«Собачье сердце» характеристика героев. Собачье сердце Какие органы пересадил профессор преображенский собаке

Шарик – главный персонаж фантастической повести М. А. Булгакова «Собачье сердце», бездомный пес, которого подобрал и приютил профессор Преображенский. Это вечно голодный, замерший, бездомный пес, который скитается в подворотнях в поисках пищи. В начале повести мы узнаем, что жестокий повар обварил ему бок, и он теперь боится у кого-либо просить еду, лежит у холодной стены и ждет конца. Но вдруг откуда-то доносится запах колбасы и он, не выдержав, следует за ней. По тротуару шествовал загадочный господин, который не только угостил его колбасой, но и пригласил к себе домой. С тех пор, у Шарика началась совершенно другая жизнь.

Профессор хорошо ухаживал за ним, вылечил больной бок, привел в надлежащий вид и кормил по несколько раз в день. Вскоре Шарик стал отворачиваться даже от ростбифа. Остальные жители большой квартиры профессора также хорошо относились к Шарику. Он в ответ готов был преданно служить своему хозяину и спасителю. Сам по себе Шарик был умным псом. Он умел различать на уличных вывесках буквы, точно знал, где магазин «Главрыба» в Москве, где мясные прилавки. Вскоре с ним произошло нечто странное. Профессор Преображенский решил провести на нем удивительный эксперимент по пересадке человеческих органов.

Эксперимент удался, но Шарик после этого стал постепенно принимать человеческий вид и вести себя как прежний хозяин пересаженных органов – погибший в драке вор и рецидивист Клим Григорьевич Чугункин. Так Шарик превратился из доброго и умного пса в невоспитанного хама, алкоголика и дебошира по имени Полиграф Полиграфович Шариков.

«Собачье сердце» характеристика Преображенского

Преображенский Филипп Филиппович – центральный персонаж фантастической повести М. А. Булгакова «Собачье сердце», светило медицины мирового значения, хирург-экспериментатор, достигший замечательных результатов в области омоложения. Профессор живет и работает в Москве на Пречистенке. У него семикомнатная квартира, где он и проводит свои опыты. Вместе с ним проживают домработницы Зина, Дарья Петровна и временно его помощник Борменталь. Именно Филипп Филиппович решился провести уникальный эксперимент на бродячем псе по пересадке человеческого гипофиза и семенников.

В качестве подопытного он использовал бродячего пса Шарика. Результаты его эксперимента превзошли ожидания, так как Шарик стал приобретать человеческий вид. Однако в результате этого физического и психологического очеловечивания Шарик превратился в жуткого грубияна, пьяницу и нарушителя правопорядка. Профессор это связывал с тем, что он пересадил псу органы Клима Чугункина – дебошира, вора-рецидивиста, алкоголика и хулигана. Со временем слухи о собаке, которая превратилась в человека, просочились в свет и творению Преображенского был выдан официальный документ на имя Полиграфа Полиграфовича Шарикова. Более того, председатель домкома Швондер вынудил Филиппа Филлиповича прописать Шарикова в квартире, как полноценного обитателя.

Шариков выступает полным антиподом профессора, что приводит к неразрешимому конфликту. Когда Преображенский попросил того съехать с квартиры, дело закончилось угрозами револьвером. Ни минуты больше не медля, профессор решил исправить свою ошибку и, усыпив Шарикова, провел вторую операцию, которая вернула собаке доброе сердце и прежний вид.

«Собачье сердце» характеристика Шарикова

Полиграф Полиграфович Шариков – главный отрицательный персонаж повести «Собачье сердце», человек, в которого превратился пес Шарик после операции профессора Преображенского. В начале повести, это был добрый и безобидный пес, которого подобрал профессор. После экспериментальной операции по вживлению человеческих органов, он постепенно принял человеческий вид и вести себя как человек, хоть и аморальный. Его нравственные качества оставляли желать лучшего, так как пересаженные органы принадлежали умершему вору-рецидивисту Климу Чугункину. Вскоре новообращенной в человека собаке дали имя Полиграф Полиграфович Шариков и вручили паспорт.

Шариков стал настоящей проблемой для профессора. Он дебоширил, донимал соседей, приставал к прислуге, выражался нецензурно, вступал в драки, воровал и много пил. В результате стало ясно, что все эти повадки он унаследовал от прежнего хозяина пересаженного гипофиза. Сразу после получения паспорта он устроился на работу заведующим подотделом очистки Москвы от бродячих животных. Цинизм и бездушие Шарикова вынудили профессора провести еще одну операцию по превращению его обратно в пса. К счастью у него сохранился гипофиз Шарика, так что в конце повести Шариков опять стал доброй и ласковой собакой, без хамских повадок.

