Андрей боголюбский краткая биография для детей. Какую роль андрей боголюбский сыграл в возникновении российского государства. Кратко годы правления Андрея Боголюбского

Почему Андрей Боголюбский не стал править в Киеве после взятия города в 1169 году? Была ли его гибель от рук заговорщиков связана с основанием Москвы? Можно ли считать князя Андрея родоначальником деспотических традиций Московской Руси? Об этом «Ленте.ру» рассказал доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН Антон Горский.

От Киева к Владимиру

«Лента.ру»: Знаменитый русский историк Василий Ключевский назвал князя Андрея Боголюбского первым великороссом, но почему он так малоизвестен нашей широкой публике, в отличие от того же Александра Невского?

Горский: Конечно, Александр Невский, а также отец Андрея Боголюбского Юрий Долгорукий или его дед Владимир Мономах - это более известные персонажи русской истории. Что касается «первого великоросса», то Ключевский писал очень образно, и тут в его оценке личности князя Андрея Юрьевича мы имеем дело с некоторой гиперболой. В дореволюционной российской историографии было принято считать, что именно в эпоху Андрея Боголюбского политический центр Древней Руси переместился из Киева в Суздальскую землю. Подобные утверждения до сих пор встречаются и у некоторых современных историков.

Это было не так?

Не совсем. Такие представления основаны на более поздних источниках, а именно на «Степенной книге», составленной при Иване Грозном. В ней была идеологически четко сформулирована мысль о переходе в правлении Андрея Боголюбского «старейшинства» и «самодержавства» от киевских князей сначала к владимирским, а потом и к московским Рюриковичам.

Конечно, в середине XII века Суздальская земля была одной из сильнейших на Руси, но никакого перемещения общерусской столицы из Киева во Владимир тогда не было. Киев вплоть до Батыева нашествия и даже некоторое время после него сохранял статус стольного града всей Русской земли. Вы упомянули Александра Невского - так вот именно в его эпоху Киев перестал быть общерусской столицей.

Почему? Из-за монгольского нашествия?

Да, после Батыева нашествия великий хан в Каракоруме старейшим среди русских князей признал Ярослава Всеволодовича, который и получил Киев. После его смерти киевским князем стал его сын Александр Ярославич, но он в разоренную монголами столицу не поехал, отправив туда своего наместника. Сам он сидел сначала в Новгороде, а потом во Владимире. Вплоть до конца XIII века Киев считался владением владимирских князей, но сами они там никогда не сидели.

Изображение: художник Иван Билибин

Позже в результате политической борьбы в Орде и на Руси владимирские князья утратили Киев, но сохранили статус первых среди русских князей. Вот с этого времени и можно считать, что Владимир стал общерусской столицей, тем более что в середине XIV века Киев отошел Великому княжеству Литовскому. Но в XII веке, при Андрее Боголюбском, этого еще не было.

Зодчие от Барбароссы

Но князь Андрей тоже считался старейшим среди русских князей, хотя сам в Киеве не правил.

После смерти в 1157 году отца, киевского князя Юрия Долгорукого, Андрей успешно занимался обустройством Северо-Восточной Руси, перенеся столицу Суздальской земли из Суздаля во Владимир. Он стал претендовать на старейшинство в роду Рюриковичей после 1167 года, когда в Киеве скончался старший внук Владимира Мономаха Ростислав Мстиславич, родоначальник смоленского княжеского дома. И хотя старшим среди потомков Мономаха считался именно Андрей Юрьевич, киевским князем стал его двоюродный племянник Мстислав Изяславич из волынской ветви Мономаховичей. В ответ князь Андрей сформировал коалицию из многих русских князей во главе со своим сыном Мстиславом, чьи войска в марте 1169 года захватили и разграбили Киев.

Андрей Боголюбский не стал править в городе, оставив там на княжении младшего брата Глеба. Тогда впервые возникла ситуация, когда первый среди русских князей не стал одновременно и киевским князем, а остался сидеть во Владимире, на далекой северо-восточной окраине тогдашней Русской земли. Но такое положение вещей продлилось лишь два года: в 1171 году Глеб Юрьевич умер при странных обстоятельствах - есть подозрения, что его, как и отца, Юрия Долгорукого в 1157 году, отравили киевские бояре. Новый поход на Киев, организованный Андреем Боголюбским в 1173 году, окончился провалом, а через год его убили.

