Что со студентами вуз закроют. За три года прекратили существование более тысячи учебных заведений. Депутаты и эксперты предлагают запретить закрывать вузы в течение учебного года

"Я из-за черных списков даже в отпуск не ушла"
Заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования Елена Геворкян рассказала корреспонденту "Власти" Сергею Петухову о рисках в российской системе образования.

— Есть ли какие-то гарантии, что вуз, куда поступишь, не закроют?
— Есть две минимальные гарантии: наличие у вуза государственной аккредитации и лицензии на право ведения образовательной деятельности. Если же есть только лицензия и нет аккредитации, значит, вуз может вести образовательную деятельность, но не пользуется льготами, и вас могут, например, забрать в армию. Поэтому, если вы считаете, что вам нужны знания, которые даст вам именно этот вуз, вы должны быть готовы к риску угодить в армию. Но по окончании вы в любом случае не получите государственного диплома. Такие вузы часто гарантируют, что пройдут госаккредитацию в течение периода вашего обучения. Но к этому надо относиться очень настороженно. Гарантировать прохождение никто не может. Это очень длительная и трудоемкая процедура, и решение принимает не чиновник, а аккредитационная коллегия при нашей службе, состоящая из представителей вузов, общественности, объединения работодателей и т. д. Всего там полсотни человек, и как они проголосуют, не знаю даже я.
— Если гарантий нет, то как тогда снизить риск?
— Надо внимательно подойти к заключению договора с вузом. Если вам говорят, что гарантируют прохождение аккредитации, пусть это запишут в договор. По крайней мере у вас будет повод, если этого не случится, подать в суд на невыполнение условий договора. Кроме того, вас обязательно должна насторожить реклама, такие вузы всегда дают очень широкую рекламу и обещают несбыточные вещи. Например, высшее образование за три года. У нас образование бакалавра получают за четыре года, специалиста — за пять лет. Если это вечернее или заочное обучение, срок продлевается еще на год. Короче быть не может. Следующее, что вас должно насторожить,— это низкая стоимость. По нашим расчетам, год обучения на гуманитарных, то есть малозатратных специальностях стоит порядка $1200-1500. Если ниже, надо спросить, откуда остальные деньги. Ведь у вуза могут быть спонсоры. И наконец, не поленитесь поговорить с выпускниками выбранного вами вуза: где они устроились на работу, какие у них сложности после этого возникли с дипломами.
— А как насчет призыва в армию?
— В государственных вузах отсрочка от армии предоставляется просто потому, что вы — студент дневного отделения. В негосударственных — только в том случае, если вы обучаетесь по аккредитованной образовательной программе. Тут надо быть очень внимательным при поступлении. Кроме свидетельства об аккредитации у вуза есть еще приложение к нему. Там записано, по каким учебным программам аккредитован вуз — по всем или нет. Если только по некоторым, вас могут забрать в армию, а студентов с соседних факультетов или даже групп не тронут.
— А студенткам все равно?
— В армию девушек пока не забирают, но если они учатся на заочном отделении, то должны быть готовы к тому, что у них не будет льгот при оплате отпусков на сессию. И наконец, все студенты — и девушки и юноши — должны понимать, что диплом у них будет негосударственный.
— Ну и что?
— Выпускники с такими дипломами часто впервые задумываются над тем, что им дали вместо диплома о высшем образовании, когда собираются на работу за границу. Есть такая процедура — настрификация, то есть признание диплома, полученного в одной стране, годным для другой страны. Но даже если найдется страна, которая будет готова признать диплом неаккредитованного российского вуза, она не сможет это сделать. По международным правилам настрификации предшествует легализация диплома. К нам в Рособразование часто обращаются с просьбой сделать так называемый апостиль, то есть легализовать диплом,— и получают отказ.
— Последний вопрос: может, у вас все-таки есть секретные черные списки вузов?
— Я даже из-за них в отпуск в прошлом году не ушла, все искала эти списки.
— Нашли?
— Нет.