«Собачье сердце» характеристика Борменталя

Борменталь Иван Арнольдович – один их главных героев повести М. А. Булгакова «Собачье сердце», помощник и ассистент профессора Преображенского. Этот юный доктор по натуре принципиально честен и благороден. Он полностью предан своему учителю и всегда готов прийти на помощь. Его нельзя назвать слабохарактерным, так как в нужный момент он умеет проявить твердость характера. Преображенский принял Борменталя в помощники, когда тот был еще студентом на кафедре. Сразу после окончания учебы способный ученик стал ассистентом профессора.

В конфликтной ситуации, возникшей между Шариковым и Преображенским, он принимает сторону профессора и всячески старается защитить его и других персонажей. Шариков когда-то был просто бездомной собакой, которую подобрал и приютил профессор. В целях эксперимента ему были пересажены гипофиз и семенники человека. Со временем собака не просто очеловечилась, но и стала вести себя как человек, как предыдущий хозяин пересаженных органов – вор и рецидивист Клим Чугункин. Когда слух о новом жителе дошел до домкома, Шарику выдали документы на имя Полиграфа Полиграфовича Шарикова и прописали в квартире профессора.

Борменталь тщательно следил за поведением этого наглого и невоспитанного создания, не гнушаясь даже физической расправы. Ему пришлось на время переехать к профессору, чтобы помочь справляться с Шариковым, которого он в ярости чуть было не задушил. Тогда профессору пришлось провести повторную операцию по превращению Шарикова обратно в собаку.

«Собачье сердце» характеристика Швондер

Швондер – второстепенный персонаж повести «Собачье сердце», пролетарий, новый глава домкома. Он сыграл немаловажную роль во внедрении Шарикова в общество. Несмотря на это, автор не дает ему развернутой характеристики. Это – не человек, а общественное лицо, обобщенный образ пролетариата. Все что известно о его внешности, так это то, что на его голове возвышалась густая копна вьющихся волос. Он не любит классовых врагов, к коим относит профессора Пребраженского и всячески это демонстрирует.

Для Швондера самой важной вещью на свете является «документ», то есть бумажка. Узнав, что у Филиппа Филипповича в квартире проживает незарегистрированный человек, он тут же обязывает прописать его и выдать паспорт на имя Полиграфа Полиграфовича Шарикова. Его не волнует, откуда взялся этот человек и то, что Шариков это всего лишь собака, преображенная вследствие эксперимента. Швондер преклоняется перед властью, верит в силу законов, нормативов и документов. Его даже не волнует то, что профессор совершил настоящий переворот в науке и медицине. Для него Шариков – это просто очередная единица общества, жилец квартиры, которого надо поставить на учет.

«Собачье сердце», глава 1 – краткое содержание

Бездомную собаку Шарика, жившую в Москве, обварил кипятком один жестокий повар. Стоял декабрь, и Шарику с его облезлым от ожога боком грозила голодная смерть. Он жалобно выл в подворотне, когда из двери соседнего магазина вдруг показался хорошо одетый, интеллигентного вида господин. К удивлению пса этот загадочный человек бросил ему кусок краковской колбасы и стал звать за собой.

Шарик побежал за своим благодетелем на Пречистенку и в Обухов переулок. По дороге господин бросил ему второй кусок краковской. К ещё большему изумлению Шарика приличный человек зазвал его в роскошный подъезд большого богатого дома и провёл внутрь мимо исконного врага всех бродячих собак – швейцара.

«Собачье сердце», глава 2 – краткое содержание

Господин зашёл вместе с Шариком в роскошную квартиру. Здесь собака узнала имя своего благодетеля – профессор медицины Филипп Филиппович Преображенский. Заметив ошпаренный бок Шарика, профессор и его помощник, доктор Борменталь, перевязали пса.

Собака расположилась в приёмной профессора и стала с интересом наблюдать, как к нему шли пациенты – пожилые господа и дамы, желавшие восстановить юношескую свежесть любовного влечения. Проницательный Шарик догадался, что врачебная специальность Филиппа Филипповича связана с омоложением.

Булгаков. Собачье сердце. Аудиокнига

Но под вечер к профессору пришли особые посетители: пролетарского вида. Это были «жилтоварищи» – большевицкие активисты, которых заселяли по всей Москве в «излишние» комнаты богатых квартировладельцев. Вожак «жилтоварищей», носивший чисто русскую фамилию Швондер , заявил, что для Филиппа Филипповича слишком велика его семикомнатная квартира . Разговор перешёл на резкие тона. Преображенский позвонил по телефону какому-то влиятельному чиновнику и пригрозил, что если его не оставят в покое, он прекратит оперировать высокопоставленных партийных бонз. Чиновник распёк в трубку Швондера, и «жилтоварищи» с позором ретировались.