Почему Андрей Боголюбский не захотел княжить в Киеве, а остался в заштатном по тогдашним понятиям Владимире?

Еще при жизни отца, киевского князя Юрия Долгорукого, Андрей без его разрешения покинул Вышгород и уехал в Северо-Восточную Русь, где развернул бурную деятельность. Андрей Боголюбский стремился обустроить Владимир по образцу и подобию Киева и Константинополя. Именно при его власти в городе, основанном полвека назад его дедом Владимиром Мономахом, появились Золотые ворота и величественный Успенский собор.

Правда ли, что эти и некоторые другие сооружения были западноевропейскими мастерами, присланными по просьбе Андрея Боголюбского германским королем и императором Священной Римской империи Фридрихом Барбароссой?

Конечно, и ничего удивительно в этом нет. В домонгольский период у владимиро-суздальских князей обширные контакты с Германией и Северной Италией, которая тогда входила в состав Священной Римской империи. Есть сведения, что когда в конце XV века приглашенный Иваном III для строительства Успенского собора в Московском Кремле итальянский зодчий Аристотель Фиораванти приехал во Владимир и увидел местный Успенский собор, он сразу определил: «Его возводили наши мастера». Именно Успенский собор во Владимире Фиораванти взял за образец для сооружения Успенского собора Московского Кремля.

Одним из самых выдающихся правителей Древней Руси по праву считается Андрей Боголюбский, имевший громкий титул «Святой Благоверный князь». Он, как сын Юрия Долгорукого, правил достойно, с честью продолжая дело своих известных предков. Основал город Боголюбый, в честь которого и получил свое прозвище, перенес центр Руси из Киева во Владимир. При нем город и все Владимирское княжество развивалось активными темпами и стали поистине могущественны. В 1702 году Русская Православная церковь канонизировала Андрея Боголюбского, сегодня его мощи находятся в Успенском соборе в его любимом городе Владимире.

Вконтакте

Биография

Когда родился великий князь точно не скажет ни один историк, в летописях чаще всего указывается 1111 год, но есть и другие даты, например – 1115. Зато место рождения определенно точно – Ростово-Суздальская Русь, именно этот глухой край лесов он признавал родиной.

О его ранних годах жизни известно только, что он получил хорошее образование и воспитание, основанное на духовности и христианской религии. Гораздо больше информации имеется о времени, когда по приказу отца, Андрей, достигнув совершеннолетия, начинал править в разных городах.

Годы его княжества можно условно разделить на несколько периодов:

  • Вышгород (1149 и 1155)
  • Дорогобужск (1150-1151)
  • Рязань (1153)
  • Владимир (1157-1174).

В 1149 году Андрей Боголюбский отправлен своим отцом править Вышгородом, но уже через год получает перевод на запад, однако и там долго не задерживается. Вопреки желанию Юрия Долгорукого видеть сына в Вышгороде, тот после возвращения остается жить и править в любимом городе Владимире, куда, согласно некоторым историкам, перевозит знаменитую икону Владимирской Богоматери.

Даже унаследовав после смерти отца в 1157 году звание Великого князя, Андрей Болюбский в Киев не возвращается. Специалисты полагают, что этот факт дал начало организации централизованной власти и повлиял на перевод столицы во Владимир.

В 1162 князь, заручившись поддержкой своей дружины , выгоняет из Ростово-Суздальских земель всю свою родню и войско отца, что делает его единственным правителем этих земель. За время правления Андрея Боголюбского власть Владимира сильно укрепилась и расширилась, были завоеваны множество окрестных земель, это дало ему значительное влияние в политике на северной и восточной части Руси.

В 1169 князь со своими дружинниками в результате удачного похода, практически полностью разоряет Киев.

Многие бояре были разозлены его быстрорастущей властью, жестокими расправами и самовластным характером, и поэтому уже в 1174 они, сговорившись, убивают Андрея Юрьевича в основанном им Боголюбове .

