Тридцать три богатыря. Тридцать три богатыря Современная сказка о богатырях

paceka_pavlova в Что выпил Илья Муромец, прежде чем встал с печи, на которой просидел 33 года?

Все мы читали или слушали русские народные сказки. Помню в детстве я их просто обожал! Сегодня я хочу напомнить Вам Былину об Илье Муромце! А именно об исцелении Ильи Муромца.

Как это было? Тридцать три года сидел он и не мог пошевелить ни рукой, ни ногой. И как то раз его родители ушли по делам, а он остался дома один, пришли под окна бродячие странники - калики. Просят отворить дверь, а он говорит, что не могу. Но они не унимаются и настойчиво просят впустить их. Илья кое-как открыл им дверь, впустил в дом, а они налили ему, что Вы думаете?


Чару медового питья! Уж не знаю, что это было квас, медовуха или просто медовая водичка. Но как только Илья её выпил, сердце его разогрелось, и почувствовал он в себе силу! А странники сказали, что отныне будет он великим богатырём и будет сражаться с сильными противниками и всех побеждать!

Так вот в чём оказывается силушка богатырская!) Сидел парень тридцать три года на печи, а тут раз выпил медового питья и стал великим войном! Напоминает историю про Астерикса и Абеликса и их волшебное зелье! А может в его состав тоже входит мёд?

Давайте разберёмся может ли мёд придавать силу? Во первых мёд усваивается организмом человека на 100%! В мёде готовые углеводы, которые не надо переваривать кишечнику, а они сразу усваиваются и снабжают организм энергией! Но кроме этого мёд ещё и нормализует обмен веществ, стабилизирует работу сердечнососудистой системы, а так же приводит в норму нервную систему! Кроме этого мёд улучшает работу кишечника и печени! Т.е. всё это в комплексе действует на организм и не только снимает усталость и восстанавливает запасы энергии, но и лечит! В среднем возрасте мёд помогает предотвратить многие возрастные болезни. А то, что мёд очень полезен в пожилом возрасте, свидетельствуют статистические показатели о том, что большинство русских, которые прожили более 100 лет - пчеловоды! Причём об этом написано в книге немецкого автора!

Раз уже в Русских былинах упомянули этот удивительный продукт, значит в древней Руси его очень ценили и знали о полезных свойствах мёда!

Например, для снятия усталости достаточно кушать по 1 чайной ложке мёда утром и вечером, а при сильной усталости до 4 чайных ложек в день. Это всё в лечебных целях! Очень экономно, согласитесь?!

Кушайте мёд и запасайтесь здоровьем!

В чём сила Илья Муромец? Сила в мёде! Так думаю он ответил бы!)

Презентация состоит из двух частей. 1 часть - теоретический материал, необходимый для выполнения задания А 18. Он расположен в логической последовательности и содержит алгоритм применения. 2 часть тренировочные упражнения в формате заданий ЕГЭ с ответами, которые позволяют сразу отследить правильность выполнения задания. Материал позволяет выпускникам самостоятельно подговиться к выполнению задания, а также он будет в помощь учителям для проведения контроля подготовки учеников по теме "Правописание частиц НЕ и НИ".

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Задание А18 Правописание НЕ и НИ Учитель высшей квалификационной категории МБОУ СОШ № 4 г.Уссурийска Метляева Марина Николаевна

I. Слитное и раздельное правописание

НИ с частями речи С отриц.местоимениями СЛИТНО, если не мешает предлог Н-р: никакой, ни в каком С остальными частями речи ВСЕГДА РАЗДЕЛЬНО Н-р: Сколько ни блуждал; Вокруг ни деревца

НЕ с частями речи Употребляется ли слово без «НЕ»? НЕТ Пиши слитно Н-р: Невежественный, негодовать, непоседа ДА ОПРЕДЕЛИ ЧАСТЬ РЕЧИ

ГЛАГОЛЫ, ДЕЕПРИЧАСТИЯ, КРАТКИЕ ПРИЧАСТИЯ, ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ, МЕСТОИМЕНИЯ (КРОМЕ ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ И НЕОПРЕДЕЛЕННЫХ) Всегда раздельно Н-р: Не люблю, не глядя, не освещено, не первый, не всякий

Примечание!!! Есть приставка НЕДО- в значении «нехватка»: Недовыполнить план (выполнить ниже требуемой нормы), недосмотреть за ребенком (недостаточно, плохо смотреть, упустить что-нибудь), недосыпать неделю(спать меньше нормы). От глаголов с приставкой НЕДО - надо отличать глаголы с приставкой ДО- - , имеющие впереди себя отрицание НЕ и обозначающие «не доведённое до конца действие», например: не дочитать книгу, не допить чай, не досмотреть пьесу. Отбрось НЕ! Производные предлоги несмотря на…, невзирая н а…Всегда слитно! Обратите внимание! Не путайте эти предлоги с деепричастиями с частицей НЕ! Не смотря (не глядя) мне в лицо, он говорил ужасные слова - это деепричастие; несмотря на дождь (вопреки дождю), мы гуляли - это предлог. Невзирая на расстояние, он сразу же приехал.

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ И НЕОПРЕДЕЛЕННЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ СЛИТНО, если не мешает предлог Н-р: некий, не в чем

Существительные, прилагательные, наречия на О-Е Слитно, если можно заменить синонимом без НЕ Н-р: невеселый (=грустный) Раздельно: Если есть противопоставление с @ Если есть специальные слова ДАЛЕКО, ВОВСЕ, НИЧУТЬ, НИСКОЛЬКО, НИКОГДА, ОТНЮДЬ Н-р: вовсе не интересная история

ПОЛНЫЕ ПРИЧАСТИЯ Раздельно: Если есть противопоставление с @ - если есть зависимые слова (причастный оборот) Н-р: н е занавешенное НИЧЕМ окно Слитно: ОДИНОЧНЫЕ полные причастия Н-р: н ез анавешенное окно

Примечания!!! Раздельно пишутся: -местоименные наречия: не иначе, не так; - усилительные наречия, а также предлоги и союзы, например: не очень, не вполне, не совсем, не из…, не под…, не то… не то;

Обратите внимание! Не ч то иное, как … (не кто иной, как…) Н-р: Это был не кто иной, КАК наш сосед Н ич то иное не (никто иной не…) Н-р: Никто иной НЕ мог эту работу сделать лучше; Ничто иное его не привлекало; Ничем иным он не интересовался.

