Гуманистическая воспитательная система караковского. Воспитательная система В.А. Караковского. Понятие коллектива, его виды и функции. Развитие коллектива

1.1. Системное построение процесса воспитания (Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – С. 5 – 18).

Проект этой концепции был разработан в 1991 году учеными Института теории и истории педагогики АПН СССР совместно с научными и практическими работниками из различных регионов Советского Союза. Он был воплощен в документе: «Концепция воспитания учащейся молодежи в современном обществе» (А.А. Бодалев, В.А. Караковский, З.А. Малькова, Т.Н. Мальковская, Л.И. Новикова и др.)

Наиболее полно и детально системные воззрения на процесс воспитания детей в учебном заведении изложены в книге «Воспитание? Воспитание... Воспитание!» (Владимир Абрамович Караковский, Людмила Ивановна Новикова, Наталья Леонидовна Селиванова).

Понятие «воспитание» . В этой концепции воспитание рассматривается как целенаправленное управление процессом развития личности .

Воспитание - часть процесса социализации и протекает под определенным социальным и педагогическим контролем.

Главное в нем - это создание условий для целенаправленного систематического развития человека как субъекта деятельности, как личности и как индивидуальности.

Излагая свое понимание воспитания и его сущности, В.А. Караковский, Л.И. Новикова и Н.Л. Селиванова подчеркивают, что надо управлять не личностью, а процессом ее развития. А это означает, что приоритет в работе воспитателя отдается приемам опосредованного педагогического воздействия: происходит отказ от лобовых методов, от лозунгов и призывов, воздержание от излишнего дидактизма, назидательности; вместо этого выдвигаются на первый план диалогические методы общения, совместный поиск истины, развитие через создание воспитывающих ситуаций, разнообразную творческую деятельность.

Основные понятия :

В совершенствовании человека видят не средство благополучия общества, а цель общественной жизни;

Развитие личности не загнано в «ложе социального заказа», а предполагает выявление и совершенствование всех сущностных сил человека;

Самого индивида мыслят не ведомым, управляемым, а творцом самого себя, своих обстоятельств.

Цель и принципы воспитания .

Цель – идеал (сверхцель, цель – мечта) - всестороннее гармоничное развитие личности.

Однако каждый педагогический коллектив, ориентируясь в своей деятельности на эту цель-идеал, должен конкретизировать ее применительно к своим условиям и возможностям .

Во-первых , это формирование у детей целостной и научно обоснованной картины мира .

Дети многое узнают об окружающем их мире в семье, детском саду, в школе, на улице, из теле- и радиопередач, кинофильмов. В итоге у них формируется картина окружающего мира, но картина эта, как правило, мозаичная. Задача школы и ее педагогов - дать возможность ребенку представить себе, почувствовать целостную картину мира. На решение этой задачи направлены и учебный процесс, и внеклассная работа.

Вторая задача - формирование гражданского самосознания , самосознания гражданина, ответственного за судьбу своей Родины.

Третья задача - приобщение детей к общечеловеческим ценностям, формирование у них адекватного этим ценностям поведения .

Четвертая - развитие у подрастающего человека креативности, «творческости» как черты личности.

И пятая - формирование самосознания, осознания собственного «Я», помощь ребенку в самореализации .

Эффективное решение совокупности перечисленных задач возможно лишь при построении в учебном заведении целостной воспитательной системы гуманистического типа.

Основополагающим идеям гуманистической системы воспитания отведена в концепции роль принципов воспитательного процесса. К ним относятся следующие:

а) личностный подход в воспитании :

    признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью;

    уважение уникальности и своеобразия каждого ребенка;

    признание их социальных прав и свобод;

    ориентация на личность воспитуемого как цель, объект, субъект, результат и показатель эффективности воспитания;

    отношение к воспитаннику как к субъекту собственного развития;

    опора в воспитательной деятельности на всю совокупность знаний о человеке, на естественный процесс саморазвития формирующейся личности, на знание закономерностей этого процесса;

б) гуманистический подход к построению отношений в воспитательном процессе ,

    ведь только уважительные отношения между педагогами и детьми, терпимость к мнению детей, доброе и внимательное отношение к ним создают психологический комфорт, в котором растущая личность чувствует себя защищенной, нужной, значимой;

в) средовой подход в воспитательной деятельности ,

    использование возможностей внутренней и внешней среды школы в развитии личности ребенка;

г) дифференцированный подход к воспитанию детей , т.е. отбор содержания, форм и методов воспитательной работы,

    в соответствии с этническими и региональными культурно-историческими, социально-экономическими и социально-психологическими условиями,

    в связи с особенностями номинальных и реальных групп,

    согласно ведущим функциям институтов воспитания,

    с учетом уникальной неповторимости участников воспитательного процесса;

д) природосообразность воспитания , которая предполагает обязательный учет половозрастных особенностей учащихся и реализацию таких положений, как:

    определение возможного для данного пола и возраста учащихся уровня развития личностных свойств, на формирование которых следует ориентироваться;

    опора в их формировании на мотивы и потребности учащихся конкретного пола и возраста;

    преодоление противоречий, характерных для данного возраста и проявляющихся в социальной ситуации развития и в ведущем виде деятельности школьника;

    изучение и воспитание индивидуально-личностных свойств учащегося в общей структуре возрастно-половых проявлений;

    построение психолого-педагогической диагностики и коррекции поведения с учетом принятой в науке периодизации возрастов;

    обеспечение взаимосвязи психолого-педагогической диагностики, консультации и коррекции;

е) культуросообразность воспитания , т.е. опора в воспитательном процессе на национальные традиции народа, его культуру, национально-этническую обрядность, привычки ;

ж) эстетизация среды жизнедеятельности и развития ребенка .

Содержание воспитательного процесса . Основу содержания воспитания составляют общечеловеческие ценности. Один из авторов концепции В.А. Караковский полагает, что в процессе воспитательной деятельности необходимо обратиться к ценностям фундаментальным, ориентация на которые и должна рождать в человеке добрые черты, высоконравственные потребности и поступки. Из всего спектра общечеловеческих ценностей он выделяет восемь, таких, как Человек, Семья, Труд, Знания, Культура, Отечество, Земля, Мир, и показывает их значение для содержания и организации воспитательного процесса следующим образом:

«Человек - абсолютная ценность, высшая субстанция, "мера всех вещей"». Проблема человека всегда была главной проблемой философии, как понятие личности всегда являлось главным понятием педагогики. Сегодня гуманизму возвращается его индивидуальное начало, из средства человек становится целью. Личность ребенка из сверхзадачи, мало влияющей на практику воспитания, становится действительно реальной ценностью.

Справедливости ради надо сказать, что переориентация всей системы образования на человека, ребенка, ученика еще только начинается, так что не следует предаваться преждевременной эйфории. Однако уже сегодня практическими задачами педагога стали выявление и развитие всех сущностных сил ребенка, внушение каждому воспитаннику сознания его собственной неповторимости, побуждение его к самовоспитанию, к тому, чтобы стать творцом самого себя.

Важно, чтобы эти задачи осуществлялись по законам добра и справедливости, чтобы самореализация каждого человека не подавляла достоинства и интересы других людей. Мир человека - это взаимодействие людей. В каждом своем поступке надо научиться видеть и выражать отношение к другому человеку.

Семья - начальная структурная единица общества, первый коллектив ребенка и естественная среда его развития, где закладываются основы будущей личности. Для педагога аксиоматично утверждение о том, что брак двух людей еще не составляет семьи. Семья возникает, когда в ней появляется ребенок. Значит, дети - главный признак семьи. В течение многих лет в нашей стране господствовала ориентация на общественно-государственное воспитание с младенческого возраста. Это отучило многих родителей от настоящей воспитательной деятельности. Сегодня школе и семье предстоит многое сделать для возрождения в людях чувства чести рода, ответственности за фамилию. Дети и родители должны осознавать историю семьи как часть истории народа, изучать образы и деяния своих предков, заботиться о продолжении рода, сохранении и умножении его добрых традиций. Вместе с тем актуальным является возрождение народной педагогики и ее профессиональная проекция на сегодняшнюю воспитательную реальность. И чтобы в сознании людей семья вновь стала величайшей нравственной ценностью, начинать надо с детства, со школы.

