Что такое степень PhD? Григорий Асмолов: как и зачем получать PhD в Великобритании

Наверняка, вы много раз в кино или фильмах видели у героя табличку с его именем или фамилией и странной припиской - PhD. При этом главный герой, скорее всего, работал в университете или колледже. Или косвенно был связан с наукой, почему и получил такое звание. Но что же оно значит?

PhD - что это такое?

PhD - это ученая степень, которую можно полностью расшифровать как Doctor of Philosophy, а дословно перевести как "доктор философии". PhD (обычно произносится как пи-эйч-ди) - это ученая степень, присуждаемая на Западе, а также в некоторых странах бывшего СССР, в частности в Казахстане и Украине.

Интересно то, что эта степень присуждается за особые успехи не только в изучении философии, но также и других областей науки. Например, можно получить степень доктора философии по литературе или химии. Получение ученой степени PhD - это последняя ступень получения образования.

Существует и разновидность PhD, которая называется Sc.D. Расшифровывается это название, как "доктор наук" или Doctor of Science. Эту ученую степень присваивает специальная комиссия за достижения в некоторых областях науки. Однако эта регалия равна PhD, отличий между двумя степенями практически нет.

История возникновения PhD

Впервые упоминания об этой ученой степени встречаются во Франции, Италии и Великобритании. Датированы они XII-XIII веками. В существовала стандартная структура, которая подразумевала, что в учебном заведении имеется четыре факультета: философии, юриспруденции, теологии и медицины. Трем из четырех квалификаций присваивается следующая ученая степень: выпускникам юридического факультета - доктор права, медицинского - доктор медицины, богословского - доктор богословия. Все остальные студенты получают степень доктора философии. Так было ныне, так повелось и сейчас.

Подготовка к получению ученой степени

Прежде чем пробовать получить степень доктора философии, необходимо окончить магистратуру и стать магистром (master’s degree) в какой-либо области науки. После преодоления этой ступени можно пробовать свои силы в защите докторской диссертации.

Следует помнить, что соискание степени PhD - это упорная работа в течение нескольких лет. Вам придется самостоятельно изучать выбранную тему. Важно выбрать ту, которая не подвергалась тщательному изучению вашими коллегами. В то время, когда вы будете исследовать выбранную тему, можно будет обращаться за помощью к вашему научному руководителю или другому эксперту, который поможет разобраться с трудностями, что возникнут на пути к получению заветной степени.

Получение степени PhD

Итак, чтобы получить степень доктора философии или PhD, необходимо написать докторскую диссертацию. Для этого необходимо тщательное изучение списка литературы по выбранной вами теме. После того как вы ознакомились со всей необходимой для работы информацией, можно приступать к написанию диссертации. Для этого вам, как и прочим PhD writers, придется провести свои исследования по данной теме, опросить пользователей и жителей вашего населенного пункта, собрать сведения и проанализировать полученные результаты.

Далее необходимо предоставить собственные тезисы по выбранной вами тематике. Тезис - это утверждение, кратко излагающее суть вашей работы. Их нужно представить в начале и конце докторской диссертации. После того как вы определились с тезисами, представили их своему научному руководителю, можно приступать к написанию самой диссертации. Для этого необходимо составить ее план, которого необходимо придерживаться в процессе работы.

Итак, диссертация написана, осталось оформить список литературы и предоставить экспертной комиссии результаты вашего исследования. Вам назначат день защиты диссертации. Если все пройдет успешно, вы станете PhD.

Этапы написания докторской диссертации на соискание степени PhD

Первый этап - начало работы над проектом. В это время вам необходимо определиться с научным руководителем, темой и тезисами диссертации. В этот период составляется план работы. Самое важное на этом этапе - подобрать литературу по той теме, над которой вы будете работать столь долгое время.

Также загвоздка кроется в том, что вам необходимо будет придумать что-то, над чем еще не работали ученые. Иными словами, найти тему, которая не освещена в научных журналах. Вы должны стать "первопроходцем" в ее освоении. Будьте готовы к тому, что вам придется долго искать новые материалы, создавать проекты, копаться в библиотеках.

В конце первого года вы можете обновить свою магистерскую работу. Такое произойдет, если вы изначально планировали получить степень магистра, но теперь решились получить статус доктора PhD. Но для этого нужно упорно трудиться. Если вы предоставите успешный результат своих научных исследований, то будете переведены на PhD student.

На второй год вы должны будете сосредоточиться на самом исследовании. В это время все ваши исследования, работы должны дать свои результаты. Обращайтесь за помощью к своему научному руководителю, он должен помочь вам разобраться со всеми трудностями, которые возникнут у вас на пути к завершению написания диссертации. В это время вы раскрываетесь, как ученый, и с полным правом заслуживаете звание PhD research (исследователь). Второй год написания работы - это апофеоз вашей научной деятельности, именно сейчас вы должны найти столько информации, сведений, данных, сколько хватило бы на несколько таких работ, как ваша.

На третий год написания работы вам необходимо будет правильно и грамотно оформить законченную работу, проверить список используемой в работе литературы, все сноски и заметки. На каждом этапе работы обязательно показывайте то, что у вас получается своему научному руководителю. Он укажет вам на ошибки в работе, даст правки, которые вы должны своевременно внести в работу.

Теперь вы знаете, что соискание ученой степени PhD - это очень тяжелый, но благодарный труд. Надеемся, сложности вас не испугают.

Степень PhD в России соответствует докторской или кандидатской ученой степени?

На этот счет мнения расходятся. Дело в том, что нет точной формулировки этой регалии. Но известно, что кандидатская диссертация в России оценивается ниже, чем работа на соискание степени PhD. Но при этом российская докторская диссертация намного сложнее, чем ее западный аналог. Поэтому будет уместным сказать, что степень PhD - это нечто среднее между кандидатом и доктором наук в России. В любом случае, получать ученое звание стоит, так как это ваш билет в счастливое будущее.