II . Правописание НЕ и НИ

С отрицательными и неопределенными местоимениями НЕ – под ударением НИ – в безударном положении Н-р: Никого, ни с кем, никакой Некого, не у кого, некоторый

С остальными частями речи необходимо понимать значение предложения: отрицание в нем или утверждение Сравните: Как ни спешили дачники к поезду, все равно опоздали. Спешили дачники к поезду? да. - утверждение Когда я не приехал вечерним поездом, родители заволновались. Приехал я вечерним поездом? нет. - отрицание

Отрицание Утверждение --1 частица - НЕ Н-р: не был --2 частицы - НЕ + НИ (НЕ со сказуемым, НИ с второстепенным членом) Н-р: Не сказал ни слова -- 1 частица - НИ (чаще всего в придаточной части СПП рядом с союзом: где ни, как ни, кто ни, чего ни и т.д.) Н-р: Куда ни взгляну, всюду бескрайние поля -- 2 частицы - НЕ + НЕ Н-р: Я не мог не думать о ней.

ПРИМЕЧАНИЯ 1. В восклицательных предложениях ТОЛЬКО + НЕ Н-р: И где он только не бывал! 2. В риторических вопросах всегда НЕ Н-р: Кто не знает Пушкина? 3. «НЕТ» , «НЕЛЬЗЯ» = «НЕ». В предложениях с «НЕТ», «НЕЛЬЗЯ» вторая частица всегда НИ Н-р: У меня нет ни гроша. Иногда слово «НЕТ» может быть пропущено: Н-р: Вокруг ни деревца. 4. При однородных членах может быть союз НИ-НИ, а может быть частица НЕ с каждым однородным членом. Союз НИ-НИ бывает в тех предложениях, где у сказуемого есть отрицание НЕ Н-Р: Я не мог ни спать, ни есть, ни читать, ни общаться. Он был не молод, не красив, не знаменит, но вызывал симпатию у всех людей, с кем общался.

Различайте сочетания а) ни один (никто) - не один (много): Н-р: Ни один (никто) не пришел на встречу; он бывал у меня не один (много) раз; б) ни разу (никогда) - не раз (много раз): Н-р: Я ни разу (никогда) не была в Париже; он не раз (много раз) бывал в Париже; в) нимало (= ничуть) - немало (= много): Н-р: Его нимало (ничуть) не смущало недовольство хозяина. Он немало (много) интересного знал о птицах.

ЗАПОМНИ: 1. состав сложных союзов не то…, не то не только…, но и если не..., то не то чтобы не…, но и 2. Устойчивые сочетания что бы то НИ было что НИ шаг куда НИ шло откуда НИ возьмись во что бы то НИ стало как НИ в чем не бывало что НИ говори в каком бы то НИ было, ни пуха ни пера ни жив ни мертв ни днем ни ночью ни конца ни края Как бы то ни было

1.В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно? 1. День был совершенно (не)обыкновенный. 2. Мясо оказалось (не)прожаренным. 3. Они виделись (не)часто. 4. Трудно жить в чужой стране, (не)зная языка 4

2. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НЕ? Барон н(1) жалел н(2) времени, н(3) денег на поиски виновника своего позора и уже н(4) о чем, кроме мести, н(5) мог и думать. 1) 1, 4 2) 2, 3, 4 3) 1, 5 4) 4 3

3. В каком предложении НЕ(НИ) со словом пишется раздельно? 1) Кто (не)проклинал станционных смотрителей, кто с ними (не)бранивался? 2) (Не)правдою счастья вряд ли добудешь. 3) (Ни)кому не поверю, что другую ты любишь. 4) (Ни)кто не слыхивал о путях-дорогах в Беловодское царство. 1

4. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НИ? Н(1) разу мне н(2)приходилось н(3) видеть, н(4)слышать токующего тетерева. 1) 1 2) 2, 3, 4 3) 3, 4 4) 1, 3, 4 4

5. В каком предложении НЕ(НИ) со словом пишется слитно? 1) (Не) полученная вовремя телеграмма заставила нас изменить планы. 2) В (не)которых селах до сих пор изгоняют из домов всякую (не)чисть. 3) Воевода был (не)молод и (не)стар. 4) (Ни)у кого (не) хватило смелости признать свои ошибки. 2

6. На месте каких(-ой) цифр(-ы) пишется НИ? Я н(1) знал, н(2) кто зайдёт за мной из приехавших, н(3) что сообщат мне нового. Какие только мысли н(4) приходили в голову! 1) 2, 3 2) 2, 3, 4 3) 2, 4 4) 1, 2, 3 1

7. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно? 1) Жених её, (не)ласковый и (не)добрый человек, был известен на всю округу своим жестоким нравом. 2) Громкие речи отнюдь (не)всегда признак ума. 3) (Не)грамотность инженера-конструктора стала причиной его (не)легкого разговора с директором завода. 4) Владимир был худ и (не)хорош собою. 2

8. На месте каких(-ой) цифр(-ы) пишется НИ? Когда бы н(1) явился в читальню, н(2)когда она без посетителей н(3) бывает. Запишите тех, кто н(4) явится на экзамен. 1) 1, 2 2) 2, 3 3) 2, 4 4) 1, 2, 3 1

9. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно? 1) (Не)угомонность и (не)устрашимость В.К. Арсеньева в изучении Дальнего Востока поражала его современников. 2) Заносчивость - (не)прочный материал: трещит при первом испытании. 3) Софья Павловна (не)так виновата, как кажется. 4) (Не)побежденные и (не)покоренные ленинградцы стали символом стойкости и воли к жизни. 3

10. В каком предложении пропущена буква Е? 1) Когда я н.. зайду к ним, они сразу мне звонят. 2) Вернулся Макар к вечеру н.. жив н..мертв. 3) Что н..говори, а выступление артистов было замечательным. 4) Прошу, н.. слова! 1

11. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно? 1) Иной раз и честно, да (не)уместно. 2) (Не)прекращающаяся боль туманила сознание. 3) Детей иметь кому ума (не)доставало? 4) (Не)спросясь броду, (не)суйся в воду. 4

12. В каком предложении пропущена буква Е? 1) В лесу как н.. в чем не бывало продолжается весенняя жизнь. 2) Все эти дни я н.. разу не отступил от своей системы. 3) Как н.. жалко было Левину мять траву, он въехал на луг. 4) Н.. потрясающие ли это результаты? 4

13. В каком предложении НЕ со словом пишется слитно? 1) Душа, никогда (не)страдавшая, (не)может постичь счастья. 2) Выбирай друга (не)торопясь, ещё меньше спеши променять его. 3) Грибок (не)высок, да крепок. 4) Мне (не)дорог твой подарок - дорога твоя любовь. 3

14. В каком предложении пропущена буква Е? 1) Н..кто другой не мог так великолепно исполнить этот романс. 2) Как бы то н.. было, но на мое насмешливое замечание Кирилл ответил совершенно серьезно. 3) Он н.. жив н.. мертв мчится назад. 4) Чего н.. представится испуганному воображению! 4

15. В каком предложении НЕ со словом (или словами) пишется раздельно? 1) (Не)стыдно и (не)вредно (не)знать - стыдно лениться учиться. 2) (Не)дружелюбие хозяина смутило гостей. 3) (Не)вежественность есть (не)достаток ума. 4) (Не)званый гость хуже татарина. 1

16. В каком предложении пропущена буква И? 1) Н.. раз от скуки он свои мечты мне поверял. 2) Нам нельзя н.. пригласить его. 3) Где только н.. воевал этот генерал! 4) Как н.. трудна дорога, двигаться вперед необходимо. 4

17. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых НЕ(НИ) пишется слитно? Этот не(1)благонадёжный человек ни(2)перед кем шапки не(3)ломает, ни(4)кто ему не(5)указ. 1) 1, 4, 5 2) 1, 2, 4 3) 1, 4 4) 2, 3, 5 3

18. На месте каких(-ой) цифр(-ы) пишется НИ? Как Алексей н(1) старался, н(2) мог он разглядеть на их лицах н(3) радости, н(4) удивления. 1) 1, 3, 4 2) 2 3) 3, 4 4) 1, 2, 3 1

19. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых НЕ(НИ) пишется слитно? Не(1)подвергай осмеянию не(2)достатки и слабости других, помни, что насмешки боится даже тот, кто уже ни(3)чего не(4)боится на свете. 1) 1, 2, 4 2) 2, 3, 4 3) 2, 3 4) 1, 3, 4 3

20. На месте каких(-ой) цифр(-ы) пишется НИ? Куда бы нас н(1) бросила судьбина и счастие куда б н(2) повело, все те же мы… Кто н(3) разу н(4) бывал в низовьях реки Лефу, тот н(5) может себе представить, что там происходит. 1) 1, 3 2) 1, 2, 3 3) 2, 4, 5 4) 1, 2, 3, 4 2

21. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых НЕ пишется слитно? Достойный человек не(1)тот, у кого нет не(2)достатков, а тот, у кого есть не(3)сомненные достоинства и не(4)раз повторенные добрые дела. 1) 2, 3, 4 2) 1, 2, 3 3) 2, 3 4) 2, 3, 4 3

22. На месте каких(-ой) цифр(-ы) пишется НИ? Что н(1) спроси, растолкует, научит, с ней говорить н(2)когда н(3) наскучит. Куда только он н(4) обращался! 1) 1, 2 2) 2, 3 3) 2, 4 4) 1, 2, 3 1

23. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых НЕ пишется раздельно? Не(1)прекращающийся дождь в не(2)большом захолустном городишке, стоявшем над не(3)глубокой рекой, нагонял не(4)преходящую тоску на приезжего, так и не(5)сумевшего найти себе достойное занятие. 1) 3, 4 2) 4 3) 1, 4, 5 4) 5 4

24. На месте каких(-ой) цифр(-ы) пишется НИ? Нельзя н(1) любить отечество, какое бы оно н(2) было. Что бы н(3) увидел теперь Петя, н(4)что бы н(5) удивило его. 1) 1, 3 2) 2, 3, 4 3) 2, 4 4) 1, 2, 3 2

25. В каком предложении НЕ со словом пишется слитно? 1) Дворник наш (не)способен и муху обидеть. 2) Без дружбы никакое общение (не)имеет смысла. 3) (Не)каждый способен на благородные поступки. 4) (Не)лестный отзыв о способностях Лизы покоробил Петрова. 4

26. На месте каких(-ой) цифр(-ы) пишется НИ? Какая бы жара н(1) стояла, как бы н(2) трещали морозы, работа н(3) на минуту н(4) прекращалась. 1) 1, 2 2) 3, 4 3) 1, 2, 4 4) 1, 2, 3 4

27. В каком предложении НЕ со словом (или со словами) пишется слитно? 1) Веди себя прилично: ты (не)умнее и (не)лучше окружающих! 2) Нивы были (не)скошены, зерно (не)убрано; ни на минуту (не)прекращающиеся дожди вызывали тревогу сельчан. 3) (Не)торопливые беседы с отцом нравились (не)поседливому мальчику. 4) Слушать твои советы - далеко (не)лучшее дело? 3