ФОТО: ЮРИЙ МАРТЬЯНОВ

Ректоры об олимпиадах, ЕГЭ и вступительных экзаменах
Виктор Садовничий, ректор МГУ им. Ломоносова
Результаты ЕГЭ при поступлении в МГУ засчитываться не будут. Это решение ученого совета университета. Без экзаменов могут быть зачислены победители и призеры пятого этапа Всероссийской олимпиады. Они зачисляются на определенную специальность, согласно классификатору соответствия предметов, рекомендованному Министерством образования и науки. Он есть у нас на сайте (www.msu.ru.— "Власть" ).
Будет легче на экзаменах победителям и призерам окружных и региональных олимпиад, то есть четвертого (проводится в семи федеральных округах) и третьего (проводится в субъектах) этапов Всероссийской олимпиады. При поступлении в МГУ их победа на олимпиаде будет засчитываться как высший балл на экзамене по соответствующему предмету. Поясню на примере: занявшему третье место на московской городской олимпиаде автоматически ставится высший балл по этому предмету на вступительном экзамене. Остальные испытания абитуриент должен будет пройти. Если школьник победил или стал призером двух или даже трех олимпиад, и все они соответствовали экзаменам на какой-то факультет, они засчитываются как вступительные. И может случиться, что по результатам олимпиад молодой человек уже поступил. Приравнены к третьему этапу еще две олимпиады: "Ломоносов" и национальный проект "Покори Воробьевы горы". Но победители этих олимпиад уже определены, и теперь можно говорить только об участии в этих олимпиадах на будущий год.

ФОТО: ЮРИЙ МАРТЬЯНОВ

Ярослав Кузьминов, ректор Государственного университета — Высшей школы экономики
Существенная новация этого года — абитуриент может подавать заявления одновременно на несколько факультетов. Причем достаточно сдать экзамены один раз. В этом году Москва присоединилась к эксперименту по проведению ЕГЭ, поэтому прием на половину наших факультетов регулируется несколько иными правилами: факультеты, которые вошли в состав эксперимента (экономико-менеджериального профиля), экзамен по русскому языку будут засчитывать только как результат ЕГЭ. Единственная альтернатива для этих факультетов — в качестве экзамена могут быть зачтены результаты проводившейся в ВШЭ в мае 2005 года межпредметной олимпиады. Победители этой олимпиады будут зачислены вне конкурса, ее призерам будут засчитываться результаты по одному или нескольким предметам (по их выбору). С результатами олимпиады связан и еще один момент: при поступлении в ГУ-ВШЭ существует возможность засчитывать результаты различных туров всероссийских предметных олимпиад. Победители четвертого и пятого, финального тура предметных олимпиад могут без экзаменов поступить на ряд наших факультетов. То же относится и к победителям московской городской и московской областной олимпиады. А вот победители региональных олимпиад по некоторым предметам (например, по математике, экономике, иностранному языку и др.), получившие высший балл по соответствующему предмету, могут не сдавать этот предмет в июле, а просто участвовать в конкурсе.

ФОТО: ДМИТРИЙ ЛЕКАЙ

Игорь Федоров, ректор МГТУ им. Баумана
Конкурс проводится раздельно по каждому из факультетов и формам обучения (бюджетная или платная). То есть уже при подаче документов каждому абитуриенту надо сразу определить свою будущую специальность и форму обучения. При приеме на бюджетные места засчитываются: результаты вступительных экзаменов; результаты собеседования для медалистов и лиц, окончивших с отличием средние профессиональные учебные заведения; результаты тестирования лауреатов конкурса всероссийской молодежной программы "Шаг в будущее", итоговой конференции программы "Шаг в будущее. Москва", итоговой конференции российской молодежной программы "Космонавтика"; результаты победителей окружного этапа Московской региональной олимпиады МГТУ им. Баумана по математике и физике; результаты ЕГЭ, соответствующие положительным оценкам при пересчете в систему оценок МГТУ. В этом году есть возможность сдавать вступительные испытания в смешанной форме. Если абитуриент сдал, например, русский язык по ЕГЭ, то у нас он может сдавать только физику и математику. Но подавать документы с результатами Единого госэкзамена можно не на все специальности. На платную форму обучения засчитываются: результаты соответствующих вступительных экзаменов; результаты платного тестирования, проведенного в МГТУ им. Баумана; перечисленные выше результаты вступительных испытаний на бюджетную форму обучения.