«Собачье сердце», глава 3 – краткое содержание

Вечером Преображенский и Борменталь сели ужинать, подкармливая и собаку. За ужином доктора беседовали о новых – советских – порядках. (См. Собачье сердце. Диалог за обедом .) Преображенский уверял, что после вселения в их дом «жилтоварищеского» пролетариата всё внутри придёт в упадок. После социального переворота все стали ходить в грязных ботинках по мраморным лестницам. Большевики валят все беды на мифическую «разруху», не замечая, что она – в их собственных головах . Рабочий класс должен работать, а он сейчас тратит большую часть времени на политзанятия и пение революционных гимнов.

Шарик слушал рассуждения врачей с неподдельным интересом и большим сочувствием.

«Собачье сердце», глава 4 – краткое содержание

За несколько дней, проведённых у Преображенского, Шарик превратился в сытую и ухоженную собаку. Его водили гулять в ошейнике, и один бездомный пёс из чёрной зависти раз даже обозвал Шарика «барской свoлочью». Искусно подлизавшись к профессорской поварихе Дарье Петровне, пёс проводил целые дни у неё на кухне, где ему перепадали разные лакомые кусочки.

Собачье сердце. Художественный фильм

Но в один ужасный день всё изменилось. Однажды утром Преображенскому позвонил Борменталь и сообщил о каком-то человеке, который умер три часа назад. Вскоре Борменталь приехал со странным чемоданом, а Шарика за ошейник повели в смотровую. Там его усыпили влажной ватой и подвергли сложнейшей операции. Семенные железы собаки заменили человеческими, взятыми от только что умершего. Потом Шарику вскрыли череп, вырезали мозговую железу гипофиз и тоже заменили её человеческой. Профессор Преображенский делал эту опытную операцию на собаке, предполагая, что таким образом можно добиться сильного омоложения.

«Собачье сердце», глава 5 – краткое содержание

Доктор Борменталь стал записывать в особую тетрадь наблюдения за оперированным Шариком. Произошедшие с собакой перемены потрясли обоих докторов. Пёс некоторые время находился на грани жизни и смерти, но потом стал быстро поправляться, много есть и стремительно расти. Шерсть Шарика начала выпадать, его вес и рост приблизились к человеческому. Он стал подниматься с постели и стоять на задних лапах.

Но самое удивительное – собака начала произносить человеческие слова. Среди лексики Шарика преобладала матерная ругань. Среди фраз он чаще всего употреблял: «Слезай с подножки», «Я тебе покажу!» и «В очередь, сукины дети, в очередь!» Шарика стали сажать за стол и пытались привить ему культурные манеры. На это он коротко ответил «Отлезь, гнида».

Так выяснилось, что пересадка гипофиза ведёт не к омоложению, а к очеловечению! В попытке разъяснить странные привычки бывшей собаки Преображенский и Борменталь справились о личности умершего человека, чей гипофиз был пересажен при операции. Им оказался пьяница-пролетарий Клим Чугункин, который трижды судился за кражи, занимался игрой на балалайке по трактирам и погиб от удара ножом в пивной.

Слухи о необычайном эксперименте профессора Преображенского разошлись по всей Москве.

Шариков поёт «Эх, яблочко». Этот эпизод из фильма «Собачье сердце» отсутствует в повести Михаила Булгакова, но хорошо выражает её основную идею

«Собачье сердце», глава 6 – краткое содержание

Вскоре оперированный Шарик окончательно превратился в человека крайне несимпатичной наружности и гадких повадок. Филипп Филиппович и Борменталь тщетно отучали его бросать на пол квартиры окурки, плевать во всех углах и правильно пользоваться писсуаром. Это существо не могло отделаться от собачьего инстинкта бросаться на котов. Прыгая на них, оно било стёкла в шкафах и буфете, срывало трубы в ванной, устраивая настоящий потоп. «Человек с собачьим сердцем» стал проявлять и немалое сластолюбие, нагло приставая к служанке Зине, поварихе Дарье Петровне и соседским кухаркам.

Хуже всего – недавний пёс сдружился с ненавидевшими профессора Преображенского «жилтоварищами». Швондер учил его «защищать свои интересы» перед Филиппом Филипповичем. Шарик потребовал, чтобы ему оформили человеческие документы. Он придумал себе имя в новом большевицком стиле – Полиграф Полиграфович, а фамилию «согласился принять наследственную» – Шариков. Пообщавшись со Швондером, никогда не работавший Шариков объявил себя «трудовым элементом». В Преображенском и Борментале он явно видел «эксплуататоров».

