Специальность муниципальное управление. Профессия государственное управление. Краткое описание специальности

Истории, иностранному языку, не знают о некоторых специальностях, для которых нужны перечисленные предметы. Например, что такое государственное и муниципальное управление, кем работать после учебы, какие есть профессии в этой сфере. Эта специальность появилась не так давно, но с каждым годом становится все популярней. Так что же это такое.

Государственное управление – это действия структур правительственной власти и их должностных лиц, направленные на реализацию выбранного политического курса. Муниципальное управление – действия органов власти на местах. Работает в тех же целях, но на местном уровне.

Главная цель управленческого подхода – обеспечение максимальной эффективности работы государственной системы. Для этого существуют управленческие институты. В России действует принцип разделения властей.

Власть делится на три вида:

  • исполнительную (сосредоточенную в руках мэра);
  • законодательную (полномочия городского совета);
  • судебную (местные суды и подразделения министерства юстиции).

Любое управление осуществляется на определенной территории и связано с группой людей, проживающих на этой территории. Рассмотрим подробнее, что это за профессия и кем можно работать.

Функции

Государственное управление выполняет работу на территории всего государства, а муниципальное – на территории региона. Но это не единственное их различие.

Интересная особенность! Население небольших городов и сельских поселений часто выражают недовольство уровнем жизни. При этом, инициативность населения на периферии низкая.

Для эффективной работы властей муниципалитетов необходимо искреннее желание населения участвовать в управлении.

Для улучшения жизни необходимо желание населения участвовать в управлении.

Что представляет собой профессия

Внутреннее устройство страны подразделяется на 3 уровня:

  • федеральный,
  • региональный,
  • муниципальный.

Система построена таким образом, что каждый уровень должен решать свои вопросы в пределах своей компетенции. Чтобы эти системы работали эффективно, нужны высококвалифицированные специалисты. Профессия заключается в грамотной организации деятельности властных структур: распределении бюджета, стабилизации экономики, обработки обращений граждан. Организация деятельности может быть различной.

Приведем несколько примеров:

  • уборка территорий;
  • обеспечение порядка и правовой защиты граждан;
  • принятие законодательства.

Эта деятельность осуществляется в интересах граждан для улучшения их качества жизни и сохранения благополучия.

3 уровня бюджета

Специальность

Для осуществления вышеописанной деятельности создана специальность в Вузах и средне-специальных учебных заведениях. Впервые стандарты обучения были выпущены в 1995 году. Тогда были необходимы специалисты, способные стабилизировать ситуацию в стране.

В то время желающих обучаться по этой специальности было мало, потому что никто не знал, что она собой представляет. Высококвалифицированные специалисты стали появляться только после 2000-х годов. В настоящее время сфера государственного и муниципального управления пользуется большой популярностью. Получить образование можно в любых крупных городах.

Выпускник этой специальности – менеджер, обеспечивающий оказание государственных услуг на высоком уровне.

Полезное видео: специальность ГМУ

Знания и умения выпускников

Государственная и муниципальная служба – работа сложная. Она требует подкованности во многих сферах.

Что должен знать и уметь выпускник:

  • Конституцию РФ, региональные и федеративные законы;
  • как осуществляется управление государством;
  • находить достоверную информацию и проверять сведения на достоверность;
  • политическую ситуацию в стране, экономические и социальные проблемы;
  • анализировать, составлять статистику, вести отчетность;
  • принимать решения относительно управления.

Также стоит заранее определиться, в какой сфере управления выпускник хочет работать, и потом развиваться в этом направлении.

Кем можно работать

Понятие о том, кем работать с полученным дипломом, у многих довольно размытое.

Куда пойти работать после учебы молодому специалисту:

  1. Администрация любого уровня. Даже администрация президента при соответствующей квалификации.
  2. Комитеты исполнительной власти, которые занимаются вопросами жизни граждан. Например: органы соц. защиты, охрана здоровья, ЖКХ.
  3. Органы законодательной власти. Например: народное собрание, верховные советы, или даже Государственная Дума.
  4. Ведомства, отвечающие за внешние экономические связи.
  5. Органы надзора. Например: налоговая служба, правовая защита.
  6. Комитеты, отвечающие за оказание гос. услуг населению.

Можно остаться преподавать в университете. Кроме того, некоторые коммерческие организации предпочитают брать на работу кадры с дипломом по данной специальности. Выбор того, кем работать после обучения большой.

Примеры должностей:

  • секретарь директора;
  • начальник отдела кадров,
  • налоговый инспектор,
  • советник,
  • специалист,
  • работник ЖКХ,
  • депутат.

Секретарь директора

Изучаемые предметы

Дисциплины определяются в зависимости от квалификации и сферы профессиональной деятельности.

Список основных изучаемых дисциплин для 1-го курса выглядит так:

  • иностранный язык;
  • теория государства и права;
  • философия;
  • введение в специальность;
  • психология;
  • теория управления;
  • политология;
  • русский язык и культура речи;
  • финансы;
  • математика;
  • физическая культура;
  • логистика;
  • административное право;
  • конституционное право;
  • социология;
  • безопасность жизнедеятельности.