Труд - основа человеческого бытия, "вечное естественное условие человеческой жизни". Человек трудится не только для того, чтобы заработать. Он трудится, потому что он человек, потому что именно сознательное отношение к труду отличает его от животного, наиболее естественно выражает его человеческую сущность . Тот, кто не понимает этого, разрушает в себе человека. Приобщение детей к труду всегда было важной частью воспитания. Однако в этом деле медленно преодолеваются формализм и примитивизм, отрыв от природы ребенка. Нередко труд в школе рассматривается как самодовлеющий компонент воспитания, как универсальное средство, при этом во внимание принимается только физический труд. Сегодня доказано, что труд воспитательно эффективен, если он многообразен, продуктивен, связан с развитием креативности и включен в гуманистическую воспитательную систему. Задача педагога - одухотворить детский труд, сделать его созидательным, творческим, воспитывать у детей уважение к людям, достигшим успеха в жизни честным трудом, учить благотворительности, бескорыстию, добротворчеству. Труд тогда хорош, когда развивает и реализует актуальные потребности ребенка, общественно значим и направлен на освоение воспитанником окружающего мира. Вместе с тем сегодня актуальным является воспитание в детях деловитости, предприимчивости, обязательности, чувства честного партнерства, овладение основами экономических знаний, современного менеджмента.

Знания - результат разнообразного, прежде всего творческого, труда. Знания учащихся - мера труда учителя. Воспитательная сущность знаний состоит в том, что они не самоцель, а средство к достижению цели - развитию личности ученика . В широком смысле знания - это усвоенный разнообразный социальный опыт в обобщенном виде. В этом смысле учение происходит не только в школе. Учебный же процесс, происходящий в ней, не всегда способствует развитию человека. Воспитывают лишь те знания, которые являются для ученика субъективной ценностью, обладают нравственной направленностью. Знания, полученные в школе, имеют три главных признака. Это глубина, прочность, разнообразие знаний. В младшем возрасте знания служат познанию внешнего мира, они еще не сливаются с личностью ученика. В старших классах школьник, открывая свой внутренний мир, использует их для самопознания. Он как бы примеряет их на себя. Здесь-то и возникает субъективная позиция ярко воспитательного характера.

Культура - великое богатство, накопленное человечеством в сфере духовной и материальной жизни людей, высшее проявление творческих сил и способностей человека . Воспитание должно быть культуросообразно. Задача педагога - помочь воспитанникам в овладении материальной и духовной культурой своего народа, ее сокровищами. При этом надо иметь в виду, что одна из главных особенностей русского национального характера - высокая духовность, постоянные нравственные искания, возвышающие человека. Именно настоящая культура соединяет в себе извечное стремление человечества к истине, добру и красоте. Если школа приобщает детей к миру прекрасного, способствует культуре быта и человеческих отношений, выработке высокого вкуса и неприятия пошлости, культуры поведения и эстетизации среды, потребности строить жизнь по законам красоты и гармонии, - она является главным гарантом духовного бытия общества.

Отечество - единственная уникальная для каждого человека Родина, данная ему судьбой, доставшаяся от его предков . Сегодня патриотическое чувство каждого из нас подвергается серьезным испытаниям: изменилось Отечество. Задача педагога - воспитание уважительного, бережного отношения к истории своего народа. Сегодня, когда во взгляде на прошлое срабатывает "эффект маятника", школа не должна поддаваться прокурорскому тону в оценках; надо отказаться от приговора предкам, от разрушения истории. Это приводит лишь к комплексу исторической неполноценности, порождает психологию несчастного народа и человека - жертвы истории. Отсюда недалеко и до настроений реваншизма, возмездия за «проклятое прошлое». Боль за ошибки и трагедии прошлых поколений должна вызывать активную, созидательную позицию. Чувство Родины формируется не только под влиянием прошлого, но и участием в жизни своих современников-соотечественников, личным вкладом во благо Отечества.

Земля - общий дом человечества, вступающего в новую цивилизацию XXI века. Это Земля людей и живой природы. Каждый ребенок - естественный философ, которого волнуют мировые проблемы . Уже в детстве у него возникает образ мира, который носит ярко выраженный эмоциональный характер. Надо понять, что будущее Земли зависит от того, как к ней будут относиться ставшие взрослыми сегодняшние дети. Если они сумеют почувствовать себя землянами, овладеют планетарным мышлением, то сумеют уберечь планету от катастроф и катаклизмов, предрекаемых ей в новом веке. А пока сегодня особенно важны интегрированные процессы в образовании, способные создать целостный образ мира; неоценимо также экологическое воспитание, формирование устойчивого интереса к общечеловеческим проблемам.

Мир - покой и согласие между людьми, народами и государствами - главное условие существования Земли, человеческой цивилизации. Актуальные задачи воспитания - преодоление в людях недоверия и подозрительности в отношении к любым народам и нациям, отказ от образа врага, развитие миротворческой деятельности, включение детей и взрослых в народную дипломатию, а главное - создание в каждой школе атмосферы гражданского мира и национального согласия. Иногда решение самых сложных проблем лежит в сфере простых человеческих отношений. Если каждая школа и ее ближайшее окружение станут зоной мира и покоя, это ослабит и социальное, и национальное напряжение. В определенном смысле можно сказать, что планету от гибели может спасти единство действий педагогов. Многие проблемы современности решаются сегодня через школу и при ее участии».

Чтобы перечисленные ценности стали основой содержания и процесса воспитания школьников в целом, педагогам и руководителям образовательных учреждений предлагается несколько путей приобщения детей к общечеловеческим ценностям :

    создание комплексной программы воспитания в учебном заведении, построенной на этих ценностях;

    формирование отдельных целевых программ , например «Духовная история России», «Наша малая Родина», «Интеллектуальная культура личности», «Семья - нравственная ценность человека», «Молодые граждане России» и др.;

    разработка совместно с детьми своеобразных общественных договоров, фиксирующих принятые в конкретном коллективе нормы общения и отношений, основой которых являются общечеловеческие ценности.

    четвертый путь, кстати, нередко избираемый классными руководителями, когда они один из разделов плана воспитательной работы составляют по следующей схеме:

Общечеловеческие ценности

1 -я неделя

2-я неделя

3-я неделя

4-я неделя

Культура

Отечество

Механизм воспитания . Главный механизм воспитания - это функционирование воспитательной системы учебного заведения , в рамках которой проектируются и создаются наиболее благоприятные условия для всестороннего развития учащихся.

Воспитательная система - «целостный социальный организм, возникающий в процессе взаимодействия основных компонентов воспитания (целей, субъектов, их деятельности, общения, отношений, материальной базы) и обладающий такими интегративными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат».

Разумеется, что система воспитания должна быть гуманистической и обладать свойственными для нее признаками:

    наличие разделяемого и принимаемого как взрослыми, так и детьми целостного образа собственной школ ы представление о ее прошлом, настоящем и будущем, ее месте в окружающем мире, ее специфических особенностях;

    событийный характер в организации жизнедеятельности людей , интеграция воспитательных воздействий через включение их в коллективные творческие дела;

    формирование здорового образа жизни учебного заведения , в котором преобладают порядок, позитивные ценности, мажорный тон, динамизм чередования различных (С. 14)/ жизненных фаз (событийность и повседневность, праздники и будни);

    педагогически целесообразная организация внутренней среды учебного заведения - предметно-эстетической, пространственной, духовной, использование воспитательных возможностей внешней (природной, социальной, архитектурной) среды и участие в ее педагогизации;

    реализация защитной функции школы по отношению к личности каждого школьника и педагога, превращение школы в своеобразную общину, жизнедеятельность которой строится на основе гуманистических ценностей.

