Конспект урока по информатике на тему "Ветвление и последовательная детализация алгоритма" (9 класс). Учительские университеты Метод пошаговой детализации план урока

Тип урока : Изучение нового материала.
Вид урока : Комбинированный.
Цели урока:

Образовательные:

    познакомить с методом последовательной детализации для решения алгоритмических задач. Способствовать использованию этого метода при решении задач;

Развивающие:

    Способствовать развитию логического мышления; Способствовать развитию творческой активности учащихся, интереса к предмету; Способствовать развитию умения разрабатывать алгоритмы методом последовательной детализации; Способствовать развитию умения применять ранее полученные знания при изучении нового материала. Развивать навыки работы за компьютером: вставка рисунков, картинок, объектов WordArt.

Воспитательные:

    Воспитание интереса к урокам информатики и заботливого отношения к животным.

Методы и приемы обучения : объяснительно — иллюстративный; частично — поисковый; словесный (фронтальная беседа); наглядный (демонстрация компьютерной презентации); практический.
Средства обучения : авторская презентация; «Методическое пособие»; Е. П. Бененсон, А. Г. Паутова Учебник-тетрадь «Информатика» 3 класс; технические (ЭВМ, мультимедиа проектор с экраном).
Оборудование: доска, компьютеры, мультимедийная установка, учебники, тетради.

План урока:

Орг. момент (1-2 мин) Проверка домашнего задания (5 мин) Изучение нового материала (15 мин) Физкультминутка (3 мин) Подготовка к самостоятельной работе (1-2 мин) Самостоятельная работа (5 мин) Защита своих работ (3 мин) Подведение итогов (3 мин) Рефлексия (2 мин)

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.
Слайд №1
- Тема нашего урока «Метод последовательной детализации» Сегодня на уроке познакомимся с тем, как…

    создавать сложные алгоритмы; продолжим учиться работать на компьютере; познакомиться с животными из «Красной книги».

2. Проверка домашнего задания
Слайд №2
Дома вы составляли многоуровневый список, состоящий из двух элементов.
Откройте тетради и сравните со списком на экране
1. Исчезающие виды
1.1 Амурский тигр.
1.2 Восточносибирский леопард.
1.3 Уссурийский пятнистый олень.
2. Малочисленные виды
2.1 Амурский кот.
2.2 Гималайский медведь.
2.3 Сахалинская кабарга.
3. Редкие виды
4. Малоизученные виды
4.1 Гигантская бурозубка.
5. Восстанавливающиеся виды
5.1. Зубр.
- Каким животным, благодаря заботе людей больше не угрожает вымирание? (Зубр) переход на Слайд №18 и обратно.
- Какие животные мало изучены? (Бурозубка) Слайд №17
- Редкие виды? (Не представлены в учебнике)
- Назовите животных, которые относятся к малочисленным видам. (Кабарга, медведь) Слайды №15 и №20
- Жизнь, каких животных вызывает особую тревогу? (Олень, леопард, тигр) Слайды №19, 16, 14 (фильм)

3. Новая тема «Метод последовательной детализации»
Слайд №3
- На плане участок леса с большим количеством пожаров. В беду попали редкие животные, занесённые в Красную книгу России. Нужно составить для Пожарного алгоритм спасения.
- Каким животным угрожает опасность?
- Какие животные требуют особой заботы?
- Смотрите в учебнике и помогайте составлять алгоритм (на экране постепенно появляются элементы алгоритма)
Слайд №4 (1 этап)

    Начало Потушить пожары вокруг амурского тигра Потушить пожар рядом с уссурийским пятнистым оленем. Потушить пожары рядом с зубром Потушить остальные пожары. Конец

Мы составили укрупнённый алгоритм. Он понятен нам, но не понятен исполнителю Пожарный.
Слайд №5 (2 этап)
- Уточним, как именно будем выполнять каждый шаг алгоритма «Спасение животных» Постараемся тушить пожары в таком порядке, чтобы Пожарный как можно меньше летал к водоёму.
- Какой пожар потушим первым и почему? (Первым потушим пожар П5, потому что он самый большой )
- Какой после П5 и почему? (Вторым потушим пожар П4, так как сложность пожаров П5 и П4 в сумме составляют 800, то есть вода из бака используется полностью. )
- Остальные пожары вокруг тигра можно тушить в любом порядке.
- После тигра мы собираемся спасать оленя. Уточните, какой пожар следующий? (П7 )
- После оленя спасаем зубра. (П1 )
- И завершается тушение? (П8, П9 )
Алгоритм «Спасение животных»

