Логопедические стишки для детей 3 лет. Логопедические стихи для формирования правильного произношения звуков. Чередование согласных Т - Д

Как известно, самый лёгкий и эффективный способ обучения ребёнка — игра. Справедливо это и для ситуации, когда нужно отработать правильное произношение звуков.

Конечно, все дети разные, и далеко не каждому плохо даются одни и те же звуки, однако у логопедов есть список особо сложных звуков, проблемы с которыми встречаются у большинства малышей. Логопедические стишки — это отличный способ потренироваться, если у крохи не выходит тот или иной звук, а также закрепить достижения, если он говорит достаточно чисто. Начинать учить эти стишки можно уже с 2-3 лет.

Шипящие звуки

Читайте вместе с ребёнком логопедические стихи на шипящие и свистящие звуки.

1. К Чебурашке в чашку
Шлёпнулась букашка,
Добрый Чебурашка
Вытащил букашку,
Положил букашку
Сохнуть на бумажку.
Высохла букашка,
Поднялась с бумажки
И снова чебурахнулась
В чашку к Чебурашке.

2. Ветеp ёлками шумит,
Ёжик наш домой спешит,
А навстpечу ему волк,
Hа ежа зубами «щёлк»!
Ёж иголки показал,
Волк со стpаху убежал.

3. Ёжик в бане вымыл ушки,
Шею, кожицу на бpюшке.
И сказал еноту ёж:
«Ты мне спинку не потpёшь?».

4. Кукушка кукушонку купила капюшон,
Hадел кукушонок капюшон,
Как в капюшоне он смешон!

5. На реке — камыши,
Разыгрались там ерши:
Круг — постарше,
Круг — помладше,
И совсем малыши!

6. Дедушка Ежок,
Не ходи на бережок:
Там растаял снежок,
Заливает лужок.
Ты промочишь ножки,
Красные сапожки!

7. Шесть мышат шагают в школу,
Шаловливых и весёлых.
На уроках шесть мышат
Шелестят, шумят, шуршат.
Тише, кот сюда спешит!
«Шмыг» — и в школе ни души.

8. Чижик в клеточке сидел,
Чижик в клетке громко пел:
«Чу-чу-чу, чу-чу-чу,
Я на волю улечу».


9. Жёлтый жук нёс старый жёлудь.
Жёлудь очень был тяжёлый.
Жёлтый жук был жутко жадным,
Даже листик было жалко.
Жук свой путь держал под гору,
Жёлудь же терял опору.
Жук сердито гнал всех прочь,
Кто желал ему помочь.
Жёлудь вдруг с жука свалился,
С горки живо укатился.
Жук теперь вздыхает сложно —
Жёлудь он сжевать не сможет.

10. На чайничке крышечка,
На крышечке шишечка.
Ручечкой за шишечку
Поднимаем крышечку.

11. Четыре Анюточки
Прокричали суточки.
Прокричали суточки,
Не устав ни чуточки.

12. Сшили штанишки
Плюшевому мишке.
На штанах кармашки,
На кармашках — пряжки.


Звук Л

Вашему малышу понравятся эти весёлые логопедические стихи на звук Л.

13. Лунный свет голубой
Спать ослу не давал,
Сел осёл на валун
И зевал, и зевал…
И случайно осёл проглотил вдруг луну,
Улыбнулся, вздохнул —
И спокойно уснул.

14. Вёз корабль карамель, наскочил корабль на мель,
Матросы две недели карамель на мели ели.

15. В магазине Валеньке
Покупают валенки.
Маленькие валенки
До чего ж милы!
Но надела валенки
Маленькая Валенька —
Оказались валенки
На неё малы!

16. Лы-лы-лы, забивали мы голы,
Лу-лу-лу, возле окон на полу,
Ла-ла-ла, не заметили стекла.
Лу-лу-лу, мы не били по стеклу,
Ла-ла-ла, только нет в окне стекла.

17. Мышка весело жила,
На пуху в углу спала,
Ела мышка хлеб и сало,
Но всё мышке было мало.

18. Веник пол подметал,
Веник очень устал,
Он чихнул, он зевнул
И тихонько лёг под стул.


Звук Р

Говорить правильно ребёнку помогут эти логопедические стихи на звук Р.

19. Злые крысы грызли крышу,

Но пришёл котёнок рыжий.
Крысы в дыры убежали
И от страха там дрожали.

20. Хрюша-поросёнок

Хрюкает спросонок:
«Хрюк да хрюк! Хрюк да хрюк!
Подавайте мне урюк!»
Поросёнок Хрюша,
До того, как кушать,
Ты возьми-ка мыло,
Да умой-ка рыло!

21. Мы расселись по порядку,
Дружно делаем зарядку,
Не ногами, не руками,
А своими… язычками.

22. Ехал Гpека чеpез pеку,

Видит Гpека: в pеке — pак.
Сунул Гpека pуку в pеку, pак за pуку Гpеку «цап»!

23. Разные радости, сколько от вас радости!
Радуюсь лету, резвому ветру,
Раннему утру, росе перламутровой,
Рогатой улитке, раскрытой калитке…
Радуюсь малости — растут мои радости.

24. Дождь: «Трам-трам», — стучал по крышам.
Дробь дождя Егор услышал,
Старый барабан достал,
Тоже барабанить стал.


Звуки С и Ц

Читайте вместе с малышом эти весёлые и эффективные логопедические стихи на звуки С и Ц.

ВЕСЁЛЫЕ СТИХИ ПРО ТРУДНЫЕ БУКВЫ И НА ЗВУКОПОДРАЖАНИЕ

Нужная буква «Р»

Букву «Р » мы учим дружно,
Букву «Р » знать очень нужно,
Чтобы правильно, на пять
Имя Р одины сказать:
Р ОССИЯ.

(И. Агеева)

Буква «Р»

В букве «Р » живет Р оссия,
Р еки, р ожь, р акетодр ом,
Р уки матер и р одные
И р одительский наш дом,
И р ябиновость июля,
И р осинки, и р ассвет.
Буква «Р » - р аненье пулей,
Что у сер дца носит дед.
Р азбудили утр о р ельсы.
Р аспахнулись даль и шир ь.
Р усый ветер мчит навстр ечу
По р авнине. Ты дыши
Р усским воздухом упр угим
И р омашкам поклонись!
Начиналась с этой буквы
Наша Р одина и жизнь.

Рыцарь (Р - Л)
(Стишок-скороговорка)

В бою прохудились у рыцаря латы,
И рыцарь поставил на латы заплаты,
Да прямо в заплатанных латах с цветами
Пришёл на свиданье к возлюбленной даме.

А дама взглянула на рыцаря гордо,
Схватила цветы и ответила гордо:
- Не нужен мне рыцарь с большою заплатой!
А нужен мне рыцарь с большою зарплатой!
(Г. Дядина)

Тигрёнок у логопеда (Р - Л)

Тигрёнок к логопеду
Явился на приём,
А тот, видать от страха,
Запрятался под стол:
Ещё бы! Целый тигр
И сто зубов при нём!
Да и когтей немало:
Должно быть, тоже сто!

