Евгений носов биография презентация. Доклад: Евгений Иванович Носов. Награды за литературные труды

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 31 им. А.П. Жданова

  • Презентация к уроку
  • Е.И.Носов
  • «Живое пламя»
  • Подготовила и провела:
  • Коврижных О.В.,
  • учитель МОУ «СОШ № 31
  • им. А.П.Жданова»
  • Добрый день!
Цель урока: В прочитанном рассказе найти ориентиры для будущей жизни, проследить, как писатель поднимает тему памяти на страницах своего произведения, выражает свое отношение к истинным человеческим ценностям. Давайте поразмышляем:
  • Верите ли вы в то, что некоторые цветы могут олицетворять
  • определённые чувства человека: роза-любовь, хризантемы – печаль,
  • гвоздики, маки – память?
Верите ли вы в то, что в определённой ситуации человек может, не задумываясь, пожертвовать своей жизнью ради других людей?
  • Верите ли вы в то, что в определённой ситуации человек может, не задумываясь, пожертвовать своей жизнью ради других людей?
  • Верите ли вы в то, что память о погибших ради других людей живет в сердцах родных и совсем незнакомых людей?
  • «Живое пламя»
  • Евгений
  • Иванович
  • Носов
  • 1925-2002
Е. И. Носов - родом из курских мест, писатель, с любовью относящийся к их красотам и благодати, человек, прошедший войну, переживший ранение и другие беды военных лет, навсегда сохранивший в своей душе открытость и сочувствие к попавшим в беду.
  • Е. И. Носов - родом из курских мест, писатель, с любовью относящийся к их красотам и благодати, человек, прошедший войну, переживший ранение и другие беды военных лет, навсегда сохранивший в своей душе открытость и сочувствие к попавшим в беду.
Рассказы Носова пронизаны заботой о людях, о родной природе, полны возмущения бездуховным, бездумным и жестоким обращением с окружающим миром.
  • Почему тётя Оля не любила сеять маки?
  • Кто такой Алексей? Как его вспоминает тётя Оля?
  • Каким вы себе представляете Алексея?
  • Предскажите дальнейшие события в рассказе, что произойдёт?
  • Как выглядела клумба тёти Оли?
  • Как вы думаете, почему человек начинает заниматься разведением цветов?
  • Предскажите дальнейшие события в рассказе, что произойдёт?
  • Найдите слова, которыми автор описывает маки.
  • Как называется этот приём в литературоведении?
  • Предскажите дальнейшие события в рассказе, что произойдёт?
  • Сколько дней цвели маки?
  • Как вы понимаете слова тёти Оли?
  • Да, сгорел... - вздохнула, словно по живому существу, тетя Оля. - А я как-то раньше без внимания к маку-то этому
  • Короткая у него жизнь. Зато без оглядки, в полную силу прожита.
  • И у людей так бывает...
На клумбе полыхал большой ковер маков. Одни осыпались, роняя на землю лепестки, точно искры, другие только раскрывали свои огненные языки. А снизу, из влажной, полной жизненной силы земли, подымались все новые и новые, туго свернутые бутоны, чтобы не дать погаснуть живому огню.
  • Почему тётя Оля все-таки отдала предпочтение макам?
Как вы думаете, страшно ли солдату, который идет на такой поступок?
  • Как вы думаете, страшно ли солдату, который идет на такой поступок?
  • Хочется ли умирать молодым? Почему они это делали?
  • Каким же должен быть человек, способный на такой поступок?
  • Так могут ли цветы передавать определенные ассоциации человека?
  • Какой эпитет автор подбирает к слову пламя ? Почему же живым называет рассказчик огонь полыхающих цветов?
Каким эмоциональным настроением проникнуты последние строки: “А снизу, из влажной, полной жизненной силы земли подымались все новые и новые туго свернутые бутоны, чтобы не дать погаснуть живому огню”?
  • Каким эмоциональным настроением проникнуты последние строки: “А снизу, из влажной, полной жизненной силы земли подымались все новые и новые туго свернутые бутоны, чтобы не дать погаснуть живому огню”?
  • Можно ли сказать, что в последних строках образ живого огня ассоциируется с вечным огнем?
  • Чему же учит рассказ Евгения Ивановича Носова?
Какова же главная мысль рассказа Носова?
  • Какова же главная мысль рассказа Носова?
  • Жизнь человека так же коротка, но прекрасна. Огонь в рассказе ассоциируется с душой человека, отдавшего свою жизнь во имя жизни других. Маки как символ внезапно оборвавшейся молодой жизни горят, “пламенеют”, но огонь этот живой, приносящий слезы очищения. И если в центре рассказа перед нами всего несколько маков, то в финале – это уже “большой костер” огненных цветов.
  • Он напоминает вечный огонь.
  • Знак вечной памяти и молчания.
  • Мы огненное поднимаем Знамя.
  • Ни Ты, ни Он не будет побежден.
  • В любом из нас горит живое Пламя.
  • В любом из нас есть маленький Дракон!
У Евгения Ивановича Носова есть рассказ «Шопен, соната номер два».
  • Есть в этом рассказе такие слова: «Я только хочу, чтобы вы, мужчины и женщины, бывшие солдаты и солдатские жены, участники и очевидцы, пока ещё живы, … передали бы своим детям и внукам священную память о павших из рук в руки, от сердца к сердцу».
Всё меньше остается ветеранов – очевидцев тех ужасных событий. Значит, настала наша очередь хранить и передавать память о павших в ту страшную войну, чтобы мы жили! Какими будут ваши дальнейшие жизненные ориентиры решать вам. Прошу вас раскрасить мак- символ Вечного Огня и написать свое обращение к потомкам, чтобы они помнили о всех погибших во время ВОв и пронесли эту память через годы и передали своим детям и внукам.
  • Обращение к потомкам!
  • Большой – для меня было важным и интересным на уроке…
  • Указательный – я после урока понял (а)…
  • Средний – мне было трудно (мне не понравилось)…
  • Безымянный – мне на уроке работалось отлично, некомфортно, плохо, хорошо….
  • Мизинец – я ещё хочу узнать…
  • Домашнее задание
  • по выбору:
  • Выучить наизусть отрывок о цветущих маках.
  • Подготовить рассказ о родственниках, которые воевали в годы Великой Отечественной войны.
  • Какую иллюстрацию ты бы придумал к этому рассказу? Нарисуй ее.
  • Подготовьте развернутый ответ на вопрос
  • «Что волнует писателя?» «Можно ли сказать, что это проблема нашего времени?»
  • Спасибо за урок!