ФОТО: ЮРИЙ МАРТЬЯНОВ

Владимир Филиппов, ректор Российского университета дружбы народов
50% вступительных экзаменов проводятся в форме ЕГЭ. Список специальностей, по которым приемные экзамены принимаются в форме ЕГЭ, ежегодно утверждается ректором. С нынешним их перечнем можно ознакомиться на сайте университета (www.rudn.ru.— "Власть" ). Но сохранена и обычная форма вступительных экзаменов на другие 50% специальностей.
Мы принимаем абитуриентов как на бюджетную, так и на коммерческую основу обучения. Тем, кто решил учиться за деньги, достаточно не получить при поступлении неудовлетворительной оценки, показав минимальный уровень знаний. Отсев "контрактников" идет в процессе обучения.
В этом году без вступительных экзаменов в РУДН на все специальности университета поступят все обратившиеся к нам победители и призеры всероссийских олимпиад. Кроме того, вне конкурса на целевые места мы планируем принять победителей областных олимпиад — это решение ученый совет РУДН принял еще в прошлом году. Отдельно проводится целевой прием из автономий РФ. По его результатам зачисляют студентов из субъектов федерации. Таких в прошлом году у нас было около двухсот человек. Золотые и серебряные медалисты, как и в остальных вузах, имеют право на сдачу одного экзамена. Если он будет сдан на "отлично", абитуриент становится студентом.

Как скачет конкурс
Предсказать конкурс на ту или иную специальность со временем все труднее, что прекрасно демонстрирует пример МГУ*.

факультет 2000 2001 2002 2003 2004
биоинженерии и биоинформатики - - 10,6 11,7 8,0
биологический 4,5 4,6 5,4 7,0 4,6
вычислительной математики и кибернетики 7,2 7,3 7,3 7,3 6,0
географический 6,8 5,5 5,0 5,2 3,8
геологический 4,9 5,0 5,3 5,1 2,3
государственного управления 12,7 13,3 14,5 7,5 8,5
журналистики 2,6 2,9 3,0 3,3 4,1
иностранных языков 13,1 12,3 17,5 8,3 16,6
Институт стран Азии и Африки 4,2 4,0 4,1 3,7 5,1
исторический 5,2 4,6 4,1 4,6 4,8
механико-математический 7,4 6,9 9,8 9,3 8,0
мировой политики - - - 7,7 26,0
наук о материалах 14,4 11,6 13,5 11,0 2,8
почвоведения 6,4 7,7 4,9 5,0 2,3
психологии 7,9 5,1 4,8 4,6 4,8
социологический 3,7 2,8 3,1 3,8 9,5
физический 6,4 5,8 6,0 5,8 3,4
филологический 4,4 3,5 4,1 4,5 6,0
философский 2,9 3,5 3,7 4,2 5,3
фундаментальной медицины 5,6 6,3 6,1 10,9 9,03
химический 3,2 3,6 3,3 4,2 2,6
экономический 5,2 5,4 7,0 6,5 6,8
юридический 4,9 4,2 4,6 3,1 3,8
*Бюджетная форма обучения, человек на место.

Которые нарушают права людей на качественное образование».

Этому заявлению предшест­вовали и их филиалами. Например, в станице Вёшенская Ростовской обл. за последние пять лет открылись представительства четырёх вузов, три из которых поселились в одном здании - местной библиотеке им. Шолохова. Как выяснилось, некоторые «головные» вузы о существовании «филиалов» даже не подозревали. Похожая ситуация сложилась в Свердловской обл. А один частный университет Иркутска преподавал программу, полностью «списанную» у Высшей школы экономики (ВШЭ), и немало на этом зарабатывал.

