Эрнест генри шеклтон - в сердце антарктики. В сердце антарктики Эрнест генри шеклтон автономное существование

«Великолепный день для нашего старта; яркий солнечный свет и безоблачное небо, небольшой ветер с севера - в общем, все, что могло бы составить благоприятное начало. Мы позавтракали в 7 утра, и в 8:30 сани, которые автомобиль тянул к ледниковому языку, были перевезены к колонии пингвинов по неровному льду. В 9:30 стартовал вспомогательный отряд и скоро скрылся из виду…» (Э. Г. Шеклтон. В сердце Антарктики. Глава 19).

Со времени открытия Антарктиды до того момента, когда на южный материк впервые ступила нога человека, прошло - страшно подумать - три четверти века! Первым, кто высадился на ледяной континент, стал норвежец Карстен Борхгревинк, в прошлом преподаватель биологии. Случилось это в 1895 г. близ мыса Адэр. Через четыре года он начал первую зимовку в Антарктиде, которая закончилась в 1900 г. Он же предпринял первый поход в глубь континента, достигнув на собачьей упряжке широты 78° 50’.

Следующим был англичанин Роберт Фалькон Скотт, военный моряк в чине коммандера. В 1900 г. его назначили руководителем первой Национальной антарктической экспедиции на корабле «Дискавери» («Открытие»), а в начале 1902 г. британцы достигли мыса Адэр. Экспедиции удалось совершить немало открытий. Так, они обнаружили, что вулканы Эребус и Террор находятся не на самом материке, а на близлежащем острове, названном в честь Джеймса Росса, открыли полуостров Эдуарда VII, обследовали Землю Виктории.

2 ноября 1902 г. Роберт Скотт, доктор Эдвард Уилсон и младший лейтенант Эрнест Шеклтон на трех собачьих упряжках отправились к полюсу. Они двинулись по западному краю шельфового ледника Росса вдоль горной цепи и 31 декабря добрались до 82° 17’ ю. ш. Здесь путь им преградил ледяной обрыв; пришлось возвращаться. Все трое путешественников уже страдали от снежной слепоты и были больны цингой, а Шеклтон кашлял кровью. В начале февраля их встретила вспомогательная партия, вышедшая навстречу. Продолжавшего болеть Шеклтона Скотт отправил в Англию на судне «Морнинг» («Утро»), прибывшем с почтой, а также запасом продовольствия и топлива для второй зимовки. Она была вынужденной: «Дискавери» намертво вмерз в лед.

По приезде в Англию Шеклтон поведал об открытиях экспедиции. Его сообщения в научных обществах, выступления в клубах, статьи в газетах сделали и его самого, и всю экспедицию чрезвычайно популярными. Вскоре Шеклтон получил звание лейтенанта и приказ руководить подготовкой спасательной операции. На освобождение «Дискавери» посылали два судна: уже бывавшее у берегов Антарктиды - «Морнинг» и новое - «Терра Нова». Шеклтон справился с заданием: «Дискавери» удалось вызволить из ледового плена, и Скотт с товарищами вернулся на родину.

Одновременно с англичанами в 1902 г. Антарктиду начали покорять немцы (Эрих Дригальский) и шведы (Отто Норденшёльд). Первые открыли шельфовый ледник Западный, а руководитель экспедиции на основании результатов исследований развил теорию движущихся льдов. Шведской экспедиции под руководством племянника знаменитого Адольфа Норденшёльда повезло меньше: их судно погибло, но людей обнаружили и спасли аргентинцы. После этого различные участки материка исследовали шотландцы (Уильям Брюс, 1903-1904 гг.) и французы (Жан Шарко, 1903-1905 гг.).

В 1907 г. Шеклтон, решивший покорить Южный полюс, организовал собственную экспедицию в Антарктиду. Эрнест Генри Шеклтон рано связал свою жизнь с морем, успел побывать в нескольких дальних плаваниях и одном кругосветном, пройдя непростой путь от юнги до лейтенанта. После экспедиции на «Дискавери» отношения между Скоттом и Шеклтоном были испорчены, хотя внешне все выглядело вполне благопристойно. Злые языки утверждали, будто Скотт не мог простить Шеклтону его популярности - не среди широкой публики, а в своем офицерском кругу. Отныне они стали не соратниками, а соперниками.

У Шеклтона был приятель по фамилии Бирдмор, человек далеко не бедный. Благодаря его помощи путешественник сумел раздобыть средства на экспедицию. Для плавания к ледяному континенту он приобрел маленькое китобойное судно с грозным именем «Нимрод», а для похода на полюс выбрал собак, маньчжурских пони и… автомобиль. На собак Шеклтон не особенно рассчитывал, памятуя о том, как все 22 собаки, взятые в поход Скоттом, быстро погибли, и решил попробовать в деле выносливых лошадок. Особые надежды Шеклтон возлагал на автомобиль. Он полагал, что машина сможет проходить за сутки более 200 км, что существенно сократит время на достижение полюса. К берегам Антарктиды «Нимрод» отправился 1 января 1908 г. из Новой Зеландии. На его борту было 16 человек. Уже через три недели корабль приблизился к барьеру Росса.

Первым делом Шеклтон решил покорить Эребус - возможно, для того, чтобы его люди почувствовали уверенность в своих силах. До вершины, точнее, кратера действующего вулкана добрались физик Дуглас Моусон, геолог Эджуорт Дэвид, метеоролог Джеймсон Адамс и врач Алистер Маккей. Они измерили высоту Эребуса, приблизительно определили глубину и окружность кратера, сделали его геологический разрез, собрали образцы огромных кристаллов серы и других минералов.

Готовясь к достижению своей главной цели, Шеклтон повел вверх по склону ледникового щита санную партию, желая устроить промежуточный - на пути к полюсу - склад продовольствия. Поход при страшном морозе и штормовом ветре занял три недели. Несколько человек во главе с Шеклтоном сами впряглись в сани и прошли по направлению к полюсу около 200 км. Место склада отметили черным флагом. А 25 сентября другой отряд - Моусон, Дэвид и Маккей - вышел в поход с целью достичь Южного магнитного полюса. Сани сначала тащил автомобиль, но через несколько километров остановился. Опыт экспедиции Шеклтона показал, что обычный автомобиль не годится для покорения Антарктиды. Протекторы, испытанные на европейских дорогах, совершенно не «сцеплялись» ни со льдом, ни со снегом, мотор оказался не готов к работе в экстремально холодных условиях. Членам отряда пришлось идти пешком - ни собак, ни пони они с собой не брали. Это был тяжелый поход. Путешественники пересекали ледники (Норденшёльда, Дригальского), обходили трещины, спрятанные под снежными мостами. Один раз Моусон все-таки провалился в бездну, но зацепился за упряжную веревку.

Наконец, 16 января 1909 г. отряд достиг магнитного полюса (точки с нулевым магнитным склонением). Его координаты тогда были такими: 72° 25’ ю. ш., 155° 16’ в.д. (в отличие от географического магнитный полюс не стоит на одном месте, а дрейфует - например, в 2009 г. он располагался в точке с координатами 64° 28’ ю.ш., 137° 30’ в.д.). Моусон, Дэвид и Маккей спустились с ледникового плато к берегу, как и было условлено, но «Нимрод» прошел мимо их лагеря: с корабля не разглядели флаги.

