Ялом И. Групповая психотерапия: теория и практика. Р. кочюнас. психотерапевтические группы: теория и практика Психотерапевтические теории и создание психотерапевтических групп

Психотерапевтическими (психокоррекционными) группами называют небольшие временные объединения людей, существующие и развивающиеся под руководством ведущего (психотерапевта), имеющие общую цель межличностного исследования, личностного обучения, роста и самораскрытия (Barrett-Lennard, 1975).

Среди психокоррекционных групп могут быть выделены группы организационного развития, или решения проблем; группы подготовки руководителей и обучения межличностным умениям; группы личностного роста; терапевтические группы (Cohen & Smith, 1976).

К. Рудестам описывает следующие типы психокоррекционных групп: 1) Т-группы; 2) группы встреч; 3) гештальттгруппы; 4) психодрама; 5) группы телесной терапии; 6) группы танцевальной терапии; 7) группы терапии искусством; 8) группы тренинга умений; 9) группы темоцентрированного взаимодействия.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Групповая психотерапия

Из истории развития терапевтических групп.. одним из первых специалистов практиковавших терапию в группах был бостонский.. одним из первых кто внес значительный вклад в современную групповую психотерапию был якобо морено создатель..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Преимущества и недостатки групповых форм психотерапии
Преимущества групповых форм психотерапии Возможность моделировать процессы, происходящие в социальной среде. Жизнь - это прежде всего социальное

Недостатки групповых форм психотерапии
· Любому отдельно взятому участнику уделяется в группе внимания меньше, чем при индивидуальной терапии. · Трудности в осуществлении индивидуального подхода, стандартизация психотерапевтиче

Универсальные психотерапевтические факторы
В качестве основных психотерапевтических факторов в индивидуальной психотерапии на первое место выступают отношения психотерапевта и клиента: 1) принятие человека - особое позитивно

Терапевтические факторы групповой психотерапии
В групповой психотерапии на первый план выходят терапевтические факторы, связанные с взаимоотношениями участников группы. 1) принятие другими участниками группы 2) самораскрытие

Психокоррекционные процессы в группе
Келман выделил три процесса, имеющих решающее значение для любой психокоррекционной группы: податливость, отождествление и присвоение. Во-первых, члены группы решаются подвергнуться в

Групповая динамика
Впервые термин «групповая динамика» был использован Куртом Левиным в 1939 г. По определению К.Левина, групповая динамика - это совокупность положительных и отрицательных с

Цели группы
Цели терапевтической группы - это планируемый ведущим и/или участниками группы результат работы группы. Очевидно, цели могут быть явными и скрытыми, долгосрочными (стратег

Групповые нормы
Нормы - это совокупность правил поведения, руководящих действиями участников и позволяющих применять санкции к неприемлемым для данной группы формам поведения [Рудестам, 37].

Групповые роли
Роль - это совокупность функций и моделей поведения, которые считаются подходящими для данного индивида и реализуются в определенном социальном контексте [Рудестам, 32]. Гр

Эксперт
Самой традиционной функцией руководителя-терапевта можно считать роль постоянного эксперта при группе. У руководителя всегда есть возможность прокомментировать процессы, происходящие в групп

Образец
И наконец, руководитель группы может играть роль образцового участника. Занимая в группе особое положение, руководители часто ничего не могут поделать с тем, что другие им подражают. Однако

Стили руководства
По стилю руководства можно выделить следующих лидеров: · авторитарный (директивный, автократический) · демократичный (коллегиальный) · либеральный (попустительский, форма

За и против авторитарности
Бах (Bach, 1954) считает, что организованность способствует более ранней кооперации, снижает у руководителя и остальных членов группы тревожность, ослабляет сопротивление групповым влияниям, конкре

За и против либеральности
Лакин и Костанцо (Lakin and Costanzo, 1975) подчеркивают, что для руководителя важно преодолеть стремление членов группы к зависимости, внушить им уверенность в себе и убедить их в необходимости са

Проблема структурированности группы
Важнейшим фактором в выборе стиля руководства группой является структура группы. Депрессивные пациенты могут успешно работать в программированной, структурированной группе, и в то же время в нестру

Групповая сплоченность
Курт Левин определил сплоченность как «тотальное поле сил, формирующее у участников чувство принадлежности к группе и желание в ней остаться» (Lewin, 1947, p. 30). Другими словами, сплоченность - э

Групповое напряжение
Противоположностью сплоченности является напряжение. Если сплоченность - это результат действия положительных сил взаимного притяжения, то напряженность - отрицательных сил взаимного отталкивания.

Управление сплоченностью и напряжением в группе
Факторы сплоченности группы Факторы, повышающие сплоченность Факторы, понижающие сплоченность

Управление сплоченностью группы
Для поощрения сплоченности Для предотвращения сплоченности 1. Сделать группу меньше 2. Поощрять согласие с целями группы 3. Сти

Групповое мышление
Групповое мышление (groupthinking) - давление, оказываемое на членов группы с целью заставить их приспособиться к нормам группы и склонить к консенсусу (единогласному решению)

Причины группового мышления
· Желание во что бы то ни стало достичь консенсуса. · Присоединение отдельных членов группы к точке зрения наиболее влиятельных ее участников, пользующихся авторитетом, доверием, упорно от

Способы предупреждения группового мышления
Помочь в борьбе с разрушительным действием группового мышления могут свободное волеизъявление меньшинства, допущение и поощрение отклонений от общепринятых взглядов. Создание условий для

Фазы развития группы
Обычно выделяют от трех до четырех фаз развития психотерапевтической группы. У разных авторов эти фазы часто называются по-разному, но содержание этих фаз совпадает.

