Курс: Подготовка к ЕГЭ по русскому языку, Дистанционный курс. Подготовка к ЕГЭ по русскому языку: Предложение. Дидактический материал для изучения темы «Односоставные предложения Дни поздней осени бранят обыкновенно тип предложения

Односоставные предложения.
Односоставные предложения с главным членом – сказуемым.
1. Определенно-личные предложения.
Это односоставные предложения со сказуемым – глаголом в форме первого или второго лица. Можно подставить местоимения Я, ТЫ, МЫ, ВЫ.
Люблю грозу в начале мая.
К односоставным предложениям не относятся предложения со сказуемым-глаголом в форме прошедшего времени единственного числа.
Вижу чудное приволье. Зажгите-ка спичку. Что спишь, мужичок? Что стоишь, качаясь, тонкая рябина? Уходи, зима седая. Старик, о прежнем позабудь. Бросимся по команде в воду. Пусти-ка еще горячей водицы.
2. Неопределенно-личные предложения.
Это односоставные предложения со сказуемым-глаголом в форме третьего лица множественного числа в настоящем и будущем времени и в форме множественного числа в прошедшем времени. Можно подставить КТО-ТО, ОНИ. Важно само действие, а не лица, которые их производят. Лица мыслятся неопределенно.
В дверь постучали. В дверь стучат. Тебе звонят. Выступление нашего хора будут транслировать по радио. Вся школа знала, что в этот день в нашем классе будут резать крысу, живую, мальчик принес ее в клетке и почему-то сказал, что зовут ее Феня. К кому-то принесли от мастера ларец. На площади возводят здание нового театра. На этом предприятии собирают компьютеры. Все слышали, что говорят. Ему бы простили это отступничество, потому что понимали особенность этого положения. Родителей нигде не могли найти, и на заседании сидела классная руководительница.
3. Обобщенно-личные предложения.
К обобщенно-личным предложениям относятся определенно-личные и неопределенно-личные предложения, которые имеют значение обобщенного лица, так как могут указывать на то, что действие производится всеми, любым лицом. (все это могут сделать, для всех). Особенно часто это значение имеют сказуемые, выраженные глаголом в форме второго лица. К обобщенно-личным предложениям относятся пословицы, поговорки, крылатые выражения и предложения-размышления.
Цыплят по осени считают. Бездонную бочку водой не наполнишь. Каких только птиц не увидишь в лесу! Без труда не вынешь и рыбку из пруда. Береги платье снову, а честь смолоду. Дни поздней осени бранят обыкновенно. Добро на худо не меняют. Не очень-то нынче старших уважают. Что посеешь, то и пожнешь.
4. Безличные предложения.
Это односоставные предложения со сказуемым, при котором нет и не может быть подлежащего. Безличные предложения сообщают о различных состояниях природы или людей и животных. В предложении обычно бывает дополнение в форме дательного падежа, указывающее, кто именно испытывает то или иное состояние.
Уже совсем стемнело. Скоро светать будет. На дворе было тихо. Мне холодно. На улице холодно. За ночь сильно вызвездило. На дворе темно.
Простое глагольное сказуемое может быть выражено:
1) Безличным глаголом:
Вечерами работалось хорошо. На дворе вечереет.
2) Безличной формой личного глагола:
Пахнет сеном над лугами. (сравнить: Пахнет сено.) Зажгло грозою дерево. От воды веяло свежестью.
3) Безличной формой глагола БЫТЬ в отрицательных предложениях и словом НЕТ.
Герасима уже не было. Сегодня же меня здесь не будет. У меня нет линейки. Здесь никого нет.
4) Неопределенной формой глагола
Вам не видать таких сражений. Быть грозе великой.
Составное сказуемое:
1) Глагольное
Над вашим предложением стоит подумать. Аленке спать не хотелось.
2) Именное
В этот час было совсем тихо. В избе жарко натоплено. Как хорошо читать по вечерам. На душе у меня стало так хорошо, так радостно. Мне не спалось, и я вышел в сад. В лесу голо и сумрачно, в полях безлюдно и неуютно. В саду тихо. К вечеру подморозило. Нет спасенья от духоты дня. Вам показать, на какую тему? Без записки ходить – зря пороги обивать. Надо просто починить сломанный лифт, а иначе как пожилым людям подниматься на последний этаж? Ни одним уголовным кодексом не предусмотрено наказаний за преступление против литературы. А вот теперь оказалось, что в каждом таком слове заложена бездна живых образов. Наша лодка для этой реки была деревянной игрущкой, которую можно швырнуть на скалы, опрокинуть на быстрине, затянуть под завалы из бревен. Во-первых, не существует ни единого универсального «лучшего» метода изучения иностранного языка. Хорошо было бы добавить. Хочется мне вспомнить прошлое, напоследок посмотреть сад. Уже вечерело. У него не было отца. Братьев и сестер у меня нет. Мнетяжело среди одноклассников. Чтобы сделать это выражение совсемточным, надо бы вместо слова «замечать» употребить слово «дорожить». Но как быть с теми, кто не видит, не слышит, не чувствует, когда больно и плохо другому. Как помочь и тем, кто страдает от равнодушия, и самим равнодушным? С самого детства воспитывать – прежде всего самого себя – так, чтобы отзываться на чужую беду и спешить на помощь тому, кто в беде. Но уж потом мне приходилось каждый день, на давая себе спуску и поблажки, быть, а значит, не заботиться о том, чтобы казаться. Списка книг, которые необходимо знать, чтобы слыть культурным, образованным и начитанным человеком, составить нельзя.

