Когда возникли первые субботники в ссср. Субботники, Ленин и бревно. Мир,Труд, Май или как это было (5 фото). Военные и послевоенные субботники

Субботники возникли весной 1919 года, в период Гражданской войны и военной интервенции, в ответ на призыв В. И. Ленина улучшить работу железных дорог.

2, Инициаторами проведения первого субботника выступили коммунисты депо Москва-Сортировочная Московско-Казанской железной дороги.

В ночь на субботу (отсюда название) 12 апреля 1919 года в депо Москва-Сортировочная группа рабочих из 15 человек после рабочего дня вернулась в цех ремонтировать паровозы. В протокольной записи организатора мероприятия, председателя деповской ячейки И. Е. Буракова отмечалось: «Работали беспрерывно до 6 часов утра (десять часов) и отремонтировали три паровоза текущего ремонта за № 358, 4 и 7024. Работа шла дружно и спорилась так, как никогда прежде. В 6 часов утра мы собрались в служебном вагоне, где, отдохнув и попив чаю, стали обсуждать текущий момент и решили нашу ночную работу - с субботы на воскресенье, продолжать еженедельно - „до полной победы над Колчаком“. Затем пропели „Интернационал“ и стали расходиться…»

В первом коммунистическом субботнике участвовало 15 человек. 13 коммунистов: Е. Апухтин - слесарь, И. Е. Бураков - слесарь, Я. Ф. Горлупин - слесарь, М. А. Кабанов - слесарь, П. С. Кабанов - слесарь, А. В. Каракчеев - слесарь, Я. М. Кондратьев - машинист, В. И. Наперстков - слесарь, Ф. И. Павлов - котельщик, П. С. Петров - слесарь, А. А. Сливков - машинист, А. И. Усачев - слесарь, П. И. Шатков - слесарь; двое сочувствующих: А. В. Кабанова - чернорабочая, В. М. Сидельников - слесарь.

3, 10 мая 1919 состоялся первый массовый (205 чел.) коммунистический субботник Московско-Казанской железной дороге, который стал поводом для статьи В. И. Ленина «Великий почин (О героизме рабочих в тылу. По поводу „коммунистических субботников“)», впервые опубликованной отдельной брошюрой в июле 1919 года. Почин московских железнодорожников, подхваченный на промышленных предприятиях, Ленин назвал проявлением героизма трудящихся масс, начавших практическое строительство социализма. В обстановке хозяйственной разрухи, голода, падения производительности труда субботники были восприняты им как выражение нового, коммунистического отношения к труду.


4, Наибольшего размаха движение достигло в 1920 году. В январе, во время «Недели фронта», тысячи рабочих трудились на субботниках в помощь фронту. По решению 9-го съезда РКП (б) 1 мая 1920 был проведён Всероссийский субботник. В Кремле в работе на этом субботнике принимал участие руководитель Советского государства В. И. Ленин. Впоследствии этот факт активно использовался в коммунистической пропаганде.


О таких коммунистических субботниках писал Владимир Маяковский в поэме «Хорошо!».
Холод большой. Зима здорова́. Но блузы прилипли к потненьким. Под блузой коммунисты. Грузят дрова. На трудовом субботнике. Мы не уйдём, хотя уйти имеем все права. В наши вагоны, на нашем пути, наши грузим дрова. Можно уйти часа в два, - но мы - уйдём поздно. Нашим товарищам наши дрова нужны: товарищи мёрзнут. Работа трудна, работа томит. За неё никаких копеек. Но мы работаем, будто мы делаем величайшую эпопею. Мы будем работать, всё стерпя, чтоб жизнь, колёса дней торопя, бежала в железном марше в наших вагонах, по нашим степям, в города промёрзшие наши. «Дяденька, что вы делаете тут? столько больших дядей?» - Что? Социализм: свободный труд свободно собравшихся людей.