Первая фаза
В этой фазе группа встревожена, обеспокоена, зависима. Скрыто и открыто члены группы ищут руководителя, ждут объяснений цели, планов, жаждут деятельности. Члены группы стремятся получить советы по

Третья и четвертая фазы
На третьей фазе развиваются сплоченность, заинтересованность, искренность, спонтанность. Группа находится в рабочем состоянии. Развиваются целебные свойства (Роджерс К.). Четверт

Формирование
Формирование - стадия, на которой происходит отбор членов группы в соответствии с их функциональным или техническим опытом для выполнения целей, стоящих перед группой. Члены группы, команды знакомя

Количество участников
Групповые занятия могут происходить как в достаточно больших группах, чтобы сделать возможным взаимодействие, так и в достаточно малых, чтобы каждый был вовлечен в действие и чувствовал себя участн

Состав участников: гомогенность и гетерогенность
Следующий вопрос - должна ли группа быть гетерогенной (разнородной) или гомогенной (однородной) по составу. Когда говорят о сходстве или различиях среди участников, они обычно имеют в виду следующи

Знакомство с целями и нормами группы
Работа по формированию сплоченности начинается еще на этапе подбора и комплектованию группы. Способом усиления привлекательности группы для потенциального участника является позитивное описание тог

Подходящие и неподходящие участники
Для большинства групп наиболее удачные кандидаты - психически здоровые люди: те, чья психологическая защита низка, а способность к научению в отличие от других высока. Практически же для уча

Причины отказа от участия в группе
Участники могут покидать группу до ее окончания по разным обстоятельствам. Рудестам приводит исследование Ялома (Yalom, 1966), проведенное в университетской амбулаторной клинике. 35 из 97 пациентов

Обсуждение
Обсуждение описывается следующими параметрами: · Локализация - место в структуре сессии · Форма - рефлексивный самоотчет, тематическая дискуссия · Порядок - последователь

Модели обсуждения
1. Директивная модель - ведущий активен, может в любой момент изменить порядок обсуждения, задать любые вопросы к участникам, а в некоторых случаях даже нарушить правила. 2. Либеральная мо

Краткая характеристика психокоррекционных групп
Группы Парадигма Ключевые понятия Основные цели Т-группы (тренинговые группы) когнити

Т-группы
Возникновение Т-групп стало результатом первых сознательных попыток использовать встречи определенной продолжительности в группах определенного состава и с определенным руководителем, для того чтоб

Группы встреч
Группы встреч, или инкаунтер-группы, возникли на передовых рубежах движения Т-групп под влиянием таких ярких личностей, как Вильям Шютц и Карл Роджерс. Инкаунтер-группы вызвали больше противоречивы

Гештальт-группы
Процесс возникновения и развития гештальт-групп тесно связан с личностью их создателя, Фрица Перлза. Это один их первых подходов к работе с психокоррекционными группами, в котором не проводится раз

Психодрама
Психодрама имеет долгую историю, во многом связанную с деятельностью Якоба Морено, которого часто считают основателем групповой психотерапии. Психодрама – это первый способ работы с группами, котор

Телесная психотерапия
Телесная психотерапия включает в себя множество разнообразных методов работы в группах. Все эти методы основываются на признании существования тесной связи между психическими и физиологическими про

Арттерапия и танцевальная терапия
Арттерапия и танцевальная терапия представляют собой специализированные методы работы в группах, требующие соответствующей подготовки. Оба эти метода возникли на основе психоанализа и в прошлом при

Темоцентрированное взаимодействие
Первые группы темоцентрированного взаимодействия (группы ТЦВ) были организованы Руфью Кон, которая тем самым внесла большой вклад в развитие групповой работы. Это еще один подход к работе с психоко

Транзакционный анализ
Транзакционный анализ был разработан Эриком Берном, разочаровавшимся в возможностях традиционных способов группового психоанализа. ТА является весьма популярным, практичным и перспективным методом

Группы тренинга умений
Наконец, группы тренинга умений представляют бихевиористское направление в психотерапии с их подчеркнутым вниманием к наблюдаемым проявлениям поведения и отказом от исследования эмоций и их сознава

Классификацию психотерапевтических групп проводят по трем основаниям: основная цель группы, способы реализации целей, теоретическое основание группы.

По критерию основной цели выделяют три типа групп:

1. Группы совершенствования личности и обучающие группы. Их участники – здоровые люди, стремящиеся с помощью группового опыта лучше познать себя, завязать более тесные отношения с другими людьми, усовершенствовать навыки межличностного общения, найти и устранить препятствия, мешающие реализации своих возможностей. Наиболее характерными видами данного типа групп являются группы встреч и тренинговые группы (Т-группы).

2. Группы решения проблем (личных, социально-психологических, профессиональных). Их участники – люди, имеющие жизненные и личностные трудности. Такие группы обычно организуются в определенных учреждениях (школы, центры занятости, предприятия, центры психологического консультирования).

3. Лечебные группы (клиническая психотерапия). Их участники – люди с различными психическими расстройствами, проявляющимися в поведении и эмоциональной сфере. Клинические группы подразделяются на стационарные (в психиатрических, наркологических и др. клиниках) и амбулаторные. Стационарные группы дифференцируются на группы пациентов с острыми состояниями (после попыток суицида, аффективных вспышек), группы хронических пациентов, группы смешанного состава (персонал и пациенты клиники). Амбулаторные группы подразделяются на группы решения психологических проблем, группы изменения поведения и обучения (например, работа со страдающими ожирением, алкоголизмом, нервной анорексией, булимией, инфарктом миокарда, диабетом и т.д.), группы реабилитации, повышения социальной адаптации хронических психиатрических пациентов.