Односоставные предложения с главным членом – подлежащим.
1. Назывные предложения
Распространить назывные предложения могут только второстепенные члены, относящиеся к группе подлежащего, то есть все виды определений (согласованные и несогласованные определения).
Тихая звездная ночь. Темно-синее небо и в мелких, и в крупных звездах. Сновиденья. Пробужденье. Вечер. Вздохи ветра. Вот она, очередь.

(сравнить: Передо мной –старушка в аккуратно подвязанном синем платке, сером чистеньком ватнике). Бриллианты в лунном свете (неполное двусоставное предложение).Бриллианты в небесах. (неполное предложение).

Упражнение 12. Выделите грамматические основы предложений. Определите типы односоставных предложений.

1. При первом рассвете выходим по одному в разные стороны в ельник за белками (Пришвин). 2. Собирают клюкву поздней осенью (Пришвин). 3. По такой лыжне без лыж полверсты не пройдёшь (Пришвин). 4. В Обломовке верили всему: и оборотням, и мертвецам (Гончаров). 5. В жаркую летнюю пору лошадей выгоняют у нас на ночь кормиться в поле (Тургенев). 6. Нигде не найдёшь в лесу жизни более обильной и страстной, как возле старого пня (Пришвин). 7. Другого сторожа на место Антипича не назначили (Пришвин). 8. Темнело быстро, по-осеннему (Паустовский). 9. В лесах было холодно (Паустовский). 10. Документов при нём не найдено (Лавренев). 11. В комнате свечи нет (Гоголь). 12. Снег и чайки (Симонов). 13. Под рокотанье вешних гроз не зеленеть побегам (Дудин). 14. Весь день мне пришлось идти по заросшим луговым дорогам (Паустовский). 15. Никогда не исчезнуть из моей памяти этому мрачному утру (Федосеев). 16. Кому не приходилось спать на бережку шумного ручейка! (Федосеев). 17. В мезонине уже натоплено (Паустовский). 18. Вообще там денег тратить не любили (Гончаров). 19. Только давай выйдем как можно пораньше! (Пришвин). 20. Дни поздней осени бранят обыкновенно (Пушкин). 21. Звон отбиваемых кос (Паустовский). 22. На следующий день судьи не стало (Короленко). 23. Вот опальный домик (Пушкин). 24. В такой чащобе нет ни одной тропинки (Пришвин). 25. Ему коня подводят (Пушкин). 26. Хорошо быть в такую ночь на пустой дороге (Паустовский). 27. Никого из этих мальчиков нет теперь на белом свете (Трифонов).

Упражнение 13.

