Языки живые и мёртвые. Искусственные языки. Живые и мертвые языки мира Принципы классификации языков

Население Земли – 7 млрд. человек

Количество языков – 2,5-5 тысяч (до 6-7 тысяч)

Однажды Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) опубликовала имеющиеся в её распоряжении данные: в мире существует 2796 языков. Обычно лингвисты предпочитают называть приблизительные цифры. Причины расхождений следующие.

1) Трудность разграничения языка и диалекта.

2) Недостаточная изученность языков. Мы живём в мире, где, казалось бы, всё уже открыто и нанесено на карту. Однако время от времени из газет или телепередач становится известно, что где-нибудь в джунглях Амазонской низменности или Новой Гвинеи современным путешественникам удалось обнаружить крохотное затерянное племя, чуждающееся контактов с другими людьми и говорящее на языке, не известном никому из специалистов.

3) Наконец, языки могут умирать. В России, например, буквально на глазах вымерли керекский язык на Камчатке, исчезают языки таких народов, как ительмены, юкагиры, тофалары. Это крохотные народы, всего в несколько сотен человек каждый, многие из которых, в особенности молодёжь, своего языка уже не знают... Только в XX столетии с лица земли исчезли десятки языков. С развитием коммуникаций количество живых языков сокращается со средней скоростью 1 язык в две недели.

Так что установить точное количество языков в мире очень сложно, если не сказать невозможно.

Самые распространенные языки (по количеству говорящих):

Китайский

По состоянию на январь 2012 года – 1349718000 чел., на наречии мандарин разговаривают более 885 млн чел.

Английский, испанский, хинди (борются за второе место)

Английский – национальный язык не только англичан и американцев, но и канадцев, австралийцев, новозеландцев.. Это один из государственных языков Индии и 15 государств Африки (бывшие британские колонии), на нем общаются и в др. странах.

Английский является международным языком. Полтора миллиарда человек во всем мире говорят на этом языке. Родным он является для 400-500 миллионов в 12 странах, а миллиард с хвостиком используют английский как второй язык.

Английский язык является языком бизнеса и политики. Это один из рабочих языков Организации Объединенных Наций. Мир информационных технологий также основан на английском языке. Более 90% всей информации в мире хранится тоже на английском. Этот язык определен основным языком интернета. Теле- и радиовещание крупнейших компаний мира (CBS, NBC, ABC, BBC, CBC), охватывающих аудиторию в 500 миллионов человек, также выполняется на английском. На английском выпускается более 70% научных публикаций. На этом языке поют песни и снимают фильмы.

Арабский, бенгальский, португальский, русский, японский, немецкий, французский и др.

Языковая карта мира (к арта языков мира)

– это карта семей и групп языков, а также их отдельных представителей. Ареал распространения языков обозначен определённым цветом.

Малораспространенные языки

В настоящее время насчитывается чуть более 400 языков, которые считаются исчезающими. На них говорит очень небольшое количество в основном пожилых людей и, видимо, эти языки навсегда исчезнут с лица Земли со смертью этих "последних из могикан". Вот некоторые примеры:

Россия: керекский (2 чел.) и удэгейский (100 чел.) языки;

Африка: языки бикиа (1 чел.), элмоло (8 чел.), гоундо (30 чел.), камбап (30 чел.);

Австралия: язык алауа (около 20 чел.);

Северная Америка: языки чинук (12 чел.), канса (19 чел.), кагуила (35 чел.);

Южная Америка: языки техульче (около 30 чел.), итонама (около 100 чел.).

В 1996 году в США умер человек по имени Красная Грозовая Туча... Он был последним, кто знал язык катоуба индейского племени Сиу. Правда, перед смертью он успел записать речевые образцы и обрядовые песни своего языка для Смитсоновского института, чем оказал огромную услугу науке. К сожалению, такое бывает редко, чаще всего язык умирает тихо и незаметно вместе со своими последними носителями...

