолжить семейную традицию - у меня дядя сейчас еще служит на Черноморском флоте в подводных силах. Тогда то я не знал послужного списка нашего начальника училища — а ведь он с 1937 по 1947 годы и всю войну тоже служил на Черноморском флоте. Члены комиссии посовещались, и кто-то сказал: «Вы будете зачислены в училище».

После окончания мандатной комиссии нас построили и зачитали список зачисленных в училище. Среди зачисленных в училище я услышал и свою фамилию. Но были и те, которых не зачислили. Причины я не знал, но они стали собирать вещи, сдавать постельные принадлежности и вскоре уехали. Все, для меня кончился период гражданской жизни, когда я выполнял просьбы старших своих родственников и, вобщем-то, жил так, как сам считал нужным. Служба в ВМФ - это было уже начало нового неизвестного мне пути. Вместо слова «Я» появилось в обиходе в основном слово «МЫ».

Поступивших распределили по взводам (15-20 чел.).

Каждый взвод в учебном процессе назывался классом с определенной специальностью. На нашем инженерном факультете было три специальности:

  • 211 класс - «Навигационное оборудование театров»,
  • 212 класс - «Штурманское вооружение кораблей », куда я попал
  • 213 класс — «Радиотехнические средства кораблевождения».

Был конец июля 1955 года. Нас обмундировали в морскую форму, выдали синие робы (инженерный факультет носил синие робы, гидрографический - командный факультет - робы из белой парусины), бескозырки без ленточек (ленточки было положено носить только после принятия присяги).

С 1 августа мы должны были ехать на месяц в летний лагерь училища на Карельский перешеек в район форта Ино и станции Приветненское для прохождения курса молодого матроса . Старшиной роты нам был назначен сверхсрочник из училища - главный старшина Никишин. Перевозили нас в летний лагерь училища на крытых брезентом грузовиках. Ехали по Нижневыборгскому шоссе.

Лагерь нашего училища располагался в 2-3 км от лагеря училища им. Ф. Э. Дзержинского, лагеря Военно-морского факультета ЛИСИ. Финский залив был в 20 минутах бега. Для лагеря была отведена значительная территория. На ней располагался палаточный городок для жилья курсантов (одна палатка на четверых), деревянный домик столовой, невдалеке была построена баня. Занятия проводились на врытых в песок скамейках среди хвойного леса. На отведенной для нашего училища территории возле залива находились несколько гидрографических промерных ботов (ГПБ) — катеров, стояли 6-весельные ялы. Имелись также 5- и 3-метровые вышки для прыжков в воду. В нашем палаточном городке проживали также курсанты 2-го курса гидрографического факультета, которые проходили геодезическую практику в этом районе. Они обычно уходили после завтрака с планшетами и теодолитами на съемку местности, а возвращались к ужину.

Лето 1955 года выдалось жарким. Днем в палатку не зайти - жара. Ночью, особенно к утру — холодно. Но мы были молоды и все эти неудобства не замечали. Распорядок дня тоже жесткий. Утром после подъема в любую погоду в трусах с полотенцами на шее строем бегом на пляж. Там купание в заливе, вода обычно +13 — +15°С, растирание полотенцем и бегом в лагерь. Личная гигиена, завтрак и начало занятий.

Из занятий в лагере наиболее врезалось в память только отдельные эпизоды. Ползание по-пластунски с самозарядным карабином Симонова и рытье окопов на время. Всему этому нас обучал полковник с красными погонами, фронтовик, но обучал по настоящему, как это бы понадобилось на войне.

Помню еще упражнение по бросанию боевой гранаты. Примерно в 50 метрах от бани был вырыт окоп полного профиля на 2-х человек. В окопе находился инструктор — мичман - сверхсрочник и вызванный для бросания гранаты курсант. Остальные курсанты прятались от осколков гранат и летящих камней за баней. Главное было при бросании выдернуть кольцо, чтобы оно осталось у тебя в руке, и бросить подальше от окопа гранату. Один из курсантов, выдернув чеку из гранаты, замахнулся, выпустил гранату из ладони руки. Она попала в широкий рукав робы, а т. к. было жарко и мы не носили ремней, граната упала на дно окопа. Но мичман был начеку. Схватил ее и выбросил из окопа. Граната взорвалась в воздухе.