«Собачье сердце», глава 7 – краткое содержание

Во время еды Шариков норовил пользоваться руками, а не вилкой и ложкой. Он так налегал на водку, что её приходилось у него отнимать. Преображенский и Борменталь не оставляли попыток приобщить Полиграфа к приличным манерам. Но в театр он ходить отказывался, называя его «контрреволюцией», а цирк с ним можно было посещать только тогда, когда в программе не было котов. Двух докторов огорошило известие, что Шариков сам начал читать книги. Но когда они поинтересовались, какие, то услышали, что – переписку Энгельса с Каутским, которую дал Швондер. Шариков, впрочем, был «не согласен» с обоими этими теоретиками, находя их социальные идеи слишком запутанными – лучше просто «взять всё и поделить».

Филипп Филиппович, придя в настоящую ярость, велел Зине найти среди вещей Шарикова книгу с перепиской Энгельса и бросить её в огонь. Раз, когда Борменталь увёз Полиграфа с цирк, Преображенский достал из шкафа жидкость с заспиртованным гипофизом собаки Шарика, стал разглядывать его и качать головой, как будто собираясь на что-то решиться.

«Собачье сердце», глава 8 – краткое содержание

Вскоре Шарикову принесли человеческие документы с его новым именем и справку о том, что он является членом «жилтоварищества». Полиграф тут же заявил претензию на «жилплощадь в шестнадцать квадратных аршин в квартире у ответственного съемщика Преображенского». Но когда разгневанный Филипп Филиппович пригрозил, что перестанет его кормить, Шариков на время притих: ему надо было где-то «харчеваться».

Но уже в самом скором времени он украл из кабинета Преображенского два червонца, исчез из квартиры и вернулся ближе к ночи совершенно пьяный. С ним было ещё два неизвестных пьяницы, которые изъявили желание переночевать. При угрозе вызвать милицию эти два непрошенных гостя скрылись, но с ними пропали малахитовая пепельница, бобровая шапка и трость профессора. Кражу двух червонцев Шариков пытался свалить на домработницу Зину.

Той же ночью Преображенский и Борменталь обсудили всё случившееся. Терпеть дальше Шарикова было невозможно, но что с ним делать? Борменталь порывался накормить его мышьяком. Филипп Филиппович уговаривал ассистента не идти на преступление. Преображенский горестно признавал: результатом его операции стало величайшее открытие, но похоже, что человечеству оно может принести больше вреда, чем пользы. Посреди разговора в кабинет к врачам неожиданно вошла повариха Дарья Петровна, тащившая за шиворот полуголого, пьяного Шарикова: тот стал приставать к ней и Зине с наглыми домогательствами.

«Собачье сердце», глава 9 – краткое содержание

На следующее утро Шариков исчез, захватив с собой бутылку рябиновой из буфета и перчатки доктора Борменталя. Швондер уверял, что он ещё и занял у него семь рублей – якобы, на покупку учебников. Человек с собачьим сердцем отсутствовал три дня, а потом вернулся на грузовике и сообщил, что «поступил на должность». Шариков показал бумагу, из которой явствовало: он назначен «заведующим подотделом очистки г. Москвы от бродячих животных (котов и прочее)». От Полиграфа страшно несло кошачьим запахом. Он объяснил, что вчера весь день душил котов, которые пойдут на «польты» пролетариям.

Через два дня Шариков привёл с собой молодую особу. Он намеревался поселиться с ней в квартире Преображенского, а Борменталя настаивал выселить. Но когда профессор рассказал барышне историю происхождения её жениха от жившего в подворотне пса, та расплакалась и ушла.

Ещё через пару дней один из пациентов Преображенского, работник следственных органов, предупредил: Шариков при помощи Швондера составил донос. В нём профессор характеризовался, как «контрреволюционер и явный меньшевик», который приказал спалить в печке книгу Энгельса.

Преображенский и Борменталь потребовали, чтобы Полиграф немедленно съехал с квартиры. Но Шариков показал шиш и попытался вынуть из кармана револьвер. Борменталь отчаянным броском повалил его на кушетку. Филипп Филиппович бросился помогать ассистенту…

«Собачье сердце», эпилог – краткое содержание

Дней через десять в квартиру Преображенского явились работники уголовной милиции и Швондер. Они собирались расследовать дело по подозрению в убийстве завподотдела очистки Шарикова, который с того самого рокового дня не появлялся на службе. Удивлённый профессор разъяснил: Шариков не человек, а собака, жертва неудачного медицинского опыта. Как раз в этот момент из кабинета Филиппа Филипповича выскочил странный пёс с багровым шрамом на лбу. Шерсть росла на нём лишь местами. Собака становилась то на две, то на четыре лапы, а под конец уселась в кресле. Преображенский растолковал милиционерам, что оперированный им пёс принял человеческий облик лишь на время, а потом стал постепенно возвращаться к прежнему состоянию.

Милиционеры ушли. Профессор вернулся к своим привычным медицинским занятиям. Пёс Шарик лежал рядом на ковре и радовался, что окончательно утвердился в сытой и тёплой квартире Филиппа Филипповича.

  • Назад
  • Вперёд

Ещё по теме...