Каждые две недели где-то в мире вместе со своим последним носителем умирает по языку, а с ним картина надежд, верований и взглядов целого этноса. Потеря каждого языка, таким образом, всегда означает потерю культуры его народа-носителя. Эти языки не могут оставить после себя пусть даже экспонаты для музея, так как большинство из них не имеет письменных традиций. Так что со смертью их последнего носителя язык исчезает бесследно и навсегда. Языки умирают вместе с последним носителем, и поэтому опасность грозит, прежде всего, народностям, не использующим письменность.

По мнению учёных, через 50-100 лет исчезнет половина ныне существующих языков. Для того, чтобы язык сохранялся, требуется около 100 тысяч его носителей.

В 2009 году ЮНЕСКО признала 136 языков на территории России находящимися под угрозой исчезновения.

Языки умирали всегда. В результате войн, стихийных бедствий, эпидемий, порабощения одного народа другим, но ещё никогда исчезновение не шло такими стремительными темпами. Подсчитано, что за последние 500 лет человечество утратило примерно половину всех языков, которыми оно владело, половина же изо всех оставшихся языков исчезнет уже до конца этого столетия. Причин, ведущих к смерти языка, много, но основными, играющими в настоящий момент определяющую роль, наверное, можно назвать экономические и политические факторы: глобализация, модернизация, индустриализация и урбанизация, влекущие за собой превращение мира, некогда состоящего из пёстрого сборища относительно самодостаточных отдельных народов, в одну «глобальную деревню».

Как правило, «сильные» языки, как, скажем, английский, русский, французский, арабский или китайский, все без исключения с большим количеством носителей и развитой письменной традицией, изучены лингвистами достаточно хорошо. Этому противостоят тысячи практически неизученныx и быстро исчезающих языков, что ставит вопрос об их изучении и описании в ряд наиболее актуальных и злободневных проблем современной лингвистики.

Многие языки исчезают из-за того, что их носители вступают в контакт с более сильной языковой средой, поэтому под угрозой исчезновения в первую очередь находятся языки малых народностей и языки народов, не имеющих государственности. Если язык изучают менее 70 % детей, он считается исчезающим. По данным «Атласа мировых языков, находящихся под угрозой исчезновения» ЮНЕСКО, в настоящее время в Европе исчезновение угрожает примерно 50 языкам.

Учёные и политики уже давно забили тревогу. ООН провозгласила 1994-2004 годы десятилетием коренных народов мира, а ЮНЕСКО и Совет Европы поставили перед учёными задачи создать Красную книгу, всемирную базу данных и атласы исчезающих языков.

Итак, языки делятся на

Согласно одному из сюжетов Библии, некогда люди на Земле разговаривали на одном языке. Однако Бог наказал их за гордыню, и во время строительства знаменитой Вавилонской башни между людьми возник языковой барьер - они перестали понимать друг друга, и постройка так и осталась незаконченной, а сами строители разбрелись по всему свету.

Вот так и образовались народы и нации, говорящие на разных языках. Это-легенда. Но, как бы то ни было, языков, на которых сейчас разговаривают люди - великое множество, и многие из них могут показаться представителям других народностей не только сложными, но и даже странными и смешными. Да что там говорить, нередко население двух близлежащих деревень (как, например, в Африке) не в состоянии понять друг друга. А жители одной лишь Папуа - Новой Гвинеи разговаривают на 500 языках! Причиной такого «языкового» изобилия у гвинейцев является горный ландшафт, ведь именно горы отделяют одну долину от другой, и их население редко контактирует друг с другом.

Глобальные отличия имеют между собой и алфавиты. Например, в нашем родном русском языке 33 буквы, алфавит кхмеров насчитывает 72 буквы, гавайский - 12, а жители острова Бугенвиль вполне обходятся и 11 буквами.