На водной станции впервые в жизни прыгал на зачете с 5-ти метровой вышки. Морская практика в основном заключалась в изучении шлюпочного такелажа, хождения на 6-весельном яле на веслах и под парусом. Шлюпок было достаточно, поэтому, если были шлюпочные занятия, все на шлюпках выходили в море.

Быстро пролетел курс молодого матроса. В последние дни августа мы прибыли в Александровский дворец

12 августа 1955 года наш взвод привезли из лагеря для работ в училище. Нужно было завозить уголь на зиму для кочегарки училища. В субботу после завтрака наиболее здоровых курсантов мичман отобрал (в их число попал и я) и мы поехали на грузовой машине на товарную станцию г. Пушкина. Загружали машину углем, везли в училище, там разгружали. А другие курсанты забрасывали его под навес и в бункер.

Утром написал письмо родителям. Тогда к Вооруженным силам, особенно к морякам, люди относились с большим уважением. Я написал адрес на письме, вышел перед училищем на площадь, там шли какие-то люди. Попросил их передать письмо, объяснил, как нужно найти адресата. На следующий день пришел в условленное время отец, принес все, что я просил.

Хотелось бы сделать исторический экскурс по Александровскому дворцу, ведь теперь я здесь был не подростком, ищущим еду, не экскурсантом, а благодарным жителем.

Несведущему читателю может показаться кощунством размещение курсантов военных училищ во дворцах и зданиях г. Пушкина в 1948 -1952-х годах. Однако сразу после войны было принято постановление Правительства о восстановлении Пушкинских дворцов. Для проведения реставрационных работ тогда денег не было. А размещение курсантов военных училищ в Пушкинских дворцах и зданиях позволило приступить к работам, предшествующим квалифицированным реставрационным работам сразу же после заселения училищ. Причем без каких-либо дотаций со стороны государства, а бесплатно, за счет курсантской силы и времени. А такой вариант работ в нашей стране был уже хорошо отработан еще до войны.

В Александровском дворце с 1952 по 1954 год в левом крыле Александровского дворца размещались курсанты , пока не был окончательно восстановлен дворец княгини Палей, ставший одним из учебных корпусов Пушкинского военного строительно-технического училища. В правом крыле размещались в этот же период другие воинские части. Вот это поколение курсантов и выполнило самую грязную, трудоемкую и неблагодарную работу. Такую работу досталось выполнять еще и нам в 55-х годах. Так что, на мой взгляд, надо отдать должное тем людям, которые первыми начали готовить реставрацию наших замечательных Пушкинских дворцов.

К флотскому распорядку дня мы уже привыкли. Объекты приборки для 1-го курса находились, в основном, на территории училища. Осенью -уборка строительного мусора, листьев, зимой - снега. Перед вечерней проверкой - вечерняя прогулка.

Все училище поротно выходило на прогулку. Шли влево от главного входа в парк , далее влево вдоль , потом направо к будущему и в училище. Каждая рота пела свою песню.

После вечерней прогулки - вечерняя проверка, личная гигиена и отбой в 23.00.

Каждому взводу было определено свое спальное помещение. Наша рота разместилась в бывшей камерюнгферской. В помещении также стояли двухъярусные панцирные койки (кровати), причем койки первого этажа также стояли на деревянных башмаках, подбитых снизу войлоком. Рядом было помещение роты второго курса. Там до 1917 года находилась спальня вдовствующей императрицы Марии Федоровны, ее будуар, молельня и голубая гостиная. С другой стороны к нашему кубрику примыкала церковь.