В американских вузах после получения диплома бакалавра можно поступить на магистратуру или аспирантуру. Магистратура даёт степень магистра, а из аспирантуры выпускаются PhD, что значит Doctor of Philosophy и сравнимо с нашим кандидатом наук. Это последняя степень, если речь не идет о врачах, которые могут стать ещё докторами медицины. Некоторые университеты присваивают вместо PhD степень Doctor of Science (доктор наук), по уровню знаний она совпадает с PhD.

Зачем учиться на PhD в США?

1. Чтобы получить интересную работу в сфере науки (не путать с преподаванием) и в перспективе вид на жительство в США.

2. Чтобы вернуться домой с практическим образованием и опытом работы с передовыми исследовательскими технологиями.

3. Чтобы перезнакомиться со всемирно известными учеными, корпорациями и влиять на судьбу мира.

А может, сначала получить бакалавра в США?

Это тоже вариант, и неплохой, однако бакалаврат в США лишен одной очень важной штуки, которая есть в университетах СНГ - даже не самых лучших. В США мало теории. Всё образование строится на практическом опыте, решении узких задач. Вы учитесь, исследуя конкретные проблемы, но не получаете ту самую знаменитую базу знаний, которой мы так гордились во времена СССР. К тому же, бесплатного образования в США нет, и бакалаврат возьмёт много ваших денег. Поэтому субъективно лучший вариант - получить бакалавра дома, попутно изучая английский язык, а на аспирантуру, которая длится 4–5 лет, приехать в США.

Как поступить в аспирантуру в США?

Для поступления вам нужно собрать пакет документов, который включает следующее:

1. Сертификаты о сдаче экзаменов TOEFL и GRE (GMAT)

TOEFL определяет ваш уровень разговорного американского английского. GRE и GMAT - это адаптивные тесты, которые проверяют ваши способности к анализу. Они включают математику, говорение и аналитическое эссе. Грубо говоря, GRE - для гуманитариев, а GMAT - для технарей. В первом большую роль играет словарный запас, а математика простая. Во втором много сложной математики, а вербальная часть гораздо проще.

  • TOEFL стоит около $200
  • GRE стоит около $190
  • GMAT стоит около $250

Не во все университеты нужно сдавать GRE (GMAT), некоторые принимают с TOEFL от 72 из 120.

2. Примеры публикаций

Предполагается, что вы живёте насыщенной научной жизнью и к моменту окончания бакалаврата уже сделали несколько публикаций о собственных исследованиях в научных журналах. Публикации надо приложить в оригинале и перевести. Чем выше уровень изданий, тем лучше.

Предположим, что вы поступаете не совсем на ту специальность, по которой учились. Это ничего, но общий профиль должен совпадать. Например, филолог вполне может поступать на аспирантуру по социальным наукам, например, политологии. И тогда вам нужны публикации, хотя бы частично связанные с политологией.

Три авторитетных человека должны порекомендовать вас по вашему профилю и раскрыть разные качества вас как ученого в своих рекомендациях. Это могут быть профессоры из вашего университета, но только если они наблюдали за вашей работой по тематике аспирантуры, или если вы были в их исследовательской команде. Это могут быть практики, с которыми вы работали над тематическими проектами, директора фирм, где вы успели применить свои знания по теме. Конечно, содержание писем не должно повторяться. Подойти к этому надо серьезно - рекомендации важнее даже оценок.

4. Эссе (Statement of Purpose)

Это ваше сочинение, в котором вы рассказываете, почему решили поступить в этот университет, почему им стоит вас учить, как вы используете полученные знания.

Оно пишется по шаблону: вы рассказываете о своих интересах, опыте, объясняете, почему выбрали этот университет, над чем хотите работать на его базе, какую пользу принесёте ему и стране (миру) в целом потом. В сочинении должна быть правда, и если ваша правда в том, что вы просто хотите в США - это зря, поищите другой способ получить визу.

Эти документы со своим дипломом и переведенным вкладышем с оценками вы отправляете в выбранные университеты. Их может быть сколько угодно, на за каждое рассмотрение документов надо платить по 50–100 долларов.

На самом деле, по-настоящему важно еще до поступления познакомиться и завязать диалог с одним или несколькими профессорами из вашего будущего университета, чтобы они уже знали, куда вас деть, и хотели вас взять.

Если университет одобряет вашу кандидатуру, вам присылают пакет документов с формой I-20 на студенческую визу F1, которая позволяет вам учиться в США до 7 лет и работать только в университете. Там же будет документ о том, что вас приглашают на полставки работать ассистентом на своём факультете, и для консульского офицера это значит, что у вас есть деньги на существование в США.

Вы покупаете билеты и подаёте заявку на собеседование. Билеты можно купить, если вы уже получили визу, но тогда будет дороже. Можно купить сразу, но не факт, что дадут визу. Если университет не предоставляет место в общежитии для аспиранта, в пакете документов на визу вам нужен будет еще документ об арендованном хотя бы на первое время жилье.

Как выбрать университет для получения степени PhD в США?

Если вам нужно на вершину научного прогресса, ваш выбор - престижные вузы типа Колумбийского, Стэнфорда, Йеля, Гарварда, Массачусетского технологического, Калифорнийского и Принстонского. Поступить в них - очень сложно, но теоретически шанс есть.

Если вам нужно толковое образование, можно выбирать любой университет, сориентировавшись по этому обзору .

Стипендия в университетах США

Почти все студенты аспирантуры получают стипендию от университета или спонсоров. Дополнительные деньги можно получить, работая в кампусе. Стипендия традиционно выше у студентов естественных наук, чем у гуманитариев. Медики и юристы стипендию не получают.

Чтобы вам платили стипендию, надо соответствовать разным нормам, например, учиться на B+/A- или набирать достаточно предметов за год. Иногда в стипендию входит общая медицинская страховка и другие преимущества. Однако вы должны платить налоги: федеральный, за обучение, налог штата. Поблажки, типичные для резидентов США, вам за эти налоги не положены.

Как оплачивать учебу на PhD

В США за высшее образование надо платить в среднем 35–60 тысяч долларов в год. Аспиранты обычно учатся за деньги спонсоров или оплачивая учебу своей стипендией и зарплатой в том же университете. Работать за пределами кампуса вам категорически нельзя, и нарушение этого правила - отличная причина для депортации. У вас есть три варианта.