Какие экзамены сдают

Обязательные предметы при сдаче ЕГЭ – русский язык и математика. Другие экзамены каждый вуз выбирает самостоятельно.

Предметы, которые может выбрать вуз:

  • обществознание,
  • иностранный язык,
  • история,
  • информатика.

Узнавать, какой требуется сдавать предмет, нужно в конкретном вузе.

Студенты

Вузы

Всего в Российской Федерации занимаются подготовкой студентов по специальности государственное и муниципальное управление 408 вузов в разных городах. Обучение проводится по формам: очная, заочная, очно-заочная.

Бюджетные места найти можно, но далеко не все вузы их предоставляют. Стоимость учебы от 45 до 500 тысяч в год. Срок обучения по программе бакалавриата – 4 года, магистра – 2 года. Если хорошо зарекомендовать себя во время учебы, шансы на поступление в магистратуру и аспирантуру значительно повысятся.

Можно выучиться и в среднем специальном заведении. Но при таком образовании закрыт доступ к некоторым должностям. Например, нельзя будет стать чиновником. Для поступления в учебное заведение высшего звена при наличии среднего специального образования, требуется пройти собеседование.

Вакансии

В интернете можно найти много вакансий в разных направлениях. Чтобы выбрать, кем можно работать, нужно лишь определить для себя приоритеты. Если в приоритете - карьерный рост, то можно поискать себе должность в государственных структурах, если хороший заработок – в частных фирмах.

Обратите внимание! Частные компании заинтересованы в том, чтобы брать на работу людей с дипломом данной специальности.

Примеры того, какие можно найти вакансии, связанные с государственным и муниципальным управлением в Москве:

  • менеджер ресторана,
  • руководитель отдела,
  • директор магазина,
  • экономист,
  • главный специалист.

Но прежде чем можно будет рассчитывать на хорошую должность, придется набраться опыта. В начале деятельности, когда опыта нет, больших заработков ждать не стоит. Многие начальники, получающие приличный доход, начинали чуть ли не с волонтерской деятельности. В центральных областях первое время зарплата будет около 20-25 тысяч рублей, на периферии – около 15 тысяч рублей.

В этой профессии опыт имеет огромную значимость. Обычный клерк во время работы будет осваивать навыки, которые в будущем помогут дорасти до руководителя или депутата, причем любого уровня.

Наиболее распространенные экзамены при поступлении:

  • Русский язык
  • Математика (базовый уровень)
  • Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) - профильный предмет, по выбору вуза
  • История - по выбору вуза
  • Обществознание - по выбору вуза
  • Иностранный язык - по выбору вуза
Большинство вузов при поступлении требует итоговых результатов по математике, который является профильным экзаменом. Еще одним обязательным экзаменом выступает русский язык.

На выбор вуза также необходимо сдать один из следующих экзаменов: история, обществознание, информатика и ИКТ.

На усмотрение учебного заведения может быть предложен экзамен по английскому языку, либо любому другому иностранному в зависимости от конкретного направления в обучении.

Специальность «Государственное и муниципальное управление» - это отличная возможность выбора престижной работы в крупных организациях. Выпускники вузов пользуются непрерывным спросом у работодателей, перед ними открываются прекрасные перспективы для последующего профессионального роста и продвижения в карьере.

Краткое описание специальности

Специальность позволяет студентам во время обучения получить расширенные знания в сфере экономики, включая такие экономические направления, как теория управления и другие. Они осваивают необходимые профессиональные умения и навыки администрирования, позволяющие исполнять планирование и координацию работы организации, осуществлять руководство коллективом.

Выпускники, которые завершили обучение по данной специальности, владеют навыками, позволяющими максимально успешно осуществлять управление организацией, принимать участие в организации рабочего процесса системы управления, развивать и совершенствовать функционирование управления согласно главным критериям развития социально-экономической сферы.

Крупные вузы

  • Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
  • Государственный университет управления
  • Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского
  • Российский университет дружбы народов
  • Пермский государственный национальный исследовательский университет

Сроки и формы обучения

По данной специальности предусмотрена как очная, так и заочная или очно-заочная формы обучения. При очном обучении длительность освоения специальностью составляет 4 года, в остальных вариантах — от 4,5 лет и более.

Предметы, изучаемые студентами

Специальность носит универсальный характер, поэтому к содержанию учебной программы предъявляются особые требования. Особое внимание уделяется таким учебным дисциплинам, как:

  • экономическая теория
  • менеджмент
  • психология
  • история мировых цивилизаций
  • основы права и другие.

Среди обязательных предметов, необходимых для освоения специальности, можно выделить следующие:

  • статистика
  • гражданское право
  • теория управления
  • информационные технологии в управлении
  • административное право и другие.

Некоторые высшие учебные заведения вводят в учебную программу курс профессионального иностранного языка и риторику. Обучение предусматривает прохождение практики в государственных органах, которые отвечают потребностям профиля обучения.