Вузовские чистки

Но, судя по всему, закрытие коснётся не только откровенно мошеннических организаций, которые незаконно работали под брендом известных учебных заведений. Ими должны заняться правоохранительные органы. Оптимизация же пройдёт гораздо шире. И она уже началась. «О каких вузах может идти речь? Во-первых, об аттестации филиальной сети, - поясняет Ирина Абанкина, директор Института развития образования ВШЭ . - У нас на тысячу вузов приходится около 3000 филиалов. В среднем по 11 филиалов у гуманитарных вузов и по 3-4 у технических. Во-вторых, о вузах, которые . Нужны тщательные проверки на соответствие вуза аттестату. Отобрать лицензию у вуза сложно. Сначала нужно ответить на вопрос: а студентам куда деваться, тем более если они уже оплатили обучение? Вопрос требует проработки».

Тем не менее, по некоторым данным, из тысячи вузов власти планируют через несколько лет оставить около трети, выкорчёвывая, как выразился один из высших чиновников, вузы-«поганки». Однако не все эксперты согласны, что слабые вузы нужно только закрывать.

«Сама идея закрытия вузов неправильная, - считает Марк Агранович, исполнительный директор Межрегиональной ассоциации мониторинга и статистики образования . - Надо закрывать не вузы, а программы. В одном вузе могут быть две хорошие программы, а 15 - дрянь. Скажем, в областном вузе сохранилась старая школа преподавания литейного дела. Её нужно сохранить. Что значит «плохая программа»? Это значит, что п . Не жалко тогда их и выставить, если они имеют наглость преподавать то, в чём не разбираются. Если студент приходит в вуз, а его обманывают, то такому вузу не место в системе высшего образования. Если в вузе из всех программ останется только одна хорошая, то его можно присоединить к более крупному. Нужно создавать системы внешней оценки качества вместо сегодняшней формальной аккредитации вузов».

Откуда «левые»

Возникают и другие вопросы. Если сейчас, по данным специалистов, высшим образованием охвачено 80-90% населения, то не получится ли, что из-за уменьшения числа вузов снизится доступность выс­шего образования, особенно для детей из регионов? И как результат - понизится общий интеллектуальный уровень населения.

«Почему «левые» вузы востребованы? - задаётся вопросом Кирилл Митрофанов, руководитель Центра независимой оценки качества образования ФИРО . - Самый простой ответ: продаются «корочки». Идёт снижение ценности высшего образования и дипломов. Человек с дипломом ничем не отличается от человека без него. Второй момент: мальчики идут в любой вуз, чтобы избежать прелестей организации под названием «армия», а девочки - вслед за ними, на поиски мужа. Ведь там образованная девушка имеет больше шансов выйти замуж за образованнного мужчину. Но даже у псевдовысшего образования есть позитивные аспекты. Например, почему многие бизнесмены даже продавцами в «ларёк» охотнее берут девушек с выс­шим образованием, чем ? Потому что у них более высокий культурный уровень, они разговаривают по-другому. Кстати, исторически высшее женское образование появилось для того, чтобы женщина могла грамотно общаться в семье - с прислугой (ставить цели гувернанткам, экономкам), детьми. Можно просто уничтожить слабые вузы, а можно заняться . Мы начинаем догонять по общему образованию европейские страны. В Европе учатся 12-14 лет, у нас - 9-10. Так пусть наши дети добирают недостающее за счёт 3 лет бакалавриата. А дальше уже по желанию - магистратура, а лучше не одна. И вообще, пока не сформулирована цель («Для чего это делается?», а не «Почему?»), сокращение вузов напоминает «зачистку».

Очевидно, что должна быть нацелена на повышение качества, а не на сокращение количества. Один из главных аргументов властей - якобы так много вузов иметь экономически неоправданно. Их больше, чем студентов. Ведь 5-6 лет назад у нас было 1,5 млн выпуск­ников школ, в прошлом году - 730 тыс.