Существуют различия между языками и по степени сложности. Например, самым трудным считается табасаранский язык (Дагестан). Тому, кто решится изучать его, придётся выучить 48 падежей, и это не считая прочих трудностей. А вот самый лёгкий в изучении язык - это тот, на котором разговаривает население Гавайских островов. В нём всего 7 согласных и 5 гласных букв, причём алфавита как такового у гавайских аборигенов не имелось вовсе, и составлять его пришлось миссионерам, приехавшим просвещать здешних туземцев. Самый маленький словарный запас в языке Таки (Французская Гвинея), он насчитывает всего 340 слов.

Иногда передача информации может производиться далеко не «традиционным» способом, например, при помощи барабанов. Такой вид «общения» практикуется в Центральной и Южной Америке, в Азии и в Африке. Он удобен тем, что передаваемые барабанами сигналы играют роль своеобразного «телефона», позволяющего людям передавать новости из селения в селение.

Охотникам, которые выслеживают зверя ночью, приходится быть предельно осторожными, чтобы излишним шумом не спугнуть добычу. Поэтому пигмеи и жители Цейлона веды используют во время охоты особый монотонный язык шепота. По своему звучанию это «шептание» похоже на шум, воспроизводимый совместным дыханием собачьей стаи.

Одним из интереснейших языков является сильбо-гомеро. Это свист, которым и по сегодняшний день пользуются жители Канарских островов. Согласно легенде именно таким образом общались между собой беглые африканские рабы. Сильбо-гомеро важен для островитян тем, что при помощи этого свиста можно переговариваться с дальних расстояний. И хотя телефоны на острове давно уже не диковинка, связь в некоторых местах по-прежнему недоступна, вот и приходится передавать информацию соседям при помощи свиста. Кстати, передаваемая таким образом информация довольно подробна. Канарцы берегут своё наследие, и поэтому сильбо-гомеро включен в перечень предметов, обязательных для изучения в начальных школах.

Ещё одна разновидность способа общения - это язык жестов, которым пользуются люди с нарушениями слуха. Однако даже и в нём существует такое разнообразие форм, что пришлось прибегнуть к созданию своеобразного «жестового эсперанто», на котором могут общаться люди различных национальностей. В ряде стран, к которым относятся Испания, Исландия и Чехия, язык жестов признан конституцией.

Многие языки обладают рядом особенностей, обусловленных внешней средой. Например, у эскимосов не существует общего понятия «снег», но зато у них есть более 20 слов, обозначающих то же явление, но более подробно. Например, эскимос скажет «метель», «позёмка», «крупа» в зависимости от вида снежных осадков. Точно так же австралиец не поймёт, если его попросят посчитать, сколько он видит деревьев, животных и птиц, он конкретно назовёт вид животного или породу дерева. Скажем, если австралиец увидит пять какаду и три страуса он не скажет «восемь птиц», для австралийских аборигенов это слишком абстрактное понятие.

Представители племени пирхан не имеют в своём языке конкретных названий чисел. Они могут сказать «мало (один)», «чуть больше» и ещё существует определение для группы предметов из более, чем трёх предметов. И это всё. Когда-то для пирханцев не было надобности в числительных, но в настоящее время из-за этого им приходится сталкиваться с трудностями при общении с другими племенами. Однако попытки четы европейцев, долгое время проживших в племени пирхан, обучить их числительным и простейшим арифметическим действиям успеха не принесли.

Как видно, языков на всём земном шаре великое множество, и некоторые из них довольно оригинальны. Тем не менее, несмотря на такое их изобилие, официальное признание ООН получили только шесть языков: английский, русский, китайский, испанский, английский и арабский.

Вариативный курс Урок 6

Тема: Живые и мертвые языки

Цели:

Расширение лингвистического кругозора учащихся, совершенствование коммуникативных навыков и умений, осуществление качественной подготовки учащихся к предметным олимпиадам и интеллектуальным конкурсам

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование урока, литература: интерактивная доска, учебное пособие,

Ход урока:

1.Организационный момент.