Получаемые знания и навыки

Бакалавр-менеджер, освоивший программу по данной специальности, может выполнять такие разновидности профессиональной деятельности:

  • планировать разные виды деятельности;
  • организовывать работу согласно поставленным целям, имеющимся ресурсам и результатам;
  • тщательно следить за деятельностью сотрудников и всей организации;
  • руководить коллективом и координировать работу во внешней среде;
  • осуществлять мотивацию сотрудников;
  • представлять учреждение (компанию) и его интересы;
  • исследовать и оценивать проблемы и ситуации;
  • предлагать прогнозы и планировать цели;
  • работать с сотрудниками в области предоставления консультаций, методических рекомендаций, образовательных моментов;
  • осуществлять инновационную работа в сфере управления.

Будущая профессия: кем работать ?

Выпускники могут рассчитывать на хорошие должности в престижных организациях, а также перед ними открыты прекрасные возможности отличного карьерного роста на государственной и муниципальной службе.

Специалист бакалавр-менеджер выступает в качестве посредника между людьми и государством. Он выполняет работу в разных ведомствах и службах, включая специализированные, участвует в разработке законопроектов. Также специалист-менеджер ведет прием граждан, помогая им решать широкий спектр вопросов, занимается руководством в вопросах здравоохранительной, социальной, жилищной, образовательной, культурной и другой жизнедеятельности, следит за базами данных, выдает справки и информацию по запросам, занимается вопросами делопроизводства. Специалист может найти работу в:

  • органах государственной и муниципальной власти;
  • органах местного самоуправления;
  • международных организациях и органах управления;
  • организациях общественного сектора;
  • организациях некоммерческого вида;
  • институтах гражданского общества;
  • учреждениях образовательного и научно-исследовательского направления;

Занимая должность специалиста второй категории непосредственно после окончания вуза, можно рассчитывать на заработную плату от 20 000 рублей. Доход ведущего специалиста может составлять около 30 000, главного - около 35 000, а начальник отдела будет получать от 40 000 рублей. Высокие профессиональные качества специалистов позволяют им быстро двигаться по карьерной лестнице, но постепенно ступень за ступенью.

Продолжение обучения по специальности

Продолжить обучение по указанной специальности при желании можно в магистратуре и аспирантуре.

Кем я выйду, когда закончу ГМУ


После окончания школы молодёжь стоит перед выбором, куда пойти учиться, чтобы получить высшее образование и какую выбрать будущую профессию. Меня заинтересовало направление «государственное и муниципальное управление». Это направление в настоящее время является актуальным и востребованным во всём мире. Сейчас в нашей стране происходит много перемен, разрабатываются новые законы, реформы, которые охватывают социальную, политическую и экономическую сферы жизни общества. Всё это требует грамотного государственного управления. Поэтому подготовка высококвалифицированных специалистов ставится сейчас на высокий уровень изучения.


Я выбрала это направление не случайно. Сегодня в России большой процент безработицы. По окончании учёбы я получу комплексную подготовку в области экономики, социологии, права и управления. Эти знания могу применить не только в государственных, но и в частных структурах, значит, будет легко найти работу. У этого направления широкий спектр возможностей: страховая компания, научно-исследовательские организации, система образования, сервис и туризм, банки, мэрии и т.д.


После окончания учебы я стану менеджером государственного и муниципального управления. Научусь планировать индивидуальную и совместную деятельность коллектива по выполнению поставленных задач в кротчайшие сроки, действовать строго в рамках закона, находить информацию и решать проблемы, быть целенаправленным. Каждой организации необходим работник в сфере управления контроля, прогнозирования выгодных сделок, управляющий, начальник отдела. Хороший специалист должен уметь разрабатывать бизнес-планы, деловые игры, развивать лидерские способности, научиться общению с людьми - все эти качества могут стать определяющими для успешной работы в любой компании. Всё это зависит от человека, его стремления к учёбе, получению знаний, упорства и труда.


Работа должна быть интересной и захватывающей. Мне бы хотелось работать в администрации города Химки (Московской области). Это большой и светлый город. Для меня с ним связано всё, что дорого человеку. Здесь я родилась, выросла. Я вижу, как с каждым годом наш город развивается, становится красивее и мне бы хотелось принять участие в его судьбе.


Мне нужно будет набраться опыта, для того чтобы осуществилась моя мечта и я стала заместителем Главы района по социальным вопросам. Для этого необходимо развивать в себе деловые, личные качества, стремиться измениться в лучшую сторону, «расти». Я должна буду заниматься вопросами по защите интересов общества, разрабатывать должностные инструкции работников отдела социальных отношений, возглавлять и руководить деятельностью по делам несовершеннолетних и защите их прав, административной комиссией района, советом молодежи района, межведомственной комиссией по организации отдыха, образования, воспитания, здравоохранения, культуры, молодежной политики, спорта, туризма, ветеранского движения, организовывать и проводить с привлечением средств массовой информации систематическую и целенаправленную пропаганду, направленную на профилактику правонарушений.


Я думаю, что моя профессия и знания внесут вклад в развитие города.

В настоящее время растет популярность специальности «государственное и муниципальное управление». Кем работать можно после завершения обучения?