Но не получится ли как с ? В 90-е, когда рождаемость в стране упала на рекордно низкий уровень, детские сады массово закрывались, помещения продавались, сдавались в аренду. А сегодня начался обратный процесс: за 2007-2011 гг. рождаемость выросла почти на 20%, мест в садах катастрофически не хватает, в результате строят новые, пытаются вернуть и отремонтировать старые. Но ведь эти малыши через 10-15 лет пойдут в вузы. Опять будем начинать выстраивать необходимое количество институтов заново?

Первого сентября 2014 года первый курс журналистов узнал о закрытии института и переводе в содружественный вуз. Новость оказалось удивительной и пугающей, так как никто не представлял, что будет дальше, как будет происходить перевод и что при этом мы приобретем, а что – потеряем.

По закону, институт обязан предоставить список университетов и обеспечить перевод. Сразу возникает вопрос о разнице в предметах, так как специальность одна, но программу обучения во все вузах проходят по-разному. Как правило, отличается количество часов и порядок прохождения. Вышло так, что три предмета мы не прошли за прошлый год по программе «нового» университета и ещё несколько мы прошли наперед, их нам посещать не пришлось.

Академическая разница – вещь субъективная, в большинстве случаев её сдавать проще, чем обычный зачет или экзамен. Многие преподаватели идут навстречу, и процедура сдачи проходит спокойно. Но бывают и случаи, когда учителя не волнует, в какой ситуации образовалась задолженность, и сдавать приходится по полной программе. Ты должен освоить предмет, который не проходил, найти нужную информацию, самостоятельно изучить дисциплину.

И снова здравствуйте !

Спустя полтора года обучения вуз не смог пройти аккредитацию, и нам вновь пришлось перебираться в другое место. Документы, нервы, переживания... и снова академическая разница. Только теперь она составляла 15 предметов. Звучит страшно, а сдавать ещё страшнее. Практика показала, что второй перевод отличался лишь разницей в программе, а документы и все процедуры не поменялись.

Хотите верьте, хотите нет, но новый университет снова закрыли

Последняя сессия перед дипломом, обучение идет полным ходом, как вдруг нам сообщают о лишении института акредитации. А это снова разборки, подготовка документов, и нервы, которых уже и так нет… И между делом надо писать диплом и готовиться к государственному экзамену, билеты которого постоянно меняются вместе с переводами. Очень много денег, переживаний и сил ушло на то, чтобы пережить все эти путешествия по образовательной системе Санкт-Петербурга. Самое обидное, что в этой суматохе падает качество знаний, полученных во всех университетах.

Для того чтобы избежать подобные ситуации, стоит тщательно выбирать университет, в который поступаете, узнавать о нем всю информацию и следить за репутацией, успешностью его деятельности и преподавателями.

Если университет закрыли, у ниверситет должен:

· Сообщить в течение пяти дней о лишении аккредитации,

· Предоставить список вузов, в который вам обеспечат переход,

· Огласить условия, на которых вас переводят (в каждой ситуации они разные). Например, сохранят ли вам бюджетное место или придётся платить, как изменится стоимость обучения, какое количество предметов окажется в академической разнице,

· Оформить и передать документы в выбранный университет (списочный состав обучающихся, копии учебных планов, соответствующие письменные заявления и согласия обучающихся, их личные дела),

· Издать приказ о зачислении обучающихся в принимающую организацию в порядке перевода в течение пяти рабочих дней после получения представленных документов

Если вы узнали, что ваш университет закрывают, вам нужно:

· Ознакомиться с законодательной частью. Разобраться в обязанностях сторон. (Случай лишения образовательной организации государственной аккредитации регулирует федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»),

· Написать заявление о переводе,

· Закрыть все долги,

· Определиться с выбором университета, принимая во внимание учебный план (дисциплины, курсовые работы, практика), оплату обучения, смену коллектива,

· Обратиться в Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) при несоблюдении образовательной организацией условий осуществления перевода.