2. Изучение нового материала

Начнём с определения языка данное Ф. де. Соссюром. «Язык – это готовый продукт, регулируемый говорящим, и существующий в силу договора, заключённого членами коллектива» .

Из этого следует вывод, что язык является живым до тех пор, пока он востребован обществом, в качестве основного средства общения.

Таким образом, метафора «живые, исчезающие и мертвые языки» не случайна языки умирают, когда исчезает народ, говорящий на этих языках. Если такой язык был зафиксирован на письме, тогда он будет сохранён для последующих поколений в письменных памятниках, и его можно будет изучать.

Живой язык живет в мире его носителей. Язык не только отражает культуру своего народа, его социальное устройство, менталитет, мировоззрение, но и хранит накопленный им социокультурный пласт, который служит важнейшим способом формирования следующих поколений .

Языки исчезали на протяжении всей истории человечества, однако в последние века наблюдается ускорение этого процесса. Между 1490 и 1990 годами около половины языков мира исчезло с лица Земли. Если учитывать проблему различения языков и диалектов, то самое большое число языков, на которых когда-либо говорили в мире, будет составлять 10-15000.

Исчезновение языков в наши дни приобрело беспрецедентный масштаб. Не все языки можно спасти; действия по сохранению и возрождению языка могут иметь смысл только при поддержке самих говорящих на нем людей.

Одной из главных причин исчезновения языка является, то, что язык не передаётся младшим поколениям. Это означает, что коммуникативная потребность использования языка исчезает. Язык становится слабым, он не употребляется в основных сферах общения и ему сложно противостоять, более сильному языку. Ещё одним важным фактором, который способствует исчезновению языка можно считать глобализацию.

Таким образом, дадим определения исчезающим языкам. Исчезающий язык – это функционально слабый язык или язык, функциональный статус которого демонстрирует определенную степень неблагополучия (узость сфер употребления языка, небольшой объем функционирования языка в этих сферах, низкая численность носителей языка, интенсивное влияние другого, более функционально мощного языка и пр.), что в перспективе может привести к угрозе исчезновения языка. «Больные» языки находятся в той или иной стадии деградации .

Итак, когда умирает последний носитель такого языка, сам язык, безусловно, можно считать умершим. По некоторым оценкам, в наши дни какой-нибудь язык умирает в среднем каждые две недели. Если же язык перестал быть основным средством общения, в социальном коллективе, он становится мертвым. Три причины могут вызвать такое положение.

Если от старого языка остались какие-либо письменные памятники, лингвисты могут в большей или меньшей мере изучить структуру данного языка. К подобным мертвым языкам относятся, например: шумерский, хеттский и хурритский, готский и прусский.

Мёртвый язык – это язык, не существующий в живом употреблении и, как правило, известный лишь по письменным памятникам, или находящийся в искусственном регламентированном употреблении. Обычно такое происходит, когда один язык полностью заменяется другим языком. Например, коптский язык был заменён арабским, а множество исконных американских языков были вытеснены английским, французским, испанским и португальским языками.

Итак, мёртвые языки – языки, по каким-либо причинам вышедшие из употребления и известные на основе письменных памятников или сохранившихся записей .

В некоторых случаях вымерший язык продолжает использоваться в научных и религиозных целях. Среди многих мёртвых языков, использующихся подобным образом, санскрит, латинский, церковнославянский, коптский, авестийский и др. .

Однако бывает, когда мёртвый язык вновь становится живым, как это произошло с ивритом. Но этот прецедент в истории человечества практически единственный, это стало возможным из-за сложившейся ситуации после войны, и нашёл поддержку в кругу политической элиты.