биография евгения ивановича носова


  1. Носов Евгений Иванович (р. 1925), прозаик. Родился 1 января в селе Толмачеве под Курском в семье потомственного мастерового, кузнеца. Полуголодное детство научило его промышлять рыбной ловлей, охотой, собиранием трав, чтобы продать и заработать на хлеб.
    Закончил до войны восемь классов. Отечественная война застала его, шестнадцатилетнего юношу, в родном селе, которому пришлось пережить фашистскую оккупацию. После Курского сражения (5 июля — 23 августа 1943), свидетелем которого он был, Носов уходит на фронт, поступив в артиллерийские войска.

    В 1945 под Кенигсбергом был ранен и 9 мая 1945 встретил в госпитале в Серпухове, о чем позже напишет рассказ "Красное вино победы". Выйдя из госпиталя, получил пособие по инвалидности.

    После войны продолжил учебу, закончил среднюю школу. С детства любивший рисовать и явно обладавший талантом, уезжает в Среднюю Азию работать художником, оформителем, литературным сотрудником. Начинает писать прозу.

    В 1958 выходит его первая книга рассказов и повестей "На рыбачьей тропе".

    В 1961 возвращается в Курск, становится профессиональным писателем. Учится на Высших литературных курсах при Литературном институте им. М. Горького. Окончив их в 1902, продолжает серьезно заниматься самообразованием. В эти годы были опубликованы "Тридцать зерен" (1961), "Дом за триумфальной аркой"(1963), "Где просыпается солнце" (1965).

    Произведения Е. Носова печатаются в журналах "Новый мир", "Наш современник", "Огонек", занимая достойное место в русской литературе.

    Большой успех имела повесть "Усвятские шлемоносцы" (1980); в 1986 под этим названием выходит его сборник повестей и рассказов (1986); в том же году — книга очерков "На дальней станции сойду"; в 1989 — книга рассказов для младших школьников "Где просыпается солнце"; в 1990 — повести и рассказы "В чистом поле"; в 1992 — книга рассказов для старших школьников "Красное вино победы". Е. Носов живет и работает в Курске.

Слайд 1

Описание слайда:

Слайд 2

Описание слайда:

Слайд 3

Описание слайда:

Слайд 4

Описание слайда:

Слайд 5

Описание слайда:

Слайд 6

Описание слайда:

Слайд 7

Описание слайда:

Слайд 8

Описание слайда:

Слайд 9

Описание слайда:

Слайд 10

Описание слайда:

Слайд 11

Описание слайда:

Слайд 12

Описание слайда:

В 1957 году Евгений Носов опубликовал в областном альманахе свой первый рассказ для детей - «Радуга», в 1958 году вышел первый сборник рассказов и повестей «На рыбачьей тропе». Тонкое чувство слова, обостренное, объемно-пластичное восприятие окружающего мира, любовь к обстоятельному, неспешному и "естественному" бытию и труду на лоне природы сразу определили место Носова в ареале современной "деревенской прозы" как художника-традиционалиста, ориентированного на опыт Ивана Сергеевича Тургенева, Ивана Алексеевича Бунина и Николая Семёновича Лескова.

