Техника изменения убеждений. Как изменить свои убеждения. В метамодели для восстановления полной формы убеждений этого типа используется реакция на паттерн «модальный глагол долженствования или необходимости»


Работа с убеждениями

Изменение убеждений

Человек воспринимает мир с позиции своих убеждений. На основе убеждений происходит оценка других людей, ситуаций и т.д. – всего. В своей деятельности человек также отталкивается от своих убеждений, что влечет определенные последствия, которые не всегда приятны.

Каждый человек имеет свой набор идей и представлений, и склонен считать свою систему убеждений самой правильной, так как ощущает эти убеждения частью себя (отождествленность, ).

Когда у человека есть система убеждений, у него появляется ожидание, что всё будет соответствовать этой системе. Он ожидает, что другой человек будет вести себя определенным образом, что ситуация будет (потому что «должна») разворачиваться именно так, а не иначе… Однако этот мир нестабилен, он постоянно меняется, и рано или поздно происходит сбой – происходящее перестает соответствовать системе убеждений. Это бывает довольно неприятно, вызывает и массу других проблем.

В таком случае есть два распространенных варианта развития событий. Либо человек работает над своими убеждениями и изменяет их в соответствии со сложившейся ситуацией, либо отстаивает укоренившуюся систему убеждений, пытаясь переделать мир (ситуацию, другого человека), чтобы он соответствовал этой системе.

Есть и третий вариант. Избавиться от системы убеждений. Постепенно, шаг за шагом. Сразу происходит изменение убеждений, а затем их устранение, исчезает зафиксированность. Это и есть работа с убеждениями. Для этого вполне подходят , не говоря уже о последующих.

Что дает работа с убеждениями? Свободу. Устранение убеждений позволяет жить в моменте сейчас, без ожиданий и, соответственно, претензий к миру (когда ожидания не оправдываются). Это позволяет «отпустить» жизнь, позволить ей течь свободно, при этом чувствуя и себя свободным. Не приходится напрягаться, постоянно подстраивать свою систему убеждений или ситуации под нее.

Когда у вас нет жесткой системы убеждений, вас невозможно контролировать. Манипуляция – это использование того, с чем человек отождествлен (к чему привязан), с целью личной выгоды. Это использование «кнопок», нажав на которые, вы можете добиться своего. Когда кнопок нет, управлять человеком невозможно – он свободен.

С чем можно поработать? Работайте с теми убеждениями, которые для вас актуальны.

Работа с убеждениями может включать в себя следующие моменты: кем или каким вы должны быть, что должны делать, как делать (как себя вести, как действовать чтобы выживать и т.д.), что должны иметь, кем и каким должен быть другой и другие, что и как они должны делать, что должны иметь, каким должен быть мир, Бог, законы, практики, религии, политики и т.д. – всё, что для вас актуально. Работа по изменению или устранению убеждений не всегда легка и приятна, так как все эти убеждения являются частью эго, которое не хочет изменений, а тем более исчезновения. Но если вы хотите жить более спокойной и приятной жизнью, работать с убеждениями придется. Это и так происходит в жизни, но медленно, а техники позволяют ускорить этот процесс.

Путь к просветлению фактически и является работой по изменению и (в конечном счете) устранению убеждений, потому что убеждения - это ограничения, а просветление - это полная свобода, .

Работа с убеждениями происходит по общей схеме:

1. нахождение убеждения

2. нахождение его противоположности (противоположного полюса)

3. работа с этой дуальностью. Помните, что любое убеждение – это, по сути, ограничение, имеющее свою противоположность. Работа с убеждениями существенно повышает гибкость мышления, снижая значимость убеждения вплоть до исчезновения, что приводит к большей свободе.

Также полезно поработать с убеждениями насчет .

Убеждения можно успешно прорабатывать с помощью любых техник проработки дуальностей; самая быстрая и эффективная в этом отношении – техника .

Все личные достижения начинаются хотя бы с одного изменения в убеждениях . Как же произвести эти изменения? Наиболее эффективным способом было бы заставить свой мозг связать сильное страдание с пережитым убеждением .

В глубине души вы должны чувствовать, что это убеждение стоило вам переживаний не только в прошлом, но также приносит страдания в настоящем, а в конечном счете может принести и в будущем. Затем вы должны связать огромное удовольствие с мыслью о том, чтобы выработать новое, стимулирующее убеждение. Это основная модель, которую мы будем повторять снова и снова, производя изменения в своей жизни. Запомните: мы никогда не забываем того, что делаем, - связано оно со страданием или с удовольствием - и если у нас будут возникать ассоциации, преимущественно связанные с переживаниями, то мы изменимся. Единственной причиной возникновения у нас того или иного убеждения является то, что мы связываем большие переживания с неверием в него или большое удовольствие с его сохранением .

Во-вторых, дайте место сомнению. Если вы действительно честны с самим собой, то спросите себя: разве у вас нет таких убеждений, которыми вы защищали свой внутренний мир много лет назад и которых почти стыдитесь сегодня? Что же произошло? Что-то вызывает у вас сомнение: может быть, новый жизненный опыт, а может, модель, противоречащая вашему прошлому убеждению.

Новый опыт внутри нас и сам по себе не гарантирует изменения в убеждениях Люди могут иметь опыт, прямо пропорциональный их убеждениям, тем не менее, они интерпретируют его по своему усмотрению, с тем чтобы поддержать свою убежденность.

Новый опыт обеспечит изменения только в том случае, если он вызовет сомнения в наших убеждениях. Запомните, если мы чему-то поверили, то у нас исчезают на этот счет всякие сомнения . В тот момент, когда мы начинаем искренне сомневаться в своих убеждениях, мы уже не чувствуем в них абсолютной уверенности Мы начинаем формировать «ножки» подтверждений наших познавательных «столов», а в результате утрачиваем прежнее чувство твердой уверенности Вы когда-нибудь сомневались в своей способности что-либо сделать? Как это происходило? Вы, вероятно, задавали себе какие-нибудь незначительные вопросы типа «А что, если у меня все сорвется? Что, если это не сработает? Что, если я не справлюсь? Но вопросы могут быть и чрезвычайно вдохновляющими, если будут направлены на проверку ценности убеждений, которые могли выработаться случайно. В действительности многие наши убеждения подкрепляются информацией, полученной от других, и в которой мы не смогли в то время усомниться. Если мы тщательно их рассмотрим, то можем обнаружить, что то, во что мы подсознательно верим годами, основано на ряде ошибочных предположений.