28. На месте каких(-ой) цифр(-ы) пишется НИ? Н(1) здесь, н(2) там с ним н(3) заговаривал н(4) один человек. 1) 1, 2 2) 1, 2, 4 3) 3 4) 1, 2, 3, 4 2

29. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых НЕ пишется раздельно? Не(1)смотря на не(2)погоду, клубника уродилась не(3)крупная, но сладкая и не(4)обыкновенно яркая, не(5)по-сибирски ароматная. 1) 2, 3 2) 1, 3 3) 1, 5 4) 5 4

30. На месте каких(-ой) цифр(-ы) пишется НИ? В лесу как н(1) в чём н(2) бывало продолжалась весенняя жизнь. Н(3) один человек н(4) стал спрашивать, где её искать. 1) 1, 3 2) 2 3) 2, 4 4) 1, 2, 3 1

31. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых НЕ (НИ) пишется слитно? Я видел в Грибоедове человека не(1)обыкновенного; не(2)преодолимая сила тянула к нему, потому что он ни(3)когда и ни(4)перед кем и не(5)думал блистать; его не(6)терпимое отношение к льстецам и угодникам выказывалось во всем. 1) 1, 2, 3, 6 2) 1, 3, 6 3) 2, 3, 6 4) 1, 2, 3, 4 1

16. В каком предложении НЕ со словом пишется слитно? 1) (Не)способности его выручали, а большая усидчивость. 2) Окна были (не)мыты и отворены настежь. 3) (Не)откуда Илье Муромцу подмоги ждать! 4) Степан (не)приучен был слушать женские советы. 3

17. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых НЕ (НИ) пишется слитно? Это была весьма не(1)легкая задача: ещё не(2)распустившиеся розы выкопать и пересадить на новое место не(3)далеко от дома, где ни(4)кто бы их не(5)взначай не(6)сломал. 1) 1, 3, 4, 5 2) 2, 3, 4, 5 3) 1, 2, 3, 4 4) 1, 2, 3, 4, 5, 6 1

18. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых НЕ пишется раздельно? Студент путано приводил не(1)нужные для доказательства факты, делал совершенно не(2)правильные выводы, не(3)однажды ошибался, называя никогда не(4)существовавшие теории известных ученых. 1) 1, 3 2) 1, 3, 4 3) 1, 2, 3 4) 3, 4 4

19. В каком предложении НЕ со словом пишется слитно? 1) Всадник (не)охотно слез с коня и подошел к костру. 2) Этот рюкзак отнюдь (не)тяжел. 3) Ты моя песня, пока ещё (не)спетая. 4) Он (не)первым начал драку. 1

20. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых НЕ (НИ) пишется слитно? В не(1)обыкновенной, ни(2)когда не(3)слыханной тишине зарождается не(4)яркий рассвет; стоят не(5)подвижно сосны. 1) 1, 3, 4, 5 2) 1, 3, 4, 5 3) 1, 2, 4, 5 4) 1, 2, 4 3

21. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых НЕ пишется раздельно? Тимофей был не(1)только не(2)рад появлению охотников - он не(3)медленно распорядился, чтобы этих не(4)порядочных людишек и близко в лес не(5)пускали. 1) 1, 2, 5 2) 1, 4, 5 3) 1, 2, 3, 5 4) 2, 3, 4, 5 1

22. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых НЕ пишется раздельно? Артист вышел на сцену и, совсем не(1)улыбаясь, как-то не(2)ловко попытался пошутить, но не(3)умелая эта попытка вызвала не(4)доу-мение зрителей, не(5)желавших слушать и видеть подобное. 1) 1, 5 2) 1, 3, 5 3) 2, 3, 5 4) 2, 3, 4, 5 1

23. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых НЕ(НИ) пишется раздельно? Не(1)жаль мне лет, растраченных напрасно, не(2)жаль души сиреневую цветь, в саду горит костер рябины красной, но ни(3)кого не(4)мо-жет он согреть. 1) 1, 2, 3 2) 3, 4 3) 1, 2, 3, 4 4) 1, 2, 4 4

24. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых НЕ(НИ) пишется слитно? Не(1)затейливая песенка жаворонка, не(2)объятная лазурная ширь небес, рождали в нас абсолютно не(3)передаваемое чувство восторга, не(4)описуемую радость: не(5)желая их удерживать, мы с радостными криками побежали вниз по косогору. 1) 2, 3, 4, 5 2) 1, 3, 5 3) 1, 2, 3, 4, 5 4) 1, 2, 3, 4 4

25. В каком предложении НЕ со словом пишется слитно? 1) (Не)зря я к тебе так спешил! 2) Зрители (не)хотя пошли к выходу. 3) Если (не)уверен в своей правоте, не будь упрямцем. 4) Неужели обед до сих пор (не)сварен? 2

26. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых НЕ(НИ) пишется слитно? Ни(1)что не(2)обходится нам так дешево и не(3)ценится так дорого, как вежливость - самое не(4)обходимое в общении качество. 1) 1, 4 2) 1, 2, 4 3) 2, 3, 4 4) 1, 3, 4 1

27. В каком предложении НЕ(НИ) со словом пишется раздельно? 1) Звуки раздавались как будто (ни)откуда. 2) Одет мальчуган был (не)по-деревенски. 3) (Не)любимая ждет меня у окна вечерами темными. 4) (Не)продуманное решение может обернуться большими неприятностями. 2

28. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно? 1) У вас (не)дурной вкус. 2) Он был (не)злобный, но придирчивый человек. 3) (Не)смотря ни на кого, мать встала и вышла из горницы. 4) (Не)смолкаемые аплодисменты растрогали артистку. 3