По критерию способов реализации целей выделяют следующие виды групп:

1. Группы самопомощи, имеющие целью обучить участников контролю над собой и окружением, оказать помощь в нормализации жизни. Данный тип групп противопоставляется группам, руководимым профессионалом. Участниками групп самопомощи могут стать люди, страдающие той или иной болезнью (астма, диабет, рак, алкоголизм, СПИД, эпилепсия и т.д.), испытавшие сексуальное или иное насилие, ушедшие на пенсию, потерявшие супруга или ребенка. В группах участники обмениваются жизненным опытом, советами, поддерживают друг друга, подсказывают, как лучше контролировать симптомы и привычки. Роль психотерапевта выполняет лидер группы, другие участники. Группы являются долгосрочными. Механизмы психотерапевтического воздействия – исповедание, социальный контроль, социальные связи. Примером группы самопомощи является группа анонимных алкоголиков.

2. Группы поддержки во многом напоминают группы самопомощи, но участники меньше делятся личными переживаниями, а больше уделяют внимание организации общей деятельности социального характера. Группы формируются на основе сходства проблем (болезнь, изоляция, эмоциональные травмы, жизненные кризисы). Руководит группой психолог, психотерапевт или парапрофессионал. Формы организации таких групп – клубы, движения по организации какой-либо деятельности, дискуссионные группы. Группы ориентированы на взаимопомощь, включение в социальную жизнь, изменение жизни. Механизмы терапии – социальная оценка, социальная активизация, обмен социальной информацией. Длительность работы групп – по потребности.

3. Группы психологического просвещения также формируются на основе сходства психологических проблем, имеют целью обучение и приспособление. Ориентация работы групп – понимание проблемы, преодоление кризисов, симптомов, диагнозов. Характер занятий – обучение, упражнения, дискуссии, лекции, семинары. Механизм терапии – социальное научение и приспособление. Руководит группой профессиональный психотерапевт, который выступает в роли учителя, эксперта, тренера, руководителя семинаров. Группы краткосрочные.

4. Группы ориентированные на процесс психотерапевтического взаимодействия (группы встреч, тренинга, психодрамы, группы-марафоны), руководимые профессиональным психотерапевтом, который выступает в роли помощника и консультанта. Механизм терапии – психосоциальное осознание. Работа групп интенсивная, ограниченная во времени.

1. Понятие психотерапии. ее специфика, цели и задачи.

2. Общая характеристика психологических моделей психотерапии.

3. Групповая психотерапия. Понятие психотерапевтической группы.

Понятие психотерапии. ее специфика, цели и задачи

Психотерапия занимает особое место среди разновидностей профессиональной помощи личности. Непростым является вопрос о профессиональной принадлежности психотерапии. В Советском Союзе психотерапия относилась к медицинским специализаций. На Западе психотерапия традиционно была направлением практической психологии. Такое двойное понимание деятельности психотерапевта сохраняется до сих пор. Деятельность психотерапевта рассматривают в соответствии с двумя его профессиональных ролей:

o специалиста-медика, который осуществляет лечение пациента с помощью как психологического воздействия, так и с помощью специфических медицинских средств (медикаменты, гипноз и т.п.) ;

o специалиста-психолога, призванного помогать личности выжить в различных жизненных и социальных ситуациях и ориентированного на работу с глубинными смысложизненными проблемами клиента . В этом случае он пользуется только психологическими средствами деятельности.

Конечно, специалист по практической психологии может осуществлять психотерапию только во втором смысле этого понятия и не имеет права использовать медицинские средства. Поэтому примем за исходное следующее утверждение. Психотерапия направлена на глубинное проникновение в личность и осуществления прогрессивных сдвигов в ее взаимодействия с миром через смену само- и мировосприятия и предусматривает создание условий для полноценного становления личности .

Цель психотерапии - содействие в становлении полноценной личности, способной занимать активную и творческую позицию в отношении себя и своей жизнедеятельности, справляться с травмирующими ситуациями и переживаниями, принимать решения и продуктивно, нешаблонно и достойно действовать в соответствующих социально-культурных условиях

Принято выделять групповую и индивидуальную психотерапию.

Индивидуальная психотерапия - это диалог между психотерапевтом и клиентом с целью психологической помощи последнему.

В современной психологической литературе сложилось несколько подходов, которые характеризуют соотношение между психологическим консультированием и психотерапией:

1) психотерапия и психологическое консультирование - это разные по содержанию и задачами виды деятельности;

2) психотерапия и психологическое консультирование тождественны, имеют идентичные теоретические и практические основы, но отличаются в деталях;

3) психологическое консультирование имеет дело с межличностными проблемами, а психотерапевт - с внутренне личностными.

О.Ф.Бондаренко утверждает, что основные различия психологического консультирования от психотерапии оказываются относительно трактовки человека как объекта воздействия.

В процессе психотерапии люди меняются вместе с их моделями мира.

Сегодня известно около 100 различных психотехник психотерапии. Все они не только находят сторонников, но и позволяют эффективно оказывать психологическую помощь.

Каждая из разновидностей психотерапии направлена на то, чтобы помочь клиентам успешно действовать в мире.

Общая характеристика психологических моделей психотерапии

Анализ психотерапевтической литературы позволяет утверждать, что на сегодняшний день в этой области практической психологии не сложилось единого подхода к выделению основных направлений психотерапии. Это обусловлено ее рассмотрением то как метода лечения (чаще этот подход встречается в зарубежной психологической литературе), то как разновидности психологической помощи клиенту.

Так, например, Ю. Г. Демьянов выделяет такие методы психотерапии, используемые в практике:

o рациональная психотерапия;

o психоаналитическая психотерапия;

o когнитивно-аналитическая психотерапия;

o психотерапия на основе транзактного анализа;

o личностно-ориентированная психотерапия;

o гештальттерапия;

o аутогенная тренировка;

o эмоционально-стрессовая терапия;

o групповая психотерапия;

o позитивная психотерапия .