Депутаты и эксперты предлагают запретить закрывать вузы в течение учебного года

Трём государственным вузам Рособрнадзор запретил приём студентов - это Иркутский государственный аграрный университет имени А.А. Ежевского, Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения, а также Орловский государственный аграрный университет имени Н.А. Парахина. Каковы причины и что делать в этой ситуации абитуриентам, студентам и преподавателям?

Все «несчастливые» вузы несчастливы по-своему

Частные вузы тоже не обошли мартовские проверки Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки — у Кисловодского института экономики и права прекращено действие лицензии, а у Санкт-Петербургского института гуманитарного образования оно приостановлено. Частично лишён государственной аккредитации Московский филиал Российской международной академии туризма.

Причины закрытия вузов и приостановления их деятельности самые разные, говорит заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке Любовь Духанина . «Как известно, все счастливы одинаково, а несчастливы по-своему. Каким-то вузам не хватает материально-технической базы, где-то имеет место невыстроенность учебного процесса или не очень высокие результаты - у каждого причина своя», - объясняет она. Проверки Рособрнадзора - обычное дело, они проходят каждый месяц. И ведомство действует в строгом соответствии с существующей нормативной базой, заверила Духанина.

Как сообщили в СПбГИКиТ, запрет на приём студентов для них чисто техническая, временная мера. «У нас только что была проверка Рособрнадзора. Выявлены замечания, обычно это автоматически означает приостановку приёма до того, как мы их исправим»,- сообщил в СМИ проректор этого вуза Дмитрий Барсуков . Замечания Рособрнадзора институт, по его словам, планирует устранить в начале апреля, а летний приём абитуриентов СПбГИКиТ отменять не намерен.

В официальном обращении ректората, размещённом на официальном сайте вуза, говорится, что «Рособрнадзором был сделан ряд замечаний, касающихся оформления научных работников института на работу, оформления договоров, заключённых со студентами, и содержания сайта института». «Эти замечания не являются существенными, носят технический характер и не касаются образовательной и иной деятельности института, учёбы студентов и педагогической деятельности преподавателей», - добавили в СПбГИКиТ.

Иная ситуация в Кисловодском институте экономики и права, который решением суда лишён лицензии, - его образовательная деятельность, по существу, прекратилась ещё в прошлом году, говорит ректор института Азнаур Дудов.

«Я уже давно перевёл студентов в другие вузы, институт прекратил свою образовательную деятельность. Но мы не торопимся его закрывать, ещё пару лет надо вуз держать, пока люди обращаются к нам за справками, с запросами по поводу того, что они у нас обучались», - рассказывает ректор.

Лицензия отобрана по решению суда, бороться за её восстановление бесполезно, говорит он. «Наверное, пришло время нашего вуза… К этому времени в нашем регионе уже закрыли практически все частные вузы», - добавил он. В последний раз, по его словам, в институт приехала комиссия, сделала замечания, и уже через три дня в газетах появились материалы о том, что в вузе приостановлена аккредитация по причине выявленных замечаний.

«Таким образом, сразу морально убивается вуз, понимаете? В предыдущую проверку нам давался месяц, и мы исправили все замечания. В любом вузе можно найти ошибки и недоработки, - говорит Дудов. - В последние годы есть тенденция к сокращению частных вузов. Может, с самого начала надо было планку требований к ним поднять?»

Попробуйте 2000 студентов куда-то перевести…

Перед вузами, деятельность которых прекращается, встаёт серьёзная проблема - как устроить студентов в другое учебное заведение. «Я писал письмо в Рособрнадзор - дайте возможность учебный год закрыть. Когда закрывается вуз в середине учебного года, очень тяжело перевести студентов. Мы же не одного студента переводим, попробуйте 2000 перевести по вузам. Это огромная проблема», - сетует Дудов.

Кто мешает Рособрнадзору сообщить вузу, что его скоро закрывают и дать возможность студентам доучиться 4-5 месяцев до конца учебного года? Тем более что процесс закрытия вуза очень долгий, он идёт пошагово - сначала приостановление аккредитации, потом приостановление набора, затем приостановление лицензии через суд, поясняет ректор.