Вот это незадача!
А тигр чуть не плачет:

Я, доктол, этих игл
Ужасно не люблю.
Я тигл, тигл, тигл,
А "ЛЛЛ"
не говолю.
И мне никто не вЕлит,
Что нет стлашнее звеля...
Я сполить не хочу.
Я лучше залычу
ЛЛЛЛ!

Логопед из-под стола:
Я В-в-вам очень ла... ла... ла...
То есть, я Вам очень РРРад!
Я рюбрю речить тигрят!
РРРРР!

(Е. Евсеева)

Переполох (Р)

Слушай…
КРАжа!
КРАжа!
КРАжа!
ГРАбят,
БРАтцы!
Где же стРАжа?

Что уКРАли?
Два пеРА,
БезобРАзие!
С утРА…
Вы укРАли?
Мы не бРАли!
БРАли!
БРАли!
КРАли!
КРАли!

Это я
Грачиный крик
Перевёл
На наш язык.
(А.Шибаев)

Четыре чертёнка (Ч)

Четыре чёрненьких чумазеньких чертёнка
Чертили чёрными чернилами чертёж:
Черны чулки, часы, чулан и собачонка,
А чёртов дедушка на чучело похож.
За час внучата перепачкали всю дачу,
И чайник с чашками, и бабушку в придачу.
(А. Усачёв)

Смычок (Ч)

Сломался смычок
У сверчка о сучок.
На печку, в печурку
И чуркой – молчок.


Изба затаилась.
Что будет? Что будет?
Кто новый смычок
Для сверчанья добудет?


Но сам домовой
Для бедняги сверчка
Смычок смастерил,
Изловчась, из сучка.
(В. Бахревский)

Весной (Ч, Ш)

Шепчет солнышко листочку:
- Не робей, голубчик!
И берёт его из почки
За зелёный чубчик.
(В. Орлов)

Роща и Чаща (Ч, Щ)


Сказала летом Роща Чаще:
«Ты одеваешься кричаще».
«И пусть, – сказала Чаща Роще. –
Придёт зима – оденусь проще».
(Рената Муха)

Буква «Ч»

У насекомых букву «Ч»
Найдёшь в сверчке и саранче;
Кузнечик, бабочка, пчела –
Всем, как ни странно, «Ч» мила!
(М. Яснов)

ЧА

Я по чаще брёл, ворча,
Еле ноги волоча.

Повстречался в этой чаще
С чародеем настоящим.

Чародей налил из чана
Чай волшебный в два стакана.

Я случайно выпил чаю
И теперь хожу, скучаю.

Правда, больше не ворча,
А копытами стуча.
(А. Игнатова)

Прятки (Ш, Щ)

Маша ищет кошку,
Кошка ищет плошку,
Миша ищет папу,
Папа ищет шляпу.
(Е. Серова)

Рысь (Ш)


Пятнистая, пушистая,
Кисти на ушах.
У неё неслышный,
Как у кошки шаг.
(Л. Преображенская)

Уроки шипения (Ш)

У всех уроки пения,

А у ужей - шипения.

Прошипеть вас попрошу:

"Ши-ши-ши" и "шу-шу-шу".

"Шу-шу-шу" и "ши-ши-ши" -

Повторите, малыши.

Выше, выше, не фальшивьте!

Прошипели?

Запишите!

(А. Усачёв)

Груша под грушей (Ш, Р)

Груша, девочка мала,
Грушу-дерево трясла.
С груши груши градом,
Груша грушам рада.
(С. Погореловский)

Простокваша (Ш, Р)

Простокваши дали Клаше –
Недовольна Клаша:
– Не хочу я простокваши,
Дайте просто каши.

Дали вместо простокваши
Нашей Клаше каши.
– Не хочу я просто каши,
Так – без простокваши.

Дали вместе с простоквашей
Каши Клаше нашей.
Ела, ела Клаша кашу
Вместе с простоквашей.

А поела – встала,
Спасибо сказала.

(Е. Благинина)

Птичий обед (Ш, Р)

У сороки и вороны
В сковородке макароны!
У воробышка Ерошки
Есть горошки на дорожке.
(И. Синицына)

Шмель (Ш)

Шмель жужжит
Над пышной кашкой,
Травку мелко шевеля.
Станет розовая кашка
Сладкой кашкой
Для шмеля.
(Л. Яхнин)

Шапка (Ш)

Шура шапку в школу шила.
Шура в шапке в школу шла.
Шапка шита из шиншиллы.
Шура в шапке хороша.

(А. Леонтиенко)

Обращение к кошке (Ш)

Мышка не пышка,
Не ешь её, глупышка!

Машина (Ш)

Машина Машина
Машей покрашена.
(Э. Красноруцкий)

Что сказал карандаш (Ш)

Карандашик, ты грустишь?
Был большой, а стал малыш?!
Но зато художник мой
Был малыш, а стал большой!
(С. Погореловский)

Лесные шорохи (Ш, Щ)

Шепчет сосенка детишкам,
Шалунам – сосновым шишкам:
«Тише, шишки, не шалите!
Не шумите, лучше спите.
Шарит ветер по вершинам,
Рыщет ветер по лощинам,
Свищет ветер да шумит,
Ищет ветер, кто не спит.
Непослушных ищет ветер.
Тише, дети. Спите, дети».
Шишки глазки закрывают,
Шишки быстро засыпают.
Ветерок же возле них
Пошуршал… и сам затих.
(А. Александров)

Щегол (Щ, Щ, Ц)

Целый день поёт щегол

В клетке на окошке,
Третий год ему пошёл,
А он боится кошки.

А Маша не боится
Ни кошки, ни щегла.
Щеглу дала напиться,
А кошку прогнала.
(А. Барто)

Солнышко (Щ - Ч)

Солнце глянуло сквозь
Щёлку ,
Свесив огненную
Чёлку .

(Я. Козловский)

Иголки (Ш – Ж)

У ежа иголки
И остры и колки,
Но они не для шитья
Для спокойного житья !
(С. Пшеничных)

Строгий носорог (Р, Г)

Строг с врагами носорог –
На носу суровый рог.
И врагов рог носорога
Встретит строго у порога.
(Е. Весельева)

Гром (Г, Р)

Грозно гром
Гремит, грохочет,
Град на землю
Бросить хочет.
(В. Васина)


Гусь – герой (Г, Р)

Гусь отважный, гусь герой,
За гусыню гусь – горой,
Гусенят не даст в обиду,
Погляди, как грозен с виду.
(С. Пшеничных)

Ехал грека через реку (Р, Г)

Ехал грека через реку,
Видит грека: в реке – рак.
Сунул грека руку в реку,
Рак за руку грека – цап!

– Кто со мной вступает в драку?
Крикнул грек сердито раку. –
Кто ты, рыба или краб,
И за что за руку цап?

Рак в реке ответил греку:
– А не лезь руками в реку,
Будь ты турок, или грек,
Или русский человек.