1. Teaching Assistantship. Работа TA - это традиционная работа для первого-второго курса PhD. Вы проводите лабораторные со студентами, носите бумажки, помогаете преподавателю проверять работы и всё в таком духе.

2. Research Assistantship. Это помощь в лаборатории, вся черная работа, но академической нагрузки меньше, и можно получать удовольствие от постоянной практики на новейшем оборудовании.

3. Спонсорство корпораций - это когда вам платят компании за то, что вы исследуете технологии для них. Дело в том, что платить старшим учёным значительно дороже, а вы уже достаточно компетентны, чтобы дать нужный результат за меньшие деньги.

В хороших университетах вы безбедно существуете и платите за учебу по первым двум вариантам, плюс ещё имеете стипендию, которая у технарей всегда выше, чем у гуманитариев. Однако ваша зарплата не позволит копить деньги и отсылать их домой, как многие планируют изначально, поэтому надеяться заработать во время учёбы не стоит.

Несмотря на норму работы в кампусе по 20 часов в неделю, TA и RA отнимают гораздо больше вашего времени. Будьте готовы трудиться сутками и часто без выходных. Поэтому о дополнительном нелегальном заработке вообще забудьте.

Что нужно для получения степени PhD

Вы должны набрать нужное количество курсов из обязательных и выборных. В первый год вы должны понравиться профессору, с которым будете работать дальше, и он же может перевести вас в должности с TA на RA и за грантовые деньги взять к себе в проект.

После первого года учёбы надо сдать квалификационные экзамены. В некоторых университетах после этих экзаменов вы получаете степень магистра и можете быть свободны, если не хотите идти дальше.

Во второй год надо найти куратора, с которым вы будете писать диссертацию, то есть вы пишете, а он держит это на контроле. Кроме того, вам нужно хотя бы два года заниматься исследованиями и наконец защитить диссертацию.

Требования усложняются, если университет выше в рейтинге.

Что после получения степени PhD?

Уже в последние два года учебы на степень PhD в США вы должны присмотреть себе работу и активно налаживать контакты с потенциальными работодателями. Можно отправиться в индустрию или остаться в школе. В первом случае вы устаиваетесь в корпорацию, которая проводит исследования для себя. Во втором - остаётесь исследовать и преподавать в университете. В школе также нужно постоянно публиковаться, зато при достаточном опыте и стаже вы получаете работу, с которой вас по закону невозможно выгнать.

Как ни странно, чем выше степень, тем сложнее найти работу, потому что титулованные ученые стоят дороже, и часто проще нанять бакалавра, который сможет выполнять те же задачи за меньше денег. Так что искать работу надо сразу, знакомиться с большим количеством людей из вашей индустрии и поддерживать связь с профессорами, чтобы о вас вспомнили, когда начнут собирать команду для нового исследования.

Есть вариант взять за основу собственную разработку и создать бизнес, но тут риск провалиться гораздо выше, чем вероятность преуспеть, потому что только 2% разработок в науке становятся успешными коммерческими проектами.

Высшая академическая степень многих странах носит название Philosophy Doctor или же Ph.D. Прежде всего это касается европейского и североамериканского региона мира. При этом это звание имеет мало общего со званием доктора наук в Российской Федерации.

Что такое Ph.D.

Многие люди, выбирая для поступления после магистратуры какой-либо вуз, не всегда могут понять, почему за рубежом ученое звание имеет название доктора философии. Закономерным является вопрос о том, почем, независимо от специальности и изучаемых дисциплин, в итоге все выпускники считаются докторами философии (ну или почти все).

Слово «философия» в русский язык пришло из древнегреческого языка. В нем оно означало «любовь к мудрости». При этом не уточнялось, житейской или же научной она должна быть. Именно поэтому в те давние времена философами назывались люди, которые могли изучать практически любую сферу познаний, которая так или иначе с ними была связана.

Лишь с течением времени от философии в Средние века отделились три самостоятельных дисциплины – медицина, теология и право. Все остальные же науки, начиная от астрономии, заканчивая литературой, все еще относились к категории философских. Так как именно в этот период истории и начали массово появляться университеты, с тех времен и стало традицией высшую ученую степень многих стран знаменовать, как Philosophy Doctor (или же Доктор Философии – Ph.D.).

Преимущества, которые дает ученая степень

Наличие большого количества кандидатов на получения звания доктора философия обусловлено множеством преимуществ, которые дает данная ученая степень. Они заключаются в следующем:

1. Заработная плата. Как правило, академик, который имеет звание доктора философии, в зарубежных странах может получать зарплату выше, чем его чуть менее образованный коллега. Ставки тут разнятся.

2. Новые возможности. PhD людям чаще поручают важную работу и исслеования.

3. Компетенция. Получение соответствующего звания позволяет человеку доказать окружающим свою значимость и полезность в обществе. Это нередко отражается на карьерном росте, отношениях в коллективе и многих других факторах.

В связи с вышеперечисленными преимуществами многие выпускники после окончания магистратуры стремятся обрести следующую научную ступень знаний.

Требования к поступающим

Образование для получения звания Ph.D. за границей можно получить лишь в определенных случаях. Образовательные учреждения предъявляют для всех кандидатов одни и те же требования. Они заключаются в следующем:

1. Диплом о полученном предыдущем образовании. Прежде всего это касается звания магистра. При этом специальность, которую обрел человек, может отличаться от той, на которую он хочет поступить. Но это касается лишь несколько высших учебных заведений. Также в определенных странах существуют программы, при которых для получения звания Ph.D. требует только лишь окончания бакалавриата. Но в сюда могут подпасть лишь успешные выпускники вузов.

2. Сертификат о владении языком программы. Без этого навыка обрести звание Ph.D. невозможно, так как учебная программа при этом не может быть должным образом усвоена. Чаще всего университеты требуют знание английского языка, но в некоторых случаях дополнительно может быть поставлено условие владения государственным языком той страны, в которую хочет поступить человек. Кандидат должен набрать не менее 7 баллов по шкале IELTS и 90 баллов по шкале TOEFL.