Общие моменты

Казалось бы, такая престижная специализация, высокий проходной балл при поступлении в высшее учебное заведение должны быть гарантией прекрасной карьеры, быстрого и выгодного трудоустройства. Но на практике ситуация обстоит несколько иначе. Окончили факультет «государственное и муниципальное управление»? Кем работать - не знаете? Для начала выделим особенности данного направления.

Особенности профессии

Возникает закономерный вопрос у тех, кто выбрал для «государственное и муниципальное управление»: кем можно работать после завершения учебы? У вчерашних студентов есть сразу три альтернативных пути:

  • работать в частной организации;
  • трудоустроиться в государственную структуру;
  • получить должность в институте либо исследовательской лаборатории.

Такие перспективы у специализации «государственное и муниципальное управление», кем работать - выбор остается за обладателем диплома. При трудоустройстве соискатель должен учитывать финансовые потребности, собственные амбиции. После обучения на протяжении пяти лет основам прогнозирования и анализа не должно возникать особых проблем при проработке всех преимуществ предлагаемой должности.

Карьерный рост

В реальной жизни выпускники направления «государственное и муниципальное управление», кем работать, не выбирают, а соглашаются на любые предложения, касающиеся делопроизводства. Подобную должность трудно назвать пределом мечтаний, но, несмотря на невысокую заработную плату, существенный объем работы, у делопроизводителя есть все шансы для неплохого карьерного роста. Но это актуально только в тех организациях, в которых возможно последующее продвижение по служебной лестнице. Обладатели диплома по направлению «государственное и муниципальное управление», кем работать, должны выбирать сами.

Служба государству

Если выпускник выбрал работу в государственной организации, он должен понимать весь груз ответственности, который на него возлагается. По сути, такой работник является посредником между институтами власти и обычными людьми. Рассуждаете над тем, кем работать после «государственное и муниципальное управление» факультета? Сначала можно рассчитывать в государственных структурах только на должность специалиста 2 категории. Оклад, который предложат молодому специалисту, не превышает 20-25 тысяч рублей. Но со стороны государства во многих регионах страны предлагаются различные меры поддержки, например, льготы для поступления детей в дошкольные учебные заведения, бесплатный проезд в общественном транспорте, лечение в местных санаториях. По мере увеличения стажа автоматически повышается размер появляется возможность продвижения по служебной лестнице.

Частные компании

Имеете на руках диплом со специализацией «муниципальное и государственное управление», где работать, еще не решили? Попробуйте трудоустроиться в частную фирму. В таком случае можно даже без стажа рассчитывать на неплохой оклад. Если вы хотите получить сиюминутную материальную прибыль, сразу подыскивайте вакансии в негосударственных компаниях. Выпускники, которые мечтают служить своей стране верой и правдой, должны быть готовы к невысокой заработной плате, ненормированному графику работы. Основным преимуществом подобного выбора можно считать возможность для максимального удовлетворения своих личных амбиций. У вас специальность «государственное и муниципальное управление», кем работать, еще не решили? В таком случае попробуйте сначала оформиться на работу в крупную корпорацию. В любой фирме есть специальный отдел, сотрудники которого занимаются налаживанием взаимосвязей с государственными структурами.

Требования к сотруднику частной компании

Для того чтобы рассчитывать на высокую заработную плату, работать в отделе, занимающемся связями с государственными структурами, необходимо обладать определенными навыками:

  • проводить полный анализ действий власти, принимаемых законов, проводимой политики;
  • находить пути эффективного взаимодействия с государственными структурами;
  • поддерживать и внедрять программы, которые направлены на совместную деятельность с местными органами самоуправления;
  • выявлять главные потребности компании.

Далеко не в каждой частной компании существует взаимодействие с органами государственной власти на таком высоком уровне, который бы позволял создавать специальные отделы, нанимать квалифицированных сотрудников. Подобной деятельностью занимаются только огромные корпорации и крупные монополисты. В них основным держателем акций и учредителем выступает государство, поэтому трудоустроиться в такую серьезную компанию вчерашнему выпускнику будет сложно, даже если у него профессия "государственное и муниципальное управление". Где работать новоиспеченным специалистам?

Консалтинговые конторы и аналитические центры

Трудоустройство в такие организации не гарантирует высокой заработной платы, К тому же тут будет трудно рассчитывать на быстрый карьерный рост. Но для тех людей, которые интересуются прогнозированием, анализом, работа в консалтинговом центре либо аналитическом агентстве станет отличным вариантом. Если те прогнозы, которые вы будете составлять, окажутся точными и удачными, есть шанс через несколько лет завоевать положительный имидж, стать уважаемым членом команды. Постепенно вы получите некий вес в определенном кругу, к вашим предложениям и идеям будут прислушиваться, вы будете систематически приглашаться на разнообразные аналитические программы и передачи. При этом необходимо понимать, что полноценную карьеру могут сделать только единицы, всем остальным придется довольствоваться вторыми ролями, выполнять весьма прозаичные обязанности. Есть небольшая вероятность оказаться сотрудником международной консалтинговой компании, получить возможность реализовать собственный потенциал.