И все же судно вернулось и забрало тройку героев. Пока они бежали к «Нимроду», Моусон снова умудрился провалиться в трещину, но опять был спасен. За 109 дней Дэвид и его спутники прошли более 2 тыс. км, закончили непрерывную съемку территории между Эребусом и горой Мельбурн, а главное - нашли Южный магнитный полюс.

Пока все это происходило, Шеклтон в компании Джеймсона Адамса, Эрика Маршалла и Фрэнка Уайлда с 29 октября 1908 г. упрямо двигался к Южному географическому полюсу. Уайлд назвал этот поход «великим южным путешествием». Отряд выехал на санях, запряженных пони. Ни одно животное не выдержало тягот пути: все погибли вскоре после старта, при переходе через шельфовый ледник Росса. Когда выяснилось, что на пути к полюсу надо взойти на высокое, около 3000 м, плато, людям пришлось самим впрячься в сани. Силы их таяли, как и запасы съестного, скорость продвижения с каждым днем падала, во многом из-за встречного штормового ветра. 9 января 1909 г. на широте 88° 23’ Шеклтон принял решение повернуть обратно. До полюса оставалось всего 180 км. Измученные до предела, но живые путешественники вернулись на береговую базу. Там они нашли записку, из которой узнали, что судно ушло - всего два дня назад. И опять «Нимрод» вернулся и забрал четверых исследователей. По расчетам, они прошли в оба конца более 2700 км. Поход ознаменовался крупными открытиями: на карту были нанесены огромный долинный ледник Бирдмора и несколько горных хребтов (в том числе Куин-Александра), обрамляющих ледник Росса.

В середине июня 1909 г. экспедиция Шеклтона вернулась в Англию. Многотысячные толпы жителей Лондона встречали полярников как национальных героев. В течение нескольких месяцев друг друга сменяли бесконечные приемы, заседания в научных обществах, выступления в клубах и университетах. Шеклтона избрали почетным членом несколько десятков географических и других научных обществ, он был награжден многочисленными золотыми медалями. Правительства многих стран удостоили его орденов. По приглашению Русского географического общества Шеклтон прибыл в Санкт-Петербург, где его встретили самые известные ученые России: Семёнов-Тян-Шанский, Шокальский и др. Он был принят Николаем II, беседовал с ним около двух часов и получил орден Св. Анны.

Однако не будем забывать, что главной своей цели - Южного географического полюса - Шеклтон так и не достиг. Когда «Нимрод» вернулся в Англию, Роберт Фалькон Скотт как раз заканчивал подготовку новой экспедиции в Антарктиду. Как и Шеклтон, он мечтал первым дойти до Южного полюса. Он был уверен в успехе и уверен в себе. Вообще, вряд ли кто-то сомневался в британском первенстве. Более чем вероятно, что так бы все и вышло, если бы не одно обстоятельство. Точнее, даже два. В том же 1909 г. американец Роберт Пири - уже не впервые - штурмовал Северный полюс и на этот раз сообщил об успешном завершении своего предприятия. Узнав об этом, норвежец Руаль Амундсен отказался от проекта достижения Северного полюса и направил знаменитый «Фрам» на юг, к Антарктиде.

ЦИФРЫ И ФАКТЫ

Главный герой

Эрнест Генри Шеклтон, английский полярный исследователь

Другие действующие лица

Р. Скотт, полярник; Э. Уилсон, полярник, врач; участники экспедиции Шеклтона Д. Моусон, Э. Дэвид, Д. Адамс, А. Маккей, Э. Маршалл, Ф. Уайлд

Время действия

Ровно сто лет назад, 27 октября 1915 года, команда британского путешественника Эрнеста Шеклтона высадилась на льды Антарктики. Корабль затонул, но люди предприняли отчаянную попытку спастись - и выжили. Полную историю этой экспедиции можно узнать из книг «Затерянные во льдах» и «Лидерство во льдах» . Несколько фактов из них:

8 августа 1914 года Эрнест Шеклтон со своей отважной командой отправился в путь, собираясь пересечь бескрайние снега Антарктиды. Этому путешествию суждено было стать последней экспедицией золотого века полярных исследований.

Шеклтон планировал достичь Антарктиды и пройти через Южный полюс, однако 18 января 1915 года корабль, не дойдя до цели, увяз в плотном скоплении ледяных обломков

Экипаж пытается расчистить путь для корабля.

Постепенно льдины накренили корабль на тридцать градусов. В какой-то момент одна из льдин пробила корпус судна, в трюм хлынула вода. Оставаться на корабле было небезопасно. Приказ высадиться на лед прозвучал 27 октября 1915 года в пять часов вечера, хотя большинству участников экспедиции к этому времени и так уже было понятно, что корабль затонет. Люди боролись за него - и проиграли.

Корабль ушел под воду 21 ноября. Членам команды пришлось привыкнуть к новой реальности, состоящей из постоянных неудобств, бесконечной сырости и неизбежного холода. Новым домом путешественникам стал лагерь «Океан», который они разбили неподалёку от корабля. Путешественники, почти год назад покинувшие Южную Георгию, остались дрейфовать на льдине.

Команда тащит спасательную шлюпку по льду после гибели корабля.

23 декабря Шеклтон и его команда упаковали снаряжение и оставили лагерь «Океан» в поисках более надёжного льда. Следующие три с половиной месяца команда провела в лагере «Терпение» на льдине, которая дрейфовала на северо-запад. Однако льдина с каждым днём становилась всё более ненадёжной, и 9 апреля членам команды пришлось пересесть в спасательные шлюпки. Через неделю они высадились на безлюдный остров Элефант.

Шеклтон взял с собой нескольких человек и отправился на лодке за помощью. Через 16 дней им удалось достичь китобойной базы на острове Южная Георгия. Еще три месяца потребовалось, чтобы добраться до острова Элефант и эвакуировать оставшихся членов команды.

Прочитать больше о героической экспедиции Эрнеста Шеклтона и мужественных людях, сумевших выжить в экстремальных условиях, можно в этих книгах: «Затерянные во льдах» и «Лидерство во льдах» .

P.S. Понравилось? Подписывайтесь на нашу новую рассылку. Раз в две недели мы будем присылать вам 10 лучших материалов из блога.

Истории великих открытий и путешествий зачастую заканчиваются достаточно печально: достаточно вспомнить гибель экспедиции Роберта Скотта на обратном пути от Южного полюса, Руаля Амундсена при поиске экспедиции Умберто Нобиле , историю с пропавшей экспедицией Франклина .

Были и некрасивые истории — такие, как покорение северного полюса не то Пири, не то Куком.

Но были и потрясающие победы — та же экспедиция Руаля Амундсена к Южному полюсу, пересечение на лыжах Гренландии Фритьофом Нансеном.

А я сегодня хочу рассказать историю, которая в детстве потрясла меня. Это история об экспедиции, которая только чудом окончилась хоть и без ожидавшегося результата, но практически без человеческих жертв. И рассказать о ней меня натолкнула статья, на которую я недавно случайно наткнулся. Здесь я приведу ее краткое изложение, ну а со всеми деталями, и более чем 50 фотографиями можно ознакомиться . Итак, Имперская трансантарктическая экспедиция сэра Эрнеста Шеклтона.

