Современные проблемы науки и образования. Совершенствование методов мониторинга земель Состояние и мониторинг земель муниципального образования

Россия располагает огромными земельными ресурсами, являющимися национальным богатством страны, однако используются они крайне неэффективно. Во многих регионах уровень негативного воздействия на земли достиг критического значения. Реальна угроза полного истощения и загрязнения земель, играющих роль важнейшего средства производства.

Особое место в системе наблюдений за состоянием и использованием земель должно быть отведено получению достоверной и своевременной информации об их качестве посредством применения современных технологий и методов дистанционного зондирования, позволяющей обеспечить тематическое картографирование изменений качества земель, своевременно производить анализ, оценку и прогноз проявления основных негативных процессов на землях, разрабатывать и принимать меры по их предотвращению и устранению, систематически вести государственный мониторинг земель для получения необходимых данных, включаемых в государственный земельный кадастр, получать объективную характеристику земельного фонда страны, вести государственную оценку земель, определять земельные платежи с учетом состояния качества земель и решать другие задачи, обеспечивающие государственную безопасность страны.

Наличие полной и достоверной информации - важнейший фактор при принятии любых управленческих решений. Помимо ведущей роли в государственном управлении земельными ресурсами информация о состоянии и использовании (в том числе об истории использования) земель необходима для информационного обеспечения рынка земель, а также для целей государственного земельного кадастра при определении кадастровой стоимости. Недостаток информации о свойствах земли как приобретаемого товара, качественная характеристика которого является определяющей, приведет к неоправданному занижению (либо завышению) стоимости земельных участков, создаст многочисленные прецеденты для возникновения судебных споров в соответствии с существующим земельным и экологическим законодательством.

Следует особо отметить актуальность рассмотрения проблем национальной безопасности, относящихся к состоянию и использованию земель России.

Система мониторинга предполагает работу с большими массивами разнообразной информации, включающими различные данные:

· по структуре региона, гидрометеорологических измерений, о концентрациях вредных веществ в окружающей среде;

· по итогам картографирования и аэрокосмического зондирования, о результатах биологических исследований.

Программой определена стратегическая цель – это обеспечение рационального и эффективного использования земель в Российской Федерации. Содержит следующие задачи:

1. Совершенствование государственного регулирования землеустройства в Российской Федерации.

2. Совершенствование системы государственного мониторинга земель. Срок реализации программы: 2002-2008 г.г.

В рамках указанной Федеральной целевой программы в регионах должны быть разработаны и реализованы региональные программы совершенствования государственного мониторинга земель и регулирования землеустройства для:

· своевременного выявления изменений состояния земель, оценки этих изменений, прогноза и выработки рекомендаций о предупреждении развития негативных процессов и об устранении их последствий;

· обеспечения оборота земель, рационального использования земель и их охраны;

· информационного обеспечения заинтересованных лиц и органов власти информацией о состоянии и использовании земель.

Выполнение данной задачи характеризуется следующими показателями:

· фактическое выполнение запланированных объемов работ по изучению состояния и использования земель в процентах к плану;

· увеличение общей площади изученности состояния земель (в процентах к базовому году).

В 2004 году общая площадь изученности состояния земель составляла 60753,1 тыс. гектара. К 1 января 2009 году размер данной площади увеличится до 72 753,1 тыс. гектара. Увеличение общей площади изученности использования земель (в процентах к базовому году).

В 2004 году общая площадь изученности земель составляла 114668,3 тыс. гектара. К 1 января 2009 года размер данной площади увеличится до 137 602,3 тыс гектара.

Увеличение площади земель, на которые разработаны прогнозы и даны рекомендации по предупреждению и устранению негативных процессов.

В 2004 году площади земель, на которые разработаны прогнозы и даны рекомендации по предупреждению и устранению негативных процессов составляла 16206 тыс. га. К 1 января 2009 года размер данной площади увеличится до 17826 тыс. га.

На выполнение данной задачи будет задействованы сотрудники Управления мониторинга земель, землеустройства и территориального планирования центрального аппарата Агентства, сотрудники территориальных органов Агентства, сотрудники подрядных организаций.

В рамках региональных программ можно предложить осуществлять следующие мероприятия:

· Техническое оснащение структур, обеспечивающих сбор, обработку и анализ материалов и данных;

· Техническое оснащение фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства и мониторинга земель;

· Разработка методик и нормативно-технических документов;

· Выполнение аэро- и космических съёмок;

· Мониторинг состояния и использования различных категорий земель;

· Обеспечение функционирования сети полигонов;

· Осуществление почвенных, геоботанических и иных специальных съемок, наблюдений и обследований (сплошных и выборочных);

· Оценка качества земель

· Разработка схем по использованию и охране земель;

· Анализ информации и прогноз изменения состояния и использования земель;

· Создание и обновление базовых карт земель (в т.ч. ортофотопланов, цифровых и электронных версий);

· Создание и обновление тематических карт и атласов состояния и использования земель (в т.ч. цифровых и электронных версий);

· Разработка проектов перераспределения земель сельскохозяйственного назначения;

· Зонирование межселенных территорий;

· Формирование баз данных ГМЗ;

· Информационное обеспечение заинтересованных лиц и органов власти;

· Проектирование АС ГМЗ;

· Разработка программного обеспечения АС ГМЗ;

· Подготовка и переподготовка специалистов;

· Методологическое обеспечение.