Классификация моделей психотерапии, как разновидности лечебных действий, описывает Х.Ремшмидт. Он предлагает классификацию моделей психотерапии осуществлять по следующим принципам:

Теоретической концепции, которая лежит в основе психотерапии (психоанализ, поведенческая психотерапия, когнитивная терапия и т.д.);

Организационных форм лечения (индивидуальная, групповая и семейная терапия);

Спецификой корригированного расстройства (психозы, синдром аутизма, невротические нарушения, депрессивные состояния, синдром страхов, синдром навязчивости и т.д.) .

В психологической литературе тоже нет единодушия в выделении основных моделей психотерапии. Так, в частности, Г. Онищенко, В. Панок выделяют три основных модели психотерапии :

o психодинамическую психотерапию, ориентированную на психоанализ;

o гуманистическую психотерапию и ее основные течения - роджерианська, экзистенциальная, гештальттерапия;

o бихевиоральная (поведенческая) психотерапия.

Несколько отличный подход представлен А. Ф. Бондаренко. Он выделяет четыре основные теоретические подходы к психотерапии:

1) психодинамическое;

2) гуманистический;

3) когнитивный;

4) поведенческий или бихевиористичний .

Групповая психотерапия. Понятие психотерапевтической группы

Групповая психотерапия была введена в практику психологической помощи в 1932 году Дж.Морено, а через 10 лет уже существовали журнал по групповой психотерапии и профессиональная организация групповых психотерапевтов.

Под групповой психотерапией понимают такой метод психотерапии, при котором одновременно оказывается помощь нескольким клиентам. Появление групповой психотерапии обусловлена, по мнению Морено, недостаточным количеством психотерапевтов и значительной экономией времени .

Первым методом групповой психотерапии была психодрама.

В 40-х годах появляются Т-группы (К. Левин), предусматривающие формирование межличностных отношений и изучение процессов в малых группах и в их разновидности - группе сенситивности.

Сегодня эти группы трансформировались в группы, которые развивают специальные умения, и группы личностного развития или группы встреч.

Психотерапевтические группы - это небольшие временные объединения людей под руководством психолога или социального работника, которые имеют общую цель межличностного исследования, личностного роста и самораскрытия.

Это группы, в которых происходит целостный глубинный развитие личности и самоактуализация здорового человека, ускоряется процесс его психического созревания.

В зависимости от общей цели группа относительно четкую иерархическую структуру. Один из членов психотерапевтической группы выступает в роли лидера, остальные находятся в роли подчиненных. Эта структура может меняться в зависимости от целей психотерапии. Общие цели в сочетании с потребностями отдельных членов группы определяют групповые нормы, то есть формы и стиль поведения всех участников группы.

Стоит, по мнению Лемкуля, отличать групповой тренинг и работу с группой от собственно групповой психотерапии. Ремшмидт объясняет это так: "Групповой тренинг сконцентрирован на преодолении определенных нарушений поведения и требует высокой структурированности (целенаправленные упражнения, жесткий терапевтический план), при групповой психотерапии говорится о получении эмоционального опыта и достижения интрапсихичних изменений, при этом степень структурирования малый" .

Все формы групповой терапии применяют преимущественно вербальные методы, а также методы, ориентированные на действие или бихевиоральные методы. В последнее время все большее значение приобретают подходы, ориентированные на деятельность. Они содержат терапевтические элементы и основные принципы обоих указанных выше методов, но отличаются от них акцентом на активную деятельность и проведение групповых упражнений.

Успешность групповой психокоррекции и психотерапии во многом зависит от личности руководителя (тренера группы). Руководитель группы выполняет, как правило, четыре роли: эксперта, катализатора, дирижера и образцового участника. То есть он комментирует групповые процессы, помогает участникам объективно оценивать свое поведение и ее влияние на ситуацию; способствует развитию событий; выравнивает взносы каждого участника в групповой взаимодействия; открытый и аутентичный .

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

[Введите текст]

Введение

Классификация психотерапевтических групп

Психотерапевтические группы с точки зрения целей

Психотерапевтические группы с точки зрения способов реализации целей

Психотерапевтические группы различного теоретического основания

Заключение

Список литературы

В ведение

Уже на самых ранних этапах развития человеческого общества люди собирались в группы, чтобы обеспечивать свое выживание и развитие. В первобытных племенах совместными ритуальными действиями и плясками отмечались важные события и сопровождались культовые обряды; многие древнегреческие мыслители, в том числе великий Сократ, прибегали к групповой форме философствования, чтобы проверить свои идеи о природе Вселенной и человеческого рода; средневековые монахи объединялись в религиозные ордена, дабы очищать душу и постигать Божественную сущность. Эти ранние формы объединения уже содержали в себе зачатки наблюдающихся в современной психологии тенденций к работе с группами. Однако при всем том, что тяготение к различного рода группам было свойственно людям на протяжении всей истории человечества, связь древних подходов с современными методами сознательного использования групп, имеющими задачей целенаправленное воздействие на личность, лишь недавно стала предметом научно-психологического исследования.

Поведение индивидов в группах и влияние группы как на практически здоровых, так и на больных людей стали предметом систематических исследований только в XIX-XX веках. Развитие и использование группового подхода во врачебной практике в значительной степени было предопределено спецификой исторической ситуации.

Рассмотрим какие же бывают психотерапевтические группы и каковы их функции.

К лассификация психотерапевтических групп

В настоящее время существует большое количество классификации психокоррекционных и психотерапевтических групп, рассмотреть которые полностью не представляется возможным. Впервые на русском языке достаточно широкий спектр методов группового психологического воздействия систематически изложен и проанализирован в работе К. Рудестама (1990). В своей классификации видов групп Рудестам опирается на два наиболее существенных параметра степень осуществления руководителем ведущей роли в структурировании и функционировании группы и степень эмоциональной стимуляции в противоположность рациональному мышлению.