29. В каком предложении НЕ со словом пишется слитно? 1) (Не)благовидный поступок ученика рассердил учителя. 2) (Не)красна изба углами, а красна пирогами. 3) (Не)высаженная вовремя ёлочка стала чахнуть, осыпаться. 4) Диплом пока (не)написан. 1

30. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно? 1) (Не)прочитанное мною письмо осталось лежать на столе. 2) (Не)вообразимый восторг вызвало выступление воздушных гимнастов. 3) Дел у него было (не)впроворот. 4) В войну многие (не)доедали. 1

34. В каком предложении на месте пропуска пишется И (НИ)? 1) Путнику для дружеского общения с местными жителями н.. нужны никакие особенные премудрости. 2) Перспектива ждать несколько часов в душном зале аэровокзала н..мало нас не прельщала. 3) Город наш вовсе н.. отличался архитектурными достопримечательностями. 4) Н..эффектная внешность делает актёра актёром. 2

35. На месте каких(-ой) цифр(-ы) пишется НИ? Когда бы н(1) явился в читальню, н(2)когда она без посетителей н(3) бывает. Запишите тех, кто н(4) явится на экзамен. 1) 1, 2 2) 2, 3 3) 2, 4 4) 1, 2, 3 1


Часть 1

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

(1)Важнейшей функцией фразеологизмов следует признать не обозначение того или иного предмета, а выражение отношения к тому, о чём говорится. (2)Владение образными средствами языка украшает речь и обогащает приёмы ораторского искусства; <...> фразеологические средства способны воздействовать на умонастроение собеседника во время публичного выступления. (3)Поэтому очень важно знать значение разных фразеологических выражений и жизненные ситуации, в которых они могут употребляться.

1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, со­держащаяся в тексте?

1) Фразеологизмы украшают речь и обогащают приёмы ораторского искусства, потому что выражают отношение к тому, о чем говорится.

2) Фразеологизмы способны воздействовать на умонастроение собеседника во время пуб­личного выступления.

3) Фразеологизмы не обозначают тот или иной предмет, а выражают отношение к тому, о чем говорится, и это их важнейшая функция.

4) Чтобы публичное выступление было ярким и воздействовало на слушателей, необхо­димо знать значение фразеологических выражений и жизненные ситуации, в которых их употребление уместно.

5) Образные средства языка, например фразеологизмы, украшают речь и выражают от­ношение к тому, о чём говорится, и уместное их использование способно воздейство­вать на умонастроение собеседника во время публичного выступления.

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите его.

во-первых наоборот иными словами однако лишь

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ФУНКЦИЯ. Определите значение, в котором это слово использовано в предложении 1. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словар­ной статьи.

ФУНКЦИЯ, -и, ж.

1) В философии: явление, зависящее от другого и изменяющееся по мере изменения это­го другого явления.

2) В математике: закон, по к-рому каждому значению переменной величины (аргумента) ставится в соответствие нек-рая определённая величина, а также сама эта величина. Линейная ф. (меняющаяся прямо пропорционально изменению своего аргумента).

3) Работа производимая органом, организмом (книжн.). Ф. желёз.

4) Роль, значение чего-н. (книжн.). Ф. синтаксиса.

5) Обязанность, круг деятельности (книжн.). Служебные ф. Ф. профкома.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

убрАла тамОжня закУпорить оптОвый понЯвший

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

Лучший способ построить ДОВЕРИТЕЛЬНЫЕ отношения с подростком - искренне ин­тересоваться его жизнью.

При раскопках древнего поселения археологи нашли много ГЛИНЯНОЙ посуды.

ЛЕДЯНОЕ побоище на Чудском озере показало незаурядную смекалку русских воинов.

«Турист» - современная и КОМФОРТАБЕЛЬНАЯ гостиница, расположенная в экологи­чески чистом районе города.

Степан Петрович руководил бригадой, которая строила ДОБРОТНЫЕ кирпичные дома

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ПОЛУТОРАСТА рублям ДВОЕ бабушек

знойных ПУСТЫНЬ ЛЯГТЕ на диван ОБЕИМ девушкам

7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими

ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

A) Пушкин писал, что «не дай мне Бог сойти с ума»..

Б) Замечательная экскурсия в Ясную Поляну понравилась как взрослым, а также и детям.

B) Немало гениев вошли в мировую ис­торию.

Г) Благодаря советов Безухова Андрей Болконский начал возрождаться к жизни.

Д) Прочитав текст о гениях, мои мысли обратились к Пушкину

1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

4) ошибка в построении предложения с однородными членами

5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

неправильное построение предложения с косвенной речью

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпи­шите это слово, вставив пропущенную букву

зан…мать выск.. чить зар. .зиться к...лбаса с...реневый

9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Вы­пишите эти слова, вставив пропущенную букву.

пр…зентация, пр…баутка во...седать, ра...грести

Дача, бе…возвратно по…шутить, о…блеск пр...умолкнуть, пр...лечь

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

продл…вать недоум….вать гречн…вый привередл…вый стро...вой

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

развлека…мый закле...нный неприемл…мый стел...тся независ…мый

12. Найдите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Всех возмутил ничем (не)оправданный поступок Кости. Окна были (не)мыты и отворены настежь. (Не)откуда Илье Муромцу подмоги ждать!

(Не)продуманное тобой решение может обернуться большими неприятностями (Не)красна изба углами, а красна порогами

13. Найдите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Все разговоры (НА)СЧЕТ продажи имения продолжались уже (В)ТЕЧЕНИЕ месяца. (НЕ)СМОТРЯ на привилегии, отец жил довольно скромно, (БЕЗ)УСТАЛИ работая в саду. Подарок готовили (В)ТАЙНЕ от окружающих, (В)ПОЛГОЛОСА переговариваясь по вече­рам.

(ПО)НЕВОЛЕ задумаешься о будущем, когда националисты (В)ОТКРЫТУЮ говорят о ненависти к инородцам.