Постепенно в нашей роте стали проявляться курсанты с разными и своеобразными талантами. Например, курсант Липкович, окончивший на гражданке музыкальное училище, отлично играл на пианино не только классические, но и джазовые произведения. знал много современных и модных джазовых песен, исполнял их лично, вообщем, был «продвинутый» парень. Часто даже в умывальнике слышался его голос. Он пел «Песню анлийских летчиков» («Мы летим, ковыляя во мгле...»).

Эдик старался быть модным во всем, даже в ношении формы одежды. В 1955 году в моде были брюки клеш. У нас в роте бала такая заготовка из фанеры, называлась «торпеда», которая во время глажки брюк вставлялась в брючину снизу, штанина опрыскивалась изо рта водой, а потом гладилась. Получались расклешенные брюки. После того, как на экраны страны в 1956 году вышел кинофильм «Дело пестрых», флотские брюки стали зауживать, прически делать с коком, используя для этого бриалин. Эдик был на острие этой «моды». Его часто не увольняли за нарушение формы одежды, но он был несгибаем.

Обнаружилось, что Вадим Лурье и Гавриков - борцы-разрядники классического стиля. Алик Горбадей был хорошим гимнастом. Я оказался единственным лыжником-разрядником на всю роту. В октябре 1955 года нам выдали ленточки «ВЫСШ. ВОЕН. МОРСК. УЧИЛИЩЕ». Я сходил в пушкинскую фотографию на Московской улице .

Как комсомольскому активисту мне выдали в Дом пионеров и школьников г. Пушкина. Но сходить на вечер не удалось — стоял в наряде.

На зимнюю сессию было вынесено 3 экзамена. Я их сдал на «отлично». Нас, всех отличников училища, повезли на общий сбор отличников Ленинградских Высших Военно-морских учебных заведений (ВМУЗов), который проводился в Высшем инженерно-техническом училище ВМФ на ул. Каляева. Сначала заслушали доклад какого-то начальника, потом осмотрели стенды в актовом зале и уехали к себе в училище.

Второй семестр начался, как и во всех ВМУЗах, в феврале месяце. Зима выдалась снежной, а территория перед училищем была большая. Поэтому уборку снега приходилось проводить в основном силами 1 курса.

Однажды в воскресение с утра нам пришлось убирать снеге крыши Александровского дворца. День был хороший, солнечный. Я посмотрел в сторону парка и понял, что идут лыжные соревнования армейского Пушкинского училища радиоэлектроники. Многие из соревнующихся были в военной форме. И тут я увидел знакомую мне фигуру и знакомый еще по лыжной секции в школе ход Кости Сивцова. Наверное, он поступил в это училище. Я с крыши крикнул: «Костя, давай!». Он поднял голову и приветствовал меня поднятой лыжной палкой. Не думаю, что он узнал меня в таком неожиданном месте, а мне было приятно увидеть своего товарища по секции на лыжне.

Уже после XX съезда ВКП(б) в один из дней марта 1956 года нас собрали в поточной аудитории и зачитали секретное письмо ЦК ВКП(б) «О культе личности Сталина». Письмо произвело на нас ошеломляющее впечатление. Говорили, что все названные преступления Сталин один совершить не мог. Ясно было, что в высших кругах ВКП(б) идет смертельная борьба за власть. Однако в конце собрания было сказано, что письмо секретное и разглашать его нельзя. Приведенные факты мы еще долго обсуждали между собой. Но страна уже знала и о докладе Хрущева на Съезде и о материалах секретного письма. Люди ждали перемен. Но в итоге так их и не дождались. У нас в училище, да, очевидно, и не только у нас, все разговоры на политические темы не поощрялись. Политотдел через комсоргов, парторгов и рядовых курсантов зорко следил за этим. А нам особенно-то этими вопросами было интересоваться и заниматься некогда. Учеба, несение нарядов, служба без замечаний и грубых проступков — все эти вопросы волновали нас на нашем уровне значительно больше. Поэтому признаков какой то «оттепели», особенно в Вооруженных силах и в ВМФ, лично я не ощущал.