Засорили человеки
Все ручьи, пруды и реки:
Грязь от вас в реке и мрак… –
Так ответил греку рак.

Не мути в реке воды,
Чтобы не было беды!
(А. Усачёв)

Уроки рака (Р)

С утра в реке у рыб урок.
Директор Рак сердит и строг.
Кричит он утром на рыбят:
– Пишите «Р» сто раз подряд.

Ро-са, ре-ка, мо-ряк, крю-чки,
Ру-чей, ра-кита, ры-баки.

А в третьем классе, у коряг,
Диктант диктует рыбам Рак:

«Край родной! Река родная!
Нет тебе ни дна, ни края.
Широка и глубока
Наша русская река!»

Труднее в старшем классе Раку:
Карась с ершом устроил драку,
Налиму сом сломал пенал.
И пишет Рак в речной журнал:

«У пескаря нет букваря –
Он на уроки прибыл зря.

У карася промок дневник –
Неаккуратный ученик.

У осетра тетрадь сыра».
Урок закончился.
Ура!
(А. Усачёв)

О чём кричат грачи (Р)

Кем кар-кар-кар-картошина
Укра-кра-кра-украдена?
Вот враки, вра-вра-враки-то,
Что гра-гра-гра-грачом!
Не кра-кра-кра, не крали мы!
Не бра-бра-бра, не брали мы!
Живём не кра-кра-кражами,
Не гра-гра-грабежом!

Напра-пра-пра-напрслина! –
С обидой кар-кар-каркаем,
Сердито как-кар-каркаем,
До вечера с утра –
Стать пра-пра-пра-правдивее
И спра-пра-праведливее
К пернатой бра-бра-братии
Пора-ра, пора-ра, пора-ра!!!
(С. Погореловский)

На горе Арарат (Р)
(Картавый марш)

Мне с детства не давалась буква «Р»,
И маму этим я тревожил очень:
Она мне папу ставила в пример,
И с ним я повторял с утра до ночи:

На горе Арарат
Зреет красный виноград,
Ара, ара, Арарат,
Зреет красный виноград.

А счастье проходило стороной,
Картавила, увы, моя невеста –
И мы не целовались под луной,
А до рассвета с ней твердили вместе:

На горе Арарат
Зреет красный виноград,
Ара, ара, Арарат,
Зреет красный виноград.

Но утешеньем стал для нас сынок,
Ведь он, чтоб нам с женой доставить радость,
Не слово "мама" первый раз изрек,
А четко произнес, как на параде:

На горе Арарат
Зреет красный виноград,
Ара, ара, Арарат,
Зреет красный виноград.

(С. Осиашвили )

Нырок (Р)

Нырок,
Ещё один нырок,
И рыбку выловил
Нырок.
(Л. Яхнин)

Приглашение (Р)


«Кар-р! – кричит ворона. – Кар-р!
Ставь, соседка, самовар-р!
Не жалей завар-рки!
Пр-ринимай подар-рки!»

(О. Александрова)

Р-считалка

Речка. Рыба. Рыболов.
Раки. Ряска. Раколов.
Рощи ропот. Родничок.
Рад раздолью ручеёк.

(Люба Гром )

Жук по имени Жак (Ж)

Жил Жук по имени Жак.
Сшил Жак папе пиджак,
Маме – пижаму,
Жене – жакет,
Сыну – тужурку,
Дочке – жилет,
Внучке Жучке –
Кожаные брючки,
Жабе жабо,
А себе – ничего.
(А. Усачёв)

Жужжащие стихи (Ж)

Встретил я в лесу Ежа.
Еж лежал в лесу жужжа.
Я спросил Ежа: – Скажите,
Отчего вы так жужжите?
Еж сказал: – Я не жужжу,
После ужина лежу.
Я на ужин съел Ужа,
Может, он лежит жужжа.
Я сказал Ужу: – Скажите,
Отчего вы так жужжите?
Уж в ответ: – Я не жужжу,
После ужина лежу.
Жабу съел я у болота,
Может, ей жужжать охота.
Жабе я кричу: – Скажите,
Отчего вы так жужжите?
Жаба квакнула Ужу:
– И совсем я не жужжу.
Проглотила я жука,
Жук жужжит наверняка.
Все кричат Жуку: – Скажите,
Отчего вы так жужжите?
– Ну, жужжу,– ответил Жук. –
Иждаю нормальный жвук...
Я всегда, когда лежу
После ужина, жужжу!

(А. Усачев)

Жук (Ж)

Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Не жужжу, когда тружусь,
А жужжу, когда кружусь.

Про Жабу с мужем (Ж)

Жили-были Жаба с мужем.
Каждый вечер у реки,
Жабы ждали, что на ужин
К ним пожалуют Жуки.

Жаба – в кожаном жакете,
С ожерельем желудей.
Важный муж её а жилете.
Ждут-пождут – но нет гостей.

Жаль, не знали Жаба с мужем,
Что в болотце на мели
Каждый вечер их на ужин
Поджидают Журавли.
(Т. Крюкова)

Про Жору и ужа (Ж)

Жора с ужиком дружил.
Уж у Жоры дома жил.
Дом стерёг от грабежа,
На пороге возлежа.

Жора, дружбой дорожа,
Жаб ловил, кормил ужа,
Иже жулики от Жоры
Так и бегали, дрожа.

Жил бы ужик, не тужа,
Жоре сторожем служа,
Да у Жориных соседей
Не хватило терпежа.

Как же жить, коль от ужа
Воры бегают, визжа,
Так, что стёкла в целом доме
Выпадают, дребезжа?!

В-общем, Жора, не брюзжа,
В зоопарк отнёс ужа,
А взамен ужа на рынке
Он купил себе ежа.

Ёжик жил у стеллажа.
Дом стерёг от грабежа.
Словом, сказочку про Жору
Можно дальше продолжа…

(А. Ерошин)

Жук

Я в саду поймал жука.
Жук, жужжа, шагал по тропке.
Поживи-ка, жук, в коробке,
Пожужжи-ка там пока.

Рассердился жук, брюзжа:
"Не хочу леж-жать, жужжа.
Если долго я леж-жу -
Из терпенья выхож-жу.

У ж-жуков другой реж-жим!
Мы, ж-жуки, леж-жать не мож-жем,
Мы прогулкой днем погож-жим
Просто ж-жутко дорож-жим!

Обиж-жать ж-жуков ненуж-жно,
Нуж-жно ж-жить с ж-жуками друж-жно,
Уваж-жать и обож-жать,
И в коробки не саж-жать!"

У жука броня крепка,
У жука внутри жужжалка.
Мне жука немножко жалко
Выпускать из коробка.

Но ведь мы с жуком похожи -
Любит жук прогулки тоже!
Что же, жук, живи в саду,
В гости сам к тебе приду.