Если у вас относительно чего-либо возникают бесконечные вопросы, то в конце концов вы начнете в этом сомневаться.
Сюда входит и то, в чем вы абсолютно уверены, в чем, как говорится, нет и тени сомнений. Много лет назад я получил уникальную возможность работать на армию США, с которой я заключил контракт о работе по сокращению часов обучения специалистов в специальных частях. Моя работа была настолько успешной, что я получил также разрешение на свободное общение с высшими чинами секретной службы, имел возможность смоделировать одного из высших чиновников ЦРУ, человека, который прошел все ступеньки данного ведомства. Позвольте вам заметить, что навыки, которые он и ему подобные разработали для того, чтобы поколебать убежденность какого-нибудь человека и изменить его убеждения, совершенно поразительны Они создавали такие условия, которые заставляли людей усомниться в том, во что они всегда верили, а затем подбрасывали им новые идеи и установки, чтобы подкрепить эти убеждения Наблюдать, с какой скоростью они изменяют убеждения любого человека, было жутко, тем не менее, это прямо-таки завораживало. Я научился использовать эти методы на себе для устранения расслабляющих убеждений и замены их вдохновляющими

Наши убеждения имеют разные уровни эмоциональной уверенности и интенсивности, и важно знать, насколько они действительно сильны. В сущности, я классифицировал убеждения по трем категориям: мнения, убеждения и убежденность

Мнения, убеждения и убежденность

Мнение - это что-то такое, относительно чего мы чувствуем некоторую уверенность, но она носит лишь временный характер, потому что может в любой момент легко измениться Наша познавательная «крышка стола» поддерживается шаткими, непроверенными «ножками» подтверждений, которые могут основываться на впечатлениях.

Убеждение же формируется, когда имеется гораздо большее основание для «ножек» подтверждений и особенно таких, по отношению к которым мы испытываем сильные эмоции. Эти подтверждения дают нам абсолютное чувство уверенности относительно того или иного явления. И, опять-таки, как я уже говорил раньше, эти подтверждения могут появляться из различных источников- личного опыта ваших знакомых, информации, которую мы получаем из средств массовой информации, или даже из того, что представляем в своем воображении.

Люди с убеждениями имеют такой высокий уровень уверенности, что часто оказываются глухи к любой новой информации Но если у вас есть взаимопонимание с этими людьми, то можно устранить это их замыкание и заставить усомниться в своих подтверждениях с тем, чтобы сделать их более гибкими к восприятию новой информации. Отсюда возникают сомнения, дестабилизирующие прежние подтверждения, и освобождается место для какого-нибудь нового убеждения. Однако:

Убежденность сильнее убеждения, во-первых, из-за эмоциональной интенсивности, с которой человек связывает ту или иную мысль. Человек, имеющий определенную убежденность, не только чувствует уверенность в том или ином вопросе, но приходит в ярость, если она подвергается сомнению Человек с определенными взглядами может не иметь каких-либо подтверждений, даже на данный момент; он всегда упорно настаивает на новой информации, что часто переходит в одержимость Например, фанатики различных религий на протяжении столетий придерживались убеждения, что их взгляд на Бога единственно правильный. Убежденностью правоверных даже спекулировали так называемые «спасители», скрывая свои кровожадные намерения под божественной личиной; именно это заставило группу людей, живших в Гайане, отравить собственных детей, а затем и себя, выпив цианистый калий по приказу миссионера-безумца Джима Джоунса.

Конечно, твердые взгляды, или убежденность, не являются исключительной принадлежностью фанатов ею обладает каждый человек с достаточно высоким уровнем обязательств и верности какой-нибудь идее, принципу или мотиву Например, человек, решительно не согласный с практикой подземных испытаний ядерного оружия, имеет убеждение, а тот человек, который предпринимает действие - даже такое, которое другие не могут оценить или не одобряют, например марш протеста как средство достижения своих целей, обладает убежденностью. Тот, кто скорбит о состоянии общественного образования, имеет убеждение, а тот, кто действительно выступает добровольцем в рамках программы всеобщей грамотности, пытаясь изменить существующее положение дел, руководствуется своей убежденностью. Человек, который мечтает иметь собственную хоккейную команду, имеет определенное мнение относительно своего убеждения, а тот, кто делает все, чтобы собрать необходимые ресурсы для покупки права голоса, имеет убежденность. Какая между ними разница? Ясно, что различие заключается в действиях, которые один из этих людей предпринимает . В сущности, человек, обладающий убежденностью, настолько энергичен в направлении того, во что верит, что даже хочет рискнуть, заведомо зная об отказе, и не боится выглядеть глупцом в глазах других во имя собственной убежденности.

Вероятно, самым существенным показателем, отделяющим убеждение от убежденности, является то, что последняя приводится обычно в действие какими-то крупными эмоциональными событиями, во время которых в мозгу образуются такие связи, как «если я перестану верить в это, то буду ужасно страдать. Отказаться от своих убеждений - значит отказаться от своего «я», от всего того, что отстаивал в жизни в течение многих лет». Таким образом, желание придерживаться своих взглядов, убежденности, становится решающим фактором буквально для самой жизни данного человека. Это может оказаться опасным, так как в тот момент, когда нам не хочется даже рассматривать возможность того, что наши убеждения неточны, мы добровольно попадаем в плен своей непреклонности, обрекая себя в итоге на долговременные неудачи. Иногда бывает лучше иметь убеждение в чем-то, а не убежденность.

С другой стороны, убежденность - по той силе страсти, которую она в нас разжигает, - может оказаться вдохновляющей, поскольку побуждает нас к действию. Согласно мнению доктора Роберта Абельсона, профессора психологии и политической науки в Иельском университете, «убеждения можно сравнить с собственностью, а убежденность - с более ценной собственностью, которая позволяет человеку работать с большим энтузиазмом в направлении осуществления каких-либо глобальных или чисто индивидуальных целей, проектов, желаний и стремлений».

Часто самое лучшее, что вы можете сделать, чтобы усовершенствовать свое мастерство в любой сфере жизни, - это поднять убеждение до уровня убежденности. Запомните, что убежденность обладает силой приводить в действие, заставить преодолеть любые препятствия . Убеждения также могут это сделать, но в жизни есть такие области, где требуется дополнительная эмоциональная сила убежденности Например, убежденность в том, что вы никогда не позволите себе набрать избыточный вес, вынудит вас перейти на более здоровый образ жизни, что позволит вам получать от жизни больше удовольствия и даже, может быть, уберечься от сердечных приступов. Убежденность в том, что вы умный человек, который всегда может найти выход из любого положения, может помочь вам пройти через самые тяжелые жизненные испытания.

Так как же вырабатывается убежденность?

1 Начните с основного убеждения

2. Усовершенствуйте ваше убеждение, добавив к нему новые и более весомые подтверждения.

Например, вы решили никогда больше не есть мяса. Чтобы укрепить свое решение, поговорите с людьми, которые ведут вегетарианский образ жизни: какие причины побудили их изменить режим питания и каковы были последствия, которые оказали влияние на здоровье и другие сферы их жизни? К тому же начните изучать психологическое воздействие, которое несет в себе животный белок. Чем больше подтверждений вы соберете и чем эмоциональнее будут эти подтверждения, тем тверже будет становиться ваша убежденность.

3. Затем найдите побуждающее к действию обстоятельство, а если такового сейчас нет, придумайте его сами .

Свяжите это действие с вопросом: «Чего это будет мне стоить, если я не сделаю этого?» Задавайте вопросы, которые создадут эмоциональный подъем. Например, если вы хотите выработать в себе убежденность никогда не употреблять наркотики, сделайте так, чтобы болезненные последствия этого вы могли ощутить как реальные. Если вы поклялись бросить курение, сходите в больницу, в отделение интенсивной терапии, где увидите больных эмфиземой, подключенных к кислородным аппаратам, или посмотрите рентгеновский снимок почерневших легких злоупотреблявшего курением человека. Подобного рода опыт имеет необычайную силу воздействия и способствует выработке твердой убежденности.