Для успешной реализации воспитательных функций педагогам необходимо, с одной стороны, использовать в воспитании и развитии школьников разнообразные виды и формы деятельности , а с другой - выделить в широком спектре деятельности какой-то один вид в качестве системообразующего , играющего первостепенную роль в построении воспитательной системы и формировании неповторимой индивидуальности общешкольного коллектива. Тот или иной вид деятельности становится системообразующим фактором тогда, когда он соответствует следующим требованиям:

а) этот вид деятельности не формально, а реально соответствует целям воспитательной системы;

б) он выражает доминирующую коллективную потребность и является престижным и значимым для большинства учащихся;

в) педагогический коллектив высокопрофессионально владеет методикой его использования в воспитательном процессе;

г) формируются системообразующие связи с другими видами совместной деятельности детей и взрослых;

д) существуют финансовые, материально-технические и другие предпосылки для его развития.

Для интеграции воспитательных воздействий на личность ребенка и повышения эффективности их развивающего влияния в практике системного воспитания используется такое педагогическое средство, как ключевое дело . Нередко ключевое дело называют «крупной дозой воспитания» , так как оно включает в себя основные аспекты воспитания в их взаимосвязи и взаимодействии и оказывает целостное педагогическое воздействие на интеллектуальную, духовно-нравственную и эмоционально-волевую сферу ребенка

В его подготовке и проведении чаще всего принимают участие все школьники с 1 по 11-й класс, все педагоги, независимо от преподаваемого предмета и классного руководства, родители, друзья школьного коллектива. Организация ключевых дел позволяет разрушать межвозрастные барьеры взаимодействия, укреплять межличностные связи, удовлетворять естественные потребности членов школьного сообщества в общении, творческом самовыражении, признании, коллективе.

Руководители и педагоги учебного заведения стремятся к тому, чтобы функционирующая в образовательном учреждении воспитательная система выполняла следующие функции:

1) развивающую , направленную на стимулирование и поддержку положительных изменений в личности ребенка, педагога, родителя, на обеспечение развития коллектива и всего организма образовательного учреждения;

2) интегрирующую , содействующую соединению в одно целое ранее разрозненных и несогласованных воспитательных воздействий;

3) регулирующую , связанную с упорядочением педагогических процессов и их влияния на формирование личности ребенка, ученического и педагогического коллективов;

4) защитную , направленную на повышение уровня социальной защищенности учащихся и педагогов, нейтрализацию влияния негативных факторов окружающей среды на личность ребенка и процесс его развития;

5) компенсирующую , предполагающую создание условий в образовательном учреждении для компенсации недостаточного участия семьи и социума в обеспечении жизнедеятельности ребенка, раскрытии и развитии его склонностей и способностей;

6) корректирующую , заключающуюся в осуществлении педагогически целесообразной коррекции поведения и общения школьника с целью уменьшения силы негативного влияния на формирование его личности.

Однако процесс становления и функционирования воспитательной системы происходит благодаря целенаправленным управленческим действиям по ее развитию. Управление развитием воспитательной системы, по мнению авторов концепции, включает четыре основных направления:

    моделирование строящейся воспитательной системы,

    организацию коллективной творческой деятельности членов школьного сообщества и ориентирование детей и взрослых в процессе такой деятельности на общечеловеческие ценности,

    корректировку возникающих отношений в этом процессе, рациональное использование воспитательного потенциала среды.

Критерии и показатели эффективности воспитательного процесса . Так как ключевым понятием концепции является воспитательная система, то и критериально-диагностический аппарат разрабатывался для оценки состояния и результативности функционирования этого педагогического феномена. Разработчики разделили критерии на две группы с условными названиями: «критерии факта» и «критерии качества». Первая группа позволяет ответить на вопрос, есть ли в данной школе воспитательная система или ее нет; а вторая помогает сформировать представления на уровне развития воспитательной системы и ее эффективности.

I группа - критерии факта

1. Упорядоченность жизнедеятельности школы :

    соответствие содержания, объема и характера воспитательной работы возможностям и условиям данной школы;

    разумное размещение во времени и пространстве всех целенаправленных воспитательных воздействий;

    скоординированность всех школьных воспитательных мероприятий, их педагогическая целесообразность, необходимость и достаточность;

    согласованность планов и действий всех коллективов, организаций и объединений, работающих в школе;

    связь учебной и вне-учебной деятельности школьников и учителей; четкий ритм и разумная организация школьной жизни.

2. Наличие сложившегося единого школьного коллектива, сплоченность школы «по вертикали», устойчивые межвозрастные связи и общение.

Караковский Владимир Абрамович (14 февраля 1932 – 3 марта 2015) - российский и советский педагог.

Краткие биографические данные

В.А. Караковский родился в Свердловске в семье, где оба родителя были педагоги. Когда мальчику исполнилось 6 лет, отца репрессировали и расстреляли.

В.А. Караковский пошёл по стопам родителей, и начал обучение в Челябинском педагогическом институте, по окончании которого в 1953 году работал в качестве учителя в нескольких челябинских школах, там он преподавал русский язык и литературу.

В 1963 году В.А. Караковский был назначен директором школы №1 г. Челябинска.

В 1977 году переезжает в Москву и становится директором школы №825 г. Москвы.

На протяжении 1988-1991 гг. являлся председателем при Всероссийском совете по народному образованию.

В 1989 году В.А. Караковским была защищена докторская диссертация, в результате получена степень доктора педагогических наук. Чуть позже, в 1990 году, был избран членом-корреспондентом РАО.

В 2011 году покинул пост директора школы, но остался в школе в качестве заместителя директора по науке.

Умер в 1915 году в Москве.

Вклад в науку

Замечание 1

В.А. Караковским была разработана и внедрена методика коллективного творческого воспитания, в современной педагогической литературе данная методика также называется «коммунарской методикой».

Методика ориентирована на развитие личности школьников с опорой на преобладающие интересы и способности. Ведущими идеями методики являются:

  • системность воспитания;
  • комплексность воспитания;
  • интегрированный характер осуществляемым педагогом воздействий;
  • необходимость коллективного творчества.

Данные идеи реализуются в школьном коллективе, в состав которого входит школьная администрация, педагогический совет (с участием школьников старшего звена) и большой совет (включены представители классов, начиная с шестого). Все решения подлежат обсуждению в большом совете.

В качестве функционального узла методики выделен весенний коммунарский сбор; школьники выезжают за город, на протяжении трёх дней проводятся коллективные творческие дела, которые характеризуются высокой интенсивностью. Главным является не осуществление творческой деятельности, не получение продуктов этой деятельности, а наличие особой психологической атмосферы и специфического способа общения.

Воспитательная система школы реализуется в организации ключевых общешкольных дел, ориентированных на реализацию основных ценностей, вырабатывающихся на сборах и в повседневных будничных ситуациях.

Повседневные дела школьников интегрируются в учебной и внеурочной деятельности; автором апробировано использование коллективных, групповых форм работы на уроке, уроков творчества, межпредметных, интегрированных и разновозрастных уроков.

Разработанная В.А. Караковским воспитательная система получила широкое распространение в современных российских школах.

В.А.Караковский

Стать человеком

Владимир Абрамович Караковский - директор средней школы 825 Москвы, народный учитель, доктор педагогических наук.
Предисловие

Великий поэт всех времен и народов Александр Сергеевич Пушкин сказал: «В начале жизни школу помню я». Этим самым он определил фундаментальное значение школы в развитии человека. Сознательная жизнь каждого из нас начинается здесь, здесь же формируется и наше сознание. Через школу проходят все люди, в своей совокупности образующие общество, страну, государство. От прочности фундамента зависит прочность будущего здания - это прописная истина, называемая еще банальной. Но что делать, если именно такие прописные истины становятся для нас вечными. Ведь сколько бы мы ни затевали перестроек нашего общего дома, без основательного, прочного фундамента они не имеют смысла. Хороший строитель никогда не экономит на фундаменте.