  • Булгаков «Мастер и Маргарита», глава 26. Погребение – читать онлайн полностью
  • Финальный монолог Маргариты «Слушай беззвучие» (текст)
  • «Собачье сердце», монолог профессора Преображенского о разрухе – текст
  • Булгаков «Мастер и Маргарита» – читать онлайн по главам
  • Булгаков «Мастер и Маргарита», Эпилог – читать онлайн полностью
  • Булгаков «Мастер и Маргарита», глава 32. Прощение и вечный приют – читать онлайн полностью
  • Булгаков «Мастер и Маргарита», глава 31. На Воробьевых горах – читать онлайн полностью
  • Булгаков «Мастер и Маргарита», глава 30. Пора! Пора! – читать онлайн полностью
  • Булгаков «Мастер и Маргарита», глава 29. Судьба мастера и Маргариты определена – читать онлайн полностью
  • Булгаков «Мастер и Маргарита», глава 28. Последние похождения Коровьева и Бегемота – читать онлайн полностью
  • Булгаков «Мастер и Маргарита», глава 27. Конец квартиры № 50 – читать онлайн полностью
  • Булгаков «Мастер и Маргарита», глава 25. Как прокуратор пытался спасти Иуду из Кириафа – читать онлайн полностью
  • Булгаков «Мастер и Маргарита», глава 24. Извлечение Мастера – читать онлайн полностью
  • Булгаков «Мастер и Маргарита», глава 23. Великий бал у сатаны – читать онлайн полностью
  • Булгаков «Мастер и Маргарита», глава 22. При свечах – читать онлайн полностью
  • Булгаков «Мастер и Маргарита», глава 21. Полёт – читать онлайн полностью
  • Булгаков «Мастер и Маргарита», глава 20. Крем Азазелло – читать онлайн полностью
  • Булгаков «Мастер и Маргарита», глава 19. Маргарита – читать онлайн полностью
  • Булгаков «Мастер и Маргарита», глава 18. Неудачливые визитеры – читать онлайн полностью
  • Булгаков «Мастер и Маргарита», глава 17. Беспокойный день – читать онлайн полностью
  • Булгаков «Мастер и Маргарита», глава 16. Казнь – читать онлайн полностью
  • Булгаков «Мастер и Маргарита», глава 15. Сон Никанора Ивановича – читать онлайн полностью
  • Булгаков «Мастер и Маргарита», глава 14. Слава петуху! – читать онлайн полностью
  • Булгаков «Мастер и Маргарита», глава 13. Явление героя – читать онлайн полностью
  • Булгаков «Мастер и Маргарита», глава 12. Черная магия и ее разоблачение – читать онлайн полностью
  • Булгаков «Мастер и Маргарита», глава 11. Раздвоение Ивана – читать онлайн полностью
  • Булгаков «Мастер и Маргарита», глава 10. Вести из Ялты – читать онлайн полностью
  • Булгаков «Мастер и Маргарита», глава 9. Коровьевские штуки – читать онлайн полностью
  • Булгаков «Мастер и Маргарита», глава 8. Поединок между профессором и поэтом – читать онлайн полностью
  • Булгаков «Мастер и Маргарита», глава 7. Нехорошая квартирка – читать онлайн полностью
  • Булгаков «Мастер и Маргарита», глава 6. Шизофрения, как и было сказано – читать онлайн полностью
  • Булгаков «Мастер и Маргарита», глава 5. Было дело в Грибоедове – читать онлайн полностью
  • Булгаков «Мастер и Маргарита», глава 4. Погоня – читать онлайн полностью
  • Булгаков «Мастер и Маргарита», глава 3. Седьмое доказательство – читать онлайн полностью
  • Булгаков «Мастер и Маргарита», глава 2. Понтий Пилат – читать онлайн полностью
  • Булгаков «Мастер и Маргарита», глава 1. Никогда не разговаривайте с неизвестными – читать онлайн полностью
  • Булгаков «Мастер и Маргарита», эпилог – краткое содержание
  • Булгаков «Мастер и Маргарита», глава 32. Прощение и вечный приют – краткое содержание
  • Булгаков «Мастер и Маргарита», глава 31. На Воробьевых горах – краткое содержание
  • Булгаков «Мастер и Маргарита», глава 30. Пора! Пора! – краткое содержание
  • Булгаков «Мастер и Маргарита», глава 29. Судьба Мастера и Маргариты определена – краткое содержание
  • Булгаков «Мастер и Маргарита», глава 28. Последние похождения Коровьева и Бегемота – краткое содержание

Повесть «Собачье сердце» была написана Булгаковым в 1925 году, но появилась в свет только в 1987-м. Это была последняя сатирическая повесть автора. Тот огромный эксперимент, который проходил по всей стране в то время, в иносказательной форме нашел свое отражение в этом произведении.