    Начало

Тушить пожар П5 Тушить пожар П4 Тушить пожар П2 Тушить пожар П3 Тушить пожар П6 Тушить пожар П7 Тушить пожар П1 Тушить пожар П8 Тушить пожар П9

    Конец

Нам стало понятней, в каком порядке тушить пожары? (Да )
- Но Пожарный не понимает таких команд.
Слайд №6 (3 этап)
- Давайте уточним алгоритм так, чтобы его мог исполнить Пожарный. Для этого в записи алгоритма будем использовать команды Пожарного. (НАБЕРИ ВОДЫ, ЛЕТИ, ТУШИ)
- Какие команды надо записать в алгоритм, чтобы Пожарный потушил пожар П5? (НАБЕРИ ВОДЫ, ЛЕТИ(4,3), ТУШИ(500) И т. д. до П7
Алгоритм, который составили на третьем этапе, ещё более подробный. Сколько в нём команд? (21)
- Пожарный сможет исполнить этот алгоритм? (Да )
- Вспомним, как мы составляли этот алгоритм?

    Сначала укрупнённый алгоритм. Потом постепенно уточняли, как выполнить каждую команду. Алгоритм становился более подробным, более детальным.

Такой способ составления алгоритма называется МЕТОДОМ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЙ ДЕТАЛИЗАЦИИ . Слайд №7
- Откройте учебник стр. 59
Слайд №8 Проверка. Слайд №21 Подсказка

4. Физкультминутка

5. Подготовка к сАмостоятельной работе
Слайд №9
- А теперь посмотрите, какие задания предлагает выполнить щенок на выбор:

Нарисовать рисунок в защиту животных из «Красной книги» Напечатать текст в защиту животных из «Красной книги» стр. 60 №53 и №54

Слайд №10, 11
(Показываю, какие и объясняю, как можно приготовить плакаты в защиту животных)

6. Самостоятельная работа Слайд №12 (он пустой, чтобы дети могли поработать творчески)

7. Защита своих работ

8. Подведение итогов.
Слайд №13
- Какие животные находятся под охраной? (Показ картинок на слайде, а дети вспоминают и называют)
Они стали исчезать по вине людей. Убивали несчётное количество из-за красивой шкуры, меха, мяса. А когда опомнились, чуть не стало поздно. Хотя есть, к сожалению, виды животных, которые исчезли навсегда. А ведь они тоже хотели и хотят жить. От нас с вами зависит, будут ли они жить. Сегодня за урок они говорят вам спасибо и очень надеются, что мы не дадим их в беду.

9. Рефлексия
- Что делали на уроке?
- Что получилось?
- Что не получилось?
- О чём стоит задуматься?

Урок 32. Тема урока: Метод пошаговой детализации (1 час).

Цель урока: применению технологии программирования – метода пошаговой детализации, разработке подпрограмм.

Примерный ход урока: Данный урок можно рассматривать как некоторое резюме по технологии процедурного программирования, так как при решении задач с подпрограммами пользовались именно методом пошаговой детализации. Обсудите с учащимися особенности разработки достаточно сложного программного обеспечения , необходимость разбиения задачи на подзадачи, возможность (или даже необходимость) решения этих подзадач разными исполнителями, требования к таким решениям.

В качестве примера можно разобрать пример, представленный в учебнике, при этом, смоделировать работу команды разработчиков программы: обсудить общий план алгоритма, составить программу, а учащимся поручить разработать тексты подпрограмм, сравнить полученные решения. Обязательно обратите внимание на необходимость и важность(!) процесса тестирования программы.

Подведите итог занятия, обсудив систему основных понятий, вопросы после параграфа.

Домашнее задание. §2.2.11, составить программу методом пошаговой детализации для задачи: Создать два одномерных массива размером N и M с помощью генератора случайных чисел. Вставить минимальный элемент первого массива после минимального элемента второго массива (если минимальных элементов несколько, то вставить после первого из них).

Урок 33. Тема урока: Решение задач методом пошаговой детализации (1 час).


Цель урока: систематизация знаний и навыков поразработке подпрограмм и применению технологии программирования – метода пошаговой детализации.