4. И наконец предпримите действие. Каждый сделанный вами шаг укрепляет данное себе обязательство и поднимает уровень вашей эмоциональной интенсивности и убежденности

Одной из проблем, связанных с убежденностью, является то, что она часто основана на энтузиазме других людей, построенном на ваших убеждениях. Поэтому люди часто верят во что-то только потому, что в это верят другие. В психологии это называется социальное доказательство. Но социальное доказательство не всегда точно отражает действительность. Когда люди не уверены в том, что им делать, они смотрят на других в поисках гарантий. В книге доктора Роберта Циалдини «Влияние» описывается классический эксперимент. Однажды в парке раздался крик: «Помогите! Насилуют!», когда мимо проходил какой-то человек. В это же время двое других людей, не обращая внимания на крики о помощи, продолжали спокойно прогуливаться. Субъект не знает, отвечать на мольбы жертвы или нет, но, видя действия двух других человек, которые ведут себя так, как будто ничего плохого не происходит, он решает, что крики о помощи не имеют никакого значения, и тоже их игнорирует.

Использование социального доказательства представляет собой прямой путь к ограничению собственной жизни - это означает сделать ее точно такой же, как у других людей. Наиболее сильным социальным доказательством, которое охотно используют люди, является информация, получаемая ими от «знатоков». Но всегда ли правы знатоки? Вспомните о врачевателях, которые исцеляли нас в течение многих лет. Не так давно самые современные врачи свято верили в целительное действие пиявок! И наше поколение хорошо помнит то время, когда беременным женщинам при утренней тошноте врачи давали успокаивающий препарат - бенедектин, что считалось равноценным «благословению», - но, как показал жизненный опыт, вызывал врожденные пороки у детей. Конечно, врачи прописывали этот препарат, потому что его выпускали компании по изготовлению медпрепаратов, то есть профессионалы-фармацевты, которые вселили в докторов уверенность, что это самое лучшее лекарство в мире. Какой мы получили от этого урок? Слепая доверчивость не является хорошим советчиком. А я говорю: не принимайте вслепую ничего! Проверяйте все в контексте своей собственной жизни - имеет ли это смысл для вас лично?

Иногда нельзя доверять даже свидетельству собственных чувств, что подтверждает история Коперника. Во времена этого гениального польского астронома каждый человек знал, что Солнце вращается вокруг Земли. Откуда? Очень просто, каждый человек, выйдя на улицу, мог посмотреть на небо и сказать: «Видите? Солнце прошло по небу. Очевидно, Земля является центром Вселенной». Но в 1543 году Коперник впервые разработал точную модель Солнечной системы. Он, подобно другим гениям науки древности, имел мужество бросить вызов «мудрецам-экспертам», и в конце концов истинность его теорий была признана и принята обществом, хотя и не при его жизни.

Проверять свои убеждения и их последствия жизненно важно, чтобы быть уверенными в том, что они вдохновляют нас. Но как узнать, какие именно следует выработать убеждения? Ответ таков: найдите кого-нибудь, кто уже получает результаты, которых вы действительно хотите добиться в своей жизни. Эти люди послужат вам живыми моделями, дадут вам ответы, которых вы ищете. Неизбежно за успехами этих людей стоит ряд вдохновляющих убеждений .

Одним из способов расширить диапазон своей жизни является моделирование ее по образцу тех людей, которые уже преуспевают. Это очень действенно и очень занимательно; к тому же эти люди есть в вашем окружении. Все дело лишь в вопросах:

«Как вы считаете, что может вас изменить? Какие у вас есть убеждения, отличающие вас от других?» Много лет назад я прочел книгу «Встречи с замечательными людьми» и взял ее за образец для формирования собственной жизни. С тех пор я постоянно пребываю в поисках совершенствования, постоянно выискиваю выдающихся мужчин и женщин нашего общества, чтобы узнать их убеждения, ценности и стратегии достижения успеха. Два года назад я выпустил ежемесячный аудиожурнал «Сила общения!», в котором я беру интервью у этих исполинов. В сущности, многие особенности, которыми я делюсь с вами в этой книге, явились результатами интервью с некоторыми из этих людей, блиставших каждый в своей конкретной области. Взяв на себя обязательство делиться с вами этими интервью и моими новейшими мыслями каждый месяц, я разработал постоянный план того, как не только вдохновлять других людей, но также постоянно совершенствоваться и самому. Я буду счастлив помочь вам снять модель с преуспевающих людей с помощью моей программы, но помните: вы не должны ограничиваться тем, что я предлагаю. Необходимые вам модели окружают вас каждый день.


«Мы есть то, что мы думаем. Все то, что вытекает из наших мыслей. Из наших мыслей мы создаем наш мир».

БУДДА

Как утверждал немецкий философ Артур Шопенгауэр, вся правда проходит через три этапа.
Сначала над этим смеются.
Потом этому яростно противятся.
А затем это принимается как очевидное.

Одним из наиболее важных глобальных убеждений, которое мы с вами можем выработать в себе, - это убеждение, что для счастья и успеха мы должны постоянно повышать уровень своей жизни, постоянно расти и развиваться.

Неотъемлемой частью моего личного обязательства следовать принципу Постоянного развития! является неизменный «ритуал» - в конце каждого дня я задаю себе вопросы : «Что я узнал сегодня? Какой я внес вклад или что усовершенствовал? Что мне доставило радость?» Если вы каждый день будете постоянно совершенствовать свою способность наслаждаться жизнью, то достигнете такого уровня полноты этого ощущения, о котором большинство людей не смеют и мечтать.

Запомните, ключ к успеху - это выработка чувства уверенности, своего рода убеждение, которое позволяет вам развиваться как личности и предпринимать необходимые действия, чтобы сделать свою жизнь и жизнь окружающих вас людей более качественной. Вы можете считать, что сегодня вы жизнь понимаете хорошо, но мы с вами должны помнить, что с годами мы буду приобретать новый опыт и, быть может, оглядываясь назад, к основании этого жизненного опыта придем к иному убеждение Мы можем выработать даже более вдохновляющие убеждения,) отказавшись от тех, относительно которых мы чувствовали себя неуверенно. Поймите, что ваши убеждения могут измениться, когда вы соберете дополнительные подтверждения. Что действительно имеет сейчас значение, так это то, как нынешние ваши убеждения воздействуют на вас - вдохновляюще или расслабляюще. Начните сегодня же вырабатывать привычку сосредоточиваться на последствиях своих убеждений. Укрепляют ли они ваш фундамент, побуждая к действию в желанном направлении, или тащат вас назад?

