Краткое изложение царскосельский лицей. Пушкин в лицее. Повторение темы «Написание суффиксов причастий»

Русский язык

8 класс

План-конспект урока

Тема: Контрольное изложение текста «Могила Пушкина»

Цель:

Образовательная: проверить уровень сформировнности коммуникативных и нормативных речевых умений и навыков обучающихся;

Развивающая: расширить и углубить предметную компетенцию обучающихся;

Воспитательная: содействовать воспитанию личности, способной убедительно и грамотно выражать свои мысли.

Тип урока: урок контроля и коррекции знаний.

Оборудование: текст изложения, портрет А. С. Пушкина, цветная фотография могилы поэта, памятники.

Ход урока

I.Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

«Микрофон»

Что, по вашему мнению, означает выражение «памятник нерукотворный»?
III. Постановка учебной задачи

Мотивация учебной деятельности

Учитель Изложение – традиционная форма учебной деятельности.

Популярность изложения объясняется, прежде всего, тем, что оно даёт возможность проконтролировать как уровень грамотности учащихся, так и их речевые возможности, способность связно выстраивать текст на заданную тему. В этом отношении изложение занимает как бы промежуточное положение между сочинением и диктантом, по отдельным позициям уступая им, но - как синтетическая форма - во многом их превосходя.

Во-первых, изложение (особенно с творческим заданием) представляет собой не механическую передачу чужого текста, а собственную вариацию на заданную тему (или собственную редакцию предложенного текста). Работая над изложением, школьники должны выявить проблематику текста, определить его тему и идею, проанализировать элементы сюжета, оценить композицию текста и образную систему произведения, составить план будущего изложения. В целом же выстроенный учащимся, текст позволяет в известной степени судить об уровне речевой подготовки автора.
Во-вторых, изложение «подталкивает» ученика к следованию образцу, к передаче структурных, композиционных и стилистических особенностей чужого текста, что, без всякого сомнения, способствует формированию определённых речевых навыков и - шире - того, что мы называем культурой речи.

IV. «Открытие нового знания»

  1. Вступительное слово учителя

Имя Александра Сергеевича Пушкина вам знакомо с раннего детства. Вы знаете многие его произведения, его биографию. Вам известно, что он родился в Москве, жил в Петербурге, был в ссылке на юге и в имении своих родителей – в селе Михайловском. Живя в Михайловском, он много и плодотворно работал.

Но знаете ли вы, где похоронен Пушкин? Его похоронили не в шумной Москве и не в великолепном Петербурге – могила Пушкина вдали от столиц, в глухой стороне, где живет простой народ, в тех местах, которые поэт очень любил, – это опсковская земля, «теплица юных дней поэта». Земля псковская неотделима от биографии Пушкина, неразрывно связана с его творчеством.

Через всю сознательную жизнь, через всю поэзию Пушкин пронес в своей душе немеркнущую любовь к этим родным его сердцу местам.

Имя няни великого поэта Арины Родионовны известно практически каждому школьнику. Все знают и о том, что няня любила, как она говорила, своего «ангела Александра Сергеевича». Ее доброту и привязанность поэт всегда ценил. Няня Арина Родионовна Яковлева, по мужу Матвеева (вообще-то будущего поэта пестовали несколько нянек), не сегодня стала «историческим» лицом. Стократно был прав И. С. Аскаков, утверждая: «Этим няням и дядькам должно быть отведено почетное место в истории русской словесности». Уже при жизни своего воспитанника она приобрела достаточно широкую известность среди пушкинских друзей, которые посвящали ей стихи.