Слайд 13

Описание слайда:

Как и другие видные писатели-"деревенщики" (Виктор Петрович Астафьев, Василий Иванович Белов) учился на Высших литературных курсах при Союзе писателей СССР (1960-1962), активно публиковался в столичной периодике в журналах - "Новый мир", "Наш современник" и др., выпускал многочисленные сборники рассказов и повестей (Рассказы, 1959; Тридцать зёрен, 1961; Дом за триумфальной аркой, 1963; Где просыпается солнце, 1965; Шумит луговая овсяница, 1966 (Государственная премия РСФСР им. А.М.Горького, 1975); За долами, за лесами, 1967; Берега, Красное вино победы, оба 1971; И уплывают пароходы…, 1975; Усвятские шлемоносцы, 1980; В чистом поле…, 1990, и др.). Как и другие видные писатели-"деревенщики" (Виктор Петрович Астафьев, Василий Иванович Белов) учился на Высших литературных курсах при Союзе писателей СССР (1960-1962), активно публиковался в столичной периодике в журналах - "Новый мир", "Наш современник" и др., выпускал многочисленные сборники рассказов и повестей (Рассказы, 1959; Тридцать зёрен, 1961; Дом за триумфальной аркой, 1963; Где просыпается солнце, 1965; Шумит луговая овсяница, 1966 (Государственная премия РСФСР им. А.М.Горького, 1975); За долами, за лесами, 1967; Берега, Красное вино победы, оба 1971; И уплывают пароходы…, 1975; Усвятские шлемоносцы, 1980; В чистом поле…, 1990, и др.).

Слайд 14

Описание слайда:

В лучших рассказах и повестях писателя (Шумит луговая овсяница, 1925; Объездчик, 1966; За долами, за лесами, Варька, Домой, за матерью, все 1967; И уплывают пароходы, и остаются берега, 1970; Шопен, соната номер два, 1973, и др.) проявлены глубокий психологизм, склонность к социальному анализу, историчность мышления и точность бытописания в изображении жизни современной среднерусской деревни, особенно удачно передаваемой через сочные, динамичные диалоги, сочетающие энергию и "неправильность" непосредственной крестьянской речи и афористичность народной мудрости ("…Я тебе так скажу, начистоту: народу никак не с руки на церквя глядеть. Ему к примеру, лес надо сплавлять, лен дергать… Когда ему на пароходах кататься? Сто целковых платить за это - не-е!…" - И уплывают пароходы, и остаются берега). В лучших рассказах и повестях писателя (Шумит луговая овсяница, 1925; Объездчик, 1966; За долами, за лесами, Варька, Домой, за матерью, все 1967; И уплывают пароходы, и остаются берега, 1970; Шопен, соната номер два, 1973, и др.) проявлены глубокий психологизм, склонность к социальному анализу, историчность мышления и точность бытописания в изображении жизни современной среднерусской деревни, особенно удачно передаваемой через сочные, динамичные диалоги, сочетающие энергию и "неправильность" непосредственной крестьянской речи и афористичность народной мудрости ("…Я тебе так скажу, начистоту: народу никак не с руки на церквя глядеть. Ему к примеру, лес надо сплавлять, лен дергать… Когда ему на пароходах кататься? Сто целковых платить за это - не-е!…" - И уплывают пароходы, и остаются берега).

Слайд 15

Описание слайда:

Печаль, ностальгия по светлому, незамутненно-наивному, "детскому" восприятию мира пронизывает творчество Носова, что особенно ощутимо в его рассказах (Мост, Дом за триумфальной аркой) и повестях (Не имей десять рублей, Моя Джомолунгма) о собственном детстве и отрочестве (рассказы Подпасок, Дежка и др.), о русском мужике на полях Великой Отечественной войны. Печаль, ностальгия по светлому, незамутненно-наивному, "детскому" восприятию мира пронизывает творчество Носова, что особенно ощутимо в его рассказах (Мост, Дом за триумфальной аркой) и повестях (Не имей десять рублей, Моя Джомолунгма) о собственном детстве и отрочестве (рассказы Подпасок, Дежка и др.), о русском мужике на полях Великой Отечественной войны.

