Агглютинация прием воображения. Гиперболизация, воображение в психологии - что это? Общая характеристика воображения и его роль в психической деятельности

Психология имеет очень большой спектр направлений. Одним из них является воображение. Это очень интересная и познавательная для изучения тема. Принцип работы мозга человека даёт возможность понять и раскрыть таланты и перспективы на будущее, а также поможет в некотором роде определиться с профессией и увлечениями. Стоить отметить, что воображение тесно переплетается с памятью и мышлением.

Пути создания образов, их свойства и признаки

Воображение – это психический процесс , который проявляется вследствие пережитых эмоций, причём как положительных, так и отрицательных. После каких-либо событий у человека могут возникать картинки в голове. Ещё с малых лет ребёнок начинает фантазировать и додумывать, тем самым требуя от родителей удовлетворения своих желаний. На фоне восприятия окружающего мира и впитывания различных поступков и высказываний мозг малыша способен формировать хитроумный план для своей выгоды.

Виды воображения и его свойства

Таким образом, различают активное и пассивное, а также продуктивное и репродуктивное воображение.

Активное – возникает, когда человек специально воспроизводит в мыслях какое-то значимое событие и додумывает к нему свои желания и ожидания.

Пассивное воображение обычно не зависит от мыслей, а образы и картинки возникают неожиданно в любое время.

Продуктивное воображение – действительность, сознательно конструируется человеком, не исключая добавление творчества.

Репродуктивное - воссоздаёт реальность в первоначальном виде с минимальной долей фантазии, больше напоминая память.

Нашему воображению присущи некоторые свойства, которые приносят весомую пользу мозгу человека:

  • воображение помогает снять нервное напряжение , даже стресс путём переключения сознания на другую тему;
  • оно помогает решать задачи для успешного общения с разными ячейками общества;
  • воображение способно научить разделять события по важности и оставлять мелкие маловажные задачи для дальнейшего решения;
  • с помощью этого свойства воображения мы учимся планировать, анализировать и настраивать себя на определённые действия.

Ещё существуют некоторые пути создания образов:

Воображение может различаться по степени произвольности. Произвольным считается осознанная, направленная деятельность, выполняя которую человек отдаёт себе отчёт относительно её целей и мотивов. К произвольному воображению относятся мечты, творческое, креативное мышление человека. Примером непроизвольного воображения служат сны, в которых элементы происшедших ранее событий всплывают в самых неожиданных формах и образах.

Воспроизведение образов и мысленное структурирование чего-либо также различается по некоторым признакам:

Функции и связь с мышлением

К одной из важных характеристик воображения относят его многофункциональность. Различают несколько таких функций:

  • Познавательная – из названия понятно, что она означает процесс познания и расширения кругозора, а также отображает способность человека конструировать своё поведение в зависимости от ситуации.
  • Функция прогнозирования помогает человеку вообразить конечный результат при незаконченном действии и развивает способность мечтать и достигать поставленных целей, параллельно придумывая способы решения задач и проблем на пути к этим целям.
  • Функция понимания или сочувствия даёт человеку способность сопереживать и понять чувства другого человека и, возможно, придумать как помочь.
  • Функция защиты – предполагаемые трудности человек может предотвратить, выбрав иной путь решения каких-либо вопросов.
  • Функция саморазвития поможет придумывать, фантазировать и творить во благо своего будущего.
  • Функция воспоминания – выражается в способности вспомнить прошедшие события любого характера. Она выражается в виде образов и представлений.

У каждой отдельной личности доминирует та или иная функция, это может зависеть от многих факторов: среда обитания, воспитание, коммуникативные способности, привычки и все то, с чем сталкивается человек на протяжении своей жизни. В соответствии с доминирующей функцией и вырабатывается характер и стиль поведения человека, а также следует отметить, что каждый путь создания образов и представлений в голове – это сложный многоуровневый психический процесс.

Воображение помогает нам решать математические и логические задачи. Решая школьные задания, ребёнок учится находить правильное решение, определять истину и ложь. И чем больше он будет заниматься тренировкой мозга тем, легче ему будет во взрослой жизни, и тем увереннее он будет чувствовать себя в запутанных ситуациях.