Эта удивительная женщина оставила глубокий след в жизни и творчестве поэта. Неслучайно любимой няне А. С. Пушкин посвятил несколько стихотворений. В одном из них он писал:

Да еще ее помянем:

Сказки сказывать мы станем –

Мастерица ведь была

И откуда что брала…


Сам поэт в своих поризведениях создал романтический образ любимой няни. Возможно, поэтому А. Пушкин говорил: « Если грядущее поколение будет чтить мое имя, должна быть не забыта и эта бедная старушка».
2. Чтение учителем текста изложения

На древней псковской земле есть уголок, куда люди приходят с большим душевным трепетом. Здесь хотят сохранить нетронутой каждую ветку на старой липе, здесь нельзя сдвинуть, даже чуть-чуть, старую скамью или убрать поросший мхом валун, здесь стоит какая-то особенная тишина,которую боятся спугнуть громким голосом, криком.

Это знаменитая усадьба Михайловское, неотделимая от биографии А. С. Пушкина и овеянная его поэтическим гением.

Рядом с домом Пушкина, под сенью большого двухвекового клена (последнего пушкинского клена в Михайловском), среди густых кустов сирени, акаций и жасмина. Кое-где увитых зеленым хмелем, стоит маленький зеленый флигелёк. Флигелёк этот был построен еще Осипом Абрамовичем Ганнибалом в конце 18 века одновременно с большим господским домом. В нем помещались баня и светёлка. В баньке Пушкин принимал ванну, когда снаступлением холодов он не мог купаться в Сороти. При Пушкине в светёлке жила Арина Родионовна.

Пушкин в светлицу няни приходил, когда ему было особенно одиноко. Здесь, у няни, он чувствовал себя как у бога за пазухой, сюда он шёл отдохнуть, послушать её чудесные сказки. Здесь было всё простое, русское, деревенское, уютное… Старинные сундуки, лавки, в красном углу, «под святыми», стол, покрытый домотканой скатертью, жужжащее веретено… В углу – русская печь с лежанкой, пучками душистых трав. Напротив печи на полке – медный самовар, дорожный погребец, глиняные бутылки для домашних наливок. На комоде - заветный ларец няни.

Шкатулка эта прямоугольной формы, дубовая, с отделкой из вишневого дерева, с откидной крышкой, в центре которой – небольшое, ныне заделанное отверстие «для копилки». Ларец закрывался на замок, сохранность его довольно хорошая.

Это единственная подлинная вещь Арины Родионовны, дошедшая до наших дней.

Эту шкатулку Арина Родионовна подарила поэту Языкову,посетившему Пушкина летом 1826 года. Языков хранил в ней свои сувениры из Тригорского, письма к нему Пушкина и подаренный ему поэтом автограф стихов «У лукоморья дуб зелёный…». Спустя много-много лет потомок Языкова передал эту реликвию в Михайловское.

3.Частичный лингвистический анализ текста

Найдите осложненные предложения. Укажите, чем они осложнены.

Определите, при помощи каких союзов соединены однородные члены предложения; объясните знаки препинания при них.

Какие слова и словосочетания явлются ключевыми для понимания основной мысли прочитанного текста?

Прокомментируйте пунктограммы в простых предложениях (тире в неполных предложениях, пунктуация при однородных членах, вводных компонентах).

4.Частичный стилистический анализ текста

Дать общую характеристику текста (тип и стиль речи, тема, идея).

Комментарий-подсказка. Данный текст относится к описанию, так как автор описывает флигелёк Осипа Ганнибала, в котором жила Арина Родионовна. Для этого типа речи характерно использование прилагательных (старинные, русские, домотканые). Композиция этого текста соответствует структуре описания. Сначала автор даёт общее представление о флигельке, затем подробное описание внутреннего убранства (старинныесундуки, лавки, стол, покрытый домотканой скатертью, жужжащее веретено).

Этот текст относится к художественному стилю. Его цель – вызвать чувсво уважения к памяти, связанной с именем Пушкина. Текст имеет характерные для этого стиля особенности:

  1. употребление слов в переносном значении (как у Христа за пазухой), эпитетов (жужжащее веретено, заветный ларец);
  2. морфологические – все многооооообразие морфологических норм: няня (существительное), деревенское (прилагательное), стоит (глагол), одиноко (наречие);
  3. синтаксические – автор воздействует на слушателя через ряд однородных членов предложений (здесь было всё простое, русское, деревенское, уютное) также повествовательными предложениями (При Пушкине в светёлке жила Арина Родионовна) и неполными предложениями (В углу – русская печь с лежанкой);
  4. текстовые – небольшие по объёму предложения (На комоде - заветный ларец няни).