В 1914 году Эрнест Шеклтон разместил во всех лондонских газетах объявление следующего содержания:

«Требуются люди для участия в рискованном путешествии. Маленькое жалованье, пронизывающий холод, долгие месяцы полной темноты, постоянная опасность, благополучное возвращение сомнительно. В случае успеха - честь и признание. Сэр Эрнест Шеклтон»

Южный полюс был достигнут за несколько лет до этого Роальдом Амундсеном, поэтому Шеклтон поставил перед собой более амбициозную цель: высадка на Антарктиде и пересечение всего Антарктического материка — 1800 миль по всему континенту через Южный полюс.

Экспедиция включала два отряда на кораблях «Эндьюранс» и «Аврора». Группа Шеклтона на «Эндьюранс» должна была подойти к побережью моря Уэдделла, перезимовать в заливе Фазеля и следующим антарктическим летом выступить к Южному полюсу. Второй отряд, базируясь на о. Росса в проливе Мак-Мёрдо, должен был заложить склады для успешного возвращения отряда Шеклтона.

Общее число заявок на участие в экспедиции превысило 5000, в том числе и от женщин. В конечном итоге в команде было 56 человек, по 28 на каждый отряд, причём некоторые вошли в состав экспедиции в последний момент - в Буэнос-Айресе и Сиднее.

21 февраля 1915 года «Эндьюранс» оказался в самой южной точке своего пути - 76° 58′ ю. ш. Судно Шеколтона столкнулось с неожиданно высокой плотностью льдин. После более чем двух месяцев борьбы «Эндьюранс» был безнадежно скован льдами, затем начал дрейфовать на север.

27 октября 1915 года судно был сжато до предела и Шеклтон дал приказ покинуть «Эндьюранс». На лёд были выгружены припасы и три шлюпки. Трое суток команда боролась за жизнь корабля, откачивая из трюмов воду при −27 °C. Фотографу Херли удалось спасти с корабля свои фотопластины, однако ему пришлось оставить только 120 лучших из них.

После непродолжительной попытки похода, экипаж построил лагерь на льду, продолжая извлекать запасы и спасательные шлюпки из «Эндьюранса», пока, наконец, 21 ноября корабль полностью не затонул.

После неудавшегося второго похода был основан «Лагерь Терпения», в котором команда прожила более 3 месяцев. Вскоре начала ощущаться нехватка продовольствия: всё, без чего можно было обойтись, было оставлено в Океанском лагере. Харли и Маклин были отправлены за продовольствием. 2 февраля 1916 года Шеклтон направил большой отряд, чтобы забрать побольше запасов и третью шлюпку, которую было бросили. Основой рациона стала тюленина и пингвинятина.

Но из-за наличия множества собак мяса отчаянно не хватало. Поэтому 2 апреля начальник распорядился пристрелить всех оставшихся ездовых животных.

8 апреля 1916 года льдина, на которой расположился лагерь, раскололась надвое, и Шеклтон приказал садиться в спасательные шлюпки.

Пятидневный морской переход по забитым льдами водам привёл команду к о. Элефант, населенного только пингвинами и тюленями, от места крушения «Эндьюранса» команду отделяли 346 миль. Дрейф и переход по льдам длились 497 дней. 14 апреля они достигли юго-восточного побережья острова, но не смогли высадиться из-за крутых скал и обрывистых ледников. 15 апреля Шеклтон добрался до северного побережья и обнаружил узкий галечный пляж, на который смогли высадиться люди со всех шлюпок. Вскоре выяснилось, что в этих местах очень высокие приливы и гавань не гарантирует безопасности. 16 апреля Уайлд с командой «Стэнкомба Уиллса» исследовал побережье в поисках подходящей гавани, которая и была обнаружена всего в 7 милях (11 км). Новый лагерь получил название Point Wild («Мыс Дикий» и одновременно «Мыс Уайлда»).

Остров Элефант был бесплодным и необитаемым местом, расположенным вдалеке от судоходных трасс. Даже если британское правительство – а в военное время у него забот по горло – пошлет спасательную экспедицию, вряд ли кто-нибудь будет искать потерпевших кораблекрушение на затерянной среди льдов скале необитаемого острова. Поиски вначале начнутся в бухтах моря Уэдделла, а тем временем… Шеклтон не сомневался, что поисковым отрядам даже не придёт в голову туда заглянуть; это означало, что дело спасения с этого момента становится задачей самой команды. Перезимовать же на острове было можно: хотя и лишённый растительности, он имел вдоволь пресной воды, а также тюленей и пингвинов как главного источника пищи и топлива.

– Оставаться здесь нельзя, – сказал Шеклтон. – Ближайшая обитаемая земля лежит в восьмистах милях к северо-западу, то есть полторы тысячи километров. Это Южная Георгия. Там почти всегда зимуют китобои. Но всем вместе нам не уйти: слишком малы шлюпки. Несколько человек отправятся вместе со мной на вельботе, а за остальными мы вернемся на китобойце.

Это расстояние предстояло достичь на одиночной шлюпке в условиях приближающейся полярной зимы. В случае везения, если море будет свободным ото льда и выживет шлюпочная команда, Шеклтон рассчитывал добраться до помощи примерно за месяц.

Если быть точным, то еще более близким обитаемым местом был Порт-Стэнли , до которого было 540 морских миль (1000 км), но преобладающие западные ветра делали его фактически недостижимым.

Из четырех шлюпок „Эндьюренса“ три слишком малы для столь долгого плавания. В единственную более-менее подходящую шлюпку загрузили припасы, предназначенные для трансантарктического похода: галеты, пищевые концентраты, сухое молоко и сахар. Пресную воду залили в две 18-галлонные бочки (одна из которых была повреждена во время погрузки). Пищу готовили на двух примусах. Шлюпка «Джеймс Кэйрд» представляла из себя китобойный вельбот, лишенный палубы. Длина его достигала 6,9 м. Плотник Макнишу сделал шлюпку более мореходной, располагая только тем имуществом, которое было у экспедиционеров. Он надстроил борта и сделал из парусины чехол, заменивший палубу.

Для достижения водонепроницаемости швы были обработаны тюленьей кровью в смеси с масляной краской. С «Дадли Докера» (еще одной шлюпки) сняли мачту и сделали из неё фальшкиль, как для увеличения остойчивости, так и чтобы сделать корпус более крепким. Для улучшения остойчивости в шлюпку положили «длинную тонну» (1016 кг) балласта.

С собой Шеклтон брал пятерых человек - Уорсли (капитана Эндьюранс), Крина (ветерана Антарктики, проверенного в экспедициях Скотта), Генри (Чиппи) Макниша, Тима Маккарти и Джона Винсента. Начальником отряда на о. Элефант остался Ф. Уайлд:

которому Шеклтон дал детальные инструкции. В случае, если Шеклтон не вернётся до весны, команде предстояло попытаться добраться до о. Десепшен, также необитаемого, но находящегося ближе к мореходным путям и ждать помощи там.

– По местам! До скорого. Команда отплыла 24 апреля 1916 года при благоприятном юго-западном ветре.

Вельбот на веслах огибает мыс, затем на мачтах поднимаются паруса. Оставшиеся на берегу машут вслед уходящему суденышку.