(А. Ерошин)

Шмель (Ж, З)

Шмель над клумбою кружит
И восторженно жужжит:
З-з-замечательный пейзаж-ж-ж!
Жу-жу-жу! Вхож-жу в вира-ж-ж!
Жу-жу-жу-жу! Тормож-ж-жу!
На посадку захож-ж-жу!
З-з-здесь мне ж-ж-жутко нравится!
Виж-ж-жу, я летел недаром,
З-з-замечательным нектаром
Мож-жно з-здесь з-з-заправиться!

(А. Ерошин)

Жалоба калитки (Ж, Л)

Тебе прилежно я служу,
Железом, жалуясь, визжу:
Уж ты, пожалуйста, уважь –
Жирком заржавленную смажь!
(С. Погореловский)

Буду полярником (Ж, Р)

Нам, полярникам отважным,
Простужаться не положено.
Чтобы стужи не бояться,
Закаляться стал мороженым!
(Заки Нури)

Стрижи (Ж, Р)

Купаются в небе стрижи –
Стремительны их виражи,
Не призраки, не миражи,
Для них не страшны этажи.
(А. Горских)

Рожь (Ж, Р)

Я хожу
По меже…
Пожелтела рожь уже…
Дождик, рожь
Не тревожь:
Ожидает жатвы
Рожь.
(В. Воскобойников)

Звездочёт (З)

Звёздный учёт
Ведёт звездочёт.
От звезды к звезде,
А звёзды – везде!
Вот звёздный парад
Звёзд звездопад.
(Е. Весельева.)

Коза и стрекоза (З, Р)

Под кустом, закрыв глаза,
Спит Двурогая Коза.
Вот Коза, открыв глаза,
Видит: в небе Стрекоза.
Огорчается Коза,
Что она – не Стрекоза!
Тоже хочется Двурогой
Покружиться над дорогой!
(Тим Собакин)

Грызун (Г - Р)

Грызуну везёт:

Всё грызун грызёт;

И зубы от грызения

Растут - вот так везение!

(Е. Весельева)

Про Захара и Сахару (З – С, Р)

Сахара для Захара – из сахара Сахара:
Там сахарные горы сахарского песка.
Почаще бы в Сахару захаживать Захару,
Да очень от Захара Сахара далека.
(С. Погореловский)

Любопытная Варвара (Р, С)

Любопытная Варвара
Приходила на базар
И во всё свой нос совала:
В сапоги, в сметану, в сало,
В самовар и в скипидар.
(А. Усачёв)

Отгонялка для осы (С)

Не зуди вокруг, оса –
завидущие глаза.
Не садись на нашу сладость,
поищи другую радость.
Не боюсь тебя совсем,
но боюсь – случайно съем.

Снегопад (С)

Снег идёт, снег идёт,
Снег по свету бродит.
И откуда он идёт,
И куда уходит?
Снегопад, снегопад,
Снежное паденье.
Снег идёт наугад,
Словно сновиденье.
Сны земли, сны небес
Видит, засыпая,
Белый сад, белый лес
Снегом засыпая.
(Э. Фарджен)

С-считалка (С)


Семь сосулек Сима съела.
Сто сосулек Сеня съел.
Сима семь суббот сипела.
Сеня сорок сред сопел.
(Люба Гром )

В ванной (Ф - П)


В ванну я залез,
И кафель
Весь покрылся
Градом капель.

(Я. Козловский)

Для чего? (Ч, П - Б)

Для чего вода на свете?

Чтобы пить .

Ну, а чашки для чего?

Чтобы бить .

(О. Тихомиров)

Просьба (С - Ц)

– Эй, баран, подай
Овса !
Просит белая
Овца.
(Я. Козловский)

Палатка (Ё - О, У - Ю)


Мы в поход с утра идём .
Заберём с собою дом .
Трудно дом нести в руках,
Сложим этот дом в рюк зак.
А когда мы в лес придём ,
Под сосной поставим дом .
(А. Масленникова)

По очереди загибают пальцы, начиная с большого

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала.

Этому не дала:

Мизинец не загибать .

Ты воды не носил,

Дров не рубил,

Каши не варил

Тебе ничего нет!

Братья . Русская народная потешка.

Ивану-большаку - дрова рубить,

Ваське-указке - воду носить.

Мишке-середке - печку топить.

Тришке-сиротке - кашу варить.

А крошке Тимошке - песенки петь,

Песни петь и плясать,

Родных братьев потешать.

Загибая по одному пальцы, начиная с большого, пропевают потешку.

(с 9-месячного возраста)

Ладушки . Русская народная потешка.

Ладушки, ладушки! Где были?

У бабушки.

Что ели?

Кашку.

Что пили?

Бражку.

Ребенок и взрослый, ритмично хлопают текст потешки

Кашку поели,

Бражку попили.

Шу-у-у... Полетели!

Н a головку сели,

Петушком запели.

Ку-ка-ре-ку!

Поднимают рук вверх и опускают на голову

Братцы.

Идут четыре брата

Навстречу старшему.

Здравствуй, большак! -– говорят.

Здорово, Васька - указка,

Гришка – сиротка

Мишка – середка.

Да крошка Тимошка.

Соединяют большой палец одной руки с другими пальцами по очереди.

Кто приехал . Болгарская народная потешка

Кто приехал?

Пальцы обеих рук складываются кончиками вместе. Быстро хлопать кончиками больших пальцев.

Мы, мы, мы!

Кончики больших пальцев прижать друг к другу, а кончики остальных одновременно быстро хлопают

Мама, мама, это ты?

Д a , да, да!

Хлопать копчиками указательных пальцев.

Папа, папа, это ты?

Хлопать кончиками больших пальцев

Д a , да, да!

Хлопать кончиками средних пальцев .

Братец, братец, это ты?

Хлопать кончиками больших пальцев

Да, да, да!

Хлопать кончиками безымянных пальцев

Ох, сестричка, это ты?

Хлопать кончиками больших пальцев

Д a , да, да!

Хлопать кончиками мизинцами.

Все мы вместе,

Хлопать всеми пальцами

Д a , да, да!

Апельсин . Л. В. Зубкова

Мы делили апельсин.

Много нас,

А он один.

Дети сжимают и разжимают пальцы обеих рук в кулаки.

Эта долька - для ежа.

Эта долька - для стрижа.

Эта долька - для утят.

Эта долька - для котят.

Эта долька - для бобра

По очереди загибают пальцы, начиная с большого.

А для волка - кожура.

Сжимают пальцы обеих рук в кулаки

Он сердит на нас - беда;

Разбегайтесь – Кто куда!

Резко разжимают пальцы, сжатые в кулаки

Пять малышей .

Один малыш

качается в саду,

Указательный, палец правой руки выпрямлен и направлен вверх, остальные сжаты в кулак

Два малыша

купаются в пруду,

Теперь выпрямлены два пальца указательный и средний.

Три малыша

ползут к дверям в квартире,

Выпрямить еще и безымянный палец.

А в эту дверь

стучат еще четыре.

Выпрямлены все пальцы, кроме большого

С пятью другими

тоже все в порядке:

Раскрыть всю ладонь

Им весело,

они играют в прятки.