Лучше разобраться в разнообразии психотерапевтических групп помогает та или иная классификация групп. Возможны три критерия такой классификации:

1) основная цель группы (совершенствование личности, развитие навыков, решение личностных жизненных проблем, лечение расстройств);

2) способы реализации целей группы (самопомощь, оказание поддержки, психологическое просвещение, анализ группового процесса, клиническая психотерапия);

3) теоретическое основание группы (психоанализ, индивидуальная психология, психодрама, экзистенциальная терапия, клиентоцентрированная терапия, гештальттерапия, трансакционный анализ, поведенческая терапия, рационально-эмоциональная терапия).

Психотерапевтические группы с точки зрения целей

Исходя из основной цели, направляющей работу психотерапевтической группы, среди разнообразия существующих групп, можно выделить 3 типа групп.

Группы совершенствования личности и обучающие группы (участники - здоровые люди);

Группы решения проблем (участники - люди, имеющие жизненные и личностные трудности);

Лечебные группы (клиническая психотерапия) (участники - люди с различными психическими расстройствами, проявляющимися в поведении и эмоциональной сфере).

Группы первого типа лучше всего представляют так называемые группы встреч и Т-группы.

Группы встреч - это наиболее распространенный тип групп совершенствования личности. Их еще называют группами роста личности. Эти группы возникли и достигли пика распространения и популярности в 60-70-х годах нашего столетия и были важнейшим стимулом движения гуманистической психологии, призывающей к реализации человеческого потенциала. Это движение особо подчеркивало раскрытие потенциальных возможностей человека, спонтанность жизни, преодоление барьеров, мешающих самовыражению и открытости личности в отношениях с другими, искренность в межличностных отношениях. Группы встреч возникли в США, но потом получили распространение во всем мире. Эти группы предназначены для здоровых людей, стремящихся с помощью группового опыта лучше познать себя, завязать более тесные и искренние отношения с другими людьми, найти и устранить препятствия, мешающие полнее реализовать свои возможности в жизни. В работе группы особенно подчеркивается спонтанность поведения, выражение всех чувств, а также поощряется конфронтация между участниками группы. Процесс группы встреч развивается в пространстве "здесь и теперь", т.е. обсуждаются появляющиеся в группе отношения, возникающие чувства, непосредственный опыт. Продолжительность групп встреч обычно бывает ограничена несколькими десятками часов. Группы встреч неоднородны - их характер различается в зависимости от теоретической ориентации, установок, ценности терапевта.

Т-группы - это наиболее распространенный вариант обучающих групп. Их еще называют тренинговыми группами, группами тренинга чувствительности. В этих группах, как и в группах встреч, также не ставятся лечебные цели. Но в отличие от групп встреч в Т-группах акцентируется не столько совершенствование личности (хотя это может быть одним из результатов работы группы), сколько анализ развития группы - что происходит в группе, когда она проходит стадии своего развития. Основной целью участников Т-группы является совершенствование навыков межличностного общения. Они учатся понимать, что с ними происходит в группе, как функционирует сама группа, как участники постепенно могут принять на себя роль ведущего. В качестве отдаленной цели Т-группы указывается стремление перенести приобретенные знания о динамике группы и межличностных отношениях непосредственно в свою жизненную среду.

Обычно в Т-группу приходят с неопределенным желанием стать более чуткими в общении. Т-группа предоставляет возможность узнать, как этому научиться. Участникам показывают, что каждый член группы, помогающий учиться, является учителем.

Опыт Т-групп также можно успешно применять в группах решения проблем и в клинических группах.

Группы решения проблем (консультирования)

Их выделение связано с происходящим в последние десятилетия отделением психологического консультирования от психотерапии. В группах консультирования решаются различные психологические проблемы, а психотерапия понимается как лечение эмоциональных и поведенческих нарушений.

В данных группах обсуждаются личные, социально-психологические и профессиональные проблемы. Обычно они организуются в определенных учреждениях, например, в школах, центрах консультирования и т.п. Группы решения проблем отличаются от клинических психотерапевтических групп тем, что в своей работе они не стремятся к структурным изменениям личности, работают с осознанными проблемами, решение которых не требует продолжительного времени (например, года или более). В них ставятся больше профилактические и восстановительные цели. Проблемы, "приносимые" участниками в группы такого рода, чаще всего касаются трудностей в личной или профессиональной жизни, кризисных ситуаций. Многие проблемы такого рода, как правило, имеют межличностный контекст, и группа является идеальным местом для их обсуждения и решения. В группе словно воссоздается жизнь участников вне ее, так как участники приносят и реализуют в ней стиль своей жизни, и в особенности - стиль общения, попадают в конфликтные ситуации, аналогичные встречающимся в повседневной жизни. Участники группы, реагируя друг на друга, помогают друг другу в контексте группы заново пережить свою реальную жизнь, ошибки общения, конфликты с близкими и значимыми людьми в жизни вне группы. Тем самым в группах решения проблем возникает возможность изменить свое поведение, при поддержке группы и ее терапевта искать новые способы сосуществования с другими людьми.

Группы клинической психотерапии (лечебные группы)

В них ставятся более радикальные цели, чем в вышеописанных группах, главнейшая из которых - большее или меньшее изменение личности клиентов. Степень и характер изменений зависит от теоретической ориентации терапевта. Например, психоаналитически, психодинамически ориентированные психотерапевты стремятся к глубокой реконструкции личности. В клинической психотерапевтической группе работают как с осознанными, так и со скрытыми в подсознании проблемами участников. Любое значительное изменение личности требует времени, поэтому клинически ориентированные группы, в особенности амбулаторные, чаще всего длятся долго (от полугода до двух-трех лет). Участниками этих групп обычно бывают лица с тяжелыми эмоциональными проблемами, испытывающие глубокие невротические конфликты, психотические состояния, имеющие психосоматические расстройства, пограничные расстройства личности и т.п. Таким образом, группы клинической психотерапии ориентированы на более глубокие терапевтические инсайты, прозорливость, на лечение и устранение симптомов.