Что составляет главную заботу земледельца? Семена для будущего урожая. Это для него основная ценность. И как бы ни было голодно и плохо житье-бытье, крестьянин никогда не проест эти семена, убережетих от порчи и потравы. Дети - те же семена, в которых закодирована судьба Отечества, да только ли его - судьба всех землян.

Сегодня миллионы наших вчерашних и сегодняшних соотечественников будто в одночасье потеряли челове­ческий разум, ослепленные злобой и ненавистью, они с остервенением бросаются на каждого., кого можно заподо­зрить в вине за личные неудачи, они готовы идти по трупам к сытой жизни и примитивным благам. Они торопят­ся, будто жить осталось последний год, отталкивают от кормушек слабых, будто никогда не слышали о разумном, добром и вечном. Они не отдают себе отчета в том, как постыдно выглядят в глазах своих детей, забытых и брошенных. «В тревогах шумной суеты» вырастает поколе­ние, богатое «ошибками отцов и позднимих умом». И вспоминается зловещее предостережение другого поэтичес­кого гения:

И прах наш с строгостью судьи и гражданина Потомок оскорбит презрительным стихом, Насмешкой горькою обманутого сына Над промотавшимся отцом.

Что может быть страшнее проклятия детей! Так хо­чется слышать тревожный набат, сзывающий соотечест­венников на спасение молодого поколения страны.

А пока... Пока школа остается главным залогом будущего благосостояния государства, гарантом от духов­ного одичания современников.

Проблемы нашей сегодняшней школы настолько сложны и многообразны, что порой кажутся неразрешимыми. Выде­лим одну из них, необходимую для дальнейшего развития заявленной темы, - сохранение целостного учебно-воспи­тательного процесса. На первый взгляд проблема может показаться малоактуальной: ведь много лет мы твердили, как заклятие, что обучение и воспитание неразрывны. Нынче термин
Трагедия заключается в том, что переориентация массовой школы на из которой нельзя исключить главный общест­венный институт - школу. Воспитание уже так запущено, что обычного здравого смысла и жизненного опыта не хватает. Вывести его из тупика могут лишь профессионалы.

Педагогический коллектив любой школы сегодня в своей работе стремится опереться на совокупностьидей, взглядов, принципов, установок, составляющих определен­ную концепцию, объединяющих профессионалов в коллектив единомышленников. Его еще модно называть командой. Мне лично эта военно-спортивная терминология применительно к нашей работе не кажется удачной.

Поделюсь некоторыми концептуальными положениями педагогического коллектива средней школы 825 Москвы.

1. Воспитание есть педагогическое управление процессом развития личности. Следует уточнить: мы не стремимся управлять личностью, а управляем процессом ее развития. Следовательно, в работе воспитателя приоритет отдается приемам опосредованного педагогического воз­действия. Отказ от лобовых методов, от лозунгов и призывов, воздержание от излишнего дидактизма, назида­тельности выдвигают на первый план диалогические методы общения, совместный поиск истины, развитие через создание воспитывающих ситуаций, разнообразную творчес­кую деятельность.

Развитие личности происходит прежде всего в учебно-познавательной деятельности (урочной и внеуроч­ной), в организации разнообразной и интересной жизни коллектива, школы, в работе объединений по интересам, в свободном общении, в личной жизни растущего человека.

2. Для педагога всегда принципиальную важность имела формулировка целей воспитания. Из глубины веков дошла до нас мечта человечества о свободной, всесто­ронне развитой, гармонической личности, и нет оснований и сегодня отказываться от нее как от сверхцели. Но каж­дый педагогический коллектив стремится конкретизировать ее применительно к своим условиям и возможностям.

Нам в этом смысле кажется очень полезной формула замечательного французского педагога Селистена Фрэне: цель воспитания - максимальное развитие личности. Фрэне дает понять, что меру воспитательного воздействия каждый педагог соотносит с конкретными условиями, но для них эта мера всегда должна быть максимальной. Главным средством воспитания педагог считает «разумно организованное общество», под которым мы понимаем школьное общество как содружество детей и взрослых связанных едиными задачами, деятельностью, образом жизни и гуманными отношениями.

3. Воспитание - это лишь одна из трех ипостасей, в которых развивается личность (социализация - воспита­ние - саморазвитие). Социализация личности происходит под влиянием всего миропорядка, начиная от космоса, Земли, государства, через общественные институты, экономику, политику, средства массовой коммуникации, кончая семьей, средой молодежного общения, людей и т.д. В этом безбрежном море влияний есть часть, происходящая целенаправленно, под педагогическим управлением. Это и есть воспитание, оно-то и призвано помочь личности не быть поглощенной этим морем, найти в нем свое лицо, свое отношение с миром, людьми и самим собой. Но есть еще волшебный и малопонятный закон саморазвития. Поощряя его, педагог не имеет права доступа в этот мир.

Значит, воспитание не универсально и вовсе не всеохватно, поэтому не следует преувеличивать его значение. Но там, где необходимо, оно должно совер­шаться высококачественно и профессионально.

4. Ведущим принципом воспитания является принцип природосообразности. Он имеет как бы две стороны, во-первых, обязательный учет природы ребенка, его половозрастных особенностей, во-вторых, максимальное сближение развития и жизни детей с жизнью живой природы.

Известно, что в основе развития человека лежит удовлетворение его потребностей, именно они являются источником его активности. Значит, обязанностью педа­гога становится систематическое изучение типичных и индивидуальных потребностей и интересов воспитанников, действие в согласии и логике этих интересов. Но учитель не может идти только на поводу у детей. Отсюда возни­кает новая сложнейшая задача - помощь в формировании новых потребностей, более сложных и высоких, чем естественные, природные потребности возраста.

Одно из типичных заблуждений учителей, особенно долго проработавших в школе, – отношение к ученику как к «величине постоянной». Педагог уверен, что подросток – всегда подросток, что основные возрастные особенности детей повторяются из года в год. Так можно было рассуждать, пока мы ориентировались на «среднестатис­тического» ученика. Сегодня, когда в каждом нужно видеть неповторимую индивидуальность, стараться познать ее, открыть для себя и людей, прежние подходы непро­дуктивны.

5. Воспитание должно быть не только природосообразным, но и культуросообразным. А это значит, что оно должно строиться с учетом языковой среды обитания растущего человека, с учетом культурных традиций народа, страны, региона. Педагог не может игнорировать состояние молодежной культуры, обычаи семьи, традиции народной педагогики. Сегодня это особенно актуально: интернационализация процессов развития культуры, стира­ние национальных различий порой приводят к безответ­ственному навязыванию нашему обществу черт, чуждых нашей культуре, хотя и облаченных в привлекательную (особенно для молодежи) форму.

6. Воспитание успешно, если оно системно. Целост­ность природы личности требует и целостного подхода к ее воспитанию. Наиболее адекватным средством в этом смысле и является воспитательная система. Предпосылки к ней имеет любая школа. Однако это не гарантирует наличие эффективной воспитательной системы в каждом учебном заведении как бы автоматически. Она не задается приказом свыше, не переносится с понравившегося клише –воспитательная система школы всегда носит авторский характер, ибо является выражением глубоко осознанной потребности педагогического коллектива.

Школа – открытая система, но это вовсе не означает приглашения к вмешательству в ее дела всех желающих без разбора. Рыночные отношения, политический плюрализм, национальные проблемы, усиление церкви - это и многое другое педагог пропускает через свое профессиональное сознание, подчиняет принципу педагогической целесо­образности. Недопустимо, чтобы проблемы воспитания в школе решались не педагогическими, а политическими, экономическими или религиозными средствами.

Вообще мы порой слишком преувеличиваем значение для воспитания социальных, экономических и других факторов. В бытовом сознании сегодня распространена такая точка зрения: пока мы не улучшим общественное бытие, нечего и мечтать об улучшении духовной жизни. Думаю, что это неправильно. Школа, образование, воспи­тание первичны; экономика, политика, материальная жизнь людей - следствие первого.