В апреле 1956 года стали производить

В конце апреля 1956 г. поползли упорные слухи, что наше училище будет расформировано, а курсанты будут переведены в другие училища. Больше всех был информирован Эдик Жуков-Лисовский, т. к. отец у него еще служил где-то в г. Ленинграде в звании капитана 1 ранга. Нам Эдик сказал, что весь инженерный факультет будет переведен в г. Севастополь и очень неопределенно сказал о будущих специальностях: что-то, связанное с двигателями, топливом, приборами. Я думаю, что и его отец не мог понять нового направления в применении ВМФ. Тогда это вообще не укладывалось в голове.

Но никто тогда из нас и нашего непосредственного начальства еще не знал, что уже 16 сентября 1955 года в 17 час. 32 мин. в Белом море был произведен первый в мире пуск баллистической ракеты Р-11ФМ с подводной лодки пр. В-611 «Б-67», на которой я в далеком 1960 году буду проходить стажировку.

В СССР в 1953 г. развернулось серийное производство гражданского самолета Ту-16. Его то и решили использовать в качестве носителя ракет «Комета». В 1954 г. самолет получил наименование Ту- 16КС. Было понятно, что такого типа ракетными комплексами, но в более миниатюрном исполнении, должны быть вооружены корабли и подводные лодки нашего ВМФ. Возникала реальная необходимость в подготовке значительного количества специалистов-ракетчиков для службы во всех родах сил и войск ВМФ. Это знало только высшее руководство ВМФ. Поэтому, очевидно, и было принято решение о подготовке таких специалистов в одном училище.

1 мая в г. Пушкине нас послали на демонстрацию. Мы, как военнослужащие, понимали, что мы или должны пройти четким строем перед трибунами, или какой-то отдельной колонной. Но упомянутая выше «оттепель» наложила отпечаток и на это мероприятие. Все шли гурьбой, неорганизованно и это, очевидно, считалось не анархизмом, а ростками демократии. Тогда зачем было на такую демонстрацию приглашать военнослужащих? У многих из нас эта демонстрация оставила нехорошее впечатление.

Однако после демонстрации разрешено было не занятым по службе идти в увольнение.

В весеннюю сессию нам пришлось сдавать три экзамена. Все уже знали, что училище после корабельной практики и отпуска будет расформировано. Это не придавало особого энтузиазма при подготовке и сдаче экзаменов сессии. Я сдал высшую математику на «хорошо», общую химию и основы марксизма-ленинизма на «удовлетворительно».

После последнего экзамена наш взвод заступил на сутки в караул, другие взводы нашей роты - в дежурное и пожарное отделения. Перед заступлением в караул .

Корабельная практика

Как нам объявил командир роты, наша корабельная практика будет состоять из двух этапов.

Первый этап на новейшем по тем временам легком крейсере (Крл) пр. 68-бис «Александр Суворов». Крейсер находился в г. Кронштадте, откуда мы должны были перейти в г. Балтийск. Там предстояло сдать задачи боевой подготовки. После этого в сопровождении двух сторожевых кораблей пройти вокруг Скандинавии и бросить якорь в бухте г. Североморска. Крейсер должен был далее пополнить запасы и в составе отряда кораблей Экспедиции особого назначения Северным морским путем перейти на Тихоокеанский флот в г. Владивосток. Нам же предстояло идти на крейсере только до г. Североморска.

Второй этап начинался в начале июля 1956 года. В нашем лагере на Карельском перешейке у форта Ино (станция Приветненское). Там мы должны были продолжить корабельную практику на катерах - гидрографических промерных ботах до конца июля.

30 мая 1956 года после завтрака через Ленинград. Наша практика успешно завершилась и в конце июля мы должны были прибыть в училище в г. Пушкин, в Александровский дворец, а оттуда уже разъезжаться в отпуска. Отпуск нам предоставили с 1 августа 1956 г.

Отпуск нам предоставили с 1 августа 1956 г. В конце августа 1956 года отпуск кончился, и мы снова собрались в училище.