Эксперимент по превращению собаки в человека, который проводит всемирно известный профессор Преображенский, и получился, и нет. Получился, потому что профессор Преображенский был лучшим хирургом в Европе и ему удалось опередить свое время. Не получился,

Так как результат этого эксперимента не только превзошел все надежды профессора, но и ужаснул, испугал, заставил вернуть все на круги своя. Произошли эти события в разгар построения в России нового общества и нового человека. Жил на свете симпатичный и сообразительный пес, страдающий от человеческой жестокости: «Но вот тело мое изломанное, битое, надругались над ним люди достаточно… Не били вас по заду сапогом? Били. Кирпичом по ребрам получали? Кушано достаточно». Последней каплей, переполнившей чашу страданий Шарика, стало то, что ему кипятком обварили левый бок: «Отчаяние повалило его. На душе у него было до того больно и горько, до того одиноко и страшно, что мелкие собачьи слезы, как пупырышки, вылезали из глаз и тут же засыхали».

Спасение пришло в облике профессора Преображенского, который накормил Шарика и привел его к себе домой. Бедный пес не понимает, что происходит в этой квартире, но его сытно кормят, и этого псу достаточно. Но вот приходит день, когда над Шариком ставят страшный эксперимент. Булгаков, описывая операцию по пересадке гипофиза человека собаке, ясно показывает свое негативное отношение ко всему происходящему: прежде симпатичные и внушающие уважение профессор Преображенский и доктор Борменталь резко меняются: «Пот с Борменталя полз потоками, и лицо его стало мясистым и разноцветным. Глаза его метались от рук профессора к тарелке на инструментальном столе. Филипп же Филиппович стал положительно страшен. Сипение вырывалось из его носа, зубы открылись до десен». Думая о достижениях науки, герои забывают о самом главном – о человечности, о том, какие мучения пришлись на долю несчастного пса, о тех последствиях, к которым приведет этот эксперимент. Гипофиз, который пересадили Шарику, принадлежал убитому в драке Климу Чугункину, вору-рецидивисту, осужденному на каторгу. Профессор не учел тех генов, которые перешли к Шарику, в результате чего, как сказал Филипп Филиппович, милейший пес превратился «в такую мразь, что волосы дыбом встают». Шарик стал Полиграфом Полиграфовичем Шариковым, его первыми словами стали нецензурные ругательства. Он переродился в невежественного, злобного, агрессивного хама, который просто отравил жизнь всех окружающих в доме профессора. Воспитание, которое ему пытаются привить профессор и доктор Борменталь, полностью уничтожается влиянием Швондера, умеющего надавить на самые низменные инстинкты Шарикова. Интеллигентность профессора оказывается бессильной перед неприкрытым хамством, наглостью и жадность получеловека-полусобаки. Профессор понимает свою ошибку: «Вот, доктор, что получается, когда исследователь вместо того, чтобы идти параллельно и ощупью с природой, форсирует вопрос и приподымает завесу: на, получай Шарикова и ешь его с кашей». Открытие, которое совершил Преображенский, на деле оказывается вовсе не нужным: «Объясните мне, пожалуйста, зачем нужно искусственно фабриковать Спиноз, когда любая баба может его родить когда угодно. Доктор, человечество само заботится об этом и в эволюционном порядке каждый год упорно, выделяя из массы всякой мрази, создает десятками выдающихся гениев, украшающих земной шар».

Когда Шариков превратил жизнь профессора в настоящий ад, ученые совершают еще одну операцию: Шариков становится тем, кем был изначально – симпатичным хитроватым псом. Только головные боли напоминали ему о тех метаморфозах, которые с ним происходили: «Так свезло мне, так свезло, – думал он, задремывая, – просто неописуемо свезло. Утвердился я в этой квартире… Правда, голову мою всю исполосовали зачем-то, но это до свадьбы заживет». История Шарика завершилась счастливо, но тот огромный рискованный эксперимент по преобразованию огромной страны закончился трагически: шариковы расплодились в невероятных количествах, и мы до сих пор пожинаем плоды этого эксперимента. Нельзя форсировать историю, нельзя производить эксперименты над живыми людьми, нельзя не думать о тех последствиях, к которым приводит тщеславное желание преобразовать человеческую природу и создать «идеального человека», «идеальное общество», не изменяя его души, сознания и нравственности – вот тот итог, к которому приходит читатель, размышляя о превращениях Шарика в повести «Собачье сердце».

Повесть Михаила Булгакова «Собачье Сердце», написанная в 1925 году в Москве, является филигранным образцом острой сатирической фантастики того времени. В нем автор отразил свои идеи и убеждения по поводу того, нужно ли человеку вмешиваться в законы эволюции и к чему это может привести. Затронутая Булгаковым тема, остается актуальной и в современной реальной жизни и никогда не перестанет тревожить умы всего прогрессивного человечества.