Языку нелегко выжить в современных условиях: для этого он должен использоваться во многих значимых областях – например, в образовании, в прессе, в государственных учреждениях; также язык должен высоко цениться теми, кто говорит на нем. Для этого необходима, возможно, более полная и всесторонняя документация языка, помогающая, в частности, при выборе или создании стандартных языковых форм, стандартизации письменного языка, совершенствовании учебного материала, сборе и издании литературных и фольклорных текстов . Сохранение языков, очень важно с точки зрения сохранения культурного разнообразия человечества, т.к. с научной точки зрения многие исчезающие языки ещё плохо описаны.

Язык не просто отражает мир человека и его культуру. Важнейшая его функция заключается в том, что он хранит культуру и передает ее из поколения в поколение. Чтобы язык не перешёл в разряд исчезающих, он должен выполнять свою основную функцию, а именно коммуникативную, участники языкового коллектива должны испытывать необходимость общения друг с другом, передавать свои мысли, идеи и получать оценку собеседником. Именно поэтому язык играет столь значительную, чтобы не сказать решающую, роль в формировании личности, национального характера, этнической общности, народа, нации. А нация живёт тогда, когда активно использует язык в качестве основного орудия общения.

Библиографический список

    Соссюр, Ф. де. Курс общей лингвистики [Текст] / Ф. де Соссюр. – Труды по языкознанию. – М.: Прогресс, 1977 – С. 31–285.

    Шайкевич, А.Я. Введение в лингвистику [Текст] / А.Я. Шайкевич. – М.: Изд-во: российского открытого ун-та, 1995. -209с.

    Сепир, Э. Коммуникация Избранные труды по языкознанию и культурологии [Текст] /Э. Сепир – М.: «ТЕРРА», 1995. -183с.

    Кибрик. А.Е Социолингвистические термины [Электронный ресурс]. URL: http:// sociolinguistic.academic.ru (Дата обращения 01.03.2014).

    Рудь, Л. Г. Культура речи: учебное пособие для студентов учреждений, обеспечивающих получение высшего образования [Текст] / Л. Г. Рудь. – Минск. Вышейшая школа, 2005. – 269с.

    Вендина Т. И. Введение в языкознание [Текст] / Т.И Вендина. – 2-е изд. М.: Высшая школа, 2005. – 391 c.

    Будагов Р. А. Введение в науку о языке [Текст] / Р.А Будагов. – М: Добросвет, 2003. – 544 с.

3.Закрепление изученного материала

4. Домашнее задание.

5.Итог урока.

ВОЗМОЖНЫЕ КЛАССИФИКАЦИИ ЯЗЫКОВ МИРА

Языковое многообразие мира

Принципы классификации языков

О статусе различных классификаций

Языковое многообразие мира

Язык возник раньше таких важнейших событий в истории человечества, как искусство (декорированным деревянным и костяным предметам - более 25 тыс. лет, наскальной живописи - около 14 тыс.), как приручение животных и окультуривание растений (это произошло 10 - 6 тыс. лет назад). Примерно 6 тыс. лет назад появились пиктография и иероглифика, 5 тыс. - звуковое письмо. По-видимому, первоначальный язык человека существовал как один (единый) язык. Около 30 тыс. лет назад люди расселились по Западной Евразии. В период между 20-м и 10-м тысячелетиями до нашего времени язык человека разделился на несколько языковых макросемей (таких, как ностратическая семья языков), из которых позже произошли языковые семьи, существующие в наше время. Общее число языков в современном мире определяют в интервале от 2,5 до 5-6 тысяч. Такие огромные расхождения в оценках (более чем на 100 %) вызваны трудностями разграничения языка и диалекта, в особенности для бесписьменного состояния. Исследователи языков в отдельных регионах Земли называют цифры, которые в сумме существенно превосходят 5 - 6 тысяч языков. Так, в Африке к югу от Сахары примерно 2000 языков. В Южной Америке не менее 3000 туземных языков; в трех государствах Океании - Папуа-Новая Гвинея, Соломоновы острова и Республика Вануату - более 900 языков: в Индонезии - 660. Число австралийских языков иногда оценивается в 500 - 600; австронезийских языков - около 800. В Индии, самой полиэтнической и многоязычной стране мира, - 1652 языка 4 ; в Нигерии, самой полиэтнической стране Африки, - около 300. В современной России - около 150 языков.