«Законодателям надо подумать над тем, чтобы закрытие вузов происходило по окончании учебного года, чтобы у студентов была возможность завершить учебный год и профессорско-преподавательскому составу за летний период найти себе новое место работы», - также соглашается замглавы Комитета Госдумы по образованию и науке Любовь Духанина. Профильный думский комитет, по её словам, на прошлой неделе уже обсуждал этот вопрос.

Под «топор» попадают и нормальные вузы

Установку Правительства на резкое сокращение количества вузов надо менять, уверен первый заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке Олег Смолин .

По Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 годы количество вузов за эти годы должно сократиться на 40 процентов, а филиалов - на 80, напоминает депутат. «По данным Рособрнадзора с лета 2014-го до весны 2016-го закрыто 1100 вузов и филиалов - было 2500, стало 1400. При этом количество вузов в США, например, в расчёте на душу населения примерно вдвое больше, чем в России», - сказал парламентарий. Проблема здесь не в Рособрнадзоре, а общей установке Правительства на сокращение количества вузов и филиалов, считает он.

«Наряду с тем, что закрывается часть вузов, которые действительно давали ненастоящее образование, под «топор» попадают и вполне нормально работающие», - констатирует Смолин. И значительная часть студентов лишается возможности продолжить учёбу, уверен он. Некоторые из них не могут перевестись в другой вуз, если, к примеру, в не очень большом городе закрываются все филиалы.

Наряду с тем, что закрывается часть вузов, которые действительно давали ненастоящее образование, под «топор» попадают и вполне нормально работающие.

Вторая ситуация - студенты из частных вузов не могут перевестись в государственные, поскольку Минобразования установило планку, ниже которой нельзя брать плату за обучение в госвузах. В частных вузах, как это ни парадоксально, стоимость часто бывает ниже…

«Думаю, ФЦП развития образования нужно менять, и положение о резком сокращении количества вузов из неё исключать. Борьба за качество образования не должна превращаться в борьбу против права на образование», - считает политик. В противном случае мы можем получить большое количество молодёжи без работы и без возможности учиться. Этот вопрос может оказаться вопросом политической стабильности. «Не думаю, что в период кризиса мы должны искусственно сворачивать систему образования. Все страны с рыночной экономикой, начиная с США времён Рузвельта, поступали прямо наоборот», - заключил он.

Лицензия на право ведения образовательной деятельности выдается вузу Рособрнадзором и подтверждает его право на оказание услуг по реализации образовательных программ. В случае ее аннулирования, вуз обязан прекратить образовательную деятельность.

В случае приостановления или лишения действия государственной аккредитации, вуз по-прежнему может вести образовательную деятельность и выдавать документы собственного образца. При этом вуз не может выдавать дипломы установленного Минобрнауки России образца и гарантировать обучающимся отсрочку от службы в Вооруженных силах РФ по призыву.

При приостановке или аннулировании лицензии, а также приостановлении или лишении образовательной организации государственной аккредитации учредитель вуза обязан обеспечить перевод обучающихся, с их письменного согласия, в другие высшие учебные заведения на имеющие госаккредитацию программы по аналогичным направлениям подготовки с сохранением всех условий обучения (форма и курс, а также стоимость обучения).

Приём в образовательную организацию запрещается в случае неисполнения предписаний Рособрнадзора.

Запрет на приём обучающихся не налагает иных ограничений на образовательную деятельность вуза.