После публикации повесть вызвала много толков и неоднозначных суждений, ведь она отличалась яркими и запоминающимися характерами главных персонажей, неординарным сюжетом, в котором фантастика тесно переплеталась с реальностью, а также неприкрытой, резкой критикой Советской власти. Данное произведение пользовалось большой популярностью в среде диссидентов в 60-х годах, а после переиздания в 90-х вообще признано пророческим. В повести «Собачье сердце» хорошо просматривается трагедия русского народа, который разделен на два враждующих лагеря (красные и белые) и в этом противостоянии должен победить только один. В своей повести Булгаков раскрывает читателям сущность новых победителей — пролетариев-революционеров, и показывает что ничего хорошего и достойного создать они не могут.

История создания

Данная повесть является заключительной частью ранее написанного цикла сатирических повестей Михаила Булгакова 20-х годов, таких как «Дьяволиада» и «Роковые яйца». Булгаков начал писать повесть «Собачье сердце» в январе 1925 года и закончил её в марте того же года, изначально она предназначалась для публикации в журнале «Недра», однако не прошла цензуру. И все такие её содержание было известно московским любителям литературы, потому что Булгаков читал её в марте 1925 года на «Никитском субботнике» (литературный кружок), позже её переписывали от руки (так называемый «самиздат») и таким образом распространяли в массы. В СССР повесть «Собачье сердце» впервые была опубликован в 1987 году (6-ой номер журнала «Знамя»).

Анализ произведения

Сюжетная линия

Основой для развития сюжета в повести служит история неудачного эксперимент профессора Преображенского, решившего превратить бездомную дворнягу Шарика в человека. Для этого он пересаживает ему гипофиз алкоголика, тунеядца и дебошира Клима Чугункина, операция проходит успешно и на свет появляется абсолютно «новый человек» — Полиграф Полиграфович Шариков, который по задумке автора является собирательным образом нового советского пролетария. «Новый человек» отличается грубым, наглым и лживым характером, хамской манерой поведения, весьма неприятной, отталкивающей внешностью, и у интеллигентного и воспитанного профессора с ним часто возникают конфликты. Шариков, для того чтобы прописаться в квартире профессора, (на которую как он считает он имеет полное право) заручается поддержкой единомышленника и идейного учителя, председателя домового комитета Швондера, и даже находит себе работу: занимается отловом бродячих кошек. Доведенный до крайности всеми выходками новоявленного Полиграфа Шарикова (последней каплей был донос на самого Преображенского), профессор решает вернуть все как было, и превращает Шарикова обратно в собаку.

Главные герои

Главными героями повести «Собачье сердце» являются типичные представители московского общества того времени (тридцатые года ХХ века).

Один из основных действующих персонажей, находящийся в центре повествования — профессор Преображенский, известный ученый с мировым именем, уважаемый в обществе человек, придерживающийся демократических взглядов. Он занимается вопросами омолаживания человеческого организма посредством пересадки органов животных, и стремится оказать помощь людям, при этом, не нанося им никакого вреда. Профессор изображен как солидный и уверенный в себе человек, имеющий определенный вес в обществе и привыкший жить в роскоши и достатке (у него большой дом с прислугой, среди его клиентов бывшие дворяне и представители высшего революционного руководства).

Являясь культурным человеком и обладая независимым и критическим складом ума, Преображенский открыто выступает против Советской власти, называя пришедших к власти большевиков «пустобрехами» и «бездельниками», он твердо уверен, что бороться с разрухой нужно не террором и насилием, а культурой, и считает что единственный способ общения с живыми существами это ласка.

Проведя эксперимент над бродячим псом Шариком и превратив его в человека, и даже попытавшись привить ему элементарные культурные и нравственные навыки, профессор Преображенский претерпевает полнейшее фиаско. Он признает что его «новый человек» получился совсем никудышным, не подается воспитанию и учится только плохому (главный вывод Шарикова после проработки советской пропагандисткой литературы — нужно все делить, причем делая это методом грабежа и насилия). Ученый понимает, что нельзя вмешиваться в законы природы, потому что такие эксперименты ни к чему хорошему не приводят.

Молодой помощник профессора доктор Борменталь, очень порядочный и преданный своему учителю человек (профессор в свое время принял участие в судьбе нищего и голодного студента и тот ему отвечает преданностью и благодарностью). Когда Шариков дошел до предела, написав донос на профессора и украв пистолет, хотел пустить его в ход, именно Борменталь проявил твердость духа и жесткость характера, приняв решение превратить его обратно в собаку, в то время когда профессор еще колеблется.

Описывая с положительной стороны этих двух врачей, старого и молодого, подчеркивая их благородство и чувство собственного достоинства, Булгаков видит в их описании себя и своих родственников-врачей, которые бы во многих ситуациях поступили бы точно также.