Озаглавьте текст и перескажите его подробно.

Ответьте на вопрос: какие размышления вызывает у вас данный текст?

Передайте на письме содержание отрывка близко к тексту.

  1. Ознакомление с памятками «Как писать изложение», «Как составить простой план текста изложения», «Как работать над черновиком изложения и сочинения» (в парах)

Памятка №1 «Как писать изложение»

  1. Внимательно прослушайте текст.
  2. Сформулируйте основную мысль текста.
  3. Определите, к какому типу речи относится текст.
  4. Разделите текст на композиционные и смысловые части или составьте план.
  5. Определите стиль текста. Постарайтесь запомнить хотя бы некоторые особенности языка данного произведения и сохранить их в изложении.
  6. Прослушайте текст снова.
  7. Напишите первый вариант (черновик) изложения.
  8. Внимательно проверьте черновой вариант, устраните речевые недочёты.
  9. Аккуратно перепишите текст в тетрадь.

Словарная работа

План – опорная схема. Состоит из опор-слов и отрывков предложений, несущих наибольшую смысловую нагрузку.

Памятка №2 «Как составлять простой план»

  1. Внимательно прослушайте читаемый учителем текст.
  2. Определите тему и основную мысль текста.
  3. Разделите текст на части и выделите в каждой из них главную мысль.
  4. Озаглавьте части; подбирая заголовки, замените глаголы именами существительными.
  5. Послушайте текст во второй раз и проверьте, все ли главные мысли отражены в плане.
  6. Проверьте, можно ли, руководсвуясь этим планом, воспроизвести (пересказать или изложить) текст..
  7. Запишите план.

Требования к плану:

  1. план должен полностью охватывать содержание текста;
  2. в заголовках (пунктах плана) не должны повторяться похожие формулировки.

Памятка №3 «Как работать над черновиком изложения и сочинения»

  1. Читая черновик молча, определите, раскрыты ли в нем тема и основная мысль, все ли изложено последовательно, согласно плану. Во время чтения делайте пометки на полях, затем внесите в черновик необходимые исправления.
  2. Прочитайте черновик: нет ли в нем речевых ошибок и недочетов. Устраните их.
  3. Проверьте, нет ли орфографических и пунктуационных ошибок, исправьте их.
  1. Коллективная работа над составлением плана контрольного изложения

Примерный план

  1. Уголок на псковской земле.
  2. Деревянный флигелёк в Михайловском.
  3. В светлице у няни – «как у бога за пазухой».
  4. Обстановка в светлице.
  5. Заветный ларец у няни.
  6. «Михайловская реликвия».
  7. Повторное чтение текста учителем. Написание изложения

V. Домашнее задание

Повторить теоретический материал по теме «Однородные члены предложения».