3. Экзамены GRE и GMAT . Почти все страны англосаксонской системой образования, а также многие государства Азии, требуют прохождения данных тестов. Они представляют собой практически идентичные задания, которые направлены на проверку некоторых вербальных, математических и аналитических навыков человека. При этом оба экзамена считаются довольно сложными, вследствие чего подготовку к ним нужно начинать заранее – не менее чем за 6 месяцев до прохождения.

4. Мотивационное письмо и академическое эссе. Данные два документа считаются не менее важными, нежели наличие диплома и прохождение экзаменов. Нередко именно они позволяют конкурсной комиссии решить дальнейшую судьбу кандидата. Связанно это с тем, что только лишь при помощи эссе и мотивационного письма человек может выразить свою индивидуальность, уникальность и оригинальность. Эти навыки в контексте западного образования ценятся намного выше, нежели формальные знания предмета. В эссе следует описать не только причины выбора профессии, но и дальнейшие планы, академические интересы и цели. К эссе каждый университет ставит свои конкретные условия написания.

5. Рекомендательные письма. Они позволяют оценить университету навыки кандидата, его отношение к работе, взаимодействие с другими людьми и т.д. При этом стоит учесть, что у каждого учебного заведения существует свой регламент проверки авторства. Некоторым учреждениям достаточно всего лишь уведомить автора по электронной почте, другие же требует соответствующей печати организации, где он работает. Стоит отметить, что наличие в рекомендательном письме негативных навыков может придать ему большей объективности.

Если человек выполнил все требования университета по поводу обретения звания Philosophy Doctor, шанс поступления на данный курс обучения является практически стопроцентным. Европа обучение дает максимально полное и корректное, что в будущем может отразиться на ведении бизнеса и построения карьерной лестницы.

Преимущества данного выбора очевидны. Прежде всего, это достойный уровень зарплаты, новые возможности и шанс реализовать себя в обществе. Высшее образование, полученной за границей, в пределах родной страны ценится довольно высоко.

Ассоциация ведущих российских университетов потребовала у ВАК полной свободы

Лучшие российские вузы получат право самостоятельно, без участия ВАК (Высшей аттестационной комиссии) присваивать как степени кандидатов и докторов наук, так и экзотическую для нас, но ведущую в мире степень PhD (доктор философии, аналог российского кандидата). Эти и других предложения, подготовленные по просьбе Минобрнауки, 21 февраля на встрече с главой ВАК Владимиром Филипповым обсудили члены Ассоциации ведущих вузов.

Как явствует из обсуждения, жесткая чиновничья вертикаль присвоения ученых степеней уйдет в прошлое. Вначале участники пилотного проекта, а затем и другие лучшие вузы страны будут присваивать традиционные российские степени кандидатов и докторов наук, а также зарубежную ученую степень PhD собственным решением и на основании собственных процедурных правил: «Локальные акты,- подчеркнул глава разработчиков предложений, ректор МИФИ Михаил Стриханов,- должны составлять до 80-90% всех документов». ВАКу останется только контролировать, как эти акты исполняются. И это при том, что все «дипломы о присвоении степеней, выданные ректорами университетов и директорами институтов, будут обычными дипломами государственного образца - просто оформленными без участия Минобрнауки»,- окончательно расставил все точки над «i» глава ВАК Владимир Филиппов.

Важный нюанс. Условно, степень PhD сегодня считается эквивалентом российского кандидата наук. Но так, похоже, больше не будет. Если «пилот» будет окончательно принят в предложенном виде, для получения обычной отечественной степени кандидата отечественному «доктору философии» (PhD) придется защищаться еще раз: эти степени окончательно разводятся.

Проект Положения о проведении «пилота» по автономизации ведущих научных учреждений и вузов в аттестации научных кадров высшей квалификации – революционное движение вперед,- подытожил глава Ассоциации, ректор СПбГУ Николай Кропачев. Осталось лишь окончательно определиться с отбором участников пилотного проекта и некоторыми сторонами их будущей деятельности.

С процедурой отбора все ясно: это публичный конкурс. Его критерии еще предстоит уточнить, но в их число точно войдет уровень международного признания университета или исследовательского института, отраженный его позицией в самых престижных международных рейтингах вузов – Шанхайском, THE или QS. Другой несомненный критерий – наличие определенного объема научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Третий – количество публикаций на одного научно-педагогического работника и показатель цитируемости, сообщил Стриханов.

«Пилот» будет продвигаться постепенно: часть научных специальностей в одном и том же вузе пойдет в пилотном режиме, другая останется прежней, это ясно. С числом участников тоже, вроде, все ясно: премьер Медведев уже объявил, что оно будет невелико – только лучшие из лучших. А вот что пока не вяжется с общим курсом либерализации системы присвоения ученых степеней, так это то, что «ректор берет на себя полную ответственность за выданные дипломы, однако Минобрнауки передает в вуз лишь часть своих полномочий»,- подметил ректор СПбГУ.

Действительно, «состав диссертационного Совета по нынешнему закону утверждает ВАК. А ведь именно Совет определяет состав комиссии, которая примет решение, соответствует ли поданная работа должному уровню,- отметил он.- Значит, у вузов должно быть право не только выдавать свои дипломы, но и создавать свои советы. Пусть даже на первых порах оно будет лишь у двух вузов – Московского и Санкт-Петербургского госуниверситетов».

Высокое собрание поддержало это предложение. А глава ВАК Филиппов дал понять, что число ныне действующих в стране диссертационных советов вскоре сократится на 30-40%: «Когда мы посмотрели, что происходит, то выяснилось, что, к примеру, в 2012 году было 1677 советов, где за год не прошла ни одна защита докторской диссертации, и еще 600 – где за тот же срок было не более трех защит кандидатских и докторских». ВАК, как стало известно «МК», рассмотрит этот вопрос уже 25 февраля.