«Потому что каковы мысли в душе его, таков и он».
КНИГА «ПРИТЧИ СОЛОМОНОВЫ» 23:7

Зная так много об убеждениях, осталось только выяснить, какие из них уже направляют наши действия.
Поэтому прямо сейчас отложите в сторону все прочие занятия и следующие десять минут посвятите «мозговому штурму» всех имеющихся у вас убеждений, как позитивных, так и негативных: незначимых убеждений, которые, как вам кажется, ни на что не влияют, и глобальных, которые оказывают огромное влияние на вашу жизнь. Убедитесь, что сюда входят:

* убеждения типа «если… то», например: «Если я постоянно буду выкладываться полностью, то достигну успеха» или «Если я буду вести себя с этим человеком так необузданно, то он бросит меня»;

* глобальные убеждения, например в отношении людей: «Люди в основном хорошие» или «Люди причиняют страдания», в отношении себя, своих возможностей, относительно времени, недостатка или избытка чего-либо.

Быстро запишите все убеждения, какие только можете вообразить, на бумагу в течение десяти минут. Пожалуйста, доставьте себе удовольствие и сделайте это прямо сейчас. Я покажу вам, как можно укрепить свои вдохновляющие убеждения и избавиться от расслабляющих.

Наши убеждения - очень мощная сила, которая определяет нашу жизнь. Опыт многих поколений доказывает: если кто-то убежден, что сумеет, сделает, одолеет, -- у него обязательно получится. И наоборот. Большинство людей признают, что их убеждения могут прямо или косвенно влиять на их здоровье. Люди, профессионально связанные с охраной здоровья, подтверждают: для выздоровления пациента нужно, чтобы он по-настоящему этого хотел.

Можно ли изменять убеждения - отвергать старые и принимать новые? Как это сделать? Нейро-лингвистическое программирование вооружило нас эффективными техниками, которые позволяют понимать скрытые механизмы действия убеждений и их систем, а затем изменять - с пользой для себя и окружающих.

Для психологов, психотерапевтов, студентов психологических факультетов, а также всех, кто интересуется миром НЛП.

«ПЛАНЕТА ЛЮДЕЙ» РОБЕРТА ДИЛТСА

«Во всем мне хочется дойти до самой сути…»

Борис Пастернак

Мир НЛП, такой единый и понятный в своем единстве в момент возникновения, раскололся на острова, государства, карты и территории. Наряду с Джоном Гриндером, Ричардом Бендлером, Лесли Камерон-Бендлер и Джудит Делозьер, наверное, одним из самых известных имен-островов является имя Роберта Дилтса.

Начав как ученик и соратник, он выстроил несколько иное, «свое» НЛП. И если коротко охарактеризовать «НЛП по Дилтсу», то это прежде всего подход, уделяющий большое внимание ответам на вопросы «почему?» и «кто я?»

Задав вопрос «почему?», вы услышите в ответ убеждение человека. О том, кто он, что в мире бывает и чего не бывает, что хорошо или плохо, правильно или неправильно, возможно или невозможно и о многом другом. Это то, что нам помогает ориентироваться в мире, выбирать пути, действовать и запутываться в своих действиях….

Это та самая «суть»… И, наверное, надежда и стремление до нее дойти немного наивны и заранее обречены… Хотя, читая книгу, обнаруживаешь, что даже просто двигаясь в поисках этих ответов, можно многое узнать и изменить, помочь себе, своим родным и клиентам. В ней описаны техники, случаи из практики и, кроме того, прочитав ее, можно узнать многое про автора, который очень искренен.

«Убеждения» Р. Дилтса знаменуют смену периода развития НЛП, некогда отрицавшего другие методы психотерапии, на этап, в котором НЛП ищет сходства и признает себя членом семьи, где возможно учиться у старших, не отказываясь при этом от своей уникальности и своеобразия.

НЛП больше не метод трехминутного решения проблемы. Снимая это ограничение, книга открывает много новых, интересных и манящих дорог.

Наверное, именно это особенно актуально для русского читателя, для которого магия первых лет знакомства с НЛП, возможно, начала немного тускнеть при встрече с невротиком, никак не собирающимся вылечиваться за одну сессию.

Герои книги - прежде всего клиенты: «обычные невротики» и «шизофреники», которым Дилтс никогда не ставит диагноз, а просто помогает распутать клубок проблем. Это родные и близкие автора - его отец, умирающий и в то же время побеждающий смерть, мать, доверяющая сыну стать ее психотерапевтом и изменяющая свой семейный сценарий, раковый больной, Бог и задумавший понять его Божественный замысел Человек - Энштейн.

В книге, начинающейся с благодарности учителям и соратникам и завершающейся благодарностью слушателям и читателям, много надежды смирения и любви… И вместе с тем язык ее сухой и «техничный», и так легко споткнуться, читая «импринт», «репрезентация», «якорение», «кинестетика» и т.д. Мне кажется, для автора нет противоречия между алгеброй и гармонией. Безличность схем и формул никогда не приобретает отдельной власти. Она существует только «для», только «в применении к»… Мне это напоминает разговор доктора у постели больного про такие непоэтичные вещи, как пульс, дыхание, количество лейкоцитов. И при этом добрый, теплый, внимательный, поддерживающий взгляд.

Побывав в гостях на «планете людей» Роберта Дилтса, вам, возможно, захочется заглянуть к нему еще раз - его трехтомник «Стратегии гениев» скоро увидит свет в нашем издательстве. Только не идите в гости с пустыми руками. Вашим вопросам «почему?» и «кто?» будут очень рады.

Елена Виль-Вильямс

С глубочайшим уважением эта книга с посвящается людям Восточной Европы, которые показали всему миру действительную мощь и силу подлинного изменения убеждений.

БЛАГОДАРНОСТИ

Существует несколько элементов, на которые опирается процесс создания и развития любого подхода, техники, идеи или целой теории. Прежде всего в творчестве всегда присутствуют две стороны: концептуальная и операциональная. Концептуальные элементы служат теоретическим основанием. Операциональные должны помогать применению созданного на практике.

В концептуальном и операциональном развитии существуют основные принципиальные роли. Роль творца - это отправная точка в развитии. Кроме того, важны концептуальные и операциональные истоки, вклады других людей, а также роль последователей и тех, кто занимается дальнейшей разработкой подхода, его адаптацией и «очищением» материала.

Во время разработки материала, описанного в данной книге, я получал поддержку многих людей, которым хотел бы выразить благодарность.

Техники реимпринтинга имеют свою концептуальную и операциональную предысторию. Концептуально понятие реимпритинга во многом основано на разработках концепции импринтинга Конрада Лоренца, расширенного до понятия реимпринтинга Тимоти Лири. Нельзя не отметить вклад в эту концепцию идей Зигмунда Фрейда, выраженных в его работе «Изучение истерии», а также работ известного семейного терапевта Вирджинии Сатир. Операционально реимпритинг как техника связан с техникой изменения личностной истории, которая была предложена создателями НЛП Ричардом Бэндлером и Джоном Гриндером.

Техника превращения неудачи в обратную связь с использованием глазных ключей доступа и стратегий мышления была разработана мною и моими коллегами в самом начале развития НЛП и описана в первом томе «Нейро-лингвистического программирования». На эту технику во многом повлияли работы Макса Вертмейера и его коллег гештальт-психологов.