Воображение в психологии тесно связано с мышлением и поэтому напрямую влияет на познание мира. Благодаря ему мы можем планировать свои действия, что учит нас организовывать свою жизнь, помогает рисовать в мыслях образы предметов. Всё это способствует развитию аналитического мышления.

Как ни странно, воображение или, как его ещё называют, сила мысли может регулировать наше физическое состояние. То есть если человек жалеет себя, плачется о том, какой он больной, как ему плохо, то он провоцирует свой организм на слабость и болезни. А если человек даже при ощутимом лёгком недомогании осознает, что нужно вести активный образ жизни, помогая своему организму побороть временный недуг, то в таком случае и болезнь пройдёт быстрее и в лёгкой форме.

В итоге мы видим, что воображение - это мощный рычаг или двигатель нашего сознания.

Мозговая деятельность и ее роль в жизни человека

Даже специалисты в области психологии утверждают, что для того, чтобы стать здоровее, нужно образно представить себя таковым, сильным и полным энергии. Было даже проведено исследование на музыкантах, играющих на фортепиано, разделив их на две группы. Одна группа играла на реальном инструменте, а другая образно в мыслях представляла игру на фортепиано. Результаты мысленно играющих оказались не хуже тех, кто играл на инструменте вживую, а также у них наблюдалась хорошая физическая форма.

Итак, мы видим, что развитие мышления и воображения положительно сказывается на жизни человека в целом.

Исследуя воображение, психология имеет конкретную область для его изучения и для анализа мозговой деятельности человека. Определить уровень воображения можно с помощью специальных тестов. Для этого испытуемому задаются конкретные вопросы, и по ответам специалист проанализирует возможности этого психического состояния у каждого конкретного человека.

Высшим проявлением развитости воображения служат сны, с помощью которых человек может корректировать свою жизнь, поступки и поведение окружающих людей. Воображение и психология являются одним из всесторонних предметов изучения, то есть в процессе всей жизни они подлежат изучению.

Возможно, в дальнейшем будут раскрыты неизвестные свойства воображения.

Наряду с восприятием, памятью и мышлением важную роль в деятельности человека играет воображение. В процессе отражения окружающего мира человек наряду с восприятием того, что действует на него в данный момент, или зрительным представлением того, что воздействовало на него раньше, создает новые образы. Воображение – это психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи, состоящий в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности. Механизмы воображения изучены очень слабо, в том числе и его анатомо-физиологическая основа (где в мозгу локализовано и т.д.). Ведущим механизмом воображения служит перенос какого-либо свойства объекта. Воображение всегда есть определенный отход от действительности. Но в любом случае источник воображения – объективная реальность. Будучи теснейшим образом связанным с мышлением, воображение характеризуется большей, чем при мышлении, неопределенностью проблемной ситуации. Воображение является основой наглядно-образного мышления, позволяющему человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. От восприятия воображение отличается тем, что его образы не всегда соответствуют реальности, в них есть элементы фантазии, вымысла. Процесс воображения свойствен только человеку и является необходимым условием его трудовой деятельности. Воображение всегда направлено на практическую деятельность человека. Человек, прежде чем что-либо сделать, представляет, что надо делать и как он будет это делать. Таким образом, он уже заранее создает образ материальной вещи, которая будет изготовляться в последующей практической деятельности человека. Эта способность человека заранее представлять конечный итог своего труда, а также процесс создания материальной вещи резко отличает человеческую деятельность от "деятельности" животных, иногда очень искусной. В психологии различают активное, пассивное, продуктивное и репродуктивное воображение. Пассивное воображение возникает спонтанно, помимо воли и желания человека и подчинено внутренним факторам. В образах пассивного воображения "удовлетворяются" неудовлетворенные, большей частью неосознанные потребности личности. Пассивное в свою очередь делится на произвольное (мечтательность, грезы) и непроизвольное (гипнотическое состояние, сновидовая фантазия). Активное воображение характеризуется тем, что человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы. Включает в себя артистическое, творческое, критическое, воссоздающее и антиципирующее. Активное воображение всегда направлено на решение творческой или личностной задачи. Воссоздающее воображение – один из видов активного воображения, при котором происходит конструирование новых образов, представлений у людей в соответствии с воспринятой извне стимуляцией в виде словесных сообщений, схем, условных изображений, знаков. Антиципирующее воображение лежит в основе очень важной и необходимой способности человека – предвосхищать будущие события, предвидеть результаты своих действий. У пожилых и старых людей воображение больше ориентировано на события прошлого. Творческое воображение – это такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно, создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или общества. (Рибо вывел: Диссоциация – первый этап творческого воображения, этап подготовки материала. Невозможность диссоциации – существенное препятствие для творческого воображения. Ассоциация – создание целостного образа из элементов вычлененных единиц образов. Ассоциация дает начало новым сочетаниям, новым образам).