«Пора, наконец, понять, что нельзя без конца уповать на всякого рода общественные механизмы, на обновление и усовершенствование социальной организации общества, когда на карту поставлена судьба человека как вида. Проблема в итоге сводится к человеческим качествам и путям их совершенствования, ибо лишь через развитие человеческих качеств и человеческих способ­ностей можно добиться изменения ориентированной на материальные ценности цивилизации и использовать ее огромный потенциал для благих целей».

Как видим, автор этих строк судьбу человека как вида ставит в прямую зависимость от развития человечес­ких качеств и способностей, т.е. от воспитания. В большинстве стран, которые принято называть цивилизо­ванными, это уже поняли. В США, Англии, Франции, Японии, Канаде, Израиле, Корее заметно усилилось внима­ние к воспитанию. Педагоги этих народов направили свои взоры на нашу страну, имеющую уникальный опыт работы с детьми. Нетрудно представить их удивление, когда они знакомятся с современной воспитательной практикой в школах бывшего СССР...

Наша давняя беда заключается в том, что в вопросах образования мы привыкли слушать не того, кто профес­сиональнее, а того, кому подчиняемся по службе и от кого зависим экономически. Мы чаше слушаем админи­страторов, чем педагогов, политиков, чем ученых. Не потому ли сегодня предается забвению старая истина: в детском возрасте личность формируется под решающим воздействием воспитания.

Но когда говорят о воспитании, сразу остро встает вопрос о его современном содержании (будем считать, что о целях мы договорились). Раньше эта проблема решалась весьма просто: «сверху» задавались точные идеологи­ческие установки, по которым вырабатывалась программа деятельности, маршрут, по которому следовало дружно шагать, предлагался набор добродетелей, которыми должен был обладать молодой человек, и, наконец, жесткая структура контрольных органов, не позволявших никому сбиться с общего пути. Получалась ситуация, напоми­навшая утреннюю зарядку по Всесоюзному радио, когда все под общую музыку и команду делали одни и те же упражнения.

Сегодня все иначе. Нет ни общих идеологических установок, нет (да, вероятно, и не может быть) единой программы воспитания, нет даже столь привычного кон­троля за воспитательной работой школы. Но самое страш­ное - неясны идеалы, без которых воспитание как целена­правленный процесс существовать не может.

В этих условиях история мировой школы и опыт отечественной педагогики подсказывают единственный вы­ход – обратиться к «разумному, доброму, вечному», к тем общечеловеческим ценностям, которые вырабатывались веками, на протяжении всей истории человеческих цивили­заций.

Если говорить по большому счету, общечеловеческие ценности нуждаются прежде всего в философско-эстетическом обосновании и осмыслении, и здесь первое слово принадлежит большой науке, философам-методологам. Надо думать, что работа уже началась, а пока время уходит, и педагоги нуждаются в ориентирах, которые можно было бы положить в основу школьного воспитания. Некоторые педа­гогические коллективы делают попытку сформулировать эти ориентиры. Подобную попытку сделали и педагоги средней школы № 825 Москвы. Ход наших размышлений был следующим.

Общечеловеческие ценности имеет несколько уровней. Первый из них – уровень житейского сознания, на котором бытуют морально-нравственные установки, регулирующие человеческое общежитие и отношения между людьми. В их основе – «золотое правило нравственности»: относись к людям так, как ты хочешь, чтобы они относились к тебе. Из него вытекают многие черты характера, составляющие образ хорошего человека: доброта, порядочность, трудо­любие, скромность, милосердие и т.д. Этот список можно продолжать до бесконечности, и мы рискуем просто «захлебнуться» от обилия добродетелей. Если встать на путь отбора, опять сомнение: где тот критерий, по которому этот отбор осуществлять? Кроме того, необхо­димо еще иметь в виду, что все названные (и неназ­ванные) качества в чистом виде не существуют. В реаль­ной жизни нередки ситуации, когда зло очень привлека­тельно, а доброта оборачивается жестокостью, смелость - дерзостью, щедрость - расточительством и т.д.

Посомневавшись, мы решили обратиться к ценностям более высокого уровня, к достаточно общим понятиям, ориентация на которые и должна, по нашим предположе­ниям, рождать в человеке добрые черты, высоконравствен­ные потребности.

Мы выделили восемь таких понятий.

Коллектив
Воспитаи его
тельная
формиросистема
вание в
В. А. Караковначальной
ского
школе

Владимир Абрамович
Карако́вский
(1932 – 2015)
- советский и российский педагог.
Учитель русского языка и
литературы, директор школы
№ 825 Москвы.
Один из авторов педагогики
сотрудничества.
Доктор педагогических наук, членкорреспондент РАО.
Народный учитель СССР.
Орден «За заслуги перед
Отечеством» IV степени (2003)

Биографическая справка

Родился 14 февраля 1932 года в Свердловске. Окончил
Челябинский педагогический институт в 1953 году. Работал
учителем литературы и русского языка.
В 1962 году Владимира Абрамовича назначили на
должность директора школы № 1 им. Ф. Энгельса, с 1977
года – директор средней школы № 825 Москвы.
В 1988-1991 годах председатель Всесоюзного совета по
народному образованию при Госкомитете СССР.
В 1989 защитил докторскую диссертацию «Воспитательная
система школы как объект педагогического управления»
В 2006 году В. А. Караковский стал почетным доктором
Челябинского педагогического института.
В 2011 году ушёл с поста директора и работал в школе
№ 825 на должности зам. директора по науке.

Труды:

Караковский В. А. Азбука нравственности: метод. рекомендации. 3 класс // Сельская школа. - 2004. - №2. - С.58.
Караковский В. А. Воспитательная система школы:
Педагогические идеи и опыт формирования.- М., 1991.
Караковский В. А. Воспитательная система обычной школы
// Народное образование. - 2001. - № 1. - С. 77.
Караковский В. А. Воспитай гражданина.- М., 1987.
Караковский В. А. Директор - учитель - ученик.- М., 1982.
Караковский В. А. Общечеловеческие ценности - основа
целостного учебно-воспитательного процесса // Воспитание
школьников. - 1993. - № 3. - С. 2.
Караковский В. А. Пути формирования школьного
ученического коллектива.- М., 1978.
Караковский В. А. Стать человеком.- М., 1992.
Караковский В. А. Чтобы воспитание было успешным.- М.,79.
Караковский В. А. Воспитание эффективно, если оно
системно//Воспитательная Система.-2005.

В.А.Караковский стал применять методику
коллективного творческого воспитания
(коммунарскую методику). Воспитательная
система, созданная в школе совместными
усилиями педагогов, учащихся и их родителей,
ориентирована на ценности практического
гуманизма и предоставляет уникальные
возможности для личностного роста и творческой
самореализации детей и взрослых

Этапы становления системы

1. (1977-1981) - была проведена диагностика
педагогического и ученического коллективов, их
деятельности, взаимоотношений школы с социумом.
2. (1981-1986) - происходит стабилизация системы,
чётко оформляются её структурные компоненты,
были созданы органы самоуправления.
3. (1986-1988) - развитие воспитательной системы.
Разрешение противоречий между учебной и внеучебной
деятельностью посредством изменения ведущих видов
деятельности.
4. (с 1991 года) - отработка дальнейших перспективных
направлений развития воспитательной системы

Воспитательная система В. А. Караковского

Ведущей идеей является
ориентация на личность
школьника, его интересы
и способности.
Определяющую роль в
комплексе идей играет
педагогическая концепция
коллектива

Воспитательная система В. А. Караковского

Школьный коллектив
Самоуправление в школьном коллективе
Взаимоотношения
Функция воспитательной системы
Санкции

Школьный коллектив

Ядро воспитательной системы – сплочённый
разновозрастный общешкольный коллектив, для
которого характерно отчётливое чувство «мы».
Стиль отношений взрослых и детей строится на демократичности, сотрудничестве, общей заинтересованности
Совместная деятельность организуется через систему
«ключевых дел». Черты каждого ключевого дела:
коллективная разработка, планирование, проведение и
анализ результатов. На всех этапах взрослые и дети
выступают вместе, как равные партнеры, что
создает атмосферу общей увлечённости и ответственности

10. Школьный коллектив

Постоянная интеграция педагогических воздействий, высокий
уровень неформальных межличностных отношений,
гуманные отношения – основа воспитания личности.
Разновозрастный общешкольный коллектив развивается
одновременно с формированием коллективов классов.
Большую роль играют:
ситуация выбора,
достаточная степень
свободы (нет
«обязаловки»);
множество различных
видов деятельности в
сфере досуга;
разные ребячьи
объединения.