(В)НАЧАЛЕ прошлого века (ОТ)ТОГО дома был прорыт подземный тоннель к пруду.

14. Укажите цифры, на месте которых пишется Н.

Я до сих пор вижу дуги с узорами, писа(1)ыми масля(2)ной краской, золоче(3)ую уп­ряжь коней с лебеди(4)ыми шеями, которые на масле(5)ой неделе наперегонки мчат по деревенской улице.

15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поста­вить ОДНУ запятую?

1) Вчера охотник шёл весь день и почти всю ночь и остановился для отдыха в кромешной темноте.

2) Чтение сего письма не только возбудило во мне разные чувствования но и жестоко ос­корбило.

3) Мрачный и неподвижный замок грозно и неприступно смотрел на пришельцев из-за тёмного леса.

4) Сюжет того или иного рассказа или повести очень часто напоминает различные случаи из жизни.

5) Луна поднималась и освещала дорогу полей дома деревни. Ответ: .

16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Человек (1) по-доброму относящийся к другому (2) может быть настроен на его благо­дарность (3) и (4) не дождавшись её (5) начать сердиться.

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Язык - это (1) несомненно (2) наиболее стабильный инструмент управления и очевид­ный носитель общественного сознания. В целом (3) наш язык остаётся (4) по-прежнему (5) «великим и могучим».

18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Во время южной ссылки и Пушкин служил в Кишиневе под начальством генерала Инзова (1) в гостеприимном доме (2) которого (3) жил орёл (4) прикованный к крыльцу длинной цепью.

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. При матери я крепился (1) не жаловался (2) и не плакал (3) но (4) когда она стала уезжать (5) не выдержал (6) и с рёвом погнался за машиной.

Прочитайте текст и выполните задания 20-25.

Начало формы

(1)Шестидесятипятилетнего Георгия Андреевича, известного физика-ядерщика, лауреата нескольких международных премий, беспокоило, что младший сын увлекается спортом и поч­ти ничего не читает. (2)Неужели это свойство поколения, неужели книга перестала быть тем, чем она уже была в России в течение двух столетий для образованных людей? (3)Не может быть, чтобы книга, самый уютный, самый удобный способ общения с мыслителем и художни­ком, ушла из жизни!

(4)Он сам стал читать двенадцатилетнему сыну. (5)Но сын не улавливал того очарова­тельного перемигивания многих смыслов, которое дает настоящий художественный текст и в который автор вовлекает благодарного читателя. (6)Неужели телевизор и компьютерные игры победили? (7)И нельзя же все время читать ему вслух. (8)Георгия Андреевича в этом возрасте невозможно было оторвать от книги! (9)Более того, он был уверен, что его успехи в физике ка­ким-то таинственным образом связаны с прочитанными и любимыми книгами. (10)Занимаясь физикой, он заряжал себя азартом вдохновения, который охватывал его при чтении. (11)А ведь счастье этого состояния он испытал до физики. (12)Книга была первична.

(15)На даче отец с сыном играли в бадминтон. (16)Из-за язвительных насмешек постоян­но выигрывавшего сына отец вдруг понял, что он, хотя и физик высокого класса, никаким ав­торитетом у сына не пользуется. (17)Нужно завоевать авторитет. (18)Но как это сделать?

(19)Спорт - единственное, что увлекает мальчика кроме телевизора и компьютерных игр. (20)0н должен через спорт завоевать авторитет у сына. (21)Он должен переиграть его в бад­минтон.

(22)На следующий день, когда сын предложил поиграть, отец сказал ему:

- (23)Если я у тебя выиграю, будешь два часа читать книгу!

- (24)Ты у меня выиграешь... - презрительно ответил сын. - (25)Папа, у тебя крыша поехала!

- (26)Но ты согласен на условия?

- (27)Конечно!

(28) Отец, решив выиграть у сына, внутренне сосредоточился, напружинился, хотя взял себя в руки и внешне держался равнодушно.

(29) Постоянно слышалось шлепанье ракеткой по волану. (30)Хотя Георгий Андреевич весь был сосредоточен на игре, в голове его мелькали мысли, никакого отношения к игре не имеющие.

(31)Если бы Пушкин прожил ещё хотя бы десять лет, вероятно, история России могла быть совершенно другой. (32)Удар!

(33)Вся русская культура расположена между двумя фразами: пушкинской: подите прочь, какое дело поэту мирному до вас! (34)И толстовской: не могу молчать! (35)Удар!

(36)Задыхаюсь! (37)3адыхаюсь! (38)Нельзя было почти всю жизнь работать по четырна­дцать часов! (39)Удар!

(40)Выражение «тихий Дон», кажется, впервые упоминается у Пушкина в «Кавказском пленнике»... (41)Если бы не перечитывал сыну, никогда бы не вспомнил... (42)Удар!

(43)Если предстоит конец книжной цивилизации, это удесятерит агрессивность человече­ства. (44)Ничто не может заменить натурального Толстого и натурального Шекспира... (45)Удар!

(46)Сын, не замечая необычайной сосредоточенности отца, пропустил достаточно много ударов, уверенный, что отец случайно вырвался вперед. (47)Но при счёте десять - пять в поль­зу отца (а играть решили до двадцати одного очка) он как бы очнулся.

(48)Шквал сильных ударов посыпался на отца. (49)Но почти все удары, сам удивляясь се­бе, отец изворачивался брать и посылать обратно. (50)0н дотягивался до очень трудных подач и отбивал их, замечая в глазах у сына как бы комически-заторможенное уважение. (51)Однако сын порядочно загнал его своими подачами. (52)Сердце колотилось во вею грудную клетку, он был весь мокрый от пота. (53)Но чем трудней ему было, с тем большей самоотдачей он шёл к победе. (54)В каждый удар он вкладывал все силы, как будто удар этот был последним и самым решительным.

(55)Игра приближалась к победному концу, и сын стал нервничать.