Продуктивное воображение – в нем действительность сознательно конструируется человеком (но при этом в образе она творчески преобразуется).

Репродуктивное воображение – здесь воспроизводится реальность в том виде, в каком она есть (элементы фантазии).

Существуют также и другие виды воображения:

Сновидения – относятся к разряду пассивных и непроизвольных форм воображения. Фантазии – это образы воображения, которые никак или мало соответствуют действительности.

Галлюцинации – это фантастические видения, не имеющие почти никакой связи с окружающей действительностью (как правило, результат тех или иных нарушений психики или работы организма).

Грезы – это вполне нормальное психическое состояние, представляющее собой фантазию, связанную с желанием, чаще всего несколько идеализируемым будующим.

Мечты - о ни обращены к сфере более или менее отдаленного будущего и не предполагает немедленного достижения реального результата, а также его полного совпадения с образом желаемого. Вместе с тем мечта может стать сильным мотивирующим фактором творческого поиска.

Для трансформации имеющихся образов и представлений и создания новых продуктов в воображении, как и в мышлении, используются операции - слияние (комбинирование), агглютинация, гиперболизация, типизация.

Слияние подразумевает произвольное комбинирование, сравнение и объединение качеств и характерных черт разных объектов в одном образе. Так, Пастернак говорил о том, что в образе Лары в его романе «Доктор Живаго» соединены черты Зинаиды Пастернак и Ольги Ивинской. Толстой писал о том, что в образе Наташи Ростовой слиты качества Сони и Тани (то есть его жены и ее сестры). Точно так же слияние может осуществляться в новой мелодии, соединяющей мотивы нескольких, в чертеже здания, в котором комбинируются несколько архитектурных стилей, и т. д.

Особый вид слияния - это агглютинация, при которой соединяются несоединимые в реальности черты и свойства предметов. Наиболее распространенными примерами агглютинации являются образы сфинкса и кентавра, в которых соединены черты человека с чертами льва (сфинкс) и коня (кентавр). Агглютинации также часто применяются в аллегорических изображениях, в стихах (полумудрец - полуневежа), подчеркивая сложность, противоречивость созданного образа.

Гиперболизация - увеличение или уменьшение предмета, изменение соотношения его частей. Гиперболизация повышает яркость и выразительность образа, выдвигая на первый план какие-то определенные его черты. Так, например, в классической комедии Фонвизина «Недоросль» Правдин, Скотинин не похожи на реальных людей, но созданы для отражения (и осмеяния) определенных черт характера, стиля поведения. Гиперболизация применяется и в сказках, в которых описывается, например, необыкновенная сила или рост богатырей, что подчеркивает их храбрость и отвагу. Ум и ловкость ребенка (Мальчика-с-пальчика) особенно велики по контрасту величиной и глупостью людоеда - это тоже результат гиперболизации.

Операция акцентирования и заострения, так же как и гиперболизация, связана с намеренным усилением какой-то одной черты описываемого образа. Особенность этих операций в том, что в этом случае выделяется какая-то часть или деталь, которая становится доминирующей. Наиболее распространенной формой акцентирования являются шаржи и карикатуры.