Работа чиновником

Существуют определенные требования, которые предъявляет работодатель к выпускнику высшего учебного заведения. Для того чтобы рассчитывать на престижную работу, необходимо продемонстрировать потенциальному работодателю следующие качества:

  • Анализ. Необходимо владеть информацией об основных изменениях, происходящих на финансовом рынке, в налоговой политике, следить за политическими тенденциями, знать о возможных рисках управленческой работы.
  • Организация деятельности. Уметь создавать и планировать новые проекты, включая и разработку программ для целого региона.

Помимо перечисленных выше навыков, чиновник должен налаживать полноценные взаимоотношения с общественностью, владеть несколькими языками, оказывать консультации частным фирмам. Если у молодого сотрудника есть все эти качества, он найдет себе весьма перспективную и высокооплачиваемую работу, будет востребован.

Заключение

После пятилетнего обучения, получив специальность «государственное и муниципальное управление», кем устроиться на работу, решает сам обладатель диплома. Важно не забывать все те навыки и знания, которые были приобретены в процессе учебы, в полном объеме реализовывать на практике. Данная специальность считается в нашей стране одной из самых современных и молодых. В 2015 году в РФ ввели новый федеральный образовательный стандарт по подготовке специалистов по государственному и муниципальному управлению. На данный момент эта специализация является одной из самых востребованных у абитуриентов, поэтому для поступления на факультет управления нужны высокие баллы единого государственного экзамена. Успешные выпускники общеобразовательных школ стараются попасть именно на эту специализацию, понимая, что после завершения обучения у них будет реальный шанс трудиться в коммерческих структурах, государственном управлении.

Выбор профессии

Программа обучения

Почему Ваш выбор правильный?

Во-первых, это престижная работа.

Во-вторых, повышение собственного имиджа в глазах окружающих.

В-третьих, это стабильность дохода.

И, в-четвертых, необходимо понимать, что «Государственное и муниципальное управление» — это профиль обучения, т.е. специализация, а основное направление обучения (специальность) - «Менеджмент». Поэтому Вы получаете сразу как бы две специальности: и общепрофессиональный менеджмент, и мененеджмент в государственном и муниципальном управлении.

Выбор профиля (специальности) обучения

При выборе профиля обучения (специальности) необходимо четко представлять себе, в чем будет состоять Ваша работа и почему Ваш выбор при поступлении для обучения на профиль (специальность) «Государственное и муниципальное управление» не является ошибкой .

Итак. Любой чиновник государственной или муниципальной службы — это «лицо» государства. Этот факт нельзя забывать, становясь на путь госслужащего. Эффективная деятельность государственных или муниципальных органов управления невозможна без квалифицированных служащих (чиновников).

Теперь давайте подумаем, для чего работает чиновник. Ответ, который мы хотим Вам предложить, может показаться довольно парадоксальным, однако если вы немного призадумаетесь, то наверняка согласитесь с нами.

Чиновник работает вовсе не для того, чтобы дать то, что вам нужно (поставить подпись, выдать справку). Чиновник работает не для того, чтобы дать что-то своей организации (учет, порядок, статистическую информацию). Чиновник работает не для того, чтобы выполнять тот или иной закон, как бы странно это не звучало. На самом деле он, как и все прочие наемные работники, работает ради зарплаты и выполняет то, что является его должностными обязанностями, руководствуясь законом. А вот что входит в его должностные обязанности — это предмет отдельного разговора, и мы его поведем на страницах наших курсов.

Почему же столь интересен профиль обучения «Государственное и муниципальное управление»? Есть несколько ответов на этот вопрос.

Во — первых, государственная или муниципальная служба — это престиж. Любое государство отбирает себе на службу лучших специалистов, поэтому, если Вас приняли на эту работу, значит Вы один из лучших специалистов. И это не голословные заявления. В 2008 году Президент РФ подписал приказ о внедрении федеральной программы «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009 - 2013 годы)». Одной из целей этой программы является формирование высококвалифицированного кадрового состава, обеспечивающего эффективность государственного управления. Продолжением этого процесса явилась еще одна целевая программа «Кадры России». Достаточно посмотреть, как «омолаживается» государственная и муниципальная служба в соответствии с решением Президента РФ, чтобы подтвердить ее престижность.

Во — вторых, государственная и муниципальная служба - это очень ответственное занятие. Это не просто работа, это служение Человеку, что само по себе очень важно, ведь любой чиновник является промежуточным звеном между Государством и Человеком. И насколько чиновник будет ответственнее выполнять свои служебные обязанности, настолько социальная атмосфера в государстве будет благоприятнее.

В — третьих, конечно же, государство заботится о своих служащих, предоставляет им определенные льготы — это касается и социального обеспечения, и заботы о здоровье служащих (например, предоставление санаторно—курортного лечения), и обеспечения жильем, и расчета пенсионных выплат и прочего. Поэтому работа государственного или муниципального служащего не просто почетна и ответственна, но еще и, в материальном смысле, обеспеченная.

И в — четвертых. На профиле (специальности) «Государственное и муниципальное управление» Вам будет учиться легче, чем на других профилях . Однако стоит иметь в виду, что в данном случае легче — не означает хуже. Просто внедрение на предлагаемом вам профиле принципа сберегающего обучения, который проповедует наш институт, позволяет сделать обучение легким.