Выйдя в море, судну пришлось уклониться от прямого курса, в связи с наличием ледяных полей. За первые сутки при 9-балльном шторме удалось пройти 45 морских миль (83 км). Из-за шторма команде приходилось бодрствовать, были трудности со сменой вахт, а полярная одежда не была приспособлена для морского плавания и её невозможно было высушить. 29 апреля погода резко ухудшилась, упала температура, а волны грозили опрокинуть шлюпку. На 48 часов пришлось лечь в дрейф, при этом снасти и «палубу» пришлось непрерывно очищать ото льда. К 4 мая они были уже в 250 морских милях от Южной Георгии.

Вельбот – устойчивое морское судно с превосходными мореходными качествами. Двухпарусное суденышко Шеклтона взбирается по откосам водных громадин, от вида которых человека, далекого от моря, берет жуть; когда оно оказывается на гребне волны, его днище наполовину обнажается, и кажется, что вельбот вот-вот опрокинется. Но нет, корма оседает, вельбот садится на волну и скользит вниз, словно по ледяной горке. И вновь взбирается вверх. Вельбот с легкостью минует рифы – либо увлекаемый водоворотами, либо проходя над ними на гребне волны. Через некоторое время люди, сидящие в вельботе, не то чтобы успокаиваются, а просто начинают понимать, что у них есть возможность выдержать любые невзгоды.

Но на вельботе нет палубы. Водяные брызги – а то и весь гребень волны – обрушиваются внутрь, и через час все промокают насквозь. Кроме того, в течение всего путешествия, и днем и ночью, надо вычерпывать воду. Провизия подмокла – вымокшие люди едят пропитанную водой пищу. Есть и пить на этих качелях не так уж приятно, а отправление естественных нужд ставит моряков просто в опасное положение – друзьям приходится держать вас крепче крепкого, чтобы вы не выпали за борт. На звания никто внимания не обращает. „Давайте, капитан. Я держу вас“. Тогда авторитеты и уважение не страдали во время путешествий.

День сменяется ночью, которая больше похожа на ревущий черный хаос. Люди по очереди вычерпывают воду и спят. Человек обладает удивительной приспособляемостью. После трех-четырех бессонных ночей, проведенных в тревоге, разбитые от усталости люди иногда бросают вычерпывать воду, ложатся на дно и в насквозь мокрых одеждах, прижимаясь друг к другу, чтобы сохранить малейшую частицу тепла, забываются в крепчайшем сне. От ярости стихий они словно тупеют – мысль становится тяжелой и неповоротливой; лишь брезжит сознание, что ты еще жив, а шлюпка идет в нужном направлении. Думаю, что каждый моряк возносит тайные молитвы, которые уносит яростный ветер.

Шеклтон спит меньше других, вернее, почти совсем не спит. В его повествовании об этом плавании („Юг, история последней экспедиции Шеклтона“) мало подробностей о том, как ему удалось сохранить правильное направление. В редкие минуты просветления он сумел провести астрономические наблюдения и рассчитать свое местонахождение. Вельбот прошел по прямой от острова Мордвинова (остров Элефант) до западной оконечности Южной Георгии. И наконец продрогшие моряки увидели на горизонте заснеженную вершину.

Команда находилась в 280 км от китобойной базы (если плыть вдоль побережья), однако, судя по состоянию шлюпки, преодолеть это расстояние было невозможно. Винсент и Макниш были на грани жизни и смерти, поэтому Шеклтон, Уорсли и Крин решили идти за спасением через горы - к китобойной базе Стромнесс.

18 мая три человека двинулись в горы - это было первое в истории пересечение внутренних районов Южной Георгии. Поход был очень тяжёлым ещё и потому, что у путешественников не было карт, и постоянно приходилось обходить ледники и горные обрывы. Без всякого снаряжения, без сна они за 36 часов достигли Стромнесса, причём выглядели, по словам Уорсли, «как трио страшных чучел». Когда они увидели Грютвикен с его темными хижинами, дымами, грубоватыми парусниками на серой воде, им показалось, что они попали в рай. Норвежцы встретили их радостно, и в честь удачного завершения похода было выпито немало водки. В тот же день, 19 мая, норвежцы отправили моторный катер, чтобы эвакуировать Маккарти, Макниша и Винсента и забрать «Джеймса Кэйрда».

Но на острове Мордвинова ждали двадцать два человека с запасом провизии всего на несколько недель.

Любой капитан был готов отправиться на выручку. Уже через три дня после прибытия в Стромнесс Шеклтон на борту китобойца The Southern Sky предпринял попытку выручить оставшуюся на о. Элефант команду. В мае поле паковых льдов не позволило приблизиться к острову ближе чем на 110 км, а китобоец не был приспособлен для плавания во льдах. Шеклтон отступил и отбыл в Порт-Стэнли.

Шеклтону удалось заручиться поддержкой английского посла в Уругвае, и получить от правительства страны траулер, на котором 10 июня предпринял вторую попытку пробиться к о. Элефант, вновь безуспешную. Тогда Шеклтон, Крин и Уорсли отплыли в Пунта-Аренас, в Чили, где встретились с британским судовладельцем Макдональдом. 12 июля на шхуне Макдональда «Эмма» была предпринята третья попытка спасти команду: паковые льды и на сей раз не пустили судно к побережью.

К тому времени - середине августа - Шеклтон уже более трёх месяцев не имел сведений о своей команде. Правительство Чили предоставило в распоряжение полярника паровой буксир Yelcho , уже участвовавший в третьей попытке спасательной операции в качестве вспомогательного судна.

Потерпевшие кораблекрушение, намерзшиеся и наголодавшиеся на острове Мордвинова надежды не потеряли. Они знали: капитан не бросил их на произвол судьбы. И были уверены, что он не погиб: его знания, энергия, силы говорили за него. Он всегда знал, что делал, и уже не раз избавил их от смерти в этой экспедиции; для них он был сверхчеловеком. Шеклтон должен прийти за ними даже во тьме антарктической ночи – они верили в него, как в Бога. 25 августа началась четвёртая попытка. И когда на горизонте над серым, усеянным айсбергами морем (это было 30 августа 1916 года) показался дым, они поняли, что не обманулись в своих ожиданиях: все участники зимовки на о. Элефант перешли на борт Yelcho . Вся команда прибыла в Пунта-Аренас 3 сентября 1916 года.

Намного сложнее оказалось положение людей команды моря Росса.

Зимние штормы унесли шхуну «Аврора», которая 312 дней дрейфовала во льдах и с большим трудом вернулась в Новую Зеландию (разошлись швы обшивки, был сломан руль). Оставшиеся на острове Росса люди чуть было не повторили судьбу Скотта - заложив склады до Горы Надежды, на обратном пути они были остановлены снежной бурей на небольшом удалении от склада припасов. Тем не менее, участникам партии хватило мужества добраться до него и спастись, проведя в поле 198 дней (команда Скотта в 1912 году погибла на 144-й день в полном составе). Эта операция стоила жизни одному участнику команды - Э. Спенсеру-Смиту, который умер в пути от цинги и истощения. Начальник партии Э. Макинтош и её участник Виктор Хейворд, предположительно, провалились под лёд в мае 1916 года, уже на зимовочной базе. Подробнее же о тяжелых испытаниях, выпавших на их долю, и оказавшимися еще более трагичными, чем у первой команды — можно прочитать в Вики .