Обычно разделяют стационарные и амбулаторные клинические психотерапевтические группы.

Стационарные группы:

Группы пациентов с острыми состояниями. Их участниками становятся люди, попавшие в психиатрическую клинику в результате различных острых изменений психического состояния - после попыток самоубийства, оказавшиеся в состоянии психоза, утратившие контроль над поведением.

Группы хронических пациентов. Это однородные группы, состоящие из больных шизофренией, эндогенной депрессией. Цель этих групп - улучшение контакта пациентов с окружающим миром. В них обсуждаются вопросы, касающиеся навыков повседневной жизни и социального приспособления.

Общая группа персонала и пациентов. Ее составляют все пациенты одной палаты или отделения с лечащим и обслуживающим персоналом. В ней обсуждаются вопросы, касающиеся жизни пациентов в отделении и их сотрудничества с персоналом.

Группы психотерапевтической реконструкции личности. Их участники - пациенты с расстройствами личности пограничного и невротического характера.

Амбулаторные группы:

Межличностные и психодинамические группы (в них решаются различные психологические проблемы, например, точно не определенные и глобальные, в частности неудовлетворительные взаимоотношения с другими людьми, депрессия, семейные проблемы, неудовлетворенность ходом жизни, проблемы, связанные с выражением чувств и контролем над ними, и т.п., задача терапевта группы - "перевести" эти жалобы на язык межличностного взаимодействия в группе);

Группы изменения поведения и обучения (примером групп такого типа могли бы быть группы лиц, страдающих ожирением, нервной анорексией, булимией, группы алкоголиков и наркоманов, группы больных с инфарктом миокарда, диабетом и т.п., целью этих групп является поощрение надежды, обучение навыкам поведения, соответствующим статусу больного, предоставление информации о специфических проблемах, связанных с болезнью);

Группы реабилитации (они создаются при дневных стационарах для хронических психиатрических пациентов с целью повышения социальной адаптации после выхода из больницы, улучшения отношения больных с персоналом, обеспечивающим амбулаторное лечение).

Нередко, особенно в условиях стационара, групповая психотерапия применяется вместе с другими методами лечения, чаще всего с индивидуальной психотерапией. Хотя большинство психотерапевтов стремятся быть единственными терапевтами своих клиентов, однако в действительности помощь часто бывает комплексной. Индивидуальная и групповая психотерапия могут успешно дополнять друг друга, если выполняющие ее специалисты часто общаются между собой и согласовывают свои усилия, а также когда в индивидуальной психотерапии обсуждаются взаимоотношения клиента с другими людьми, что увеличивает созвучие между проблемами, обсуждаемыми индивидуально и в группе.

Психотерапевтические группы с точки зрения способов реализации целей

Группы самопомощи - более или менее формальные группы непрофессионалов, преследующих общую цель (изменение психологии или поведения участников) ради достижения блага для каждого члена группы. Группа, состоит из лиц, объединенных общими потребностями, жизненным опытом, болезнью, ограничениями или другими проблемами. Группы самопомощи функционируют либо вовсе без прикрепленного руководителя, либо их ведут любители, не имеющие профессиональной подготовки (общество Анонимных алкоголиков), а иногда и профессионалы. Группы самопомощи исходят из принципов: а) люди, эффективно справляющиеся или справившиеся с личной проблемой лучшие помощники по сравнению с профессионалами, не имеющими в этом собственного опыта, б) такие люди, помогая друг другу, помогают и самим себе. У группы, благодаря сходному жизненному опыту, много шансов выработать общее чувство коллектива, используя для этого взаимную поддержку, которая существенно улучшает самочувствие и мотивацию каждого, помогает преодолевать свои собственные трудности. Члены группы получают шанс оказать помощь другим, что положительно сказывается на их собственном состоянии. Здесь можно получать и давать практические советы и обмениваться опытом преодоления трудностей. И все же качественный уровень групп самопомощи может быть очень разным. Терапевтические факторы: общий опыт, помощь другим, постоянная система поддержки, получение информации, получение обратной связи, обучение специальным методам, формирование положительного Я-образа, улучшение самопонимания, расширение воспринимаемых альтернатив, переопределение норм. Такая терапия используется и как важное дополнение основного лечебного процесса. Группы самопомощи существуют почти по каждой болезни (однако не заменяют профессиональной диагностики и лечения) или любой мыслимой проблеме или жизненной ситуации. Типы групп самопомощи: а) занимаются преимущественно контролем или реорганизацией поведения б) объединены общей стрессовой ситуацией (группа изнасилованных, группа выживших после суицидной попытки и др.), работа такой группы направлена на совладание с кризисной ситуацией; в) группы, состоящие из лиц, испытывающих дискриминацию в связи с их национальностью, полом, расовой принадлежностью, сексуальной ориентацией и др.; г) группы, не имеющие какой-либо общей проблемы, ее члены стремятся к самоактуализации и повышению личной эффективности.

В группах самопомощи участники чаще всего обмениваются жизненным опытом, историями своей жизни и, самое главное, стремятся проникнуться проблемами друг друга. Будучи товарищами по несчастью, участники просто говорят о себе, выслушивают друг друга, обмениваются советами. Все это создает атмосферу сочувствия и сопровождается стремлением сообща преодолевать возникающие трудности и проблемы. Особенно важно в группах самопомощи то, что одни и те же люди являются и помощниками, и получателями помощи. Помочь другому - значит помочь и самому себе. Например, анонимные алкоголики говорят, что от возврата к прежней жизни их удерживает именно помощь другим. Некоторые эксперты прогнозируют, что в ближайшем будущем группы самопомощи станут основным способом поддержки психического здоровья.