В итоге, вот, что мы хотим вам сказать. От эффективного государственного управления зависит будущее современного российского общества. Поэтому Вам решать: кто он, служащий государственной или муниципальной службы?! Бюрократ и чинуша или добропорядочный высококвалифицированный чиновник, выполняющий свои функции.

Выбор профессии

Для многих людей главная сложность выбора профессии состоит в том, что его приходится делать «вслепую», не зная по собственному опыту, что собой представляет та или иная профессия. По сути дела, это покупка «кота в мешке». А происходит это вот почему.

Сначала делается выбор, на кого учиться, тратится на обучение от четырех до шести лет своей жизни и десятки тысяч рублей. Затем человек пробует себя в конкретной работе и только после этого приходит понимание, насколько она нравится (это в лучшем случае) и как хорошо получается с ней справляться.

Что же делать? Ответ достаточно прост — для воплощения своей мечты нужно не просто мечтать, нужно действовать . И эти действия следующие.

Действие первое

Необходимо собрать как можно больше информации о профессиях и их разнообразии. Мы не просто так говорим об этом. Если попросить, не то что выпускника школы, а любого взрослого, казалось бы, умудренного житейским опытом человека перечислить все известные ему профессии — ответ будет короток, в пределах десяти—двадцати профессий. А на самом деле? Сотни! Так как же выбирать, если не знать, из чего?

  • 1 место — юрист (20%)
  • 2 место — врач и экономист (по 14%)
  • 3 место — государственный служащий (11%)
  • 4 место — программист (6%),
  • 5 место — рабочие специальности (5%)
  • 6 место — учитель, художник дизайнер, артист (4%)

Ниже в рейтинге расположились профессии бухгалтера, военнослужащего, инженера, менеджера, строителя, нефтяника (по 3%). Наименее престижно, по данным этого рейтинга, быть научным работником, работником сферы сельского хозяйства, спортсменом, переводчиком, психологом (по 1%).

Действие второе

Нужно ориентироваться не столько на имидж профессии (хотя это тоже очень важно), сколько на содержание конкретной работы, т.е. чем предстоит заниматься в рабочее время. Профессия может или понравиться, или нет только тогда, когда будет четкое представление типичного рабочего дня ее представителя. Важно не то, как называется профессия, а то, чем конкретно предстоит заниматься.

Государственные и муниципальные служащие трудятся в федеральных и региональных органах власти. Чем же занимаются люди этой профессии? Попробуем вкратце описать их типичный рабочий день:

  • ознакомление с поступившей информацией: письмами, инструкциями, новостями, текущим состоянием дел, проектами решений, изменениями в законодательстве;
  • рассмотрение различных предложений и проектов в той области, за которую отвечает тот или иной служащий;
  • координация и контроль хода реализации принятых решений и проектов;
  • прием посетителей, рассмотрение их вопросов, просьб, претензий, жалоб;
  • участие в различных мероприятиях: заседаниях, совещаниях и т. п.

Государственные и муниципальные служащие не придумывают новые законы, а лишь выполняют принятые, обеспечивают оптимальное управление различными сферами жизни в рамках этих законов. Именно поэтому нелепо выглядят адресованные им претензии по поводу несовершенства тех или иных законов, правил, инструкций. Если, например, чиновник службы пенсионного обеспечения отказывает обратившейся к нему старушке в прибавке к пенсии, то он это делает не потому, что «бюрократ и хапуга», а потому, что нет законных оснований назначить прибавку именно этой пенсионерке.

Действие третье

Необходимо определиться со своими способностями. Да, у всех людей разные способности, этого не нужно стесняться, это нужно понимать и принимать. Об этом нужно прямо и открыто говорить. Не нужно льстить себе! Жалкое зрелище представляет переоценивший себя «профессионал». Однако нельзя забывать, что способности можно развивать, но это может сделать только сам человек, и никто другой за него это не сделает.

Мы попробуем определить способности, важные для чиновника. Но поставим вопрос несколько конкретнее: какими компетенциями должен обладать государственный или муниципальный служащий? Можно выделить несколько больших компетентностных групп.

Социальная компетентность — способность брать на себя ответственность в принятии профессиональных решений вне зависимости от социального статуса человека, его религиозной или расовой принадлежности.

Коммуникативная компетентность — система навыков, которая позволяет строить эффективное общение в рамках своей профессии. Рассмотрим эту компетенцию несколько подробнее, потому что коммуникации для служащих играют очень важную роль. Как показывает практика, до 80 % их времени тратится на общение. Коммуникативная компетенция для государственных и муниципальных служащих — это:

  • владение технологиями общения (в том числе и компьютерного);
  • соблюдение правил профессионального поведения;
  • умение использовать в работе методы эффективного воздействия на разных людей;
  • умение адекватно реагировать на нестандартные психо—эмоциональные ситуации;
  • умение находить оптимальные формы общения с разными группами людей;
  • умение правильно ориентироваться в различных ситуациях;
  • умение адекватно определять личностные особенности собеседника.