Командиром спасателей назначили Джона Кинга Дэвиса, служившего в экспедиции Моусона и отказавшегося от предложений Шеклтона участвовать в Имперской экспедиции. Дэвис, тем не менее, взял Шеклтона сверхштатным офицером и вышел в море 20 декабря 1916 года, достигнув острова Росса 10 января 1917 года.

Команда на мысе Эванса ожидала увидеть Шеклтона с другой стороны света, люди были разочарованы тщетностью усилий и смертей. 20 января «Аврора» ушла в Новую Зеландию, увозя на борту семерых выживших. 9 февраля все вернулись в Веллингтон.

К сожалению, в отличие от Фритьофа Нансена, тоже великого путешественника и исследователя, посвятившего себя служению миру и справедливости, ничем особым в дальнейшем Шеклтон не отличился, скорее наоборот. Впоследствии, ему дали временный чин майора и отправили — сначала на Шпицберген для исследования возможности британской аннексии архипелага: миссия проводилась под видом геологической экспедиции; а затем — в составе военной миссии в Мурманск. Служба на вторых ролях не удовлетворяла его, в одном из писем он жаловался, что «не может найти себя, если не находится среди бурь в диких землях». В феврале 1919 года Шеклтон вернулся в Лондон с проектом освоения природных ресурсов Северной России в кооперации с местным белым правительством. Провал иностранной интервенции привёл к крушению и этих планов. Однако за участие в интервенции он был возведён в достоинство офицера Ордена Британской империи.

И тем не менее, ещё в 1921 году Эпсли Черри-Гаррард, сопровождавший Роберта Скотта, в предисловии к своим мемуарам «Самое ужасное путешествие» написал об организации идеальной антарктической экспедиции:

В области науки и географических исследований мне нужен Скотт, для путешествия полярной зимой - Уилсон, для молниеносного рывка к Полюсу - Амундсен; но если я окажусь в пасти у дьявола и захочу из неё выбраться, я без колебаний призову Шеклтона.

Люди, способные на такие свершения — всегда не от мира сего. Не всем быть Нансенами и Хейердалами, да и у них — своих тараканов хватало, если уж разобраться. Но уважения и вечной людской памяти за свои свершения — они заслуживают навсегда.

© Перевод дневников Ф. Хёрли А.?Гумерова

© 2014 by Paulsen. All Rights Reserved.

* * *

Дорогие друзья!


Перед вами лучшая книга знаменитого полярного исследователя Эрнеста Шеклтона – человека, обладавшего удивительным талантом руководить людьми в самых отчаянных условиях. Его команда верила в него, как в бога, и он всегда оправдывал эти надежды.

В описанном на страницах книги путешествии на «Нимроде» Шеклтон мог впервые в истории человечества достичь географического Южного полюса, однако повернул назад, не став рисковать жизнями товарищей. «Живой осел лучше мертвого льва» – писал он жене, но жизнь Шеклтона свидетельствует о том, что меньше всего он заботился о личной безопасности. Для него было важно другое: забота о вверившихся ему людях, восторг от встречи с неизведанными местами, слава первооткрывателя. Не был Шеклтон безразличен и к финансовому успеху – однако при этом он в прямом смысле посвятил себя полярным экспедициям, не подразумевавшим никакой прибыли…

Кстати, если не считать лекций о путешествиях, то единственным успешным в финансовом отношении проектом в жизни Шеклтнона была именно эта книга, «В сердце Антартики». Она была впервые опубликована в Лондоне, в 1909, и выдержала множество переизданий на различных языках. На русском полная версия книги выходила лишь однажды – в 1957 году.

Безусловно, труд этот далек от беллетристики. Он весьма обстоятелен: автор подробно описывает снаряжение, организацию и ход экспедиции. Однако мало того, что все это интересно само по себе: с этих серьезных страниц явственно проглядывает личность автора – его неизменная бодрость, любовь к жизни, симпатия к товарищам. И хотя после завершения экспедиции на «Нимроде» прошло больше ста лет, нам по-прежнему есть чему поучиться у Шеклтона. Нам всем – не только любителям путешествий.


P.S. Мы позволили себе дополнить книгу «В сердце Антарктики» еще одним интересным текстом: дневниками австралийца Фрэнка Хёрли, фотографа, участвовавшего в экспедиции Шеклтона на «Эндуранс». Судьба этих дневников причудлива и описана во вступлении к ним. Пока же отметим лишь, что дневники эти, насколько нам удалось выяснить, никогда еще не были обнародованы.

Фредерик Паулсен, издатель

Уважаемые читатели!


Перед вами – вторая книга серии, посвященной легендарным британским первопроходцам-полярникам, которую совместно представляют концерн «Шелл» и издательство «Паулсен».

«В сердце Антарктики» – книга известного британского полярного исследователя Эрнеста Генри Шеклтона, участника четырех антарктических экспедиций.

Личность Шеклтона хорошо известна в Великобритании. Так, в опросе «100 величайших британцев», проводимом в 2002 году, Шеклтон занял 11-е место. Еще при жизни исследователь был известен в России. В 1909 г. по приглашению Русского географического общества Шеклтон посетил Санкт-Петербург, где его удостоил аудиенции Николай II.

«В сердце Антарктики» впервые была переведена на русский язык еще в 1935 году, и лишь единожды переиздана в 1957 году.

Спустя больше 50 лет книга выходит вновь и приурочена к проведению Перекрестного Года культуры Великобритании и России.

Отрадно, что книга издается при поддержке Русского географического общества, имеющего давние традиции международного сотрудничества, в том числе с британскими исследователями. Уверен, что книга Эрнеста Генри Шеклтона займет достойное место на книжной полке всех, кто интересуется героическими страницами в истории освоения человечеством полярных областей нашей планеты.


Желаю вам увлекательного чтения!

Оливье Лазар, председатель концерна «Шелл» в России


Сэр Эрнест Генри Шеклтон

Предисловие

Научные результаты экспедиции не могут быть подробно освещены в этой книге. Статьи специалистов, участвовавших в экспедиции, с обобщающими сведениями о работе, проделанной в области геологии, биологии, магнитных наблюдений, метеорологии, физики и т.?д., помещены в приложении1
Cтатьи специалистов антарктической экспедиции Шеклтона, данные в приложении к английскому изданию книги «В сердце Антарктики», в этом русском издании не публикуются. – Прим. ред.

В этом же предисловии я хочу указать на важнейшие стороны работы экспедиции в области географии.

Мы провели зиму 1908 года в проливе Мак-Мёрдо, на двадцать миль (32,2 км) севернее места зимовки «Дискавери». Осенью одна партия совершила восхождение на Эребус и обследовала его кратеры. В течение весны и лета 1908–1909 гг. с зимовки вышли три санные партии. Одна направилась к югу и дошла до самой южной точки, достигнутой кем-либо из людей до сего времени; другая впервые в мире достигла Южного магнитного полюса, третья исследовала горные хребты к западу от пролива Мак-Мёрдо.