Закрыть лицо руками.

Где притаились, ясно и ежу,

Пальцы обеих рук сжаты в замок. Выпрямить пальцы левой руки и большой палец правой.

Но я глаза зажмурил и вожу:

Закрыть глаза рукой.

«Один, два, три, четы ре, пять...

По очереди раскрывают пальцы, сжатые в кулак: указательный, средний, безымянный, мизинец, большой

Ну, берегитесь: я иду искать!»

Погрозить указательным пальцем.

Котята . По мотивам английского фольклора

Вот пятеро котят.

Один ушел - и нет его.

Ладонь правой руки раскрыта

Ну, нет его и нет.

Котят осталось четверо.

Загните большой палец.

Вот четверо котят.

Один ночной порою

На дерево залез

котят осталось трое.

Загнуть мизинец

Но где-то запищал

мышонок тонко-тонко.

Котенок услыхал -

осталось два котенка.

Загнуть безымянный палец

Один из них с мячом

исчез в дверях бесследно,

Загнуть средний палец. Маша варежку надела:

Сжать пальцы в кулак

Ой, куда я пальчик дела?

Нету пальчика, пропал,

Все пальцы разжать, кроме большого .

В свой домишко не попал».

Разогнуть оставшийся согнутым палец

Маша варежку сняла:

«Поглядите-ка, нашла! Ищешь, ищешь - и найдешь,

Здравствуй, пальчик, как живешь?»

Сжать пальцы в кулачок

В тот домик приглашаем.

Изобразить крышу дома

Налью в чашечку котенку (1)
Молочко, молочко.
Он начнет лакать в сторонке (2)
Молочко язычком.
Служит ложечкой котенку (1)
Язычок, язычок.
И дрожит хвостик тонкий,
И вздыхает бочок.
А когда закончит ужин
Наш усатый чудак,
Зная, что быть чистым нужно,
Умывается так:
Он оближет свои губки, (3)
А потом - еще раз,
Чисто вымоет шубку (4)
Язычком, а подчас
Лапой мордочку моет -
Как мочалкой скоблит.
"Мурр!" - мне скажет с любовью:
"Все, спасибо: я сыт! "

(1) - "Чашечка": рот широко открыт, передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.
(2) - "Котенок": имитируем движения язычка котенка - "захватываем язычком молочко и отправляем его в рот".
(3): облизываем по кругу губы.
(4): имитируем вылизывание котенком шерстки.

Наварила Катя кашки:
Подставляйте, куклы, чашки!
Чашка - Саше, чашка - Маше, (1)
Эта чашечка - Наташе
И пол-чашки - Валеньке,
Кукле самой маленькой.
Эта - зайке, эта - мишке,
Буратино-шалунишке.
Буратино, сядь, как взрослый! (2)
Кушай ложкой, а не носом!
Кто все быстро сможет скушать,
Тот пирог получит с грушей.
Ну-ка, быстро взяли ложки! (3)
Быстро съели все до крошки!

(1) - "Чашечка".
(2) - "Ложечка": язычок становится более узким и длинным.
(3): широко открываем и закрываем рот).

Еле маленький грибок
Через мох пробиться смог.
Целый день он подрастал,
К вечеру огромным стал.
Нас увидев, удивился,
И, подумав, поклонился:
Шляпку снял и выгнул спинку:
- Не возьмете ли в корзинку?!

Упражнение "Грибок": язык упирается в верхнее небо, при этом нижняя челюсть опускается и растягивается уздечка языка.

А теперь - смотри, смотри -
Мы с тобой - богатыри:
Рухнул старый-старый дом -
Мы поднимем крышу в нем.

Упражнение "Грибок".

Ветер в трубочку свернул
Листик, в дудочку подул:
Песенка - дыханье ветра -
Зазвенела... где-то, где-то,
Там, за синими лесами
Обернулась парусами.
Морской ветер - старший брат -
Этой песенке так рад! -
Щеки надувает,
Парус наполняет:
Облака-кораблики -
Белые журавлики -
Снова за леса плывут -
С моря дождики везут.

Упражнение: язычок сворачиваем в трубочку, через нее дуем.

Эй, зайчонок, серый зайка,
Мне сыграй на балалайке!
Подыграй, а я спою
Песню лучшую мою!

Зайка серый разыгрался,
Зайка очень постарался,
Балалаечка звенела,
Белка рыженькая пела.

Ты устал? Ну, отдохни
И опять играть начни.
Молодчина, зайка!
Вот так балалайка!

Упражнение "Балалайка": напряженную верхнюю губу раздражаем языком.

Кто в лесу стучит, стучит?
- Дятел дерево долбит:
- Д-д-д-д-д-д-ды,
Нелегки мои труды:
Я не просто так стучу -
Это дерево лечу:
Под корой - жучков ходы,
Д-д-д-д-д-д-ды.

Упражнение "Дятел": "выбиваем" звук "Д" кончиком язычка на верхних альвеолах.

Гусь поспорил с индюком:
"Птичник, чей же это дом?"
Гусь шипит: "Да ты малыш!
Защиплю! Дом мой! Ш-ш-ш!"
А индюк: "Бл-бл-бл-бла!
У тебя нет ни кола!
Всем понятно: птичник - мой!
Я иду к себе домой!"
Воробьи взлетают с крыш,
Испугавшись: "Ш-ш-ш!"
И бегут на край села
Уточки от "Бл-бл-бла!"...
Ты пугать умеешь, друг,
И как гусь, и как индюк?
Нас немного посмеши:
Двух задир нам покажи!

Упражнение "Гусь": шипим - дуем на язык, подняв его к небу.
Упражнение "Индюк": широкий язык высовываем за верхнюю губу, произнося: "Бл-бл-бл".

Львенок учится рычать,
Очень хочет "Рррр!" сказать.
Мордочку свою задрав,
Хочет - "Рррр!", выходит: "Мяв!"

Как он стать львом грозным сможет?
Мы с тобой ему поможем!
Трактор - синий богатырь -
Как мотор заводит? - Тррр!

Молния сверкает! Гром!
Мы его не пустим в дом -
Крыша прочная! Нет дыр!
Пусть себе ворчит: - Гррр! Грррр!

Берег речки. Гладь воды.
Слышно катер: "Ды-ды-ды".
Вот подходит пассажир -
Катерок взревет: "Дрррр! Дрррр!"

Львенок маленький старался,
Львенок долго упражнялся.
Он, как папа, на весь мир
Скажет громко, звонко: "Ррррр!"

Учимся "рычать": тренируемся произносить "Р".

Как-то раз решил свой домик
Привести в порядок гномик:
Краску, кисточку нашел -
Потолок белить пошел.
Кисточка: назад - вперед, - (1)
Еще краску гном берет,
Красит вновь: вперед - назад.
Как красиво! Гномик рад.

Он теперь сушеной тиной (2) (на верхних зубах)
Выметает паутину
И в углу, и на комоде:
- Пауки пусть в сад уходят!
Сверху - все. Спускаюсь вниз.
Ну, грязюка, берегись!