Примерный ход урока:

Разобрать домашнее задание. Выяснить, как рассуждали учащиеся при разбиении задачи на подзадачи, какие подпрограммы применили учащиеся для составления программы. Решение может быть следующим:

Program Home_Work;

Type mas=array of integer;

var A, B:mas;

i, k,N, M:integer;

Procedure Create(var X:mas; N: integer);

var i:integer;

for i:=1 to N do X[i]:=Random(100)-50;

Procedure Print(X:mas; N: integer);

var i:integer;

writeln("Array:");

for i:=1 to N do

Function Nom_Min(X:mas; N: integer):integer;

var i, N_Min:integer;

for i:=2 to N do

if X[i]

Then N_Min:=i;

Writeln("Введите кол-во элементов в массиве 1");

Writeln("Введите кол-во элементов в массиве 2");

k:=Nom_min(B, M);

{вставка минимального элемента массива А после минимального элемента массива В:}

For i:=M downto k+1 do

B:=B[i]; {сдвинули элементы массива В вправо на 1 позицию}

B:=A; {непосредственная вставка }

Далее можно решить небольшие задачи в парах, при этом ученики должны разработать общий алгоритм, распределить обязанности по составлению подпрограмм, составить и отладить, протестировать программу. Например:

1) Создать два одномерных массива разного размера. Найти элементы, принадлежащие и первому, и второму массиву.

2) Создать два одномерных массива разного размера. Найти элементы, которые есть в первом массиве, и которых нет во втором массиве.

3) Создать два одномерных массива разного размера. Найти элементы, которые есть во втором массиве, и которых нет в первом.

4) Создать два одномерных массива разного размера. Найти максимальные значения в каждом массиве. Массив, максимальный элемент которого больше, упорядочить по убыванию.

Подведите итоги занятия, пусть учащиеся поделятся впечатлениями от работы.

Тип урока: урок закрепления знаний и изучение нового материала.

Вид урока: комбинированный урок (лекция и практика). Цели урока: Общеобразовательные:

сформировать представление у учащихся об основных понятиях темы: команда ветвления, неполная форма команды ветвления;

сформировать навыки разработки алгоритмов с ветвлением в ГРИС «Стрелочка»;

Развивающие:

развитие информационного видения явлений и процессов окружающего мира;

Воспитательные:

воспитание информационной культуры учащихся, внимательность, аккуратность, дисциплинированности, усидчивости;

воспитание познавательного интереса школьников

Структура урока:

I .Организационный момент (2 мин.)

Приветствие. Проверка присутствующих. Сообщение темы урока.

II

Письменный опрос 2 варианта работ

III

Объяснение с помощью презентации

Пример задачи с двух шаговой детализацией

Объяснение с помощью презентации «Демонстрация алгоритма с ветвлением «Орнамент» в среде исполнителя Стрелочка».

IV

V . Итог урока (2 мин.)

VI . Домашнее задание (1 мин.)

Ход урока:

I .Организационный момент

Тема урока: “ Ветвление и последовательная детализация

Основные темы параграфа:

команда ветвления;
♦ неполная форма ветвления;
♦ пример задачи с двух шаговой детализацией.
(слайд 2)

II . Актуализация знаний (5 мин.)

Тест на тему: Циклические алгоритмы

Вариант 1

1.В какой из фигур выполняется проверка условия:

2. Циклический алгоритм это:


    нц
    шаг
    кц

    пока впереди не край, повторять
    нц
    шаг
    поворот
    кц

    нач
    шаг
    кон

    нц
    шаг
    кц

4. Тело цикла – это:

    графический способ описания алгоритма

    это набор инструкций, описывающих порядок действий исполнителя для достижения результата решения задачи за конечное число действий.

    алгоритм в котором какая-то последовательность команд должна быть выполнена несколько раз.

5.Нарисовать структуру цикла (блок-схема)

Тест на тему: Циклические алгоритмы

Вариант 2

1.В какой из фигур выполняется процедура:

2. Цикл - это:

  1. алгоритм в котором какая-то последовательность команд должна быть выполнена несколько раз.

    графический способ описания алгоритма

    это такая алгоритмическая структура, в которой осуществляется многократное повторение одной (или нескольких) команд.

    это набор инструкций, описывающих порядок действий исполнителя для достижения результата решения задачи за конечное число действий.

3. Требуется нарисовать горизонтальную линию через весь экран. Выберите правильную программу:

    нач
    шаг
    кон

    нц
    шаг
    кц

нц

шаг

поворот

кц

    пока впереди не край, повторять

нц

шаг

кц

4. Блок-схема – это:

    последовательность команд, входящая в алгоритмическую структуру “цикл”.