Южная санная партия водрузила британский государственный флаг на 88°23’ ю.?ш., на расстоянии 100 географических миль (185 км) от Южного полюса. Эта партия из четырех человек установила, что к югу от пролива Мак-Мёрдо между 82-й и 86-й параллелями находится большая горная цепь, которая тянется в юго-восточном направлении. Установлено также, что большие горные хребты продолжаются на юг и на юго-запад и что между ними лежит один из величайших в мире ледников, ведущий в глубь материка к плоскогорью. Высота этого плоскогорья на 88° ю.?ш. более 11 000 футов (3353 м) над уровнем моря. По всей вероятности, плоскогорье продолжается и за Южным полюсом, простираясь от мыса Адэр до полюса. Засечки и углы новых гор на юге и большого ледника нанесены на карту приблизительно правильно, учитывая несколько грубые методы определения, неизбежные в тех условиях.

Загадка Великого ледяного барьера нами не разрешена. По моему мнению, вопрос о его образовании и протяженности не может получить окончательного ответа, пока специальная экспедиция не обследует линию гор вокруг южной оконечности Барьера. Нам удалось пролить лишь некоторый свет на строение Барьера. На основании наблюдений и измерений можно сделать предварительное заключение, что он преимущественно состоит из снега. Исчезновение бухты Воздушного шара2
«Бухта Воздушного шара» – углубление в шельфовом леднике Росса у 164° з. д. было открыто первой экспедицией английского исследователя Роберта Скотта на «Дискавери» в январе 1902 года. Здесь Р. Скотт и Э. Шеклтон совершили подъем на привязном воздушном шаре на высоту 200 м для осмотра внутренней части окраины ледника.

В результате откалывания части Великого ледяного барьера говорит о том, что отступание Барьера, которое наблюдалось со времени плавания сэра Джеймса Росса в 1842 году, продолжается и до сих пор.

Росс, Джеймс Кларк (1800–1862) – английский полярный исследователь. В 1818–1821 годах участвовал в нескольких арктических экспедициях своего соотечественника Уильям-Эдварда Парри по отысканию Северо-западного прохода – морского пути вдоль северных берегов американского континента. В 1829–1833 годах участвовал в экспедиции своего дяди Джона Росса. Вместе с этой экспедицией перенес три тяжелые зимовки в полярных льдах пролива Ланкастера (архипелаг Парри); в 1831 году открыл Северный магнитный полюс. В 1839–1843 годах совершал плавание в Антарктику на судах «Эребус» и «Террор». Во время первого плавания Росс открыл в южной части Тихого океана далеко вдающееся на юг водное пространство (море Росса), участок побережья Антарктиды – Землю Виктории, два вулкана – Эребус (действующий) и Террор. Дальше к югу путь судам преградила высокая – до 100 м высотой – ледяная стена (Барьер Росса, Великий ледяной барьер). В последующее плавание Росс проследил направление Барьера к востоку на протяжении 200 км и достиг 78°10’ ю.?ш. – точки, до него никем не посещавшейся, отметил разрушение ледяного барьера. В третье плавание Росс исследовал берег Земли Луи Филиппа и открыл остров Росса.

На 163-м меридиане определенно находится возвышенная, покрытая снегом земля, так как мы видели там склоны и пики, сплошь покрытые снегом. Однако мы не заметили обнаженных скал и не имели возможности промерить глубину снежного покрова в том месте, поэтому не могли сделать окончательного вывода.

Результатом путешествия, предпринятого Северной партией, является достижение Южного магнитного полюса. По данным наблюдений в самой точке полюса и в ближайших окрестностях, он находится в 72°25’ ю.?ш., 155°15’ в.?д. Первая часть этого путешествия была проделана вдоль береговой линии Земли Виктории, причем были открыты новые вершины, ледники и ледниковые языки, а также два небольших островка. На всем протяжении пути вдоль берега произведена тщательная триангуляция и на существующей карте сделан ряд исправлений.

Исследование Западных гор, проделанное Западной партией, пополнило сведения по топографии, а в некоторой степени и по геологии, этой части Земли Виктории.

Другой важный результат экспедиции в области географии – открытие нового участка береговой линии протяженностью в 45 миль (72,4 км), идущей от мыса Северного сначала в юго-западном, а затем в западном направлении.

Во время обратного плавания «Нимрода» мы предприняли тщательные поиски, подкрепившие господствующее мнение о том, что Изумрудный остров, острова Нимрода и остров Догерти не существуют. Все же я против удаления их с карты без дополнительных исследований. Возможно, что они расположены где-нибудь по соседству. Поэтому лучше оставить их на карте, пока не будет абсолютно точно доказано, что это ошибка.

Я хотел бы выразить здесь искреннюю благодарность тем великодушным людям, которые поддержали экспедицию в ее начальной стадии. Первые шаги к организации экспедиции стали возможны благодаря мисс Доусон Ламтон и мисс Э. Доусон Ламтон, которые и позднее оказывали экспедиции помощь во всем, что было в их силах. М-р Уильям Бирдмор (Паркхед, Глазго), м-р Дж.?Э. Мак-Лин Бакли (Новая Зеландия), м-р Кэмпбел Мак-Келлар (Лондон), м-р Сидней Лисот (Сомерсет), м-р Э.?М. Фрай (Бристоль), полковник Эликзендер Дэвис (Лондон), м-р Уильям Белл (Пенделл Корт, Сэррей), м-р X.?X. Бартлетт (Лондон) и другие наши друзья оказали экспедиции щедрую финансовую помощь. Мне хочется также поблагодарить тех, кто дал свое поручительство за большую часть расходуемых нами денег, и правительство за его субсидию в 20 000 фунтов, благодаря которой я смог выкупить эти гарантии. Ценной поддержкой мы обязаны сэру Джеймсу Миллсу, главному директору «Юнион стим шип компани» в Новой Зеландии. Симпатия и щедрость, проявленные правительствами и жителями Австралии и Новой Зеландии, останутся одним из счастливейших воспоминаний у всех участников экспедиции.

Я выражаю также признательность торговым и промышленным фирмам, которые пошли навстречу нашим нуждам, обеспечив нас продуктами самого высшего качества и чистоты.

Что касается самой книги, то я считаю себя обязанным д-ру X.?Р. Миллю за вводную статью3
Милль, Хью Роберт (1861–1950) – английский ученый, географ и геофизик, секретарь Лондонского географического общества, крупный знаток истории исследования Антарктики, автор ряда книг, в том числе «Завоевание Южного полюса» и подробной биографии Шеклтона. Вводная статья – исторический обзор плаваний в Антарктику до Шеклтона, – за которую благодарит X. Милля Шеклтон, в настоящем издании не публикуется.

М-ру Эдуарду Саундерсу (Новая Зеландия) за то, что он не только помогал мне в качестве секретаря, но взял на себя значительную часть работы, оказав мне ценную помощь в литературной обработке книги и во многом другом, а также моему издателю м-ру Уильяму Хейнеману за его любезную помощь и содействие.

Я выражаю благодарность членам экспедиции, написавшим статьи для приложения к этой книге. Особо упоминаю профессора Т.?В. Эджуорта Дэвида, изложившего историю северного похода, и м-ра Джорджа Марстона, художника экспедиции, которому принадлежат цветные иллюстрации, рисунки и часть таблиц в этой книге4
В данном издании цветные рисунки Марстона не приводятся.