Абсолютными противоположностями этим двум положительным героям выступают люди нового времени: сам бывший пес Шарик, ставший Полиграф Полиграфовичем Шариковым, председатель домового комитета Швондер и другие «жилтоварищи».

Швондер представляет собой типичный образчик члена нового общества, целиком и полностью поддерживающего Советскую власть. Ненавидя профессора как классового врага революции и задумав получить часть жилплощади профессора, он использует для этого Шарикова, рассказывая ему о правах на квартиру, делая ему документы и подталкивая его к написанию доноса на Преображенского. Сам, являясь человеком недалеким и необразованным, Швондер пасует и тушуется в разговорах с профессором, и от этого ненавидит его еще сильнее и прикладывает все усилия, чтобы насолить ему как можно больше.

Шариков, донором, для которого стал яркий среднестатистический представитель советских тридцатых годов прошлого века, алкоголик без определенной работы, трижды судимый люмпен-пролетариат Клим Чугункин, двадцати пяти лет отроду, отличается вздорным и наглым характером. Как и все простые обыватели, он хочет выбиться в люди, вот только учиться чему либо или прикладывать для этого какие-либо усилия он не хочет. Ему по душе быть невежественным разгильдяем, драться, материться, плеваться на пол и постоянно нарываться на скандалы. Однако, не учась ничему хорошему, плохое он впитывает как губка: быстро учится писать доносы, находит работу себе по «душе» - убивать кошек, извечных врагов собачьего рода. Причем показывая насколько безжалостно он расправляется с бездомными котами, автор дает понять, что точно также Шариков поступит и с любым человеком, ставшим между ним и его целью.

Постепенно нарастающая агрессия, наглость и безнаказанность Шарикова, специально показана автором, для того чтобы читатель понял насколько эта зарождающаяся в 20-х годах прошлого века «шариковщина», как новое социальное явление послереволюционного времени, страшна и опасна. Такие Шариковы, встречающиеся в советском обществе сплошь и рядом, особенно стоящие у власти, представляют настоящую угрозу для общества, особенно для интеллигентных, умных и культурных людей, которых они люто ненавидят и пытаются их всячески уничтожать. Что впрочем и произошло в дальнейшем, когда во время сталинских репрессий был уничтожен цвет российской интеллигенции и военной элиты, как это и предсказывал Булгаков.

Особенности композиционного построения

В повести «Собачье сердце» соединено сразу несколько литературных жанров, в соответствии с фабулами сюжетной линии её можно отнести к фантастическому приключению по образу и подобию «Острова доктора Моро» Герберта Уэллса, в котором также описаны эксперимент по выведению гибрида человека и животного. С этой стороны повесть можно отнести к активно развивающемуся в то время жанру научной фантастики, яркими представителями которого были Алексей Толстой и Александр Беляев. Однако под поверхностным слоем научно-приключенческой фантастики на поверку оказывается острая сатирическая пародия, аллегорически показывающая всю чудовищность и несостоятельность того масштабного эксперимента под названием «социализм», который проводила Советская власть на территории России, пытаясь террором и насилием создать «нового человека», родившегося из революционного взрыва и насаждения марксистской идеологии. Что из этого получится, как раз очень наглядно продемонстрировал Булгаков в своей повести.

Композиция повести состоит из таких традиционных частей как завязка — профессор видит бездомного пса и решает привести его домой, кульминация (здесь можно выделить сразу несколько моментов) - проведение операции, визит домкомовцев к профессору, написание Шариковым доноса на Преображенского, его угрозы с применением оружия, решение профессора превратить Шарикова обратно в собаку, развязка — проведение обратной операции, визит Швондера к профессору с милицией, заключительная часть — установление мира и спокойствия в профессорской квартире: ученый занимается своими делами, собака Шарик вполне доволен своей собачьей жизнью.

Несмотря на всю фантастичность и невероятность описываемых событий в повести, применение автором различных приемов гротеска и аллегории, данное произведение, благодаря применению описания конкретных примет того времени (городских пейзажей, различных мест действия, быт и облик персонажей) отличается уникальным правдоподобием.

События, происходящие в повести описываются накануне наступления Рождества и не зря профессор назван Преображенским, а его эксперимент это настоящее «антирождество», своебразное «антитворение». В повести основанной на аллегории и фантастическом вымысле, автор хотел показать не только о важности ответственности ученого за свой эксперимент, а еще и неспособность видеть последствия своих деяний, громадную разницу между естественным развитием эволюции и революционным вмешательством в ход жизни. В повести показано четкое авторское виденье тех перемен, которые произошли в России после революции и начало строительства нового социалистического строя, все эти перемены для Булгакова были ни чем иным как экспериментом над людьми, масштабным, опасным и имеющим катастрофические последствия.