1. Удивительно голое место. Только несколько минных воронок. Ни одного окопа. «Будут спрашивать, - говорю Васину, - отдувайся за двоих!» Выскакиваю из окопа и бегу. Ветер кидается мне навстречу. Трудно дышать. Впереди - воронка. Только бы добежать до неё! И тут словно плетью хлестнули по земле. Обстрел. Не надо было шевелиться. (Бакланов)

2. Знойно. Мухи. В поварне стучат ножами. Сквозь марево видны бесконечные купола Москвы. Поближе - иглы немецкой кирхи. (А.Н. Толстой)

Упражнение 14. Выделите грамматические основы предложений. Определите типы предложений (односоставные или двусоставные).

Темнеет. В глубине сада - костер. Крепко тянет душистым дымом вишнёвых сучьев. Шурша по сухой листве, как слепой, доберёшься до шалаша. Тут немного светлее.

Это вы, барчук? - тихо окликает кто-то из темноты.

Это я. Не спите ещё, Николай? А где у вас ружьё?

Возьмите возле ящика.

Вскинешь кверху тяжёлую, как лом, одностволку и с маху выстрелишь.

Постращайте, постращайте, барчук! - скажет мещанин. - Опять всю дулю на валу отрясли...

Тема: Синтаксис.

1) простое;

2) сложносочиненное;

3. сложноподчиненное;

4. бессоюзное сложное.

5. Небосвод был пурпурный, теплый, ласковый и манил туда, где он казался краем темной зелени лугов. сложноподчиненное;

2. Укажите, какая пунктуационная ошибка допущена в предложении:

1.

2.

3.

4.

Река сжатая с обеих сторон неприступной стеной леса пенилась, вздымая валы, и стремительно скользила мимо. не выделено обособленное определение

3.

1. Дни поздней осени бранят обыкновенно.

2. Им овладело беспокойство.

3. Мне совестно об этом говорить.

4. Храни меня, мой талисман!

1. Определите тип предложения:

1. простое;

2. сложносочиненное;

3. сложноподчиненное;

4. бессоюзное сложное.

Доброта отнюдь не исключает хладнокровия, самообладания и силы воли - качеств, решающих для полярника. простое;

1. неверные знаки препинания при однородных членах;

2. не выделено обособленное определение;

3. не выделено обособленное обстоятельство;

4. не разделены части сложного предложения.

5. Светлый, пронизанный солнцем дождь летел и шумел и круглое дождевое облако уплывало важно и медленно, открывая голубой, промытый край неба. не разделены части сложного предложения .

3. Определите, в каком предложении грамматическая основа выделена верно:

1. И на обломках самовластья напишут наши име на.

2. Мой друг,

3) И вскоре слуха Кочубея коснулась роковая весть.

4) Лед был

1. Определите тип предложения:

1) простое;

2) сложносочиненное;

3) сложноподчиненное;

4) бессоюзное сложное.

По вздоху, вырвавшемуся у моих спутников, я понял, что мы, действительно, подвергались серьезной опасности. сложноподчиненное;

2. Укажите, какая пунктуационная ошибка допущена в предложении:

1. неверные знаки препинания при однородных членах;

2. не выделено обособленное определение;

3. не выделено обособленное обстоятельство;

4. не разделены части сложного предложения.

Бобров, усталый, почти больной после вчерашней вспышки, сидел одиноко в углу станционной залы, и очень много курил. неверные знаки препинания при однородных членах

3. Определите, в каком предложении грамматическая основа выделена верно:

3. И на обломках самовластья напишут наши име на.

4. Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы.

3) И вскоре слуха Кочубея коснулась роковая весть.

4) Лед был ровный, гладкий и блестел как зеркало. ответ смотрите выше

Упражнения

1. Выделите грамматические основы предложений. Определите типы односоставных предложений.