В. Иванов «В. И. Ленин на субботнике в Кремле»

12 апреля 1919 года в Советской России прошёл первый Коммунистический субботник. На станции Москва-Сортировочная бескорыстными усилиями рабочих были отремонтированы 3 паровоза.
Субботник – это организованный бесплатный труд в свободное от работы время, то есть в субботу или в воскресенье. На заре Советской власти субботники возникли стихийно, но фоне революционного энтузиазма простых граждан. Субботники были абсолютно добровольными, в них участвовали коммунисты (преимущественно комсомольцы), и другие, более взрослые граждане, сочувствующие революционным идеям.
Субботники возникли в 1919 году, в период Гражданской войны, они появились после того как Ленин призвал улучшить работу железных дорог. В связи с этим 12 апреля в депо Москва-Сортировочная Московско-Казанской железной дороги состоялся первый субботник. Инициаторами проведения первого субботника выступили коммунистические активисты депо.



Первый коммунистический субботник в депо Москва-Сортировочная Московско-Казанской железной дороги 12 апреля 1919 года.

Впрочем, субботник начался не утром в субботу, а в ночь на субботу. В цех депо Москва-Сортировочная после рабочего дня вернулась группа рабочих из 15 человек, из которых 13 были коммунисты, а двое – «сочувствующие». Рабочие стали ремонтировать паровозы. Как отмечалось в протокольной записи организатора мероприятия, председателя деповской ячейки И. Е. Буракова, работали беспрерывно до 6 часов утра (десять часов) и отремонтировали три паровоза текущего ремонта за № 358, 4 и 7024. Работа шла дружно и спорилась так, как никогда прежде.
В 6 часов утра пролетарии собрались в служебном вагоне, где, отдохнув и попив чаю, стали обсуждать текущий момент и решили такую ночную работу - с субботы на воскресенье, продолжать еженедельно.


Участники коммунистического субботника, Москва, 1920

10 мая 1919 года состоялся первый массовый коммунистический субботник на Московско-Казанской железной дороге. В субботнике участвовало уже 205 человек. После этого события Ленин написал статью «Великий почин (О героизме рабочих в тылу. По поводу “коммунистических субботников”)», она была опубликована отдельной брошюрой в июле 1919 года.
По мнению Ленина, инициатива московских железнодорожников, подхваченная на промышленных предприятиях, стала проявлением героизма трудящихся масс, которые начали практическое строительство социализма. Субботники явились выражением нового, «добровольного» подхода к труду в обстановке экономического спада и голода, которая царила в России в эти годы.
К 1920 году субботники достигли существенного масштаба. В январе уже тысячи рабочих трудились на субботниках в помощь фронту – это мероприятие называлось «Неделя фронта».
По решению 9-го съезда РКП (б) 1 мая 1920 года был проведён еще более массовый Всероссийский субботник. В работе на этом субботнике принимал участие сам Ленин, глава Советского государства. Он, в частности, перетаскивал бревна, что легло в основу множества произведений искусства, легенд, историй и анекдотов.


В. И. Ленин в Кремле на первом Всероссийском субботнике. 1 мая 1920 г.

Как правило, субботники проводились по месту работы, в таких случаях граждане проводили во время субботника привычную для себя работу. Когда субботники проводились по месту жительства, по инициативе местных органов самоуправления, то задача заключалась в уборке территории и в выполнении строительных работ, например, ремонт зданий, штукатурка, отделка помещений, покраска заборов, высаживание газонов, создание и обустройство клумб, парков, детских площадок.
Впрочем, так называемые «строительные субботники» могли быть устроены и по месту работы. Иногда школы приглашали на субботники родителей учащихся с целью ремонта помещения.
Частота проведения субботников была непостоянной, в отдельные периоды субботники могли проводиться каждую неделю, в другие - несколько раз в год. Наиболее массовые, Всесоюзные Ленинские коммунистические субботники, приуроченные к дню рождения Ленина (22 апреля), проводились ежегодно. Эти субботники для советских граждан ассоциировались с окончательным приходом весны. Они также использовались для подготовки к празднованию Первомая.
Постепенно энтузиазм граждан уменьшался, и субботники стали привычной рутиной, неприятной обязанностью, которой многим хотелось избежать. Тем не менее, память о первых добровольных субботниках сохранилась в России до сих пор и многие граждане даже в наше время самостоятельно организуются для добровольной созидательной работы.
В 1957 году в честь первого коммунистического субботника был открыт музей «Великий почин» локомотивного депо «Москва-сортировочная». На территории депо сохранился паровоз серии Ов, который был отремонтирован силами рабочих в 1919 году. Он является одним из экспонатов музея.