Специальная компетентность — уровень владения профессией. Специалисты этой профессии должны иметь основательную юридическую подготовку и прекрасно знать действующее законодательство, ориентироваться в экономике, социологии и политологии, конфликтологии. Специальная компетентность — это:

  • умение быстро вникнуть в суть вопроса;
  • умение всесторонне проанализировать ситуацию;
  • умение выделить ключевую проблему;
  • умение найти конструктивное решение проблемы, руководствуясь действующим законодательством.

Личностная компетентность — система личностных качеств, которыми должен обладать представитель профессии государственного и муниципального служащего:

  • внешняя привлекательность;
  • уверенность в себе и принимаемых решениях;
  • целеустремленность;
  • терпеливость;
  • тактичность;
  • гибкость;
  • наличие развитой интуиции;
  • способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
Действие четвертое

Необходимо учесть факт возможного заработка. Даст ли будущая профессия возможность достойно зарабатывать? Кто и сколько будет за нее платить, от чего это зависит — от самой профессии, места работы, должности, уровня профессионализма, отношений с начальством или от каких—либо других причин?

Профессия чиновника относится к числу средне распространенных, соответствующие вакансии на рынке труда имеются, однако главный механизм поиска претендентов — по рекомендации коллег. Оклад большинства служащих не превышает примерно полутора уровней от средних доходов работников, занятых в промышленности. Кроме того, государственные служащие зачастую пользуются рядом предусмотренных законом социальных льгот: медицинским обслуживанием, оплачиваемым по льготной цене отдыхом, служебным транспортом, а также имеют повышенную пенсию. Текучесть кадров невысокая, и чаще всего те, кто однажды попал в эту сферу, так и остаются в ней вплоть до достижения пенсионного возраста.

Самое главное

Нельзя сделать все вышеперечисленное «завтра», потому что это все нужно было сделать «вчера»! Планы нужно реализовывать!

Перечень формируемых компетенций

Общекультурные компетенции:
  • знание базовых ценностей мировой культуры и готовность опираться на них в своем личностном и общекультурном развитии;
  • знание и понимание законов развития природы, общества и мышления и умение оперировать этими знаниями в профессиональной деятельности;
  • способность занимать активную гражданскую позицию;
  • умение анализировать и оценивать исторические события и процессы;
  • владение культурой мышления, способность к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;
  • умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь;
  • готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе;
  • способность находить организационно-управленческие решения и готовность нести за них ответственность;
  • умение использовать нормативные правовые документы в своей деятельности;
  • стремление к личностному и профессиональному саморазвитию;
  • умение критически оценивать личные достоинства и недостатки;
  • осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности;
  • способность анализировать социально значимые проблемы и процессы;
  • владение одним из иностранных языков на уровне, обеспечивающем эффективную профессиональную деятельность;
  • владение методами количественного анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования;
  • понимание роли и значения информации и информационных технологий в развитии современного общества и экономических знаний;
  • владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией;
  • способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях и корпоративных информационных системах;
  • способность осуществлять деловое общение: публичные выступления, переговоры, проведение совещаний, деловую переписку, электронные коммуникации;
  • способность учитывать последствия управленческих решений и действий с позиции социальной ответственности;
  • владение основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;
  • способность придерживаться этических ценностей и здорового образа жизни.
Профессиональные компетенции:
  • знание основных этапов эволюции управленческой мысли;
  • способность проектировать организационную структуру, осуществлять распределение полномочий и ответственности на основе их делегирования;
  • готовность к разработке процедур и методов контроля;
  • способность использовать основные теории мотивации, лидерства и власти для решения управленческих задач;
  • способность эффективно организовать групповую работу на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды;
  • владение различными способами разрешения конфликтных ситуаций;
  • способность к анализу и проектированию межличностных, групповых и организационных коммуникаций;
  • способность оценивать условия и последствия принимаемых организационно-управленческих решений;
  • способность анализировать взаимосвязи между функциональными стратегиями компаний с целью подготовки сбалансированных управленческих решений;
  • способность участвовать в разработке маркетинговой стратегии организаций, планировать и осуществлять мероприятия, направленные на ее реализацию;
  • способность использовать основные методы финансового менеджмента для стоимостной оценки активов, управления оборотным капиталом, принятия решений по финансированию, формированию дивидендной политики и структуре капитала;
  • способность оценивать влияние инвестиционных решений и решений по финансированию на рост ценности (стоимости) компании;
  • способность участвовать в разработке стратегии управления человеческими ресурсами организаций, планировать и осуществлять мероприятия, направленные на ее реализацию;
  • владение современными технологиями управления персоналом;
  • готовность участвовать в разработке стратегии организации, используя инструментарий стратегического менеджмента;
  • способность учитывать аспекты корпоративной социальной ответственности при разработке и реализации стратегии организации;
  • готовность участвовать в реализации программы организационных изменений, способностью преодолевать локальное сопротивление изменениям;
  • владение методами принятия стратегических, тактических и оперативных решений в управлении операционной (производственной) деятельностью организаций;
  • способность планировать операционную (производственную) деятельность организаций;
  • владение методами управления проектами и готовностью к их реализации с использованием современного программного обеспечения;
  • готовностью участвовать во внедрении технологических и продуктовых инноваций;
  • знание современных концепций организации операционной деятельности и готовностью к их применению;
  • знание современной системы управления качеством и обеспечения конкурентоспособности;
  • способность решать управленческие задачи, связанные с операциями на мировых рынках в условиях глобализации;
  • знакомство с основами межкультурных отношений в менеджменте, способность эффективно выполнять свои функции в межкультурной среде;
  • способность к экономическому образу мышления;
  • способность оценивать воздействие макроэкономической среды на функционирование организаций и органов государственного и муниципального управления;
  • понимание основных мотивов и механизмы принятия решений органами государственного регулирования;
  • способность анализировать поведение потребителей экономических благ и формирование спроса;
  • знание экономических основ поведения организаций, различных структур рынков и способность проводить анализ конкурентной среды отрасли;
  • умение применять количественные и качественные методы анализа при принятии управленческих решений и строить экономические, финансовые и организационно-управленческие модели;
  • способность выбирать математические модели организационных систем, анализировать их адекватность, проводить адаптацию моделей к конкретным задачам управления;
  • владение средствами программного обеспечения анализа и количественного моделирования систем управления;
  • владеть методами и программными средствами обработки деловой информации, способностью взаимодействовать со службами информационных технологий и эффективно использовать корпоративные информационные системы;
  • умение моделировать бизнес-процессы и знакомством с методами реорганизации бизнес-процессов;
  • умение использовать в практической деятельности организаций информацию, полученную в результате маркетинговых исследований и сравнительного анализа лучших практик в менеджменте;
  • умение проводить аудит человеческих ресурсов и осуществлять диагностику организационной культуры;
  • способность применять основные принципы и стандарты финансового учета для формирования учетной политики и финансовой отчетности организации;
  • владение навыками составления финансовой отчетности и осознанием влияния различных методов и способов финансового учета на финансовые результаты деятельности организации;
  • способность анализировать финансовую отчетность и принимать обоснованные инвестиционные, кредитные и финансовые решения;
  • способность оценивать эффективность использования различных систем учета и распределения затрат; иметь навыки калькулирования и анализа себестоимости продукции и способностью принимать обоснованные управленческие решения на основе данных управленческого учета;
  • способность проводить анализ рыночных и специфических рисков, использовать его результаты для принятия управленческих решений;
  • способность проводить оценку инвестиционных проектов при различных условиях инвестирования и финансирования;
  • способность обосновывать решения в сфере управления оборотным капиталом и выбора источников финансирования;
  • владение техниками финансового планирования и прогнозирования;
  • понимание роли финансовых рынков и институтов, способностью к анализу различных финансовых инструментов;
  • способность проводить анализ операционной деятельности организации и использовать его результаты для подготовки управленческих решений;
  • умение находить и оценивать новые рыночные возможности и формулировать бизнес-идею;
  • способность разрабатывать бизнес-планы создания и развития новых организаций (направлений деятельности, продуктов);
  • способность оценивать экономические и социальные условия осуществления предпринимательской деятельности.