Внешняя и внутренняя политика

Главным достижением князя Андрея во внутренней политике по праву считается увеличение благополучие и состоятельность Ростово-Суздальских земель. В начале его правления в это княжество приезжало множество людей из соседних городов, киевских беженцев, мечтавших осесть в тихом и безопасном месте. Большой приток народа повлиял на быстрый экономический рост региона. Княжество, а позже и город Владимир непривычно быстрыми темпами увеличивали свое влияние на политическое арене и благосостояние в целом, благодаря чему к последним годам жизни Андрея Боголюбского именно они, в обход Киева, стали центром Руси.

При Андрее Боголюбском огромное внимание уделялось развитию сфере духовной и культурной, он не единожды предпринимал попытки сделать Русь независимой от Византии в религиозном плане, учредил новые православные праздники. Частыми гостями стали зодчие, приглашенные для строительства храмов и соборов, за счет чего в зодчестве появилась особенная русская традиция и были возведены знаменитые Золотые ворота, город-замок Боголюбово и несколько храмов, например, Покрова-на-Нерли, Рождества Богородицы в Боголюбове.

Внешняя политика князем велась также тщательно. Более всего его волновала защита земель от кочевников, регулярно совершавших свои набеги. Он дважды провел походы в Волжскую Булгарию. В результате первого. состоявшегося в 1164, был взят город Ибрагимов сожжены три других города, второй поход в 1171 году состоялся при участии сыновей князей Мурома и Рязани и принес богатую добычу.

Итоги правления

Самым главным и важным итогом правления князя Андрея Боголюбского несомненно стало смещение политико-экономического центра из Киева во Владимир.

Но этим успехи князя не ограничились , среди его основных достижений следует упомянуть:

  • во многом удачные попытки объединения страны,
  • изменение политического строя (избавился от уделов и создал централизованную власть),
  • оказал существенное влияние на создание русской традиции в зодчестве.

В 1702 году князь был канонизирован. Несмотря на справедливую критику такого решения, понять мотивы Церкви можно. История изгнания Андреем Боголюбским своих младших братьев и разорение Киева забыты, но все помнят, что именно он привез икону Божьей Матери во Владимир. При нем построены великолепные храмы и, конечно, он принял мученическую смерть.

Самые первые летописные упоминания об Андрее Боголюбском датируются периодом соперничества его отца Юрия Долгорукого с Изяславом Мстиславовичем, своим племянником. При этом, точная дата его рождения неизвестна, но исследователи утверждают, что это было в 1111 году в Суздале. Также скудны сведения и о ранних годах будущего русского правителя, но вряд ли он не смог получить принятое тогда для князей хорошее образование и воспитание, большую роль в котором занимали христианство и духовность.

После своего совершеннолетия в 1149 году отец отправляет Андрея княжить в Вышгород, но через год он был переведён в западные территории Руси, где взял управление над городами Пересопница, Пинск и Туров. В 1151 году Юрий возвращает его в Суздальскую землю, а в 1155 году опять посылает его княжить Вышгородом. Против воли отца Андрей вскоре вернулся во Владимир, привезя с собой, согласно легендам, икону Богорордицы. Далее он продолжает править Владимиром.

После кончины Долгорукого в 1157 году Андрею переходит киевский княжеский престол, но он напрочь отказывается от переезда в Киев, противясь обычаям. В том же году Боголюбский избирается князем Владимирским, Суздальским и Ростовским. Уже в 1162 году он, заручившись немалой поддержкой, изгоняет своих родственников из Ростово-Суздальского княжества, становясь единым правителем в княжестве.

За срок своего правления Русью Андрею Боголюбскому удалось подчинить себе немалые территории, завоевав большое политическое влияние в северо-восточной части Руси.

В 1164 году его войско совершает поход на волжских булгар, который оказался довольно удачным, а в 1169 году он разоряет со своей дружиной Киев.

Князь Андрей Боголюбский погиб в ночь с двадцать девятого на тридцатое июня 1174 года в результате боярского заговора в Боголюбове, а уже в 1702 году он был канонизирован русской православной церковью.