Другими способами придания дополнительной выразительности образу, являются типизация и схематизация. Схематизация предполагает сглаживание различий предметов и выявление черт сходства между ними, а типизация - выделение существенных признаков и свойств, повторяющихся в однородных явлениях. И в том и в другом случае происходит обобщение наиболее типичных для данной группы людей черт. Естественно, что при этом полностью игнорируются все специфические личностные качества, хотя в отличие от гиперболизации правдоподобие в описании героев сохраняется. Типизация использована, например, А. Н. Островским в описании купцов в его пьесах, Мольером, раскрывшим наиболее распространенные черты выскочек, разбогатевших и стремящихся попасть в другую социальную группу.

Воображение тесно связано с другими сферами психики и другими познавательными процессами - эмоциями, с памятью и мышлением.

Любая сильная эмоция стимулирует работу воображения. Испытывая страх, люди воображают себе различные опасности, часто существенно их преувеличивая. Воображение может заставить человека почувствовать себя больным или, наоборот, здоровым, добавить уверенности в себе или, наоборот, вообразить себя совершенно беспомощным. Чувство неуверенности в себе часто связано с воображаемыми «косыми взглядами» окружающих, скрытыми упреками в абсолютно нейтральных фразах и ситуациях. Положительные эмоции, например ожидаемая радость, вызывают в воображении разнообразные картины реализации желания, а отрицательные приводят к преувеличению неудач и неприятностей, как настоящих, так и будущих.

Однако не только чувства вызывают воображение, но и воображение усиливает переживания. Пациент, ожидающий своей очереди у зубного врача, воображает себе предстоящее испытание, а голоса или звук бормашины делают образы еще более живыми и отчетливыми, усиливая страх. Воображаемая реакция близкого человека на подарок вызывает радость от его приобретения, а возможная оценка окружающими неблаговидного поступка способна вызвать стыд и удержать от его совершения.

Не менее тесной является и связь воображения с памятью, с опытом людей. Существует весьма распространенный стереотип что у детей воображение более живое и богатое, чем у взрослого человека. Однако это мнение в корне неверно, так как у детей, несмотря на высокую гибкость и пластичность их психики, способность быстро откликаться на события, крайне низка продуктивность воображения. Их фантазии отражают их эмоциональные переживания и желания. В своих рассказах дети не стремятся создать что-то, но хотят снизить эмоциональное напряжение. Поэтому ни содержание, ни форма рассказа их не волнует, и переживания отливаются в традиционный набор фраз и фабул, заимствованных из разговоров взрослых, фильмов или сказок. Упомянутый стереотип отражает только тот факт, что дети чаще делятся своими воображаемыми желаниями и страхами, чем взрослые, а их содержание более оторвано от жизни (так как нет опыта этой жизни).

Роль памяти, знаний особенно отчетливо видна в репродуктивном возражении, так как многие факты, неизвестные человеку, он просто не может себе представить. Это проявляется, например, в реакции людей, не переживших войну, на рассказы или поведение беженцев из Чечни, описания исторических событий. В этом плане характерен пример Б. М. Теплова, рассказавшего о мальчике семи - восьми лет, который, описывая события Смутного времени и пострижение князя Шуйского в монастырь, сказал, что он сначала пошел в парикмахерскую, а затем был вынужден запереться в монастыре. Понятие пострижения в монахи, незнакомое ребенку, было в воображении заменено более знакомым образом стрижки в парикмахерской. Это крайне яркий и наглядный пример иллюстрирует механику и менее ярких, но весьма распространенных ошибок при построении воображаемых образов.

Воображение заменяет мышление в случаях затруднения при решении проблемных ситуаций, помогая дополнить недостающие данные воображаемыми, при этом степень включенности воображения в процесс деятельности определяется степенью неопределенности ситуации, полнотой или дефицитом имеющейся о ней информации.

Творческое воображение, как и творческое мышление, связано с креативностью. Креативность подразумевает творческие способности, характеризующие готовность человека к продуцированию принципиально новых идей. Часто креативность отождествляют с творчеством, стремлением к продуктивной деятельности, ставшей устойчивой чертой личности. По мнению многих ученых, креативность входит в структуру одаренности в качестве независимого фактора, а потому имеет связь с определенными психодинамическими характеристиками, например с пластичностью.