1. При первом рассвете выходим по одному в разные стороны в ельник за белками (Пришвин). 2. Собирают клюкву поздней осенью (Пришвин). 3. По такой лыжне без лыж полверсты не пройдёшь (Пришвин). 4. В Обломовке верили всему: и оборотням, и мертвецам (Гончаров). 5. В жаркую летнюю пору лошадей выгоняют у нас на ночь кормиться в поле (Тургенев). 6. Нигде не найдёшь в лесу жизни более обильной и страстной, как возле старого пня (Пришвин). 7. Другого сторожа на место Антипича не назначили (Пришвин). 8. Темнело быстро, по-осеннему (Паустовский). 9. В лесах было холодно (Паустовский). 10. Документов при нём не найдено (Лавренев). 11. В комнате свечи нет (Гоголь). 12. Снег и чайки (Симонов). 13. Под рокотанье вешних гроз не зеленеть побегам (Дудин). 14. Весь день мне пришлось идти по заросшим луговым дорогам (Паустовский). 15. Никогда не исчезнуть из моей памяти этому мрачному утру (Федосеев). 16. Кому не приходилось спать на бережку шумного ручейка! (Федосеев). 17. В мезонине уже натоплено (Паустовский). 18. Вообще там денег тратить не любили (Гончаров). 19. Только давай выйдем как можно пораньше! (Пришвин). 20. Дни поздней осени бранят обыкновенно (Пушкин). 21. Звон отбиваемых кос (Паустовский). 22. На следующий день судьи не стало (Короленко). 23. Вот опальный домик (Пушкин). 24. В такой чащобе нет ни одной тропинки (Пришвин). 25. Ему коня подводят (Пушкин). 26. Хорошо быть в такую ночь на пустой дороге (Паустовский). 27. Никого из этих мальчиков нет теперь на белом свете (Трифонов).

Упражнение 2. Выделите грамматические основы предложений. Определите типы предложений (односоставные или двусоставные).

1. Удивительно голое место. Только несколько минных воронок. Ни одного окопа. «Будут спрашивать, - говорю Васину, - отдувайся за двоих!» Выскакиваю из окопа и бегу. Ветер кидается мне навстречу. Трудно дышать. Впереди - воронка. Только бы добежать до неё! И тут словно плетью хлестнули по земле. Обстрел. Не надо было шевелиться. (Бакланов)

2. Знойно. Мухи. В поварне стучат ножами. Сквозь марево видны бесконечные купола Москвы. Поближе - иглы немецкой кирхи. (А.Н. Толстой)

Упражнение 3. Выделите грамматические основы предложений. Определите типы предложений (односоставные или двусоставные).

Темнеет. В глубине сада - костер. Крепко тянет душистым дымом вишнёвых сучьев. Шурша по сухой листве, как слепой, доберёшься до шалаша. Тут немного светлее.

Это вы, барчук? - тихо окликает кто-то из темноты.

Это я. Не спите ещё, Николай? А где у вас ружьё?

Возьмите возле ящика.

Вскинешь кверху тяжёлую, как лом, одностволку и с маху выстрелишь.

Постращайте, постращайте, барчук! - скажет мещанин. - Опять всю дулю на валу отрясли...

А чёрное небо чертят огнистыми полосами падающие звёзды. Как холодно, росисто! Как хорошо жить на свете! (Бунин)

Ответы:

Упражнение 1:

1. Выходим (определённо-личное). 2. Собирают (по форме - неопределённо-личное; по значению - обобщённо-личное). 3. Не пройдёшь (по форме - определённо-личное; по значению - обобщённо-личное). 4. Верили (неопределённо-личное). 5. Выгоняют(неопределённо-личное). 6. Не найдёшь (по форме - определённо-личное; по значению - обобщённо-личное). 7. Не назначили(неопределённо-личное). 8. Темнело (безличное). 9. Было холодно (безличное). 10. Не найдено (безличное). 11. Нет (безличное). 12.Снег и чайки (назывное). 13. Не зеленеть (инфинитивное). 14. Пришлось идти (безличное). 15. Не исчезнуть (инфинитивное). 16. Не приходилось спать (безличное). 17. Натоплено (безличное). 18. Не любили тратить (неопределённо-личное). 19. Давай выйдем(определённо-личное). 20. Бранят (неопределённо-личное). 21. Звон (назывное). 22. Не стало (безличное). 23. Домик (назывное). 24.Нет (безличное). 25. Подводят (неопределённо-личное). 26. Хорошо быть (безличное). 27. Нет (безличное).

