Задания на внимание сценарии занимательных игротек. Картотека на тему: Занимательная игротека. «Не звени, мой колокольчик»

Несложные задачки, с помощью которых можно отдохнуть и развлечься в обеденный перерыв или после суеты трудового дня.

1. Простая арифметика

Этот пример на экзамене UPSC смог решить только один человек

2. Логическая задачка

Задачка для первоклассника

3. Тест на внимательность

Найдите мышку

4. Найдите ошибку

90% людей не могут найти ошибку в этом тесте

5. Тренировка для глаз

Найдите сердце... А когда найдете, пощупайте бьется ли ваше!

6. Найдите ребенка

Простое задание для опытных родителей

7. Найдите 7 отличий

Старайтесь не концентрироваться на одной точке.

8. Найди кота

Среди собак затесался чужак. Найдите его!

9. . Следующий уровень

Задача усложнилась. Ищем кота-шпиона в cтепи

10. Загадка

Загадка для взрослых

11. Абстрактное мышление

Сверху имеем треугольник, который состоит из нескольких частей. На нижнем рисунке те же фигуры, но перевернутые. Откуда взялась пустая клетка?

12. Логическая задача

Какое время должны показывать часы под номером 5, чтобы продолжить определенную последовательность

13. Внимание!

Снова кот потерялся.

14. Найди отличия

Каждый снеговик отличается чем-то одним от остальных

15. Высшая математика

Сначала решите уравнения, а затем найдете эти числа (ответы) в таблице цифр. Очередность цифр должна идти по прямой, можно по диагонали, справа налево, снизу вверх и наоборот

16. Чтение с препятствиями

Прочитайте текст

Методическая разработка

Комплекс заданий по развитию внимания
младших школьников

Бородина Светлана Анатольевна,
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ №121 Санкт-Петербурга

Данный комплекс предназначен для проведения развивающих занятий с детьми младшего школьного возраста и представлен в виде 4 блоков.

Организация занятий: специальные упражнения могут быть включены в учебный процесс, где, на уроках детям предлагаются занятия и игры, направленные на развитие основных свойств внимания. Также некоторые упражнения могут использоваться на переменах.

Материал подбирался с учётом возрастных возможностей учащихся.

Занятия могут проходить за учебными партами и по возможности в круге по 10-15 человек.

Цель занятий: развивать у школьников основные свойства внимания с помощью игровых и учебных занятий.

1.Составить занятия, направленные на развитие объёма, переключения, концентрации и устойчивости внимания.

2.Развивать познавательный интерес.

Существуют определённые виды занятий, которые предъявляют высокие требования, как к отдельным свойствам внимания, так и к уровню произвольного внимания в целом. К их числу относятся упражнения, игры, специальные задания, систематическое применение которых способствует повышению эффективности психолого-педагогической работы по развитию внимания у детей младшего школьного возраста.

Блок 1. Задания, которые можно предложить для работы на уроке русского языка.

Задание №1.

«Составь слово».

Время выполнения: 5 минут.

Инструкция: Дети в своих рабочих тетрадях должны составить из предлагаемого набора букв как можно больше слов.

Вариант 1: а, к, с, о, и, м, р, т.

Вариант 2: м, ш, а, н, и, ы, г, р.

Задание №2.

Игра «Алфавит».

Время выполнения: 10 минут.

Инструкция: Дети могут расположиться по кругу (или остаться за партами). Между детьми распределяются буквы алфавита от А до Я. Чем меньше участников, тем больше букв алфавита приходится на каждого. Далее учитель (ведущий) диктует какую-либо фразу или слово. А ребята, как на пишущей машинке, должны «распечатать» эту фразу. Печатание нужной буквы обозначается хлопком в ладоши того участника игры, за которым данная буква закреплена.

Тот, кто ошибается, становится ведущим.

Таким образом, можно «распечатать» несколько самых разных фраз или слов. Тот из ребят, кто ни разу не был ведущим, самый внимательный.

Это задание можно проводить в течение учебного года по 10 минут на уроке (2-3 раза в неделю).

Задание №3.

«Корректурные упражнения».

Цель: развитие концентрации и самоконтроля при выполнении письменных работ.

Время выполнения : по 5 минут (минимум 5 раз в неделю) в течение 4-х месяцев.

Материал: тексты в рабочих тетрадях или печатные (буквенные) тексты, ручки и карандаши.

Инструкция: В течение 5 минут нужно;

Вар.1. Зачеркнуть все встретившиеся (или обвести в кружок) буквы «А»: и маленькие, и заглавные, и в названии текста, и в фамилии автора;

Вар.2. «И» подчеркнуть, «Л» вычеркнуть;

Вар.3.»Е» обвести в кружок, «Д» вычеркнуть;

Вар.4. «О» подчеркнуть, «К» вычеркнуть;

Вар.5. На одной стороне буквы обводятся кружком, на второй отмечаются галочкой и т.п.

Проверка выполнения задания проводится самими учениками друг у друга (ищут ошибки, исправляют их).

Задание №4.

Игра «Перевёрнутые слова».

Цель: формирование у детей умения сосредотачиваться.

Время выполнения : 10- 15 минут.

Инструкция: Учащимся предлагается набор слов, в которых буквы перепутаны местами. Необходимо, восстановить нормальны порядок слов.

Пример: МАИЗ- ЗИМА, НЯНААВ- ВАННАЯ.

а) ШИАМНА- б) ЛАБОСАК- в) СЫУБ-

ТЕЕВР- ДАУМ- ЛОХДО-

ФЕКРИ- ТРКО- ЛОРЬ-

ЕЗЕЖОЛ- РМЕО- МЕТА-

АКША- НАЛЕП- ВОРЬК-

Задание может использоваться при изучении темы: «Имя существительное», где дополнительно даётся определить род и склонение. существительного.

Задание №5.

Игра «Пишущая машинка».

Цель: развитие концентрации внимания; развитие умения работать в группе.

Время выполнения: 10 минут (работа устная).

Инструкция: Учитель предлагает учащимся «напечатать» какое-нибудь предложение.

Например: «Велик океан, но и капля для него прибыль».

Участники игры должны по очереди называть буквы. Когда слово кончается, вы должны встать, а когда надо поставить знак препинания, все топают ногой, в конце предложения все должны хлопнуть в ладоши.

Кто ошибается, выходит из игры.

Задание №6.

«Исправь ошибки в тексте».

Цель: установить уровень устойчивости внимания учащихся при выполнении и проверке письменных работ; тренировка распределения внимания.

Время проведения : 10-15 минут, в течение учебного года.

Инструкция : «На доске записан текст. Внимательно прочитайте. Найдите допущенные ошибки.

Вариант 1 . По круто тропинке горной

Шёл домой барашек чёрны

И на мостик горбатом

Повстречался с белым брато

Помотал один рогом,

Упёрся друго ногами…

Как рогам не крути,

А вдвоём нельз пройти.

(С. Михалков).

Вариант 2.

Одуванчики.

Все знают эти просты цветы. Они похожи на мленькое солнце с золотыми лучами. Семена одуванчика быстро сзревают и делаются пушистым шариком. Дунешь на шарик, и поплывт в воздухе лёгкие пушинки. Вот почему народ и назвал этот цветок одванчиком.

Вариант3.

Бегает шусрый малыш. Открылся зимний лгер.

Литит огромный орёл. Цвитёт белая сирень.

Идёт гебной дождь. Достань столвую посуду.

Стаит стеклянная ваза. Пропала тонкая иглка.

Скоро навогодний праздник. Кипит пузатый самовр.

Такое задание необходимо проводить 3-5 раз в неделю. Сначала учащиеся находят ошибки устно, с объяснением исправляют их, а затем каждый самостоятельно записывает текст в свою рабочую тетрадь.

Обмениваются тетрадями и ещё раз проверяют. Тексты (предложения) подбираются каждый раз новые. Практика работы с этим заданием показала, что значительно сократились ошибки в письменных заданиях. Это сказалось на общую успеваемость класса.

Задание №7.

«Соединить половинки слов».

Время проведения: 5-10 минут.

Инструкция : Слова делят на две части. Затем, первые половинки записывают в разнобой в левый столбик, а вторые - в правый. Нужно соединить эти половинки между собой так, чтобы получились целые слова.

Вариант 1. Вариант 2.