В период правления данного правителя Ростово-Суздальское княжество начало свой расцвет, благодаря тому, что в него стали сходиться людские массы, бежавшие с Киева и других княжеств, которые постоянно подвергались набегам кочевников.

Историки считают, что именно грамотная внутренняя и внешняя политика Боголюбского смогли превратить Ростово-Суздальское княжество с городом Владимир в один из самых мощных экономических и политических центров державы.

Одним из самых умных и выдающихся князей Древней Руси является Андрей Боголюбский (Дорогобужский, Владимирский, Рязанский, Вышгородский). При жизни этот выдающийся человек получил большой чин «Благоверный и Святой правитель». Андрей – внук Владимира Мономаха и сын Юрия Долгорукого. Подобно своим знаменитым предкам, он был замечательным и талантливым политиком.

Благодаря его стараниям, на реке Нерли был возведён город Боголюбый, в честь которого Андрею в народе и дали прозвище. Согласно краткой биографии Андрея Боголюбского, известно, что именно его заслугой является перенос экономического и политического центра в город Владимир.

На реке Нерли был возведён город Боголюбый

Кроме того, князь был поистине верующим человеком, за что церковь причислила его к лику Святых. Его мощи и по сей день находятся в его любимом городе Владимире и хранятся в Успенском соборе. Кратко о фактах биографии Андрея Боголюбского далее.

Когда появился на свет князь Андрей Боголюбский, точно сказать нельзя. Его дата рождения упоминается в разных источниках. Но историки больше склоняются к 1111 году, так именно на этот период, согласно русским летописям, приходится на вражду между его отцом – князем Долгоруким и Изяславом Мстиславовичем.

Князь Андрей Боголюбский

Городом рождения великого правителя является Суздаль. О детстве и отрочестве Андрея Юрьевича Боголюбского тоже мало что известно. Однако если проследить за его методикой правления, то с уверенностью можно сказать, что он получил хорошее образование и достойное воспитание. Достаточно много в летописях рассказывается о его духовном развитии.

Городом рождения великого правителя является Суздаль

Более подробно о жизни будущего правителя повествуется после наступления его совершеннолетия, когда, по приказу отца, он начал править в различных городах Руси.

В 49-м году 10 века князь Долгорукий отправил его в город Вышгород. Там и началась политическая деятельность Андрея. Спустя год ему снова пришлось переезжать. На этот раз — на Запад. Там князь снова задержался всего на год. Затем он переехал во Владимир и правил там 4 года. В 1155 году его отправили обратно в Вышгород.

В 49-м году 10 века князь Долгорукий отправил его в город Вышгород

Вопреки желанию отца и благодаря безграничной любви к городу Владимиру, Андрей Боголюбский решил возвратиться туда и остаться навсегда. Вместе с собой он привёз неизвестную икону с изображением Марии – Матери Божьей. По сей день она имеет огромное значение для церкви, а православные припадают к ней, прося помощи при любых нуждах (оригинал хранится в Третьяковской галерее).

Владимир на тот момент был отстающей частью княжества, с точки зрения политики и экономики. В 1157 году умер князь Долгорукий, и престол по праву достался его сыну. Однако, согласно краткой биографии Андрея Боголюбского, он не захотел покидать родной Владимир и переезжать в Киев.

Вместе с собой он привёз неизвестную икону с изображением Марии

Сразу же произошло перераспределение власти, которое до сих пор является предметом спора между историками. Согласно биографии Андрея Боголюбского, он изгнал из княжества всех людей, близких ему по крови, чтобы устранить претендентов на трон и стать единым правителем на Суздале-Ростовских землях.

За все годы правления князь присвоил себе множество земель и оказывал существенное влияние на север и восток Руси. В 1169 году Андрей совершил наступление на бывшую столицу Руси Киев. Город остался почти полностью разорённым.

Внутренняя и внешняя политика

Главным достижением князя является процветание в суздальских и ростовских регионах, а также расширение территории княжества. Хороший толчок к экономическому развитию дало бегство народа из столицы, которые были наслышаны о добродетелях Боголюбского Андрея и надеялись, что именно он даст им хорошую жизнь.