    графический способ описания алгоритма

    это набор инструкций, описывающих порядок действий исполнителя для достижения результата решения задачи за конечное число действий.

    алгоритм в котором какая-то последовательность команд должна быть выполнена несколько раз.

5. Написать программу зацикливание алгоритма.

III . Теоретическая часть (20 мин.)

Команда ветвления

Познакомимся еще с одной командой ГРИС. Она называется командой ветвления. Формат команды ветвления такой:

если <условие>
то <серия 1>
иначе <серия 2>
кв (слайд 3)

Служебное слово кв обозначает конец ветвления.

По-прежнему ГРИС может проверять только два условия: «впереди край?» или «впереди не край?». <Серия> - это одна или несколько следующих друг за другом команд. Если <условие> справедливо, то выполняется <серия 1>, в противном случае - <серия 2>. Пример показан на рис. 5.12.

(слайд 4)

Такое ветвление называется полным.

Неполная форма ветвления

В некоторых случаях используется неполная форма команды ветвления (рис. 5.13). Например:

если впереди край
то поворот
кв

(слайд 4)

Неполная команда ветвления имеет следующий формат:

если <условие>
то <серия>
кв

Здесь <серия> выполняется, если <условие> справедливо. слайд 5)

Составим последнюю, сравнительно сложную программу для ГРИС. На этом примере вы увидите, что применение метода последовательной детализации облегчает решение некоторых «головоломных» задач.

Пример задачи с двухшаговой детализацией

Задача 6. Построить орнамент, состоящий из квадратов, расположенных по краю поля. Исходное положение ГРИС - в верхнем левом углу, направление на юг (рис. 5.14).

(слайд 6)

Процедуру, рисующую цепочку квадратов от края до края поля, назовем РЯД. Процедуру, рисующую один квадрат, назовем КВАДРАТ. Сначала напишем основную программу.

программа Орнамент
нач
сделай РЯД
поворот
сделай РЯД
поворот
сделай РЯД
поворот
сделай РЯД
кон (слайд 7)

Теперь напишем процедуры РЯД и КВАДРАТ:

(слайд 8)

В процедуре РЯД в теле цикла содержится неполное ветвление. Структуру такого алгоритма можно назвать так: цикл с вложенным ветвлением.

На рис. 5.15 приведена блок-схема процедуры РЯД.

Составление этой программы потребовало двух шагов детализации алгоритма, которые выполнялись в такой последовательности:

Теперь вам известны все команды управления графическим исполнителем. Их можно разделить на три группы: простые команды; команда обращения к процедуре; структурные команды. К третьей группе относятся команды цикла и ветвления.

(слайд 9)

IV . Закрепление знаний (15 мин.)

Проработка алгоритма «Орнамент»

V . Итог урока (2 мин.)

Оценивание работы учеников на уроке.

VI . Домашнее задание (1 мин.)

§31, вопросы. Готовится к контрольной работе (слайд 10)

Вопросы и задания

1. Что такое пошаговая детализация?
2. Из каких команд могут состоять вспомогательные алгоритмы последнего уровня детализации?
3. Какой формат имеет команда ветвления? Какие действия исполнителя она определяет?
4. Чем отличается полное ветвление от неполного?
5. Путем пошаговой детализации составьте программы управления графическим исполнителем для решения следующих задач:
расчертить все поле горизонтальными пунктирными линиями;
нарисовать квадраты во всех четырех углах поля;
расчертить все поле в клетку со стороной, равной шагу.

| Планирование уроков и материалы к урокам | 9 классы | Планирование уроков на учебный год | Ветвления

Уроки 16 - 19
Ветвления
Использование двухшаговой детализации
(§ 7. Ветвление и последовательная детализация алгоритма)
Использование метода последовательной детализации для построения алгоритма
Использование ветвлений

Ветвления





Команда ветвления

Познакомимся еще с одной командой ГРИС. Она называется командой ветвления . Формат команды ветвления такой:

если <условие>

то <серия 1>

иначе <серия 2>

Служебное слово кв обозначает конец ветвления. По-прежнему ГРИС может проверять только два условия: «впереди край?» или «впереди не край?». <серия> - это одна или несколько следующих друг за другом команд. Если <условие> справедливо, то выполняется <серия 1>, в противном случае - <серия 2>. Такое ветвление называется полным. Пример показан на рис. 1.11.