В рамках региональных программ необходимо осуществлять:

· формирование инфраструктуры пространственных данных кадастра объектов недвижимости; создание цифровой (картографической) основы кадастра, мониторинга и землеустройства;

· выполнение работ выявлению изменений состояния земель и иных объектов недвижимости, оценка этих изменений;

· информационное обеспечение деятельности по ведению государственного земельного кадастра, кадастра объектов недвижимости, землеустройства, государственного земельного контроля за использованием и охраной земель;

· обеспечение граждан информацией о состоянии земель;

· иные функций в области государственного и муниципального управления земельными ресурсами, а также землеустройства.

Выполнение данной задачи должно характеризоваться следующими показателями:

1. фактическое выполнение запланированных объемов работ по изучению состояния и использования земель в процентах к плану;

2. увеличение общей площади изученности состояния земель (в процентах к базовому году).

В 2004 году общая площадь изученности состояния земель в России составляла 60 753,1 тыс. гектар. Реализация мероприятий по совершенствованию государственного мониторинга земель позволит к 1 января 2009 года размер данной площади увеличить до 72 753,1 тыс. гектар.

График работы по данному направлению представлен в табл.1.

Таблица 1 Увеличение общей площади изученности состояния земель РФ

В 2004 году общая площадь изученности использования земель составляла 114 668,3 тыс. гектар. К 1 января 2009 года размер данной площади должен увеличится до 137 602,3 тыс. гектар. График работы по данному направлению представлен в табл. 2.

Таблица 2 Увеличение общей площади изученности использования земель

В 2004 году площади земель, на которые разработаны прогнозы и даны рекомендации по предупреждению и устранению негативных процессов составляла 16 206 тыс. гектар. К 1 января 2009 года размер данной площади должен увеличится до 17 826 тыс. гектар. График работы по данному направлению представлены в табл. 3.

Таблица 3 Увеличение площади земель, на которые разработаны прогнозы и даны рекомендации по предупреждению и устранению негативных процессов

На выполнение данной задачи должны быть задействованы сотрудники Управления мониторинга земель, землеустройства и территориального планирования центрального аппарата федерального агентства кадастра и объектов недвижимости, сотрудники территориальных органов Агентства, сотрудники подрядных организаций.

На современном этапе социально-экономического развития России земля в рамках Гражданского Кодекса РФ отнесена к недвижимости, вовлекается в оборот и приобретает свойства товара. В целях объективного определения налогооблагаемой, залоговой и кадастровой стоимости земельных участков необходимо иметь базовую и оперативную кадастровую информацию о состоянии земель по показателям плодородия, экологическим характеристикам и критериям, которые необходимы для реализации целевого назначения и разрешенного использования земель.

Особое место должны занять в стране работы, направленные на получение объективной и достоверной информации о качестве и экономическом состоянии земель. Цивилизованный оборот земли необходимо обеспечить стартовой информацией о качестве и экономическом состоянии земель, вести наблюдения для своевременного выявления их изменений и принятия мер по предупреждению и устранению негативных процессов на землях, обеспечению их рационального использования и охраны.


Заключение

Государственный мониторинг земель представляет собой систему наблюдений за состоянием земель. Объектами государственного мониторинга земель являются все земли в Российской Федерации.

Задачами государственного мониторинга земель являются:

1) своевременное выявление изменений состояния земель, оценка этих изменений, прогноз и выработка рекомендаций о предупреждении и об устранении последствий негативных процессов;

2) информационное обеспечение государственного земельного контроля за использованием и охраной земель, иных функций государственного и муниципального управления земельными ресурсами, а также землеустройства;

3) обеспечение граждан информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель.

В зависимости от целей наблюдения и наблюдаемой территории государственный мониторинг земель может быть федеральным, региональным и локальным. Государственный мониторинг земель осуществляется в соответствии с федеральными, региональными и местными программами.

Порядок осуществления государственного мониторинга земель устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В заключение работы важно отметить, что в результате осуществления мониторинга земель собирают оперативную информацию о негативных изменениях, происходящих в земельном фонде и его отдельных категориях, что является основой для ведения земельного кадастра, оценки эколого-экономической ущербов (рисков), планировании природоохранных мероприятий.

Так же необходимо упомянуть о том, что углубление земельной реформы в России вызывает необходимость дальнейшего совершенствования правового механизма охраны почв как природного ресурса, внесения соответствующих поправок в природоохранительное, земельное и административное законодательство, укрепления судебной системы и усиления государственного земельного контроля.