Как флопник (flopnik) победил спутник

Бытует мнение (даже среди самих выходцев из России), что де западный PhD много выше нашего кандидата наук, которого поэтому нужно приравнивать всего лишь к местному мастеру (MA, M.Sc.). Мнение это поддерживает местная канадская и американская администрация (ещё бы, человек работает как "доктор," а получает зарплату как "мастер"), и - что совершенно непонятно - сама русскоязычная диаспора.

Чтобы доказать, что это не так, рассмотрим их аргументы.

1 "У нас для получения PhD 7-8 лет учатся в университете (даже если он называется колледж или академия); за это время студент получает

  • во-первых, степень бакалавра (bachelor, BA, B.Sc.), за 3-4 года учёбы заработав целых 72 ÷ 90 кредитов ;
  • во-вторых, степень мастера (master, MA, M.Sc.), подготовив дипломную работу и сдав ещё несколько экзаменов и зачётов;
  • в-третьих, степень доктора (философии - Doctor of Philosophy, PhD, и приравненные к ней - доктор медицины MD, доктор теологии и пр.): студент участвует в научном проекте, пишет диссертацию и сдаёт 1-2 устных экзамена.

[Примечание 1: В последнее время больше распространена другая форма получения докторской степени: сразу после окончания College of Arts and Sciences и получения степени бакалавра студент может подать документы на докторскую программу: ещё 5 лет обучения, несколько спецкурсов, работа в проектах, подготовка и защита диссертации и сдача 1-2 устных экзаменов]

[Примечание 2: в Северной Америке большая свобода, поэтому в разных университетах могут быть разные требования, разная продолжительность обучения - и разная цена… Студент и сам может предпочесть вместо 12 кредитов набирать в семестр 9 - следовательно, его учёба растянется на лишний год. Поэтому и продолжительность программ дана мной приблизительная.]

А у вас, русских? Вы еле-еле успеваете за 5 лет получить первую степень (то, что у нас называется "бакалавр"), а чтобы получить вторую (то есть мастер), вам требуется ещё целых 3 года в аспирантуре; а докторскую защищаете только перед выходом на пенсию."

Это рассуждение, как говорят здесь "does not hold water": на практике в университетах и научных обществах никто не делает никаких отличий между "своим" доктором и нашим кандидатом (и, понятно, российским доктором тоже); приехавшие из СССР/России кандидаты наук в разных университетах США и Канады работают профессорами и доцентами - то есть занимают те должности, на которые местные мастер и бакалавр претендовать не могут вовсе, "по определению"; на научных конференциях и конгрессах кандидат наук из России объявляется в любой программе как доктор (если, понятно, звания объявляются вовсе). Об этом же говорит и мой личный опыт: извещение о том, что ВАК утвердил мою диссертацию, пришло ко мне, когда я был в Вене, в International Institute for Applied System Analysis (IIASA, Laxenburg, Wien, Austria); узнав об этом, администрация института сама, безо всяких моих просьб, на следующий день повесила на мою дверь табличку Dr. Yu. MOROZOV . И всюду, где бы мне не доводилось выступать и бывать, никто и не сомневался, что я для них - Доктор наук, то есть PhD.

Вариант 1а : "Нашему PhD соответствует только ваш российский Доктор наук."

Этот аргумент тоже не верен; это противоречит тому, что происходило в СССР и США: получается, что советская наука была примерно в 10 раз эффективнее американской, ибо обеспечивала стратегический паритет (а это ведь не только примерно то же оружие, что и у американцев!) Действительно,

А/ в течение десятилетий в СССР в среднем только 1 из 10 кандидатов наук защищал докторскую (эта статистика имеется по СССР примерно с конца 1930-х годов, когда были восстановлены научные звания); б/ абсолютная численность учёных высшей квалификации (то есть кандидатов плюс докторов в СССР vs. PhD в США) в течение всего XX в. была практически равной; в/ следовательно, если признать, что PhD соответствуют только докторам (д. б. н. и пр.), запуск первого спутника, первый полёт ракеты на Луну, первый человек в космосе, создание стратегического паритета (а это всё наукоёмкие отрасли!) были достигнуты в примерно 10 раз меньшим числом советских докторов по сравнению с американским! Следовательно, советский доктор должен быть в 10 раз выше по качеству труда?!

2 "Наши студенты учатся больше и лучше."

Любой преподаватель-профессионал (да и студент) знает, что дело не в количестве лет обучения, а в количестве + качестве учебных часов.

СССР/Россия : в "нормальном" ВУЗЕ студент учился 6 дней в неделю по 6 часов; зимний семестр - 18 недель + месячная экзаменационная сессия; весенний семестр - 16 недель + полуторамесячная экзаменационная сессия, итого 34 недели в год * 36 часов/нед. = 1224 часов/год. И так 5 лет (конечно, в ряде вузов 10-й семестр был практически подготовкой дипломной работы…)

Сев. Америка : студент получает 1 кредит за успешную сдачу спецкурса, который проходил 1 раз в неделю по 1 часу целый семестр. Таким образом, сдавать в год 9÷15 кредитов эквивалентно 9-15 часам занятий в неделю [Конечно, в ряде случаев кафедра может решить, что данный спецкурс, и особенно спецсеминар и практикум за 1 час дают меньше кредитов, но в среднем правило это выполняется достаточно точно.]

Тогда получается, что наш русский студент получал каждый год 72 (!) кредита (36 обязательных часов занятий в неделю весь семестр). За 9 учебных семестров (а ведь некоторые технические ВУЗы учились и 5,5 лет!) - 9 * 36 = 324 кредита. Сравните с обязательными для получения бакалавра 72-90 кредитов в Сев. Америке.

СЛЕДСТВИЕ : наш выпускник института или университета НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕ МОЖЕТ ПРИРАВНИВАТЬСЯ к бакалавру, который учится во много раз меньше, НЕ ЗАЩИЩАЕТ НИКАКОГО ДИПЛОМА и НЕ СДАЁТ НИКАКИХ госэкзаменов; поэтому по логике наш выпускник института или университета должен приравниваться не меньше, чем к мастеру (M.Sc., MA).