САМО ЛЯР РОД РАСТ

БУК ВЕРТ ПРИ ЕЗДКА

ФУТ ВАРЬ ВОЗ ИНА

БАЛ ВАР РАЗ ГОРОК

КАП КОН ПО ОЧКА

КОН НАЛ СОР БОР

ВА КА ПАР ВОЗ

КА ГОН ВОДО ФОР

ГОН КАН СЕМА ТА

Дети записывают составленные слова в рабочие тетради, затем проверяют. Можно давать дополнительные задания не только по теме урока, но и как материал для повторения.

Задание №8.

«Найти слова».

Время проведения: 5-7 минут.

Инструкция : На доске написаны слова, в каждом из которых нужно отыскать другое, спрятавшееся в нём слово и подчеркнуть его.

Смех , волк , столб , коса , зубр , полк , удочка, мель , набор, укол , дорога, олень , пирожок , китель .

Задание №9.

Игра «Пишем предложение».

Цель: развитие концентрации внимания, закрепление знаний о членах предложения.

Время выполнения: 15 минут.

Инструкция: Участники игры делятся на 2 команды. В каждой команде кто-то из игроков будет играть роль подлежащего, кто-то - сказуемого, дополнения, определения, обстоятельства, кто-то будет предлогом, запятой, точкой и т.д. Исполняемая роль записывается на карточке и прикрепляется к одежде.

Затем учитель (ведущий) диктует предложение. Какая из команд это делает быстрее и правильнее, та и побеждает.

Задание №10.

Игра «Много - один».

Время проведения: 5-10 минут.

Инструкция: Дети сидят в кружок (можно остаться за учебными партами).

Учитель, бросая мяч, называет слово во множественном числе. Ребёнок, возвращая мяч, - в единственном (или наоборот, учитель называет слово в единственном числе, ребёнок - во множественном).

Коты, грачи, леса, ряды, мосты, столбы, холмы, следы, дома, кроты, глаза, шкафы, слоны, сады, кусты, носы, блины, листы, грибы, столы, ножи, каты, банты, фанты, полы, братья, гномы, рты, часы, болты, ковш, рубли, зонты.

Задание даётся при изучении темы «Имя существительное» ед.ч. и мн. ч. (существительные меняются) устно. Дополнительно даётся задание определить у существительных ед. ч. род и склонение.

Задание №11.

Упражнение «Методика Мюнстерберга».

Цель : формирование у детей концентрации и устойчивости внимания; развитие избирательности внимания.

Время проведения: 5-10 минут.

Инструкция: В бессмысленный набор букв вставляются слова, (чаще существительные, но могут быть глаголы, прилагательные, наречия). Требуется отыскать их как можно быстрее и без ошибок. Ребёнку даётся бланк с напечатанными строчками случайно набранных букв, следующих друг за другом без пробелов. Среди этих букв учащиеся должны отыскать слова и под- черкнуть их. Затем учащиеся обмениваются тетрадью с соседом по парте и проверяют задание (исправляют ошибки, подчёркивают не найденные слова).

Показателем успешности может служить число правильно найденных слов.

Задание №12.

Упражнение «Придумай слово».

Цель: тренировка объёма внимания.

Время проведения: 3-5 минут.

Инструкция : Учитель кидает мяч каждому из учащихся, предлагая назвать, как можно больше слов на предложенный им звук. Например:«М»-машина, мебель, мойка, матрёшка и т.д. (можно использовать не только существительные, но и прилагательные и глаголы).

Задание № 13.

Упражнение «Составь слова».

Цель: развитие концентрации и устойчивости внимания.

Время проведения: 5-10 минут.

Инструкция: Составьте и запишите в свою рабочую тетрадь как можно больше слов из букв, образующих какое-либо слово (имён существительных).

Пример: ФОТОГРАФИЯ- риф, тир, гора, торг, грот, тяга, граф, и т.д.

Добавлять другие буквы воспрещается. Слова используются разные.

Задание №14.

Упражнение «Слова-невидимки».

Цель: формирование у детей концентрации внимания, на примере составления из отдельных букв слово.

Время проведения: 10 минут.

Инструкция: Учитель (ученик) пишет на доске (или в воздухе) пальцем слово по одной букве. Дети записывают буквы по мере их изображения на бумаге или пытаются их запомнить (в зависимости от степени подготовленности). Затем обсуждается, какое слово получилось у каждого. Учитель может привлечь кого-нибудь из учащихся к изображению слова. В этом случае он показывает одну за другой карточки с написанными на них буквами ребёнку, которые он воспроизводит пальцем на доске (постепенно можно увеличить темп выполнения упражнения).

Полученные слова можно записать в рабочие тетради (даются дополнительные задания).

Задание №15.

Упражнение «Найди родственные слова».

Цель: развитие концентрации и устойчивости внимания.

Время выполнения : 5-10 минут.

Инструкция: Предлагаются разные слова (корни слов).

Например: дом, лес, кот, стол и др. Необходимо в возможно короткое время подыскать как можно больше родственных (однокоренных) слов.

Например: ДОМ- домик, домище, домок, домовой, домовничать, домашний, домовня, домовитый и др. Это задание может использоваться при изучении темы: «Состав слова и словообразование».

Задание №16.

Игра «Четвёртый лишний».

Цель: развитие концентрации внимания.

Время выполнения: 10-15 минут.

Инструкция: Дети сидят в кружок (можно за партами). Учитель бросает мяч ученику и называет 4 предмета, 3 из которых- относятся к одному общему понятию. Ребёнок должен определить лишний предмет, т.е. не подходящий к остальным, назвать его и вернуть мяч учителю (работа ведётся по «цепочке»).

Вариант 1.

1)стол, стул, кровать, чайник;

2)лошадь, кошка, собака, щука;

3)ёлка, берёза, дуб, земляника;

4)огурец, репа, морковь, заяц;

5)блокнот, газета, тетрадь, портфель;

6)огурец, арбуз, яблоко, мяч;

7)волк, лиса, медведь, кошка;

8)кукла, машинка, скакалка, книга;

9)поезд, самолёт, самокат, пароход;

10)лыжи, коньки, лодка, санки.

Вариант 2.

1)снег, мороз, жара, лёд;

2)автобус, трамвай, самолёт, троллейбус;

3)река, лес, асфальт, поле;

4)пожарник, космонавт, балерина, милиционер;

5)парта, доска, ученик, ёжик;

6)змея, улитка, бабочка, черепаха;

7)кисти, краски, чайник, полотно;

8)шляпа, крыша, дверь, окно;

9)молоко, чай, лимонад, хлеб;

10)нога, рука, голова, ботинок.

Задание№17.

Игра «Весёлая лошадка».

Цель: формирование концентрации и устойчивости внимания.

Время выполнения: 10 минут.

Инструкция: Не переставляя букв, запишите из этого буквосочетания 7 предложений (коллективная работа).

ТЕПЕРЬЯПОДНИМИТЕТОЖЕ.

1) Те перья подними, те тоже. 2) Те перья под ним, и те тоже. 3) Те перья поднимите тоже. 4) Теперь я, подними те тоже. 5) Теперь я, поднимите тоже. 6) Теперь я, под ними те тоже. 7) Те перья под ними, те тоже.

Задание даётся при изучении темы «Предложение».

Задание №18.

Упражнение «Школьные сочинения».

Время проведения: 5-7 минут.

Инструкция: Будьте внимательны. Почему эти строчки школьных сочинений считаются юмористическими? А как надо написать? Исправьте.

  1. 1. Вдали показалась стая уток и зайцев.
  2. 2. У щенка Байкала на макушке весело торчат ушки и пушистый хвостик.
  3. 3. Тяжёлая рука легла на плечо и сказала…
  4. 4. Он стоял и лязгал глазами.
  5. 5. Зимой многие животные бросаются в спячку.

Приведённые выше задания помогают детям стать не только внимательнее, но и делают уроки русского языка разнообразнее и увлекательнее. Необходимо также включать в уроки загадки, шарады, кроссворды и ребусы.

Блок 2. На уроке математики можно использовать задания на тренировку устойчивости внимания, способностей переключения и распределения внимания.

Задание №1.

Упражнение «Каждой руке - своё дело».

Цель : формирование у детей распределения внимания и одновремённо обработка навыка запоминания.

Инструкция: Детей просят левой рукой медленно перемещать в течении 1 минуты книгу с иллюстрацией (запоминая их), а правой чертить геометрические фигуры или решать несложные примеры.

Задание №2.