Список использованной литературы

Нормативно-правовые акты

1. "Конституция Российской Федерации" от 12 декабря 1993г. (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ и от 30.12.2008 N 7 - ФКЗ) // СПС Консультант Плюс

2. "Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 12.12.2011) (с изм. и доп., вступающими в силу с 06.01.2012) // СПС Консультант Плюс

3. Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ (ред. от 08.12.2011) "О государственном кадастре недвижимости" // СПС Консультант Плюс

4. Федеральный закон от 13.05.2008 N 66-ФЗ (ред. от 21.12.2009) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" // СПС Консультант Плюс

5. Федеральный закон от 20.02.1995 N 24-ФЗ (ред. от 10.01.2003) "Об информации, информатизации и защите информации" // СПС Консультант Плюс

7. Постановление Правительства РФ от 28.11.2002 N 846 "Об утверждении Положения об осуществлении государственного мониторинга земель" // СПС Консультант Плюс

8. Распоряжение Правительства РФ от 30.07.2010 N 1292-р "Об утверждении Концепции развития государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения и земель, используемых или предоставленных для ведения сельского хозяйства в составе земель иных категорий, и формирования государственных информационных ресурсов об этих землях на период до 2020" // СПС Консультант Плюс

9. Распоряжение Росаэронавигации от 23.05.2008 N 91-р "Об объявлении Федерального закона от 13.05.2008 N 66-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" // СПС Консультант Плюс

Монографии, учебные пособия, статьи из периодических изданий

10. Анисимов А.П., Рыженков А.Я., Чаркин С.А. Земельное право России. – М.: Юрайт. – 2012. – 416 с.

11. Ерофеев Б.В. Земельное право России: учебник. – М.: Юрайт. – 2012. – 688 с.

12. Земельное право. Учебник для вузов. / Под ред. С.А. Боголюбова. – М.: «Норма». – 2009.

13. Земельное право. Учебник для вузов. / Под ред. В.Х. Улюкаева. – М.: «Былина». – 2011.

14. Земельное право России. Учебник для юридических вузов. / Под ред. В.В. Петрова. – М.: «Инфра-М». – 2008.

15. История отечественного государства и права. Учебник для вузов. / Под ред. О.И. Чистякова. Ч.1.,Ч.2. – М.: «Инфра-М». – 2010.

16. Мельникова Б.Б. Разработка теоретических основ создания космического мониторинга с целью обеспечения оперативной информацией ГИС городского земельного кадастра (мониторинг озелененных территорий) / Е.Б. Мельникова // Известия высших учебных заведений.Геодезия и аэрофотосъемка. – 2006. – №4. – С.91-104.

17. Мясоутова Г.Х. Приобретение земельных участков для производственных нужд: юридическое оформление и учет / Г. X. Мясоутова // Бухгалтерский учет. – 2008. – №8. – С.8-14.

18. Об обеспечении жилищного и иного строительства на земельных участках, находящихся в федеральной собственности: (Из Постановления Правительства РФ от 03.04.2008 №234) // Строй-инфо. – 2008. – № 8. – С.25-26.

19. Принципы построения систем мониторинга / Е. Король // Высотные здания. – 2008. – №5. – С. 123-125.

20. Сидорин А.М. Современное жилище: Часть вторая Градостроительные предпосылки создания доступного, достаточного и адекватного жилища / А. М. Сидорин // Архитектура и строительство России. – 2008. – № 2. – С.3-17.

21. Сладкопевцев С.А. Космический мониторинг в решении проблем городского земельного кадастра / С. А. Сладкопевцев, С. Л. Дроздов // Известия высших учебных заведений.Геодезия и аэрофотосъемка. – 2006. –№3. – С.77-82 .

22. Современное землеустройство в России: совершенствование законодательной базы: Постатейный комментарий федерального закона "О землеустройстве" в последней редакции // Библиотечка "Российской газеты". – 2008. – №19. – С. 3-126.

23. Сулин М.А. Основы землеустройства: Учеб. пособие для студ.вузов / Сулин М.А. – СПб.: Лань. – 2002. – 127с.

24. Сыродоев Н.А. Земельное право. Курс лекций. – М.: Проспект. – 2011. – 368 с.

25. Тихомиров М.Ю. Земельные участки. Новые правила образования и изменения границ. – М.: Издание Тихомирова М.Ю. – 2011. – 51 с.


Земельное право России. Учебник для юридических вузов. / Под ред. В.В. Петрова. – М.: «Инфра-М». – 2008. С. 198.

Земельное право. Учебник для вузов. / Под ред. В.Х. Улюкаева. – М.: «Былина». – 2011. С. 78.

Ерофеев Б.В. Земельное право России: учебник. – М.: Юрайт. – 2012. С. 203.

Федеральный закон от 20.02.1995 N 24-ФЗ (ред. от 10.01.2003) "Об информации, информатизации и защите информации" // СПС Консультант Плюс

Постановление Правительства РФ от 28.11.2002 N 846 "Об утверждении Положения об осуществлении государственного мониторинга земель" // СПС Консультант Плюс

Земельное право. Учебник для вузов. / Под ред. С.А. Боголюбова. – М.: «Норма». – 2009. С. 68.

Постановление Правительства РФ от 28.11.2002 N 846 "Об утверждении Положения об осуществлении государственного мониторинга земель" // СПС Консультант Плюс

Принципы построения систем мониторинга / Е. Король // Высотные здания. – 2008. – №5. – С. 123-125.

Земельное право России. Учебник для юридических вузов. / Под ред. В.В. Петрова. – М.: «Инфра-М». – 2008. С. 45.

Анисимов А.П., Рыженков А.Я., Чаркин С.А. Земельное право России. – М.: Юрайт. – 2012. С. 115.

Земельное право. Учебник для вузов. / Под ред. С.А. Боголюбова. – М.: «Норма». – 2009. С. 98.