«Странный поэт Гумилев, - говорил современнику Александр Блок. - Все люди ездят во Францию, а он в Африку. Все ходят в кепках, а он в цилиндре. У него и стихи такие же: в цилиндре». «Странный» - это еще не самое жесткое определение для Николая Степановича Гумилева, но, пожалуй, самое верное. В истории литературы его фигура накрепко связана с мифом, который гласит, что Гумилев был жертвой злокозненной судьбы. По воле рока его жизнь стала чередой испытаний: войны, опасные экспедиции, 2 попытки самоубийства и в конце расстрел за участие в заговоре. Испытания действительно были - это факт. Только судьба здесь ни при чем. Парадокс заключается в том, что Гумилев жил, как сам хотел, и все тяготы выбирал для себя совершенно сознательно. Ради подвига. Ни в Серебряный век, ни позже в русской литературе не нашлось второго такого поэта. Он был из тех, чей талант созревает поздно, и хорошие стихи начал писать только лет с 30, но готовился к ним всю предыдущую жизнь. Он действительно был уверен, что поэзии можно научиться, как учатся варить суп и тачать сапоги, и природная гениальность в этом деле - вовсе не самое главное, а нужно в первую очередь буквально поверить алгеброй гармонию, разъять стихосложение на составные части и освоить каждую из них в отдельности. Более того - он на собственном опыте доказал, что это работает. И еще более того: даже если бы Гумилев был от природы одарен гениальным стихийным даром - он все равно пошел бы по такому пути. Ради подвига. Он считал, что поэты должны управлять государствами, потому что они - самые умные люди. И объяснял это так: если человек может из миллионов слов выбрать самые гармоничные, так уж наверное он сумеет выбрать из перечня законов самый разумный! Но это еще не все: Гумилев был убежден, что поэт - это прямой наместник бога на земле, потому что может словом творить миры. И если поэт приказывает дождю «стой», у стихии один выбор - немедленно подчиниться. Эту теорию он развивал перед Честертоном во время своего недолгого пребывания в Англии, и так впечатлил последнего, что тот вывел в одном из своих рассказов персонажа, который как раз и пытался приказывать ливню. Рассказ называется «Человек, который был Четвергом». Гумилев был единственным поэтом, который воспевал радость преодоления испытаний. Счастье волевого и физического усилия, терпкую сладость подвига - но не мгновенного порыва на поле боя, нет: радость ежедневного подвига, совершаемого для преодоления себя. Он был упорен, как носорог, и работоспособен, как муравей. И постоянный труд не был для него унылой жертвой необходимости - он был вольным восторгом, чистым творчеством, таким же, как переводы или стихи. Он был как паладин - воин, исполненный радости. И его стих, закованный в граненый четырехстопный ямб, как в боевую броню, несет свет и эту самую радость, яркую и живую, как огонь. И потому Гумилева нет смысла читать, когда все хорошо. Но когда плохо - только его читать и стоит. Соловьи на кипарисах и над озером луна, Камень черный, камень белый, много выпил я вина. Мне сейчас бутылка пела громче сердца моего: Мир лишь луч от лика друга, всё иное тень его! Виночерпия взлюбил я не сегодня, не вчера, Не вчера и не сегодня пьяный с самого утра. И хожу и похваляюсь, что узнал я торжество: Мир лишь луч от лика друга, всё иное тень его! Я бродяга и трущобник, непутевый человек, Всё, чему я научился, всё забыл теперь навек, Ради розовой усмешки и напева одного: Мир лишь луч от лика друга, всё иное тень его! Вот иду я по могилам, где лежат мои друзья, О любви спросить у мертвых неужели мне нельзя? И кричит из ямы череп тайну гроба своего: Мир лишь луч от лика друга, всё иное тень его! Под луною всколыхнулись в дымном озере струи, На высоких кипарисах замолчали соловьи, Лишь один запел так громко, тот, не певший ничего: Мир лишь луч от лика друга, всё иное тень его!

Лицей считался высшим учебным заведением. Профессора и все лицейское начальство смотрели на лицеистов как на взрослых студентов и предоставляли им полную свободу. Кто хотел учиться, тот учился, а кто не хотел, тот мог откровенно и безнаказанно предаваться лени.

Пушкин не был усердным школьником. Он охотно и даже с увлечением занимался только такими науками, которые ему были по душе. Он любил французскую, русскую словесность, историю, любил лекции профессора политических наук Куницына и пренебрегал другими.

Профессора почти единодушно отмечали его блистательное дарование и крайнее неприлежание. Особенно слаб он был в математике.

Вызвал раз его Карцов к доске и задал алгебраическую задачу. Пушкин долго переминался с ноги на ногу и все писал молча какие-то формулы. Карцов спросил его наконец: «Что же вышло? Чему равняется икс?» Пушкин, улыбаясь, ответил: «Нулю». – «Хорошо! У вас, Пушкин, в моем классе все кончается нулем. Садитесь на свое место и пишите стихи».