Выделяют образную и вербальную креативность, то есть преимущественную способность создавать новое в образном или словесном (вербальном) планах. Первой в онтогенезе проявляется образная креативность, которая до семи- восьми лет существенно опережает вербальную у всех детей. Выше уже упоминалось о данных Вертгеймера, доказавшего чувствительность творческого мышления к схеме. Развитие креативности подтверждает этот факт, так как вербальный план в творчестве, как правило, не развивается, если ему не предшествовал образно-схематический. У старших детей и взрослых появляются уже индивидуальные склонности к виду творческой деятельности, причем ее продуктивность редко бывает одинаково высокой в обоих планах.

Гилфордом были выделены ведущие параметры и образной, и вербальной креативности:

● оригинальность - способность продуцировать отдаленные ассоциации, необычные ответы;

● семантическая гибкость - способность на основе выделения функции объекта предлагать его новое использование;

● образная адаптивная гибкость - способность изменять форму стимула так, чтобы увидеть в нем новые признаки и возможности для использования;

● семантическая спонтанная гибкость - способность к продуцированию разнообразных идей в нерегламентированной ситуации.

Впоследствии характеристика креативности была дополнена способностью к обнаружению и постановке проблем и способностью к усовершенствованию путем добавления деталей.

Развитие основных положений концепции Гилфлорда было осуществлено в работах Е. П. Торренса. Креативность рассматривалась Торренсом как естественный процесс, который порождается сильной потребностью человека в снятии напряжения, возникающего у него в ситуации дискомфорта, вызванного неопределенностью или незавершенностью деятельности.

Важным моментом, который подчеркивали практически все ученые, является несовпадение уровня креативности с уровнем мышления. Как показали исследования, интеллект только до определенного уровня стимулирует развитие творчества, а высоко развитое мышление (особенно словесно-логическое) может даже ему препятствовать, направляя интеллектуальную деятельность на быстрое достижение правильного, но не оригинального результата. Более тесной является связь творческих способностей с памятью, а не с мышлением, при этом хорошая механическая память может быть показателем творческих способностей, но ее отсутствие не говорит о низком уровне креативности.

«Преобразование действительности в воображении не является чисто произвольным её изменением, оно имеет свои закономерные пути, которые находят выражение в типичных способах или приёмах преобразования.

Одним из таких приёмов является комбинирование , сочетание данных в опыте элементов в новых, более или менее необычных комбинациях. Это очень распространённый способ преобразования действительности. Он находит применение в науке, в техническом изобретательстве; им пользуются в искусстве, в художественном творчестве.

Так, Толстой писал, что образ Наташи он создал, взяв одни черты у жены своей Сони, другие - у её сестры Тани, «перетолок» их и таким образом получил образ Наташи. Однако, несомненно, что основная работа создания художественного образа Наташи состояла не в «комбинировании» черт Сони и её сестры Тани, а в том очень сложном творческом процессе, глубоко переработавшем и по существу преобразовавшем одни и другие черты, о котором Толстой упоминает, говоря, что он «перетолок» черты обеих сестёр. Только в результате глубокого синтеза и преобразования и мог получиться такой на редкость целостный образ Наташи.

Частным случаем преобразования посредством комбинирования или новых сочетаний данных в опыте элементов является так называемая агглютинация ,которой издавна широко пользовалось искусство. Она встречается, например, в памятниках древнеегипетского искусства и в искусстве североамериканских индейцев.

Примером агглютинации может служить и приведённая на рисунке аллегорическая фигура. Комментируя свою композицию, Леонардо да Винчи поясняет, что она изображает «удовольствие вместе с неудовольствием, и изображаются они близнецами, так как иногда одно неотделимо от другого; делаются они с повернутыми спинами, так как они противоположны друг с другом...». Из этих слов художника отчётливо видно, что комбинирование, или агглютинация, регулируется и направляется определённой тенденцией, придающей ей смысл. Комбинирование - это обычно не случайный набор, а подбор определенных черт. Художник производит его сознательно, руководствуясь определённой идеей, замыслом, общей композицией. Иногда тенденция, определяющая и регулирующая новые сочетания элементов в воображении, функционирует бессознательно; но она, как всегда, имеется, заключаясь в мотивах, определяющих деятельность воображения. Сторонники ассоциативной, атомистической концепции склонны были выдвигать комбинирование как единственный прием преобразующей деятельности воображения. Само комбинирование сводилось при этом лишь к новым сочетаниям и перегруппировкам неизменных элементов, данных на опыте.