Мельникова Б.Б. Разработка теоретических основ создания космического мониторинга с целью обеспечения оперативной информацией ГИС городского земельного кадастра (мониторинг озелененных территорий) / Е.Б. Мельникова // Известия высших учебных заведений.Геодезия и аэрофотосъемка. – 2006. – №4. – С.91.

Земельное право России. Учебник для юридических вузов. / Под ред. В.В. Петрова. – М.: «Инфра-М». – 2008. С. 102.



Рассмотрены исследования, направленные на развитие региональной системы сохранения и восстановления плодородия почв как национального достояния России.

Одним из важнейших путей охраны агроландшафтов от загрязнения является совершенствование методов мониторинга земель. Исследования показывают, что совершенствование необходимо вести по пути механизации и автоматизации пробоотбора, точного определения места отбора с помощью новейших навигационных технологий GPS (ГЛОНАСС), оптимального сочетания наземных исследований и дистанционного зондирования земли (ДЗЗ) .

Мобильный комплекс, состоящий из пробоотборника, GPS-приемника, бортового компьютера, программного обеспечения, обеспеченный соответствующими методиками отбора проб является наиболее перспективной технологией проведения обследований.

Один из вариантов мобильного комплекса может выглядеть следующим образом: автоматический почвенный пробоотборник ("AgriCon"), GPS - приёмник (AgGPS-132, AgGPS-214 и др. (Tpimble)), бортовой компьютер (ноутбуки Getac), программное обеспечение (SST FieldRover II by Farm Works).

Программное обеспечение и оборудование, установленное на мобильном комплексе, позволяют создавать привязанные к координатам пространственные объекты, которые являются элементами геоинформационной базы данных для обследуемого участка. Пробоотборник позволяет собирать образцы почвы в автоматическом режиме. Отобранные и маркированные образцы (пробы) передаются в аккредитованную агрохимическую лабораторию для анализа. Результаты анализа вводятся в компьютер, в специальную программу (геоинформационную систему - ГИС) и обрабатываются. Такими программами могут быть MapInfo, SSToolBox, ArcGIS и другие.

В настоящее время в целях мониторинга загрязнения агроландшафтов, все чаще и чаще используют данные дистанционного зондирования Земли. На снимках, получаемых со спутников, выделяются границы и состояние агроландшафтов, структура почвенного покрова, виды культур, затопленные площади, участки растений, поврежденные болезнями и вредителями, что позволяет с большой точностью иметь объективную, постоянно обновляемую информацию о динамике негативных процессов.

Данные дистанционного зондирования эффективно применять для анализа степени загрязнения земельных и водных ресурсов, при оценке антропогенного воздействия на окружающую среду, а также расчета ущерба, нанесенного в результате стихийных бедствий (землетрясений, лесных пожаров, наводнений и ураганов).

ДДЗ служат основой для создания экологических баз данных, а также для обеспечения периодического мониторинга изменений в окружающей среде. Космоснимки, получаемые с большинства спутников ДЗЗ, являются мультиспектральными, что создает условия для анализа факторов, под влиянием которых происходят изменения в окружающей среде, на основе спектрального анализа изображений.

В настоящее время в Ставропольском крае развивается региональная система, в которой отрабатывается и совершенствуется система мониторинга земель на основе классических методов анализа и современных методов инструментального контроля .

Библиографический список

  • Минеев В.Г. Антропогенез почвенного покрова природных ландшафтов Центрального Предкавказья. / В.Г. Минеев, А.И. Подколзин // Проблемы агрохимии и экологии. Москва. - 2009.- № 1.
  • Подколзин А.И. Теоретические основы и практика мониторинга плодородия почв в Ставропольском крае / А.И. Подколзин, А.В. Яловой // Проблемы агрохимии и экологии. Москва. - 2008. № 3.
  • Цховребов В.С. Агрогенная деградация черноземов Центрального Предкавказья / В.С. Цховребов, А.А. Новиков, В.И. Фаизова // Материалы IV Съезда Докучаевского общества почвоведов. - Новосибирск, 2004.
  • Есаулко А.Н. Агрохимический мониторинг и устойчивость агроэкосистем Ставропольского края / А.Н. Есаулко, А.И. Манаенко // Состояние и перспективы развития агропромышленного комплекса Южного Федерального Округа: сб. науч. тр. по материалам 72-й науч.-практ. конф. - Ставрополь: АГРУС, 2008. - С.57-59

    27.12.11 20:43 | Козлов Егор (гость)

  • Особое место в системе наблюдений за состоянием и использованием земель должно быть отведено получению достоверной и своевременной информации об их качестве посредством применения современных технологий и методов дистанционного зондирования, позволяющей обеспечить тематическое картографирование изменений качества земель, своевременно производить анализ, оценку и прогноз проявления основных негативных процессов на землях, разрабатывать и принимать меры по их предотвращению и устранению, систематически вести государственный мониторинг земель для получения необходимых данных, включаемых в государственный земельный кадастр, получать объективную характеристику земельного фонда страны, вести государственную оценку земель, определять земельные платежи с учетом состояния качества земель и решать другие задачи, обеспечивающие государственную безопасность страны.

    Наличие полной и достоверной информации - важнейший фактор при принятии любых управленческих решений. Помимо ведущей роли в государственном управлении земельными ресурсами информация о состоянии и использовании (в том числе об истории использования) земель необходима для информационного обеспечения рынка земель, а также для целей государственного земельного кадастра при определении кадастровой стоимости. Недостаток информации о свойствах земли как приобретаемого товара, качественная характеристика которого является определяющей, приведет к неоправданному занижению (либо завышению) стоимости земельных участков, создаст многочисленные прецеденты для возникновения судебных споров в соответствии с существующим земельным и экологическим законодательством.