Упражнение 2:

    Удивительно голое место (односоставное назывное предложение). Только несколько минных воронок (односоставное назывное предложение). Ни одного окопа (неполное предложение с опущенным сказуемым нет; односоставное безличное предложение). «Будут спрашивать (односоставное неопределённо-личное предложение), - говорю Васину (односоставное определённо-личное предложение), - отдувайся за двоих! (односоставное определённо-личное предложение)». Выскакиваю из окопа и бегу(односоставное определённо-личное предложение). Ветер кидается мне навстречу (двусоставное предложение). Трудно дышать(односоставное безличное предложение). Впереди - воронка (двусоставное неполное предложение с опущенным сказуемым:находится). Только бы добежать до неё (односоставное инфинитивное предложение)! И тут словно плетью хлестнули по земле (односоставное неопределённо-личное предложение). Обстрел (односоставное назывное предложение). Не надо было шевелиться (односоставное безличное предложение).

    Знойно (односоставное безличное предложение). Мухи (односоставное назывное предложение). В поварне стучат ножами (односоставное неопределённо-личное предложение). Сквозь марево видны бесконечные купола Москвы (двусоставное предложение). Поближе - иглы немецкой кирхи (двусоставное неполное предложение с опущенным сказуемым: видны).

Упражнение 3:

Темнеет (односоставное безличное предложение). В глубине сада - костёр (двусоставное неполное предложение с опущенным сказуемым: виден). Крепко тянет душистым дымом вишнёвых сучьев (односоставное безличное предложение). Шурша по сухой листве, как слепой, доберёшься до шалаша (односоставное предложение; по форме - определённо-личное, по значению - обобщённо-личное). Тут немного светлее (односоставное безличное предложение).

Это вы, барчук (двусоставное предложение)? - тихо окликает кто-то из темноты (двусоставное предложение).

Это я (двусоставное предложение). Не спите ещё, Николай (односоставное определённо-личное предложение)? А где у вас ружьё(двусоставное неполное предложение с опущенным сказуемым находится / лежит)?

Возьмите возле ящика (односоставное определённо-личное предложение).

Вскинешь кверху тяжёлую, как лом, одностволку и с маху выстрелишь (односоставное предложение: по форме - определённо-личное, по значению - обобщённо-личное).

Постращайте, постращайте, барчук (односоставное определённо-личное предложение)! - скажет мещанин (двусоставное предложение). - Опять всю дулю на валу отрясли (односоставное неопределённо-личное предложение)...

А чёрное небо чертят огнистыми полосами падающие звёзды (двусоставное предложение). Как холодно, росисто (односоставное безличное предложение)! Как хорошо жить на свете (односоставное безличное предложение)!

Понятие об односоставных предложениях учащиеся получают уже в 5 классе при изучении тем «Подлежащее» и «Сказуемое». В 8 классе эта тема представлена гораздо шире: дается понятие о видах односоставных предложений, о полных и неполных предложениях. На наш взгляд, самое сложное для восьмиклассников – научиться отличать односоставные полные от двусоставных неполных предложений.

При изучении темы «Сложносочиненное предложение» в 9 классе знания об односоставных предложениях актуализируются, так как ученики испытывают затруднения в постановке запятой перед союзом "и" в предложениях, где одна или обе части являются предложениями односоставными.

В 11 классе в материалах ЕГЭ в части В также есть задания, в которых требуется знание материала об односоставных предложениях. Теперь уже необходимо найти в достаточно объемном отрывке текста сложные предложения, в состав которых входят односоставные предложения определенного вида.

Задание 1.

1. Найдите и определите вид односоставных предложений.

I вариант.

1. Что стоишь, качаясь, тонкая рябина.

2. Вдверь несмело постучали.

3. Ночь. Улица. Фонарь. Аптека.

4. Мне не спится.

5. На улице ни звука.

6. Вспомнишь разлуку с улыбкою странной.

7. Нам посоветовали вернуться назад.

8. Выйдем с тобой побродить в лунном сиянии.

9. Напиши мне письмо.

10. И снова мне легко.

11. Пришлось, однако, сделать над собой усилие и пойти на переговоры.

12. Мне поручили записать беседу с Ермасовым, начальником стройки канала, по поводу заполнения озер.

13. Теперь зубров не только охраняют, но и разводят.

14. К известиям Левинсона отнеслись различно.

15. В чужбине свято наблюдаю родной обычай старины: на волю птичку выпускаю при светлом празднике весны.

II вариант.

1. Потом расследовали одну запутанную историю

2. Весна берет свои права.

3. Тепло на солнышке.

4. Серой белкой прыгну на ольху, ласточкой пугливой пробегу.

5. Мне в душу повеяло жизнью и волей.