Развитие техники интеграции убеждений во многом связано с комбинированием техник примирения конфликтных частей и рефрейминга. Концептуально они испытывают огромное влияние работ Фрица Перлза и Вирджинии Сатир.

Фундаментальная концепция идеи логических уровней и изменения убеждений сформулирована Грегори Бейтсоном в его работах по изучению систем и шизофрении. Огромное вдохновение при дальнейшей разработке этой идеи дали мне работы и наблюдение практики Милтона Эриксона.

Пространственное применение техники линии времени было разработано в серии семинаров «Синтакс», которые мы проводили с Джоном Гриндером. На этих семинарах мы наблюдали позитивный эффект от применения техник изменения позиций восприятия и Мета-зеркала.

Огромную поддержку оказал мой коллега Тодд Эпштейн, который первым «опробовал» мои изобретения и давал мне обратную связь, вникая в мои идеи.

Я хотел бы выразить огромную благодарность Луизе Беллер за подготовку рукописи данной книги, а также Алану Монарту и Анне Пирерд, спонсировавшим семинары, на которых основана эта книга.

ВВЕДЕНИЕ

Наши убеждения оказывают огромное влияние на наше поведение. Принято считать, что если человек по-настоящему верит, что он может что-либо совершить, то обязательно это совершит. Но если он убежден в невозможности этого, никаких сил не достаточно, чтобы убедить его в обратном. Такие убеждения, как «Уже слишком поздно», «Ничего не поделаешь, здесь я бессилен», «Я - жертва обстоятельств «, «Раз уж на мою долю выпало, никуда не денешься» - часто могут являться камнем преткновения, не позволяющим человеку в полной мере использовать весь потенциал своих естественных ресурсов и бессознательной компетенции (unconscious competence). Наши убеждения относительно самих себя и своих возможностей в окружающем мире неизменно и в значительной мере влияют на повседневную деятельность. У каждого есть убеждения, служащие ресурсом, и наряду с этим - убеждения, сдерживающие движение вперед.

Большинство людей признают, например, что их система убеждений может как прямо, так и косвенно влиять на их здоровье. Чаще всего бывает совсем несложно выявить отрицательные убеждения, ведущие к таким неприятным для общего состояния здоровья последствиям, как развитие вредных привычек, повышенная утомляемость, ослабление иммунной системы организма и стрессовые состояния. Как же в таком случае следует поступать, чтобы вместо отрицательных убеждений обрести убеждения, благотворно влияющие на общее состояние здоровья человека?

Почти каждый, кто профессионально связан с заботой о здоровье человека, признает, что общий моральный настрой пациента является наиболее влиятельным фактором в процессе выздоровления. И тем не менее, существует весьма ограниченное число основательных или надежных методов, способных помочь человеку преодолеть одолевающий его страх или апатию и обрести конгруэнтное «позитивное душевное состояние».

На протяжении всей истории медицинских исследований неоднократно подтверждалось, что средства, обладающие лишь плацебо-эффектом, могут быть столь же действенны, как и самые сильные лекарства. Вместе с тем, причина этого явления до сих пор оставалась загадкой. Многие исследователи даже полагают, что возможно «обратное действие плацебо», приводящее к возникновению многих заболеваний. Но возможно ли непосредственно прибегнуть к этому источнику жизненной силы и обратить его на пользу человеку, ищущему исцеления?

Даже те убеждения, что сложились по отношению к нам у других людей, могут возыметь на нас свое действие. Это было продемонстрировано в одном весьма оригинальном исследовании, в ходе которого группа детей с уровнем умственного развития, аттестованным как средний, была совершенно произвольным образом разделена на две равные подгруппы. Одна из них была вверена одному учителю как группа «одаренных» детей. Вторая - другому учителю, но уже как группа «отстающих». Год спустя обе подгруппы были вновь аттестованы на уровень умственного развития. И вовсе не удивительно, что большинство детей, произвольно записанных в «одаренные», получили гораздо более высокий балл, чем на предыдущей аттестации, в то время как большинство тех, кого определили в «отстающие», показали значительно более низкий результат! Убеждения учителей относительно способностей своих учеников повлияли на обучаемость последних.

Наши убеждения могут формировать, изменять и даже определять уровень наших умственных способностей, состояние здоровья, социальные связи, творческие способности и даже степень личного счастья и жизненного успеха. При этом если убеждения и в самом деле являются столь могучим фактором нашей жизни, каким образом можно научиться управлять ими так, чтобы они не начали управлять нами? Многие из наших убеждений были получены нами в детстве от наших родителей, учителей, социального окружения и средств массовой информации еще до того, как мы могли осознать оказываемое ими влияние или сделать выбор по своему усмотрению. Возможно ли перестроить, изменить или разучиться верить в свои старые ограничивающие убеждения и взять на вооружение другие, способные вывести нас за пределы старых ограничений, на новые орбиты, превосходящие наши самые смелые предположения? И если такое возможно, то каким образом мы можем это осуществить?

Нейро-лингвистическое программирование (НЛП) предоставляет в наше распоряжение весьма действенную и многообещающую модель разума и набор поведенческих инструментов, способных «отомкнуть» некоторые скрытые механизмы, лежащие в основе убеждений и систем убеждений. С помощью НЛП убеждения, - а наряду с этим как нейро-лингвистические, так и физические элементы, влияющие на эти убеждения, - могут быть изучены и на них можно оказывать влияние вполне понятным и практически полезным образом.

ПРИРОДА УБЕЖДЕНИЯ

Мозг, как в сущности и любая биологическая и социальная система, имеет многоуровневую организацию и несколько уровней обработки информации, в результате которых мы способны выходить на различные уровни мышления и бытия. Стараясь создать модель для понимания деятельности

мозга или изменения поведения, мы обращаемся к этим уровням - как если бы хотели разобраться в структуре какой-либо отдельной бизнес-системы банка, предприятия, фирмы и т.д.), в которой существуют различные уровни организации.

С психологической точки зрения, можно говорить о пяти основных уровнях.

Базовым уровнем является наше внешнее окружение, наши внешние сдерживающие факторы.

Мы взаимодействуем с внешним окружением с помощью нашего поведения.

Наше поведение направляется нашей моделью мира и нашими стратегиями, которые определяют наши способности.

Эти способности организуются посредством систем убеждении, непосредственно являющихся предметом данного исследования.

Сами убеждения организуются через идентичность (identity).

Таким образом, когда человек испытывает какое-либо затруднение, то нам следует определить, приходит ли данное затруднение из внешнего контекста или причина в том, что данный человек не обладает особым типом поведения, для того чтобы справиться с контекстом. Или причина в том, что он не разработал подходящей стратегии или модели мира, позволяющих выработать это поведение? Не происходит ли это оттого, что у него отсутствует убеждение или имеется конфликтное убеждение, оказывающее влияние на его жизнь в целом или на достижение конкретного результата? И, наконец, не связана ли причина затруднения с уровнем идентичности, влияющем на всю систему в целом?

Все это - важные различия, полезные для любого, кто работает в области обучения, общения или совершенствования.