Я воспользовался дневниками ряда членов экспедиции для получения сведений о событиях, происшедших во время моего отсутствия. Представленные в книге фотографии отобраны из нескольких тысяч снимков, сделанных Брокльхёрстом, Дэвидом, Дэвисом, Дэем, Дэнлопом, Харбордом, Джойсом, Макинтошом, Маршаллом, Моусоном, Мёрреем и Уайлдом – зачастую в крайне тяжелых условиях.

Что касается ведения дел экспедиции во время моего пребывания в Антарктике, я хотел бы отметить работу моего зятя, м-ра Херберта Дормана (Лондон), м-ра Дж. Дж. Кинсей (Крайстчёрч, Новая Зеландия) и м-ра Альфреда Рейда, управляющего делами экспедиции, чья работа все время была столь же ревностной, как и эффективной.

Наконец, я должен сказать об участниках экспедиции, труд и энтузиазм которых обеспечили успех экспедиции в той мере, как об этом говорится на последующих страницах. Моя благодарность к ним не может быть выражена словами. Я очень хорошо понимаю, что без их преданности делу, без их товарищеского сотрудничества ни одна из работ экспедиции не могла увенчаться успехом.

Эрнест Г. Шеклтон

Лондон, октябрь 1909 г.




Часть I
Цели и задачи экспедиции. Подготовка снаряжения. Участники. Отплытие

Первые приготовления к экспедиции

Люди отправляются в дальние, неведомые страны по разным причинам: одних побуждает к тому любовь к приключениям, других – неутолимая жажда научного познания, третьих, наконец, увлекают с проторенных путей манящие голоса эльфов, таинственность и очарование неизвестного. Что касается меня, то, я думаю, комбинация всех трех этих причин побудила меня еще раз попытать счастья на скованном льдами юге. Перед тем, участвуя в экспедиции на «Дискавери», я заболел и был отправлен домой до ее окончания, потому-то меня не оставляло желание во что бы то ни стало ближе узнать этот огромный континент, расположенный среди снегов и ледников Антарктики. В самом деле, полярные области покоряют сердца живших там людей особым образом, что едва ли понятно тому, кто никогда не покидал пределов цивилизованного мира. Помимо этого, я был убежден, что результаты научных исследований оправдают экспедицию, проведенную по намеченному мною плану.

Экспедиция «Дискавери» привезла в свое время огромный научный материал и в некоторых важных областях науки дала ценнейшие результаты, но я полагал, что следующая экспедиция может продвинуть дело еще дальше. Экспедиции «Дискавери» изучила огромную цепь гор, тянущуюся с севера на юг, от мыса Адэр до 82°17’ ю.?ш., но куда направляется далее этот хребет, к юго-востоку или прямо на восток, и продолжается ли он на значительное расстояние, не было выяснено, а потому не были определены и южные границы равнины Великого ледяного барьера. Беглый взгляд, брошенный нами на Землю короля Эдуарда VII с борта «Дискавери», не позволял сказать ничего определенного относительно природы и протяженности этой земли, и тайна ледяной стены Великого барьера оставалась невыясненной. Точно также весьма существенным для науки было бы получить хотя бы некоторые сведения относительно движения ледяного покрова, образующего Барьер. Затем мне хотелось выяснить также, что находится за этими горами южнее широты 82°17? и поднимается ли там антарктический материк также в виде высокого плоскогорья, подобного тому, которое было найдено капитаном Скоттом за Западными горами. Многое следовало еще сделать и в области метеорологии. Эти работы имели особое значение для Австралии и Новой Зеландии – ведь на метеорологические условия этих стран антарктический материк оказывает значительное влияние. При всей бедности фауны Антарктики видами животных зоология этой области также представляла интерес. Особое внимание я хотел обратить на минералогические исследования, помимо общих геологических. Изучение южного полярного сияния, атмосферного электричества, приливных течений, гидрологии, воздушных течений, образования и движения льдов, вопросов биологических и геологических – все эти задачи представляли собою безгранично обширное поле исследований, и организация экспедиции с этими целями вполне оправдывалась бы уже из чисто научных соображений, независимо от желания достигнуть возможно более высоких широт.

Затруднения, встречающиеся большинству людей, которые пытаются организовать экспедицию, это прежде всего затруднения финансовые, и мне с ними пришлось также в первую очередь столкнуться. Снаряжение и отправка антарктической экспедиции требуют затраты не одной тысячи фунтов стерлингов, притом без надежды скоро вернуть их обратно и даже с полной вероятностью, что их вообще не удастся вернуть. Я составил смету возможно более экономную как в смысле снаряжения судна, так и в смысле личного состава экспедиции, но, несмотря на все мои усилия, мне более года не удавалось получить необходимой суммы. Я обращался за содействием к богатым людям, доказывал, как только умел, всю важность предполагаемых исследований, но денег получить не мог. Одно время мне даже казалось, что придется совсем бросить это предприятие. Однако я продолжал настойчиво хлопотать и в конце 1906 года получил некоторые обнадежившие меня обещания финансовой поддержки от нескольких своих личных друзей. Тогда я сделал еще одну попытку, и к 12 февраля 1907 года мне было обещано уже достаточно денег, чтобы я мог заявить окончательно об отправлении экспедиции на Юг. На деле, впрочем, некоторые из этих обещаний не могли быть выполнены, и как раз к моменту отплытия экспедиции из Англии мне пришлось столкнуться с большими финансовыми затруднениями. Только когда я прибыл в Новую Зеландию и правительства Новой Зеландии и Австралии с готовностью оказали мне щедрую помощь, финансовое положение экспедиции стало более удовлетворительным.

В марте 1907 года я набросал в статье, напечатанной в лондонском «Географическом журнале», общий план работ экспедиции. Позднее этот план пришлось во многом изменить, как того потребовали обстоятельства. Замысел был таков: экспедиция должна выйти из Новой Зеландии в начале 1908 года; судно доставит ее на антарктический континент, где предполагалась зимовка, выгрузит весь состав экспедиции, запасы и затем вернется. Устраняя зимовку на судне во льдах, я, таким образом, делал ненужной организацию вспомогательной экспедиции с особым судном, так как то же самое экспедиционное судно могло прийти на следующее лето и забрать нас.

«Береговой отряд экспедиции, – писал я, – состоящий из 9–12 человек, обладая надлежащим снаряжением, должен разделиться на три отдельные исследовательские партии, которые отправятся в путь весной. Одна из них пойдет на восток и, если будет возможно, выйдет к земле, известной под названием Земли короля Эдуарда VII. Далее партия должна будет пройти на юг вдоль берега, если он поворачивает в этом направлении, или соответственно – на север, и вернется, когда признает это необходимым. Вторая партия направится на юг тем же самым путем, каким шла Южная санная партия экспедиции «Дискавери». Ей надо будет держаться километрах в 25–30 от берега, чтобы избежать передвижения по неровному льду. Третья партия пойдет к западу через горные хребты, но не прямо на запад, а по направлению к Магнитному полюсу.

Главная особенность снаряжения заключается в том, что для санных путешествий в восточном и южном направлениях будут взяты маньчжурские лошади, а для путешествия на юг, кроме того, специально приспособленный автомобиль. Я не собираюсь жертвовать научными целями экспедиции, но, говоря откровенно, вместе с тем приложу все усилия к тому, чтобы достичь Южного полюса. Обязательно буду продолжать также биологические, метеорологические, геологические и магнитные исследования экспедиции «Дискавери»».