    Система мониторинга предполагает работу с большими массивами разнообразной информации, включающими различные данные:

    • -по структуре региона, гидрометеорологических измерений, о концентрациях вредных веществ в окружающей среде;
    • -по итогам картографирования и аэрокосмического зондирования, о результатах биологических исследований.

    Программой определена стратегическая цель - это обеспечение рационального и эффективного использования земель в Российской Федерации. Содержит следующие задачи:

    • 1. Совершенствование государственного регулирования землеустройства в Российской Федерации.
    • 2. Совершенствование системы государственного мониторинга земель.

    В рамках указанной Федеральной целевой программы в регионах должны быть разработаны и реализованы региональные программы совершенствования государственного мониторинга земель и регулирования землеустройства для:

    • -своевременного выявления изменений состояния земель, оценки этих изменений, прогноза и выработки рекомендаций о предупреждении развития негативных процессов и об устранении их последствий;
    • -обеспечения оборота земель, рационального использования земель и их охраны;
    • -информационного обеспечения заинтересованных лиц и органов власти информацией о состоянии и использовании земель.

    Выполнение данной задачи характеризуется следующими показателями:

    • -фактическое выполнение запланированных объемов работ по изучению состояния и использования земель в процентах к плану;
    • -увеличение общей площади изученности состояния земель
    1

    В статье проведен анализ системы мониторинга в сфере земельно-кадастровых отношений. Даны предложенияпо совершенствованиюведения мониторинга. Представленановаямодельпроведения мониторинга в сфере земельно-кадастровыхотношений, выраженная через организационно-стратегическую модель, которая способствует эффективной организации работ, достоверному сбору информации. Предложенная модель будет способствовать эффективному сбору данных и развитию всей концепции государственного и политического устройства в сфере земельно-кадастровых отношений, анализу возникающих проблем, по причине которых значительная часть информации не находит отражения в государственном кадастре недвижимости, что приводит к большому числу спорных вопросов в сфере создания картографического материалаи статистических данных об объектах недвижимости. Разработанные авторами пути решения проблем в технологическом и методологическом обеспечении формирования интерактивной современной базы данных, а также применение геоинформационных технологий дает возможность проведенияглубокого комплексного стратегического мониторинга в сфере кадастровых отношений.

    территория.

    эффективность

    организация стратегического мониторинга

    земельно-кадастровые отношения

    мониторинг

    1. Васильев, А.Н. Автоматизация кадастровых технологий с применением геоинформационных систем: учебное пособие / А.Н. Васильев, А.А. Царенко, И.В. Шмидт. – Саратов, 2011. – 205с.ISBN 978-5- 9758-1355-8.

    2. Васильев А.Н., Царенко А.А., Шмидт И.В. Применение кадастровых технологий на основе ГИС. Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. – 2012. – № 5(89)/2012. – С. 62-70.

    3. Мурашова А.А., Тарбаев В.А., Галкин М.П. Анализ показателей мониторинга сельскохозяйственных земель // ВестникСаратовского госагроуниверситета им. Н.И. Вавилова.– 2014. – № 08(20)/2014. – С. 27-31.

    4. Обущенко С.В., Чичкин А.П., Гнеденко В.В. Мониторинг земель сельскохозяйственного назначения Самарской области (на примере Безенчукского района)Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2012. – №12. – С. 23-26. URL: http://www.rae.ru/upfs/pdf/2012/12/2012_12_05.pdf (дата обращения: 06.05.2015).

    5. Официальный сайт Росреестра [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rosreestr.ru, свободный (дата обращения: 06.05.2015).

    6. Официальный сайт Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.to64.rosreestr.ru/kadastr/zemleustroistvo_i_gos_monitoring__/info_sost_ispol_zemel_/, свободный (дата обращения: 06.05.2015).

    7. Российская Федерация. Законы. Земельный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.garant.ru/12124624/, свободный (дата обращения: 06.05.2015).

    8. Семочкин В.Н., Иванов Н.И., Семочкин И.В. Проблемные вопросы организации использования земель и их охраны в Российской Федерации // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. – 2010. – № 6. – С. 52-56.

    9. Цветков В.Я. Мониторинг земель // Современные проблемы науки и образования. – 2008. – № 4. – С. 49-50. URL: www..05.2015).

    Проводимые в настоящее время преобразования в сфере земельно-кадастровых отношений требуют нового взгляда и подхода к информационной базе в системе развития и управления территориями. При этом актуализация последовательного формирования единой эффективной системы сбора, регистрации, хранения, анализа, оценки и описания признаков (параметров) объекта мониторинга для вынесения суждения о состоянии или поведении объекта в целом является одной из приоритетных.

    В целом мониторинг - это непрерывный процесс наблюдения и регистрации параметров объекта, в сравнении с заданными критериями. В его совершенствовании главное, на основании анализа небольшого количества характеристик признаков объекта, сделать правильное безошибочное заключение, построить прогноз дальнейшего его развития, при этом сохранить и увеличить информационную базу.