2a "Да, но в эти 36 часов у вас входил и марксизм-ленинизм, и спорт." Верно, марксизм-ленинизм был в среднем 4 часа в неделю все годы обучения и плюс 4 часа в неделю спорт на младших курсах. Но, во-первых, и здесь, в Сев. Америке, студенты имеют 3-4 часа в неделю занятия по идеологии (просто их не так открыто называют), а также спорт; всё равно в сумме студент местного колледжа или университета никогда не учится более 20 часов (то есть по крайней мере, на четверть-треть меньше, чем у нас:

36 - 8 = 28>> 20.

3 Последний, "убийственный" аргумент, особенно в русскоязычных газетах: "Но уж зато учат в Сев. Америке много лучше!!!"

А вот это нуждается в строгом и объективном доказательстве.

Поражённые тем, что не США, а СССР запустил в 1957 г. первый спутник, американцы попытались сразу же наверстать упущенное, но все запуски были неудачными; местные журналисты изощрялись в остроумии, предлагая свои названия тому, что никак не взлетало; одно из них - флопник (flopnik, от "flop" - плюхнуться, хлопнуться, как идиома означает "сесть в лужу").

Обиженные, они в 1958 г. приняли National Defense Education Act (NDEA), признававший, что США очень сильно отстаёт в области обучения своих школьников и студентов естественным наукам - математика, физика, химия. Акт рекомендовал увеличение субсидий на изучение"math & science." И причины этого понятны: в американском обществе прав тот, кто хапнет первым; недоучившийся в Гарварде и первый семестр студент создаёт компанию и становится миллиардером, продавая наивным пользователям "деревянные печки" (вернее, "форточки.") Поэтому любого мало-мальски способного или хотя бы усидчивого студента корпорации начинают вербовать чуть ли не с первого семестра; да и сами студенты после изучения азов начинают искать путей их "капитализации" (то есть, попросту того, кто их купит). Поэтому процветают 4-месячные курсы, на которых студенту якобы дают нечто якобы нужное сегодня. То, что за это время невозможно ничего изучить серьёзно, что деньги, выброшенные на эти 4 месяца, выброшены на ветер, ибо знания и навыки устареют быстро, а основные принципы медленно - объяснить местному человеку крайне трудно. Всем всё время кажется, что он/она не успеет к раздаче пирогов. [Как известно, недоношенные 8-месячные младенцы часто погибают; что же сказать об этих полунедоношенных, 4-месячных студентах?!]

А математика (как и балерину) за 4 месяца не подготовить; без дополнительных субсидий на голом энтузиазме элитных математиков или физиков не будет. Однако в NDEA было сделано предположение, что якобы причины отставания американских школьников не в неверной системе, а в невнимании в школьной программе к абстрактной математике (например, теории множеств).

И мы в России "купились" на это: к 1970 г. была проведена реформа преподавания школьной математики; вместо традиционной программы (арифметика с полным набором навыков решения задач - особенно текстовых - 4 действия, дроби, пропорции и пр.) детям начали рассказывать о "множествах" и "конгруэнтности." В 1971 г. на вопросы: "Почему? Зачем?" мой тесть - зав. кафедрой математики ведущего педагогического института страны, "неизвестный" советский математик (д. ф-м н., с. н. с закрытого отдела МИАНа им. Стеклова) сказал: "Мы много раз давали негативные отзывы на новую программу, но нас никто не желал слушать."

В мире есть 2 способа жениться на самой красивой женщине:

  1. Иван, естественно дурак, рискуя жизнью, добывает перо Жар-птицы и дарит Василисе Прекрасной.
  2. Джон, естественно, умный, отстреливает всех женщин в мире, кроме своей жены.

Похоже, именно это и произошло: не умея обыграть нас, они (американцы) - возможно, случайно, возможно, интуитивно - решили нас угробить. И прильнувшие к (американскому) источнику мудрости педагогические туристы навязали "демократическую реформу" школы, ибо по мнению американцев, классическая школа была недемократической и тоталитарной.

Целями классической школы веками были:

а/ обучение , то есть ознакомление ученика с некоей суммой знаний, нужных в жизни;

б/ научение , то есть передача ученику некоей суммы навыков: счёт, письмо, коммуникация, рукоделие, трудовые навыки (например, умение обращаться а электроприборами или реактивами на бытовом и начально-профессиональном уровне);

в/ социализация , то есть приобретение и развитие навыков общения;

г/ индоктринация , то есть освоение учащимися некоей суммы представлений о мире, добре и зле, прошлом, настоящем и будущем, ценностях и целях, нормах и традициях, об искусстве и литературе.

И хотя в возрасте 3-16 лет ребёнок "хватает" информацию буквально на лету (в движении, звуке, цвете, осязании и обонянии) для её закрепления (как фотоплёнке) нужно время и повторение - то есть нужно значительное число повторений-упражнений, и это число зависит от индивидуальных особенностей ученика. Реформаторы заявили, что старая система не даёт раскрепостить потенциал ребёнка (в то время уже расцвёл доктор Спок), что количество упражнений должно быть обязательно сведено к минимуму, что ученик имеет право иметь своё мнение о том, что́ есть что. (Представьте себе бесконечное голосование о том, чему равно 2 + 2, и вы увидите новую демократическую школу.) Чтобы чем-то занять учеников, уроки заменены в школе (да и в университете и колледже тоже) экскурсиями: "Посмотрите, дети, это клён!" "Посмотрите, дети, это таблица умножения. Не правда ли, красивая?"

Классический цикл "обучение - научение - социализация - индоктринация" заключается в том, что учащийся под руководством или с помощью преподавателя

1/ оценивает свои знания и навыки (по сравнению с необходимым уровнем - "входной контроль");

2/ обучается (то есть добирает недостающую информацию, знания, навыки);

3/ постоянно сравнивает достигнутый уровень с желаемым (пока не дойдёт до 100%).