Рис. 1.11. Блок-схема полного ветвления

Неполная форма команды ветвления

В некоторых случаях используется неполная форма команды ветвления (рис. 1.12). Например:

если впереди край

то поворот

Рис. 1.12. Блок-схема неполного ветвления


Неполная форма команды ветвления:

если <условие>

то <серия>

Здесь <серия> выполняется, если <условие> справедливо, в противном случае происходит переход к следующей после ветвления команде алгоритма.

Составим последнюю, сравнительно сложную программу для ГРИС. На этом примере вы увидите, что применение метода последовательной детализации облегчает решение некоторых «головоломных» задач.

ТЕМА: "ВЕТВЛЕНИЕ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНАЯ ДЕТАЛИЗАЦИЯ АЛГОРИТМА"

Цели урока:

Образовательные:

1.познакомить учащихся с командой ветвления.

2.показать пример задачи с двухшаговой детализацией.

Воспитательные:

воспитание информационной культуры, внимания, аккуратности, усидчивости.

Развивающие:

1.развитие самоконтроля;

2.развитие познавательных интересов

Тип урока: комбинированный

Вид урока: урок объяснения и первичного закрепления материала

Оборудование: доска, компьютеры, проектор

Учебник: Семакин «Информатика и ИКТ» 9 класс

План урока:

    Организационный момент, проверка домашнего задания.

    Объяснение нового материала.

    Практическая часть.

    Подведение итогов урока.

    Домашнее задание.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь! Сегодня мы будем изучать алгоритм ветвления.

Проверка домашнего задания

Команда ветвления

Познакомимся еще с одной командой ГРИС. Она называется командой ветвления. Формат команды ветвления такой:

если <условие>
то <серия 1>
иначе <серия 2>
кв

Служебное слово кв обозначает конец ветвления.

По-прежнему ГРИС может проверять только два условия: «впереди край?» или «впереди не край?». <Серия> - это одна или несколько следующих друг за другом команд. Если <условие> справедливо, то выполняется <серия 1>, в противном случае - <серия 2>.

Давайте изобразим блок-схему.

Такое ветвление называется полным.

Неполная форма ветвления

В некоторых случаях используется неполная форма команды ветвления

Например:

если впереди край
то поворот
кв

Блок-схема:

Неполная команда ветвления имеет следующий формат:

если <условие>
то <серия>
кв

Здесь <серия> выполняется, если <условие> справедливо.

Составим сравнительно сложную про грамму для ГРИС. На этом примере вы увидите, что применение метода последовательной детализации облегчает решение некоторых «головоломных» задач.

Пример задачи с двухшаговой детализацией

Задача 6. Построить орнамент, состоящий из квадратов, расположенных по краю поля. Исходное положение ГРИС - в верхнем левом углу, направление на юг.

Процедуру, рисующую цепочку квадратов от края до края поля, назовем РЯД. Процедуру, рисующую один квадрат, назовем КВАДРАТ. Сначала напишем основную

программа Орнамент
нач
сделай РЯД
поворот
сделай РЯД
поворот
сделай РЯД

поворот
сделай РЯД
кон

Теперь напишем процедуры РЯД и КВАДРАТ:

В процедуре РЯД в теле цикла содержится неполное ветвление. Структуру такого алгоритма можно назвать так: цикл с вложенным ветвлением.

Процедуры РЯД.

Составление этой программы потребовало двух шагов детализации алгоритма, которые выполнялись в такой последовательности:

Теперь вам известны все команды управления графическим исполнителем. Их можно разделить на три группы: простые команды; команда обращения к процедуре; структурные команды. К третьей группе относятся команды цикла и ветвления.

Приложение 1.

Переходим к практической части нашего урока.

Загружайте файл Ц_1 уровень

Разработайте алгоритм перемещения из точки А в точку Б по прямой с рисованием следа. Расстояние от А до Б заранее неизвестно. Но точно известно, что за точкой Б на расстоянии одной клетки от нее находится стенка. Воспользуйтесь этой стенкой для того чтобы завершить перемещение именно в точке Б: запрыгнув вперед проверяйте нет ли впереди стенки и, если стенки нет, то возвращайтесь и оставляйте след.

Загружайте файл Ц_2 уровень

Разработайте алгоритм перемещения исполнителя из точки А в точку Б с преодолением возникающих на пути трех пар «прыгающих» стенок. След должен быть виден. Используйте процедуру для преодоления одной пары стенок.

Загружайте файл Ц_3 уровень

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Подведение итогов урока, выставление отметок.

Домашнее задание п.31,

Приложение 1.

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4