За период правления Андрея Владимир достиг высокого уровня политического воздействия на иные регионы. Город расцветал с каждым годом всё больше. А позже во Владимире и вовсе сосредоточился центр политической власти.

За период правления Андрея Владимир достиг высокого уровня

Кроме того, Боголюбский практически заново отстроил Владимир. За годы его княжества было возведено огромное количество сооружений, в том числе, Успенский собор, Владимирская крепость, которые на сегодняшний день являются реликвиями русского народа.

Святой Боголюбский Андрей также хотел привить русскому народу духовность и многое для этого сделал. Несколько раз князь просил киевскую митрополию дать религиозную самостоятельность Владимиру, на что каждый раз её члены отказывали ему. Князь также ввёл множество христианских праздников. Но это не все благодетели Андрея Боголюбского. Он славился также тем, что построил огромное количество храмов и соборов.

Князь стремился создать идеальную защиту для своих территорий от врага и всегда тяготел к независимости. Боголюбский также совершил несколько успешных походов со своим войском на Булгарию.

Смерть и канонизация

Житие Боголюбского Андрея закончилось в 1174 году. Он погиб от рук, что называется, «больших» бояр, не разделяющих его методику властвования. Убийство произошло в ночь с 28 на 29 июня.

Согласно летописям, возглавили бунт дальние родственники правителя, которые некоторое время проживали и правили на теперешних московских землях. Убили Святого и Благоверного князя Боголюбского Андрея обманом в собственной спальне. Поскольку правитель был сильным, он достаточно долго сопротивлялся. А когда изнемог, то окровавленный упал на пол.

Житие Боголюбского Андрея закончилось в 1174 году

Убийцы подумали, что он умер и вышли из покоев. Но Андрей остался жив. Ему даже удалось доползти до лестницы и спрятаться. Но окровавленный след не позволил ему скрыться. Тогда враги нанесли последний удар. Перед смертью Боголюбский обратился к Богу и сказал: «Господи, придаю душу свою в руки Твои!».

Тело князя лежало на земле до тех пор, пока люди грабили его дом. И только верный помощник Кузьмище Киянин не побоялся и отнёс тело Андрея Боголюбского в церковь, где через несколько дней после смерти бывшего правителя отпели.

Сейчас мощи Андрея Боголюбского хранятся в раке в кафедральном соборе Владимирской митрополии

Будущий великий князь родился в 1111 г. в «чудском захолустье», как тогда называли Ростовскую область, обособившуюся в отдельное княжество. Андрей Юрьевич получил хорошее по тем временам воспитание и образование. Долгорукий доверил сыну управлять Владимиром, маленьким пригородом Суздаля.

Андрей княжил во Владимире долгие годы. Первые упоминания о владимирском князе в летописях появились в 1146 г., то есть Андрею было уже 35 лет. В этот год Юрий Долгорукий с мечом в руке сражался за киевский престол со своим двоюродным братом великим князем Изяславом Мстиславичем (1097–1154). Андрей со своей дружиной тоже принимал участие в сражениях на стороне отца. В рассказе летописца об этих событиях как раз и было найдено описание характера князя Андрея.

Его боевая удаль была примером для дружины. Андрей всегда был в самой гуще битвы. Он мог не заметить сбитого с головы шлема и продолжать разить противника направо и налево. Летописец отмечает редкое умение князя усмирять после сражения свой воинственный пыл и сразу превращаться в осторожного и благоразумного политика.

Несмотря на то что Андрей был славным бойцом, он не любил войну. После каждого сражения князь торопился заключить мир с побежденным противником. В летописи есть строки, раскрывающие одну из черт его характера: «У него всегда все было в полном порядке и наготове, каждую минуту он был настороже и не терял голову в возникшем вдруг переполохе». Эту черту Андрей унаследовал от своего деда, Владимира Мономаха. Кроме того, он был таким же набожным, как дед.

В 1149 г. Юрий Долгорукий сел на киевский престол, но борьба с двоюродным братом еще не окончилась. Изяслав Мстиславич, вернувшись со своей дружиной, вынудил его оставить город. Долгорукий очень болезненно переживал поражение, Андрей же никогда не понимал отца.