Гномик, стоя на коленках, (2) (на нижних зубах)
- Влево-вправо! - моет стенку:
- Вправо-влево! - вновь и снова.
Дом сияет, словно новый!

Положил половичок (3)
На забор наш старичок:
- Пыль стряхну с него раз пять -
На пол постелю опять.

Вымыт пол. Приятно в доме.
И решил усталый гномик:
- Заслужил я угощенье -
Чай малиновый. С вареньем!

(1): широким языком проводим от верхних резцов до мягкого нёба.
(2): языком чистим зубы изнутри влево-вправо.
(3): широкий язычок расстилаем на нижней губе; через некоторое время чередуем действия: высунуть вперед острый язычок - снова расстелить на губе широкий ("стряхиваем пыль").

Во дворе стоят качели.
Вы качались? В самом деле?
Ну-ка, заинька, садись:
Вверх-вниз, вверх-вниз!

Вот лисичка:
- Стойте! Дайте!
Меня тоже покачайте!
Что ж, исполним твой каприз:
Вверх-вниз, вверх-вниз!

Ох, качели косолапый
Останавливает лапой:
- Я качаюсь! Берегись!
Вверх-вниз, вверх-вниз!

Упражнение "Качели": язык движется вверх-вниз.

Едет к бабушке Егорка: (1)
Забирается на горку, (2)
После горки - вновь низина. (3)
Речка... Мостик выгнул спину. (2)
Дальше ровная дорожка. (3)
Брызнул дождь - чуть-чуть, немножко.
В небе радуга проснулась,
Над дорожкой изогнулась. (2)

(1): улыбнуться, приоткрыть рот, прижать кончик языка к нижним зубам.
(2): выгнуть "спинку" языка.
(3): опустить язычок.

Серый волк под старой елкой
Два часа зубами щелкал.
Широко рот открывал,
Но зайчишку не поймал.

Упражнение "Крокодил": широко открываем и закрываем рот.

Слоненок и зебра

В зоопарке жарко-жарко.
Как слоненку зебру жалко! -
Солнце жарит целый день,
Бесполезна даже тень.
Бедной зебре очень плохо!
Только слон не будет охать:
В пруд свой хобот опускает - (1)
Воду до-о-олго набирает.
Хобот - вверх: теперь дуть надо. (2)
- Дождь! - ах, как же зебра рада!

(1): имитировать всасывание воды через тонкую трубочку.
(2): вытянуть губы вперед трубочкой и дуть.

У медведя нет корзины - (1)
Собирает в рот малину. (2)

(1): рот широко открыть и закрыть.
(2): плотно сжать губы.

Не наживка - без крючка
Рыбке дали червячка.
Рыбка радуется: "О-о-о!
Я, пожалуй, съем его!"

Упражнение "Рыбка": округляем губы, делаем захватывающее движение губами.

Слоненок

Посмотрите на слоненка:
Хобот длинный у ребенка!
- А я так умею тоже! -
Маме говорит Сережа.
Губы трубочкой свернул
И вперед как потянул!
- Посмотрите, как хорош! -
Я на слоника похож!

Упражнение "Хоботок": сомкнутые губы вытянуть вперед трубочкой. Удерживать в таком положении под счет от 3 до 5.

Бурундук

Бурундук, нас встретив, в спешке
Прячет за щекой орешки -
Щечка стала, словно мяч!
- Покажи, что там, не прячь!
Злится бурундук в ответ:
- Ничего за щечкой нет -
Видишь, тонкая какая.
- Видим - круглая другая.
Ты в секрете не держи -
Что за щечкой? Покажи!
- И за этой пусто тоже! -
Бурундук всерьез встревожен,
Он орешки взад-вперед
Перекатывает: - Вот!
Здесь их нет, и здесь их нет!
Мы достали свой обед:
- Не тревожься и не злись!
На морковку - угостись!
Мы пойдем - нас ждет медвежка...
- Эй, ребята! Там - орешки.

Упражнение "Перекатываем орешки": язычком изнутри упираемся поочередно то в одну щечку, то в другую. Выполнять упражнение медленно, четко.

Сбоку - дорожка, а в центре - лужок.
Маленький пони, мой добрый дружок,
Снова и снова катает ребят:
Слышишь, копыта стучат и стучат.

Раз поиграть он со мною не может,
Стану как будто лошадкою тоже:
Словно копыта, звучит язычок:
- Цок-цок-цок-цок! Цок-цок-цок-цок!

Упражнение "Лошадка": улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, присасывая язык к небу, пощелкать кончиком языка. Рот широко открывать.

Леденец от щечки к щечке
Перекатывает дочка.
Не спешит, не разгрызает:
Пусть подольше он не тает!

Упражнение "Перекатываем орешки".

Мы с тобой когда проснемся,
Сразу солнцу улыбнемся!

Упражнение "Улыбка": удерживаем губы в улыбке, зубы не видны.

Мы посадим лук и репку
И забор поставим крепкий. (1)
В нем калитку сделать надо - (2)
Мы гостям хорошим рады!

(1) - "Заборчик": губы растянуты в улыбке так, чтобы были видны 2 ряда зубов, зубки на зубки ставим в естественном прикусе; 2) "воротца": то же, но зубки разомкнуть, удерживая губы в хорошей улыбке)

Круглый бублик получаю
Я всегда на завтрак к чаю.

Упражнение "Бублик": зубы сомкнуты, губы округлены и чуть вытянуты вперед, верхние и нижние резцы видны. Удерживать в таком положении под счет от 3 до 5.

Вот - забор, а в нем - дыра,
Я за ней смотрел вчера:
В детский сад детей ведут -
Все через дыру идут:
Вот влезают за забор
Тетя Света и Егор,
Дядя Федя и двойняшки,
Вот - Борис с сестрой Наташкой,
Тащит Димку баба Галя,
Пыхтит повар тетя Валя.
Тете Вале нелегко:
На тележке - молоко.
Пролезают: "Ох!" да "Ах!"...
А калитка - в двух шагах!

Чередование упражнений "Бублик" и "Заборчик".

Кролик - беленький пушок,
Поиграй со мной, дружок!

Упражнение "Кролик": зубы сомкнуты, верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.

А теперь на две минутки
Станем мы с тобой как утки:
Губы вытянем вперед -
Станет плоским клювом рот.

(Упражнение "Уточка": вытянуть губы, сжать их так, чтобы большие пальцы были под нижней губой, а все остальные на верхней губе, и вытягивать губы вперед как можно сильнее, массируя их и стремясь изобразить клюв уточки.

Дам лошадке я картошку:
- На, полакомись немножко!
- Фрр! - лошадка недовольна.
- Лучше хлеб дай черный с солью!

Упражнение "Недовольная лошадка": поток выдыхаемого воздуха легко и активно посылать к губам, пока они не станут вибрировать. Должен получиться звук, похожий на фырканье лошади.

Шар воздушный ярко-красный
На столе лежит напрасно.
Я его надую лучше:
Станет он большой, летучий!