ПРИМЕРЫ ЛОГИЧЕСКИХ УРОВНЕЙ

Логические уровни отдельного человека

Допустим, что ребенок испытывает трудности во время экзамена. Учитель может сказать ему: «Ты совсем не виноват. Наверное, шум в классе или что-то еще отвлекало тебя во время сдачи экзамена».

Другими словами, вся проблема во внешнем окружении и к тебе лично не имеет никакого отношения. Разумеется, что при такой постановке вопроса вклад самого ученика минимален.

Фокусируясь на поведении, учитель может сказать: «Ты плохо себя проявил на этом экзамене». В этом случае ученик становится ответственным за результат процесса.

Оперируя на уровне способностей, учитель может сказать: «Этот предмет дается тебе плохо, твои математические способности (способности к языку, литературе, истории и т.д.) недостаточно хорошо развиты». Это более широкое значение конкретного провала на экзамене.

На уровне ценностей учитель может сказать: «Ну что ж, в общем-то это не так уж важно. Главное, что тебе нравится учиться».

Учитель подкрепляет убеждение в том, что получать хорошие оценки не так уж важно, главное, чтобы нравилось учиться. В данном случае мы перескакиваем на уровень убеждений. Это уже выходит за рамки отдельного предмета и относится к процессу обучения в целом.

На уровне идентичности учитель может сказать: «И никудышный же ты ученик, однако»; или «Ты не способен к обучению»; или «Да, ты не Лобачевский». Это затрагивает все существо ребенка.

Уровень идентичности отличается от уровня способностей. Одно дело считать себя неспособным к какому-то одному предмету и совсем другое - полным тупицей.

Данные примеры наглядно демонстрируют, какого рода воздействие способны оказывать сообщения, высказанные на различных уровнях. Большая разница между тем, когда человек говорит: «Если я пью, то не способен себя контролировать» и заявлением: «Я горький пьяница и таким навек останусь».

Если я принимаю нечто как часть моей идентичности, то это нечто начинает оказывать на меня глубочайшее влияние.

Логические уровни компании

Уровни, работающие у отдельного человека, будут справедливы и для организаций и групп.

Вот только один пример. В начале 80-х годов Джон Гриндер, Ричард Бэндлер и я давали ряд консультаций фирме «Ксерокс». Если представить себе идентичность и метапрограмму «Ксерокса» (см. перечень составляющих метапрограммы в приложении 1), то ее можно выразить словами: «Каким образом я могу изготовить лучшую копию?»

В этом заключается соответствие положительному в прошлом: компания изготавливает копировальные машины.

Однако и у нее возникли проблемы. Один из сотрудников исследовательского сектора посетил центральный офис газеты «Лос-Анджелес Таймс» и обнаружил, что бумага в нем полностью отсутствует. В крупнейшей газете все работали на компьютерах и пользовались электронной почтой.

В результате компания «Ксерокс» начала заниматься непривычным для себя делом: постаралась заглянуть в будущее и начала искать соответствия отрицательному в будущем: что прикажете делать компании, которая получает свой доход за счет тех, кому нужно делать копии, а через десять лет в офисах не останется никакой бумаги?

Таким образом, компания «Ксерокс» начала действовать, исходя из «отрицательного в будущем» и приняла решение переключиться на персональные компьютеры.

Но проблема в том, что при слове «Ксерокс» мы представляем себе копировальные машины, а отнюдь не персональные компьютеры. Компания попыталась заняться разработкой компьютеров, но компьютеры не вписывались в рамки ее идентичности; не вписывались они ни в систему убеждений, ни даже в текущие способности корпорации. Компания была способна проводить исследования и новые разработки, но не в области персональных компьютеров.

Мы объяснили компании, что она собирается совершить слишком большой скачок, поскольку речь шла о создании практически нового «я», а это неизбежно приводит к конфликту - со старой идентичностью и старыми ценностями. Именно это и произошло с «Ксероксом», - компания выпустила-таки свой компьютер, но о нем мало кому известно.

Как все это происходило, довольно интересно, поскольку ситуация зримо продемонстрировала, насколько сильны данные уровни убеждений и идентичности метапрограмм и как они проявляют себя в компаниях.

Вот лишь два примера:

1. Для презентации сотрудникам компании этого персонального компьютера было решено нарядить кого-нибудь изобретателем первой копировальной машины «Ксерокс», который уже пятнадцать лет как умер, и «воскрешение его из мертвых» придало всему мероприятию некоторый оттенок поминовения усопших. Он представлял компьютер как новейшую и самую лучшую модель «Ксерокса», говоря при этом: «Это улучшенная версия того, что я пытался сделать».

2. Главным персонажем рекламы этого компьютера был монах! Согласитесь, что образ монаха как-то не слишком вяжется с высокими технологиями. Чем вообще может заниматься монах? Помимо всего прочего, он переписывает рукописи. Таким образом, «Ксерокс» оказался в ловушке своей метапрограммы, поскольку никто вовремя не заметил, что она не соответствует тому внешнему окружению, в которое компания пытается внедриться.

Новое направление началось с идеи на уровне способности исследования и разработки и первое время никому не внушало опасений, как некая мелкая затея в исследовательском центре. Многие его сотрудники имели привычку носить джинсы и длинные волосы, поскольку в те времена, особенно в исследовательской среде, было принято считать, что тот, кто не носит длинных волос и бороды, вряд ли способен полностью осознать, чем он вообще занимается. А уж если он гладко выбрился и повязал галстук, то его способность работать с компьютерами и вовсе оказывалась под большим сомнением.

Чем больше средств вкладывал «Ксерокс» в данное направление, подходя с позиций отрицательного в будущем, тем больше пропагандировалась идея, что оно необходимо для выживания компании в целом и тем больше прилагалось усилий к тому, чтобы сделать его частью идентичности компании.

Когда эта тенденция набрала силу, сотрудникам исследовательского центра было предложено постричься, сбрить бороды и повязать галстуки, дабы соответствовать общему облику («идентичности») компании.

Оказалось, что исследователи по своим метапрограммам не соответствовали настоящему, которым они пренебрегали в пользу перспективы соответствовать положительному в будущем, желая сохранить неизменной свою идентичность, а не превратиться в незначительную часть чужой идентичности. Они хотели стать главной частью идентичности компании. Таким образом, назрел конфликт двух разных идентичностей, который завершился полным разрывом.

Все это говорит о том, что даже в бизнесе существуют различные уровни и различные типы реакций и откликов при переходе с одного уровня на другой.

Мы рекомендовали «Ксероксу» заниматься тем, чем они занимались всегда: не посягать на область персональных компьютеров, а продолжать подстраиваться и действовать в своем ключе, то есть начать разработку компьютеризированных модулей для своих копировальных машин. Если вы обеспокоены тем, что в будущем никто не будет пользоваться бумагой, то начните разрабатывать сканеры, способные оцифровывать текст и сохранять его в компьютере, вместо того, чтобы тратить деньги на разработку персональных компьютеров. Разрабатывайте технологию, которая наилучшим образом соответствуют тому, чем вы занимаетесь в настоящее время.