6. Работы у Фомина прибавилось

7. Да отрежут лгуну его гнусный язык.

8. Шепот. Робкоедыханье. Трели соловья.

9. Утро ясное, морозное.

10.Снег замел дорогу.

11. За лето школу отремонтировали.

12. Не бери в лес ружье.

13. Ему протягивают металлический трос.

14. Тихая, звездная ночь.

15. Тает мгла.

III вариант .

1. Брожу по набережной снова.

2. Изба лесничего. Медвежье царство.

3. Последние шутки, объятья.

4. Повеет полем, первой бороздой.

5. Загляну в глаза волжанке.

6. Задули теплый рыжий очаг.

7. В Сибири не любят горячку и спешку.

8. Весны без грозы не бывает.

9. Десять суток дают на отдых.

10. Вхожу в родную квартиру по лестнице ледяной.

11. Черемуху ломают ветками огромными.

12. Забайкалье, зарево заката, запоздалый птичий перелет.

13. Тянет холодом зимнихдней.

14. Ожиданье парохода, соловьи, весна.

15. И вот в лицо пахнуло земляникой, смолистым детством, новгородским днем.

IV вариант .

1. Вижу высоко над головой сосны, облака, голубизну.

2. Его везли из крепости, из Бреста.

3. Хлестало в окна дождиком косым.

4. Не зря меня сюда манило, притягивало и влекло.

5. Лес, палатка, плеск речной волны.

6. От родных и близких почты ждут новогодней.

7. Багровые горизонты, оборванные провода.

8. У одержимых нет дороги вспять

9. Плеск речной волны.

10. Что делать вам в деревне?

11. Вхожу нелепая и робкая.

12. Грозят заградительными отрядами.

13. Серо и волнисто.

14. Предместье старого Парижа.

15. Сейчас будем чай пить.

V вариант.

1. В этомгоду не любят говорить о землетрясении.

2. Тысяча девятьсот шестнадцатый год.

4. Садимся на ковёр.

5. Прежде всего надо сохранять хладнокровие.

6. Очень жарко.

7. Марину посадили рядом с шофёром.

8. В саду было тихо.

9. Звуки двери.

10. Мечика умыли.

11. Вот наконец и перевал.

12. Расскажу всем одно истинное событие

13. Дождь и ветер.

14. В землянках редкие огни.

15. Невыносимо было слушать их разговор во время игры

Задание 2.

2.1. Найдитеопределенно-личное предложение.

А. Весна берет свои права.

Б. Под музыку осеннего дождя иду во тьме.

В. Наступает длинный зимний вечер.

Г. Тепло на солнышке.

Д. Осенний день прошуршал ломкой листвой.

2.2.Найдите неопределенно-личное предложение.

А. Мужайся, сердце, до конца.

Б. Было бы глупо даже приступать к этому вопросу.

В. В детстве мне ни разу не удалось запустить змея.

Г. Не слышно шума городского.

Д. Бумагу для обертывания книг берут прочную.

2.3. Найдите безличное предложение .

А. Дни поздней осени бранят обыкновенно.

Б. В дверь негромко постучали.

В. Из воды пустой масла не извлечешь.

Г. Мне в душу повеяло жизнью и волей.

Д. Приветствую тебя, пустынный уголок.

2.4. Найдите определенно-личное предложение .

А. С давно забытым упоением смотрю на милые черты.

Б. Про победу Великого года будут петь в самом дальнем краю.

В. На пригорке то сыро, то жарко.

Г. По ниве прохожу я узкою межой, поросшей кашкою и цепкой лебедой.

2.5. Найдите неопределенно-личное предложение.

А. Уж красавицы весны колесница золотая мчится с горной вышины.

Б. Ради розы терпят и шипы.

В. Нигде жилья не видно на просторе.

Г. Со скрипом опустили трап.

Д. Еду-еду в чистом поле.

2.6. Найдите безличное предложение.

А. Ведут ко мне коня.

Б. Не спится, няня.

В. Отворите мне темницу, дайте мне сиянье дня.

Г. Люблю тебя, моя Россия, за ясный свет твоих очей.

Д. Кому-то принесли от мастера ларец.

Задание 3

Составьте предложения по схемам, подчеркните основы, в односоставных предложениях укажите, чем выражено сказуемое.