- (56)Эта ракетка соскальзывает с руки, - крикнул он, - я пойду возьму запасную.

(57)И побежал домой. (58)Отцу показалось, что эта передышка в две-три минуты спасла его. (59)Сейчас, когда игра остановилась и он осознал свою усталость, он чуть не отдал концы от пережитого напряжения.

(60)0тец слегка отдышался. (61)Сын прибежал с новой ракеткой, и они продолжили иг­ру. (62)И хотя эта ракетка была ничуть не лучше прежней, сын стал бить по волану с такой размашистой силой, словно стремился не просто выиграть у отца, а вытолкнуть его из жизни.

(63) Сын опять загнал отца, но вдруг споткнулся, наступив на шнурок незавязанного кеда.

(64) Он занялся своими шнурками, а отец в это время старался отдышаться, иначе от пе­реутомления он сам мог грохнуться.

(65) Через минуту отец выиграл, на два очка опередив сына, и вдруг почувствовал всем своим существом, что сын проникся к нему уважением...

(По Ф. Искандеру)

Фазиль Абдулович Искандер (род. в 1929 г.) - советский и российский прозаик и поэт. Мир, в котором живут герои Ф. Искандера - это миниатюрная копия нашего большого мира, где соседствуют смешное и трагическое, мудрость и глупость, хитрость и простодушие.

20. Какие из высказываний могут служить иллюстрацией к основной проблеме текста? Ука­жите номера ответов.

1) Самые трусливые, неспособные к сопротивлению люди становятся неумолимыми там, где они могут проявить абсолютный родительский авторитет. (Конфуций)

2) Всегда, прежде чем может быть возведено что-то новое, должен быть поколеблен авто­ритет уже существующего. (С. Цвейг)

4) Воспитатель сам должен быть тем, чем он хочет сделать воспитанника. (В.Даль)

5) Только живой пример воспитывает ребенка, а не слова, пусть самые хорошие, но не подкрепленные делом. (А. Макаренко)

21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) В предложениях 31-34 представлено рассуждение.

2) Предложение 44 поясняет суждение, высказанное в предложении 43.

3) Предложение 21 является выводом, обобщающим суждения, содержащиеся в предло­жениях 19-20.

4) В предложениях 55-57 содержится описание.

5) В предложениях 63-65 содержится рассуждение.

22. Из предложений 26-29 выпишите фразеологизм.

23. Среди предложений 45-47 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи личного местоимения. Напишите номер этого предложения.

24. «Георгию Андреевичу в его возрасте очень сложно было выдержать темп игры, задан­ный сыном, и такое синтаксическое средство, как (А) _____ (пред­ложения 36-37), отражает его реальное физическое состояние. Однако (Б) ______ (предложение 54) помогает понять, с какой самоотдачей отец старался завоевать авторитет, победив сына. Решительное противостояние Георгия Ан­дреевича не могло не удивить мальчика, и троп (В) : _____«комически-заторможенное уважение» (предложение 50) рисует начало зарождения этого чувства. Сын не мог и подумать, что его отец чуть жив от усталости: в лексике (Г) _______ (предложение 59) точно характеризует самочувствие Георгия Ан­дреевича».

Список терминов: 1) градация 2) развернутая метафора 3) инверсия 4) восклицательное предложение 5) эпитет
6) олицетворение 7) фразеологизм 8) контекстные антонимы 9) сравнение

Задание 1. Батыр – это не только смелый, сильный, красивый, надежный человек, обеспечивающий устойчивость мира и счастье людей. В его образе воплощены лучшие представления людей о героях, поборниках справедливости, борцах за честь народа. Приведите цитату из эпоса, повествующую о героическом бое батыра.

IDR10 ВОЛЬНЫЙ СВЕТ , IDR08 СКАЗИТЕЛИ , IDR22 РУСИЧИ , IDR07 СТАВРИКИ , IDR09 ДРЕВО ЖИЗНИ , IDR11 НЕПОБЕДИМЫЕ .

Один-одинешенек богатырь

Скачет, истребляет врагов,

Словно волк, напавший на овец,

Рубит он их на скаку.

В страхе бегут кызылбаши,

Как куланы, на которых напал тигр.

Белые руки его в крови,

Усталость во всем теле его.

Пробился через толпы врагов,

Всю свою мощь врагу показал.

Подмоги ему неоткуда ждать -

Жизнь его в руках судьбы.

Огромный стяг он поднял,

Пропитанный кровью стяг,

Сорок тысяч конных кызылбашей

Мечутся взад-вперед.

Мало их осталось в живых,

В бегство обратились они.

Да разве батыр даст им бежать?

Кобланды преградил им путь,

Бесстрашно пикой колол,

Сваливал одного за другим,

Копье у батыра Коблеке

Окрасилось в алой крови.

В городе новые воины поднялись,

Пробудившись ото сна.

Кобланды с теми, кто не убежал,

Сражался семь дней подряд,

Чуть ли не всех порубил.

Задание 2. Для казаха степь – это образ земного бытия. Приведите примеры не менее 3-х эпитетов, с помощью которых описана степная природа.

Правильный ответ дали команды IDK12 Удаль молодецкая , IDR11 НЕПОБЕДИМЫЕ , IDR19 Калики перехожие

1. Сонная степь ("Сонная степь загудела ветром");

2. Родная степь,

3. Красивая степь! ("Какая ширь раскинулась вокруг! Сколько не пой песен, а все мало сердцу! Какой красивой предстала людям родная степь! Не налюбуешься, сколько ни смотри!").

Задание 3. Для батыра конь – это друг, первый помощник в сражении. Поэтому конь должен быть под стать батыру. Он, как и батыр, должен быть наделен недюжинной выносливостью, быстротой. Приведите одну цитату, подтверждающую это.

У Тулпара голова - в аршин,

У Тулпара крылья на боках.

Резво мчится богатырский Тулпар.