Столовая в нашем училище уже не работала, в ней делали ремонт. Пока мы жили в Училище, несколько дней строем ходили в столовую Военно-морского среднего радиотехнического училища, которое тогда размещалось в Екатерининском дворце. Столовая находилась в , в зале на втором этаже. Я ведь видел этот зал сразу после освобождения города от немцев. После войны я увидел этот зал впервые. Теперь его было не узнать. Зал был огромный, светлый, там мне все очень понравилось.

В Екатерининский дворец мы ходили, но только зимой, и на танцы. В этом училище танцы проводились в Мраморном зале. Надо было пройти через главные ворота со стороны Лицея на площадь заднего фасада дворца и на первом этаже невдалеке от ворот и был этот . Об этом училище знали, оно было организовано в г. Пушкине раньше нашего училища. Поэтому девушек туда приходило много. Джазовый оркестр, состоящий из курсантов училища, тоже был хорош, - играл современные для того времени мелодии почти профессионально. Но они не позволяли себе заступить за черту, после которой их могли бы разогнать. Так, они играли мелодию «В Кейптаунском порту» со словами: Барон фон Фон дер Шик попал на русский штык, Остался от барона только пшик... и т.д. в таком же патриотическом духе. Такие, были времена! А по-другому проявить себя было нельзя.

В начале сентября уже выяснилось, что инженерный факультет нашего училища переводят сначала в г. Ленинград в училище Инженеров оружия, а затем в г. Севастополь.

Училище инженеров оружия находилось в г. Ленинграде на Московском проспекте в доме № 212. Оно располагалось в так называемом «Доме Советов». После войны его относительно быстро восстановили, но к этому времени планы у городских властей изменились и «Дом Советов» оказался на окраине города. Для поддержания здания в нормальном состоянии здесь было размещено Училище инженеров оружия.

Перед отъездом необходимо было сдать бытовые помещения роты, объекты ответственности во дворце и на территории, оружие, постельные принадлежности и др. Вот мы сидим на койке в кубрике роты в перерыве между этими работами. Видны «башмаки» подставок на войлочной основе на койках первого этажа.

В Училище Инженеров оружия мы были зачислены на «Реактивный факультет». Нас разместили на 4-м этаже в кубрике 1-го курса, который был в отпуске. Мне досталась койка на втором этаже с видом из окна на часть г. Ленинграда, примыкающую к железной дороге Ленинград - Пуш¬кин. Вечером, после отбоя, я часто смотрел в окно на город и думал, как, очевидно, хорошо жить этим людям в такой цивилизации, пользоваться ее благами.

Это училище тоже частично расформировывали. Оставался на месте только Артиллерийский и командный гидрографический факультеты. Другие факультеты переводили в Севастополь, Калининград.

Нас сразу же включили в работы по демонтажу оборудования, вооружения и техники. Какую специальность дает «Реактивный факультет» -4-й факультет, никто из нас толком не знал. Но однажды я был назначен в караул и попал на пост в лабораторию факультета. Там под охрану мне были переданы специальные изделия под чехлами. Когда разводящий и сменив¬шийся часовой ушли, я остался один. Заглянул под опечатанные чехлы и обнаружил, что под чехлами находятся ракеты и части пусковых установок к ним. Это были в основном немецкие трофейные ракеты ФАУ-1, ФАУ-2, Х-1 и наша армейская 8Ж38. Находясь еще в Гидрографическом училище, я купил книгу «Развитие управляемых снарядов» и уже кое-что знал об этих ракетах. Теперь мне дальнейшее направление нашей специальности более прояснилось.

Собственной бани в Училище не было и мы строем по Московскому проспекту ходили на Благодатную улицу в баню. Это тоже было запоминающееся и необычное событие.

За несколько дней до отъезда в г. Севастополь нас - пушкинцев и ленинградцев, отпустили в увольнение попрощаться с родителями.

Выезд в г. Севастополь был назначен на 3 октября 1956 года. Мы должны были доехать до г. Москвы, а там пересесть на поезд до Севастополя.