Цель : формирование у детей переключения внимания.

Время проведения : 5-7 минут.

Инструкция: Учащиеся работают в рабочей тетради.

Вариант 1. Заполните пропуски, чтобы получилось предложение. Для этого решите примеры. Замените ответы-цифры словами. Первые буквы этих слов вставьте вместо тире. Цифру 1 можно заменить словом «один»(0) и «единица» (Е). Номер блока примеров соответствует номеру слова в предложении.

Пример: ---И

Ответ: ДЕТИ, так как 18-8=10 (Д); 22:22=1(Е); 18:6=3(Т).

ИК - - - Я - - ЛЖ - - - - - -У - И - Ь - И - - - И - У -.

1. 10:5= 2. 7+8= 4. 25:5=

9-8= 3. 24:2= 12:4=

9-5= 21-10= 10х5=

10-10= 15-14= 6х5=

6. 1-1= 9+8= 27:9= 10х3= 20-7=

Вариант 2. Вставьте вместо тире пропущенные буквы, чтобы получились слова. Но сначала решите примеры, а в ответе вместо числа запишите первую букву слова, обозначающего это число. Имейте в виду, что 1- это и «один», и «единица», и «раз».

Пример: - - - УХ

Вставляем вместо пропусков полученные буквы и получаем слово ПЕТУХ.

64:8= - - - - 8+8=

5х4=

Ь 4х4= - - А - - Ь - 49:7=

Задание проводится в начале урока в форме устного счёта. Постепенно идёт усложнение задания.

Задание №3.

Упражнение «Счёт с помехой».

Цель: формирование у детей переключения внимания.

Время проведения: 3 минуты.

Инструкция: Дети называют цифры от 1 до 20 (можно от 1 до 30, от 1 до 40 и т.д.), одновременно записывая их на листе бумаги или на доске в обратном порядке: произносит 1, пишет 20, произносит 2, пишет 19 и т.д. Подсчитывается число ошибок.

Задание №4.

«Назови соседей».

Цель : развитие произвольного внимания.

Время проведения : 5-7 минут.

Инструкция : Работа проводится устно. Дети сидят в кружок (или за партами). Учитель бросает мяч учащимся по очереди, называя числа от 0 до 30 (постепенно числа и темпы работы увеличиваются). Поймавший мяч, должен назвать «соседей» данного числа, т.е. числа на 1 меньше и на 1 больше названного числа, или предыдущее и последующее. После этого ученик возвращает мяч учителю. Если поймавший мяч ребёнок дважды ошибается в названии «соседей», он выбывает и внимательно следит за игрой со стороны. Самый последний из детей считается самым внимательным. Задание применяется в устном счёте.

Задание №5.

«Счёт по командам».

Цель: формирование у детей концентрации внимания на примере арифметических упражнений и операций.

Время проведения: 10 минут.

Инструкция : Класс делится на две команды. Заранее оговаривается порядок цифр (в пределах 10, 20 и т.д.) и используемые арифметические операции (+; -; х; :). Затем дети первой команды называют по очереди цифры, учитель или кто-то из детей называет арифметические действия. Дети второй команды следят за этим рядом и в уме производят операции. Затем команды меняются рядами. Выигрывает команда, у которой больше правильных ответов.

Задание №6.

«Угадай слово».

Цель: развитие концентрации и переключение внимания.

Время проведения: 10 минут.

Инструкция: На доске записаны столбики примеров. Если правильно сосчитаете, то получите слово, которое «закодировано» буквами.

Ь Б О Н Р А К В Т Ч

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9

122 7112 8679 777

334 + 1136 - 7141 -326

456 8248 1538 451

РАК ТОРТ БАНТ РАБ

Задание постепенно усложняется. Детям это задание помогает не только стать внимательнее, но и быстро и эффективно освоить правила сложения и вычитания чисел в столбик, а также умножения и деления многозначных чисел в пределах миллиона.

Работу можно проводить как в начале, так и в конце урока. Наблюдение показало, что ребята выполняют это задание с большим интересом и желанием. Значительно сократились ошибки в вычислениях.

Задание № 7.

Игра «Часы».

Цель: формирование концентрации внимания.

Время проведения : 10—15 минут.

Инструкция : В игре могут принимать участие 13 человек (из них один ведущий). Дети встают в круг. Ведущий предлагает им изображать циферблат больших часов, каждый ребёнок стоит у определённого числа. Договариваются о том, где будут 12 часов. Один из участников игры встаёт в центре, он должен называть время. Ведущий объясняет участникам игры, что ребёнок, стоящий там, где должна находится часовая стрелка в это время, должен сделать один хлопок, а тот ребёнок, который стоит там, где будет находиться минутная стрелка, должен сделать два хлопка. Тот из ребят, кто ошибается, становится в центре круга, и будет называть время.

Игра проводится при изучении темы «Время и его измерение».

Задание№8.

«Играем в считалки».

Цель : развитие концентрации и устойчивости внимания.

Время проведения : 10 минут.

Инструкция : Участники работают парами (соседи по парте). Становятся (или сидят) друг против друга. По команде учителя каждая пара начинает считать от 1 до 100, причём один партнёр произносит нечётные числа, а другой - чётные. Рядом находятся такие же участники игры, и они также считают. В такой обстановке считать трудно. Но участники игры должны стараться не сбиться. Побеждает та пара, которая быстрее сосчитает до 100.

Задание № 9.

«Каждой руке - своё дело».

Цель: формирование распределения внимания.

Время поведения : 5 минут.

Инструкция: Одной рукой рисуем другой

одной рукой, другой и т.п.

Используется как геометрический материал.

Задание №10.

Игра «Считаем вместе».

Цель: развитие концентрации внимания.

Время проведения : 5-7 минут.

Инструкция : «Сейчас мы будем с вами считать, просто считать: 1,2, 3, и т.д. Кто-то из нас начнёт счёт, а рядом сидящий продолжит и так далее. Постараемся считать как можно быстрее. В процессе счёта надо будет соблюдать одно условие: если вам предстоит назвать число, в которое входит цифра 6(напри- мер: 16), то, произнося это число, вы должны будете встать (можно усложнить упражнение, заменив вставание на хлопок без произнесения числа).

Если кто-то из нас ошибётся, то он выбывает из игры, но при этом наблюдает за ходом игры. Мы все должны быть очень внимательными и помнить, кто уже выбыл, а кто продолжает играть».

Игра проводится в начале урока в качестве разминки.

Блок 3. Задания, которые можно использовать на уроках чтения.

Задание №1 . «Время растяжимо…».

Цель: тренировка объёма внимания и концентрации.

Инструкция: «Сейчас я прочитаю вам стихотворение Самуила Яковлевича Маршака «Мы знаем: время растяжимо», а вы постараетесь слушать внимательно, чтобы по прочтении ответить на мои вопросы».

Мы знаем: время растяжимо,

Оно зависит от того,

Какого рода содержимым

Вы наполняете его.

Бывают у него застои,

А иногда оно течёт

Ненагружённое, пустое,

Часов и дней напрасный счёт.

Пусть равномерны промежутки,

Что разделяют наши сутки,

Но, положив их на весы,

Находим долгие минутки

И очень краткие часы.

О чём говорится в этом стихотворении?

Какие временные промежутки упоминаются?

Как называется стихотворение?

Какую центральную, самую главную, мысль хотел выразить С.Я. Маршак?

Такая работа ведётся постоянно на каждом уроке. Произведения могут быть различными.

Задание №2.

«Прочитайте стихотворение».

Цель : развитие устойчивости и концентрации внимания.

Инструкция : «Перед вами бланки с напечатанными строчками букв. В них «засекречены» строчки стихотворения А.С. Пушкина. Постарайтесь прочитать их».

Правильный ответ.

Гонимы вешними лучами,

С окрестных гор уже снега

Сбежали мутными ручьями…

Задание №3.

Упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям.

1. Чтение слов и словосочетаний на определённое время,(воспитание внимания к окончанию слова, чтение слов с общим корнем: вода, водный, белый, бельё, родной, Родина; сочетание существительного с прилагательным: чистого берега, у дальнего леса) к корню слова, (с разным корнем, но с одинаковыми окончаниями: чистота-частота, девушка-дедушка, булка-белка). Использование разных частей речи.

Целенаправленное установочное чтение.

Использование приёма взаимопроверки: ученик читает текст из 1-2 абзацев своему соседу, тот следит за правильностью и отмечает ошибки. Затем роли меняются- другой читает следующие два абзаца.