Субботник по закладке сада Низами. Баку, 1930 год

Москвичи на Всесоюзном коммунистическом субботнике во время работы по благоустройству полосы с зелеными насаждениями на проспекте Вернадского. Автор – Ю. Каменец. Дата съёмки – 15.04.1972 г. Архивный фонд города Москвы

сайт вспоминает, как зарождалась традиция убирать город самостоятельно.

Ещё лет 10 назад субботник воспринимался как обуза и пережиток советской эпохи. Но сегодня менталитет горожан изменился. Почти все понимают, что именно от них зависит, как будет выглядеть двор, а вместе с ним и весь город.

Какими были первые субботники

На самый первый массовый столичный субботник москвичи вышли чуть менее 100 лет назад — 1 мая 1920 года. Убирали Москву вместе с руководством страны в тот день свыше 400 тысяч жителей столицы. Однако традиция чистить, мыть и убирать город пошла от события, к благоустройству не имевшего никакого отношения. Первый субботник провели столичные железнодорожники 12 апреля 1919 года. В этот день рабочие на станции Москва-Сортировочная, закончив свою основную смену, бесплатно отремонтировали несколько паровозов. Ударно проработав всю ночь, они написали в своём отчёте: «В шесть часов утра мы собрались в служебном вагоне, где, отдохнув и попив чаю, стали обсуждать текущий момент и решили нашу ночную работу — с субботы на воскресенье — продолжать еженедельно, „до полной победы над Колчаком“. Затем пропели „Интернационал“ и стали расходиться…» Кстати, у видеть те самые отремонтированные паровозы можно и сегодня в музее станции Москва-Сортировочная.

Дальше — больше. Энтузиазм первого субботника подхватили другие железнодорожники столицы. 10 мая 1919 года рабочие на Московско-Казанской железной дороге объявили, что готовы в свободное время добровольно отремонтировать паровозы и вагоны. Идею «праздников освобождённого труда», как позже назовёт их Ленин, переняли фабрики и заводы по всей стране: с мая по июнь 1919 года только в Москве прошло 30 субботников.

Самый известный субботник

Подготовка к Всероссийскому субботнику 1 мая 1920 года шла загодя и со всей тщательностью. Уже 21 апреля на заседании комиссии по устройству первомайского субботника все предприятия Москвы были разделены на три группы:

  1. Предприятия особой важности, работавшие как в будний день, обычным порядком;
  2. Крупнейшие фабрики и заводы, работавшие в порядке субботника на своих местах с девяти утра до трёх часов дня;
  3. Остальные фабрики и заводы, в том числе недействующие, а также все служащие учреждений, работавшие по нарядам районных комиссий. На их плечи и легла забота о городе — закладка памятников, приведение в порядок Тверской и Мясницкой, перекопка газонов и клумб на бульварах, в скверах и парках, а также разборка скопившейся корреспонденции и посылок на Московском почтамте.

Демонстрируя личный пример, ударно поработал на Всероссийском субботнике над благоустройством территории Кремля и Ленин. Вождь не избегал никакой работы и помогал носить огромные брёвна в течение четырёх часов. В тот день Владимир Ильич, кстати, отметился и на других площадках коллективного труда: в два часа дня он закладывал памятник Карлу Марксу на Театральной площади, в три — присутствовал на торжественной закладке памятника «Освобождённому труду» и посетил посвящённую ему выставку. На вечер были назначены митинги в Бауманском, Замоскворецком и Благуше-Лефортовском районах. Посетил он и «Трёхгорную мануфактуру», где, опять же присев на бревно, провёл беседы с местными рабочими.

Неутомимость Ленина в благоустройстве столицы первого в мире социалистического государства послужила сюжетом для многочисленных анекдотов и вдохновила не одного советского художника. Сам вождь свой опыт переноски брёвен обобщил в статье «Великий почин». Главный вывод — совместный добровольный труд людей без принуждения освобождает человека от гнёта капиталистов и увеличивает его производительность.