Для этого обязательна оценка - самооценка плюс оценка со стороны. В Сев. Америке чтобы дать всем самовыразиться и раскрепоститься, реформаторы школы навсегда подменили этот цикл импровизацией и fun"ом : всем даётся входной тест/упражнение; затем, чтобы не травмировать нежную душу ребёнка, все результаты объявляются хорошими (и даже окончательными. В университете и колледже после любого экзамена если результаты и объявляются, то только в кодированном виде, чтобы никто не узнал, как учится сосед. С первого же дня преподавания здесь я был предупреждён, что я НЕ имею права показать оценки никому, включая родителей студента. У нас, в "отсталой" России, отметки были гласными, весь класс или студенческая группа в университете знали, что именно получил каждый ученик и кто какое место занимает по успеваемости. Это давало хоть какую-то надежду на справедливость (пока систему не начали разваливать.) Когда в МГУ на одном факультете (дело было в середине 70-х) рекомендовали в аспирантуру Х. (который сам хвалился, что у него единственная пятерка была по физкультуре, остальные были тройки) - студенты были в шоке и хотя бы пытались протестовать, потому что знали, что именно он из себя представляет. А здесь это в принципе невозможно

Чтобы никого не травмировать, здесь роль отметки была фактически отменена. Нормальный экзамен (вспомните, ещё Том Сойер сдавал устный экзамен!) был заменен системой "программированного обучения" (multiple choice - "множественный выбор"); вместо нормальных вопросов студенту предлагается вопрос и набор ответов, один из которых правильный. В результате такого теста оценивается не знание или понимание, а нечто иное (у меня был студент, абсолютно ничего не понимавший в программировании и математики - не мог элементарной программы написать; однако на экзамене по языку программирования Java - естественно, в виде multiple-choice, других тут не знают- он получил 80%! То же было и у меня (на экзамене по Linux/Unix); однако я разбил экзамен на две части -набор multiple-choice вопросов и несколько задач по программированию в bash-shell. Он дал верные ответы 30 из 33 multiple-choice, но не сумел написать НИ ОДНОЙ разумной строки ни в одной задаче, где требовалось написать (а не угадать!) реальный код!)

Это неизбежно, ибо сам multiple-choice ничего не тестирует, а у ленивого преподавателя может просто давать бессмыслицу - как, например, в следующем шуточном тесте:

1. Сколько у тебя рук?

а/ Две;
б/ Одна;
в/ Четыре;
д/ ещё не считал.

Преподаватели и журналисты здесь называют его "multiple guess" ("множественная догадка"), ибо студент теперь настроен угадать, какая опция - a/, b/, c/, d/ - есть правильный ответ; в ход пошли любые электронные устройства с памятью для записи последовательности правильных ответов типа stack-memory калькуляторов, телефоны и пр.) Списывание стало удовольствием (скандальный пример: чтобы все были равны, одни и те же вопросы дают повсюду; кузен, сдававший тест утром в Австралии, "сбросил" последовательность ответов братану в Израиле, сдававшему на несколько часов позже …)

На мой вопрос: "А почему нельзя хотя бы часть экзаменов проводить по старинке, устно - ведь, во-первых, это поможет студенту как раз в приобретении навыков убеждения, аргументирования, публичного выступления, во-вторых, подготовит его к будущему, как правило, устному, экзамену во время защиты докторской диссертации?" - мне все отвечали: "Такой экзамен обязательно будет давать предвзятую оценку, кого преподаватель не любит, того и завалит."

Я многократно повторял с местными студентами в разных вариантах один и тот же эксперимент: "Вы умеете рисовать?" (пером, карандашом или на компьютере) - "Да!" Все с восторгом рисуют (как правило, это полудетская мазня, на которой невозможно ничего разобрать - это нормально, ибо я не обучаю будущих художников.) "А теперь возьмите лист бумаги, сложите пополам, на левой половине напишите своё имя; на каждой половине напишите, что именно вы теперь собираетесь нарисовать - дом, машину, лошадь. Готово? А теперь разорвите лист по сгибу, левую половину отдайте мне. Готовы? А теперь рисуйте именно то, что вы написали на листке, то есть если обещали дом, должен быть дом, а не мяч." В каждой группе буквально начинался бунт, часть рисовать вовсе отказывались, другие, нарисовав нечто, требовали листок назад - переправить обещание…

[Между прочим, это не просто эксперимент, это отражение новых педагогических тенденций, которые определяют потом промышленность и науку: целые корпорации нафаршированы "специалистами," которые - из-за того, что их не научили вовремя "нарисовать домик" в своей сфере - заставляют нас пользоваться их "кривой" продукцией. За примерами далеко ходить не нужно: MS Internet Explorer до сих пор, даже версия 7-бета, не может правильно работать со стилями (css): так выглядит некая веб-страничка в Firefox 2.0 или в Opera 9.10, а так в Internet Explorer 6: обратите внимание на ЗАКРУГЛЁННЫЕ края тебов-разделителей. Примечание для недоверчивых: конечно, можно создать аналогичную страничку, чтобы она смотрелась прилично и в Internet Explorer 6 - их много, например, на http://www.apple.com. Цена только этого велика: фиксированный размер букв, чтобы не вылезли за пределы той красивой подложки, у которой нужная рамка, когда пользователь не захочет портить глаза и попытается увеличить их.]

Американская система образования основана на том, чтобы учить будущего специалиста не тому, ЧТО НУЖНО, а КАК МОЖНО, то есть обучая не стандартам, законам, таблице умножения или Менделеева, нормам или теоремам, а тому, чтобы как можно быстрее и дешевле сделать хоть что-то ("выкатить за ворота") и навязать другим в качестве нового стандарта, запретив все остальные. Можно сказать: "А что же в этом дурного?!" Казалось бы, ничего, однако потом миллионы пользователей каждый раз после выпуска новой, улучшенной, модели (читай: в которой просто убрали те ляпы, которые нужно было убрать года 2-3 назад) вынуждены переучиваться или даже вовсе терять работу.

Примеров много: например, никто не посчитал ущерб от
а/ компьютерных вирусов: покупка софта, очистка компьютеров, потери для потребителей.