Слайд 16

Описание слайда:

Посвященное этой теме вершинное произведение Носова - повесть Усвятские шлемоносцы (1977), где рассказывается о последних мгновениях трудовой и семейной деревенской идиллии - нескольких днях сенокоса в июне 1941, накануне отправки мужчин на фронт, утверждает в характерной для писателя, как и для других "деревенщиков", проекции на патриархальную русскую общину и православие исконное миролюбие русского народа-хлебопашца, подчеркивает неестественность и даже богопротивность обращения земледельца в солдата. Посвященное этой теме вершинное произведение Носова - повесть Усвятские шлемоносцы (1977), где рассказывается о последних мгновениях трудовой и семейной деревенской идиллии - нескольких днях сенокоса в июне 1941, накануне отправки мужчин на фронт, утверждает в характерной для писателя, как и для других "деревенщиков", проекции на патриархальную русскую общину и православие исконное миролюбие русского народа-хлебопашца, подчеркивает неестественность и даже богопротивность обращения земледельца в солдата.

Слайд 17

Описание слайда:

Слайд 18

Описание слайда:

Грустная тональность произведений Носова конца 1980 - 1990-х годов (фантастический рассказ Сон, рассказы НЛО нашего детства, Темная вода, Карманный фонарик, Костер на ветру, Красное, желтое, зеленое…) связана с ощущением у писателя невозобновимого распада коренных устоев национальной жизни, катастрофического нарастания в "перестроечном" обществе (в том числе на селе) бытийной дисгармонии: жестокости, апатии, разочарования и эгоизма. Грустная тональность произведений Носова конца 1980 - 1990-х годов (фантастический рассказ Сон, рассказы НЛО нашего детства, Темная вода, Карманный фонарик, Костер на ветру, Красное, желтое, зеленое…) связана с ощущением у писателя невозобновимого распада коренных устоев национальной жизни, катастрофического нарастания в "перестроечном" обществе (в том числе на селе) бытийной дисгармонии: жестокости, апатии, разочарования и эгоизма.

Слайд 21 Описание слайда:

Литературная деятельность Евгения Ивановича Носова была отмечена орденом Ленина, орденом Трудового Красного Знамени (дважды). Литературная деятельность Евгения Ивановича Носова была отмечена орденом Ленина, орденом Трудового Красного Знамени (дважды). В марте 1990 года было присвоено звание Героя Социалистического Труда. - Лауреат Государственной Премии. - Лауреат Премии Александра Солженицына (2001). - Почётный гражданин города Курска.

Слайд 23

Описание слайда:

Слайд 2

Слайд 4

Отец Евгения Ивановича, Иван Георгиевич Носов, ударник первых пятилеток, был потомственным мастеровым, перенявшим кузнечное ремесло от деда, походившего на былинных ковалей. У людей, занятых трудным добыванием хлеба, и досуг, как правило, бывает здоровым, осмысленным и праздничным. детство

Слайд 5

Отец по воскресеньям, надев чистую рубаху, брал ножницы и принимался вырезать из бумаги фигурки… однотипные, примитивные подобия лошадей и наклеивал их на оконное стекло. «А сейчас собаку сделаем», - приговаривал он и вырезал такую же лошадиную фигурку, но только с крючкообразным хвостом».

Слайд 6

«Отцовские «наскальные» кони, - вспоминал Евгений Носов, - побудили меня внимательно вглядываться в окружающий мир, разожгли негасимый мальчишеский интерес ко всему живому, страстное желание воспроизвести всё это с помощью ножниц, а затем и карандашом. Рисовать я научился рано, что-то с пяти лет. Этим я обязан своему отцу, о чём он даже не подозревал».

Слайд 7

Пристрастясь к рисованию, промышляя в детстве рыбной ловлей, охотой, собирательством трав, Евгений Носов до необычайной остроты развил в себе способности пластического, живописного восприятия действительности во всём многообразии её красок, звуков, запахов и переменчивых состояний.

Слайд 8

Становление

Пережив тяготы фашистской оккупации на родной земле, будущий писатель, свидетель одного из крупнейших, переломных для второй мировой войны сражений – на Курской дуге, восемнадцатилетним юношей попадает на фронт, становится артиллеристом противотанковой бригады в армии маршала К.К.Рокоссовского, доходит с боевыми друзьями до цитадели немецкого фашизма – Восточной Пруссии.