Впрочем, утверждения Ленина о повышении производительности труда не оправдались. В отчётах Народного комиссариата труда можно найти признания, что труд на субботниках был не особенно эффективен и не самым лучшим образом организован. К тому же участвовать в них добровольно граждане не особо спешили. Суровым языком протокола партийные отделы предписывали: «…обратить особое внимание на пункт об освобождении от участия в субботниках ответственных работников лишь в исключительных случаях » и «в качестве организаторов субботников районов назначать товарищей наиболее энергичных, способных установить военную дисциплину и порядок ». На «праздник освобождённого труда» звали всех — от школьников до руководящих кадров.

Труд «субботничающих», кстати, в те времена оплачивался — либо деньгами, либо натурой (например, продуктами или дровами). Тогда же прошли первые дискуссии о том, какой характер должны носить субботники — добровольный или принудительный: «Коммунисты в субботниках обязаны участвовать не реже двух раз в месяц (постановление МК об участии в субботниках для коммунистов не реже одного раза в месяц единогласно отвергается; тов. Никифоров высказывается за полное добровольчество, а т. Гие — либо за обязательное участие не реже двух раз в месяц, либо - ПОЛНОЕ ДОБРОВОЛЬЧЕСТВО)» (из протокола организаторов субботников Москвы, состоявшегося 27 января 1921 года в Отделе субботников при МК).

Позже к этому вопросу возвращались ещё не один раз.

Во времена развитого социализма самыми масштабными были Всесоюзные Ленинские коммунистические субботники. Они проводились по всей стране — от Бреста до Владивостока. Рабочие на предприятиях трудились бесплатно. Студенты, школьники и служащие брали в руки грабли, лопаты и мётлы и приводили в порядок дворы, улицы и детские площадки.

Участие в субботниках в советское время провозглашалось важным общественным делом и имело черты добровольно-принудительной обязанности. Революционного запала первых лет с пением «Интернационала» и обсуждением «текущего момента» уже не было. Тех, кто отлынивал, порицали и прорабатывали на собраниях. К особо злостным нарушителям могли применить более суровые меры.

Полезное наследство

Субботник — одна из немногих сохранившихся советских традиций — приобретает сейчас всё больший размах. «Генеральная уборка» Москвы в 2015 году собрала около 2,7 миллиона человек. Два года назад горожан, готовых внести свой вклад в благоустройство Москвы, было два миллиона.

Основная идея современного субботника — совместная работа обычных граждан на благо города, в котором они живут. Сделать Москву лучше, чище и опрятнее теперь может каждый желающий. И сегодня всё больше людей это понимают и готовы тратить на это свободное время.

Общегородские субботники стали не только полезным, но и интересным событием. Добровольным помощникам предлагают не только потрудиться, но и хорошо отдохнуть. На них каждый может найти занятие по душе: послушать концерт, потанцевать, вкусно перекусить, посетить мастер-классы, поучаствовать в интерактивных играх, конкурсах и ярмарках и квестах.

В ночь на субботу 12 апреля 1919 года в депо Москва-Сортировочная группа рабочих после трудового дня вернулась в цех ремонтировать паровозы.

В протокольной записи организатора мероприятия, председателя деповской партячейки И. Е. Буракова, отмечалось:

«Работали беспрерывно до 6 часов утра (десять часов) и отремонтировали три паровоза текущего ремонта за № 358, 4 и 7024. Работа шла дружно и спорилась так, как никогда прежде. В 6 часов утра мы собрались в служебном вагоне, где, отдохнув и попив чаю, стали обсуждать текущий момент и решили нашу ночную работу - с субботы на воскресенье, продолжать еженедельно - „до полной победы над Колчаком“. Затем пропели „Интернационал“ и стали расходиться…»

В первом коммунистическом субботнике участвовало 15 человек. Из них 13 коммунистов и двое сочувствующих. История сохранила их имена - вот они: Е. Апухтин - слесарь, И. Е. Бураков - слесарь, Я. Ф. Горлупин - слесарь, М. А. Кабанов - слесарь, П. С. Кабанов - слесарь, А. В. Каракчеев - слесарь, Я. М. Кондратьев - машинист, В. И. Наперстков - слесарь, Ф. И. Павлов - котельщик, П. С. Петров - слесарь, А. А. Сливков - машинист, А. И. Усачев - слесарь, П. И. Шатков - слесарь, А. В. Кабанова - чернорабочая, В. М. Сидельников - слесарь.