В работе используются книжки - коллективки.

Задание №4.

«Чтение с помехой».

Цель: тренировка распределения внимания.

Инструкция: Работа ведётся с книжками - коллективками (или учебник по чтению). Дети читают текст, одновремённо выстукивая карандашом какой-либо ритм. Далее ведётся работа по вопросам текста.

Задание №5.

Игра. «Передай смысл стихотворения».

Цель: развитие произвольного внимания.

Инструкция : Всех учащихся разбивают на три команды (три колонки). Ведущий и два его помощника читают каждый по четверостишию, но следующим образом: сначала все по очереди читают первую строчку из каждого четверостишия, затем по очереди читают вторую строчку, затем таким же образом третью и четвёртую.

При таком прочтении трудно сразу уловить содержание каждого четверостишия, поэтому чтение можно повторить.

Задание 1-й команде - передать смысл первого стихотворения, задание 2-й команде- передать смысл второго стихотворения, задание 3-й команде- передать смысл третьего стихотворения. Стихотворения должны быть сложного характера.

Блок 4. Рассмотрим некоторые задания, которые рекомендуется проводить во внеурочное время (во время перемен).

Задание №1.

«Слушаем тишину» (перемена).

Цель: формирование у детей усидчивости и умения сосредотачиваться.

Инструкция: В течении 3 минут все слушают тишину. Затем следует обсуждение: кто, что услышал и в каком порядке.

Задание №2.

Игра «Четыре стихии» (используется как физ. пауза).

Цель: развитие внимания, связанное с координацией слухового аппарата и двигательного анализатора.

Инструкция: Дети выступают около парт (во время физ. паузы). По команде «земля»- дети должны спустить руки вниз, «вода»- вытягивают вперёд, делают движение плаванья, «воздух»- поднимают руки вверх, а на команду «огонь»- вращают руки в локтевых суставах. Кто ошибается, выбывает из игры.

Задание №3.

Упражнение «Перепутанные линии».

Цель: развитие концентрации внимания.

Материал: карточки с нарисованными, перепутанными линиями одного цвета и на каждого ребёнка.

Время проведения: 5 минут.

Инструкция: «На бланке изображены перепутанные линии. Проследите линию

слева направо, чтобы определить, где она кончается. Начинать нужно с линии 1. Вы должны записать тот номер, которым эта линия заканчивается. Выполняя задание, нужно прослеживать линию взглядом, не пользуясь пальцем и карандашом».

Задание №4.

Игра «Запомни звуки».

Цель : развитие концентрации внимания, слуховой памяти.

Инструкция: «Сядьте поудобнее и закройте глаза. Я сейчас буду ходить по комнате и производить различные звуки. Возможно, я открою и закрою дверь, потрясу корзину для бумаг или постучу по батарее. Я хотела бы, чтобы вы хорошенько прислушались и угадали, что я делаю. Слушайте внимательно, чтобы потом вы смогли описать эти звуки. Постарайтесь запомнить и последовательность этих звуков».

Дети должны будут затем описать то, что они услышали, и сравнить полученные результаты с результатами других.

После того, как учитель проведёт эту игру пару раз, дети сами смогут исполнять эту роль.

Задание №5.

Упражнение «Минутка».

Цель: формирование у детей умения сосредотачиваться. Также это упражнение является хорошим диагностическим методом исследования внутреннего темпа ребёнка.

Инструкция: Учитель просит учащихся внутренне измерить время, равное 1 минуте (60 секунд). Когда внутренняя минута пройдёт, каждый поднимает руку. Учитель с помощью секундомера измеряет реальное время и записывает степень несовпадения каждого ответа.

Задание №6.

Игра «Камень, ножницы, бумага».

Цель: развитие концентрации внимания.

Инструкция: Участники игры делятся на группы. На счёт «Три» каждый участник выкидывает на пальцах одну из трёх фигур: камень- кулак, ножницы- два пальца, бумага- открытая ладонь. Причём имеется правило: ножницы режут бумагу, камень тупит ножницы, бумага может обернуть собой камень. Соответственно, игрок, выкинувший на пальцах такую фигуру, которая «победит» противника (например, камень победит ножницы), остаётся, а проигравший игрок выходит из игры. Сейчас эта игра считается у учащихся популярной. Они постоянно играют в неё на всех переменах, используется фишки и карточки.

Задание №7.

«Будь внимателен».

Цель: развитие произвольного внимания.

Материал: у каждого учащегося отпечатанный текст.

Инструкция: «Внимательно и только один раз прочитайте текст. А затем попробуйте точно ответить на вопрос».

Задание №8.

Игра «Ищи безостановочно».

Цель : увеличение объёма внимания.

Инструкция: В течении 10-15 секунд увидеть вокруг себя, как можно больше предметов одного и того же цвета (или одного размера, формы, материала и т.п). По сигналу учителя один ребёнок начинает перечисление, другие его дополняют.

Задание №9.

Упражнение «Живая картина».

Цель: формирование и развитие у детей объёма внимания.

Инструкция: Учитель (или кто-то из детей) организует участников (от 2-х до всех), в любую группу. Участники замирают в заданной позе. Водящий в течение 30 секунд рассматривает эту скульптурную группу, затем отворачивается. В картину вносят строго оговорённое количество изменений. (Например: 2 участника меняются местами, 3-й опускает поднятую руку, 4-й поворачивается в другую сторону- всего 3 изменения). Задача водящего - восстановить первоначальную картину.

Задание №10.

Цель: развитие концентрации и устойчивости внимания.

Инструкция : Упражнение выполняется сидя в кругу или группа становится по кругу. «Пусть каждый из вас придумает какое-нибудь движение и по очереди продемонстрирует его всем. При этом будем внимательными и постараемся запомнить движение каждого». Группа выполняет эту часть задания.

«Теперь, когда мы все запомнили движения друг друга, приступим к самому упражнению. Тот, кто начинает, выполняет сначала своё движение, а затем движение того из нас, кому он захочет передать ход. Всем вам надо быть очень внимательными, чтобы не пропустить тот момент, когда будет выполнено ваше собственное движение и право хода перейдёт к вам. Тот, кому передают ход, должен будет сделать своё движение и передать ход дальше.

Обратите внимание на одно ограничение: нельзя передавать ход обратно, т.е. тому, кто только что передал его вам».

В ходе упражнения учитель побуждает участников действовать быстрее. По окончании упражнения можно задавать вопрос: «Какие у вас были трудности?», «Какое ваше настроение?».

Задание №11.

Цель: развитие переключения внимания.

Инструкция: Упражнение выполняется сидя или все участники становятся по кругу.

«Пусть кто-то из вас выйдет за дверь. Мы, (те, кто остаётся) выберем одного

человека, который будет инициатором движения. Он будет выполнять какие-либо движения, время от времени меняя их, а мы все будем их повторять. Участник, находившийся за дверью, вернётся в комнату, встанет в центре круга и, внимательно наблюдая за нами, постарается понять, кто же является инициатором движения». Когда один из участников выйдет за дверь, группа решает, кто будет инициатором движения.

Задание №12.

Упражнение: «Тень».

Цель: развитие концентрации и устойчивости внимания.

Инструкция: «Перед вами бланк с фигурками изображённых гномов. Узнайте, какому гному принадлежит тень». (Приложение).

Задание №13.

Игра «Поём вместе».

Цель: развитие концентрации внимания.

Инструкция: Учитель предлагает спеть вместе песню, например, «Голубой вагон» или «Улыбку». Причём, если учитель хлопает в ладоши 1 раз, все начинают дружно петь вслух. Если хлопает 2 раза, все продолжают петь, но только мысленно про себя. Если хлопает опять 1 раз, все снова продолжают петь вслух. И так несколько раз, пока кто-нибудь из участников не ошибётся. Тот из ребят, кто ошибается, сам становится ведущим.

Задание №14.

Упражнение «Прятки».

Цель: развитие концентрации и устойчивости внимания.

Инструкция: Найдите предметы, которые спрятались на рисунке.

Задание №15.

Игра «Перекличка - путанка».

Цель : развитие произвольного внимания.

Инструкция: Ведущий называет фамилии и имена присутствующих детей, путая при этом то имя, то фамилию (имя называется правильно, фамилия - нет; фамилия правильная, имя не то). Дети внимательно слушают и окликаются только тогда, когда правильно названы и имя, и фамилия. Кто ошибается, выбывает из игры.