    Проблему мониторинга земель рассматривают много отечественных и зарубежных ученых.

    Мониторинг земель представляет собой комплекс технологий, включающий анализ состояния и использования земель, прогноз изменения состояния, выработку рекомендаций для управления. Анализ осуществляют по следующим направлениям: состояние и использование земель; изыскание резервов земель; охрана земель .

    В Саратовской области основную площадь земель составляют сельскохозяйственные угодья. Распределение земель по категориям показывает преобладание в структуре земельного фонда области земель сельскохозяйственного назначения, на долю которых приходится 84,8 %, а также земель лесного фонда - 5,4 % . Поэтому именно на этих землях проведение мониторинга необходимо и значимо.

    Нельзя не согласиться с авторами работы : «Увеличение объёмов сельскохозяйственной продукции, обеспечение продовольственной и экономической безопасности области на среднесрочную перспективу предусматривается, прежде всего, за счёт эффективности использования земель сельскохозяйственного назначения. Решение этих задач возможно лишь при условии достоверной информации о состоянии их плодородия, наблюдения, контроля и управления плодородием почвы в процессе сельскохозяйственного использования». Достоверная информация о земельных участках должна содержаться в системе кадастра недвижимости.

    Любая деятельность в сфере ведения кадастра объектов недвижимости невозможна без использования информации. При этом наибольшую практическую значимость имеют данные, предоставленные в удобном для многократного использования систематизированном виде, т.е. в виде информационных ресурсов, таких как базы данных, цифровые карты и атласы, каталоги, справочники, архивные фонды и др..

    Цель исследования. Рассматривая современную систему мониторинга в сфере земельно-кадастровых отношений, мы объединяем возникающую взаимосвязь между ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности и пользованием, распоряжением землей, включая количественную и качественную оценку земли. Также распределение ее по земельным собственникам (государство, юридические и гражданские лица), установление правового регулирования (права продажи, наследования, дарения, сдачи в аренду, залога, обмена, использования в качестве взноса), порядка выкупа, образования общей или общей долевой собственности, правил функционирования рынка земли, методов и форм регулирования этих отношений со стороны государства.

    Анализируя все аспекты этого направления, мы не должны забывать об установленных 11 принципах земельного законодательства в соответствии со статьей 1 Земельного кодекса РФ, которые отражают специфику предмета и цели регулирования комплексного характера земельного законодательства, в систему которого интегрированы нормы разной отраслевой принадлежности, устанавливающие и охраняющие права, связанные с землей.

    На равных правах с Конституцией и Гражданским кодексом земельное законодательство включает в себя большое число специальных норм, представленных Земельным кодексом и рядом других федеральных законов и законодательными актами субъектов РФ, принятых ими в пределах своей компетенции. Также некоторые права, связанные с земельными отношениями, регулируются нормами административного, налогового, уголовного права в части установления полномочий государственных и муниципальных органов в соответствующей сфере и ответственности за нарушение земельных прав .

    Разобрав земельные, кадастровые и правовые отношения, мы отводим специфическую и немаловажную роль обшей системе мониторинга. Тогда как мониторинговые наблюдения сопряжены с большими трудозатратамина сбор и обработку информации. Например, рассматривая показатели программ развития сельского хозяйства, следует отметить, что прослеживается определенная преемственность использования информации. Вместе с тем отсутствие четкой и обоснованной методологии ограничивает возможность сопоставительного анализа результатов. Надо отметить, что в системе государственного мониторинга только земель сельскохозяйственного назначения насчитывается 80 показателей, из них 29 формируются Минсельхозом России, в Росреестре- 8, в Россельхознадзоре - 8, в Росгидромете (метеорологические показатели) - 15. К компетенции Росстата относится формирование 9 показателей, кроме того, 11 показателей формируются Минсельхозом совместно с другими ведомствами (Росстат, Росреестр).

    В связи с этим для повышения качества системы мы предлагаем усовершенствовать схему ведения мониторинга, предложив модель стратегического мониторинга, с помощью которой можно будет решить множественный спектр задач этой области.

    Материал и методы исследования.Качество системы мониторинга определяется эффективностью ее функционирования и выражается через получение первоначальной информации об объекте, в тоже время она должна быть актуальной, точной, достоверной, полной и своевременной. Эффективность системы снижается за счет недостаточно четко сформулированным целям и поставленным задачам, неправильной систематизации материала, а также алгоритма сбора информации об объекте мониторинга, характеризующего его признаки.

    В последние годы качество системы мониторинга в сфере земельно-кадастровых отношений заметно снизилось, что привело к потере информационных данных об объектах и появлению большого количества ошибок и несоответствий в этом направлении. Разными учеными предлагаются пути решения этой проблемы.

    Среди предлагаемых мер по организации рационального землепользования авторы работы выделяют обязательность разработки плановых и проектных документов по землеустройству на федеральном, региональном, муниципальном и местных уровнях. На примере схемы землеустройства административного района определены этапы разработки данного документа и их содержание.

    Анализ системы мониторинга показал, что совершенствование механизма ведения системы этой области на сегодняшний день очень актуально. В связи с этим важнейшим становится предложенный нами комплексный подход совершенствования системы мониторинга в сфере земельно-кадастровых отношений, т.е. ведение мониторинга по модели с применением современных передовых технических средств и технологий (геоинформационных систем (ГИС), дистанционного зондирования и т.д.) .