Сам он не стремился княжить в Киеве. Андрею было досадно наблюдать за тем, как его многочисленная родня постоянно враждует друг с другом в то время, когда русские города грабят половцы, а многие княжества полностью разорены.

Только после кончины Изяслава Мстиславича Юрий Долгорукий вторично и ненадолго сел на киевский престол, а Андрея посадил княжить в Вышгороде. Но тот не выдержал и тайно от отца уехал в близкий его сердцу Суздальский край.

Из Вышгорода Андрею удалось вывезти во Владимир чудотворную икону Божией Матери. Впоследствии эта икона, названная Владимирской Божией Матерью, стала главной святыней Суздальской земли. С ней связаны многие народные предания. Князь Андрей построил для иконы один из самых красивых православных храмов – церковь Успения Богородицы.

Во Владимире по указу набожного Андрея были возведены также два монастыря (Воскресенский и Спасский), другие православные храмы, а также, по примеру Киева, – Золотые и Серебряные ворота. Строительство богатых церквей во Владимире придавало этому городу особый статус и возвышало его над другими городами.

Андрею удалось привлечь во Владимир расторопных и предприимчивых купцов, талантливых мастеров и ремесленников. Население быстро росло. Из маленького суздальского пригорода Владимир очень скоро превратился в крупный населенный город, достойный стать столицей государства.

Юрий Долгорукий умер в 1157 г. Андрея Боголюбского позвали на княжение суздальцы и ростовцы. Андрею не хотелось делить власть с вече и старшими боярами, поэтому он уступил киевский престол своему двоюродному брату Ростиславу Мстиславичу (?–1167), а сам остался во Владимире и начал искать пути к самодержавному правлению над Русской землей.

Андрей решил не давать уделов сыновьям, тем самым он старался укрепить Владимирское княжество. Чтобы обрести неограниченную власть над государством, Боголюбский просто изгнал в Византию младших братьев и племянников, лишив их права наследования.

Он расширял новую столицу Руси и даже попытался перевести во Владимир центр русского духовенства. Но константинопольский патриарх категорически отказался посвятить в митрополиты ставленника русского князя.

Андрей Боголюбский придавал большое значение укреплению христианской веры и борьбе с иноверцами. Так, в 1164 г. он со своим войском впервые предпринял поход в Булгарское царство, где проповедовалась магометанская вера. В результате были захвачены знамена булгар, а князь изгнан. После этого походы на булгар стали вестись постоянно, и Андрей Боголюбский верил, что в священной борьбе ему помогала чудотворная икона.

После смерти киевского князя Ростислава Андрей дал согласие на великое княжение своего племянника Мстислава Изяславича (?–1170). Но вскоре тот совершил политическую ошибку, направив князем в Новгород своего юного сына Романа. Андрей Боголюбский был взбешен – киевский князь попытался самоуправничать без его согласия! Это неповиновение оказалось на руку Боголюбскому, ему представилась уникальная возможность принизить значение великого киевского княжения и стать во главе всех русских князей.

Он сумел быстро собрать суздальское ополчение, к которому присоединились одиннадцать князей, недовольных правлением Мстислава Изяславича. Два дня сражалось объединенное войско под стенами древнего Киева. На третий день город был взят штурмом. Войско Боголюбского варварски ограбило и разрушило город. Беззащитных жителей убивали, позабыв, что они те же русские люди. «Были тогда в Киеве на всех людях стон и туга, скорбь неутешная и слезы непрестанные», – записал летописец.

После победы Андрей все же не поехал в Киев на княжение. Киевским князем стал его младший брат Глеб (?–1171). Андрей Боголюбский принял титул великого князя и остался во Владимире. Это событие летописцы относят к 1169 г.

После падения Киева Андрею Боголюбскому удалось собрать под своей рукой всю Русскую землю. Только Господин Великий Новгород не захотел подчиниться ему. Тогда князь решил сделать с Новгородом то же, что и с Киевом. Зимой 1170 г. войско Боголюбского подошло под новгородские стены, чтобы подавить бунт. Но новгородцы с безумной храбростью сражались за свой город, за священные уставы предков, нарушенные князем Андреем. Они бились так неистово, что войско великого князя отступило.