Поразительно структурное разнообразие языков мира. Есть языки, в которых ни имена, ни глаголы не изменяются, а есть языки, где, напротив, - около 40 падежей. Есть языки, (например, славянские), где существительные делятся на три грамматических класса (рода), в языке насиой (Новая Гвинея) именных классов свыше 40, а во многих языках именных классов нет вовсе. В некоторых тюркских языках насчитывается 12 наклонений, но есть языки не толькобез наклонений, но и без грамматического числа, без глагольного времени. Есть языки, в которых всего 10 фонем, а в других - фонем более 80. Возможен язык всего с одной гласной (и таких языков известно три), а в некоторых кавказских языках гласных 24. Бывают языки с очень редкими и потому странными звуками, - похожими на щелчки, на звук "тушения свечи", на "прочищение горла". А вот звуки [t], [p], [j] или [s] никому не покажутся странными - они есть в любом языке. Почти не бывает языков без носовых согласных ([n] или [m]), в то время как носовые гласные - большая редкость. Видимое разнообразие языков издавна приводило также к вопросам о причинах и следствиях различий между языками. В чем совершенство языка? В какой мере разные языки могут быть катализатором или, напротив, тормозом в истории познания и культуры? Что определяют языки в различиях между народами? Влияют ли на судьбы народов? Отчего зависят судьбы самих языков? На вопросы такого рода стремятся ответить социальная типология языков, философия языка, философия истории .

Разнообразие судеб языков, различия их коммуникативных ролей, функций, социальных статусов, юридических рангов - все это важная часть той реальности, в которой протекает языковое существование человечества. Без социолингвистической панорамы наше знание о человеке и обществе было бы неполным. Исключительно разнообразны взаимоотношения между отдельными языками, с одной стороны, и некоторыми другими социальными параметрами человека и человечества, с другой. В ряду таких базисных параметров ("измерений"), вслед за языком, обычно называют этничность (национальность), гражданство (подданство), вероисповедание. Легко видеть кардинальные диспропорции между основными измерениями человечества: если языков на Земле 5 - 6 тысяч, то этносов - примерно 1300; государств - около 220, в том числе государств-членов ООН - примерно 200; число же отдельных конфессий, если включать в него бесчисленные культы и верования в странах Третьего мира, неопределенно велико. Эти цифровые "разбежки" говорят о том, что на карте мира географические границы языков, этносов, государств и религий отнюдь не совпадают. Тем не менее конфигурации четырех географических карт мира - языковой, этнической, политической и конфессиональной - взаимозависимы и соотносимы, особенно в исторических объяснениях. Наиболее близки друг другу карта языков и карта народов мира, поскольку обе они основаны на генеалогической классификации языков.

