Урок по литературному чтению (система) на тему «Общие мотивы и черты различия в сказках разных народов Арабская народная сказка " Аладдин и волшебная лампа". Разработка урока по литературному чтению для начальных классов на тему "волшебная лампа а

Жанр: сказка

Главные герои: Аладдин - бедный мальчик, Будур - молодая царевна

Эту сказку многие знают по известному мультфильму, но оригинал существенно отличается от экранизации, а краткое содержание сказки «Волшебная лампа Алладина» для читательского дневника познакомит с ним.

Сюжет

Бездельник и мелкий воришка Аладдин встретил на рынке старца, который представился его дядей. Он попросил мальчика помочь ему добраться до некой горы. Там он велел мальчику спуститься в подземелье и принести лампу. Он дал Аладдину волшебное кольцо. Мальчик преодолел разные препятствия, нашел лампу и стал подниматься. Он попросил дядю помочь ему выбраться, но тот потребовал лампу. Аладдин отказался, и тот в злости захлопнул подземелье. Юноша выбрался с помощью кольца и вернулся домой. При помощи лампы он построил себе дворец и женился на красавице Будур. Старец узнал об этом и украл лампу и царевну. Вспомнив о кольце, юноша отправился за ними, отрубил голову старцу и зажил счастливо.

Вывод (моё мнение)

Бездельники и воришки никогда не достигнут целей, если не приложат усилий. История этого мальчика с ними не приключится, это вымысел, а в этой жизни нужно создавать причины для обеспечения себя и своей семьи.

Сказка из сборника "Тысяча и одна ночь", известная славянским читателям под названием "Аладдин и волшебная лампа", богата неожиданными поворотами сюжета, как большинство сказок Шахерезады. Одной из таких неожиданностей является характеристика главного героя - Аладдина. Юный сын портного в родном городе считается бездельником, поскольку не только не усвоил уроков отца в области портняжного мастерства, но еще и вместе с ватагой таких же бездельников ворует фрукты по чужим садам. Спрашивается, с какой стати такой парень является избранником судьбы? Ведь именно ему одному предписывалась возможность добыть волшебную лампу из страшного подземелья! Колдун-магрибинец был вынужден именно Аладдина искать по всей земле для того, чтобы уговорить юношу спуститься под землю и принести нужную колдуну вещь. Как же так?!

Но внимательный и вдумчивый читатель не так уж сильно удивится этому моменту сказки. Бывает, что человек со скрытыми достоинствами, в молодые годы не сразу может найти применение своим лучшим качествам. Такие люди, не чувствуя интереса к тому, что постигли их родители, могут долго не находить реализацию своим способностям. Так герой сказки Аладдин оказался способным в точности запомнить и выполнить указания магрибинца, спустившись в наполненное злыми чудищами и призраками подземелье. Оказалось, что юноша храбр и сообразителен.

При попытке старого и опытного колдуна обмануть юного парнишку, заставив его отдать волшебную лампу до выхода из подземелья - магрибинец натыкается на неожиданно мудрый отказ юноши, на неожиданное упорство в защите собственных интересов. Вот вам и ещё одно проявление скрытых достоинств Аладдина-бездельника! Юноше всего пятнадцать лет, а он не только способен достать волшебную лампу, преодолев страхи от встречи с чудищами и привидениями, но и способен возражать старому и многоопытному в мошенничестве колдуну!

Помимо храбрости и сообразительности, Аладдин в дальнейших событиях сказки выказывает и другие достоинства, которыми могут похвалиться далеко не все подряд. Влюбившись в красавицу Будур, Аладдин упорен в своем стремлении жениться именно на этой девушке, хотя препятствий и риска на пути такого намерения - предостаточно! Умение любить только одну девушку и быть готовым отдать за нее все свои сокровища - свойственно далеко не каждому мужчине!

Имея в своем распоряжении такие волшебные возможности джинна, как Аладдин, когда научился пользоваться волшебной лампой, многие мужчины не стали бы себя утруждать попытками угодить богатому султану, отцу царевны Будур. Ведь можно было приказать джинну обеспечить доставку множества красавиц со всех концов света. Но Ададдин не помышляет о таком решении вопроса, так как его сердце не запятнано никакой подлостью. Ведь фрукты из чужих садов юноша таскал не из низких намерений, а только от голода. Когда же судьба обеспечивает ему достаток, Аладдин использует свое благополучие мудро и не во зло другим. Поэтому-то интриги и хитрости магрибинца приводят в финале сказки к гибели колдуна. А юный герой счастливо живет с женой и матерью .

Урок литературы в 3 классе по системе Л.В.Занкова

по учебнику Н.А.Чураковой

Тема: Арабская сказка «Аладдин и волшебная лампа»

Цель: Познакомить с народной волшебной сказкой: продолжить формирование представлений о жанровой специфике сказки.