Похоже, что «Ксерокс» прислушался к нашим советам. В своей рекламе он вместо монаха начал использовать образ Леонардо да Винчи, в большей мере символизирующий творчество: метапрограммы требуют изменений вместе с изменением продукта.

Логические уровни в семейных системах

То, что произошло в фирме «Ксерокс», происходит в каждой семье, где есть подросток. Семья обладает своей идентичностью и на первых порах ребенок так или иначе является частью внешнего окружения. Когда он начинает ходить и проявлять самостоятельность, совершая различные поступки, пора приступать к развитию его способностей: учить его, как управлять этими поступками, как двигаться, не разбивая все на своем пути. Разумеется, в школе у него развивается гораздо больше способностей.

У родителей проблемы возникают, когда у ребенка начинают развиваться свои собственные убеждения. А когда начинает формироваться «я», конфликт разгорается уже по-настоящему. Часто детям хочется быть самостоятельной личностью, а не только частью семьи, быть самими собой и не делать то, что от них требуют родители или то, что нужно их семье. Они хотят делать то, что сами решили делать, а не то, что, по мнению других, было бы лучше всего.

Если вдуматься, то в этом есть настоящий вызов.

«Уверены ли вы в том, что делаете нечто из-за того, что вам действительно хочется делать? Уверены ли вы в том, что не находитесь под влиянием того, что вам говорят другие, или под влиянием того, что заслужите наказание, если не будете этого делать?»

Один путь - это делать то, за что вы неизбежно заслужите наказание и что вам никто, не советует делать. Очевидно, что вы сделаете это, поскольку будете единственным, кто принимает решение. Если все советуют вам не делать чего-то, за что вас неизбежно ждут неприятности, а вы все-таки решили это сделать, то это роднили вы сами, а не кто-то другой.

Другой путь познания своей идентичности - через то, что человек не может изменить: «Если я не могу это изменить, значит это часть меня самого, значит это я сам». Иными словами, я готов принять это как себя самого, если я не знаю, что нужно, чтобы сделать это другим и если я не могу это сделать другим. То, что остается неизменным, со всей очевидностью становится наиболее общей нитью, связывающей воедино весь мой опыт.

Позднее мы еще вернемся к вопросу об идентичности, а сейчас продолжим основную тему книги - убеждения.

Роль убеждений

Помимо всего прочего, убеждения интересны и тем, что в силу своего нахождения на ином уровне, чем поведение или способности, не изменяются в соответствии с теми же самыми правилами.

Если у человека есть какое-либо убеждение, то доказательства, полученные от внешнего окружения или поведения, не смогут изменить это убеждение, поскольку оно не касается действительности. Убеждения заменяют вам знание реальности и касаются тех вещей, которые невозможно наблюдать в действительности. Тог, кто неизлечимо болен, не знает, пойдет ли он на поправку или нет: в нынешней действительности не существует ничего, что могло бы указать ему на это. Он должен верить, что выздоровеет именно потому, что никто не знает, какова реальность.

Другой пример - идея существования Бога. Нет ни одного способа окончательно доказать или опровергнуть ее. Это вопрос личных убеждений («веры») или толкования определенных фактов, а любые факты, как известно, могут по-разному истолковываться в различных системах убеждений.

Я знал многих неизлечимо больных людей, жертв рака или СПИДа. Многие уже считали себя почти на том свете. Зачем же о чем-то беспокоиться, что-то делать, если осталось уже недолго? Даже если обследование давало положительный результат, они были убеждены, что это лишь временное улучшение. Они не хотят заниматься самообманом, они точно знают, что скоро умрут. Спорить с ними бесполезно, поскольку любой аргумент они истолковывают с позиций своей убежденности.

И одновременно существует масса примеров того, как позитивный взгляд на вещи и позитивные убеждения могут привести к выздоровлению даже при самых опасных болезнях. Но как убедить человека, считающего себя кандидатом на тот свет, что он еще вполне может жить и здравствовать? Уверен, что в споре с ним вы ничего не докажете. Почти каждый когда-то мог убедиться на собственном опыте, что попытки изменить чьи-либо убеждения, как правило, заканчиваются пустой тратой времени.

Таким образом, убеждения действуют на ином уровне, чем внешняя и поведенческая действительность, и не изменяются под воздействием тех же самых процессов. В компании, изменение корпоративных ценностей и проводимой политики требует особого подхода и не происходит механически одновременно с заменой оборудования.

Для того, чтобы лучше понять роль убеждений и влияющих на них процессов, я позволю себе сделать обзор нескольких исследований функционирования убеждений в области поведенческих изменений.

Избавление от лишнего веса

Существует масса программ диетического питания, которые коренным образом отличаются друг от друга. В некоторых случаях различные программы толкуют совершенно обратное. Одни, например, говорят: «Вы можете есть все что угодно, до тех пор, пока занимаетесь физическими упражнениями». Другие утверждают:

«Неважно, какие упражнения вы делаете, главное - правильно питаться». Некоторые регулируют то, что вы обычно едите. Другие требуют особого набора продуктов.

Но самое удивительное, что все они для кого-то да срабатывали. Другими словами, каждая из них была эффективна для определенной категории людей.

Один из моих коллег решил исследовать эти программы, но вместо того, чтобы моделировать каждую из них отдельно, он напрямую обратился к людям, которым помогли различные диеты, с вопросом: «Что произошло и как это сработало?» Он обнаружил, что все эти люди, независимо от того, какой программой они пользовались, обладали двумя общими характеристиками.

Первая заключается в том, что переход на диету сопровождался у них еще какой-либо кардинальной переменой в жизни - сменой работы, социальных связей или всего внешнего окружения, если они переезжали на новое место жительства.

Второе, о чем они сообщили, была их реакция в духе: «На этот раз я действительно был готов к переменам ». Они были готовы сбросить вес, и мне кажется, что именно эта готовность сыграла весьма важную роль, особенно в отношении убеждений.

Когда кто-либо, готовый к переменам, входит в ваш кабинет, на него можно просто подуть, и он изменится. При этом можно делать все что угодно: единственное, чего он ждет, - это разрешения.

Поэтому вопрос нужно ставить так: «Как подготовить человека к тому, чтобы он был готов измениться? »

Если некто верит в то, что он может измениться, - он изменится.

Излечение от рака в последней стадии

В ходе еще одного интересного исследования было опрошено сто человек, сумевших излечиться от рака. Всем этим людям был поставлен диагноз рака в заключительной стадии, но по прошествии от десяти до двенадцати лет они все еще здравствуют.

В данном случае исследователь также попытался установить, что общего между всеми этими людьми. Как выяснилось по ходу дела, курсы лечения, которые они проходили, также весьма различались. Некоторые подвергались обычным врачебным процедурам, хирургическим операциям, химиотерапии и облучению. Другие прибегали к нетрадиционным методам, таким как акупунктура. Иные следовали диете и моделям питания. Некоторые встали на стезю психологии или религии. Кое-кто вообще ничего не делал.

Единственное, что было общего у всей этой сотни людей, - все они верили в то, что их действия принесут ожидаемый результат. Безвредные лекарства, выписываемые для успокоения больного

В истории медицины существует один весьма наглядный пример силы убеждения - безвредные лекарства, выписываемые для успокоения пациента, так называемое плацебо.