11. Самоуправление в школьном коллективе

Виды самоуправленческой деятельности:
участие в планировании, разработке, проведении и
анализе ключевых дел школьного коллектива;
участие в работе педсовета, Большого совета школы;
работа в постоянных и временных органах
самоуправления;
выполнение коллективных, групповых и индивидуальных
поручений;
дежурство по школе, классу, спецпосту;
деятельность советов классов;
деятельность дежурных командиров;
участие в работе лагерных сборов;
работа педклассов

12. Самоуправление в школьном коллективе

Собираясь на Большом совете школы и обсуждая
принципиально важные вопросы жизнедеятельности
школьного коллектива, использовали такие приемы, как
разговор в кругу, мозговую атаку, групповую дискуссию,
приём моделирования.

13. Взаимоотношения

Директор
Администрация
школы
Педагогический
коллектив
Лидирующая группировка
старшеклассников

14. Взаимоотношения

Общий стиль взаимоотношений регулируется
разветвлённой системой норм. Так, среди учителей
считается нормой заинтересованное обсуждение
детских проблем, доброжелательное отношение к
каждому ребенку. Неприемлем грубый тон, окрик по
отношению к ребёнку, особенно в присутствии коллег.
Дети и многие классные руководители отмечают, что
для них наиболее важным является свободное общение
друг с другом вне урока и даже вне подготовки какогонибудь внеурочного дела. Совершенно естественна
ситуация, когда старшеклассники пьют чай в кабинете
завучей вместе с хозяевами кабинета.

15. Взаимоотношения

Отличительной чертой отношений между
педагогами и школьниками в воспитательной
системе школы является то, что в этой сфере
почти всегда возникают личные дружеские связи

16. Коммунарский сбор

В его состав в разнообразном виде входят
и искусство, и труд, и общение, и
различные
формы досуговой деятельности.
Главным на сборе выступает особая
психологическая атмосфера,
специфический способ общения.
Весенний сбор – самое сильное средство
объединения, создания чувства «мы».
Он имеет и развивающее,
и образовательное,
и психокоррекционное значение.

17. Функции воспитательной системы

Промежуточный тип деятельности, занимающий связующее положение между весенним сбором и будничной,
рутинной жизнью школы – это ключевые общешкольные
дела. Например, творческая учёба удовлетворяет
потребности ребят в новых впечатлениях, в свободном
общении; дидактический театр, как часть Праздника
знаний, активизирует познавательные интересы, даёт
возможность самоутвердиться школьным интеллектуалам; Праздник песни удовлетворяет важную потребность
в сценическом самовыражении, и т.д. В ключевых делах
гораздо большую роль играет не атмосфера, а собственно
деятельность, её продукты.

18. Функции воспитательной системы

Характерной чертой учебного процесса в воспитательной
системе школы В.А. Караковского являются различные
формы интеграции учебной и внеурочной деятельности:
активно используют коллективные и групповые формы
работы на уроке; а также новые формы урока: уроки
творчества, межпредметные, интегративные и
разновозрастные уроки.
Важной функциональной составляющей является туристическая деятельность. Физрук школы с группой педагогов и ребятами из разных классов ходят в походы, которые всегда становятся предметом обсуждения школьного
коллектива: вывешиваются газеты с фотографиями, идёт
обмен мнениями.

19. Воспитательная система В. А. Караковского

20. Воспитательная система В. А. Караковского

Среди методов воспитания преобладают:
1.
Диалог
2. Групповая дискуссия
3. Метод педагогической ситуации
4. Создание условий для самореализации
личности

21. Воспитательная система В. А. Караковского

Школа В. А. Караковского - это целостная концепция под
названием «Мы – школа», в основе которой лежит
творчество и взаимодействие с наукой
Педагоги и дети опираются на следующие
общечеловеческие ценности школы:
·
человек,
·
отечество,
·
знания,
·
мир,
·
семья,
·
труд,
·
культура,
·
земля

22. Санкции

Используется лишь одно наказание, как для
учителей, так и для учеников – моральное,
негласное осуждение. С человеком,
допускающим в своём поведении отклонение от
ценностей школы:, меньше общаются лидеры
коллектива, на него меньше обращают
внимания

23. Санкции

Поощрительная система стимулов строится в
основном на приближении к верхушке
коллектива (назовём её элитой) по его
неформальной иерархии

24.

…Из всех показателей оценки школы главным
следует считать самочувствие в ней человека.
Школа хороша, если в ней хорошо каждому
ребёнку и взрослому…
В.А. Караковский

25. Понятие коллектива, его виды и функции. Развитие коллектива

26.

В педагогической теории коллектив рассматривается,
прежде всего, как средство, помогающее воспитателю
формировать личность воспитанника. Ещё в 1920-х гг.
исследователи отмечали, что коллектив – не простая
совокупность индивидов, одновременно собравшихся в
одном месте (Π. П. Блонский, С. Т. Шацкий). А. С. Макаренко рассматривал коллектив как "инструмент прикосновения к личности". Такое понимание коллектива
сложилось в советской педагогике благодаря трудам
Н. К. Крупской, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, из
исследований 1960–1970-х гг. Т. Е. Конниковой, И. П. Иванова, Л. И. Новиковой, А. Т. Куракина, И. Б. Первина,
М. Д. Виноградовой и др.

27.

В 1980-е гг. идеи коллективного воспитания получили
дальнейшее развитие в практике и теории, разработанной Ю. П. Азаровым, В. А. Караковским, В. А. Кан-Каликом
и др. учёными и практиками. Учеными-педагогами
признаётся, что коллектив может многократно усиливать
воздействие педагога, служить средством и
"гимнастическим залом" для упражнения в правильном
поведении (А. С. Макаренко), стимулировать полезную
деятельность и положительные поступки детей.

28.

Концептуально противоположной является индивидуалистическая педагогика (например, теория экзистенциализма), исходящая из предпосылки, что коллектив подавляет личность. Воспитание направлено на развитие самобытности ребенка и его обособление от других. Иногда
гиперболизированное понимание коллективизма в СССР
приводило к негативным воспитательным эффектам.
Поэтому в 1990-х гг. в нашей стране произошёл отказ от
коллективисткой педагогики в пользу индивидуалистической. Однако полученные воспитательные эффекты, а
также изменение идеологии страны привели к тому, что
сегодня общественно значимым признаётся развитие
навыков сотрудничества и индивидуальности ребёнка в
детских сообществах (И. З. Гликман, Н. Д. Никандров).

29.

Коллектив (от лат. collido – объединяю, collectivus –
собирательный, указывающий на объединение людей) –
организованная группа детей, объединённых общими
целями, совместной деятельностью и общением,
близкими или схожими ценностными ориентациями,
взаимной ответственностью.
Коллективом называется не любая детская группа, а
обладающая определёнными признаками:
наличие единой общественно значимой цели;
наличие межличностных связей и отношений;
сходство ценностных ориентаций и характера ведущих
отношений членов группы, единство общественного
мнения;
наличие системы традиций и перспектив группы

30.

31.

Межличностные связи и отношения в настоящем
коллективе основаны на деловом сотрудничестве и
объединяют воспитанников как членов одной социальнопсихологической общности. Они могут носить
избирательный характер, быть основаны на взаимной
симпатии, заинтересованности и дружбе.
Сходство ценностных ориентаций членов группы
позволяет формировать общественное мнение – важный
инструмент воспитания.

32.