Задание №16.

Упражнение «Первобытные школьники».

Цель: развитие концентрации и устойчивости внимания.

Инструкция: Найдите пару одинаковых: из восьми пацанов.

Задание №17.

Игра «Рыба, птица, зверь».

Цель: развитие способности к переключению внимания.

Инструкция : Дети сидят в кружок. Ведущий указывает по очереди на каждого игрока и произносит: «Рыба, птица, зверь, рыба, птица, зверь, рыба…». Тот игрок, на котором остановилась считалка, должен быстро (пока ведущий считает до трёх) назвать, в данном случае, рыбу. Причём, названия не должны повторяться. Если ответ правильный, ведущий продолжает игру. Если ответ неверный или название повторяется (задержка ответа тоже считается ошибкой), то ребёнок выбывает из игры, оставляя свой «фант» ведущему. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один игрок. Он и ведущий разыгрывают, что делать каждому «фанту».

Задание №18.

Игра «Хор».

Цель: развитие концентрации внимания.

Инструкция: В игре принимают участие 3-4 ребёнка. Остальные внимательно следят за игрой.

Одного из играющих детей просят на некоторое время выйти за дверь(или повернуться к играющим спиной), остальные получают карточки со словами из одного предложения, которые должны произнести по сигналу ведущего одновременно- каждый своё слово. Задача «отгадчика»- понять и произнести предложение целиком. Игра проводится несколько раз- так, чтобы в ней приняли участие все дети. Если «отгадчик» не справляется с задачей сразу, можно повторить. Выигрывает тот, для кого делалось меньше предложений:

Шёл по улице отряд.

Пошла коза за орехами.

Стала жаба важно квакать.

Летела сорока высоко.

Муха денежку нашла.

Шла кукушка мимо сада.

Повар готовил обед.

Бедная кошка порезала лапу.

На болоте стоит пень.

Жил на свете старичок.

Слон шагает по дорожке.

Практика показывает, что ученики младших классов с большим интересом и старанием относятся к таким занятиям, на которых в качестве специальной учебной задачи ставится формирование внимания.

  • Назад
  • Вперёд
Обновлено: 22.05.2019 16:15

You have no rights to post comments

201 3 год

Конкурсно – игровая

программа

Работа учителя начальных классов

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №26»

Снятковой Натальи Валерьевны.

Цель: способствовать умственному и физическому развитию учащихся.

Задачи:

    Учить ребят находить признаки предметов – отгадывать загадки.

    Воспитывать чувство коллективизма, взаимовыручки, помощи друг другу.

    Воспитывать любовь к родному языку, устному народному творчеству.

    Развивать координацию движений через участие в спортивных конкурсах.

Оборудование:

    Карандаши, фломастеры, альбомные листы.

    Сухие рожки, длинные прочные нитки.

    Игрушечные машинки по 1 на команду, кегли.

    Кольца или обручи, кольцеброс.

    По 2 бумажных круга для каждой команды.

Игру можно провести между командами или индивидуально каждый участник накапливает определенные жетоны. При подведении результатов – призы получают те – у кого их больше. Или команда, набравшая большее количество очков.

Друзья! Надежные друзья!

Другого тут сказать нельзя.

Им рады здесь, им рады тут,

Их всюду и везде зовут

Свое тепло вам отдадут

сейчас их в этом зале ждут!

    Разминка.

Угадай, что я такое?

    На дереве под ветерком мы шелестим.

Наступит время – дружно облетим

И под ногами тихо зашуршим…(листья)

    Там, где есть берега,

Протекаю я… (река)

    Иду к подруге Ниночке

По узенькой…(тропиночке)

    День и ночь трудяга – крот

Рыл себе подземный…(ход)

    Я пред тобою стою,

Но видишь не меня.

Я лишь являюсь

Отражением тебя (зеркало).

    Вверх – вниз ходит,

Людей в себе возит (лифт).

    Он разгладит все морщинки

На пеленке и простынке (утюг).

    Я зубаста и остра,

Ложки младшая сестра (вилка).

    «Что правда, а что нет?» - на свой вопрос ваш жду ответ…

Правда ли, что:

Кузнечик слышит ногами?

Да!

Кукушки не высиживают птенцов сами?

Да!

Жить на свете человек способен целых 300 лет?

Нет!

Для здоровья вредно спать в обед?

Нет!

На деревьях растет винегрет?

Нет!

В Австралии дикая жара?

Да!

На Африку вдруг обрушились снег, метель, пурга?

Нет!

Есть на свете птицы, не умеющие летать?

Да!

Некоторые птицы любят воровать?

Да!

Хлебное дерево на свете где-то есть?

Да!

Звезды все на небе практически не счесть?

Нет!

Компьютерная игра для ребенка очень вредна?

У цапли всего одна нога?

Нет!

У вас на каждый вопрос есть готовый ответ?

Да!

Ну что ж, проститься настала пора, вы устали, дети?

Да!

    Игра «деревья, кусты, тропинки, кочки»

Развиваем внимание, сосредоточенность. Выполняем движения на слова:

«дерево» - игроки поднимают руки вверх

«кустарник» - ставят руки на пояс

«кочка» - низко кланяются

«тропинка» - кладут руки на плечи друг другу

«орешник» - хлопают в ладоши

Задача игроков: быть предельно внимательными и быстро сориентироваться в ситуации. Победители получают почетное звание самого внимательного.

    Конкурс знатоков природы .

    • Не огонь, а жгусь ретиво, как зовут меня…(крапива)

      На носу зверь носит рог и зовется…(носорог)

      На себе везет не прытко домик собственный…(улитка)

      Словно вихрь, летит, спасаясь, от врага пугливый…(заяц)

      Живет спокойно, не спешит,

На всякий случай носит щит.

Под ним не зная страха,

Гуляет…(черепаха)

    Осенью первыми листья, как слезы.

Тихо на землю роняют…(березы)

    В поле, огороде – прямо беда!

Глушит посевы сорняк…(лебеда)

    По реке плывет бревно –

Ох, зловещее оно!

Тем, кто в речку угодил,

Нос откусит…(крокодил)

    Нору день и ночь копаю,

Вовсе солнышка не знаю.

Кто найдет мой длинный ход,

    Сразу скажет – это…(крот)

    Может плавать целый день в ледяной воде…(тюлень)

    Вот соль тебе, вот хлеб и ложка, сварилась к ужину…(картошка)

    Загадочная игра художников.

Условие:

Педагог загадывает загадку, игроки за 1 минуту должны нарисовать отгадку. Тот, кто успел верно нарисовать первым – получает дополнительные баллы.

    Под сосною у дорожки

Кто стоит среди травы?

Ножка есть, но нет сапожек,

Шляпка есть – нет головы (гриб)

    Что такое перед нами:

Две оглобли за ушами,

На глазах по колесу

И сиделка на носу (очки)

    Круглое, румяное

Я расту на ветке,

Любят меня взрослые,

И маленькие детки (яблоко)

    Покружилась звездочка

В воздухе немножко.

Села и растаяла

На моей ладошке (снежинка)

    Холодок, холодок,

Дай лизнуть тебя разок (мороженое).

    Игра «Помощники».

От команды вызывается по1 человеку. Чей участник за 1 минуту больше наденет рожков сухих на нитку.

    Гадалки – соображалки .

Игра направлена на поиск неординарного, оригинального ответа на заданный вопрос.

    Может ли пингвин назвать себя птицей? (нет, он не говорит)

    Что легче 1 кг железа или 1 кг ваты? (одинаково)

    Из какой посуды нельзя пить? (из пустой)

    Какое скупое дерево ягоды жалеет, а потому от стыда краснеет? (рябина)

    Какое колесо у машины лишнее? (запасное)

    За чем турист носит рюкзак? (за плечами)

    По чему птицы летают? (по небу)

    Что идет вперед и никогда назад? (возраст)

    За чем язык во рту? (за зубами)

    Что можно услышать, но никогда не увидеть? (песню)

    Каким гребнем не расчешешься? (петушиным)

    Почему птицы улетают на юг? (пешком не могут)

    У кого есть шапка без головы, нога без сапога? (у гриба)

    Когда цапля стоит на одной ноге? (когда вторая поднята)

    Игра «Военные шоферы».