б/ несовместимости форматов документов, подготовленных в одном и том же пакете (MS Word далеко не единственный виновник).

в/ изменения системной ошибки в компьютерах, основанных на DOS - знаменитый Y2K, когда все ждали чуть ли не конца света (пресса Северной Америки уверяет, что только в США на это израсходовано около 60 млрд.!) В марте 2007 г. - новая напасть, уже сегодня, весной 2007 г. стоившая экономике США US$300 млн. В 2005 г. Конгресс США решил - видимо, чтобы мы не соскучились - изменить правила перехода на летнее (как и зимнее) время: теперь оно будет вводиться не в первое воскресенье апреля, а во второе воскресенье марта. Технически это означало, что в 2007 г. оно будет 11 марта.

Но: в тех компьютерах, в которых установлена операционная система Windows разных модификаций, есть программа, которая САМА переводит время (соответственно, на летнее и зимнее) - и программа эта будет продолжать переводить по-старому (то есть в начале апреля и пр.) Если Вы пользуетесь какими-то программными/компьютерными календарями (типа M$ Outlook Express), то Вам придётся отменять это вручную. И то же самое было сделано на тех компьютерах, от которых зависят миллионы людей (машины, поддерживающие расписание самолётов, раздачу лекарств в больницах, банковские автоматы, серверы, настроенные на создание резервных копий наших счетов в банке на 12 часов ночи и пр.)…

В результате есть даже "теоретики," утверждающие, что раз, например, Microsoft Internet Explorer является стандартом всего мира, то и учить студентов нужно не стандарту http://www.w3.org , не неприбыльной таблице Менделеева, а приносящим быстрый бакс "новым" идеям. Значит, через год-два опять переучиваться, переписывать коды, переделывать напряжение, перекладывать провода…

На этом мотивация и студента, и работника круто ухудшается: много лет назад в серии экспериментов с детьми психологи предлагали детям некое задание; победителю обещали награду - конфету; дети выполняли задание, победитель получал конфету, торжественно и гордо съедал её. А затем экспериментатор говорил: "В утешение, чтобы никого не обидеть, мы теперь дадим точно такую же конфету и всем остальным."

Целью эксперимента и была оценка эмоциональной реакции всех учеников.

Результат:

а/ победители чувствовали себя обманутыми (соответственно, агрессия или депрессия и обида);

б/ побеждённые испытывали разочарование (стоило ли стараться, если конфеты дают и так?)

Уже к 1970 г. Национальный Совет Учителей Математики (НСУМ, он командует и в Канаде тоже) выяснил, что за 12 лет реализации резко ухудшились навыки решения задач (problem-solving - по-нашему, применение теории для решения конкретных задач, не обязательно практических). Однако вместо возврата к нормальной педагогической системе начали улучшать абстрактно-логический подход.

Пример такого "Нового Откровения" - предложение увеличить количество упражнений следующего типа на развитие навыков решения задач: "У человека 9 монет, по 1 центу и по 5, при этом 5-центовых на 1 больше. Сколько всего денег у человека?"

Стоило ли разваливать систему и изобретать велосипед, если точно та задача (с точностью до валюты) была уже в Арифметике Магницкого (1703 г.)? В "отсталой" русской школе такая задача вполне была доступной среднему ученику 4 класса.

К концу 1980-х тот же совет НСУМ стал утверждать, что упражнения и решение задач (drilling) вовсе не нужны, ибо теперь у каждого есть калькулятор и компьютер. Что выдаёт полное непонимание сути обучения: сложение двух чисел "в столбик" - это развитие абстрактно-логических навыков, нажатие последовательности клавиш - развитие наглядно-действенных навыков; математическая суть происходящего вытесняется двигательными навыками плюс страхом перепутать клавиши калькулятора и начать всё заново. Кроме того, в "свободном" мире любая компания вольна изменить устройство своего компьютера/калькулятора сколь угодно далеко от исходного; следовательно, при отсутствии навыков решения задач "вручную" у студента не будет даже шанса заподозрить, что его ответ (из-за иного набора клавиш и функций - особенно скобок! - или окислившихся контактов) неверен.

Апофеоз системы: в сентябре 2006 г. в Филадельфии (США) открыта Школа Будущего: в ней нет учебников, нет библиотеки, нет тетрадок - любой ученик с первого дня занятий получает бесплатный laptop и подключается к Интернету, нет учителей, нет уроков (см. Fast Times at Microsoft High , "Maclean"s," Dec., 11, 2006, pp. 51-54). Но в такой школе, возможно, получение краткой информации о чем-то, но невозможно получить знания, навыки, нет социализации, ибо нет общения, коллектива и учителей - но есть странная индоктринация…

По этой же причине НСУМ предложил увеличить долю экскурсий, предлагая студентам такие - якобы практические - задачи: " Как телевизионная антенна для спутникового телевидения связана с нашей школьной программой по математике?" Предполагается, что студент пошарит в энциклопедиях и в Интернете и обнаружит, что телевизионная антенна имеет форму параболы. Ну и что? Ни один из этих студентов не получает при этом навыков решения простейшей задачи типа: "У вас есть график функции y = x2 ; покажите как по отношению к нему будет располагаться график функции y = (x + 1)2 ? Стоит ли удивляться, что такой студент смотрит на экран телевизора и не видит, что флаг США РАЗВЕВАЕТСЯ на Луне, где нет воздуха и следовательно, не может быть ветра, чтобы развевать флаг!

На экскурсиях невозможно приобрести нужные навыки, не поэтому ли у них плохо с литературой и языком: не учат самовыражению, его подменило “собственное мнение”: что бы ученик не написал, всё будет хорошо. Видимо, поэтому процветают сочинения на тему: “О чём я сегодня говорил с почтальоном”; здесь фактически-то и не за что наказывать и нечего оценивать: и ведь действительно ученик мог разговаривать с почтальоном… Студенты не умеют пересказать и критически изложить чужую мысль или рассказать о то, что делали сами в форме изложения или сочинения. [Из-за этого мне как-то пришлось им давать курс написания сочинений - essays.]