Упражнение "Воздушный шар": надувать поочередно одну щеку, другую, обе щеки.

Чтобы зубки стали чище,
Каждый день их щеткой чищу.

Упражнение "Чистим зубы": рот закрыть; круговым движением языка обвести между губами и зубами.

Дети свинку угощают,
Свинкин носик выбирает:
Держит высоко Андрюша
Сладкую большую грушу.
Справа - рыженький Антошка
Предлагает ей картошку.
Может, у Катюшки шустрой -
Там, внизу, - забрать капусту?
Слева - с яблоками Лада.
Хрюшке что-то делать надо:
Ищет пятачок опять:
"Это выбрать? Это взять?"

Упражнение "Пятачок": вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу.

Что-то рыбку испугает -
Рыбка щеки надувает: (1)
Мол, меня не трогай лучше! -
Я большая! И в колючках!
Как опасность миновала, (2)
Рыбка вновь худышкой стала.

(1): надуть щеки.
(2): втянуть щеки.

Мышка выглянет из норки -
Очень хочет сыра корку! -
Тут же прячется опять:
Рядом кошка - страшно взять!

Упражнение "Прятки": быстро высовывать язык прямо и тут же убирать его обратно в рот.

У меня сегодня - чудо-настроенье:
Бабушка сварила вкусное варенье. (1)
Я раз сто, наверное, губки оближу, (2)
А потом "спасибо" бабушке скажу.

(1) - "Вкусное варенье": облизать верхнюю губу справа налево, затем - слева направо.
(2): облизывать губы по кругу.

Улыбнись скорей, дружок!
А теперь, ребенок,
Покажи мне хоботок,
Словно ты - слоненок!

Пыльный и большой ковер
Положили на забор,
Выбиваем: "Та-та-та!"
Будет в доме чистота!

Упражнение: широко улыбаясь, кусаем широкий язычок, повторяя: "Та-та-та".

Как часы, заладим в такт:
- Тик-так! Тик-так!
Разговариваем так:
- Тик-так! Тик-так!
Мы не просто так болтаем,
А секундочки считаем,
Отставать нельзя никак:
- Тик-так! Тик-так!

Упражнение "Часики": приоткрыть рот, чуть улыбнуться; язычок, как маятник, ходит прямо из одного угла губ в другой, НЕ скользит по нижней губе.

Если губки я кусаю,
Значит, я переживаю.
Если губки я чешу,
Значит, сладкого прошу.

Упражнение: покусывать и почесывать сначала верхнюю, затем - нижнюю губу.

Открываем сумочку -
В сумке видим трубочку.

Чередуем упражнения "Улыбка" и "Хоботок".

Рыбка рыбке говорила:
- Я сегодня борщ сварила
Из ракушек и из ила,
Очень-очень вкусно было!

Рыбка рыбке отвечала:
- Ты, кума, не то сказала:
Это был не борщ, а щи -
Для борща траву ищи!

Упражнение "Рыбки разговаривают": хлопаем губами друг о друга.

Стихи для развития речи

Кар - кра - кра! Все вглубь двора!
Драка началась с утра!
Два задиры-петуха
Перья рвут и мнут бока:
- А я лучше всех украшен!
- Я как радуга раскрашен!
Драка из-за красоты...
В клочья крылья и хвосты!...
И в хвостах остались - кра! -
Только пух и два пера!

Розовый грустит щенок:
"Я бы быстро бегать смог,
Кошек прогонять, рычать...
Как мне настоящим стать?"

Сразу сорок семь сорок
Прилетели на урок:
Тараторили, галдели...
Что понять они сумели?

Слышишь, ручеек журчит?
Он торопится, спешит
К речке быстрой, говорливой,
Где живут рачки и рыбы.

Дождь: "Трам-трам," - стучал по крышам.
Дробь дождя Егор услышал -
Старый барабан достал,
Тоже барабанить стал.

Расскажи, сестра Маринка,
Что стрекочет у тропинки?
Кто заводит разговорчик?
Может, затрещал моторчик?
Может, трактор у букашек -
Они в травах поле пашут?
Может, стража у находки -
Страшный жук шумит трещоткой?
Может...
- Милый человечек,
Так скрипит крылом кузнечик...

Посмотри, посмотри:
Ярче утренней зари,
Ярче солнца ясного
Птичек грудки красные!

На рябину сели гости -
Словно ягод ярких грозди
Загорелись там и тут...
- Как, красавцы, вас зовут?

Мы - любимцы Дед Мороза,
Снег нам - радость, не угроза.
Холод, бодрость подари! -
Любят зиму снегири.

Застучали топоры:
- Мы остры и мы быстры:
Рядом с этим крошкой - домом
Завтра вырастут хоромы.

Спорил с полем старый бор:
"Разве гордость - ширь, простор?
Грибов море, ягод горсти -
Торопитесь, люди, в гости!"
Проворчало горько поле:
"Говор трав утихнет вскоре.
Снег запорошит просторы -
У зимы свои узоры.
Вот ручьев проснется хор -
Мы весной продолжим спор."

«Р/Л»

В январе смолил лис лыжи,
Куртку сшил, беретик рыжий,
И с утра - стрелой на горку,
Где растет осинник горький...
Куропатки вверх взлетают!
Хвост среди стволов мелькает!
- Караул! Беда! Кошмар!
В роще жар! Костер! Пожар!
-Ты, сорока, балаболка!

С удовольствием разместим Ваши статьи и материалы с указанием авторства.
Информацию присылайте на почту

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Логопедические стишки для детей 4-5 лет

Логопедические стишки для детей 4- 5 лет самый эффективный способ избавления вашего малыша от различных дефектов речи и произношения, которые советуют использовать логопеды.

Логопедические занятия и упражнения для детей в домашних условиях - это систематическое общение с ребенком, с использованием игровой формы. Если вы заинтересуете своего малыша, вы сможете упражняться с ним, используя такие игры:


-артикуляционная гимнастика;
-пальчиковые игры (полезны для развития мелкой моторики);
-занятия на развитие слуха, логоритмика и игры на звукоподражание (стихи с движениями);
-разучивать стихи для развития речи и расширение словарного запаса.

Самая важная и в то же время трудная задача - это заинтересовать ребенка. Ведь усидчивость у маленького ребенка пока очень мала. Но, к слову, необязательно малыша усаживать, можно проводить занятия с ним когда он играет или вы делаете с ним какие-либо повседневные дела, на прогулке и так далее. Обязательное требование - это проведение занятий с ребенком в игровой форме. Таким образом, внимание ребенка и усвоение материала будут сконцентрированы на занятиях, ведь маленькие дети часто упрямятся если вы пытаетесь заставить их что-либо сделать, а вот игра другое дело. Используя игровые приемы в занятиях, вы избежите капризов и истерик.