Коммуникативно-функциональное разнообразие языков поражает не меньше, чем их структурная пестрота. На Земле нет двух тождественных языковых ситуаций, нет двух языков с равным объемом коммуникации, с одинаковой историей и с одинаковым будущим. Есть языки, на которых говорят и пишут миллионы людей в разных странах на всех континентах, и есть языки, родные всего для нескольких сот человек в одном-единственном селенье. Есть языки, письменная история которых насчитывает тысячи лет, - таковы ведийский язык и санскрит (разновидности древнеиндийского языка, начало литературной традиции - ХV в. до н.э.), древнееврейский язык (время сложения "Торы", первых пяти книг Ветхого Завета, - XIII в. до н.э.), вэньянь (литературный древнекитайский язык, начало иероглифического письма - IX в. до н.э.). И есть языки, которые возникли в XIX - XX вв. в считанные годы, причем возникли обычным для языков путем - сами собой, стихийно (не "в кабинете"), в результате длительных контактов разноязычных людей и смешения их языков. Это пиджины и креольские языки, и их известно около 100. Из 5 - 6 тысяч языков Земли только около 600 языков имеют системы письма, но лишь около 300 из них реально используются в письменной коммуникации. Есть языки, которые, хотя и имели письменность и литературную традицию, однако утратили коллектив исконных носителей, и стали поэтому языками мертвыми. Таковы древнеегипетский язык (на нем сохранились самые ранние в истории человечества иероглифические записи, датируемые IV тысячелетием до н.э.),авестийский язык (тексты с X в. до н.э.), латынь (собственно латинская письменность - с IV в. до н.э.),старославянский язык (первые памятники - 863 г.). И есть язык возрожденный, через две с половиной тысячи лет вновь ставший средством живого общения народа - так произошло с древнееврейским языком (ивритом ). Есть языки, в которых литературная ("правильная") речь еще почти неотличима от диалектной. А в исландском языке эта оппозиция отсутствует по другой причине: в нем просто нет диалектов. Известны литературные языки, которые не используются в неофициальном, частном, дружески-фамильярном общении - например, литературный арабский язык. У каждого языка - неповторимая социальная и культурная история, свое место в своем социуме, свои перспективы в будущем. Однако уникальность судьбы отдельного языка не означает, что нет общих закономерностей, типичных линий развития, типологически близких судеб. Вот почему для социальной лингвистики мало перечня отдельных ярких случаев: требуется типологическое освещение всего разнообразия языков. Это и составляет содержание социальной (функциональной, или социолингвистической) типологии языков.

О чём рассказывает академик И. Мещанинов

На земном шаре люди говорят почти на двух тысячах различных языков. Науке о языках - языковедению - в нашей стране придаётся огромное значение. Её проблемы разрабатываются в пяти научно-исследовательских институтах Академии наук СССР. Труды советских лингвистов занимают ведущее место среди работ учёных других стран. Очень много и плодотворно работает в области изучения проблем языка Герой социалистического труда академик Иван Иванович Мещанинов.

Избранная мною специальность, естественно, поставила меня перед необходимостью знать большое количество языков, - рассказывает академик И. И. Мещанинов. - Моё знакомство с языками началось ещё в раннем детстве. Помимо родного русского языка, в семье меня учили говорить по-немецки. Позднее, в школе и в университете, я изучил английский и французский. Эти языки обычно требуются каждому, кто решил посвятить себя исследовательской деятельности о любой области науки. Без них невозможно следить за научной литературой, появляющейся в других странах. Один или два из наиболее распространённых иностранных языков нужны людям разных профессий. Морякам, например, совершенно необходимо знание английского языка, ибо международная морская радиосвязь осуществляется на английском языке. Для дипломатического общения, как известно, ныне приняты три языка: английский, русский и французский.

Постепенно я овладел итальянским, сербским, болгарским, польским, турецким языками настолько, что смог читать научную литературу. Уже на первых порах моей научной работы я убедился, какое увлекательное и полезное занятие - изучение даже таких древних, давно забытых языков, как например халдский язык, который был распространён на территории Армении в VI - VII веках до начала нашей эры. Прочтение древних халдских надписей, обнаруживаемых археологами, воскрешает перед нами историю Закавказья.

Особая задача стояла передо мной при изучении национальных языков народов Советского Союза. Население нашей страны говорит почти на 160 языках. Многие из них мало изучены и представляют для исследователя большой интерес. Некоторые народности до революции не имели даже своей письменности. Советское языковедение помогает развитию национальных языков, обогащает их. Вот пример того, как с введением письменности меняется весь строй синтаксиса и серия последовательно идущих простых предложений постепенно заменяется развитым строем сложного сочинения и подчинения. Возьмём дословный перевод хантыйской (остяцкой) сказки: «Лето есть. Один день настал. Свои сети взял. Рыбачить пошёл. Свои сети поставил. Рыбу добыл. На берег вышел. Пищу готовить стал. Огонь разжёг. Котёл повесил». С введением литературного языка эта сказка звучит уже иначе: «Однажды он взял свои сети и пошёл рыбачить. Поставив сети, он добыл рыбу и вышел на берег. Стал готовить пищу, зажёг огонь и повесил котёл». Наши учёные, изучая национальные языки, разрабатывают для них научные грамматики, составляют новые словари.