Начальство поощряло литературные опыты лицеистов. Пушкин, Дельвиг, Кюхельбекер – лицейские поэты – объединились в кружок, издавали рукописные журналы со стихами и карикатурами.

В Лицее была огромная библиотека. В ней были те самые книги, которые принадлежали когда-то Вольтеру. Эти книги, эту «заразу умов» Александр I получил в наследство от бабки своей Екатерины II и передал Лицею. Лицеисты часто собирались в библиотеке и читали насмешливые, гневные книги Вольтера и Руссо.

В Пушкине рос дух независимости, любовь к человеку, презрение к чинам. Не о генеральских чинах, не о богатстве мечтал Пушкин в Лицее. Он мечтал быть поэтом, чтоб огненным словом своим пробуждать в сердцах подлинно человеческие чувства.

Где бы он ни был – бродил ли он в уединении по царскосельскому парку с мраморными статуями, с белыми лебедями на дремлющем пруду, гулял ли по окрестным лугам, замыкался ли в «келье» своей, сидел ли в классе, – всегда в голове его теснились рифмы и образы поэм, посланий, эпиграмм.

Пушкин не давал покоя ни бумаге, ни гусиным перьям, писал и переделывал стихи почти ежедневно. Вместе с друзьями он выпускал лицейские журналы, номер за номером, с веселыми, задорными стихами. Живой и пылкий, он серьезные занятия перемежал с проказами и шалостями, оттого воспитателям казался легкомысленным, ленивым и крайне неприлежным. Но Пушкин не был лентяем. Все существо его всегда было в непрестанном действии, голова всегда полна мыслями, а сердце – чувствами.

В 1815 году на экзамен в Лицей приехал знаменитый, уже дряхлеющий поэт Державин. Шестнадцатилетний Пушкин в его присутствии читал свои стихи «Воспоминания в Царском Селе». Когда Пушкин дошел до строк, в которых упоминалось имя Державина, голос его зазвенел и сердце забилось с упоительным восторгом. Державин был в восхищении.

После экзамена министр народного просвещения граф Разумовский устроил торжественный обед, на котором присутствовал и Державин, и отец Пушкина Сергей Львович. За обедом разговор шел о поэтическом даровании Пушкина и о воспитанниках, только что переведенных с младшего курса на старший. Граф Разумовский, обращаясь к Сергею Львовичу, сказал:

Я бы желал, однако же, образовать сына вашего к прозе.

Оставьте его поэтом! - с жаром воскликнул Державин.

Так в Лицее Пушкин получил благословение на трудный путь.

Цели урока: формирование навыков культуры речи, проверка орфографической и пунктуационной грамотности.

Задача: закрепить и повторить полученные знания по теме «Суффиксы причастий».

ХОД УРОКА

1. Слово учителя. 19 октября 2007 года исполнилось 196 лет со дня открытия Царскосельского лицея – привилегированного учебного заведения для мальчиков из дворянских семей. Сегодня вы познакомитесь с текстом, автор которого вспоминает о первом приезде ребят в учебное заведение, в котором они проживут шесть лет.

После знакомства с темой и целями урока учитель читает текст изложения.

ПРИЕЗД В ЦАРСКОСЕЛЬСКИЙ ЛИЦЕЙ

Подробное изложение

И вот с утра девятого октября 1811 года возле директорского дома началось оживление. Казалось, хозяин принимает гостей. Со стуком подъезжали кареты, из которых степенно выходили подростки-мальчики в сопровождении родных. Но лица детей были грустны и растерянны, а лица взрослых торжественно серьезны. Они приехали не в гости. Это начали съезжаться будущие воспитанники Царскосельского лицея. Кто привез Александра Пушкина – неизвестно. Возможно, его дядя Василий Львович. А может быть, старинный друг семьи Пушкиных, добрейший Александр Иванович Тургенев, благодаря влиянию которого и удалось поместить двенадцатилетнего Александра во вновь открываемое учебное заведение.