Боголюбский не простил новгородцам поражения своего войска и решил действовать по-другому. Спустя год после битвы он перекрыл подвоз хлеба в Новгород и таким образом заставил непокорных признать свою власть. Новгородцы изгнали князя Романа и пришли на поклон к Боголюбскому. В это время в Киеве скоропостижно скончался Глеб.

Много пересудов было об этой смерти. Андрей и это обстоятельство использовал для укрепления своей власти. Чтобы избавиться от смоленских князей Ростиславичей, Боголюбский открыто заявил, что Глеб был убит и они скрывают убийц его брата.

Андрей выгнал Ростиславичей из Киева, однако они не смирились и разбили наголову посланное против них войско. Победа не помогла Киеву вернуть былое величие, город стал переходить из рук в руки и в конце концов подчинился владимирскому князю.

Вся деятельность великого князя Андрея Боголюбского была попыткой изменить политический строй в Русском государстве. Он шаг за шагом продолжал идти к единовластию. Вслед за братьями и племянниками Андрей изгнал с Суздальской земли больших отцовых бояр. Ошибкой Боголюбского стало то, что вместо них он окружил себя невежественной дворней.

Великий князь был «набожен и нищелюбив, недоверчив и строг». «Такой умник во всех делах, – говорит о нем летописец, – такой доблестный, князь Андрей погубил свой смысл невоздержанием», то есть недостатком самообладания.

Боголюбский принял страшную смерть в своей новой резиденции под Владимиром – Боголюбове. В 1174 г. он пал жертвой заговора, в котором участвовали родственники его жены, Кучковичи. В летописи сохранилось описание этого рокового события. Безоружного Боголюбского кололи мечами и копьями в его же спальне двадцать заговорщиков. Но самое страшное началось после убийства князя. Тело Андрея выбросили на улицу, а его приближенные разграбили дворец. Волна грабежей и насилия перекинулась сперва на все Боголюбово, а затем и на Владимир.

По словам историка В. О. Ключевского, «никогда на Руси ни одна княжеская смерть не сопровождалась такими постыдными явлениями». Князя не отпевали и не хоронили целых пять дней, а во Владимире все это время продолжался разгул черни.

На шестой день один из священников взял чудотворную икону Владимирской Божией Матери и стал с молитвами ходить с ней по городу. В этот же день Боголюбского похоронили в построенной по его указу соборной церкви Успения Богородицы.

С трагической смертью Андрея Боголюбского народные предания связывают некоторые географические названия окрестностей Владимира и Боголюбова. В одной из легенд говорится, что позднее схватили Кучковичей люди великого князя Всеволода III Большое Гнездо (1154–1212). Преступникам надрезали пятки и насыпали в раны мелко насеченного конского волоса, затем их волоком тащили из Владимира до Плавучего озера. Их посадили в просмоленные короба, наглухо закрыли и бросили в озеро.

Далее в легенде говорится, что со дна озера часто доносятся стоны убийц князя Андрея, особенно громкие крики слышны в очередную годовщину преступления. Дурной славе озера способствовало то, что оно быстро заторфировалось, и часто люди принимали за короба огромные торфяные кочки, плавающие в воде.

Неподалеку от Плавучего озера есть еще одно – Поганое. Согласно преданию, в нем утопили жену Андрея Боголюбского – княгиню Улиту, возглавившую заговор против мужа. Ей привязали на шею жернов и бросили в воду.

Русская православная церковь причислила принявшего мученическую смерть великого князя к лику святых. Его мощи позднее были перенесены в специальный придел храма. Память св. Андрея Боголюбского отмечается 4 июля.

Невозможно с уверенностью сказать, было ли его стремление к самодержавию осознанным и ответственным, или же оно стало обыкновенным проявлением властолюбия и самодурства. Несомненно одно – именно при Андрее Боголюбском перестала существовать Киевская и начала свою историю Владимиро-Суздальская Русь.