Группы поддержки - во многом напоминают группы самопомощи, но в них участники меньше делятся личными переживаниями, а больше уделяют внимание организации общей деятельности. Это преимущественно вопросы социального характера. Потребность участников объединиться на основе сходства проблем используется для обмена информацией о том, как более эффективно организовать свою жизнь при наличии болезни, изоляции, эмоциональных травм, жизненных кризисов. Группами поддержки чаще всего руководят профессиональные психологи, психотерапевты или парапрофессионалы. В группах поддержки под руководством профессионалов обычно сочетаются психологическое просвещение и обмен эмоциональным опытом в жизни группы.

Группы психологического просвещения - в этих группах обычно говорят на конкретные темы. Это могут быть конкретные жизненные проблемы, болезни, значительные изменения в жизни, ситуационные кризисы или любые темы, предложенные самими участниками. В работе групп психологического просвещения широко используются упражнения, домашние задания и т.п.

Группы, ориентированные на процесс - термин процесс употребляется, когда речь идет о взаимоотношениях между участниками группы. Для ведущего, который в своей работе ориентируется на процесс, важно прежде всего не то, что обсуждается, а то, что про­исходит между участниками и какое значение это имеет в контексте общего развития группы. Он просит членов группы обращать внимание прежде всего на особенности их общения друг с другом и на собственные ощущения. Иными словами, процессом называется все то, что составляет область взаимоотношений в группе -- мысли, чувства и поведение участников непосредственно на занятии. Такая сосредоточенность на процессе, на ситуации «здесь и теперь», помогает детям научиться говорить о своих непосредственных мыслях и чувствах. Способность управлять одновременно и содержанием, и процессом является наиболее ценным умением группового консультанта. Концентрируясь на процессе, участники группы учатся более открыто выражать собственные чувства и откликаться на чувства других, глубже понимать себя и собеседников, принимать и поддерживать друг друга «здесь и теперь». Однако многие ведущие отдают предпочтение стилю работы с группой, ориентированному не на процесс, а на содержание. Причиной этого может быть недостаточная подготовка и непонимание важности рефлексии. Содержание очевидно и легко поддается контролю. Недостаточно опытный ведущий, которому сложно управлять непосредственными взаимоотношениями, может избегать работы на уровне процесса, поскольку такая работа чревата конфликтами, порождает сильные чувства и, следовательно, требует специальных навыков. Кроме того, психологи, ранее работавшие учителями, примыкают ориентироваться на содержание и с трудом воспринимают другой стиль работы. Вы всегда должны быть готовы к тому, чтобы перейти от содержательной части обсуждения к работе с непосредственными взаимоотношениями в группе. Ведущему стоит прежде всего работать с тем, что происходит непосредственно на группе, и лишь затем -- над тем, что происходит с участниками за пределами группы и что происходило с ними в прошлом.

Психотерапевтические группы различного теоретического основания

Хотя групповая психотерапия сформировалась в 40-х годах нашего столетия на основе теории психоанализа, в настоящее время практически все психотерапевтические школы - от ортодоксального психоанализа до современных экзистенциальных, гуманистических и трансперсональных теорий - создали свои модели групповой работы. Исследования показывают, что эффективность психотерапевтических групп на основе разных теоретических моделей мало отличается, если группы ведут квалифицированные профессионалы. С другой стороны, следует отметить, что группы различной теоретической ориентации распространены неодинаково. Несколько лет назад по инициативе основного издания по групповой психотерапии "International Journal of Group Psychoterapy" был произведен опрос членов Американской ассоциации групповой психотерапии, который показал, что в первую шестерку популярнейших моделей групповой психотерапии попадают психодинамическая/ психоаналитическая групповая терапия, межличностная групповая психотерапия, гештальттерапия, трансакционный анализ и когнитивно-поведенческая групповая психотерапия. Значительно менее распространены экзистенциально-гуманистические психотерапевтические группы, психодрама, групповой анализ, хотя последний занимает довольно прочные позиции в Европе и успешно расширяет сферу своего влияния.

Психоаналитические группы - это группы, в которых создаются условия, позволяющие участникам заново пережить ранний опыт жизни в первичной семье. Раскрываются чувства, связанные с прошлыми событиями и переносимые в настоящее поведение, предоставляется помощь в осознании причин порочного психологического развития и поощряется коррегирующий эмоциональный опыт. В этих группах терапевт посредничает взаимодействию участников группы, помогает создавать атмосферу приятия и толерантности, помогает участникам вернуться к "незавершенным ситуациям прошлого" и завершить их. Определяет нормы и правила группы. Терапевт устраняется от прямого руководства группой и позволяет ей самой определять ход работы; интерпретирует поведение участников группы. Участники представляют проблемы для обсуждения, постепенно принимают на себя ответственность за ход работы, спонтанно общаясь, интерпретируя поведение друг друга.

Группы психодрамы - цель этих групп освободить подавляемые чувства, предоставить помощь участникам в нахождении новых, более эффективных способов поведения, новых возможностей решения конфликтов. Терапевт в группах психодрамы действует как помощник и режиссер, направляя ролевую игру, помогает создавать психодраму и обсуждать ее последствия.

Экзистенциальные группы - в этих группах создаются условия для расширения самосознания и устранения препятствий в процессе совершенствования личности, участникам предоставляется помощь в раскрытии свободы выбора и умении пользоваться ею, побуждается принятие ответственности за свой выбор. Терапевт является участником группы, создает партнерские отношения, раскрываясь и заботливо конфронтируя с участниками.

Группы, ориентированные на личность - создают безопасную атмосферу, в которой участники могут изучать свои чувства, помогают участникам стать более открытыми новому опыту и быть более уверенными в себе и своих решениях; побуждают участников жить настоящим; развивают откровенность, искренность и спонтанность; дают возможность участникам "встретиться" с другими и преодолеть чувство отчуждения. Терапевт в этих группах является помощником, находит препятствия общению и помогает устранять их, создает атмосферу доверия, помогает группе стать эффективной. Важнейшая его задача - быть заботливым, уважительным и понимающим, поощряет экспериментирование и обеспечивает атмосферу терпимости в группе, делится чувствами и впечатлениями по отношению к происходящим в группе процессам и реагирует на других участников группы.