Кроме того, я предполагал пройти вдоль берегов Земли Уилкса и получить точные данные относительно этого района побережья.

Земля Уилкса – побережье Антарктиды в австралийском квадранте, приблизительно между 100 и 140° в.?д. В 1840 году была скорей угадана, нежели открыта американской экспедицией лейтенанта Чарльза Уилкса. Работами исследователей нынешнего столетия, в частности участниками австралазийской экспедиции 1912–1914 годов на судне «Аврора» под начальством профессора Дугласа Моусона, а также сотрудниками морской части советской комплексной антарктической экспедиции Академии наук СССР на дизель-электроходе «Обь» в 1955–1956 годах доказано, что часть «открытой» Земли Уилкса была воображаемой. Так, например, дизель-электроход «Обь» шел полным ходом по месту, на котором на карте значился Берег Сабрина, и глубины под килем корабля исчислялись сотнями метров. «Несмотря на эту неувязку, – писал ранее Д. Моусон, – работы Уилкса имеют большую ценность. Он оконтурил массив пакового льда в том виде, в каком он был в 1840 году, и промерами установил ряд мелких мест, являющихся более убедительным свидетельством земли, чем его туманные и часто мало обоснованные утверждения» (Д. Моусон. В стране пурги. Изд-во Главсевморпути, Л., 1935). Небезынтересно вспомнить, что подробные инструкции по проведению гидрографических исследований написал для Уилкса русский адмирал И. Ф. Крузенштерн, использовавший богатый опыт русских моряков. – Прим. ред.

Без сомнения, для такой небольшой экспедиции, как наша, программа эта очень смела, но я был уверен, что ее удастся выполнить, и полагаю, что сделанное нами до некоторой степени оправдывает эту уверенность. Перед отправлением из Англии я решил, что по возможности устрою базу экспедиции на Земле короля Эдуарда VII, а не в проливе Мак-Мёрдо, где находилась зимовка экспедиции «Дискавери», – таким образом, будет обследована совершенно новая область. Из дальнейшего описания видно, каким образом обстоятельства заставили меня отказаться от этого плана. Путешествие к Земле короля Эдуарда VII через Барьер не было предпринято, главным образом из-за непредвиденных потерь лошадей до начала зимы.

Все планы были тщательно разработаны на основании моего собственного опыта, приобретенного во время экспедиции на «Дискавери», а также на основании того, что мне было известно о снаряжении спасательных судов «Терра Нова» и «Морнинг» и аргентинской экспедиции, отправленной на помощь шведам. Я решил, что не буду основывать никакого экспедиционного комитета, так как экспедиция эта является всецело моим собственным предприятием, и взялся сам лично наблюдать за всей ее организацией.

Речь идет о шведской экспедиции Отто Норденшельда (племянника известного полярного мореплавателя А. Э. Норденшельда), отправившейся в 1901 году на судне «Антарктик» для исследования моря Уэдделла. Несмотря на неблагоприятные обстоятельства (гибель судна, невольное разделение экспедиции на три группы), исследователи благополучно перезимовали в самодельных хижинах, обследовали ряд островов, собрали ценные коллекции. В 1903 году шведы были подобраны аргентинской спасательной экспедицией на канонерке «Уругвай». – Прим. ред.

Когда я увидел, что некоторые из обещаний поддержки не осуществились, а также, что Королевское географическое общество, несмотря на его сочувственное отношение, не имеет возможности оказать мне финансовую помощь, я обратился к ряду лиц с просьбой о поручительстве в банке с тем, что выкуплю эти гарантии в 1910 году по возвращении экспедиции. Именно таким путем я обеспечил сумму в 20 000 фунтов, составлявшую большую часть денег, необходимых для организации экспедиции. Я не могу не восхищаться доверием, которое оказали мне и моим замыслам поручившиеся за меня люди, зная при этом, что я смогу выкупить их гарантии только благодаря чтению лекций и продаже этой книги после окончания экспедиции. Когда финансовые вопросы были разрешены, я занялся покупкой снаряжения и продовольствия, подыскиванием судна и подбором персонала.

"Если ты умеешь мечтать и не превращать мечту в своего хозяина...",- Эрнест Шеклтон [ править код ]

  • Приписываемая Шеклтону цитата на самом деле явяляется переводом части стихотворения Если… Киплинга. D-Gun 20:15, 17 января 2010 (UTC)
  • не совсем так - строки были выгравированные на медной доске... вот цитата из книги Дейл Карнеги . Ораторское искусство и оказание влияния на деловых партнеров (сборник, 1926-1931). Часть V. Главные предпосылки успеха публичного выступления:

В день, когда пишутся эти строки, 5 января, отмечается годовщина смерти сэра Эрнеста Шеклтона. Он умер, плывя на прекрасном судне "Квест" ("Поиск") на юг для исследования Антарктики. Первое, что привлекало внимание тех, кто поднимался на борт "Квеста", были следующие строки, выгравированные на медной доске:

"Если ты умеешь мечтать и не превращать мечту в своего хозяина, Если ты умеешь мыслить и не превращать мысли в самоцель, Если ты умеешь встречаться с триумфом и катастрофой И одинаково обращаться с этими двумя обманщиками, Если ты можешь заставить свое сердце, и нервы, и мышцы Делать свое дело и после того, как их уже не будет, И таким образом сохраниться, когда от тебя уже ничего не останется, Кроме воли, которая говорила им: "Держитесь!",

Если ты можешь заполнить неумолимую минуту Шестидесятисекундным пробегом, - Тебе будут принадлежать земля и все, что в ней, И более того, ты будешь человеком, сын мой!"

Шеклтон называл эти стихи духом "Квеста". И действительно, в них отражен тот дух, которым должен быть проникнут человек, отправляющийся на Южный полюс...

Seleonov 10:15, 10 ноября 2010 (UTC)

CD Eureka - Shackleton’s Voyage [ править код ]

В 2009-м году проект Eureka под руководством немецкого музыканта Франка Боссерта выпустил альбом Shackleton’s Voyage, посвященый экспедиции в Антарктиду в 1914-1916 гг.

89.169.93.155 08:51, 5 февраля 2011 (UTC) Дмитрий

Исправление перевода [ править код ]

Фраза из статьи «учителя „прилагали все усилия, чтобы не испортить вкусы своих учеников“, поэтому изучение литературы сводилось к чтению и анализу отрывков из национальных поэтов и прозаиков » - это неверный перевод. В английской Вики приводится точная цитата из Шеклтона: «Literature, too, consisted in the dissection, the parsing, the analysing of certain passages from our great poets and prose-writers … teachers should be very careful not to spoil taste for poetry for all time by making it a task and an imposition».

Шеклтон имеет в виду, что «учителя должны быть очень осторожны для того, чтобы не испортить литературный вкус учеников превращением литературы в обязательные задания (task) или упражнения, даваемые в качестве наказания (imposition)». «Не испортить вкус » - это не описание того, что реально происходило в школе, а всего лишь желание (should be), чтобы педагоги изменили свои методы No evidence 14:52, 13 декабря 2012 (UTC) ````