Вскоре инициатива была подхвачена другими рабочими - 10 мая 1919 года состоялся первый массовый (205 чел.) коммунистический субботник на Московско-Казанской железной дороге. Именно это событие стало поводом для статьи В. И. Ленина «Великий почин (О героизме рабочих в тылу. По поводу „коммунистических субботников“)», впервые опубликованной отдельной брошюрой в июле 1919 года. Почин московских железнодорожников, подхваченный на промышленных предприятиях, Ленин назвал проявлением героизма трудящихся масс, начавших практическое строительство социализма. В обстановке хозяйственной разрухи, голода, падения производительности труда субботники были восприняты им как выражение нового, коммунистического отношения к труду.

Наибольшего размаха движение достигло в 1920 году. В январе, во время «Недели фронта», тысячи рабочих трудились на субботниках в помощь фронту. По решению 9-го съезда РКП (б) 1 мая 1920 был проведён Всероссийский субботник. В Кремле в работе на этом субботнике принимал участие руководитель Советского государства В. И. Ленин. Впоследствии этот факт активно использовался в коммунистической пропаганде. Именно о таких коммунистических субботниках писал Владимир Маяковский в поэме «Хорошо!».

Субботники получили широкое распространение в 1930-е годы - именно в этот период они постепенно превратились из добровольных в добровольно-принудительные.

Традиция проведения субботников сохранилась вплоть до падения социалистического строя в конце 1980-х - начале 1990-х. Субботники обычно проводились по месту работы, и тогда во время субботника люди выполняли свою обычную, повседневную работу. Но иногда субботники проводились по месту жительства, по инициативе местных органов самоуправления, и тогда люди трудились над облагораживанием родной местности, выполняя различные строительные работы: строительство и покраска заборов, ремонт зданий, штукатурка, отделка помещений, высаживание газонов, создание и обустройство клумб, парков, детских площадок. Такие «строительные субботники», впрочем, могли быть устроены и по месту работы, если, например, учреждение переезжало в другое здание. Бывало и так, что школы созывали на подобные субботники (с целью ремонта школы) родителей учащихся.

Частота проведения субботников была непостоянной. Иногда субботники могли проводиться каждую неделю, иногда - только несколько раз в год. Всесоюзные Ленинские коммунистические субботники, приуроченные к дню рождения В. И. Ленина (22 апреля), проводились ежегодно. Они как бы знаменовали собой окончательный приход весны и использовались для подготовки к празднованию Первомая.

Историю феномена праздника бесплатного труда в рубрике «Столковый словарь» рассказывает Павел Жуков

Вопреки расхожему мнению идея проведения субботника принадлежит не Ленину, а простым рабочим, решившим проявить инициативу и в нерабочее время отремонтировать паровозы. «Инициатива снизу» нашла отклик в сердцах граждан молодого советского государства. И только после этого на субботник обратил внимание Владимир Ильич.

От пятнадцати рабочих до миллионов

Агитплакат СССР

Итак, прежде чем коснуться истории субботников в нашей стране, стоит сказать, что это такое. Принято считать, что субботник – это сознательный организованный и (что важно) бесплатный труд в свободное от работы время (в выходной) на благо общества. То есть в рамки Советского Союза это мероприятие вписывалось идеально. Интересно, что в СССР, особенно в начале существования страны, в ходу был термин «Ленинский коммунистический субботник». Дело в том, что труд на благо общество быстро приурочили ко дню рождения Владимира Ильича – 22 апреля. Но это был, так сказать, самый-самый главный субботник. А в течение календарного года проводились подобные мероприятия рангом поменьше и поскромнее. Собственно, именно словосочетание «Ленинский субботник» и стало виновником того, что именно Владимир Ильич в своё время додумался до этого действа, назвав его «праздником освобождённого труда». Во времена позднего СССР этот миф только укоренился, а после распада государства и вовсе считалось, что субботники стали частью жизни граждан СССР с тех пор, как Ленин прикоснулся к бревну.