Гештальтные группы дают возможность участникам обратить внимание на течение своего непосредственного опыта, побуждают опознать и принять ранее игнорируемые аспекты самости. Терапевт отвечает за осознание и использование своих опытов "здесь и теперь" в контексте группы, придает структуру группе, применяя техники интенсификации чувств. психотерапевтический группа терапевт клиент

Группы трансакционного анализа - помогают участникам избавиться от "сценариев" и "игр" в своих отношениях, заново оценить свои прежние решения и принять новые, обоснованные более сознательным знанием. Терапевт выполняет дидактическую роль, учит участников узнавать "игры", в которые они играют, стремясь избежать близости, в котором они бывают во время конкретного межличностного взаимодействия, а также негативные стороны прежних решений.

Группы поведенческой терапии - помогают участникам избавиться от непригодного образа поведения и научиться более эффективному поведению, общие цели разукрупняются до очень конкретных целей. Терапевт отвечает за активное обучение и реализацию предварительного плана работы группы.

Группы рационально-эмоциональной терапии - помогают участникам оценить свое прежнее поведение и планировать изменения, учат их реалистичному и ответственному поведению. Терапевт помогает участникам увидеть свое нелогичное мышление и строго бороться с ним, а также связь между неудачным поведением и иррациональным убеждением.

З аключение

Многие инновации в практике групповой психотерапии имеют своим источником группы, работа которых основана на приобретении их участниками непосредственного живого опыта. Постепенно некоторые из этих нововведений все глубже внедряются в более формальные подходы. Прекрасным примером этого может быть то, что в настоящее время методы работы руководителей психотерапевтических групп становятся все более открытыми и менее таинственными, а сами терапевты проявляют все больше участия по отношению к своим клиентам. В новых группах дистанция между участниками и руководителями сократилась благодаря неформальной обстановке, возросшей открытости руководителя и его непосредственного участия в работе группы - вплоть до физических контактов с участниками. Соответственно, те, кто занимался в таких группах, уже не принимают директивную и отстраненную манеру руководства. Групповое движение стало причиной взрывообразного роста числа таких групп, где участники вообще обходятся без руководителя. Это - группы взаимопомощи, в которые объединяются, например, студенты для решения общих проблем или члены семей, в которых есть алкоголики.

С писок литературы

1. Кочюнас Р. Психотерапевтические группы: теория и практика. Уч. пособ. М.: «Академический проект», 2000 г.

2. Психологическая энциклопедия. 2-е изд. / Под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. СПб., 2003; Энциклопедия психического здоровья / Г.-У. Виттхен. М., 2006. Н. Д. Творогова

3. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика / К. Рудестам. - СПб.: Питер, 2000. - 384 с.

4. Роджерс К. О групповой психотерапии/ К. Роджерс - М.: Гиль-Эстель, 1993 г.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Понятие понимающей психотерапии. Сущность психотерапии с точки зрения опыта и науки. Точка зрения Роджерса на природу человека, его феноменологическая позиция. Особенности клиенто-центрированного и недирективного подхода. Структура и динамика личности.

    реферат , добавлен 06.11.2011

    Подростковый период с точки зрения физиологии. Развитие тинейджеров с точки зрения психологии. Значение мотивов в разные периоды взросления. Развитие подростков с точки зрения социальной психологии и педагогики. Понятие телефонного консультирования.

    курсовая работа , добавлен 10.04.2014

    Значение раннего детства в процессе становления творческой личности, происхождение и связь творчества с детской игрой. Основные движущие механизмы творчества с точки зрения психоанализа (по теории Фрейда). Функции культуры в свете проблем психоанализа.

    реферат , добавлен 28.11.2012

    Социально-психологические характеристики групп. Феноменология и размеры малых групп. Структура и типология малой группы. Факторы эффективности деятельности групп. Особенности формальных и неформальных групп. Исследование психологического портрета группы.

    курсовая работа , добавлен 10.02.2011

    Общие принципы формирования и проведения фокус-групп. Постановка целей исследования и отбор респондентов. Функции, стили и личностные качества модератора. Этапы работы группы и методы работы с ней. Квалификация, аналитика и методы анализа, виды отчетов.

    курсовая работа , добавлен 21.08.2011

    Особенности терапевтических техник Б.Ф. Скиннера: последовательная десентивация, фединг, контроль стимула. Различия теорий сновидений З. Фрейда и К.Г. Юнга. Природа психологических проблем с точки зрения А. Бека. Метод неклинической психологии Ф. Перлза.

    контрольная работа , добавлен 09.11.2010

    Рассмотрение религии с точки зрения психологии как фактора, способного влиять на переживания и через них на действия индивида или группы людей. Типология религиозности по системе вероучений, по частоте посещений церкви и отношению к исполнению обрядов.

    контрольная работа , добавлен 06.11.2011

    Понятие самости в психоанализе. Изучение этой категории с точки зрения различных ученых теорий. Характеристика особенностей самости, анализ самости с точки зрения Юнга. Качество самости как центра личности. Формулы самости человека и ее значимость.

    реферат , добавлен 22.04.2011

    Перцептивная сторона общения. Анализ диалога с точки зрения трансактного анализа, определение эго-состояния собеседников и формы трансакта. Культура ведения полемики. Признаки групп невербальных элементов (открытости, защиты, подозрения и скрытости).

    контрольная работа , добавлен 18.06.2010

    Понятие малых групп, их сущность и особенности, состав и деятельность, изучение в социальной психологии. Классификация малых групп, их разновидности и характеристика. Современные социально-психологические исследования в области малых групп, их результаты.