Несомненно, что отправной точкой для преобразований, осуществляемых воображением, служит опыт. Поэтому, чем шире, богаче, разнообразнее опыт человека, тем - при прочих равных условиях - богаче будет и его воображение. Но признание этой зависимости воображения от опыта ни в коем случае не должно привести к признанию той широко распространённой и глубоко укоренившейся, хотя и ошибочной, теории, согласно которой преобразование, осуществляемое воображением, сводится к комбинированию, т. е. к перемещению или (перегруппировке элементов. Эта сугубо механистическая концепция воображения, предполагающая, что сами элементы должны оставаться неизменными, неразрывно связана с ассоциативной психологией, и её значимость падает вместе с ней. Восприятие действительности не состоит из пучков, связок или механических агрегатов неизменных элементов. Все его образования могут подлежать преобразованию, которое производит воображение. Эти преобразования чрезвычайно многообразны; они включают комбинирование как один из приемов, но никак не сводятся к нему.

В результате преобразующей деятельности воображения, поскольку речь идёт о творческом воображении, получается не просто новое сочетание или комбинация неизменно данных элементов или черт, а единственный новый образ, в котором отдельные черты не просто суммированы, а преобразованы и обобщены.

Комбинирование является лишь «механизмом», действие которого обычно подчинено какой-то тенденции, определяющей подбор комбинируемых моментов и придающей ему смысл. Другим приёмом преобразующей деятельности воображения является акцентуирование некоторых сторон отображаемого явления, которое преобразует общий его облик.

Акцентуирование - это подчёркивание черт. Оно достигается часто посредством сдвига, изменения пропорций. Этим приёмом в более или менее резкой, грубой форме пользуется карикатура: карикатура воспроизводит черты оригинала, иначе она не попала бы в того, в кого она метит; но она утрирует те или иные его черты, иначе она не была бы карикатурой. При этом акцентуирование, чтобы быть значимым, должно выделять характерное, существенное, должно в наглядном образе, в частном и конкретном выявлять общезначимое.

Отсюда идут две линии. С одной стороны, количественный аспект изменения пропорций в смысле размеров находит себе специфическое выражение в изменении величин, в уменьшении и увеличении (литоты и гиперболы), которым широко пользуются в фантастическом изображении действительности. Так, в сказках, в былинах, в народном творчестве обычно фигурируют богатыри-великаны небывалых размеров и невиданной силы (Святогор кладёт Илью Муромца себе в карман, от его свиста листья с деревьев падают и земля дрожит; у Ф. Рабле маленький Гаргантюа, забавляясь, снимает колокола с собора Нотр-Дам и вешает на шею своей лошади, и т. д.; в сказках встречается мальчик-с-пальчик). Эти преувеличения и преуменьшения, сдвиги размеров и величин в фантастическом изображении действительности всегда мотивированы какой-то смысловой тенденцией. Внешность великана, грандиозные размеры, физическая сила, величественность внешнего облика могут служить для того, чтобы сделать наглядной, очевидной внутреннюю силу и значительность изображаемого таким образом героя. С другой стороны, сильно преуменьшенные по сравнению с действительностью, фантастически малые внешние размеры могут силой контраста особо подчеркнуть большие внутренние достоинства подобного персонажа. Так же как игра еле видного на эстраде ребенка производит большее впечатление, чем объективно равная игра взрослого человека, проявление ума, сообразительности, бесстрашия со стороны ребёнка особенно поражает, если он представляется как мальчик-с-пальчик. Таким образом, отклонение от действительности, фантастические большие или меньшие размеры служат для того, чтобы рельефнее выявить и ярче осветить определенное явление, свойство или сторону действительности.