Из языков, на которых говорят народы Советского Союза, я изучил вначале азербайджанский, казахский, казанско-татарский и гиляцкий. Последний не имеет письменности, и мне пришлось запоминать его прямо на слух. Для того чтобы получить возможность сопоставлять языки различных систем, я ознакомился с группой северокавказских языков: адыгейским, кабардинским, аварским, лезгинским, лакским. Исключительный интерес представляют изученные мною языки народов Севера: ненецкий, селькупский (остяко-самоедский), юкагирский, алеутский, юитский (эскимосский), - а также языки африканского племени банту. Сравнивая структуру различных языков, мы выясняем основные принципы построения предложений и оформления слов, что очень важно для выяснения вопроса об их происхождении.

Меня иногда спрашивают: как можно удержать в памяти большое количество так мало похожих друг на друга языков? Я полагаю, что достигается это систематической тренировкой памяти и так же профессионально, как, скажем, память на цифры у бухгалтеров. Людям, усваивающим новый язык, очень важно часто практиковаться в разговоре и в чтении литературы. Сплошь и рядом овладение языком проходит без особых затруднений. Я вспоминаю разговор с молодым армянином, работавшим на цитрусовых плантациях. Это было десять лет назад, в армянском селении Эшери, в Абхазии. Юноше показалось странным, что я могу свободно разговаривать на четырёх западноевропейских языках. Но тут же выяснилось, что сам он, помимо родного армянского языка, знает абхазский, на котором говорит местное население, кроме того свободно владеет греческим, поскольку рядом живут греки, русским, который знаком почти всему городскому населению Абхазии, и, наконец, может объясняться на турецком, ибо не раз встречался с турками на базарах. Знание стольких разных языков стало для него естественным, потому что к этому его толкала необходимость общения с окружающей средой.

Изучая многообразие и богатство человеческой речи, учёные произвели интересный подсчёт количества населения, владеющего тем или иным языком. Наш русский язык, например, распространён и в Европе, и в Азии, и в Америке. На нём говорят в общей сложности до 200 миллионов человек, в то время как родным он является для 90 миллионов человек.

Рост международного значения СССР вызвал необыкновенный интерес к русскому языку во всех странах. Наша молодёжь вряд ли знает, что для иностранцев, изучающих языки, русский - является наиболее трудным. И тем не менее за рубежом - в Америке, Англии, Франции и особенно в славянских странах - им овладевает большое количество людей.

Широко распространён на земном шаре английский язык, на котором говорит не менее 250 миллионов человек, включая 106 миллионов американцев и 47 миллионов англичан, для которых он является родным. Французским языком пользуется 107 миллионов человек, из них для 45 миллионов этот язык родной.

На Востоке первое место по распространённости занимает китайский язык. На нём говорят свыше 500 миллионов человек.

Наряду с живыми языками, которыми пользуются люди в качестве разговорной речи, существует много мёртвых языков. Их число, по подсчётам учёных, превышает число живых. Мёртвыми у нас принято называть те языки, на которых теперь уже не говорят. На многих из них тем не менее имеется богатая литература. Примером может служить латинский - язык древних римлян. Культурное и научное значение их очень велико.

Усиление международных отношений между Советским Союзом и другими странами пробудило у нашей молодёжи понятное стремление к изучению иностранных языков. Люди, действительно желающие знать язык, при систематических занятиях овладевают им в течение двух - трёх лет.