Советы перед началом логопедических занятий:

Первоначально длительность занятий не должна превышать более 5 минут, затем постепенно необходимо увеличить время до 15–20 минут.
Ребенку должны нравиться такие занятия-игры, не настаивайте на них и не заставляйте.
Выполняя систематически, но кратковременно какое-либо упражнение вы сформируете у ребенка стойкий навык.
Смейтесь, не стесняйтесь похохотать от души вместе с малышом, не ругайте и не будьте чрезмерно строги с ним.

Чтобы ваш ребенок смог разговаривать четко и грамотно, а также смог выражать собственные мысли и чувства, он должен иметь хороший словарный запас.

Словарный запас вашего малыша в 4–5 лет состоит из:
- Пассивной составляющей (та категория слов, которые малыш понимает).
- Активной составляющей (та категория слов, которыми малыш пользуется при разговоре).

Изначально, активная составляющая словарного запаса у ребенка мала, однако, с течением времени слова из пассивной составляющей словарного запаса ребенок перенимает в активный. Отсюда следует, что чем больше пассивная составляющая словаря вашего малыша, тем лучше.

С целью увеличения словарного запаса читайте вместе книги, разглядывайте картинки, комментируйте свои действия и героев книги, а также разучивайте различные типы

К Чебурашке в чашку,
Шлепнулась букашка,
Добрый Чебурашка,
Вытащил букашку,
Положил букашку,
Сохнуть на бумажку.
Высохла букашка,
Поднялась с бумажки,
И снова чебурахнулась,
В чашку к Чебурашке.

Лунный свет голубой,
Спать ослу не давал,
Сел осел на валун,
И зевал и зевал…
И случайно осел проглотил вдруг луну,
Улыбнулся, вздохнул –
И спокойно уснул.

Лы-лы-лы забивали мы голы.
Лу-лу-лу возле окон на полу,
Ла-ла-ла не заметили стекла.
Лу-лу-лу мы не били по стеклу,
Ла-ла-ла только нет в окне стекла.

Мышка весело жила,
На пуху в углу спала,
Ела мышка хлеб и сало,
Но все мышке было мало.

Веник пол подметал,
Веник очень устал,
Он чихнул, он зевнул,
И тихонько лег под стул.

Злые крысы,
Грызли крышу,
Но пришел котенок рыжий, крысы в дыры убежали,
И от страха там дрожали.
Хрюша – поросенок,
Хрюкает спросонок:
Хрюк да хрюк! Хрюк да хрюк!
– подавайте мне урюк!
Поросенок Хрюша,
До того, как покушать,
Ты возьми-ка мыло,
Да умой-ка рыло!

Ехал Гpека чеpез pеку, видит Гpека в pеке - pак.
Сунул Гpека pуку в pеку, pак за pуку Гpеку - цап!

Забрели к нам в детский сад,
Десять маленьких цыплят.
Завела их с улицы
Пестренькая курица.
Миленькая курица, ты ошиблась улицей,
Это детский сад.
Но не для цыплят!

С чередованием парных согласных: С - З Ш - Ж Р - Л Г - К

СЫ - ЗЫ СЫ - ЗЫ СТАЛО СКУЧНО БЕЗ КОЗЫ
СЕ - ЗЕ СЕ - ЗЕ Я НАРВАЛ ТРАВЫ КОЗЕ и т.д.
РИ - ЛИ РИ - ЛИ ПРИЛЕТЕЛИ ЖУРАВЛИ и т.д.
ША - ЖА ША - ЖА МЫ НАШЛИ В ТРАВЕ ЕЖА и т.д.

ЩЕ-ЧЕ ЩЕ - ЧЕ ГРЯЗЬ У МИШКИ НА ПЛЕЧЕ и т.д.
ЖИ - ШИ ЖИ - ШИ КАК КОНФЕТКИ ХОРОШИ и т.д.
ЗУ - СУ ЗУ - СУ НЕ ПУСКАЮТ В ДОМ ЛИСУ и т.д.
ЛА - РА ЛА - РА НА ГОРЕ СТОИТ ГОРА и т. д.

Чередование согласных П - Б:

ПУ - БУ - ПУ - БУ СИДИТ ФИЛИН НА ДУБУ,
ПА - БА ПА - БА А ПОД ДУБОМ ЕСТЬ ИЗБА.
ПЫ - БЫ ПЫ - БЫ КУРЬИ НОЖКИ У ИЗБЫ,
ПЕ - БЕ ПЕ - БЕ ТА ИЗБА ИДЁТ К ТЕБЕ.

Чередование согласных Т - Д:

ТЫ - ДЫ ТЫ - ДЫ Я НАШЁЛ ТВОИ СЛЕДЫ.
ТЕ - ДЕ ТЕ - ДЕ ТОЛЬКО НЕТ ТЕБЯ НИГДЕ.
ТУ - ДУ ТУ - ДУ А Я С ДУДОЧКОЙ ИДУ.
ТИ - ДИ ТИ - ДИ ПОСКОРЕЕ ПРИХОДИ.

Не понять никак нам Дашу,
Ведь во рту у Даши каша.
Но не гречка и не плов -
Эта каша-то из слов!

Мы расселись по порядку,
Дружно делаем зарядку,
Не ногами, не руками,
А своими. язычками.

Еж с ежонком и ежихой
Собирают ежевику.
Рыжебокая лисица
Тоже хочет поживиться.
Призадумалась кума:
У ежей иголок тьма!

Дождик, дождик не дожди,
Дождик, дождик подожди.
Дай дойти до дому
Дедушке седому.

Лежебока рыжий кот отлежал себе живот.
Кушать хочется, но лень ворочаться.
Вот лежит себе и ждет - может миска приползет.

Чижик в клеточке сидел,
Чижик в клетке громко пел:
Чу-чу-чу, чу-чу-чу,
Я на волю улечу.

Я в походе был,
В барабан я бил.
Волк в долине выл.
Я веревки вил.
Малыш был очень мил.
Он руки с мылом мыл.

Кирочки, Кирюшки,
Девочки и мальчики!
Берегите на морозе
Носики и пальчики!

Варежки - на ручки,
Валенки - на ножки!
Мчатся санки и коньки
По ледяной дорожке!

Щечки - словно яблочки,
На носу - снежинки,
Девочки и мальчики
Скачут, как пружинки!

У мышки в норке крошки и корки.
В кладовке у мышки кусочки коврижки.
У мышки-норушки шкварки в кружке.
У мышки в кадушке грибочки волнушки.
В миске у мышки остатки закваски,
А в погребочке сырки и колбаски.
В кастрюльке - галушки, в духовке - ватрушки.
Кисель - в бутылке, монетки - в копилке.
На столике - плошки, вилки и ложки.
На этажерке - книжки о кошке.
В шкафчике мышки - рубашки, штанишки.
На вешалке - шапки, на коврике - тапки.
У мышки на полке - нитки, иголки,
А около печки - спички и свечки.
На двери - крючочки, цепочки, замочки.
Запасов у мышки - большие излишки!

Шел Шишига по шоссе,
Шел шуpша штанами.
Шаг шагнет, шепнет: Ошибка,
Шевельнет ушами