[назывное], и [безличное],

[двусоставное], и [безличное],

[назывное], и [двусоставное].

Задание 4

Расставьте знаки препинания. Определите вид односоставного предложения. Укажите, чем выражено сказуемое.

1. Нет дождя и все сохнет.

2. Уже давно рассвело и лампу потушили.

3. Конец мая и в поле все еще прохладно.

4. Наступил август и по ночам стало холодно.

5. Теплое утро и чуть – чуть моросит.

6. Тихо и синева висит между деревьями.

7. Мне и трудно и грустно порою и пути нелегки.

8. Березка невзрачного роста и нет даже тени над ней.

9. Я родился в Ялте и об этом говорится даже в паспорте моем.

10. Не скрипят в сенях ступени и в саду темно.

11. Потеплело и от зари до зари не смолкают певчие птицы.

12. Весна и уже тепло.

13. Уже смеркалось и в комнате стало темно.

14. Посидите на берегу с удочкой и вы почувствуете прилив сна.

15. Осень и листья опадают с деревьев.

16. Вошли в лес и перед вами вдруг открылась река.

17. В саду было тихо и лишь откуда-то издалека доносился шум колес.

18. Лес тянулся на несколько километров и можно было заблудится в нем.

19. В ушах у гостя забренчало и закружилась голова.

Задание 5

Запишите номера односоставных предложений и определите их вид.

1. У Андрея сжималось сердце.

2. Поздний вечер.

3. Было раннее утро.

4. Марютин был вдовцом.

5. И легче стало дышать.

6. Зазвонил телефон.

7. К ночи становилось тихо, как по заказу.

9. Всё-таки его задело сильно.

10. Через сорок минут надо было ехать на аэродром.

11. Началось это после бури.

12. Был вечер.

13. В воздухе пахло водой.

14. В пескахночью хорошо думается.

15. В суд подавать - долгая песня.

16. Лицо её приняловыражение растерянности и обиды.

17. Утром было сыро.

18. Стук в дверь.

19. Порой она мне кажется наивной девчонкой.

20. Под вечер вернулись.

21. Карабаш надеялся попасть в посёлок пораньше.

22. Вечером выпал снег.

23. Меня слушалимолча и внимательно.

24. Зрители свистели.

25. Но до утра им сидеть не пришлось.

26. Держи голову в холоде, живот в голоде, а ногив тепле.

27. Клин клином вышибают.

28. Старое старится, а молодое растёт.

29. Утро ясное, морозное.

30. Снег замел дорогу.

Задание 6

Найдите среди предложений неполные двусоставные иполные односоставные .

1. В поле вьюга-завируха,

В трех верстах гремит война.

На печи в избе – старуха,

Дед-хозяин у окна.

(А. Твардовский.)

2. У лукоморья дуб зеленый;

Златая цепь на дубе том.

(А. Пушкин.)

3. Черный вечер.

Белый снег.

Ветер, ветер!

На ногах не стоит человек.

Ветер, ветер –

На всем белом свете!

(А. Блок.)

Задание 7

Среди примеров есть неполные двусоставные предложения, которые ошибочно можно принять за назывные. Выпишите их; восстановите опущенные члены предложения; определите, каким членом предложения является существительное в именительном падеже. Установите тип остальных предложений по структуре.

1. Звезды меркнут и гаснут. В огне облака. (И. Никитин).

2. Нынче, праздник веселый у нас (С.Маршак).

3. –Пять часов? – подумала Варюша. – Рань-то какая! И тишь! (К.Паустовский).

4. Ночь. Вокруг тишина (С. Есенин).

5. Березовая рощица. За ней сосновый лес. А вот налево – пасека. Направо – МТС (С. Михалков).

6. В чаще шорох потаенный. Дуновение тепла. Тополь, сверху озаренный, перед домом вознесенный, весь из жидкого стекла (И. Бунин).

7. А на озере и утки, и гуси, и бакланы, и нырки, и всякая водяная птица. Купаются, ныряют, отряхиваются, кричат. Хорошо им. Воды много (Е. Чарушин).

Марина Кружкина, Людмила Павлова, Светлана Рыбакова, учителя русского языка и литературы гимназии №4 Великого Новгорода