И было принято решение, что подобные трудовые подвиги станут постоянными

Нет, Владимир Ильич, конечно, был причастен к продвижению этого мероприятия в массы, но идея субботников принадлежит не ему. Дело было так. Весной 1919 года 15 рабочих депо Москва-Сортировочная Московско-Казанской железной дороги решили проявить инициативу и потрудиться на благо государства. В то время шли бои с белыми, ситуация в стране была сложная. А одной из главных проблем у большевиков являлась плохая работа железных дорог. Если быть точнее, красным катастрофически не хватало паровозов. Вот с этой проблемой и постарались разобраться неравнодушные рабочие. Посовещавшись, они решили потрудиться сверх нормы после окончания своего и так утомительного рабочего дня. Причём за старания они не ждали какого-либо материального поощрения. И в ночь на 12 апреля 1919 года неравнодушные граждане приступили к работе, отдав до этого десять часов смене. К утру они сумели привести в чувства аж три паровоза! Народ порыв своих товарищей оценил. И было принято решение, что подобные трудовые подвиги станут постоянными.

Первый субботник на Московско-Казанской железной дороге

«Инициатива снизу» нашла поддержку. И 10 мая на мероприятие вышло уже более 200 человек! Естественно, это не осталось незамеченным. Субботник осветили журналисты, политические деятели обратили на него внимание. В особенности Ленин. Он написал «Великий почин» – творение, которые стало идеологическим обоснованием нового для страны движения. Эта статья, конечно, сыграла большую роль в популяризации субботников. И в 1920 году в «верхах» было принято судьбоносное решение о проведении 1-го Всесоюзного субботника. А его проведение назначили на 1 Мая - День международной солидарности трудящихся.

Чем больше лет проходило с того Первомая, тем сильнее он обрастал различными мифами

Этому мероприятию суждено было стать легендарным. И чем больше лет проходило с того Первомая, тем сильнее он обрастал различными мифами. Но сначала, что называется, ничего не предвещало беды. 1 мая 1920 года на уборку вместе с народом вышли и руководители государства. Личный пример был необходим для поддержки новой традиции. Работали они на территории Кремля, которая не приводилась в порядок на протяжении нескольких лет – фактически с событий Октябрьской революции. Поэтому возле Кремля скопилось огромное количество самого разнообразного мусора. В особенности много было брёвен, оставшихся от баррикад и завалов. Их-то и решило ликвидировать партийное руководство. Естественно, им одним было не под силу справиться с поставленной задачей, поэтому на помощь пришли курсанты Первых Кремлёвских пулемётных курсов. Закипела работа. Владимир Ильич трудился наравне со всеми. Надо сказать, что брёвна, раскиданные у Кремля, были очень тяжёлыми. Перетащить их могли шесть, а то и восемь человек, приложив совместные усилия. С того субботника до наших дней сохранилась фотография, на которой изображен Ленин в компании людей, как раз перемещавших одно из брёвен.

С тех пор субботники стали частью советского государства. Шли годы, менялась и роль Ленина в этом мероприятии. И если в 20-х годах его вклад оценивался серьёзно и адекватно, то в послевоенное время Владимир Ильич постепенно стал превращаться в былинного богатыря, обладавшего удивительной физической силой. Бытовало даже мнение, что он в одиночку перетаскал такое количество древесины, что хватило бы на полноценную дубовую рощу. Естественно, не обошлось и без иронии. Со временем и вовсе появилась шутка, что Владимир Ильич демонстрировал чудеса физических возможностей с надувным бревном. Правда, откуда такое могло взяться в Москве в 1920 году, - не уточнялось. Именно практически полное отсутствие архивных фотографий дало пищу для творчества многочисленных советских художников. Сколько они создали картин на тему «Ленин и бревно» — сосчитать сложно. И каждый из них обыгрывал сюжет в силу своих возможностей и полёта фантазии.