Команде выдается машина игрушечная. Вдоль трассы поставлены кегли – препятствия. Задача игроков: катя за собой машину на веревочке, проехать полосу препятствий. Второй игрок повторяет маршрут первого. Чья команда не собьет кегли и придет первой считается победившей.

    Игра «Муха – Цокотуха».

Каждому игроку команды выдается по денежке (кольцо или обруч) которое они должны накинуть на кольцеброс. Чья команда быстро и верно справится, та и победила. За каждое попадание по 1 очку.

    Игра «Кочки».

Каждому участнику выдается по 2 круга – кочки. По которым он должен перебраться на другую сторону, перекладывая круги. Передает эстафету следующему участнику.

Подведение итогов игры.

Как хорошо, что есть

Среди других планет

Планета эта,

Как хорошо, что здесь

Так много добрых лиц,

Так много света.

Должен где – нибудь каждый

Чудо встретить однажды,

Детство не зря дано,

Ждет волшебства оно.

Новогодняя дорожная игротека для детей 6-8 лет

Новогодняя игротека "Дорожное приключение Снегурочки" для детей 6-8 лет


Описание: Предлагаю вашему вниманию новогоднюю игротеку. Игры доставят детям не только праздничное настроение, но и помогут в освоении основ Правил дорожного движения. Игровой материал будет интересен и полезен педагогам всех образовательных учреждений.

Новогодняя игротека для детей 6-8 лет. Дорожное приключение Снегурочки

Цель: Создание праздничного новогоднего настроения.
Задачи:
Закрепить в играх знания детей о дорожных знаках, сигналах светофора, о Правилах дорожного движения;
Развивать логическое мышление, память, смекалку, быстроту, ориентировку в пространстве, речь, умение работать в группах, в команде;
Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, вежливость, желание изучать Правила дорожного движения.
Материал и оборудование: 2 мольберта; большой снежок из ваты; магнитофон, фонограмма новогоднего хоровода; мягкая игрушка обезьянка; 2 обруча; 4 гимнастические палки; кегли; 3 небольших низких столика; большая снежинка (телеграмма, с другой стороны нарисована схема маршрута); 2 набора кругов из бумаги (сигналы светофора); снежинки, звёздочки, с изображением дорожных знаков в середине 10-12 штук; 2 разрезные на части ёлочки; 3 большие снежинки со знаками, разрезанные на несколько частей.
Персонажи: ведущая, Заяц, Дед Мороз, Снегурочка.

Ход праздника.

Ведущая. Нам праздник весёлый зима принесла,
Зелёная ёлка к нам в гости пришла.
Здравствуй, праздник новогодний,
Праздник ёлки и зимы!
Всех друзей своих сегодня
Позовём на ёлку мы.
(оглядывается по сторонам, разводит руками)
Пора нам праздник начинать,
А где же Снегурочка с Дедом Морозом?
Заяц. (вбегает с большой снежинкой)
Телеграмма! Телеграмма! (передаёт ведущей телеграмму)
Я её в лесу нашёл под ёлкой!
Ведущая. Интересно, что за телеграмма? (рассматривает снежинку)
Да она не простая, со звуковым сообщением (звучит запись)
«Дорогие ребята! С наступающим всех Новым годом! 2016 год – год Обезьяны по восточному календарю. Снежная королева спрятала маленькую Обезьянку в своём ледяном дворце. А без неё Новый год не наступит. Вы должны помочь её освободить. Снежная королева замела, запорошила все дороги и тропинки. Не видно ни дорожных знаков, ни сигналов светофора. Если люди не будут соблюдать Правила дорожного движения, то может случиться беда. Путь вам предстоит не лёгкий. Двигайтесь по маршруту, который указан на карте. Я вас жду во дворце Снежной королевы. Поторопитесь, до скорой встречи! Ваша Снегурочка».
Ведущая. Как же нам быть? Ребята, вы согласны отправиться в дорогу и спасти Обезьянку?
Дети. (отвечают) Да!
Ведущая. А вот и карта (переворачивает снежинку). Поместим её на видное место, чтобы все видели.
(рассматривает карту) Так…Мы двигается направо. Здесь большой сугроб, так просто не пройти. Ребята, а на чём зимой можно проехать по снегу, сугробам?
Дети. Санках, санях, снегоходе, лыжах…
Снегурочка. Для выполнения этого задания нужно 3 команды по 3 человека.

Игра «Собери зимний транспорт»
На 3 стола раскладываются: (на один стол санки, разрезанные на части, на другой – сани, на третий – снегоход). К каждому столу вызываются по 3 игрока. Выигрывает та команда, которая быстрее соберёт картинку из частей.





Ведущая. Ребята, Снежная королева постаралась. Что же под сугробом она спрятала? Это что за огоньки?
Дети. (отвечают) Сигналы светофора! Светофор!
Ведущая. Светофор нужно обязательно починить. Как располагаются сигналы на транспортном светофоре?
Дети. (ответы детей)

Игра «Кто быстрее починит светофор»
2 команды по 3 человека должны собрать транспортный светофор. Каждой команде раздаются цветные круги (сигналы светофора). По сигналу ведущего команда должна перебежать на другую сторону площадки, преодолевая препятствия: пробежать между двумя гимнастическими палками, прыгнуть в обруч и из обруча, пробежать между кеглями и построиться в определённой последовательности друг за другом, чтобы получился транспортный светофор. Всё зависит от вашей выдумке и фантазии. Побеждает та команда, которая без нарушений преодолеет препятствия и «починит» светофор.


Ведущая. Куда же нам двигаться сейчас? (смотрит на карту).
Я вижу какие-то следы. Не понятно, чьи же это следы, всё снегом запорошило. Может быть, это твои следы на снегу, заяц?
Заяц. Вроде бы мои..или не мои.. (раздумывает). Я здесь пробегал, но следы снегом уже занесло. Ничего не видно. Нужно дальше протоптать тропинку. Пусть ребята помогут.

Игра «Проложи следы» (викторина)
Играют 2 команды по 5 человек. Команда выстраивается друг за другом. Каждый член команды получает по 1 следу. Команда должна проложить дорожку из следов, ответив на вопросы викторины. Первый в команде отвечает на вопрос, если правильный ответ, то кладёт свой след на дорожку и встаёт последним в команде; если не ответил, то уходит вместе со следом и встаёт также последним в команде. Если у кого-то остались следы, то помогают отвечать на вопросы болельщики и следы выкладываются на дорожку той команды, которой они отдают своё предпочтение. Выигрывает та команда, у которой больше следов на снегу (значит, они ответили на большее количество вопросов).


Вопросы для викторины:
1. Многоместный автомобиль для перевозки пассажиров (автобус)
2. Громкий звуковой сигнал специальной машины (сирена)
3. Часть дороги, по которой идут пешеходы (тротуар)
4. Полосатая разметка перехода («зебра»)
5. Место пересечения дорог (перекрёсток)
6. Водитель или пешеход, не выполняющий Правила дорожного движения (нарушитель)
7. Человек, пользующийся транспортом (пассажир)
8. Где устанавливаются светофоры (на перекрёстке)
9. Изгиб дороги (поворот)
10. Старинный экипаж, запряжённый лошадьми (карета)

Ведущая. Следы на снегу есть. Ребятам остаётся только пройти как можно быстрее и протоптать дорожку.
Игра «Пройди по следам»
Играют две команды по 5 человек. Встают друг за другом, цепляясь паровозиком. Нужно пройти по дорожке след в след, не расцепляясь, обежать вокруг обруча и пройти точно также назад. Выигрывает та команда, которая пройдёт по следам, не нарушая правила.

Ведущая. Вот и привели нас следы к дворцу Снежной королевы. Посмотрите, наша Снегурочка! Но почему она не подвижна и грустна? (обходят Снегурочку по кругу, рассматривают).
Заяц. Снегурочку заколдовала Снежная королева. Надо срочно позвать Деда Мороза!
Дети. (говорят хором) Дедушка Мороз! Дедушка Мороз! Дедушка Мороз!
Дед Мороз. Вот и я до вас добрался,
Хоть немного задержался.
Как народу много в зале,
Знаю, что меня вы ждали.
С Новым годом вас, друзья,
Наконец, к вам прибыл я.
Одолел я все преграды,
Знал, что здесь мне будут рады.
Заяц. Мы очень тебе рады, Дедушка Мороз! Посмотри, Снежная Королева заколдовала Снегурочку, а у тебя посох-то волшебный. Расколдуй, Снегурочку!
Дед Мороз. Ничего, ребята, не бойтесь,
Сейчас я на неё подую,
И Снегурочку расколдую.
Колдуй баба, колдуй дед,
Оживи, Снегурочка! (ходит вокруг Снегурочки, дует на Снегурочку три раза, дотрагивается посохом и она оживает)
Снегурочка. Вот спасибо вам, друзья,
Снова прежней стала я.
Ой, ребята, как хорошо, что вы меня нашли. Мы теперь все вместе найдём Обезьянку. Давайте её поищем.