    Считается, что скрупулезное рассмотрение объекта не всегда обязательно при этом, забывается о том, что созданная полноценная информационная база данных позволит сделать анализ не только об исследуемом объекте, но и создать общую картину с учетом исторических и географических факторов. Конечно, система сама по себе не является панацеей, но предлагаемый нами современный комплексный подход к проведению мероприятий, по какому-либо объекту мониторинга, будет способствовать правильному формированию точной концепции ведения мониторинга.

    Результаты исследования и их обсуждение.Представим систему не только состояния земельных ресурсов, но и прочно связанную с ними недвижимость, а также состояние земельного фонда в целом и административных районов, населённых пунктов, землевладений, землепользователей, ландшафтно-экологических комплексов, воздействий негативных процессов, явлений и др., в итоге получим адекватную земельно-кадастровую информацию об исследуемых объектах мониторинга.

    Рекомендуемая нами модель не решит всех проблем, но будет содействовать их сокращению. Предлагаемая модель стратегического мониторинга носит характер организационно-технологической схемы для формирования интерактивной информационной базы данных. Основываясь на точных прогнозах, можно безошибочно спланировать работу системы мониторинга, а правильный научно-исследовательский подход к ее данным послужит платформой для ГИС. На рисунке 1 представлена созданная нами модель-схема ведения и организации стратегического мониторинга. Правильная организация мониторинга создаст условия для повышения эффективности использования земли и недвижимости.Своевременного выявления изменений их состояния, выработки рекомендаций о предупреждении и устранении негативных процессов, а информационное обеспечение позволит контролировать (госземнадзор)использование и охрану земельных ресурсов, а также землеустройство, обеспечивая граждан информацией о состоянии окружающей среды и части состояния земель и недвижимости.

    Рис.1. Модель-схема организации стратегического мониторинга

    Организация мониторинга по предложенной модели нашла успешное применение(была апробирована) при проведении научных исследований

    Россия располагает огромными земельными ресурсами, являющимися национальным богатством страны, однако используются они крайне неэффективно. Во многих регионах уровень негативного воздействия на земли достиг критического значения. Реальна угроза полного истощения и загрязнения земель, играющих роль важнейшего средства производства.

    Особое место в системе наблюдений за состоянием и использованием земель должно быть отведено получению достоверной и своевременной информации об их качестве посредством применения современных технологий и методов дистанционного зондирования, позволяющей обеспечить тематическое картографирование изменений качества земель, своевременно производить анализ, оценку и прогноз проявления основных негативных процессов на землях, разрабатывать и принимать меры по их предотвращению и устранению, систематически вести государственный мониторинг земель для получения необходимых данных, включаемых в государственный земельный кадастр, получать объективную характеристику земельного фонда страны, вести государственную оценку земель, определять земельные платежи с учетом состояния качества земель и решать другие задачи, обеспечивающие государственную безопасность страны.

    Наличие полной и достоверной информации -- важнейший фактор при принятии любых управленческих решений. Помимо ведущей роли в государственном управлении земельными ресурсами информация о состоянии и использовании (в том числе об истории использования) земель необходима для информационного обеспечения рынка земель, а также для целей государственного земельного кадастра при определении кадастровой стоимости. Недостаток информации о свойствах земли как приобретаемого товара, качественная характеристика которого является определяющей, приведет к неоправданному занижению (либо завышению) стоимости земельных участков, создаст многочисленные прецеденты для возникновения судебных споров в соответствии с существующим земельным и экологическим законодательством.

    Следует особо отметить актуальность рассмотрения проблем национальной безопасности, относящихся к состоянию и использованию земель России.

    Система мониторинга предполагает работу с большими массивами разнообразной информации, включающими различные данные: по структуре региона, гидрометеорологических измерений, о концентрациях вредных веществ в окружающей среде; по итогам картографирования и аэрокосмического зондирования, о результатах биологических исследований и др.

    Программой определены следующие цели и задачи:

    Стратегическая цель: Обеспечение рационального и эффективного использования земель в Российской Федерации

    Первая задача. Совершенствование государственного регулирования землеустройства в Российской Федерации.

    Задача 2. Совершенствование системы государственного мониторинга земель. Срок реализации программы: 2002-2008

    В рамках указанной Федеральной целевой программы в регионах должны быть разработаны и реализованы региональные программы совершенствования государственного мониторинга земель и регулирования землеустройства для:

    Своевременного выявления изменений состояния земель, оценки этих изменений, прогноза и выработки рекомендаций о предупреждении развития негативных процессов и об устранении их последствий;

    обеспечения оборота земель, рационального использования земель и их охраны;

    Информационного обеспечения заинтересованных лиц и органов власти информацией о состоянии и использовании земель.

    Выполнение данной задачи характеризуется следующими показателями:

    Фактическое выполнение запланированных объемов работ по изучению состояния и использования земель в процентах к плану;

    Увеличение общей площади изученности состояния земель (в процентах к базовому году).

    В 2004 году общая площадь изученности состояния земель составляла 60753,1 тыс. гектара. К 1 января 2009 году размер данной площади увеличится до 72 753,1 тыс. гектара. График работы по данному направлению показан на рисунке 3.2. Увеличение общей площади изученности использования земель (в процентах к базовому году).