Угасание

Постепенно ситуация с субботниками стала меняться. Процесс изменения статуса мероприятия начался примерно с 60-х годов. Тогда субботники из добровольных стали превращаться в добровольно-принудительные. Но традиция устраивать мероприятия в апреле сохранилась. Всё-таки и Ленин родился в этом месяце, и первый в истории субботник прошёл тогда же. Простой народ Советского Союза в акциях, конечно, принимал участие, но от былого энтузиазма уже не осталось и следа. Правда, откровенного негатива тоже не наблюдалось.

Народ воспринимал их не как праздник «освобождённого труда», а как возможность пообщаться с коллегами в неформальной обстановке

Мощный толчок к перезагрузке субботников произошёл в 1970 году, то есть в год 100-летнего юбилея Владимира Ильича. На торжественное мероприятие вышло без малого 120 миллионов человек, то есть примерно половина населения СССР! Но запала хватило ненадолго. Уже к концу 70-х годов отношение к субботникам стало несерьёзным и даже ироничным. Народ воспринимал их не как праздник «освобождённого труда», а как возможность пообщаться с коллегами в неформальной обстановке. Конечно, вскоре отношение к субботникам нашло отражение и в массовой культуре. Пожалуй, венцом юмора на тему труда можно считать интермедию Юрия Никулина и Михаила Шуйдина под названием «Бревно». Её сюжет как раз привязан к субботнику с участием Ленина. Юрию Никулину даже кепку выдали подобающую, чтобы образ угадывался безошибочно.

Затем появилось великое множество анекдотов, высмеивавших различные ситуации на субботниках. Не прошёл мимо благодатной темы и Владимир Высоцкий. Его песня «Товарищи учёные, доценты с кандидатами» быстро стала популярной. А в народе ходила такая шутка: «Бревно прежнее, но Ильич уже не тот».

После распада Советского Союза о субботниках на какой-то период забыли. Правда, вскоре о практике бесплатного труда в свободное от работы время всё же вспомнили. Она была удобной и нужной. К тому же позволяла играть на чувстве ностальгии по былым временам. Вот только самого Ленина и коммунистическую идеологию оставили в прошлом. Упор делался на добрую и старую традицию единения народа для большого дела. И хотя бесплатный труд не особо вписывался в новые капиталистические реалии, большинство людей не обращало на это внимания.

Чистоменов становится всё больше. Без привязки к прошлому и идеологии они стараются сделать мир чище

В наши дни отношение к субботникам двоякое. Одни считают, что они - архаичное порождение советской эпохи, которой необходимо остаться в прошлом. Но много и тех, у кого мнение противоположное. Яркий тому пример - движение Чистоменов. Люди, облачённые в зелёные костюмы, добровольно очищают от мусора берега озёр и рек, парки и леса. Причём это не единичные случаи. Чистоменов становится всё больше. Без привязки к прошлому и идеологии они стараются сделать мир чище. Так что «инициатива снизу», которой исполняется 100 лет, жива до сих пор.

Челябинский блогер Чистомен

Кстати, 12 апреля в 19:00 в Центре искусств «Лавка художника», расположенном по адресу: Санкт-Петербург, Невский проспект, дом 8, состоится дискуссия в рамках цикла «Столетние юбилеи: Исторические беседы».

В ней примут участие Вячеслав Долинин, председатель Совета НТС, бывший политзаключённый и член Санкт-Петербургского «Мемориала», Владимир Гречиц, заместитель главы Заневского городского поселения по вопросам ЖКХ, координатор проекта «Том Сойер Фест» в Санкт-Петербурге Маргарита Каурова, а также волонтёр благотворительной организации «Перспективы» и участник проекта «Счастливое воскресенье» Анна Третьякова. Участники дискуссии вспомнят историю и эволюцию субботников в Советском Союзе, порассуждают на тему эффективности этих мероприятий, а также обсудят другие вопросы, связанные с добровольным трудом.

Что же касается организаторов, то ими выступили Свято-Филаретовский православно-христианский институт, Культурно-просветительский центр «Покровский остров» и Центр искусства «Лавка художника».