Встречал приезжающих сам директор – Василий Федорович Малиновский. Было ему уже за сорок. Его открытое лицо с благородными чертами говорило об уме и доброте. Держался он скромно, просто, приветливо. Он прекрасно понимал, что творилось в душе привезенных к нему мальчиков, и старался их ободрить, успокоить, рассеять.

«Новобранцы» прибывали по одному. Отобедали тут же, у директора. Сопровождающие не задерживались, не желая продлевать тягостные минуты расставания и памятуя пословицу «Долгие проводы – лишние слезы».

Родные уехали, и воспитанники остались одни с гувернерами и инспектором.

После вечернего чая всех повели переодеваться. В несколько минут мальчики преобразились. Сброшены неказистые домашние курточки, панталоны, башмаки. На каждом синий двубортный сюртук со стоячим красным воротничком, с красным кантом на манжетах, блестящими гладкими пуговицами, синий суконный жилет, длинные прямые панталоны синего сукна, полусапожки.

Мальчики бросились к зеркалу, разглядывали друг друга, вертелись. Одни уже воображали себя министрами, другие сенаторами, третьи просто наслаждались своим парадным видом. Довольны были все.

(233 слова)
(М.Басина)

2. Беседа по услышанному тексту.

В какое учебное заведение прибыли мальчики-подростки?

Что вам известно о Царскосельском лицее?

Объясните лексическое значение существительного новобранцы .

Подберите синонимы к прилагательному неказистые .

Постарайтесь раскрыть значение существительных гувернер, инспектор; сенатор. (Можно воспользоваться словарем.)

Все фамилии и имена-отчества выпишите на доске.

3. Повторение темы «Написание суффиксов причастий».

Перед повторным прослушиванием текста ученики получают задание выписать из него словосочетания с причастиями, указать разряд, время причастий, выделить в них суффиксы, графически объяснить их написание (вновь открываем ое учебное заведение; в душе привезенн ых к нему мальчиков; сброшен ы неказистые курточки; блестящ ими гладкими пуговицами).

4. Составление плана изложения.

1. Оживление возле директорского дома.

2. Неизвестно, кто привез Александра Пушкина.

3. Василий Федорович Малиновский.

4. «Долгие проводы – лишние слезы».

5. Быстрое преображение «новобранцев».

5. Написание изложения.

Д.А. ХАУСТОВА,
г. Москва

Сочинение

Ступени лестницы ведут меня на второй этаж Пушкинского Музея. Теперь я нахожусь в длинном коридоре, по бокам располагаются комнаты лицеистов. В одной из комнат находиться на столе матовый кувшин с водой. Кажется, что именно сегодня даже заботливо налита вода. Так же в углу стоит стул он совсем не украшен, посередине комнаты стоит небольшая кровать кок-раз для подростков 13−15 лет, алчное большое окно занимает почти всю стену. Если идти дальше по коридору, то мелькают комнаты и вместе с ними таблички на дверях. Вот комната Вильгельма Кюхельбекера, рядом жил Иван Пущин. Но я ищу комнату Пушкина, вот она под номером тринадцать. В его комнате высокий потолок чем-то он похож на купол церкви, здесь так же находиться тонкая перегородка между комнатами, вот и мне слышится, как будто через перегородку шепчутся Пушкин и Пущин. Луна через окно освещает профиль Пушкина. Интересно о чем же они шепчутся, возможно, о Наполеоне или же, о войне 1812 года. Вот уже и ночь Пушкин сидит на кровати с пером в руках, глаза блестят и вокруг лежат листы бумаги. Сейчас в коридоре очень тихо. Но я представляю утро, как начнется суета, топот ног, хлопанье дверей. Видится, как Вильгельм что-то забыл и возвращается к себе в комнату, Иван не спешит выходить из комнаты. А где же Пушкин? Вот и он. Стремительные шаги и жизнь вокруг него. Вот он вышел во двор, там садится на кресло и возможно откидывает голову или же сочиняет свои замечательные стихи.

Пушкин. Пушкин. Пушкин. Здесь везде Пушкин.