Снегурочка приглашает нескольких ребят поискать вместе с ней Обезьянку, находят её. Обезьянка сидит на стульчике или на кубике, недалеко от ёлки, рядом с ней на трёх разносах лежат разрезные картинки.

Снегурочка. Ребята, Обезьянка из цветных льдинок, что- то собирает.
Давайте ей поможем, ведь Снежная королева её не выпустит из дворца, если льдинки не будут собраны в картинку. Интересно, что же здесь должно получиться?
(раскладывает на столы льдинки - разрезные картинки)

Игра «Собери снежинку»
На 3 стола раскладываются разрезанные части снежинок. К каждому столу вызываются по 3 игрока, собрать снежинку (в середине должно получиться изображение дорожного знака). Например, «Пешеходный переход», «Главная дорога», «Подземный пешеходный переход»
Выигрывает та команда, которая быстрее соберёт снежинку и правильно назовёт дорожный знак.

Снегурочка. Какие красивые получились снежинки, не простые, а с
дорожными знаками, которые ребята правильно назвали.
Снежная королева передвигалась в санях, в оленьей упряжке, а сама мечтала прокатиться на автомобиле. Ребята, а почему ей этого не удавалось?
Дети. (отвечают) Не умела управлять автомобилем. Не было у неё автомобиля. Не знала дорожные знаки. Она не знала Правила дорожного движения и т.д.
Снегурочка. Снежная королева в своих санях могла передвигаться там, где ей вздумается. А Правила дорожного движения она считала, что знать их ни к чему. На людей она злилась, что на дорогах появилось много автомобилей. Вот и придумала она нам испытания.
Ведущая. Давайте для Снежной королевы соберём и нарядим елочку, чтобы она больше не злилась.
Одни ребята будут собирать ёлочки, другие наряжать.
Для игры нужно 2 команды по 5 человек. Каждый член команды прикрепляет свою часть на мольберте


Игра –эстафета: «Кто быстрее соберёт ёлочку»
Ведущая. Посмотрите, какие красивые ёлочки. Но чего нет на ёлочках?
Дети: Игрушек!
Ведущая. А игрушки будут на ёлочках особенные – снежинки и звёздочки с
с изображением в них дорожных знаков.

Игра – эстафета: «Наряди ёлочку»

Играют 2 команды по 5 человек. Члены команды по очереди, по 1 игрушке-знаку прикрепляют при помощи магнитов на ёлочку. А последний член команды прикрепляет наверху звезду. Выигрывает та команда, которая быстрее украсит ёлочку игрушками и правильно назовёт дорожные знаки.




Ведущая. Вот и засверкали новогодние ёлочки игрушками, звёздочками,
Снежинками.
Дед Мороз. Возле ёлочки зелёной Дружно встанем в хоровод!
Скоро, скоро, Новый год!
(Звучит фонограмма, дети вместе с дедом Морозом и Снегурочкой водят хоровод)
Дед Мороз. А ну-ка, ребята, отвечайте,
Как вы зимушку встречаете?
Чем вы забавляетесь?
Во что зимой играете?
Дети. (Ответы детей: катаемся на лыжах, на коньках, на санках,т.д.)
Дед Мороз. Тогда послушайте мои загадки:
1.Во дворе с утра игра,
Разыгралась детвора.
Крики: «шайбу!», «мимо!», «бей!» -
Значит там игра – ….(хоккей)
2.Каждый вечер я иду
Рисовать круги на льду.
Только не карандашами, А блестящими… (коньками)
3.Этой палкой бей смелее,
Чтоб удар был, как из пушки,
Это палка - для хоккея,
И зовётся она … (клюшкой)
4.Мы с бараньими рогами,
Вниз под горку мчимся сами,
А на гору взбираться,
Начинаем упираться. (санки)
5.Две полоски на снегу,
Оставляют на бегу.
Я лечу от них стрелой,
А они опять за мной. (лыжи)
Снегурочка. Ребята, а в снежки любите играть? Все вставайте в большой круг. Посмотрите, какой у меня есть снежок. Под музыку мы будем передавать его друг другу, а когда музыка остановится, у кого окажется снежок в руках, должен нам рассказать стихотворение, можно даже спеть песню, сплясать.
(Игра повторяется 3-4 раза)
Дети остаются в кругу.

Дед Мороз. Вот и праздник новогодний
Нам заканчивать пора.
Чтобы вы росли большими,
Вам желаю, детвора,
Чтоб не знали вы забот,
А я вернусь к вам через год.
Ведущая.
ОБЕЗЬЯНА - это солнце,
Радость, счастье и задор,
Есть и смелость, и смекалка,
Безграничный кругозор!
Снегурочка.
Всем желаю на планете,
В ОБЕЗЬЯНИЙ Новый Год:
Пусть тепло, любовь и ласку
Зверь мохнатый принесёт!

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ИГРОТЕКА
Шел по лесу умный гном,
Нес в руках он толстый том.
Но споткнулся умный гном,
Выскользнул из рук тот том.
«Дом в опасности, друзья!
Все спасаемся, беда!» –
Буквы бросились бежать,
Гному их не удержать.
Очень уж расстроен гном,
Не прочесть без букв тот том.
Срочно гному помоги,
В книгу буквы все верни.
(Е. Арсенина)
Задание: найди пропавшие буквы и верни их на место, расставив по смыслу.
Справившись с заданием, ты узнаешь, как называется книга умного гнома.
Ответ: «Золотая книга сказок»
Задание: замени в слове букву на другую таким образом, чтобы
первоначальный смысл слова изменился.

Например:
рот – пот;
шок – сок;
нора – нога;
мир – жир;
домик – сомик;
коза – роза;
малина – Марина и т. п.
Задание: задание несколько усложняется: подбираем такое слово, которое
при замене одного слога другим, приобретает совершенно другой смысл.
Например:
малыш – голыш;
кадушка – подушка;
кукушка – макушка и т.д.
Задание: замени букву в словах так, чтобы они отвечали на вопрос «кто?»:
рот – …(крот);
кол – …(вол);
капля – …(цапля);
дверь – …(зверь);
морока – … (сорока);
мак –…(рак);
корона –… (ворона);
дом – …(сом);
роза – …(коза);
корка –… (норка);
роса – …(оса);
строфа – …(дрофа) и т. д.
Задание: какое смысловое значение приобретет слово, если из него вдруг
исчезнет одна из букв. Вспомните сюжет одного мультипликационного фильма, в
котором произошла ужасная путаница и неразбериха со значением слов. А все из­
за того, что один мальчик никак не мог подружиться с буквами и словами, за что
те и решили его немного проучить.
Помните: «В садик дверь была закрыта, а теперь она зарыта». Или: «Мальчик
был когда­то Колей, а теперь зовется Олей».
Придумайте свои примеры:
крот – рот;

гастроном – астроном;
шпион – пион;
маленький – аленький и т. п.
Задание: поставив буквы в правильном порядке, попробуйте разгадать
зашифрованное послание. Что завещал великий русский поэт Александр
Сергеевич Пушкин своим потомкам?
Е И Ч Т Е Н ­
Т О В
Ч У Л Е Ш Е И Н Е Ч У Е
Ответ: «Чтение – вот лучшее учение»
Задание: общеизвестно, что восток славится не только своими сладостями,
прекрасными тканями и удивительными сказками, но и мудрыми изречениями и
пословицами, содержание которых доступно пониманию и толкованию только
«мудрейшим из мудрейших», «достойнейшим из достойнейших».
Попробуй свои силы – объясни смысл данных восточных изречений и
пословиц. Успешно справившись с заданием, ты можешь гордиться собой – ты
стал одним из достойнейших мудрецов:
У добрых родителей добрые дети.
Приобретая новых друзей,
Дружбе будь верен старой своей.
Ученье, знание и труд
По жизни рядышком идут.
Прекрасен садовник работой своей,
Песней прекрасен в саду соловей.
Не важно, что имеешь,
Важнее, что умеешь.
У русского народа есть не менее мудрые пословицы и поговорки, некоторые
из них схожи по смыслу с восточными. Вспомни их. (Яблоко от яблони
недалеко падает; старый друг лучше двух новых и т.п.)
Задание: словесная дуэль. Два соперника начинают свой интеллектуальный
поединок: они «стреляются» словами на определенную букву. Например: один
говорит «пистолет», другой – «паркет» и т.п.