Слайд 9

На подступах к Кёнигсбергу будущий писатель 8 февраля 1945 года был тяжело ранен, и его, вместе с другими бойцами, подобрали в Мазурских болотах, «промозглых от сырых ветров и едких туманов близкой Балтики».Май сорок пятого года встретил в госпитале, в старинном подмосковном городе Серпухове. И через двадцать с лишним лет об этих днях напишется рассказ «Красное вино победы».

Слайд 10

Осенью 1945 года, выписавшись из госпиталя с пособием по инвалидности, Евгений Носов решает продолжить учёбу в средней школе (до войны он окончил восемь классов), однако, вспоминает писатель, «когда я впервые зашёл в класс в гимнастёрке и при боевых орденах, все встали, думая, что пришёл новый учитель…» и мысль о школьном образовании пришлось оставить, тем более что надо было зарабатывать на жизнь.

Слайд 11

Будущий прозаик уезжает в Среднюю Азию, в Казахстан, работает в газете – художником-оформителем, затем литературным сотрудником. Начал печататься в 1947 году. Это были стихи, публицистические статьи, очерки, корреспонденции, рецензии. В 1951 году возвращается вместе с семьёй в родной Курск.

Слайд 12

В 1957 году Евгений Носов опубликовал в областном альманахе свой первый рассказ для детей - «Радуга», в 1958 году вышел первый сборник рассказов и повестей «На рыбачьей тропе». Тонкое чувство слова, обостренное, объемно-пластичное восприятие окружающего мира, любовь к обстоятельному, неспешному и "естественному" бытию и труду на лоне природы сразу определили место Носова в ареале современной "деревенской прозы" как художника-традиционалиста, ориентированного на опыт Ивана Сергеевича Тургенева, Ивана Алексеевича Бунина и Николая Семёновича Лескова.

Слайд 13

Как и другие видные писатели-"деревенщики" (Виктор Петрович Астафьев, Василий Иванович Белов) учился на Высших литературных курсах при Союзе писателей СССР (1960-1962), активно публиковался в столичной периодике в журналах - "Новый мир", "Наш современник" и др., выпускал многочисленные сборники рассказов и повестей (Рассказы, 1959; Тридцать зёрен, 1961; Дом за триумфальной аркой, 1963; Где просыпается солнце, 1965; Шумит луговаяовсяница, 1966 (Государственная премия РСФСР им. А.М.Горького, 1975); За долами, за лесами, 1967; Берега, Красное вино победы, оба 1971; И уплываютпароходы…, 1975; Усвятские шлемоносцы, 1980; В чистом поле…, 1990, и др.).

Слайд 14

В лучших рассказах и повестях писателя (Шумит луговая овсяница, 1925; Объездчик, 1966; За долами, за лесами, Варька, Домой, за матерью, все 1967; И уплывают пароходы, и остаются берега, 1970; Шопен, соната номер два, 1973, и др.) проявлены глубокий психологизм, склонность к социальному анализу, историчность мышления и точность бытописания в изображении жизни современной среднерусской деревни, особенно удачно передаваемой через сочные, динамичные диалоги, сочетающие энергию и "неправильность" непосредственной крестьянской речи и афористичность народной мудрости ("…Я тебе так скажу, начистоту: народу никак не с руки на церквя глядеть. Ему к примеру, лес надо сплавлять, лен дергать… Когда ему на пароходах кататься? Сто целковых платить за это - не-е!…" - И уплывают пароходы, и остаются берега).

Слайд 15

Печаль, ностальгия по светлому, незамутненно-наивному, "детскому" восприятию мира пронизывает творчество Носова, что особенно ощутимо в его рассказах (Мост, Дом за триумфальной аркой) и повестях (Не имей десять рублей, Моя Джомолунгма) о собственном детстве и отрочестве (рассказы Подпасок, Дежка и др.), о русском мужике на полях Великой Отечественной войны.

Слайд 16

Посвященное этой теме вершинное произведение Носова - повесть Усвятскиешлемоносцы (1977), где рассказывается о последних мгновениях трудовой и семейной деревенской идиллии - нескольких днях сенокоса в июне 1941, накануне отправки мужчин на фронт, утверждает в характерной для писателя, как и для других "деревенщиков", проекции на патриархальную русскую общину и православие исконное миролюбие русского народа-хлебопашца, подчеркивает неестественность и даже богопротивность обращения земледельца в солдата.

Слайд 17

«Но только ли на людях - на всей деревне с ее заулками и давно не поливавшимися грядами, на всякой избе и каждом предмете в дому отпечатано это нестираемое клеймо военной хворобы. От всего веяло порухой прежнего лада, грядущими скорбями, все было окроплено горечью, как подорожной пылью, и обрело ее привкус. Это недуг души, разлад в ней и сумятица ломали, муторили…»