    Рис. 3.2.

    В 2004 году общая площадь изученности земель составляла 114668,3 тыс. гектара. К 1 января 2009 года размер данной площади увеличится до 137 602,3 тыс гектара. График работы по данному направлению представлен на рисунке 3.3.

    Рис. 3.3.

    В 2004 году площади земель, на которые разработаны прогнозы и даны рекомендации по предупреждению и устранению негативных процессов составляла 16206 тыс. га. К 1 января 2009 года размер данной площади увеличится до 17826 тыс. га. График работы по данному направлению представлен на рисунке 3.4.

    Рис. 3.4.

    На выполнение данной задачи будет задействованы сотрудники Управления мониторинга земель, землеустройства и территориального планирования центрального аппарата Агентства, сотрудники территориальных органов Агентства, сотрудники подрядных организаций.

    В рамках региональных программ можно предложить осуществлять следующие мероприятия:

    Техническое оснащение структур, обеспечивающих сбор, обработку и анализ материалов и данных;

    Техническое оснащение фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства и мониторинга земель;

    Разработка методик и нормативно-технических документов;

    Выполнение аэро- и космических съёмок;

    Мониторинг состояния и использования различных категорий земель;

    Обеспечение функционирования сети полигонов;

    Осуществление почвенных, геоботанических и иных специальных съемок, наблюдений и обследований (сплошных и выборочных);

    Оценка качества земель

    Разработка схем по использованию и охране земель;

    Анализ информации и прогноз изменения состояния и использования земель;

    Создание и обновление базовых карт земель (в т.ч. ортофотопланов, цифровых и электронных версий);

    Создание и обновление тематических карт и атласов состояния и использования земель (в т.ч. цифровых и электронных версий);

    Разработка проектов перераспределения земель сельскохозяйственного назначения;

    Зонирование межселенных территорий;

    Формирование баз данных ГМЗ;

    Информационное обеспечение заинтересованных лиц и органов власти;

    20) Проектирование АС ГМЗ;

    21) Разработка программного обеспечения АС ГМЗ;

    22) Подготовка и переподготовка специалистов;

    23) Методологическое обеспечение.

    Основные показатели реализации программ показаны в приложении 2.

    В рамках региональных программ необходимо осуществлять:

    Формирование инфраструктуры пространственных данных кадастра объектов недвижимости; создание цифровой (картографической) основы кадастра, мониторинга и землеустройства;

    Выполнение работ выявлению изменений состояния земель и иных объектов недвижимости, оценка этих изменений;

    Информационное обеспечение деятельности по ведению государственного земельного кадастра, кадастра объектов недвижимости, землеустройства, государственного земельного контроля за использованием и охраной земель;

    Обеспечение граждан информацией о состоянии земель;

    Иные функций в области государственного и муниципального управления земельными ресурсами, а также землеустройства.

    Выполнение данной задачи должно характеризоваться следующими показателями:

    фактическое выполнение запланированных объемов работ по изучению состояния и использования земель в процентах к плану;

    увеличение общей площади изученности состояния земель (в процентах к базовому году).

    В 2004 году общая площадь изученности состояния земель в России составляла 60 753,1 тыс. гектар. Реализация мероприятий по совершенствованию государственного мониторинга земель позволит к 1 января 2009 года размер данной площади увеличить до 72 753,1 тыс. гектар.

    График работы по данному направлению представлен в табл.3.1.

    Таблица 3.1 Увеличение общей площади изученности состояния земель РФ

    В 2004 году общая площадь изученности использования земель составляла 114 668,3 тыс. гектар. К 1 января 2009 года размер данной площади должен увеличится до 137 602,3 тыс. гектар. График работы по данному направлению представлен в табл. 3.2.

    Таблица 3.2 Увеличение общей площади изученности использования земель

    В 2004 году площади земель, на которые разработаны прогнозы и даны рекомендации по предупреждению и устранению негативных процессов составляла 16 206 тыс. гектар. К 1 января 2009 года размер данной площади должен увеличится до 17 826 тыс. гектар. График работы по данному направлению представлены в табл.3.3.

    Таблица 3.3 Увеличение площади земель, на которые разработаны прогнозы и даны рекомендации по предупреждению и устранению негативных процессов

    На выполнение данной задачи должны быть задействованы сотрудники Управления мониторинга земель, землеустройства и территориального планирования центрального аппарата федерального агентства кадастра и объектов недвижимости, сотрудники территориальных органов Агентства, сотрудники подрядных организаций.

    На современном этапе социально-экономического развития России земля в рамках Гражданского Кодекса РФ отнесена к недвижимости, вовлекается в оборот и приобретает свойства товара. В целях объективного определения налогооблагаемой, залоговой и кадастровой стоимости земельных участков необходимо иметь базовую и оперативную кадастровую информацию о состоянии земель по показателям плодородия, экологическим характеристикам и критериям, которые необходимы для реализации целевого назначения и разрешенного использования земель.

    Особое место должны занять в стране работы, направленные на получение объективной и достоверной информации о качестве и экономическом состоянии земель. Цивилизованный оборот земли необходимо обеспечить стартовой информацией о качестве и экономическом состоянии земель, вести наблюдения для своевременного выявления их изменений и принятия мер по предупреждению и устранению негативных процессов на землях, обеспечению их рационального использования и охраны.