Программа обучения

В соответствии с требованиями новых образовательных стандартов учебный план должен обновляться не реже одного раза в год. В нем может быть заменена любая дисциплина, кроме четырех обязательных: «История», «Философия», «Иностранный язык» и «Безопасность жизнедеятельности».

При составлении учебного плана РФЭИ отдает предпочтение новым учебным дисциплинам, которые известны на Западе и мало известны в Роcсии. Это способствует прохождению вузом европейской аккредитации и облегчает трудоустройство выпускников в успешные компании.

  • Общая компетенция
  • Бизнес-обучение
0 этап
  • Стартовый этап: с чего начать бизнес*
  • Основы предпринимательства (Путь к богатству. С чего начать)*
  • Начала бухгалтерского учета*
  • Информатика
  • Организация и технологии бизнес-обучения*
  • Управление кадровой деятельностью
1 этап
  • Правоведение
  • Иностранный язык
  • Философия
  • Культурология
  • Концепции современного естествознания
  • Психология и педагогика*
  • Великие страны и цивилизации
  • Логика
  • Деловое общение
  • Математика
2 этап
  • Риторика
  • Статистика
  • История
  • Хозяйственное право
  • Маркетинг
  • Социология
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Экономическая теория
  • Управление документами
  • Менеджмент
3 этап
  • Информационные технологии управления
  • Государственное и муниципальное управление
  • Паблик рилейшнз
  • Инновационный менеджмент
  • Архивное хранение документов
  • Брендинг*
  • Организационное поведение
  • Управленческие решения
  • Сервисная политика
  • Коммуникационный менеджмент
4 этап
  • Теория конкуренции*
  • Психология успеха*
  • Корпоративная культура*
  • Управление персоналом*
  • Управленческий учет
  • Теория лидерства*
  • Практический менеджмент*
  • Теория сервиса*
  • Теория систем управления*
  • Управление проектами*

* курс модульной дисциплины

Модульные дисциплины представляют собой один или несколько учебных курсов, формирующих дополнительные профессиональные компетенции.