Эффект плацебо имеет место в тех случаях, когда пациенту, уверенному в том, что ему назначают нужное лекарство, выписывается совершенно безобидное средство, и он, тем не менее, выздоравливает. Будет весьма любопытно рассмотреть этот феномен подробнее.

Эффекту плацебо посвящено множество исследований, поскольку в Соединенных Штатах каждое новое лекарство опробуется на фоне плацебо. И как показывают эти исследования, примерно в одном случае из трех плацебо оказывает то же действие, что и настоящее лекарство. Но это в среднем. В некоторых исследованиях отмечается, что плацебо действует так же хорошо, как и морфий примерно в 54% случаев .

Было проведено даже «обратное» исследование, в котором люди, отзывчивые на плацебо и не относящиеся к таковым, получали настоящее лекарство. Им давали обезболивающие средства типа морфия и, как выяснилось, чутким к плацебо людям он помогал в 95%, а всем остальным - только в 46% случаев. Разница составила примерно 50%, и это убедительно свидетельствует, что даже для настоящего лекарства в ряде случаев необходима убежденность в его действенности.

Плацебо оказались действенными и при лечении раковых заболеваний. В одном исследовании пациентов подвергали «плацебо-химиотерапии», в результате чего около трети из них полностью облысели.

Одним из наиболее эффективных электрошоковых аппаратов в Калифорнии является тот, который не включают уже три года. Прежде чем подключать к нему пациентов, им дают обезболивающие средства, в силу чего психические больные бывают уверены в том, что они получили электрошок, хотя на самом деле ничего не было. Эффект при этом гораздо выше, чем при настоящем электрошоке.

Еще одно исследование показало, что блестящие мелкие красные и очень дорогие пилюльки обладают значительно большим эффектом плацебо, чем крупные беловатые недорогие таблетки. Другими словами, субмодальности лекарства также имеют большое значение.

В свое время Бэндлер и Гриндер попытались начать выпуск средства, названного ими Мега Плацебо, но весь проект был остановлен правительством. Возможно, власти побоялись, что вся фармацевтическая промышленность страны останется не у дел.

Ожидание собственной действенности: взаимоотношения между убеждением, способностью и поведением

Эффект плацебо наглядно демонстрирует роль и скрытую силу убеждения.

На наше поведение коренным образом оказывают влияние наши убеждения. Но убеждения — это что такое? Что они нам дают?

Что такое убеждение?

Убеждение — это определенный взгляд на мир, придающий уверенность индивидууму или социальной группе во взглядах и оценках действительности.

Делая выбор в пользу какого-либо действия, человек руководствуется имеющимися у него по этому поводу убеждениями и взглядами. Например, мы читаем профессиональную литературу или статьи в интернете потому, что имеем убеждение о важности повышения собственной квалификации.

Родители стараются уделять больше времени своим детям, так как убеждены, что общение с родителями детям крайне необходимо.

Однако есть и негативные примеры. Люди, меняющие свои убеждения в сторону радикальных, будучи ранее милыми и безобидными могут пойти на убийства людей, причем искренне считая, что их действия приносят пользу. Примеры подобных изменений убеждений людей вне зависимости от их воли или не воли — это одна из угроз современного мира — конфликты на религиозной почве.

Вы можете до тех пор, пока ваши слова и указания будут соответствовать их убеждениям. В то же время, убеждения в течение всей жизни человека могут меняться и способы влияния также нужно менять. Например, сейчас нам кажется смешным то, во что мы верили в детстве и юношестве. То, чему мы придавали большое значение в юности, уже не важно для нас. И так будет дальше — мы постепенно будем пересматривать убеждения переходя на новый этап жизни.

Поэтому, хочет человек этого или нет, у него есть убеждения в каждой сфере жизни; в профессиональной, личной, религиозной, политической и других. И некоторые убеждения мы хотели бы изменить, но не имеем представления о том, как это сделать. Обычно существующее убеждение мешает нам не только принять противоположное убеждение, но и даже рассмотреть его, так как противоположные идеи в человеческом сознании несовместимы. Поэтому все, что можно сделать в такой ситуации, это заменить одно убеждение другим.

Техника изменения убеждений

Этап 1. Подготовительный

  • Если какое-либо убеждение ограничивает вашу деятельность или мешает вам жить, самое время от него избавиться. Подумайте о том, какие изменения должно внести в вашу жизнь новое убеждение.
  • Есть ли у вас сомнения по поводу убеждений? В чем вы не уверены? Что вы считаете хорошей, а что плохой идеей? Может быть вам мешает неверие в собственные силы? Или вы пока еще не определились с идеей или не пришли к ее ?
  • Какое новое убеждение вы хотите внедрить в сознание? Вместо какого убеждения должно появиться новое? Сформулируйте новое убеждение с помощью позитивных утверждений.

Этап 2 . Изменение убеждений

  • Нежелательное убеждение нужно превратить в сомнение используя одну или несколько Например, убеждение можно представить в виде фильма, делая его все более медленным. Или картинку убеждения можно постепенно удалять. Выберите субмодальности, которые вам наиболее подходят для уменьшения роли убеждения.
  • Теперь измените старую картинку убеждения на новую с помощью выбранной субмодальности. Используйте наиболее приемлемый для вас метод, который уже был опробован на практике в предыдущих частях курса. Если вы будете использовать картинки для замены убеждений, старайтесь, чтобы изображение старого убеждения не перепрыгивали в новое. Для этого можно отодвинуть старую картинку как можно дальше, чтобы стереть четкость изображения, а затем приблизить картинку уже с новым убеждением. Можно работать с яркостью картинки в том же порядке.
  • Если при смене убеждения у вас возникает внутреннее сопротивление, будьте внимательны. Возможно вы плохо сформулировали новое убеждение или в нем присутствуют отрицательные слова и выражения. Если вы столкнулись с таким сопротивлением, пересмотрите всю имеющуюся информацию и вернитесь к первому этапу.

Этап 3. Проверка нового убеждения

Насколько прижилось ваше новое убеждение вы заметите по своему изменившемуся поведению. Если ваш внутренний мир проявляет сомнение, это тоже будет заметно. Убедившись, что новое убеждение принято вашим сознанием недостаточно, повторите все этапы. Если же вы остались удовлетворены внедренным убеждением, начинайте активно действовать.

Вот таким образом работает техника изменения убеждений. Очень многое в ее эффективности зависит от количества собранной, подготовленной и принятой информации. А точнее, качественный сбор информации означает 90% успеха. Когда информация подготовлена, безболезненно внедрить ее в сознание намного легче.

Если вы считаете, что уже поздно чему-то учиться, это убеждение необходимо изменить. Сторонники НЛП утверждают, что Для этого нужно разбить глобальную цель или задачу на составные этапы или пробовать различные способы ее решения.

Чтобы применять различные способы решения, необходимо будет получать новые навыки, которые как раз и будут лучше осваиваться, если вы будете убеждены в возможности их усвоить.

Ниже мы привели тренинг-презентацию по изменению убеждений Александра Любимова.