Летевший следом серый гусь

Сбился с пути в поднявшейся пыли.

По неприступному горному хребту

То скачет, то рысью бежит,

Мчится вихрем быстроногий Тулпар,

Конь мигом перескочил перевал,

Заклубилась поднявшаяся пыль,

Дорога изрыта копытами коня.

Когда вперед устремлялся он,

В пятьсот саженей был его шаг.

Бурыл подпрыгнул до небес,

Взмылился пот на его груди.

Скачет, скачет резвый конь,

Камни вылетают из-под копыт,

Словно пули из ружей кызылбашей.

Легче тюбетейки казался ему

Сидящий на нем богатырь.

Конь широко раскрывает пасть,

Копытами сильно бьет,

Пыль, поднятую с одного холма,

Мешает с пылью на другом холме

Задание 4. Кортка - это символ идеальной жены кочевника-скотовода. Она превосходная хозяйка дома, искусно шьет и ткёт, заботливо выхаживает жеребенка, вырастив из него богатырского коня. Кортка умеет унять гнев мужа, лечит его боевые раны, знает, как вернуть ему душевное спокойствие. Какие эпитеты употреблены в эпосе при описании Кортки? Приведите три примера.

Правильный ответ дали большинство команд.

Изяществом славится она.

Несравненная красавица Кортка.

Лунноликая с талией, как волосок.

Задание 5. Карлыга – это богатырша. Она храбра, бесстрашна, неотразима в богатырском поединке, недосягаема в быстрой езде. Приведите цитату, подтверждающую, что она сражается наравне с богатырями.

Правильный ответ дали команды IDR33 СВЯТОРУСИЧИ ,IDR07 СТАВРИКИ ,IDR14 РусДевчата ,IDR12 "ИСКАТЕЛИ" .

Хоть и девушка, но молодец

От Карамана убежала она,

И пока спал Кобланды,

Коня Бурыла развязала она;

Хоть ты и женщина, но мне ровня;

Подскакала к ним Карлыга,

Аганаса в тот же миг

Схватила, отшвырнула она.

"Животное не вынесет боли от ссадин,

Человек не выдержит боли душевной.

Вы пока оставайтесь здесь.

Джигиты, я сама справлюсь с ним,

Я сама его убью, - говорит.

Сила у моего отца

Больше моей на один батман,

А сила Биршимбая - брата моего

На восемь батманов больше, чем у отца.

На вороте, возле шеи, позади,

Стреляйте в затылок ему,

Джигиты, послушайтесь меня.

Если его хитростью не возьму,

Никак иначе не одолею его".

Так сказала Карлыга,

С головы шапку меховую сорвала,

Распустила волосы она,

Только эти трое богатырей

Бегством спаслись от меня.

Я не смогла на месте устоять

Одна за ними погналась.

Хоть и погибну, не пожалею ни о чем.

От коварства Карлыги он погиб.

Ведя на поводу его пегого коня,

Скачет Карлыга напрямик,

Прискакала к трем богатырям.

Победив многочисленных врагов,

Успокоились богатыри.

Задание 6. Характерной чертой русской былины является употребление постоянных эпитетов. Приведите 4 примера постоянных эпитетов из былины «Илья Муромец и Соловей Разбойник».

Правильный ответ дали команды IDR11 НЕПОБЕДИМЫЕ , IDR12 "ИСКАТЕЛИ" , IDR16 Мудрословы нового времени .

(Конь)добрый;

(Ворон)черный;

(Поле)чистое;

(Уста)сахарные;

(Молодец)добрый;

(Голова)буйна.

Задание 7. Приведите не менее двух примеров гиперболы из былины «Илья Муромец и Соловей Разбойник».

Правильный ответ дали большинство команд.

"...его конь с горы на горустал перескакивать...мелки реченьки, озерца промеж ног пускал...";

"...засвистал...и маковки на теремах покривились, а околенки во теремах рассыпались, а все людушки мертвы лежат..."

Задание 8. В былине часто встречаются слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами («прямоезжая дороженька», «травушки-муравы», «тетивочка шелковенька» и другие). Объясните, с какой целью сказители употребляли уменьшительно-ласкательные суффиксы в словах?

Правильный ответ дали команды IDR08 СКАЗИТЕЛИ , IDR19 Калики перехожие , IDK01 Искатели-2010 , IDR22 РУСИЧИ .

Суффиксы играли большую роль в изображении поэтического мира былин. Употребляя слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, сказители выражали свое отношение, т.е. любовь к персонажам или предметам. Употребляли их и в именах. Уменьшительно-ласкательными суффиксами награждались любимые герои (Илюшенька, Добрынюшка), уничижительными и увеличительными – их противники(Идолище, Змеище).

Задание 8. Докажите цитатой, что Илья Муромец - храбрый воин. Он не боится «посвиста соловьего, покрика звериного».

Правильный ответ дали команды IDR12 "ИСКАТЕЛИ" , IDR19 Калики перехожие ,IDR28 ВОИНЫ ВЕРЕСКА , IDR27 БЫЛИННЫЕ МЫСЛИТЕЛИ

А и как старый‑от казак да Илья Муромец

Берет плеточку шелковую в белу руку,

А он бил коня а по крутым ребрам;

Говорил‑то он, Илья, да таковы слова:

«Ах ты, волчья сыть да и травяной мешок!

Али ты идти не хошь, али нести не мошь?

Что ты на корзни, собака, потыкаешься?

Не слыхал ли посвисту соловьего,

Не слыхал ли покрику звериного,

Не видал ли ты ударов богатырскиих?»

А и тут старыя казак да Илья Муромец

Да берет‑то он свои тугой лук разрывчатый,

Во свои берет во белы он во ручушки,

Он тетивочку шелковеньку натягивал,

А он стрелочку каленую накладывал,

То он стрелил в того Соловья‑разбойника,

Ему выбил право око со косицею.