Тот считается побежденным, у кого запас слов иссякнет. Право первым
начать «дуэль» и какой буквой «стреляться» решается жеребьевкой.
Задание: тест на внимательность и сообразительность. Прочитай отрывок
небольшого рассказа, который имеет потайной смысл. Попробуй догадаться,
какой?
«…Сегодня всем ученикам пришлось остаться дома. По радио передали, что
из­за сильного мороза занятия в школе отменяются на целых три дня.
– Ура! – воскликнул я и сразу позвонил моему другу Ваське. Но к телефону
подошла его мама:
– Рома, Василек заболел. У него сильный кашель.
Все ясно, подумал я, это все из­за мороженого. Эх, кабы знать, что занятия
отменят! Дело в том, что сегодня должна быть решающая контрольная по
математике. А у Васьки и так двойка с тройкой спорят, не математический склад
у него ума, что тут поделаешь! Но попробуй объяснить это нашей математичке.
Лилия Петровна – человек суровый. Не в ладах с математикой, значит человек
ты конченный – лодырь и лоботряс. «Два» в журнал, и маму в школу. Вот Васька
и решил перестраховаться, вчера после уроков три эскимо и два пломбира съел.
С больного что возьмешь? Ему покой и положительные эмоции необходимы.
Что ж, надо морально поддержать друга. С кульком его любимых ирисок и
книжкой про шпионов я поднялся к Ваське. Он жил в моем доме, на два этажа
выше. Дверь мне открыла Васькина младшая сестра, между прочим на редкость
вредная девчонка. Она была в одном башмаке.
– Привет, – сказал я и спросил, кивая на ее ноги. – А второй где, потеряла что
ли?
– И ничего не потеряла! Второй одеть не успела, тебе дверь открывала! Мама
на работу ушла. Васька болеет. Выпалив все это на одном дыхании и успев при
этом показать мне язык, Ритка тут же ускакала в свою комнату.
Васька встретил меня вымученной улыбкой, лежа на кровати. Молча кивнув в
знак приветствия, я положил ему на кровать ириски и книгу.
– Васька, пора принимать лекарство! – Со взрослыми интонациями в голосе
важно произнесла Ритка. Она уже успела обуться и теперь держала в руках
стакан с отваром шиповника. – Ты должен выпить этот напиток, а иначе не
выздоровеешь, так мама сказала. А маме сказала бабушка Люба, она у нас в
Астрахани живет, – эти слова уже предназначались мне. – Мама позвонила
бабушке и сказала, что Васька заболел, а бабушка сказала маме…
– Слушай, Ритка, уйди, а? – просипел вдруг Васька – Дай хоть поболеть
спокойно….» (Е. Арсенина, отрывок из рассказа «Не повезло»)

Вопрос: сколько цветов можно обнаружить в предложениях? Озаглавь
рассказ. Придумай свою версию окончания рассказа.
Ответ: в рассказе упоминается семь цветов: василек, лилия, ирис, пион,
мак, шиповник, астра.
Задание: поиграем в слова. Подбираем такие слова, которые легко
рифмуются друг с другом и почти одинаково звучат, но... стоит убрать из слова
всего одну лишь букву или заменить ее на другую – получается... Что может
получиться, вы сейчас услышите сами:
Щиплет травку КОЗА,
Рядом дуб, на нем КОРА.
По коре ползет Оса,
На лугу блестит РОСА.
А в руках мужика
Весело звенит КОСА.
Попробуйте продолжить, зарифмовав, к примеру, такие слова, как нора­
нога­рога и т.д.
Задание: даются через запятую слова. Расставьте их по смысловому
порядку так, чтобы получилась скороговорка.
Вороны, из­за, две, спозаранку, баранки, подрались.
Ответ: Две вороны спозаранку
Подрались из­за баранки.
Задание:
найденный во время археологических раскопок старинный
пергамент, которому, по мнению историков, более трехсот лет, подвергся
тщательному и доскональному изучению и анализу. «Таинственный свиток мог
принадлежать одному из волшебников» – в один голос заявили ученые:
археологи, историки и филологи.
Попытайтесь прочесть написанное и ответить на вопрос: как вы думаете,
почему ученые мужи пришли к такому выводу?

А Т СЙ У Л А Ж ОП
ОБ И СА ПС
Е Т И НИ В ЗИ
Е Т И Т СОР П
ет йувт свар дз
Ответ: в древнем документе начертаны такие «волшебные» слова, как:
«пожалуйста», «спасибо», «извините», «простите», «здравствуйте» – читай
справа налево.
Задание: прочитайте начало стихотворения.
«Нелепая история»
Е. Арсенина
За окном, на стекло
Прилепилась мошка.
Улетай­ка поскорей,
Раздавлю ведь, крошка!
Попробуйте продолжить стихотворение, заменив слово «прилепилась» на
«испугалась», добавив «я стучу».
У автора получилось вот что:
По стеклу я стучу:
«Улетай – раздавлю!»
Испугалась крошка,
Улетела мошка.
Казалось бы, что история с мошкой закончена – она улетела, стихотворение
закончилось. Однако попробуем домыслить, какие последствия могла бы иметь
для автора данного стихотворения встреча с маленькой безобидной мошкой.
Задание довольно трудное, поэтому вот вам небольшая подсказка: в уютной
кухне перед окном, на столе вкусный завтрак. Автор, приготовившись было
подцепить вилкой толстенькую ароматную сардельку, вдруг замечает на стекле
приоткрытого окна маленькую козявку, снующую взад­вперед.
А так как наш автор, как и полагается быть всем авторам на свете, очень
нервный (хотя и очень добрый) человек, все же страшно не любит, когда во
время еды перед его глазами что­то мельтешит. Согласитесь, это сильно

отвлекает от вкусной, сочной сардельки, просто портит аппетит! Так вот, автор
со вздохом кладет свою сардельку обратно на тарелку и старается путем
«мирных переговоров» убедить мошку покинуть его окно.
Как вы уже поняли, мошка оказалась довольно упрямым насекомым. Для
того, чтобы она улетела, автору пришлось настойчиво и продолжительно стучать
по оконному стеклу. Облегченно вздохнув, что конфликт с упрямицей обошелся
без рукоприкладства (наш автор за свою долгую жизнь и мухи не обидел,
поэтому ни за чтобы не простил себе смерть маленькой беззащитной козявки),
автор возвращается к своему нетронутому и слегка подстывшему завтраку с
целью продолжить трапезу … но… не тут­то было…. На столе остались лишь
пустые тарелки и вилка. Вкусная, сочная и такая аппетитная сарделька, а вместе
с ней сыр и колбаса бесследно исчезли! Испарились! Почему, как вы думаете?
Что произошло дальше? Попробуйте самостоятельно домыслить и развить
сюжет.
А сейчас послушайте, как описывает дальнейшие события злосчастного утра
сам автор:
…Пока стоял я у окна
И наблюдал за мошкой –
Бесследно завтрак вдруг исчез
В желудке моей кошки!!!
Мой завтрак!
Съеден был!
И кем?!
Коварной толстой кошкой!
Сарделька, сыр и колбаса
Исчезли вмиг и без следа!
Схватил я тапок сгоряча,
Чтоб наказать воришку.
Но кошка, радостно урча,
Дала такого стрекача…
Виновных нечего искать,
Готов я честно вам сказать:
Не увлекись я мошкой,
Не обворован был бы кошкой.
Согласитесь, чем не детективная история: Мошка – в роли отвлекающего
соучастника преступления, в роли – жертвы несчастный Автор, оставшийся без
своего завтрака, и коварная авантюристка – Кошка. Последней явно повезло: не

только позавтракала за себя и за своего хозяина, но и избежала при этом
хорошей трепки.
Ребята, как вы думаете, кто в действительности виноват во всей этой
истории: сложившиеся обстоятельства, автор, мошка или кошка? Какие
воспитательные меры, по вашему мнению, необходимо применить к вороватой
кошке?