Виды детских коллективов
Исходя из времени функционирования детские
коллективы бывают постоянными и временными
(например учебный класс, отряд в лагере отдыха или
творческие группы);
исходя из характера деятельности – разнообразной
деятельности и одного вида деятельности (например,
учебный класс или кружок, клуб по интересам);
исходя из места функционирования – школа, организация
дополнительного образования, по месту жительства;
исходя из возрастного состава – одновозрастные и
разновозрастные.

33.

Основные функции коллектива
организационная – коллектив представляет собой
организованную группу детей, которой значительно
легче управлять;
воспитательная – коллектив является носителем
идейно-нравственных убеждений;
стимулирующая – коллектив регулирует поведение и
взаимодействие своих членов, устанавливает
неписанные правила.

34.

Функции коллектива определяют его сущность:
коллектив – это школа социального опыта детей, а
именно:
1) сфера самоутверждения, самореализации и
самовоспитания ребёнка, поскольку в коллективе он
может сопоставить самооценку с оценкой коллектива,
скорректировать свои качества, понять и проявить
индивидуальность;
2) среда общения детей;
3) гарантия защищённости его членов.

35.

36.

Законы и принципы организации детского
коллектива (по А. С. Макаренко)
1. Закон развития коллектива заключается в том, что не
должно быть остановки в развитии коллектива;
"Остановка в развитии означает смерть коллектива", –
писал А. С. Макаренко. Им же были выделены три
основные стадии развития детского коллектива. Из этого
закона есть важное следствие: там, где нет массовой
объединяющей деятельности, для членов группы
развития коллектива не происходит, например, это может
иметь место в школе, если учитель суживает
взаимодействие детей только до изучения предметов.

37.

2. Принцип педагогической целесообразности. Дополняет
закон развития и заключается в отборе содержания
жизни детской группы, видов деятельностей, характере
общения, которые должны соответствовать задачам
воспитания.
3. Закон параллельного действия ("педагогика
параллельного действия«):
педагогическая позиция воспитателя по возможности
скрыта от детей;
влияние на личность в основном идёт через группу, её
авторитет и общественное мнение;
воспитатель преимущественно работает с группой или её
активом, если последний сформирован.

38.

4. Принцип ответственной зависимости. Каждый член
группы ответственен за действия группы в целом. И
наоборот, коллектив отвечает за действия и поступки
каждого своего члена.
5. Принцип перспективных линий. Это принцип будущих
дел, которые принесут удовлетворение и радость всем
членам группы, "завтрашняя радость". Он основал на
том, что общие эмоции и дела сближают членов группы.
Выделяют 3 группы перспектив: близкие, средние (в ближайшие недели и месяцы), далекие (события, ожидаемые через годы).

39.

При работе со средними перспективами воспитатель
использует следующие приемы:
привлечение внимания к перспективе, её детализация;
напоминание;
совместное обсуждение и переживания;
посильное участие всех членов группы;
драматизация;
непременное выполнение обещанного.
Для того чтобы этот принцип способствовал развитию
коллектива, необходимо использовать перспективы:
-- полезные и нравственные;
-- объединяющие детей;
-- основанные на творчестве и личном участии членов группы.

40.

6. Принцип активной целеустремлённости: в детской группе
должны быть энергичная, активная, "мажорная" атмосфера. Для младшего школьника характерно эмоциональное положительное отношение к происходящему,
любопытство, жажда нового.
7. Принцип традиций в коллективе. Традиция – это те
повторяющиеся элементы в жизни группы, которые
отличают её от других групп. Традиции сплачивают
детскую группу на основе совместных переживаний и
действий, создают ощущение сопричастности и
защищённости её членам, выражают общественное
мнение. Выделяют несколько типов традиций:
общешкольные; правила и порядки в классе;
повседневные ритуалы группы.

41. Вспомните законы и принципы развития коллектива:

Закон безостановочного развития
Принцип педагогической целесообразности
Закон параллельного действия
Принцип ответственной зависимости
Принцип перспективных линий
Принцип активной целеустремлённости
Принцип традиций

42.


школьников
Методика создания коллектива основывается на двух
магистральных положениях:
вовлечение всех членов
группы в разнообразную,
содержательную совместную
деятельность;
стимулирование и организация деятельности со стороны воспитателя так, чтобы она
сплачивала и объединяла всех
членов группы.

43.

Педагогическое руководство группой младших
школьников включает:
предъявление системы требований к воспитанникам
(целесообразных, посильных, конкретных,
понятных);
воспитание актива школьников;
организация перспективных линий;
формирование общественного мнения;
создание и развитие традиций;
знание индивидуальных и личностных особенностей
каждого члена группы.

44.

Особенность коллектива младших школьников состоит
в том, что им всегда руководит взрослый, который
направляет и координирует действия детей. В этом
возрасте не удаётся достичь высшей стадии развития
коллектива – самоуправления, но возможно
приблизиться к ней.
В 1 класс поступают часто незнакомые между собой
дети. Учитель объясняет классу правила поведения в
школе, предъявляет к учащимся чёткие понятные и
доступные требования, помогая первоклассникам
выполнять их, вовлекая детей в совместную
деятельность, как учебную, так и внеучебную.

45.

Чтобы сплачивать одноклассников, учитель сначала
поощряет создание небольших детских сообществ (3–6
человек); чаще всего это дети, которые уже были
знакомы до школы или живут рядом. Такие первичные
объединения детей, являясь временными и
неустойчивыми, способствуют развитию общей
деятельности, деловых отношений. На этом этапе
важно, чтобы каждый ученик класса был связан
деловыми или дружескими отношениями с
одноклассниками.

46.

По мере укрепления позиции учеников в классе
начинают возникать более устойчивые объединения,
выделяются дети с организаторскими или лидерскими
умениями. Учитель начинает выдвигать более сложные
цели совместной деятельности – трудовой, внеклассной,
учебной. Важная задача учителя теперь – формирование
организаторских умений у всех детей.
О начале развития коллектива свидетельствуют
качественные изменения: проявляются инициативы,
стабильные группы, расширяется сфера общения, общая
сплочённость. Благодаря постоянным или временным
поручениям возникает официальная структура группы.

47.

Появляется актив класса, который транслирует требования учителя. Он постепенно приобретает авторитет и
реальные полномочия. Актив помогает учителю в работе с
классом в целом и отдельными учащимися.

48.

Деятельность учителя на этом этапе состоит в том, чтобы
регулировать внутренние взаимоотношения группы
младших школьников, используя несколько приёмов:
варьирование структуры класса, разбиение на звенья и
команды, изменение их состава, ликвидация, создание;
введение новых видов поручений, переназначение
ответственных;
связывание (через совместно-распределенные дела)
некоторых групп или учеников с другими группами,
например с общешкольными объединениями;

49.

контроль за работой активистов класса при оказании им
максимального доверия и самостоятельности;
выращивание резерва основных должностей класса;
внимание к каждому члену группы, поддержание его
индивидуальности, помощь во вхождение в группы;
вмешательство в деловые взаимоотношения школьников
для помощи какому-либо ребенку, попавшему в
трудную ситуацию;
поощрение самовоспитания школьников.

50.

Современные теории развития детских
сообществ
Л. И. Уманским разработана типология детских групп
исходя из уровня и направленности их влияния на
личность члена группы:
антиколлектив;
диффузная группа;
номинальная группа;
ассоциация;
кооперация;
автономия;
коллектив.

51.

В современной педагогике всё больше речь идет о
детских сообществах. Термин "детское общество"
предложен А. П. Усовой. Она подчёркивает, что наибольшие возможности формирования "детского общества"
обеспечиваются игровой деятельностью детей.
Понятие детское (со) общество отлично от понятия
"детская группа". Группа – это формальная структура
(класс, отряд и т.п.), функционирующая по правилам, по
предписаниям, по нормам. Сообщество понимается как
человеческое объединение по ценностям и смыслам, оно
пронизано и основано не только на деловых, но и на
"личностных" отношениях.

52.

Детское сообщество – это группа детей, объединённая
общей деятельностью (игровой, трудовой,
художественно-эстетической и др.) под руководством
воспитателя, который несет определённые
обязанности и отвечает за её организацию.
В. А. Караковским и Л. И. Новиковой предложена схема
развития детского сообщества, в которой сообщество
проходит развитие от конгломерата до автономии.