Типовые нарушения, выявляемые во время лицензионного контроля:

  • отсутствие документов, подтверждающих право пользования зданиями и территориями;
  • невыполнение требований ФГОС в отношении материально-технического обеспечения, образовательных программ и помещений;
  • нет компьютеров, подключенных к сети Интернет;
  • не оборудованы мастерские и лаборатории;
  • нет тренажёров, тира;
  • нет демонстрационного оборудования для проведения лекций;
  • не разработаны основные и дополнительные образовательные программы;
  • уровень профессиональной подготовки не соответствует должности сотрудника;
  • не все учащиеся обеспечены доступом к электронным обучающим материалам;
  • отсутствуют преподаватели, отвечающие за формирование у обучающихся профкачеств по выбранной профессии, самостоятельности, творческих способностей и инициативы;
  • в расписание занятий не включён длительный перерыв для приёма пищи.
Студенты Краснодарского мединститута просят Владимира Путина сохранить вуз

Инициативная группа студентов Краснодарского муниципального медицинского института высшего cестринского образования создали петицию , адресованную президенту РФ, а также главам СКР и Генпрокуратуры РФ, где просят не закрывать вуз.

«Кто будет лечить людей?!» В БСМП Петрозаводска массово увольняются врачи, руководство скрывает критическую ситуацию

«Кто будет лечить людей?!» В БСМП Петрозаводска массово увольняются врачи, руководство скрывает критическую ситуацию

К нам в редакцию обратилась недовольная пациентка, которая в настоящий момент проходит лечение в БСМП. На условиях анонимности она сообщила, что несколько дней назад из больницы массово уволились хирурги и лечить людей по сути некому.

Вузы разделят на категории по качеству Вопрос объединения аккредитации и лицензирования в одну процедуру остается открытым

Вузы разделят на категории по качеству Вопрос объединения аккредитации и лицензирования в одну процедуру остается открытым

В высшем образовании идут нешуточные споры. А все потому, что вдруг пересеклись интересы сразу нескольких групп людей в вузовском сообществе, да и собственно в чиновничьем аппарате. Видимый предмет спора – аккредитация и лицензирование высших ученых заведений. Скрытый – движение финансовых потоков.

В России отчислили половину вузов За три года прекратили существование более тысячи учебных заведений


В России отчислили половину вузов За три года прекратили существование более тысячи учебных заведений

За три года число вузов и их филиалов в России сократилось почти наполовину - на 1097 организаций. Таким образом, фактически завершена «зачистка» высшего образования в России, объявленная предыдущим руководством Минобрнауки. Она предполагала сокращение числа вузов на 40%, а филиалов - на 80%. В экспертном сообществе отмечают, что теперь система оценки качества высшего образования в России должна сосредоточиться на проверках только там, «где риски наиболее высоки». Собеседники “Ъ” не исключают, что этот вопрос может быть поднят в ближайшее время в связи с «возможной сменой кабинета министров».

«Зачистка» вузов или борьба за качество образования Депутаты и эксперты предлагают запретить закрывать вузы в течение учебного года

«Зачистка» вузов или борьба за качество образования Депутаты и эксперты предлагают запретить закрывать вузы в течение учебного года

Трём государственным вузам Рособрнадзор запретил приём студентов - это Иркутский государственный аграрный университет имени А.А. Ежевского, Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения, а также Орловский государственный аграрный университет имени Н.А. Парахина. Каковы причины и что делать в этой ситуации абитуриентам, студентам и преподавателям?

Пощадит ли Минобразования «репрессированные» вузы


Пощадит ли Минобразования «репрессированные» вузы

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки России (Рособрнадзор) запретила прием студентов в пять высших учебных заведений. Одно заведение полностью лишено аккредитации, у другого приостановлено действие лицензии. По мнению специалистов, как студентам, так и профессорам паниковать пока рано.

Минобрнауки отменило решение слить Геологоразведочный университет с Губкина Геологи назвали это «счастьем»


Минобрнауки отменило решение слить Геологоразведочный университет с Губкина Геологи назвали это «счастьем»

Как стало известно «МК», приказом Минобрнауки №1501 от 30 ноября запланированное ранее слияние Геологоразведочного университета с непрофильным ему «нефтяным» вузом отменено окончательно и бесповоротно. Тем самым один из старейших университетов России сохранит уникальную геологоразведочную школу и достойно отпразднует свое столетие.