Задачи:

1. Расширить представление о жанровой специфике народной волшебной сказки;

2. Развивать речь, выразительное чтение, умение свободно ориентироваться в прочитанном тексте и пользоваться выборочным чтением для подтверждения своих суждений, развивать внимание, беглость, гибкость, оригинальность мышления;

3. Воспитывать любовь к чтению, интерес к произведениям зарубежной литературы.

Оборудование: книга по литературе для 3 класса Н.А.Чураковой, таблички с именами героев: Аладдин, мать, дядя-магрибинец, высказывание А.С.Пушкина «Сказка –ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».

Ход урока:

I . Орг. момент.

1. Активизация цели урока в доступной форме

1.Ребята, для того, чтобы наш урок был интересным и плодотворным, сегодня мы будем:

У – (у знавать новое)

Р – (р азвивать речь, рассуждать)

О – (о бсуждать героев)

К – (к орректировать) - излагать правильно мысль

Прочитайте первые буквы каждой строки. Какое слово получилось? (Урок)

2. Речевая разминка

Сегодня на уроке литературы мы будем выразительно читать, четко и ясно отвечать на вопросы, а для этого мы проведем разминку.

Первый звук (У) – поиграем с ним.

Вдох, выдох на звук (У)

Второй звук (О) – произнесем этот звук радостно, грустно, тревожно, таинственно, с удивлением.

Слово УРОК произнесем в различных интонациях:

ХИТРО, ЛЖИВО, УСТАЛО, ЛЕНИВО, НАИВНО, ВОЛШЕБНО

II . Проверка домашнего задания

Как вы понимаете смысл слова ВОЛШЕБНО? Кто же совершает эти чудеса?

(Волшебники, колдуны, маги, чародеи, феи). А кто такие феи? Вы верите в их существование? Давайте прочитаем стихотворение К.Бальмонта «Трудно Фее» на с.121, 124. В чем же состоит работа феи? Это чудеса мира природы, но самыми интересными являются чудеса превращений. Где они встречаются в мире литературы? В сказках.

III . Сравнение видов сказок и их жанровых особенностей.

Давайте вспомним, ребята, какие виды сказок вы знаете?

- Кто сочиняет сказки? (писатели и народ)

В сказках о животных - главные герои - животные. В них сильный защищает слабого.

В бытовых сказках – главные герои – простые люди. В этих сказках высмеиваются плохие черты характера.

Чем отличаются волшебные сказки от других видов сказок?

В них происходит волшебство, главные герои – помощники и злодеи, есть необычные и трудные испытания, и чудеса превращения.

«Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»

Вы прекрасно знаете, что такое урок. (В словаре это слово обозначает: учебный час, посвященный отдельному предмету).

Как вы понимаете слово УРОК в этой фразе?

(Урок – это нечто поучительное, то из чего можно сделать вывод для будущего).

Сегодняшняя сказка тоже преподаст нам урок.

Откройте учебники на 125. Прочитайте ее название. Вам знакома эта сказка? Какая она? Она волшебная, потому что есть чудеса превращения.

IV . Чтение и анализ произведения.

Это одна из арабских сказок из сборника "Тысяча и одна ночь" , историю возникновения которого так описывает старинная арабская легенда...
Когда-то жил-был злой и жестокий царь Шахрияр. Он каждый день брал себе новую жену, а наутро убивал ее. Скоро во всем городе осталась лишь одна девушка - Шахерезада. Отец отвел ее во дворец царя и простился с ней, обливаясь слезами, так как думал, что больше не увидит ее живой. Но, к счастью, он ошибался. Так как царь Шахрияр не мог спать по ночам, Шахерезада предложила царю рассказать ему сказку, чтобы ночь не казалась ему такой длинной и скучной Шахерезада начала рассказывать сказку, и она была такой интересной, что царь и не заметил, что за окном уже стало светать. Царю было очень интересно узнать, чем же закончится сказка, поэтому он не казнил Шахерезаду и, как только стемнело, опять позвал ее к себе, чтобы она продолжила рассказ. Так повторилось и на другую и на третью ночь. Тысячу ночей, почти три года рассказывала Шахерезада царю свои волшебные сказки, а когда наступила тысяча первая ночь и она окончила последний рассказ, царь сказал ей, что не казнит ее, даже если она не знает больше ни одной сказки.

1. Первичное чтение учащимися вслух по цепочке.

Раскрыть тайны слов в тексте сказки нам поможет Кот ученый в разделе «Музей».

Лексическая работа по ходу чтения.

2. Беседа по содержанию.

Назовите главных героев в этом фрагменте сказке. Опишите их.

Характеристики этих героев нам помогут, чтобы прочитать сказку выразительно.

По каким признакам можно судить, что Аладдин – герой волшебной сказки? (1) не хотел ничему учиться; 2) остался сиротой, без отца; 3) именно его выбрал для каких-то своих целей чужеземец, явно волшебник, владеющий волшебным предметом – чудесным мешком).

Аладдин (арабск.) – возвышенная вера

На героя, каких других волшебных сказок похож Аладдин?

Верите ли вы, что магрибинец настоящий дядя Аладдина? Можно ли доверять незнакомцам.

3. Выборочное чтение.