53.

Этапы развития детского сообщества
Стадии развития детского сообщества

1
2
Название
уровня

Краткая биография
Караковский Владимир Абрамович – 14. 02. 1932 - 3. 03. 2015.
Караковский Владимир Абрамович – Народный учитель СССР, лауреат премии Президента Российской Федерации, доктор педагогических наук, профессор, Член – корреспондент РАО, директор Центра Образования № 825 г. Москвы.
Владимир Абрамович Караковский родился 14 февраля 1932 года в Екатеринбурге. Свою родную маму он никогда не видел, так как она умерла при родах. Мальчика растила и воспитывала лучшая подруга мамы Роза Петровна Караковская. Ее муж Абрам Залманович Караковский работал директором школы №37 в городе Челябинске. То, что мальчик воспитывался в семье учителей предопределило его будущее. Когда Володе исполнилось 5 лет, он потерял отца, расстреляли его по делу о «правовом заговоре».
Как сына «врага народа» его не приняли в Уральский государственный университет. Он поступил в Челябинский педагогический институт на филологический факультет. После его окончания, в 1953 году, он работал учителем литературы и русского языка в школах №48 и №109 города Челябинска.
Владимира Абрамовича в 1963 году назначили на должность директора школы №1 им. Ф. Энгельса в Челябинске.
Директором московской школы №825 он стал с 1977 года.
С 1988 по 1991 годы был председателем всероссийского совета по народному образованию.
На Всесоюзном съезде учителей в 1988 году он был избран во Всесоюзный совет по народному образованию при Госкомитете СССР по народному образованию, позже стал его председателем.
В 1989 году защитил докторскую диссертацию на степень доктора педагогических наук по теме: « Воспитательная система школы как объект педагогического управления».
С 1990 года являлся Член - корреспондентом РАО, состоял в Отделении общего среднего образования.
В. А. Караковский стал почетным доктором Челябинского педагогического института в 2006 году.
С должности директора 825 школы В. А. Караковский ушел в 2011 году, но продолжал работать в школе на должности заместителя директора по науке.
3 марта 2015 года В. А. Караковский скончался в результате болезни.
Премии и Награды
Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (5 июня 2003 года) - за большой личный вклад в развитие образования и многолетнюю добросовестную работу
Медаль «В память 850-летия Москвы» (1997 год)
Народный учитель СССР (25 февраля 1991 года) - за особые заслуги в обучении и воспитании учащихся, плодотворную педагогическую деятельность.
Заслуженный учитель школы РСФСР (1971 год)
Премия Президента Российской Федерации в области образования за 1996 год (4 сентября 1997 года) - за разработку учебно-методического пособия "Воспитание? Воспитание... Воспитание!" для общеобразовательных учреждений
Знак отличия «За безупречную службу городу Москве» XXX лет (30 декабря 2011 года) - за многолетнюю плодотворную деятельность на благо города Москвы и его жителей
Премия Ленинского комсомола (1986 год) - за большие заслуги в педагогической деятельности, значительные дочтижения по развитию инициативы, самодеятельности, творчества пионеров и комсомольцев.
Труды
Караковский В. А. Азбука нравственности. Методические рекомендации. 3 класс // Сельская школа. - 2004. - № 2. - С. 58.
Караковский В. А. Без звонка на перемену.- Челябинск, 1977.
Караковский В. А. Воспитательная система школы: Педагогические идеи и опыт формирования.- М., 1991.
Караковский В. А. Воспитательная система обычной школы // Народное образование. - 2001. - № 1. - С. 77.
Караковский В. А. Воспитай гражданин.- М., 1987.
Караковский В. А. Директор - учитель - ученик.- М., 1982.
Караковский В. А. «Поурочное тематическое планирование курса „Обществознание“: » // Школьное планирование. - 2003. - № 1. - С. 81.
Караковский В. А. Школьное воспитание как управляемая система // Мир образования. - 1997. - № 1. - С. 79.
Караковский В. А. Общечеловеческие ценности - основа целостного учебно-воспитательного процесса // Воспитание школьников. - 1993. - № 3. - С. 2.
Караковский В. А. Пути формирования школьного ученического коллектива.- М., 1978.
Караковский В. А. Стать человеком.- М., 1992.
Караковский В. А. Чтобы воспитание было успешным.- М., 1979.
Караковский В. А. Новая социальная ситуация и актуальные проблемы воспитания молодёжи // Коммунарская конференция в Архангельске, сентябрь 2001.
Караковский В. А. Школа будущего - это школа воспитания // Школа: день за днём. Педагогический альманах.
Караковский В. А. Тревоги российского образования // Скепсис.-2005.-№ 3/4.
Караковский В. А. Воспитание эффективно, если оно системно // Воспитательная система.-2005.
Караковский В. А., Матусевич В. Л. Программы для составления школьного расписания: возможности и опыт применения. - 2005.
Караковский В. А. Трудные задачи средней школы // Наука и жизнь.-1998.- № 7.
Караковский В. А. Классным руководителям посвящается // Воспитательная работа в школе.-2006.- № 1.
В. А. Краковский, Д. В. Григорьев. Школа воспитания: 825-ый маршрут. М., 2004.
В. А. Караковский. Воспитание для всех. М., 2008.
Воспитательная система В. А. Караковского
В 1963 году в челябинской школе №1 Владимир Абрамович начал применять методику коллективного творческого воспитания (коммунарскую), продолжил ее разработку в Москве. Основной ценностью 825 московской школы является воспитательная система, которая базируется на принципах гуманистической педагогики, демократичности и идеях личностно-ориентированного подхода. Обучение и воспитание, в рамках данной системы, взаимосвязаны. Владимир Абрамович создал свою, авторскую школу – Школу Воспитания. Это школа – коммуна, в которой ученик раскрывает свои способности в активном сотворчестве, сотрудничестве с учителями.
Главной движущей силой воспитания является школьный коллектив, в котором взаимодействуют ученики, учителя и родители, объединённые общей деятельностью.
«Создание и развитие системы, и сплочение коллектива – два взаимосвязанных и взаимообусловленных процесса. Школьный коллектив при этом следует рассматривать как дифференцированное единство разных по своим функциям первичных объединений детей и взрослых (педагогов, родителей). Достижение такого единства – условие и результат развития воспитательной системы школы». В. А. Караковский.
Главной ценностью коллектива является личность ребёнка. « Высокая требовательность к ученику должна органично включать в себя уважение к его человеческому достоинству».
Особенность воспитательной системы школы № 825 – это Ключевые Школьные Дела. В учебном году их 9:
Сентябрь – Туристско-краеведческий месяц,
Октябрь – Пушкинский месяц,
Ноябрь – Праздник Песни,
Декабрь – Семейный праздник Новый год. КВН,
Январь – Предметная неделя. Подростковый сбор.
Февраль – Праздник Знаний,
Март – Традиционный лагерный сбор старшеклассников,
Апрель – Праздник Чести Школы,
Май – Утро Победы. День Памяти. Последний звонок. Прощание с начальной школой.
Все коллективно-творческие дела проводятся поэтапно: коллективная разработка дела, коллективное планирование, коллективное проведение и коллективный анализ результатов. На всех этапах дети и взрослые выступают как равноправные партнёры. Это создаёт атмосферу общей увлечённости и ответственности, способствует организации яркой, насыщенной, интересной жизни.
Отдельно хочется сказать о Большом СБОРе старшеклассников. Сбор – Самая большая общая радость. Его ждут целый год, это светлая, позитивная перспектива. В разновозрастных отрядах, под руководством комиссаров, дети готовят разные творческие дела, проявляют свои способности, учатся сопереживать и помогать друг другу. У сбора есть обычаи и законы. Это закон поднятой руки, закон песни, круг песни и другие. Кто пережил сбор хоть раз, изменился и сам к лучшему и свою жизнь тоже.
Источники