Наконец, преобразование действительности в деятельности творческого воображения идет по линии типизации , т. е. специфического обобщения. Уже акцентуирование подчеркивает и этим выделяет нечто как существенное. Это лишь один из путей, которыми идёт преобразование единичного образа, придающее обобщённое значение. Акцентуирование одних черт или сторон образа сочетается с рядом других преобразований: одни черты вовсе опускаются, как бы выпадают, другие упрощаются, освобождаются от ряда частностей, деталей, их усложняющих моментов. […]

Все средства выразительности (тропы, фигуры и т. п.), которыми пользуется литературное творчество, служат проявлением преобразующей деятельности воображения. Метафоры, олицетворения, гиперболы, антитезы, литоты - это всё приёмы, которыми так акцентуируется тот или иной аспект в образе, что весь он преобразуется. Все основные формы творческого преобразования действительности, которыми пользуется литература, отражают в переработанном, стилизованном виде те преобразования, которыми пользуется воображение».

Рубинштейн С.Л., Основы общей психологии, СПб, «Питер», 2008 г., с. 304-307.

Творческое преобразование действительности в воображении подчиняется своим законам и осуществляется в соответствии с определенными способами и приемами. Новые представления, благодаря операциям анализа и синтеза, возникают на основе того, что уже запечатлено в сознании. Таким образом, процессы воображения состоят в мыслительном разложении исходных представлений на составные части (анализ) и последующем их соединении в новых сочетаниях (синтез), т.е. носят аналитико-синтетический характер.

Перечислим приемы и способы процесса воображения.

1. Агглютинация - "склеивание", комбинация, слияние отдельных элементов или частей нескольких предметов в один образ. К примеру, образ водяной русалки в народных представлениях создался из образов женщины (голова и туловище), рыбы (хвост) и зеленых водорослей (волосы).

2. Акцентирование или заострение - выделение и подчеркивание какой-либо части, детали в создаваемом образе. Карикатуристы выделяют самое существенное в образе, меняя пропорции: болтуна изображают с длинным языком, любителя поесть наделяют объемистым животом.

3. Гиперболизация- увеличение или уменьшение предмета, изменение количества частей предмета или их смещение. Например, многорукий Будда в индийской религии, драконы с семью головами, одноглазый циклоп.

4. Схематизация- сглаживание различий предметов и выделение черт сходства между ними. Так создаются национальные орнаменты и узоры, элементы которых заимствованы из окружающего мира.

5. Типизация - выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях, и воплощение его в конкретном образе. А.М. Горький писал: "Как строятся типы в литературе? Они строятся, конечно, не портретно, не берут отдельно какого-нибудь человека, а берут тридцать-пятьдесят человек одной линии, одного рода, одного настроения и из них создают Обломова, Онегина, Фауста, Гамлета, Отелло и т.д. Все это обобщенные типы".

Воображение различается у людей по нескольким признакам:

яркости образов;

степени их реалистичности и правдивости, новизне, оригинальности;

широте воображения;

произвольности, т.е. умению подчинять воображение поставленной задаче (высокоорганизованное и неорганизованное воображение);

типу представлений, которыми преимущественно оперирует человек (зрительные, двигательные и т.д.);

устойчивости.

Воображение многофункционально. Среди его важнейших функций Р.С. Немов называет следующие.

Представление действительности в образах и возможность пользоваться ими. Воображение ориентирует человека в процессе деятельности - создает психическую модель конечного или промежуточного продуктов труда, что и способствует их предметному воплощению. Эта функция воображения связана с мышлением и органически в него включена.

Регулирование эмоциональных состояний. При помощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность.

Произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций. С помощью искусно вызываемых образов человек может обращать внимание на нужные события. Посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями.

Формирование внутреннего плана действий - способности выполнять их в уме, манипулируя образами.

Планирование и программирование деятельности - составление таких программ поведения, когда проблемная ситуация не определена.

Управление психофизиологическим состоянием организма. С помощью воображения чисто волевым путем человек может влиять на органические процессы: изменять ритмику дыхания, частоту пульса, кровяное давление, температуру тела. Данные факты лежат в основе аутотренинга, широко используемого для саморегуляции.