4. Работа в парах.

-Какие черты народной волшебной сказки можно обнаружить в этом фрагменте сказки?

1. Герой-простак

2. Волшебник

3. Волшебный предмет

4. Дерево и гора – это места совершения чудес в народных сказках всего мира

V . Итог урока:

Вывод: узнавали новое, рассуждали, обсуждали героев, корректировали.

Доказали, что это сказка волшебная.

Давайте вспомним изречение А.С.Пушкина «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Какой урок мы извлекли из фрагмента этой сказки?

«Бесплатный сыр только в мышеловке»

«Рыб ловят удочками, дураков - словами» (итальянская пословица)

«Волшебная лампа Аладдина» краткое содержание сказки Вы можете прочитать за 7 минут. Сказка «Аладдин» краткое содержание напомнит о главных событиях в сказке, но лучше ее прочитать полностью.

«Волшебная лампа Аладдина» краткое содержание

Злой колдун-магрибинец ищет волшебную лампу и звезды подсказывают ему, что достать ее сможет только Аладдин. Он отправляется на его поиски.

В одном персидском городе жила семья бедного портного, у которого был сын Аладдин. Мальчик не хотел учиться и был бездельником, он все время только баловался и гулял. Отец умер, когда Аладдину исполнилось 15 лет.

Однажды к Аладдину пришел дервиш-странствующий монах, он представился братом его отца и предложил помочь их семье. Он сначала дал денег, потом одел Алладина в новое платье и сапоги, а дальше пригласил пройтись. Он довел Аладдина к холму и начал колдовать, расступилась земля и появился тайный ход.

Колдун велел ему спускаться и рассказал, что его ждет внизу: сначала будут три комнаты, которые будут его только пугать; потом комната со старухой, которая захочет его обнять; потом сад, а за ним комната, в которой полно золота и драгоценностей и там есть старая медная лампа, которая нужна колдуну. Он просит ее принести, а Аладдин может взять себе там все, что захочет. Он дает Аладдину кольцо, которое поможет ему в трудную минуту.

Аладдин по очереди проходит все комнаты, а в саду набивает карманы красочными камнями, когда же находит лампу, то прячет ее в карман под собранными камнями. Когда Аладдин уже был возле выхода, то колдун приказал дать ему лампу, но Аладдин хотел сначала вылезти. Тогда колдун рассердился на него и закрыл ход, думая, что парень там умрет, а сам вернулся домой.

В подземелье Аладдин случайно потер кольцо и появился джин Дахнаш, сын Кашкаша, который доставил его домой. Дома мать Аладдина решила почистить медную лампу и появился старший джин Маймун, сын Шамхураша, который создал кушанья на золотых блюдах, а потом исчез, так как сильно пугал мать Аладдина. Аладдин начал продавать золотые подносы и научился торговле.

Однажды царевна Будур шла в баню и ее увидел Аладдин, он сразу влюбился в красавицу и попросил мать пойти к султану и попросить выдать Будур за Аладдина. В качестве подарка для султана он дал матери золотой поднос, наполненный камнями из сада. Мать ходила к султану, но так и не решалась заговорить с ним. Ее заметил султан и велел позвать к себе. Когда она подарила поднос и передала просьбу Аладдина, ему так понравились камни, что он сразу хотел согласиться. Но старший визирь захотел проверить богатство Аладдина и потребовал, чтобы тот передал 40 таких подносов с наложницами и рабами. Аладдин пожелал это у Маймуна и на следующий день выполнил условие султана.

Когда Аладдин встретился с султаном, то пообещал построить для будущей жены дворец напротив дворца султана. Ночью Маймун построил невиданной красоты дворец, оставив недостроенной одну из колон. Это была уловка для султана, чтобы он сам захотел достроить ее и не смог, а потом понял на сколько Аладдин богаче его. В тот же вечер была свадьба Аладдина и Будур.

Колдун-магрибинец узнал о спасении Аладдина и о теперешнем его величии, он понял, что все благодаря лампе. Колдун отправляется в персидский город, где жил Аладдин. Он заказывает у медника 10 новых ламп и идет по городу, предлагая обменять свою новую лампу на старую. Так он подходит ко дворцу Аладдина, когда тот был на охоте, и Будур обменивает ему волшебную лампу.

Колдун приказывает Маймуну перенести дворец с Будур в земли Ифрикии, там он хочет влюбить Будур в себя. Тем временем султан горюет о пропаже Будур и приказывает отрубить Аладдину голову. Но весь люд города встает на защиту Аладдина и султан дает ему 40 дней на поиски дочери. Тут Аладдин вспоминает о кольце и вызывает джина Дахнаша, который переносит его в Ифрикию. Аладдин встречается с Будур и просит влить в вино колдуна сонного снадобья во время ужина. Будут следует указаниям Аладдина и когда колдун засыпает, Аладдин отрубает ему голову, забирает лампу и Маймун возвращает их со дворцом домой. Аладдин и султан мирятся и на этом прекращаются несчастья Аладдина.